Стоматология – Модуль «Профилактика и коммунальная стоматология»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
|
УТВЕРЖДАЮ
____________ _____________________
(подпись) (ФИО)
"____" ________ 20.. г.
|
Вводится в действие с"____" ________ 20… г.
|
^
СТОМАТОЛОГИЯ
|
МОДУЛЬ «ПРОФИЛАКТИКА И КОММУНАЛЬНАЯ СТОМАТОЛОГИЯ»
|
|
|
Для студентов обучающихся по:
|
|
специальности
|
Стоматология
|
|
|
|
|
Форма обучения
|
очная
|
|
|
|
Москва
2011 г.
|
^
Целью модуля является подготовка врача стоматолога, владеющего знаниями и умениями для проведения профилактики стоматологических заболеваний среди различных контингентов населения.
Задачами модуля являются:
- освоение студентами практических умений по выявлению и устранению факторов риска возникновения стоматологических заболеваний;
- освоение студентами методов организации и проведения профилактических мероприятий среди различных контингентов населения на индивидуальном и групповом уровнях;
- освоение студентами методов стоматологического просвещения и осуществление мотивации населения к поддержанию стоматологического здоровья;
- приобретение студентами умения проводить эпидемиологическое стоматологическое обследование детского и взрослого населения и планировать программы профилактики;
В результате освоения модуля студент должен
Знать:
-методы регистрации и критерии оценки состояния твёрдых тканей зубов, тканей пародонта, гигиенического состояния полости рта;
- факторы риска и причины возникновения стоматологических заболеваний;
- значение гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний и особенности гигиенического воспитания в различных возрастных группах населения;
- средства ухода за полостью рта и требования, предъявляемые к ним;
- методы и средства профилактики стоматологических заболеваний;
- цель, методы и средства стоматологического просвещения, особенности его проведения среди различных групп населения;
- принципы проведения эпидемиологического стоматологического обследование населения: цели, задачи, этапы;
- основы планирования, внедрения и оценки эффективности программ профилактики стоматологических заболеваний среди различных контингентов населения;
Уметь:
- регистрировать и оценивать состояние твёрдых тканей зубов, пародонта, гигиены полости рта;
- выявлять факторы риска возникновения стоматологических заболеваний;
- обучать детей и взрослых правилам гигиенического ухода за полостью рта;
- проводить индивидуальный подбор средств гигиены полости рта;
применять методы и средства профилактики стоматологических заболеваний на индивидуальном, групповом уровнях;
- проводить профессиональную гигиену полости рта;
- проводить стоматологическое просвещение населения по вопросам возникновения и предупреждения стоматологических заболеваний;
- проводить эпидемиологическое стоматологическое обследование населения;
- планировать программы профилактики стоматологических заболеваний на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях;
Демонстрировать способность и готовность (владеть):
- определять состояние твердых тканей зубов с помощью индексов КПУ, кпу, кп зубов и поверхностей;
- определять состояние тканей пародонта с помощью пародонтальных индексов;
- определять распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний в группе обследованных;
- определять гигиеническое состояние полости рта с применением индексов;
- осуществлять индивидуальный подбор средств гигиены полости рта пациенту в зависимости от возраста и состояния полости рта;
- демонстрировать различные методы чистки зубов на фантомах;
- обучать методам чистки зубов детей и взрослых;
- проводить контролируемую чистку зубов;
- проводить диагностику и дифференциальную диагностику очаговой деминерализации эмали;
- проводить витальное окрашивание очагов деминерализации эмали;
- применять реминерализирующие средства;
- использовать фторидсодержащие растворы;
- покрывать зубы фторидсодержащим лаком, гелем;
- проводить герметизацию фиссур зубов;
- удалять над-и поддесневые зубные отложения, используя ручные, ультразвуковые инструменты;
- проводить беседы (индивидуальные, групповые), лекции с различным контингентом населения по предупреждению возникновения и развития стоматологических заболеваний;
- проводить «уроки здоровья» в организованных детских коллективах и женских консультациях;
- разрабатывать материалы по стоматологическому просвещению.
^
Вид учебной работы
|
Всего часов / зачетных единиц
|
Семестры
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
Аудиторные занятия (всего)
|
144
|
72
|
24
|
24
|
24
|
^ :
|
-
|
|
|
-
|
|
Лекции (Л)
|
24
|
12
|
4
|
4
|
4
|
Практические занятия (ПЗ)
|
120
|
60
|
20
|
20
|
20
|
^
|
72
|
36
|
12
|
12
|
12
|
^
|
-
|
|
|
-
|
|
Отработка на фантомах практических умений
|
|
9
|
2
|
2
|
|
Подготовка и написание рефератов
|
|
6
|
2
|
2
|
2
|
Работа с литературой
|
|
6
|
3
|
3
|
4
|
Разработка материалов по стоматологическому просвещению населения
|
|
9
|
3
|
3
|
|
Разработка программ профилактики (написание и защита)
|
|
|
|
|
6
|
Научно-исследовательская работа (НИР)
|
|
6
|
2
|
2
|
|
Подготовка к экзамену
|
|
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации
|
Экзамен-балльно-рейтинговая оценка
|
|
|
|
|
^
зачетные единицы
|
216
|
|
|
|
|
6,0
|
|
|
|
|
^
II - 5.1. Содержание разделов модуля
№ п/п
|
Название раздела модуля
|
Содержание раздела
|
1.
