Примерная программа дисциплины стоматология модуль «профилактика и коммунальная стоматология» icon

Примерная программа дисциплины стоматология модуль «профилактика и коммунальная стоматология»





Скачать 459.95 Kb.
Название Примерная программа дисциплины стоматология модуль «профилактика и коммунальная стоматология»
Дата 17.02.2013
Размер 459.95 Kb.
Тип Примерная программа

Стоматология – Модуль «Профилактика и коммунальная стоматология»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ








УТВЕРЖДАЮ


____________ _____________________

(подпись) (ФИО)

"____" ________ 20.. г.


Вводится в действие с"____" ________ 20… г.




^ ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СТОМАТОЛОГИЯ


МОДУЛЬ «ПРОФИЛАКТИКА И КОММУНАЛЬНАЯ СТОМАТОЛОГИЯ»






Для студентов обучающихся по:




специальности

Стоматология













Форма обучения

очная










Москва

2011 г.



^ II - 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ПРОФИЛАКТИКА И КОММУНАЛЬНАЯ СТОМАТОЛОГИЯ»

Целью модуля является подготовка врача стоматолога, владеющего знаниями и умениями для проведения профилактики стоматологических заболеваний среди различных контингентов населения.

Задачами модуля являются:

- освоение студентами практических умений по выявлению и устранению факторов риска возникновения стоматологических заболеваний;

- освоение студентами методов организации и проведения профилактических мероприятий среди различных контингентов населения на индивидуальном и групповом уровнях;

- освоение студентами методов стоматологического просвещения и осуществление мотивации населения к поддержанию стоматологического здоровья;

- приобретение студентами умения проводить эпидемиологическое стоматологическое обследование детского и взрослого населения и планировать программы профилактики;

В результате освоения модуля студент должен

Знать:

-методы регистрации и критерии оценки состояния твёрдых тканей зубов, тканей пародонта, гигиенического состояния полости рта;

- факторы риска и причины возникновения стоматологических заболеваний;

- значение гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний и особенности гигиенического воспитания в различных возрастных группах населения;

- средства ухода за полостью рта и требования, предъявляемые к ним;

- методы и средства профилактики стоматологических заболеваний;

- цель, методы и средства стоматологического просвещения, особенности его проведения среди различных групп населения;

- принципы проведения эпидемиологического стоматологического обследование населения: цели, задачи, этапы;

- основы планирования, внедрения и оценки эффективности программ профилактики стоматологических заболеваний среди различных контингентов населения;

Уметь:

- регистрировать и оценивать состояние твёрдых тканей зубов, пародонта, гигиены полости рта;

- выявлять факторы риска возникновения стоматологических заболеваний;

- обучать детей и взрослых правилам гигиенического ухода за полостью рта;

- проводить индивидуальный подбор средств гигиены полости рта;

применять методы и средства профилактики стоматологических заболеваний на индивидуальном, групповом уровнях;

- проводить профессиональную гигиену полости рта;

- проводить стоматологическое просвещение населения по вопросам возникновения и предупреждения стоматологических заболеваний;

- проводить эпидемиологическое стоматологическое обследование населения;

- планировать программы профилактики стоматологических заболеваний на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях;

    Демонстрировать способность и готовность (владеть):

- определять состояние твердых тканей зубов с помощью индексов КПУ, кпу, кп зубов и поверхностей;

- определять состояние тканей пародонта с помощью пародонтальных индексов;

- определять распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний в группе обследованных;

- определять гигиеническое состояние полости рта с применением индексов;

- осуществлять индивидуальный подбор средств гигиены полости рта пациенту в зависимости от возраста и состояния полости рта;

- демонстрировать различные методы чистки зубов на фантомах;

- обучать методам чистки зубов детей и взрослых;

- проводить контролируемую чистку зубов;

- проводить диагностику и дифференциальную диагностику очаговой деминерализации эмали;

- проводить витальное окрашивание очагов деминерализации эмали;

- применять реминерализирующие средства;

- использовать фторидсодержащие растворы;

- покрывать зубы фторидсодержащим лаком, гелем;

- проводить герметизацию фиссур зубов;

- удалять над-и поддесневые зубные отложения, используя ручные, ультразвуковые инструменты;

- проводить беседы (индивидуальные, групповые), лекции с различным контингентом населения по предупреждению возникновения и развития стоматологических заболеваний;

- проводить «уроки здоровья» в организованных детских коллективах и женских консультациях;

- разрабатывать материалы по стоматологическому просвещению.

