|
Скачать 399.88 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Программа кандидатского экзамена по научной специальности 13.00.03 –Коррекционная педагогика (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика) Сургут, 2012 Пояснительная записка Экзамен кандидатского минимума по специальности 13.00.03 — «Коррекционная педагогика (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика)» является одной из традиционных форм аттестации уровня научно-исследовательской подготовки аспирантов и соискателей педагогических университетов. Специальная педагогика, являясь составной частью педагогики, включает теорию и историю специальной педагогики и специального образования лиц с ограниченными возможностями и предметные области составляющего специальную педагогику научного и практического знания об образовании отдельных категорий лиц с особыми образовательными потребностями (с нарушениями сенсорной сферы, интеллекта, речи и др.). Целью кандидатского экзамена является определение уровня подготовленности обучающихся в аспирантуре и соискателей к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. При подготовке ответа кандидатского экзамена аспирант, соискатель должны продемонстрировать: - - знания методологии и методов педагогической науки; - знание актуальных проблем и перспектив развития специальной педагогики, инновационных подходов в обучении и воспитании детей с проблемами в развитии; - способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы специального образования; - способность выявлять связи теоретических проблем специальной педагогики с практикой системы специального образования; - способность анализировать специальную литературу, в том числе публикации в периодических изданиях и диссертационные исследования по проблеме. Структурно содержание экзамена представлено тремя разделами: раздел I — «Специальная педагогика»; раздел II — «Педагогические системы специального образования», раздел III-«Актуальность диссертационного исследования ». В первом разделе раскрываются вопросы, связанные с обзором основных понятий специальной педагогики, а также с перспективами развития специального образования. Второй раздел представлен педагогическими системами специального образовании: образование детей с интеллектуальными нарушениями, с задержкой психического развития, с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и со сложными нарушениями развития. Третий раздел связан с темой диссертации и вводится в содержание кандидатского экзамена. Соискатель ученой степени должен показать как глубокое знание трудов классиков специальной педагогики, так и современной отечественной и зарубежной литературы, знание инновационных подходов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья; проявлять самостоятельность и высказывать личные суждения по отношению к освоенному материалу и материалам собственной научно-исследовательской деятельности. При подготовке к сдаче кандидатского экзамена аспирант, соискатель руководствуется настоящей программой и консультациями научного руководителя. Научный руководитель ориентирует аспиранта, соискателя в круге вопросов по избранной проблеме для исследования, а также рекомендует список литературы отечественных и зарубежных источников. Соискатель должен показать знание новейшей литературы и периодической печати по специальной педагогике. Содержание разделов программы ^ Глава 1. Общие вопросы специальной педагогики 1.1. Специальная педагогика как наука Предмет и объект специальной педагогики. Особенности специального образования лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен. Задачи специальной педагогики и ее понятийный аппарат. Принципы коррекционно-педагогической деятельности. Общепедагогические принципы и принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности. Методы специальной педагогики. Статистика специальной педагогики. Предметные области специальной педагогики. Научные основы специальной педагогики. Философские основы специальной педагогики. Аксиологическая концепция отношения социума к лицам с ограниченными возможностями как методологическая основа изучения теории и истории специальной педагогики. Гуманизм и его влияние на философию специальной педагогики. Современная модель аксиологической концепции отношения к лицам с ограниченными возможностями: переход от культуры полезности к культуре достоинства); Социокультурные основы (роль социологии и культурологии в развитии теории и практики специальной педагогики). Социокультурная концепция образа жизни человека с ограниченными возможностями. Правовые основы (современные международные правовые акты, направленные на охрану и защиту прав лиц с ограниченными возможностями). Важнейшие российские нормативно-правовые документы (Указы Президента, Постановления Правительства РФ, Законы и др.), направленные на охрану материнства и детства, на защиту прав, свобод и социальную поддержку лиц с ограниченными возможностями. Законодательная и правовая основа специального образования в России. Перспективы ее развития). Экономические основы специальной педагогики. История экономических условий становления и развития специального образования в Западной Европе и России. Экономическая политика в области специального образования в России. Финансирование специального образования за рубежом. Клинико-физиологические основы специальной педагогики. Основные закономерности психофизического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Биологические и социальные факторы, их роль в нормальном и отклоняющемся развитии. Виды детских отклонений в развитии и их причины. Аномалии врожденные и приобретенные. Понятие недостатка, ограничения. Сложность структуры и особенности процесса отклоняющегося развития. Психологические основы специальной педагогики. Л.