|
Введение в курс «Профилактика и коммунальная стоматология».
|
Профилактика стоматологических заболеваний. Цель, задачи и методы. Стоматологическая заболеваемость населения. Распространенность и интенсивность кариеса и заболеваний пародонта.
Уровни внедрения профилактики в практическом здравоохранении.
Цель и задачи ВОЗ по профилактике стоматологических заболеваний. Опыт зарубежных стран и России в профилактической и коммунальной стоматологии.
|
2.
|
Индивидуальная гигиена полости рта.
|
Поверхностные образования на зубах и зубные отложения: кутикула, пелликула, зубной налет, зубной камень. Механизм образования зубных отложений, состав, строение, роль в возникновении кариеса и заболеваний пародонта.
Определение гигиенического состояния полости рта по индексам Федорова - Володкиной, Грин – Вермиллиону и др.
Средства гигиены полости рта. Зубные щетки и требования, предъявляемые к ним. Классификация, состав, свойства зубных паст. Абразивность зубных паст. Назначение и способы применения ополаскивателей, эликсиров, зубных нитей, межзубных ершиков, зубочисток, ирригаторов, щеточек для языка, жевательных резинок.
Индивидуальный подбор средств по уходу за полостью рта пациента с учетом возраста и стоматологического статуса.
Методы чистки зубов. Контролируемая чистка зубов и методика ее проведения.
Особенности обучения чистке зубов детей разного возраста и взрослых.
|
3.
|
Факторы риска возникновения кариеса зубов. Кариесрезистентность эмали. Кариесогенная ситуация.
|
Общие и местные факторы риска возникновения кариеса. Значение зубного налета, питания, фторидов и др. в возникновении и развитии кариеса
Факторы, определяющие кариесрезистентность эмали, методы ее оценки.
Значение состава и свойств слюны в процессах де - и реминерализации эмали.
Понятие о кариесогенной ситуации. Оценка и способы ее устранения. Кривая Стефана.
Индексы интенсивности кариеса (КПУ, кпу, кп зубов и поверхностей).
|
4.
|
Стоматологическое просвещение населения.
|
Цель, методы, средства и формы стоматологического просвещения. Мотивация населения к поддержанию здоровья полости рта. Содержание, особенности и организация проведения стоматологического просвещения в женских консультациях, комнатах здорового ребенка, детских садах, школах, стоматологических поликлиниках. Персонал, участвующий в проведении стоматологического просвещения.
Гигиеническое воспитание населения. Проведение "уроков здоровья», бесед, лекций в организованных детских и взрослых коллективах.
Методы оценки эффективности стоматологического просвещения. Анкетирование населения.
|
5.
|
Профилактика кариеса зубов.
|
Общие методы профилактики кариеса: здоровый образ жизни, закаливание, сбалансированное питание, стоматологическое просвещение, гигиеническое воспитание населения, диспансеризация.
Методы фторидпрофилактики кариеса. Современные представления о механизме действия фторидов.
Эндогенные (системные) методы и средства: фторирование питьевой воды, молока, соли, таблетки фторида натрия. Показания, противопоказания, дозировки, методика выполнения, эффективность применения, опыт за рубежом и в России.
Экзогенные (местные) методы и средства: фторидсодержащие лаки, гели, растворы для полосканий и аппликаций, фторидсодержащие зубные пасты. Показания, противопоказания, техника выполнения, эффективность.
Профилактика фиссурного кариеса. Метод герметизации фиссур зубов. Показания, противопоказания, методики, оценка эффективности. Современные материалы для герметизации фиссур.
|
6
|
Очаговая деминерализация (начальный кариес).
|
Современные представления о механизме де- и реминерализации эмали. Методы выявления очаговой деминерализации эмали: визуальный, инструментальный, витальное окрашивание эмали и др. Профилактика очаговой деминерализации эмали. Реминерализирующие средства, методики применения.
|
7.
|
Профилактика некариозных заболеваний твердых тканей зубов.
|
Факторы риска возникновения флюороза. Оптимальное содержание фторидов в питьевой воде для различных климатических зон. Индивидуальные и коллективные профилактические мероприятия при флюорозе.
Факторы риска возникновения местной и системной гипоплазии эмали. Профилактика гипоплазии.
Профилактика некариозных поражений, возникающих после прорезывания зуба: истирание твердых тканей зуба, эрозии эмали, некроз.