^ II - 4. ОБЪЕМ МОДУЛЯ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

III

IV

V

VI

Аудиторные занятия (всего)

144

72

24

24

24

^ В том числе:

-







-




Лекции (Л)

24

12

4

4

4

Практические занятия (ПЗ)

120

60

20

20

20

^ Самостоятельная работа (всего)

72

36

12

12

12

^ В том числе:

-







-




Отработка на фантомах практических умений




9

2

2




Подготовка и написание рефератов




6

2

2

2

Работа с литературой




6

3

3

4

Разработка материалов по стоматологическому просвещению населения




9

3

3




Разработка программ профилактики (написание и защита)













6

Научно-исследовательская работа (НИР)




6

2

2




Подготовка к экзамену
















Вид промежуточной аттестации

Экзамен-балльно-рейтинговая оценка













^ Общая трудоемкость: часы

зачетные единицы

216













6,0














^ II - 5. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ

II - 5.1. Содержание разделов модуля


п/п

Название раздела модуля

Содержание раздела

1.

Введение в курс «Профилактика и коммунальная стоматология».


Профилактика стоматологических заболеваний. Цель, задачи и методы. Стоматологическая заболеваемость населения. Распространенность и интенсивность кариеса и заболеваний пародонта.

Уровни внедрения профилактики в практическом здравоохранении.

Цель и задачи ВОЗ по профилактике стоматологических заболеваний. Опыт зарубежных стран и России в профилактической и коммунальной стоматологии.



2.

Индивидуальная гигиена полости рта.

Поверхностные образования на зубах и зубные отложения: кутикула, пелликула, зубной налет, зубной камень. Механизм образования зубных отложений, состав, строение, роль в возникновении кариеса и заболеваний пародонта.

Определение гигиенического состояния полости рта по индексам Федорова - Володкиной, Грин – Вермиллиону и др.

Средства гигиены полости рта. Зубные щетки и требования, предъявляемые к ним. Классификация, состав, свойства зубных паст. Абразивность зубных паст. Назначение и способы применения ополаскивателей, эликсиров, зубных нитей, межзубных ершиков, зубочисток, ирригаторов, щеточек для языка, жевательных резинок.

Индивидуальный подбор средств по уходу за полостью рта пациента с учетом возраста и стоматологического статуса.

Методы чистки зубов. Контролируемая чистка зубов и методика ее проведения.

Особенности обучения чистке зубов детей разного возраста и взрослых.

3.

Факторы риска возникновения кариеса зубов. Кариесрезистентность эмали. Кариесогенная ситуация.



Общие и местные факторы риска возникновения кариеса. Значение зубного налета, питания, фторидов и др. в возникновении и развитии кариеса

Факторы, определяющие кариесрезистентность эмали, методы ее оценки.

Значение состава и свойств слюны в процессах де - и реминерализации эмали.

Понятие о кариесогенной ситуации. Оценка и способы ее устранения. Кривая Стефана.

Индексы интенсивности кариеса (КПУ, кпу, кп зубов и поверхностей).

4.

Стоматологическое просвещение населения.

Цель, методы, средства и формы стоматологического просвещения. Мотивация населения к поддержанию здоровья полости рта. Содержание, особенности и организация проведения стоматологического просвещения в женских консультациях, комнатах здорового ребенка, детских садах, школах, стоматологических поликлиниках. Персонал, участвующий в проведении стоматологического просвещения.

Гигиеническое воспитание населения. Проведение "уроков здоровья», бесед, лекций в организованных детских и взрослых коллективах.

Методы оценки эффективности стоматологического просвещения. Анкетирование населения.

5.

Профилактика кариеса зубов.

Общие методы профилактики кариеса: здоровый образ жизни, закаливание, сбалансированное питание, стоматологическое просвещение, гигиеническое воспитание населения, диспансеризация.

Методы фторидпрофилактики кариеса. Современные представления о механизме действия фторидов.

Эндогенные (системные) методы и средства: фторирование питьевой воды, молока, соли, таблетки фторида натрия. Показания, противопоказания, дозировки, методика выполнения, эффективность применения, опыт за рубежом и в России.

Экзогенные (местные) методы и средства: фторидсодержащие лаки, гели, растворы для полосканий и аппликаций, фторидсодержащие зубные пасты. Показания, противопоказания, техника выполнения, эффективность.

Профилактика фиссурного кариеса. Метод герметизации фиссур зубов. Показания, противопоказания, методики, оценка эффективности. Современные материалы для герметизации фиссур.