С.Выготский о сложной структуре аномального развития; понятия компенсации, коррекции, адаптации в специальной психологии; общие принципы работы с «исключительным ребенком", предложенные Л.С.Выготским; роль и место современной специальной психологии как научной основы специальной педагогики; Методология и методы исследования в специальной педагогике. Предметные области современной специальной педагогики, возможности ее дальнейшей дифференциации. Становление и развитие специальной педагогики как науки. ^ Понятие «норма» – «аномалия» как междисциплинарная проблема. Проблема критериев нормы, предметная норма. Социально-возрастная норма. Индивидуальная норма. Норма психического развития. Психологический аспект проблемы «норма – аномалия». Глава 2. Перспективы развития специальной педагогики и специального образования 2.1.Современные теории и практика выявления детей с нарушениями в развитии и комплектование коррекционно-образовательных учреждений в России Задачи и принципы отбора детей в коррекционно-образовательные учреждения в России. ПМПК (психолого-медико-педагогические консультации), задачи, структура, специфика работы. Организация психолого-педагогического обследования. Обследование детей в раннем возрасте. Педагогическое обследование детей дошкольного и школьного возраста. Обследование навыков чтения, письма, счета. Использование наглядного и дидактического материала в процессе исследования школьных знаний и навыков. Логопедическое обследование, его цель, техника, процедура. Современные требования к оформлению результатов обследования. Заключение по результатам обследования. Психологическое обследование личности ребенка в диагностической работе МПК и ПМПК. ^ Концепция коррекционно-развивающего обучения. Основные положения концепции. Система коррекционно-развивающего обучения. Организация учебно-воспитательного процесса. Направления коррекционно-развивающего обучения. Организация и задачи диагностико-консультативной работы. Классы коррекционно-развивающего обучения. МПК. Задачи МПК. Основные направления деятельности консилиума. Организация коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса. Вариативность форм и методов обучения. Варианты комплектования классов КРО. Психолого-дидактические принципы коррекционно-развивающего обучения. Задачи коррекционно-развивающего обучения. Раздел II. Педагогические системы специального образования Глава 1. Образование лиц с интеллектуальным нарушением 1.1. Общие вопросы олигофренопедагогики Предмет, задачи и методы олигофренопедагогики. Понятие "умственная отсталость". Причины умственной отсталости. Клиническая и психолого-педагогическая классификация умственно отсталых детей. Методы психолого-педагогического изучения детей с интеллектуальными нарушениями. Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта. Особенности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей. Характеристика системы образовательных учреждений для различных категорий умственно отсталых детей и их задачи. Основные принципы комплектования специальных образовательных учреждений для умственно отсталых детей. История развития научных взглядов на обучение и воспитание умственно отсталых детей. Теоретические и экспериментальные исследования последних лет. ^ Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями интеллекта. Задачи, содержание, методы и организационные формы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями интеллекта. Социальное развитие дошкольников с нарушением интеллектуального развития. Физическое развитие. Сенсорное развитие. Развитие игровой деятельности. Развитие изобразительной деятельности. Формирование мышления. Особенности работы с родителями, воспитывающих ребенка раннего и дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития. Характеристика новых форм воспитания и обучения дошкольников с нарушениями интеллекта. ^ Задачи обучения умственно отсталых школьников. Принципы обучения умственно отсталых школьников. Содержание обучения умственно отсталых школьников. Методы обучения умственно отсталых школьников. Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению умственно отсталых школьников. Особенности обучения и воспитания детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития. Содержание профессионально-трудового обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. ^ Основные задачи и принципы коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Воспитание культуры поведения у школьников с нарушением интеллектуального поведения. Физическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эстетическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Трудовое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Задачи и формы внеклассной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Особенности формирования коллектива школьников с нарушением интеллектуального развития. Взаимодействие специальной (коррекционной) школы VIII вида с семьями учащихся с нарушением интеллектуального развития. ^ Задачи трудового обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Пропедевтика профессионально-трудового обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Содержание профессионально-трудового обучения. Профориентация учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Модели трудового обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Задачи, содержание и организация трудового обучения учащихся с выраженными нарушениями интеллектуального развития. Глава 2. Образование детей с задержкой психического