Повышенная чувствительность твердых тканей зуба. Факторы риска возникновения и профилактика повышенной чувствительности зубов.
|
8
|
Профилактика заболеваний тканей пародонта.
|
Общие и местные факторы риска и причины возникновения заболеваний пародонта. Оценка состояния тканей пародонта с применением пародонтальных индексов (CPITN, РМА и др.)
Методы и средства профилактики заболеваний пародонта. Значение гигиены полости рта в профилактике воспалительных заболеваний пародонта.
|
9.
|
Профессиональная гигиена полости рта.
|
Профессиональная гигиена полости рта и ее значение в профилактике стоматологических заболеваний. Методы и средства профессиональной гигиены. Особенности проведения профессиональной гигиены полости рта в зависимости от возраста и стоматологического статуса пациента.
|
10.
|
Профилактика зубочелюстных аномалий.
|
Факторы риска возникновения и развития зубочелюстных аномалий у детей: эндогенные и экзогенные.
Роль вредных привычек в формировании зубочелюстных аномалий и способы их устранения. Значение нормализации функций жевания, дыхания, глотания, организации питания в грудном возрасте, санации полости рта и носоглотки в предупреждении развития зубочелюстных аномалий у детей. Аномалии развития слизистой оболочки рта - фактор риска возникновения зубочелюстных аномалий. Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий.
|
11.
|
Профилактика стоматологических заболеваний у беременных и детей раннего возраста.
|
Антенатальная профилактика стоматологических заболеваний. Влияние течения беременности на формирование зубочелюстной системы ребенка.
Программа профилактики стоматологических заболеваний у беременных и детей раннего возраста.
|
12.
|
Эпидемиология стоматологических заболеваний.
|
Эпидемиологическое стоматологическое обследование населения. Цель, задачи, этапы, методики, регистрация и анализ результатов. Калибровка специалистов, участвующих в обследовании.
Показатели стоматологической заболеваемости. Уровни распространённости и интенсивности кариеса и заболеваний пародонта по критериям ВОЗ.
Оценка уровня стоматологической помощи населению.
Мониторинг стоматологической заболеваемости населения.
|
13
|
Принципы разработки, внедрения и оценки эффективности программ профилактики
|
Этапы планирования программ профилактики.
Ситуационный анализ - основа планирования программ профилактики.
Цель, задачи программы, выбор методов и средств. Персонал, участвующий в выполнении программы, материальное обеспечение. Оценка эффективности программы. Прогнозирование стоматологической заболеваемости.
Уровни внедрения программ: индивидуальный, групповой, популяционный.
Организационные мероприятия по внедрению программы профилактики.
|
14
|
Профилактические мероприятия среди отдельных групп населения.
|
Программы профилактики для рабочих предприятий, связанных с профессиональными вредностями.
Особенности проведения профилактических мероприятий среди пациентов с соматической патологией, лиц с ограниченными возможностями (умственные, мануальные), людей, проживающих в условиях неблагоприятной экологии, находящихся в условиях длительной изоляции и др.
|
^
№ п/п
|
Название
обеспечиваемых
(последующих)
модулей и
дисциплин
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
1.
|
клиническая стоматология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
+
|
2.
|
Кариесология и заболевания твердых тканей зубов
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
3
|
Пародонтология
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
4
|
Имплантология и реконструктивная хирургия полости рта
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
5
|
Зубопротезирование
|
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
6
|
Детская стоматология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
7
|
Медицинская генетика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
8
|
Ортодонтия и детское протезирование
|
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
9
|
Ординатура по стоматологическим специальностям
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
II - 5.3. Разделы модуля и виды занятий
№ п/п
|
Название разделов
|
Л
|
ПЗ
|
СРС
|
Всего часов
|
|
Введение в курс профилактической стоматологии.
|
2
|
-
|
1
|
3
|
|
Индивидуальная гигиена полости рта.
|
2
|
18
|
10
|
30
|
|
Факторы риска возникновения кариеса зубов.
Кариесрезистентность эмали.
Кариесогенная ситуация.
|
2
|
8
|
5
|
15
|
|
Стоматологическое просвещение населения
|
2
|
8
|
5
|
15
|
|
Профилактика кариеса зубов.
|
1
|
12
|
6,5
|
19,5
|
|
Очаговая деминерализация эмали (начальный кариес)
|
1
|
6
|
3,5
|
10,5
|
1
|
Профилактика некариозных поражений твердых тканей зубов
|
2
|
12
|
7
|
21
|
|
Профилактика заболеваний тканей пародонта.
|
2
|
16
|
9
|
27
|
|
Профессиональная гигиена полости рта.
|
|
12
|
6
|
18
|
|
Профилактика зубочелюстных аномалий.