6

Очаговая деминерализация (начальный кариес).

Современные представления о механизме де- и реминерализации эмали. Методы выявления очаговой деминерализации эмали: визуальный, инструментальный, витальное окрашивание эмали и др. Профилактика очаговой деминерализации эмали. Реминерализирующие средства, методики применения.

7.

Профилактика некариозных заболеваний твердых тканей зубов.

Факторы риска возникновения флюороза. Оптимальное содержание фторидов в питьевой воде для различных климатических зон. Индивидуальные и коллективные профилактические мероприятия при флюорозе.

Факторы риска возникновения местной и системной гипоплазии эмали. Профилактика гипоплазии.

Профилактика некариозных поражений, возникающих после прорезывания зуба: истирание твердых тканей зуба, эрозии эмали, некроз.

Повышенная чувствительность твердых тканей зуба. Факторы риска возникновения и профилактика повышенной чувствительности зубов.

8

Профилактика заболеваний тканей пародонта.

Общие и местные факторы риска и причины возникновения заболеваний пародонта. Оценка состояния тканей пародонта с применением пародонтальных индексов (CPITN, РМА и др.)

Методы и средства профилактики заболеваний пародонта. Значение гигиены полости рта в профилактике воспалительных заболеваний пародонта.

9.

Профессиональная гигиена полости рта.

Профессиональная гигиена полости рта и ее значение в профилактике стоматологических заболеваний. Методы и средства профессиональной гигиены. Особенности проведения профессиональной гигиены полости рта в зависимости от возраста и стоматологического статуса пациента.

10.

Профилактика зубочелюстных аномалий.

Факторы риска возникновения и развития зубочелюстных аномалий у детей: эндогенные и экзогенные.

Роль вредных привычек в формировании зубочелюстных аномалий и способы их устранения. Значение нормализации функций жевания, дыхания, глотания, организации питания в грудном возрасте, санации полости рта и носоглотки в предупреждении развития зубочелюстных аномалий у детей. Аномалии развития слизистой оболочки рта - фактор риска возникновения зубочелюстных аномалий. Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий.

11.

Профилактика стоматологических заболеваний у беременных и детей раннего возраста.

Антенатальная профилактика стоматологических заболеваний. Влияние течения беременности на формирование зубочелюстной системы ребенка.

Программа профилактики стоматологических заболеваний у беременных и детей раннего возраста.

12.

Эпидемиология стоматологических заболеваний.

Эпидемиологическое стоматологическое обследование населения. Цель, задачи, этапы, методики, регистрация и анализ результатов. Калибровка специалистов, участвующих в обследовании.

Показатели стоматологической заболеваемости. Уровни распространённости и интенсивности кариеса и заболеваний пародонта по критериям ВОЗ.

Оценка уровня стоматологической помощи населению.

Мониторинг стоматологической заболеваемости населения.

13

Принципы разработки, внедрения и оценки эффективности программ профилактики

Этапы планирования программ профилактики.

Ситуационный анализ - основа планирования программ профилактики.

Цель, задачи программы, выбор методов и средств. Персонал, участвующий в выполнении программы, материальное обеспечение. Оценка эффективности программы. Прогнозирование стоматологической заболеваемости.

Уровни внедрения программ: индивидуальный, групповой, популяционный.

Организационные мероприятия по внедрению программы профилактики.

14

Профилактические мероприятия среди отдельных групп населения.

Программы профилактики для рабочих предприятий, связанных с профессиональными вредностями.

Особенности проведения профилактических мероприятий среди пациентов с соматической патологией, лиц с ограниченными возможностями (умственные, мануальные), людей, проживающих в условиях неблагоприятной экологии, находящихся в условиях длительной изоляции и др.




^ II - 5.2. Разделы модуля и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) модулями и дисциплинами

п/п

Название

обеспечиваемых

(последующих)

модулей и

дисциплин




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1.

клиническая стоматология


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+







+

2.

Кариесология и заболевания твердых тканей зубов

+

+

+

+

+

+

+




+




+

+

+

+

3

Пародонтология

+

+




+










+

+

+

+

+

+

+

4

Имплантология и реконструктивная хирургия полости рта




+



















+
















5

Зубопротезирование




+




+













+
















6

Детская стоматология


+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

7

Медицинская генетика




























+













8

Ортодонтия и детское протезирование




+




+













+

+













9

Ординатура по стоматологическим специальностям

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+




II - 5.3. Разделы модуля и виды занятий

п/п

Название разделов

Л

ПЗ

СРС

Всего часов



Введение в курс профилактической стоматологии.