развития 2.1. Специальное образование детей с задержкой психического развития Потребность общества в создании широкой сети образовательных дошкольных учреждений для детей отстающих в развитии. Этапы оказания помощи детям с задержкой психического развития: первый этап – открытие специальных классов /50-е годы ХХ века/; второй этап – комплексные медико-педагогические исследования /60-70 годы ХХ века; третий этап – ранняя диагностика и коррекция отклонений в психофизическом развитии /начало 90 годов ХХ века/. ^ Создание нового типа специальных дошкольных учреждений – детское дошкольное учреждение для детей с задержкой психического развития (1990). Комплектование дошкольных учреждений для детей с ЗПР. Принципы организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ЗПР. Типы и виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений. ПМПК – одна из форм помощи детям с ЗПР. Основные показания и противопоказания для приема ребенка в специализированное дошкольное учреждение или группу. Основные блоки задач в специализированном дошкольном учреждении. Направления коррекционной работы с детьми. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР в диагностико-коррекционных группах /Шевченко С.Г., Екжанова Е.А.., Марковская И.Ф., Маркова Л.Г./. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста /Разенкова Ю.А., Мастюкова Е.М./. Организация работы с родителями. Готовность детей с ЗПР к школьному обучению в контексте современных тенденций в общем и специальном образовании. ^ Проблема школьной неуспеваемости в российской и зарубежной педагогике и психологии. Вопросы клинической дифференциации неуспевающих школьников (И. Борисов, П.И. Растегаев, Н.О. Озерецкий). Психолого-педагогический подход к решению данной проблемы (П.П. Блонский, Ф.А. Касторский). Сторонники социогенетического направления (Е.А. Аркин, А.Б. Залкинд). Психологические проблемы неуспеваемости школьников (В.И. Зыкова, З.И. Калмыкова, Л.С. Славина, Н.Н. Менчинская). Педагогическое направление (А.А. Есипов, Ю.К. Бабанский, С.Т. Шацкий) в исследовании детей с трудностями в обучении. Интегрированное обучение: задачи, возможности, необходимые условия эффективной реализации. Специфика психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой нарушения, включающей ЗПР. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Глава 3. Образование лиц с нарушениями речи 3.1. Предмет логопедии, ее становление как интегративной отрасли знаний Логопедия как наука. Определение, объект и предмет логопедии. Цель и задачи логопедии: теоретический и практический аспекты. Естественнонаучная психофизиологическая основа логопедии. Методологическая основа логопедии. Принципы и методы логопедии как науки. Понятие речевого нарушения. Этиология и принципы анализа речевых нарушений. Классификация речевых нарушений. Критерии педагогического, психологического, лингвистического и клинического характера при изучении речевых нарушений. ^ Дислалия Учение о дислалии. Основные формы дислалии. Критерии их выделения. Функциональная и механическая (органическая) – учет локализации поражения и причин. Сенсорная и моторная дислалия – учет психофизиологических механизмов /К.П.Беккер, М.Совак, М.Е.Хватцев, О.А.Токарева, О.В.Правдина и др./. Акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая формы – учет фонематического или фонетического дефекта Простые и сложные дислалии. Уровни нарушенного произношения /О.В.Правдина/. Способы и приемы выявления недостатков звукопроизношения у детей. Цель и основные этапы логопедической работы по преодолению у детей недостатков звукопроизношения. ^ Определение и классификация ринолалии, ринофонии. История изучения, причины, симптоматика открытой органической врожденной ринолалии. Классификация расщелин верхней губы и неба. Влияние врожденных расщелин губы и неба на физическое, психическое и речевое развитие ребенка. Особенности устной и письменной речи при открытой ринолалии. Логопедическое обследование детей с ринолалией. Содержание логопедических занятий по методике А.Г.Ипполитовой. Поэтапная методика коррекции звукопроизношения и голоса /И.И.Ермакова/. Специфика коррекционной работы по методике Л.И.Вансовской. Центры оказания помощи детям и подросткам с врожденной челюстно-лицевой патологией. Дизартрия Понятие дизартрии. История изучения. Патогенез дизартрии. Клинико-физиологические аспекты дизартрии. Психолингвистические аспекты дизартрии. Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией. Классификации дизартрии, Правдина О.В., Панченко И.И., G.Tardier. Характеристика стертой формы дизартрии, приемы логопедического обследования и основные направления коррекционной работы /Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова,1980; Л.В. Лопатина/. Логопедическое обследование детей с ДЦП. Специфика коррекционно-педагогического воздействия при различных формах дизартрии при ДЦП. Специальные лечебно-учебные учреждения системы здравоохранения и просвещения для детей и подростков с ДЦП. ^ Причины, механизм и классификация нарушений голоса. Функциональные нарушения голоса. Фонопедическая терапия при функциональных дисфониях ( Орлова О.С., Лаврова Е.В. и др.). Органические нарушения голоса. Восстановления голоса при парезах и параличах гортани. Восстановление голоса при хронических ларингитах /Лаврова Е.В. и др./. Восстановление голоса у детей с органическими изменениями гортани (Алмазова Е.С., Ивановская Ф.А. и др.); после удаления гортани (Таптапова Л.С.). Профилактика голосовых нарушений. ^ Характеристика темпа и ритма речи и их нарушений у детей. Тахилалия, причины и патогенез (В.М.Бехтерев, М.