|
2
|
4
|
3
|
9
|
|
Профилактика стоматологических заболеваний у беременных и детей раннего возраста
|
2
|
4
|
3
|
9
|
|
Эпидемиология стоматологических заболеваний
|
2
|
6
|
4
|
12
|
|
Принципы разработки, внедрения и оценки эффективности программ профилактики
|
2
|
6
|
4
|
12
|
|
Проведение профилактических мероприятий среди отдельных групп населения
|
2
|
8
|
5
|
115
|
|
Всего
|
24
|
120
|
72
|
216
|
II - 5.4. Лекции
^
|
Объем по семестрам
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
1
|
Профилактическая и коммунальная стоматология. Современные данные о стоматологической заболеваемости в мире, России. Цели и задачи ВОЗ в области профилактики стоматологических заболеваний.
|
2
|
|
|
|
2
|
Гигиена полости рта - метод первичной профилактики основных стоматологических заболеваний.
|
2
|
|
|
|
3
|
Стоматологическое просвещение, мотивация населения к поддержанию здоровья полости рта.
|
2
|
|
|
|
4
|
.. Профилактика очаговой деминерализации эмали.
Механизм де- и реминерализации эмали.
|
2
|
|
|
|
5
|
Современные представления о механизме действия фторидов. Методы и средства фторидпрофилактики кариеса.
|
2
|
|
|
|
6
|
Профилактика некариозных заболеваний твердых тканей зубов.
|
2
|
|
|
|
7
|
Профилактика заболеваний пародонта. Методы и средства. Роль гигиены в профилактике воспалительных заболеваний пародонта.
|
|
2
|
|
|
8
|
Факторы риска возникновения и развития зубочелюстных аномалий у детей. Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий.
|
|
2
|
|
|
9
|
Профилактика стоматологических заболеваний у беременных и детей раннего возраста.
|
|
|
2
|
|
10
|
Эпидемиологическое стоматологическое обследование населения. Значение результатов обследования для разработки и оценки эффективности программ профилактики.
|
|
|
2
|
|
11
|
Комплексные программы профилактики стоматологических заболеваний. Ситуационный анализ – основа планирования программ профилактики.
|
|
|
|
2
|
12
|
Особенности профилактических мероприятий среди отдельных групп населения.
|
|
|
|
2
|
|
Всего: 24 часа
|
12
|
4
|
4
|
4
|
II - 5.5. Практические занятия
^
|
Объем по семестрам
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
1
|
Поверхностные образования на зубах и зубные отложения. Методы их выявления. Освоение индексов гигиены полости рта.
|
6
|
|
|
|
2
|
. Методы чистки зубов. Контролируемая чистка зубов и методика её проведения. Особенности обучения гигиене полости рта детей различного возраста.
|
6
|
|
|
|
3
|
Средства гигиенического ухода за полостью рта и требования, предъявляемые к ним. Особенности ухода за полостью рта пациентов в зависимости от возраста и состояния полости рта. Индивидуальный подбор средств гигиены.
|
6
|
|
|
|
4
|
Факторы риска возникновения кариеса. Кариесогенная ситуация в полости рта. Методы ее выявления и устранения. Кариесрезистентность эмали, способы определения.
|
6
|
|
|
|
5
|
Оценка и регистрация состояния твердых тканей зубов. Освоение индексов интенсивности кариеса зубов и поверхностей (КПУ, кпу, кп).
|
6
|
|
|
|
6
|
Методы и средства стоматологического просвещения. Индивидуальные и групповые беседы с детьми разного возраста, родителями по вопросам гигиены полости рта и профилактики кариеса.
Организация и проведение «уроков гигиены» в детском дошкольном учреждении и школе.
|
6
|
|
|
|
7
|
Очаговая деминерализация эмали. Методы выявления.
Использование реминерализирующих средств и растворов.
|
6
|
|
|
|
8
|
Применение фторидов для профилактики кариеса. Системные и местные методы фторидпрофилактики. Показания, противопоказания, эффективность. Освоение методов местного применения фторидов: фторидсодержащие лаки, гели, растворы.
|
6
|
|
|
|
9
|
Профилактика фиссурного кариеса. Герметизация фиссур. Показания, противопоказания, эффективность. Освоение метода «герметизации фиссур».
|
6
|
|
|
|
10
|
Профилактика некариозных поражений: флюороза, гипоплазия эмали. Факторы риска возникновения флюороза, системной и местной гипоплазии и их устранение. Дифференциальная диагностика пятен при флюорозе, гипоплазии и очаговой деминерализации.
|
6
|
|
|
|
11
|
Профилактика повышенной чувствительности твердых тканей зубов. Выбор средств индивидуальной гигиены при повышенной чувствительности.
|
|
6
|
|
|
12
|
Факторы риска возникновения заболеваний пародонта и их устранение. Методы и средства профилактики воспалительных заболеваний пародонта.
|
|
8
|
|
|
13
|
Регистрация состояния тканей пародонта. Практическое освоение пародонтальных индексов.