2

-

1

3



Индивидуальная гигиена полости рта.

2

18

10

30



Факторы риска возникновения кариеса зубов.

Кариесрезистентность эмали.

Кариесогенная ситуация.

2

8

5

15



Стоматологическое просвещение населения

2

8

5

15



Профилактика кариеса зубов.

1

12

6,5

19,5



Очаговая деминерализация эмали (начальный кариес)

1

6

3,5

10,5

  1. 1

Профилактика некариозных поражений твердых тканей зубов

2

12

7

21



Профилактика заболеваний тканей пародонта.

2

16

9

27



Профессиональная гигиена полости рта.




12

6

18



Профилактика зубочелюстных аномалий.

2

4

3

9



Профилактика стоматологических заболеваний у беременных и детей раннего возраста

2

4

3

9



Эпидемиология стоматологических заболеваний

2

6

4

12



Принципы разработки, внедрения и оценки эффективности программ профилактики

2

6

4

12



Проведение профилактических мероприятий среди отдельных групп населения

2

8

5

115




Всего

24

120

72

216


II - 5.4. Лекции

^ Название тем лекций модуля

Объем по семестрам

III

IV

V

VI

1

Профилактическая и коммунальная стоматология. Современные данные о стоматологической заболеваемости в мире, России. Цели и задачи ВОЗ в области профилактики стоматологических заболеваний.

2










2

Гигиена полости рта - метод первичной профилактики основных стоматологических заболеваний.

2










3

Стоматологическое просвещение, мотивация населения к поддержанию здоровья полости рта.

2










4

.. Профилактика очаговой деминерализации эмали.

Механизм де- и реминерализации эмали.

2










5

Современные представления о механизме действия фторидов. Методы и средства фторидпрофилактики кариеса.

2










6

Профилактика некариозных заболеваний твердых тканей зубов.

2










7

Профилактика заболеваний пародонта. Методы и средства. Роль гигиены в профилактике воспалительных заболеваний пародонта.




2







8

Факторы риска возникновения и развития зубочелюстных аномалий у детей. Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий.




2







9

Профилактика стоматологических заболеваний у беременных и детей раннего возраста.







2




10

Эпидемиологическое стоматологическое обследование населения. Значение результатов обследования для разработки и оценки эффективности программ профилактики.







2




11

Комплексные программы профилактики стоматологических заболеваний. Ситуационный анализ – основа планирования программ профилактики.










2

12

Особенности профилактических мероприятий среди отдельных групп населения.










2




Всего: 24 часа

12

4

4

4



II - 5.5. Практические занятия

^ Название тем практических занятий и формы контроля модуля

Объем по семестрам

III

IV

V

VI

1

Поверхностные образования на зубах и зубные отложения. Методы их выявления. Освоение индексов гигиены полости рта.

6










2

. Методы чистки зубов. Контролируемая чистка зубов и методика её проведения. Особенности обучения гигиене полости рта детей различного возраста.

6










3

Средства гигиенического ухода за полостью рта и требования, предъявляемые к ним. Особенности ухода за полостью рта пациентов в зависимости от возраста и состояния полости рта. Индивидуальный подбор средств гигиены.

6










4

Факторы риска возникновения кариеса. Кариесогенная ситуация в полости рта. Методы ее выявления и устранения. Кариесрезистентность эмали, способы определения.


6










5

Оценка и регистрация состояния твердых тканей зубов. Освоение индексов интенсивности кариеса зубов и поверхностей (КПУ, кпу, кп).

6










6

Методы и средства стоматологического просвещения. Индивидуальные и групповые беседы с детьми разного возраста, родителями по вопросам гигиены полости рта и профилактики кариеса.

Организация и проведение «уроков гигиены» в детском дошкольном учреждении и школе.

6










7

Очаговая деминерализация эмали. Методы выявления.

Использование реминерализирующих средств и растворов.

6










8

Применение фторидов для профилактики кариеса. Системные и местные методы фторидпрофилактики. Показания, противопоказания, эффективность. Освоение методов местного применения фторидов: фторидсодержащие лаки, гели, растворы.

6










9

Профилактика фиссурного кариеса. Герметизация фиссур. Показания, противопоказания, эффективность. Освоение метода «герметизации фиссур».

6










10

Профилактика некариозных поражений: флюороза, гипоплазия эмали. Факторы риска возникновения флюороза, системной и местной гипоплазии и их устранение. Дифференциальная диагностика пятен при флюорозе, гипоплазии и очаговой деминерализации.