е,Хватцев). Психологический аспект механизма тахилалии. Формы тахилалии. Речевая и неречевая симптоматика. Особенности нарушений при баттаризме (парафразии) /А.Либманн, А.Гутцман, Ю.АФлоренская/ и полтерн (спотыкании) /В.С.Кочергина,К.П.Беккер. Брадилалия, причины, механизмы /М.Е.Хватцев, Ю.А.Флоренская, В.С.Кочергина, М. Зееман, А.Куссмауль/.Система лечебно-педагогической комплексной работы по устранению нарушений темпа речи. Заикание, этиопатогенетические механизмы. Теоретические подходы к изучению заикания. Клинические критерии для разграничения невротической и неврозоподобной формы заикания /Н.М.Асатиани,, Б.З. Драпкин, В.Г. КАзаков,Л.И.Белякова и др./. Современные нейрофизиологический, психологический и психолингвистический подходы в изучении механизмов заикания /И.В.Данилов,И.М.Черепанов, И.Ю.Абелева,А В.Ястребова и др./. Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников и младших школьников. Комплексные системы реабилитации заикающихся подростков и взрослых (М.И. Буянов, Б.З. Драпкин, Е.В. Богданова, Н.Б. Жихарева, 1989, В.И. Шкловский, 1994). Основные направления профилактики заикания. Алалия Этиология, патогенез и классификация алалии. История изучения /А. Куссмауль (1877), Р. Коэну (1888), Р. Шультесс (1830), И. Франк, Г. Гутцман (1894), А. Либманн (1900). Причины алалии. Анатомо-физиологический аспект изучения алалии. Роль патофизиологических механизмов в возникновении алалии. Классификации алалии. Моторная (экспрессивная) алалия (В.А. Ковшиков, Е.Ф.Соботович, И.Т.Власенко). Симптоматика экспрессивной алалии. Основные направления коррекционной работы при моторной алалии. Сенсорная алалия, механизм и симптоматика нарушений (Н.Н. Трауготт, Ю.А. Флоренская, С.И. Кайданова). Психолого-педагогические и речевые особенности детей с сенсорной алалией. Система коррекционного воздействия. Афазия История изучения афазии /Л.С.Цветкова/. Классификация афазий. Афферентная моторная афазия. Эфферентная моторная афазия. Динамическая афазия. Сенсорная (акустико-гностическая) афазия. Акустико-мнестическая афазия. Семантическая афазия. Организация восстановительного обучения при афазии. Методы восстановления речи при поражении передней речевой зоны коры. Методы восстановления речи при поражении задней речевой зоны мозга. ^ Исторический обзор учений о нарушениях письменной речи (А.Куссмауль, 1877; В.Морган, 1896; П.Раншбург; Е.Иллинг, О.Ортон, Р.А.Ткачев; С.С. Мнухин). Причины нарушений письменной речи. Механизмы нарушений чтения и письма. Дислексия. Психологическая классификация ошибок чтения (Т.Г.Егоров). Специфические ошибки письма (И.Н.Садовникова). Классификации дислексий и дисграфий. Методика коррекционной работы по устранению различных форм дислексии, дисграфии, дизорфографии (Р.И. Лалаева, Т.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова, А.В. Ястребова, А.Н. Корнев, Прищепова и др.). Профилактика нарушений чтения и письма. ^ Периодизация ОНР (Р.Е. Левина). Характеристика уровней речевого развития. Специфика процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи. Нарушение лексики у детей с ОНР; особенности антонимии и синонимии; осознание значения слова. Нарушения формирования грамматического строя. Нарушения синтаксической структуры предложения (Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова). Основные направления логопедической работы при ОНР. Поэтапное формирование устной речи (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева). ^ Определение ФФНР. Симптоматика ФФНР. Исследования Р.Е.Левиной, Л.Ф.Спировой, Г.А.Каше и др. Первичное или вторичное недоразвитие фонематического восприятия. Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи (Н.А.Оскольская ). ^ Система специальных учреждений для детей с речевыми нарушениями. Логопедическая помощь в системе образования, здравоохранения и социальной защиты. Отбор детей в специальные учреждения. Рекомендации к комплектованию речевых групп при массовых детских садах, логопедических пунктов при общеобразовательных школах. Обучение и воспитание детей с различными видами речевых нарушений /ОНР, ФФНР/. Предупреждение нарушений: первичная, вторичная и третичная профилактика. ^ Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью /Петрова В.Г., Шиф Ж.И. Воронкова В.В. и др./. Нарушения фонетической стороны речи и особенности логопедической работы. Коррекция нарушений письменной речи во вспомогательной школе (Р.И.Лалаева и др.). Формы нарушений звукопроизношения у слабослышащих. /Л.Г.Парамонова/. Нарушения грамматического и лексического строя речи /Р.М.Боскис, А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин и др./. Логопедическое обследование слабослышащих детей. Логопедическая работа при нарушениях слуха: коррекция фонетико-фонематических нарушений; лексико-грамматических и нарушений связной речи. Уровни сформированности речи при нарушениях зрения /О.Л.Жильцова, С.Л.Коробко, Н.С.Костючек, Н.А.Крылова, Т.П. Свиридюк/. Особенности логопедической работы с учетом уровней сформированности речи. Развитие речевой культуры в игровой, учебной, трудовой деятельности. Опора на остаточное зрение или специфические способы восприятия (у слепых детей). Глава 4. Педагогические системы образования лиц с нарушениями слуха 4.1. Сурдопедагогика как наука Сурдопедагогика – предмет, объект, основные задачи и принципы науки. Дошкольная сурдопедагогика – составная часть сурдопедагогики. Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики. Связь дошкольной сурдопедагогики с другими научными дисциплинами: медицинскими, психологическими, лингвистическими, педагогическими. Методы дошкольной сурдопедагогики. Комплексный характер использования различных методов. ^ Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха в семье. Организация и содержание работы в семье с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста. Воспитание и обучение в условиях специальных учреждений и групп. Детские сады компенсирующего вида для глухих и слабослышащих детей. Детские сады комбинированного вида. Детские сады (группы) общеразвивающего вида. Дошкольные группы, отделения в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста “начальная школа – детский сад”. Организация групп кратковременного пребывания для детей с нарушениями слуха. Сурдологические центры и кабинеты. Центры реабилитации слуха и речи. ^ Общедидактические и специфические принципы в воспитании дошкольников с нарушениями слуха. Методы воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников. Формы организации воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха. Занятия как форма воспитания и обучения. Виды занятий в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха. Взаимосвязь в работе педагогического коллектива. Взаимосвязь детского сада и родителей. ^ Интегрированное воспитание и обучение детей с нарушениями слуха. Проблема интеграции детей с нарушениями слуха в специальной педагогике. Цели интеграции детей с нарушениями слуха со слышащими детьми. Формы интегрированного воспитания и обучения дошкольников с недостатками слуха. Условия полноценной интеграции детей с нарушениями слуха со слышащими детьми. Подготовка воспитателей общеобразовательных дошкольных учреждений к работе с детьми с недостатками слуха. Роль сурдопедагогов в организации коррекционной работы. Участие родителей в интегрированном воспитании и обучении детей с нарушениями слуха. 4.3. Содержание коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха 4.3.1. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Дактильная речь как своеобразная кинетическая форма словесной речи. Дактилирование, дактильный знак. Дактильные азбуки, история их создания. Первый русский дактильный алфавит (1835 г.). Функционирование дактильной речи в коммуникативной деятельности. Взаимосвязь дактильной формы речи с устной и письменной речью. 4.4.2. Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. Психолого-педагогические основы развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. Цели и задачи работы по развитию слухового восприятия. Система и этапы работы по развитию слухового восприятия. Содержание работы по развитию слухового восприятия: неречевые звуки, речь (слова, фразы, тексты) и элементы речи (гласные и согласные звуки). Методы развития слухового восприятия. Условия эффективной работы по развитию слухового восприятия. Обучение восприятию на слух неречевых и речевых звучаний. Выработка условно-двигательной реакции на звук. Формы организация работы по развитию слухового восприятия. Планирование и учет работы по развитию слухового восприятия. 4.3.3. Развитие произношения у детей с нарушениями слуха. Психолого-педагогические основы формирования произношения у детей с нарушениями слуха. Механизмы формирования устной речи у детей с нарушением слуха. Задачи обучения произношению детей с нарушением слуха. Аналитико-синтетический, концентрический, полисенсорный метод обучения произношению детей с нарушениями слуха. Содержание и этапы работы по обучению произношению детей с нарушением слуха. Формирование и развитие подражательной способности, работа над голосом, речевым дыханием, звуками, словом и фразой. Чтение с губ как специфический способ восприятия устной речи при нарушении слуха. Основные компоненты механизма чтения с губ. Работа над ритмико-интонационной стороной речи, голосом и речевым дыханием. Речевая ритмика как один из основных методических приемов работы по обучению произношению детей с нарушениями слуха. Работа над звуками речи. Вызывание звуков с помощью фонетической ритмики. Закономерности в последовательности появления звуков в речи детей. Характеристика правильной артикуляции, дефекты произнесения и пути их устранения. Система автоматизации и дифференциации звуков в речи. Работа над словом и фразой. Овладение словом как слогоритмической структурой. Уточнение звуко-слогового состава слова. Воспроизведение слов по подражанию. 4.3.4. Технические средства диагностики и коррекции нарушений слуха и речи. Приборы и установки для исследования слуха Аудиометрия. Аудиометрическая сетка и аудиограммы. Пороговая тональная аудиометрия. Речевая аудиометрия. Игровая аудиометрия. Акустическая импедансометрия. Метод регистрации слуховых вызванных потенциалов. Электрокохлеография. Определение коротко-, средне - и длиннолатентных слуховых вызванных потенциалов. Регистрация задержанной вызванной отоакустической эмиссии улитки. Звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования. Слухоречевой тренажер. Индивидуальный слуховой аппарат, принцип действия, составные элементы. Типы индивидуальных слуховых аппаратов: карманные, заушные, внутриушные. Слухопротезирование. Кохлеарная имплантация. Использование звукоусиливающей аппаратуры на занятиях. Методика уточнения режима звукоусиления на аппаратуре индивидуального и коллективного пользования. Приборы тактильно-вибрационного и визуального контроля речи. Виброскоп, вибратор. Телетакторы, тактильные вокодеры. Визуальный индикатор речи. Электронный индикатор речи. Возможности использования компьютерной программы программа «Visible Speech». 4.4. Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушением слуха. 