|
|
8
|
|
|
14
|
Методы и средства профессиональной гигиены полости рта. Практическое освоение методов удаления зубных отложений.
|
|
|
12
|
|
15
|
Особенности проведения профилактики стоматологических заболеваний у беременных и детей раннего возраста. Содержание стоматологического просвещения для беременных женщин.
|
|
|
4
|
|
16
|
Выявление факторов риска возникновения зубочелюстных аномалий и деформаций, их предупреждение. Роль вредных привычек в возникновении зубочелюстных аномалий. Методы профилактики зубочелюстных аномалий.
|
|
|
4
|
|
17
|
Эпидемиологическое стоматологическое обследование. Этапы, методики, регистрация и анализ результатов обследования. Освоение методики проведения эпидемиологического обследования населения.
|
|
|
|
6
|
18
|
Ситуационный анализ – основа планирования программ профилактики. Разработка программ профилактики стоматологических заболеваний на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях.
|
|
|
|
6
|
19
|
Особенности программ профилактики стоматологических заболеваний для отдельных групп населения (рабочих промышленных предприятий, пациентов с соматической патологией, лиц с ограниченными возможностями, людей, проживающих в условиях неблагоприятной экологии, находящихся в условиях длительной изоляции и др.
|
|
|
|
8
|
|
Всего: 120 часов
|
60
|
20
|
20
|
20
|
5.6.Лабораторные работы – не предусмотрены
5.7.Семинары – не предусмотрены
II - 5.8. Самостоятельная работа
Самостоятельная работа (всего)
|
|
Семестры
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
В том числе:
|
72
|
36
|
12
|
12
|
12
|
Отработка на фантомах практических умений
|
13
|
9
|
2
|
2
|
|
Подготовка и написание рефератов
|
12
|
6
|
2
|
2
|
2
|
Работа с литературой
|
16
|
6
|
3
|
3
|
4
|
Разработка материалов по стоматологическому просвещению населения
|
15
|
9
|
3
|
3
|
|
Разработка программ профилактики (написание и защита)
|
6
|
|
|
|
6
|
Научно-исследовательская работа (НИР)
|
10
|
6
|
2
|
2
|
|
Вид промежуточной аттестации (экзамен - балльно-рейтинговая оценка)
|
|
|
|
|
|
^
^
Роль фторидов в профилактике кариеса зубов.
Роль гигиены полости рта в профилактике воспалительных заболеваний пародонта.
Особенности гигиены полости рта у пациентов с ортодонтическими и ортопедическими конструкциями.
Особенности профилактики стоматологических заболеваний у беременных.
^
В качестве активного компонента в противокариозных зубных пастах используют
|
|
фториды (+)
пирофосфаты
экстракты лекарственных растений
хлоргексидин
бикарбонат натрия
|
^
|
|
раскрытии фиссуры
сошлифовывании фиссуры
изоляции фиссур от местных кариесогенных факторов (+)
герметизации дентинных канальцев
тщательном очищении фиссур от налета
|
^
|
|
неудовлетворительная гигиена полости рта (+)
повышенное употребление легкоусвояемых углеводов (+)
высокое содержание фторида в питьевой воде
низкое содержание фторида в питьевой воде
сопутствующие соматические заболевания
|
^
|
|
наличие красочно оформленных наглядных пособий (+)
подробное объяснение материала
тщательная отработка навыков на моделях и в полости рта
составление ребусов и логических задач
присутствие родителей
|
Для диагностики состояния тканей пародонта используют индексы
|
|
^
Грин-Вермиллиона
РНР
РМА (+)
API
|
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1
На прием к стоматологу пришел ребенок 7 лет для профилактического осмотра. Жалоб нет. Данные анамнеза: практически здоров. Перенесенные заболевания - ветрянка, редко ОРЗ.
Внешний осмотр: патологических изменений не выявлено.
Внутриротовой осмотр:
^ : нормально увлажнена, бледно-розового цвета.
Состояние твердых тканей зубов: На жевательной поверхности зуба 3.6 кариозная полость, на зубе 4.6- пломба на жевательной поверхности, на зубах 6.4, 7.4, 7.5, 8.4, 8.5 пломбы на жевательной и контактной поверхностях. Зубы 5.2, 6.2 подвижны.
Задания:
Запишите зубную формулу в соответствии с международным обозначением зубов.
Укажите возрастной период физиологической смены временных зубов на постоянные.
Укажите причину подвижности зубов 5.2, 6.2.
Определите интенсивность кариеса зубов.
Определите интенсивность кариеса поверхностей.
Ответы:
1.Зубная формула:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п
|
|
|
16
|
55
|
54
|
53
|
52
|
11
|
21
|
62
|
63
|
64
|
65
|
26
|
46
|
85
|
84
|
83
|
42
|
41
|
31
|
32
|
73
|
74
|
75
|
36
|
п
|
п
|
п
|
|
|
|
|
|
|
п
|
п
|
к
|
2. Смена временных зубов на постоянные происходит в возрасте 6-12 лет
3. Причиной подвижности зубов 5.2, 6.2 является процесс физиологического рассасывания корней, происходящий в этом возрасте.