6










11

Профилактика повышенной чувствительности твердых тканей зубов. Выбор средств индивидуальной гигиены при повышенной чувствительности.




6







12

Факторы риска возникновения заболеваний пародонта и их устранение. Методы и средства профилактики воспалительных заболеваний пародонта.




8







13

Регистрация состояния тканей пародонта. Практическое освоение пародонтальных индексов.




8







14

Методы и средства профессиональной гигиены полости рта. Практическое освоение методов удаления зубных отложений.







12




15

Особенности проведения профилактики стоматологических заболеваний у беременных и детей раннего возраста. Содержание стоматологического просвещения для беременных женщин.







4




16

Выявление факторов риска возникновения зубочелюстных аномалий и деформаций, их предупреждение. Роль вредных привычек в возникновении зубочелюстных аномалий. Методы профилактики зубочелюстных аномалий.







4




17

Эпидемиологическое стоматологическое обследование. Этапы, методики, регистрация и анализ результатов обследования. Освоение методики проведения эпидемиологического обследования населения.










6

18

Ситуационный анализ – основа планирования программ профилактики. Разработка программ профилактики стоматологических заболеваний на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях.










6

19

Особенности программ профилактики стоматологических заболеваний для отдельных групп населения (рабочих промышленных предприятий, пациентов с соматической патологией, лиц с ограниченными возможностями, людей, проживающих в условиях неблагоприятной экологии, находящихся в условиях длительной изоляции и др.











8




Всего: 120 часов

60

20

20

20


5.6.Лабораторные работы – не предусмотрены

5.7.Семинары – не предусмотрены


II - 5.8. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа (всего)




Семестры

III

IV

V

VI

В том числе:

72

36

12

12

12

Отработка на фантомах практических умений

13

9

2

2




Подготовка и написание рефератов

12

6

2

2

2

Работа с литературой

16

6

3

3

4

Разработка материалов по стоматологическому просвещению населения

15

9

3

3




Разработка программ профилактики (написание и защита)

6










6

Научно-исследовательская работа (НИР)

10

6

2

2




Вид промежуточной аттестации (экзамен - балльно-рейтинговая оценка)

















^ II – 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


^ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


Роль фторидов в профилактике кариеса зубов.

Роль гигиены полости рта в профилактике воспалительных заболеваний пародонта.

Особенности гигиены полости рта у пациентов с ортодонтическими и ортопедическими конструкциями.

Особенности профилактики стоматологических заболеваний у беременных.


^ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ


В качестве активного компонента в противокариозных зубных пастах используют




фториды (+)

пирофосфаты

экстракты лекарственных растений

хлоргексидин

бикарбонат натрия




^ Механизм метода герметизации жевательных поверхностей зубов заключается в




раскрытии фиссуры

сошлифовывании фиссуры

изоляции фиссур от местных кариесогенных факторов (+)

герметизации дентинных канальцев

тщательном очищении фиссур от налета




^ Местными факторами риска возникновения кариеса являются




неудовлетворительная гигиена полости рта (+)

повышенное употребление легкоусвояемых углеводов (+)

высокое содержание фторида в питьевой воде

низкое содержание фторида в питьевой воде

сопутствующие соматические заболевания




^ Визуально-ориентированным детям для наиболее эффективного обучения правилам гигиены полости рта необходимо




наличие красочно оформленных наглядных пособий (+)

подробное объяснение материала

тщательная отработка навыков на моделях и в полости рта

составление ребусов и логических задач

присутствие родителей




Для диагностики состояния тканей пародонта используют индексы





^ CPITN (+)

Грин-Вермиллиона

РНР

РМА (+)

API


СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ


Задача 1

На прием к стоматологу пришел ребенок 7 лет для профилактического осмотра. Жалоб нет. Данные анамнеза: практически здоров. Перенесенные заболевания - ветрянка, редко ОРЗ.

Внешний осмотр: патологических изменений не выявлено.

Внутриротовой осмотр:

^ Состояние слизистой оболочки полости рта: нормально увлажнена, бледно-розового цвета.

Состояние твердых тканей зубов: На жевательной поверхности зуба 3.6 кариозная полость, на зубе 4.6- пломба на жевательной поверхности, на зубах 6.4, 7.4, 7.5, 8.4, 8.5 пломбы на жевательной и контактной поверхностях. Зубы 5.2, 6.2 подвижны.