4.4.1. Исторический обзор дидактических систем обучения неслышащих в Западной Европе, России, Америке. Сущность каждой системы, ее особенности, отношения к проблеме обучения глухих речи. Результативность каждой. Педагогическая характеристика системы обучения глухих и слабослышащих, сущность системы, принципы построения, особая роль речи в овладении знаниями. Развитие системы в современных психолого-педагогических исследованиях. Использование информационных технологий в коррекционной работе над голосом и внятностью. Система трудового обучения школьников с нарушением слуха. Роль труда в развитии детей и коррекции их физического развитии. Этапы трудового обучения, задачи каждого, содержание, методы обучения. Отношение глухих к выбору профессии, мотивы. Адаптация глухих на производство. 4.4.2. Система воспитания детей с недостатками слуха в семье. Задачи семейного воспитания, принципы, условия, основные направления в работе, методы воспитания. Помощь семье, родителям, система педагогического просвещения родителей. 4.4.3. Воспитание детей с недостатками слуха в школе - интернате. Гуманистический, личностно-ориентированный характер воспитательной системы, ее коррекционно-развивающий характер. Задачи, содержание, формы и методы воспитания детей. Особенности воспитания в младшем, подростковом и юношеском возрасте. Воспитание детей с трудностями в обучении, поведении. ^ Вариативные учебные программы обучения детей с нарушением слуха, их сущность, особенности построения, пути реализации. Сочетание общеобразовательных и специфических компонентов. Инвариантные и вариативные компоненты учебных планов. Проектирование учебно-воспитательного процесса на уроках в школах-интернатах для глухих (слабослышащих), его задачи, структура, сочетание методов и приемов. Различные формы учебной деятельности: индивидуальные, парные, групповые, индивидуализированные. Управление учебной деятельностью учащихся. Вариативные воспитательные системы в школах-интернатах для детей с нарушением слуха: школа-клуб, школа родного города, школа- родной дом, управление системами. Проектирование воспитательных ситуаций, их решение. Глава 5. Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности 5.1. Возможности развития, образования и социализации при аутизме Основы семейного воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра Основные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ранним детским аутизмом (РДА). ^ Основные задачи обучения. Организация занятий. Общее развитие моторики. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, восприятия, памяти. Развитие речи: развитие понимания речи, развитие активного пользования речью, подход к обучению навыкам чтения, письма, счета. Рекомендации по обучению аутичных детей. Зарубежный взгляд на проблему обучения и подготовки детей с РДА. Опыт обучения аутичных детей начальным школьным навыкам (Заломаева Н.Б.). ^ Социальная реабилитация детей с РДА. Удерживающая терапия (холдинг – терапия). Бихевиористский подход. Групповая терапия. Метод выбора. Подкрепленная музыкой коммуникативная терапия. Помощь и поддержка аутичных детей в Нидерландах. Организация помощи и поддержки детям с аутизмом в Швеции. Обучение учеников с аутизмом в Бельгии. ^ Принципы психокоррекционной работы. Основные направления психокоррекционной работы с аутичными детьми. Организация психокоррекционной работы: проведение занятий в специально оборудованном помещении; строгая организация режима; создание индивидуальных психокоррекционных программ ; привлечение родителей к психокоррекционному процессу. Задачи психологической коррекции с детьми с РДА. Основные этапы психологической коррекции: установление контакта с аутичным ребенком; усиление психической активности; организация целенаправленного поведения; работа с родителями. Приемы организации коррекционной помощи при РДА: организация среды, выработка определенного аффективного режима, сенсорная организация пространства, использование аутостимуляции ребенка, Стимуляция речевого развития: использование имеющихся вокализаций ребенка, стимулирование речевой активности на фоне эмоционального подъема. ^ Поведенческая терапия для формирования навыков бытовой адаптации. Трудности обучения социально-бытовым навыкам. Телесно-ориентированные методы психотерапии при РДА и атипичном аутизме. Холдинг-терапия как форма психологической помощи. Психологическое обоснование метода. Стадии холдинг-терапии. Модификация холдинг-терапии (М.М. Либлинг, О.С. Никольская). Задачи специалиста, ведущего холдинг-терапию. Противопоказания к проведению холдинг-терапии. Результаты холдинг-терапии. Негативные феномены при холдинг-терапии. Облегченные коммуникации при РДА. Определение и реализация методики. Механизм действия облегченных коммуникаций, инициатор коммуникаций, необходимость физического контакта. Кризисное вмешательство при РДА и атипичном аутизме. Возможные причины кризовых расстройств при аутистических синдромах: изменение среды и окружения; коммуникативные недоразумения; фазы развития и созревания как «кризовый момент»; изменения условий и течения возможных основных заболеваний. Игра как средство коррекции аутичного поведения у детей. Нарушения игры при детском аутизме. Экспериментальное изучение игровой деятельности детей с РДА. Методика исследования: исследование игры по социализированным сюжетам, исследование спонтанной игры, исследование процесса игрового замещения. Особенности коррекции речевых расстройств при РДА. Глава 6. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6.1. Психологические основы организации коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата Взаимосвязь общеразвивающих и коррекционных задач в воспитании и обучении детей с церебральным параличом. Индивидуальный подход в определении коррекционных задач. Специфика коррекционных задач, вызванных двигательной патологии, нарушениями психической деятельности, речевыми нарушениями, недостаточностью сенсорного развития. Взаимосвязь коррекционно-педагогической работы и лечебных мероприятий. Определение психологической готовности к овладению различными видами детской деятельности как необходимое условие коррекционного воздействия. ^ Основные направления коррекционно-педагогической работы при ДЦП. Медицинская коррекция ДЦП: лечебная физкультура и массаж, мануальная терапия, метод функционального биоуправления, метод комплексной стимуляции, кондуктивная педагогика, использование технических вспомогательных средств. Коррекция нарушений речи при ДЦП. Коррекционная работа при различных формах дизартрии. Коррекция нарушений чтения и письма. Психологическая коррекция познавательных процессов и сенсорно-перцептивной деятельности у детей с церебральным параличом. Обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций. Развитие константности, предметности и обобщенности восприятия. Развитие скорости восприятия объектов. Роль продуктивных видов деятельности в коррекции сенсорных процессов у детей с ДЦП. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков с ДЦП. Проблемы коррекции детей с ДЦП, имеющих патохарактерологические и невротические проявления. ^ Система поэтапной медицинской и педагогической реабилитации детей с церебральным параличом. Психосоциальные основы реабилитации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Реабилитация средствами образования. Особые образовательные потребности детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Задачи и формы психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с ДЦП. Основные направления психолого-педагогической подготовки родителей к работе с ребенком с ДЦП. Современные проблемы социальной и педагогической интеграции и инклюзии. Нормативно-правовая база в отношении инвалидов. Необходимые психолого-педагогические, морально-этические и экономические условия эффективной интеграции, инклюзии. Позитивные и негативные аспекты совместного образования нормально развивающихся детей и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Глава 7. Образование лиц с нарушением зрения 7.1.Тифлопедагогика как наука Предмет и задачи тифлопедагогики. Теоретические основы науки: клинико-физиологические и психолого-педагогические. Вклад зарубежных и отечественных тифлопедагогов в развитие тифлопедагогической науки: В.П. Ермаков, А.Г. Литвак, А.И. Солнцева и др. Специальные учреждения для воспитания и обучения слабовидящих и слепых детей, основы их деятельности. Развитие дифференцированной сети образования детей с нарушениями зрения. Деятельность ВОС. Основные достижения теории и практики воспитания и обучения слепых и слабовидящих детей на базе достижений смежных наук (физиологии, офтальмологии, невропатологии, психологии, генетики) и других отраслей дефектологии. Внедрение научно-исследовательских результатов в практику воспитания и обучения детей с нарушениями зрения. ^ Предмет, задачи и принципы дошкольной тифлопедагогики. Характеристика состава детей в специальных дошкольных учреждениях. Содержание дошкольного образования детей с нарушениями зрения. Направления работы в специальных детских садах для детей с нарушениями зрения. Физическое воспитание детей с нарушениями зрения. Ознакомление с окружающим и умственное воспитание. Развитие речи. Эстетическое и нравственное воспитание. Развитие слепых и слабовидящих детей в разных видах деятельности. Воспитание самостоятельности, самообслуживания и трудовой деятельности у детей с нарушениями зрения. Подготовка детей с нарушениями зрения к обучению в школе. Воспитание ребенка в семье. Перспективы развития системы дошкольного воспитания детей с нарушениями зрения. ^ Формирование зрительных образов внешнего мира на основе остаточного и нарушенного зрения при слепоте и слабовидении. Уровни отражения: сенсорно - перцептивный, уровень представлений, вербальнологический (Б.М. Лонов, 1985; В.А. Пономаренко, 1986). Процесс образования образа при слабовидении. Использование зрительного восприятия слепых с остаточным зрением в процессе воспитания и обучения (А.И. Каплан, Н. Серпокрыл, Л.П. Григорьева, Л.А. Новикова, Е.Н. Соколова, О.Г. Солнцева, Н.С. Костючек и др.). Методики, направленные на активизацию зрительных возможностей у детей с нарушениями зрения. Формирование системных слуховых образов у детей с нарушением зрения. Проявление в слуховой модальности закономерности образования образов восприятия. Роль слуха в жизни и деятельности слепых. Различия в слуховой функции зрячих и слепых (А.А. Крошус, В.С. Сверлов, Б.М. Теплов, Ю.М. Тохфельд и др.). Виды слуховых ощущений. Формирование тактильных и осязательных образов при глубоких нарушениях зрения. Педагогические основы управления процессом развития зрительного восприятия. Принципы к воспитанию ребенка с нарушениями зрения. ^ Содержание и методы обучения. Типы специальных занятий по развитию зрительного восприятия. Методические приемы развития зрительного восприятия. Принципы подбора общедидактического материала для организации занятий. Специальная графика. Функциональная предназначенность графики. Формирование сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения. Формирование устойчивой связи между эталоном и словом. Формирование системы эталонов светлот; эталонов размера. Формирование системы эталонов цвета, эталонов ориентации, эталонов формы. Формирование перцептивных действий в процессе практической деятельности. Построение символических изображений в процессе работы с мозаикой. Формирование и развитие системы «глаз-рука». ^ Понятие об ориентировке в пространстве. Задачи ориентировки пространстве. Трудности и особенности ориентировки в пространстве при слепоте и слабовидении. Полисенсорная основа ориентировки в пространстве. Значение формирования представлений об окружающем в процессе ориентировки. Обучение ориентировке и мобильности. Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования. Развитие восприятия удаленности. Формирование зрительного восприятия пространственных отношений, направлений и расстояний между объектами. Формирование, развитие зрительной пространственной ориентировки. Особенности работы по тренировке глазных мышц в определении удаленности при установленной точке фиксации. Формирование пространственного мышления, мотивации, интереса, смелости и уверенности при ориентировке в пространстве, в окружающей действительности. Социально-бытовая ориентировка. Связь занятий по ориентировке с другими занятиями в условиях специального детского сада для детей с нарушениями зрения. 7.5.Тифлотехника 7.5.1. Рельефно-точечный шрифт слепых. Рельефнолинейный шрифт и его основоположник – В.Гаюи. Условный рельефно-линейный шрифт и его основоположники – Б.Мун и Лукас. Рельефно-точечные шрифты Ш.Барбье, И.Клейна, Л.Брайля. Плоское письмо слепых и его основоположник - Гебольд. Рельефное шеститочие как основа знаков «ключа» рельефно-точечного шрифта Л.Брайля. Франко-германская нумерация точек шеститочия. Русская и англо-американская нумерация точек. Рельефно-точечные знаки первой строки «ключа» шрифта Л.Брайля. Знаки второй – шестой строк «ключа» и способы их получения из знаков первой строки. Знаки седьмой строки. Письменные принадлежности слепых для письма рельефно-точечным шрифтом Л.Брайля: грифель, шестиклавишная пишущая машинка. Общие установки и основные правила при письме слепых рельефно-точечным шрифтом Л.Брайля. Небуквенные знаки «ключа» шрифта Л.Брайля и правильное их употребление при письме рельефно-точечным шрифтом. Оформление литературного текста. Русская краткопись слепых. Чтение слепыми текстов рельефно-точечного шрифта Л.Брайля. Гигиенические требования при чтении рельефно-точечной литературы. Математическая запись слепых. Обозначение по системе Л.Брайля цифр и чисел. Запись числовых выражений. Рельефно-точечная запись решений арифметических примеров в столбик. Именнованнные числа и порядок записи действий с ними. 7.5.2. Плоское письмо слепых и слабовидящих Виды плоского письма слепых. Технические средства письма. Упражнения в записи шрифтом Гебольда и скорописью. Печатные шрифты для слабовидящих. Особенности письма слабовидящих в тетрадях. Письменные принадлежности и правила пользования ими. Основные требования к наглядным пособиям, оформленным этим шрифтом. Письмо слабовидящих на доске. Дидактические карточки для слабовидящих. 7.5.3. Технические средства обучения, ориентировки и труда Оптические устройства из линз различного вида. Фотоэлектрические устройства. Магнитофон, электрофон, проекционный аппарат и их применение в учебных целях. Трости для слепых и основные рекомендации по их применению. Звуковые маяки и их роль в ориентировке слепых в большом пространстве. Направляющие приспособления: специальные дорожки, перила и т.д.. Фотоэлектрические и ультразвуковые локаторы для ориентировки слепых. Посещение кабинетов социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению на учебно-производственных предприятиях ВОС. Специальная техника трудового обучения. Глава 8. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития 8.1. Структура и содержание коррекционно-развивающего воздействия при комплексных нарушениях Обучение слепоглухого ребенка как состоявшийся факт на жизненном примере О. И. Скороходовой. Система обучения и воспитания детей со сложными нарушениями, разработанная профессором И.А. Соколянским. Программа сенсорного развития, предложенная Фло Лофорн (1995). ^ Формирование начальных жестов у слепоглухих детей как первое средство общения. Значение указательного жеста в формировании детской речи (Л.С. Выготский). Условия успешного формирования жестовой речи (по И.А. Соколовскому). Исследования А.И. Мещерякова по формам общения со слепоглухим ребенком. Связь с составом потребностей, с практической деятельностью – условия принятия жестов слепоглухим ребенком. Этапы взаимоотношений между ребенком и взрослым, способствующие успешному развитию слепоглухих детей. Формирование образа брайлевского знака у слепоглухих детей, имеющих остаточное зрение. ^ Положения профессора А.И. Мещерякова, определяющие проблему социализации детей. Зависимость социализации от всей организации жизни в учебном заведении и от содержания образования. Социально-бытовая ориентация – предмет учебно-коррекционного процесса. Связь предмета с жизненными потребностями. Роль школы в обучении и воспитании детей. Роль общественного участия в обучении и воспитании, значимость учебно-производственных предприятий в социальной адаптации детей со множественными нарушениями. Литература
^ Специальность 13.00.03. — «Коррекционная педагогика» (логопедия, олигофренопедагогика) по логопедии
по олигофренопедагогике
Вопросы кандидатского экзамена по специальной дисциплине 13.00.03. — «Коррекционная педагогика» обсуждены и утверждены на заседании кафедры педагогического и специального образования ГОУ ВПО СурГПУ (протокол №3 от 4 октября 2012г.). Авторы-составители: кандидат педагогических наук, доцент Н.П. Рассказова кандидат педагогических наук, доцент И.Ф. Павалаки кандидат педагогических наук, доцент Г.Л. Андросова Программа обсуждена и утверждены на заседании кафедры педагогического и специального образования факультета психологии и педагогики ГОУ ВПО СурГПУ, протокол № 1 от 5 сентября 2012г. |