4. Интенсивность кариеса зубов: КПУ(з)=2, кп(з)=5.
5. Интенсивность кариеса поверхностей – КПУ(п )= 2, кп(п) = 10
Задача 2
В средней общеобразовательной школе среди детей проводится внедрение комплексной программы профилактики основных стоматологических заболеваний с применением полоскания полости рта 0,2% раствором фторида натрия.
Задания:
Укажите к каким методам фторидпрофилактики кариеса, эндогенным или экзогенным, относится данный метод
Определите кратность полоскания 0,2 % раствором фторида натрия.
Определите количество раствора фторида натрия, необходимое для 1 полоскания.
Уважите возраст детей, с которого рекомендуется проводить данный метод.
Назовите другие концентрации растворов фторида натрия и кратность их применения для проведения полосканий с целью профилактики кариеса
Ответы:
Данный метод относится к местным методам фторидпрофилактики кариеса зубов.
1 раз в 2 недели в течение учебного года
На одно полоскание необходимо 10 мл раствора. Полоскание проводится в течение 1- 2 мин.
Данный метод рекомендуется проводить с 6- летнего возраста.
Концентрации фторида натрия, применяемые также в виде полосканий: 0,05% - ежедневно, 0,1% – 1 раз в неделю.
Задача 3
Пациент К.,19 лет обратился в стоматологическую клинику с жалобами на кровоточивость и болезненность десен при приеме твердой пищи и чистке зубов.
Из анамнеза: впервые кровоточивость десен появилась в 15 лет. Пациент чистит зубы 1 раз в день мягкой щеткой в течение 1 минуты.
При внешнем осмотре: конфигурация лица не изменена, кожа лица и видимые слизистые оболочки без патологических изменений. Регионарные лимфатические узлы не пальпируются.
При внутриротовом осмотре:
^ бледно-розового цвета, нормально увлажнена. Десневые сосочки у всех зубов гиперемированы, отечны, кровоточат при зондировании. Мелкое преддверие полости рта (глубина преддверия 4 мм). Определяется оголение шеек зубов в области фронтальной группы зубов нижней челюсти.
Состояние твердых тканей зубов. Пломбы по 1 классу на зубах 1.7, 2.6, 3.7.
Гигиеническое состояние полости рта: визуально определяется значительное количество мягкого зубного налета и наддесневого зубного камня. Индекс ИГР-У равен 4.0.
Задания:
1. Укажите местные факторы возникновения воспалительного процесса в тканях пародонта у пациента.
2 Оцените гигиеническое состояние полости рта.
3 Укажите ошибки, допущенные пациентом в выборе средств гигиены полости рта и методике чистки зубов.
4. Подберите пациенту средства индивидуальной гигиены полости рта.
5. Укажите, консультация какого специалиста – стоматолога необходима пациенту.
Ответы:
Местные факторы возникновения воспалительных явлений в тканях пародонта: мягкие и минерализованные зубные отложения, мелкое преддверие полости рта.
Гигиеническое состояние полости рта по индексу ИГР-У соответствует плохому уровню гигиены.
Ошибками, допущенные пациентом являются: использование мягкой зубной щетки, длительность чистки зубов в течение 1 минуты.
Индивидуальные средства гигиены для пациента: лечебно-профилактическая зубная паста и ополаскиватель с антибактериальными добавками (хлоргексидин, триклозан и др.) на 7-10 дней, затем пасты с экстрактами трав, зубная щетка средней степени жесткости, для очищения контактных поверхностей зубов применение монопучковых щеток, межзубных ершиков, зубных нитей (после предварительного обучения). Чистка зубов в течение 2-3 минут.
Пациенту необходима консультация хирурга-стоматолога по поводу устранения мелкого преддверия полости рта.
Задача 4
В средней общеобразовательной школе проводится внедрение программы профилактики стоматологических заболеваний. На прием к школьному стоматологу вызван ребенок 7 лет для проведения герметизации фиссур первых постоянных моляров. В наличии стоматологического кабинета имеется светоотверждаемый герметик.
Жалоб нет.
При внешнем осмотре: конфигурация лица не изменена, кожа лица и видимые слизистые оболочки без патологических изменений. Регионарные лимфатические узлы не пальпируются.
При внутриротовом осмотре:
^ : бледно-розового цвета, нормально увлажнена.
Состояние твердых тканей зубов:
|
п
|
п
|
|
|
|
|
|
|
|
п
|
|
16
|
55
|
54
|
53
|
12
|
11
|
21
|
22
|
63
|
64
|
65
|
26
|
46
|
85
|
84
|
83
|
42
|
41
|
31
|
32
|
73
|
74
|
75
|
36
|
|
п
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п
|
п
|
Фиссуры зубов 1.6, 2.6, 4.6 зубов интактные, глубокие.