Задания:

  1. Запишите зубную формулу в соответствии с международным обозначением зубов.

  2. Укажите возрастной период физиологической смены временных зубов на постоянные.

  3. Укажите причину подвижности зубов 5.2, 6.2.

  4. Определите интенсивность кариеса зубов.

  5. Определите интенсивность кариеса поверхностей.

Ответы:

1.Зубная формула:






























п







16

55

54

53

52

11

21

62

63

64

65

26

46

85

84

83

42

41

31

32

73

74

75

36

п

п

п



















п

п

к



2. Смена временных зубов на постоянные происходит в возрасте 6-12 лет

3. Причиной подвижности зубов 5.2, 6.2 является процесс физиологического рассасывания корней, происходящий в этом возрасте.

4. Интенсивность кариеса зубов: КПУ(з)=2, кп(з)=5.

5. Интенсивность кариеса поверхностей – КПУ(п )= 2, кп(п) = 10

Задача 2

В средней общеобразовательной школе среди детей проводится внедрение комплексной программы профилактики основных стоматологических заболеваний с применением полоскания полости рта 0,2% раствором фторида натрия.

Задания:

  1. Укажите к каким методам фторидпрофилактики кариеса, эндогенным или экзогенным, относится данный метод

  2. Определите кратность полоскания 0,2 % раствором фторида натрия.

  3. Определите количество раствора фторида натрия, необходимое для 1 полоскания.

  4. Уважите возраст детей, с которого рекомендуется проводить данный метод.

  5. Назовите другие концентрации растворов фторида натрия и кратность их применения для проведения полосканий с целью профилактики кариеса

Ответы:

  1. Данный метод относится к местным методам фторидпрофилактики кариеса зубов.

  2. 1 раз в 2 недели в течение учебного года

  3. На одно полоскание необходимо 10 мл раствора. Полоскание проводится в течение 1- 2 мин.

  4. Данный метод рекомендуется проводить с 6- летнего возраста.

  5. Концентрации фторида натрия, применяемые также в виде полосканий: 0,05% - ежедневно, 0,1% – 1 раз в неделю.


Задача 3

Пациент К.,19 лет обратился в стоматологическую клинику с жалобами на кровоточивость и болезненность десен при приеме твердой пищи и чистке зубов.

Из анамнеза: впервые кровоточивость десен появилась в 15 лет. Пациент чистит зубы 1 раз в день мягкой щеткой в течение 1 минуты.

При внешнем осмотре: конфигурация лица не изменена, кожа лица и видимые слизистые оболочки без патологических изменений. Регионарные лимфатические узлы не пальпируются.

При внутриротовом осмотре:

^ Состояние слизистой оболочки рта: бледно-розового цвета, нормально увлажнена. Десневые сосочки у всех зубов гиперемированы, отечны, кровоточат при зондировании. Мелкое преддверие полости рта (глубина преддверия 4 мм). Определяется оголение шеек зубов в области фронтальной группы зубов нижней челюсти.

Состояние твердых тканей зубов. Пломбы по 1 классу на зубах 1.7, 2.6, 3.7.

Гигиеническое состояние полости рта: визуально определяется значительное количество мягкого зубного налета и наддесневого зубного камня. Индекс ИГР-У равен 4.0.

Задания:

1. Укажите местные факторы возникновения воспалительного процесса в тканях пародонта у пациента.

2 Оцените гигиеническое состояние полости рта.

3 Укажите ошибки, допущенные пациентом в выборе средств гигиены полости рта и методике чистки зубов.

4. Подберите пациенту средства индивидуальной гигиены полости рта.

5. Укажите, консультация какого специалиста – стоматолога необходима пациенту.


Ответы:

  1. Местные факторы возникновения воспалительных явлений в тканях пародонта: мягкие и минерализованные зубные отложения, мелкое преддверие полости рта.

  2. Гигиеническое состояние полости рта по индексу ИГР-У соответствует плохому уровню гигиены.

  3. Ошибками, допущенные пациентом являются: использование мягкой зубной щетки, длительность чистки зубов в течение 1 минуты.

  4. Индивидуальные средства гигиены для пациента: лечебно-профилактическая зубная паста и ополаскиватель с антибактериальными добавками (хлоргексидин, триклозан и др.) на 7-10 дней, затем пасты с экстрактами трав, зубная щетка средней степени жесткости, для очищения контактных поверхностей зубов применение монопучковых щеток, межзубных ершиков, зубных нитей (после предварительного обучения). Чистка зубов в течение 2-3 минут.

  5. Пациенту необходима консультация хирурга-стоматолога по поводу устранения мелкого преддверия полости рта.


Задача 4

В средней общеобразовательной школе проводится внедрение программы профилактики стоматологических заболеваний. На прием к школьному стоматологу вызван ребенок 7 лет для проведения герметизации фиссур первых постоянных моляров. В наличии стоматологического кабинета имеется светоотверждаемый герметик.

Жалоб нет.

При внешнем осмотре: конфигурация лица не изменена, кожа лица и видимые слизистые оболочки без патологических изменений. Регионарные лимфатические узлы не пальпируются.

При внутриротовом осмотре:

^ Состояние слизистой оболочки рта: бледно-розового цвета, нормально увлажнена.

Состояние твердых тканей зубов:




п

п






















п




16

55

54

53

12

11

21

22

63

64

65

26

46

85

84

83

42

41

31

32

73

74

75

36




п

























п

п

Фиссуры зубов 1.6, 2.6, 4.6 зубов интактные, глубокие.

Индекс гигиены полости рта по Грин-Вермиллиону (компонент зубного налета) равен 1,8.

Задания:

  1. Назовите возраст, в котором наиболее эффективно проводить герметизацию фиссур первых постоянных моляров.

  2. Определите показания к проведению герметизации фиссур зубов у данного пациента.

  3. Перечислите этапы неинвазивной методики герметизации фиссур герметиком светового отверждения.

  4. Назовите сроки контрольных осмотров сохранности герметика.

  5. Укажите эффективность метода герметизации фиссур.

Ответы:

  1. Наиболее эффективно проводить герметизацию фиссур первых постоянных моляров в возрасте 6-7 лет.

  2. Показания к проведению герметизации фиссур зубов у данного пациента: возрастные (ребенку 7 лет), анатомические (фиссуры зубов 1.6, 2.6, 4.6 глубокие).

  3. Этапы неинвазивной методики герметизации фиссур герметиком светового отверждения: очищение жевательной поверхности зуба; изоляция зуба от слюны; высушивание зуба; протравливание эмали 35-37% ортофосфорной кислотой в течение 15-20 сек; удаление кислоты с жевательной поверхности зуба; повторная изоляция от слюны и высушивание; внесение и распределение герметика по фиссурно-ямочной сети, отверждение герметика с помощью полимеризационной лампы, проверка окклюзионной высоты прикуса.

  4. Контрольные осмотры сохранности герметиков рекомендуется проводить через 1 неделю, месяц, 6 месяцев, 12 месяцев, далее ежегодно.

  5. Эффективность метода герметизации фиссур составляет 95-100%


Задача 5

На профилактический осмотр в детскую стоматологическую поликлинику пришел пациент И. 9 лет.

При осмотре: на 1.1, 2.1 зубах в пришеечной области определяются меловидные пятна, поверхность эмали в области очагов поражения шероховатая, блеск эмали отсутствует. При окрашивании очагов поражения 2% водным раствором метиленового синего эмаль окрасилась в более интенсивный цвет.

Десневые сосочки и маргинальная десна в области фронтальных зубов верхней и нижней челюсти гиперемированы, отечны.

Индекс гигиены полости рта РНР = 3,5.

Из анамнеза известно, что ребенок чистит зубы 1 раз в день - утром, совершая зубной щеткой горизонтальные движения, регулярно использует гигиеническую зубную пасту.




Задания:

  1. Назовите заболевание, которому соответствует данная клиническая картина поражения твердых тканей зубов.

  2. Назовите метод, который проведен пациенту для уточнения диагноза, причину окрашивания очагов поражения эмали.

  3. Укажите заболевания, с которыми необходимо провести дифференциальную диагностику.

  4. Назовите принцип лечения очагов поражения эмали и применяемые с этой целью препараты.

  5. Дайте рекомендации по индивидуальному уходу за полостью рта данному пациенту.


Ответы:

  1. Данная клиническая картина поражения твердых тканей зубов 1.1 и 2.1 соответствует клинике начального кариеса (очаговой деминерализации эмали)

  2. Для уточнения диагноза пациенту проведен метод витального окрашивания эмали. Причина окрашивания очагов поражения эмали – повышение проницаемости эмали.

  3. Дифференциальную диагностику необходимо проводить с пятнистой формой флюороза и гипоплазией эмали.