Индекс гигиены полости рта по Грин-Вермиллиону (компонент зубного налета) равен 1,8.
Задания:
Назовите возраст, в котором наиболее эффективно проводить герметизацию фиссур первых постоянных моляров.
Определите показания к проведению герметизации фиссур зубов у данного пациента.
Перечислите этапы неинвазивной методики герметизации фиссур герметиком светового отверждения.
Назовите сроки контрольных осмотров сохранности герметика.
Укажите эффективность метода герметизации фиссур.
Ответы:
Наиболее эффективно проводить герметизацию фиссур первых постоянных моляров в возрасте 6-7 лет.
Показания к проведению герметизации фиссур зубов у данного пациента: возрастные (ребенку 7 лет), анатомические (фиссуры зубов 1.6, 2.6, 4.6 глубокие).
Этапы неинвазивной методики герметизации фиссур герметиком светового отверждения: очищение жевательной поверхности зуба; изоляция зуба от слюны; высушивание зуба; протравливание эмали 35-37% ортофосфорной кислотой в течение 15-20 сек; удаление кислоты с жевательной поверхности зуба; повторная изоляция от слюны и высушивание; внесение и распределение герметика по фиссурно-ямочной сети, отверждение герметика с помощью полимеризационной лампы, проверка окклюзионной высоты прикуса.
Контрольные осмотры сохранности герметиков рекомендуется проводить через 1 неделю, месяц, 6 месяцев, 12 месяцев, далее ежегодно.
Эффективность метода герметизации фиссур составляет 95-100%
Задача 5
На профилактический осмотр в детскую стоматологическую поликлинику пришел пациент И. 9 лет.
При осмотре: на 1.1, 2.1 зубах в пришеечной области определяются меловидные пятна, поверхность эмали в области очагов поражения шероховатая, блеск эмали отсутствует. При окрашивании очагов поражения 2% водным раствором метиленового синего эмаль окрасилась в более интенсивный цвет.
Десневые сосочки и маргинальная десна в области фронтальных зубов верхней и нижней челюсти гиперемированы, отечны.
Индекс гигиены полости рта РНР = 3,5.
Из анамнеза известно, что ребенок чистит зубы 1 раз в день - утром, совершая зубной щеткой горизонтальные движения, регулярно использует гигиеническую зубную пасту.

Задания:
Назовите заболевание, которому соответствует данная клиническая картина поражения твердых тканей зубов.
Назовите метод, который проведен пациенту для уточнения диагноза, причину окрашивания очагов поражения эмали.
Укажите заболевания, с которыми необходимо провести дифференциальную диагностику.
Назовите принцип лечения очагов поражения эмали и применяемые с этой целью препараты.
Дайте рекомендации по индивидуальному уходу за полостью рта данному пациенту.
Ответы:
Данная клиническая картина поражения твердых тканей зубов 1.1 и 2.1 соответствует клинике начального кариеса (очаговой деминерализации эмали)
Для уточнения диагноза пациенту проведен метод витального окрашивания эмали. Причина окрашивания очагов поражения эмали – повышение проницаемости эмали.
Дифференциальную диагностику необходимо проводить с пятнистой формой флюороза и гипоплазией эмали.
Принцип лечения очагов деминерализации эмали основан на обратимости процесса деминерализации - восстановлении утраченных минеральных компонентов эмали (реминерализации). Для лечения начального кариеса рекомендуются кальций и фосфатсодержащие растворы: глюконат кальция 10%, Боровского-Волкова, гели: ремогель, реминерализирующий гель Са/Р, R.O.C.S medical и др., фториды.
Рекомендации по индивидуальному уходу за полостью рта данному пациенту: чистка зубов 2 раза в день с исключением горизонтальных движений в течение 2-3 минут, детская зубная щетка, лечебно-профилактические кальций и фторидсодержащие зубные пасты.
^
а) основная литература
Клинические ситуации с иллюстрациями для итоговой государственной аттестации выпускников медицинских Вузов Российской Федерации «Стоматология» Учебно-методическое пособие. Коллектив авторов// М.,2008 - 218с.
Кузьмина И.Н.Профилактическая стоматология.//Учебное пособие. М. 2009.- 188 с.Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний // М., -2006.- 416 с.
Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В., Стоматология детского возраста.// Учебник. М. «Медицина», 2006.- 639с.
Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060105 (040400) «Стоматология» в 2 частях. Часть 1. Раздел профилактика стоматологических заболеваний. Коллектив авторов.// М., 2009. - С. 5-56.
б) дополнительная литература
Кузьмина Э.М. с соавт. Основы индивидуальной гигиены полости рта.-М., 2008,-116с.
Кузьмина Э.М. Гигиенист стоматологический. Учебное пособие М., 2005.- 228с.
Кузьмина Э.М. с соавт. Современные критерии оценки стоматологического статуса при проведении эпидемиологического обследования населения. - М., МГМСУ, 2007. - 43 с.
Леус П.А., Профилактическая коммунальная стоматология.- М., Медицинская книга, 2008.- 444с.
Максимовский Ю.М. с соавт. Основы профилактики стоматологических заболеваний.// Владос, Учебное пособие для ВУЗов, 2005.- 206 с.
Стоматологическая заболеваемость населения России. Состояние твердых тканей зубов. Распространенность зубочелюстных аномалий. Потребность в протезировании/ под ред. Кузьминой Э.М.- Москва, 2009.-236с.
Стоматологическая заболеваемость населения России. Состояние тканей пародонта и слизистой оболочки рта../под ред. Янушевича О.О.,- Москва, 2009.-228с.
в) программное и коммуникационное обеспечение (программное обеспечение и Интернет-ресурсы): заполняется вузом самостоятельно
^
учебные и лекционные аудитории;
технические средства для показа слайдов и компьютерных презентаций;
учебно-методическая литература;
наглядные пособия: фантомы, демонстрационные модели челюстей, таблицы, схемы, слайды, кино-видео-фильмы, компьютерные презентации и др.;
средства стоматологического просвещения: буклеты, брошюры, памятки, стенды, выставки, плакаты и др.;
стоматологические кабинеты в клиниках, женских консультациях, детских дошкольных учреждениях, школах, кабинеты профилактики с соответствующим оборудованием, инструментарием, медикаментозным оснащением, средствами профилактики;
^
Организация учебного процесса и преподавание учебного модуля «Профилактика и коммунальная стоматология» в современных условиях должны основываться на инновационных психолого - педагогических методах и технологиях, направленных на повышение эффективности преподавания и качества подготовки учащихся.
В процессе обучения студентов основными формами являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы модуля.
Для успешного освоения модуля «Профилактика и коммунальная стоматология» каждый студент обеспечивается учебно-методическими материалами (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, типовыми тестовыми заданиями, ситуационными задачами), возможностью отработки мануальных умений на фантомах, работой с пациентами, а также возможностью отработки пропущенных занятий.
Лекции формируют у студентов системное представление об изучаемых разделах предмета, обеспечивают усвоение ими основных принципов и закономерностей модуля «Профилактика и коммунальная стоматология», готовность к восприятию научно-технических инноваций и технологий.
Практические занятия обеспечивают приобретение и закрепление необходимых навыков и умений, формирование профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках профессиональной компетенции.
На практической части занятия преподаватель обращает внимание на способность студента к клиническому мышлению и самостоятельности, ведению дискуссий, к социальному взаимодействию с коллективом, толерантности, применяя в своей педагогической деятельности инновационный личностно – ориентированный подход обучения.
Одной из современных форм проведения практических занятий, являются активные и интерактивные формы обучения (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций), направленные на формирование и развитие профессиональных умений обучающихся, работе в коллективе. Эти формы обучения должны составлять не менее 10% аудиторных занятий.
Одним из условий освоения модуля «Профилактика и коммунальная стоматология» является работа студентов в организованных детских коллективах, где в интерактивных формах проводятся обучение детей гигиене полости рта, стоматологическое просвещение среди детей, родителей, воспитателей детских садов, учителей и педагогов, осуществляются профилактические процедуры.
Самостоятельная работа студентов проводится вне аудиторных часов, составляет приблизительно 1/3 от общей трудоемкости дисциплины и включает в себя работу с литературой, подготовку рефератов по выбранной теме, отработку практических умений на фантомах, изготовление материалов по стоматологическому просвещению, научно-исследовательскую работу, что способствует развитию познавательной активности, творческого мышления студентов, прививает навыки самостоятельного поиска информации, а также формирует способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации и творческой адаптации.
Текущий контроль освоения содержания модуля осуществляется с помощью решения тестовых заданий, ситуационных задач, оценки практических умений.
По окончании изучения дисциплины проводится итоговый контроль знаний студентов в соответствии с балльно-рейтинговой системой.
Контрольно-измерительные материалы модуля «Профилактика и коммунальная стоматология», включаются в Итоговую Государственную Аттестацию выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности «Стоматология».
Разработчики:
^
|
Занимаемая должность
|
Инициалы, фамилия
|
МГМСУ
|
Зав. кафедрой профилактики стоматологических заболеваний, д.м.н., профессор
|
Кузьмина Э.М
|
МГМСУ
|
Доцент кафедры профилактики стоматологических заболеваний к.м.н.
|
Петрина Е.С.
|
МГМСУ
|
Доцент кафедры профилактики стоматологических заболеваний МГМСУ, к.м.н.
|
Борчалинская К.К.
|
Эксперты:
Место работы
|
Занимаемая должность
|
Инициалы, фамилия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|