  4. Принцип лечения очагов деминерализации эмали основан на обратимости процесса деминерализации - восстановлении утраченных минеральных компонентов эмали (реминерализации). Для лечения начального кариеса рекомендуются кальций и фосфатсодержащие растворы: глюконат кальция 10%, Боровского-Волкова, гели: ремогель, реминерализирующий гель Са/Р, R.O.C.S medical и др., фториды.

  5. Рекомендации по индивидуальному уходу за полостью рта данному пациенту: чистка зубов 2 раза в день с исключением горизонтальных движений в течение 2-3 минут, детская зубная щетка, лечебно-профилактические кальций и фторидсодержащие зубные пасты.

^ II - 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДУЛЯ

а) основная литература

Клинические ситуации с иллюстрациями для итоговой государственной аттестации выпускников медицинских Вузов Российской Федерации «Стоматология» Учебно-методическое пособие. Коллектив авторов// М.,2008 - 218с.

Кузьмина И.Н.Профилактическая стоматология.//Учебное пособие. М. 2009.- 188 с.Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний // М., -2006.- 416 с.

Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В., Стоматология детского возраста.// Учебник. М. «Медицина», 2006.- 639с.

Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060105 (040400) «Стоматология» в 2 частях. Часть 1. Раздел профилактика стоматологических заболеваний. Коллектив авторов.// М., 2009. - С. 5-56.

б) дополнительная литература

Кузьмина Э.М. с соавт. Основы индивидуальной гигиены полости рта.-М., 2008,-116с.

Кузьмина Э.М. Гигиенист стоматологический. Учебное пособие М., 2005.- 228с.

Кузьмина Э.М. с соавт. Современные критерии оценки стоматологического статуса при проведении эпидемиологического обследования населения. - М., МГМСУ, 2007. - 43 с.

Леус П.А., Профилактическая коммунальная стоматология.- М., Медицинская книга, 2008.- 444с.

Максимовский Ю.М. с соавт. Основы профилактики стоматологических заболеваний.// Владос, Учебное пособие для ВУЗов, 2005.- 206 с.

Стоматологическая заболеваемость населения России. Состояние твердых тканей зубов. Распространенность зубочелюстных аномалий. Потребность в протезировании/ под ред. Кузьминой Э.М.- Москва, 2009.-236с.

Стоматологическая заболеваемость населения России. Состояние тканей пародонта и слизистой оболочки рта../под ред. Янушевича О.О.,- Москва, 2009.-228с.

в) программное и коммуникационное обеспечение (программное обеспечение и Интернет-ресурсы): заполняется вузом самостоятельно

^ II - 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДУЛЯ

  • учебные и лекционные аудитории;

  • технические средства для показа слайдов и компьютерных презентаций;

  • учебно-методическая литература;

  • наглядные пособия: фантомы, демонстрационные модели челюстей, таблицы, схемы, слайды, кино-видео-фильмы, компьютерные презентации и др.;

  • средства стоматологического просвещения: буклеты, брошюры, памятки, стенды, выставки, плакаты и др.;

  • стоматологические кабинеты в клиниках, женских консультациях, детских дошкольных учреждениях, школах, кабинеты профилактики с соответствующим оборудованием, инструментарием, медикаментозным оснащением, средствами профилактики;

^ II - 9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ

Организация учебного процесса и преподавание учебного модуля «Профилактика и коммунальная стоматология» в современных условиях должны основываться на инновационных психолого - педагогических методах и технологиях, направленных на повышение эффективности преподавания и качества подготовки учащихся.

В процессе обучения студентов основными формами являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы модуля.

Для успешного освоения модуля «Профилактика и коммунальная стоматология» каждый студент обеспечивается учебно-методическими материалами (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, типовыми тестовыми заданиями, ситуационными задачами), возможностью отработки мануальных умений на фантомах, работой с пациентами, а также возможностью отработки пропущенных занятий.

Лекции формируют у студентов системное представление об изучаемых разделах предмета, обеспечивают усвоение ими основных принципов и закономерностей модуля «Профилактика и коммунальная стоматология», готовность к восприятию научно-технических инноваций и технологий.

Практические занятия обеспечивают приобретение и закрепление необходимых навыков и умений, формирование профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках профессиональной компетенции.

На практической части занятия преподаватель обращает внимание на способность студента к клиническому мышлению и самостоятельности, ведению дискуссий, к социальному взаимодействию с коллективом, толерантности, применяя в своей педагогической деятельности инновационный личностно – ориентированный подход обучения.

Одной из современных форм проведения практических занятий, являются активные и интерактивные формы обучения (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций), направленные на формирование и развитие профессиональных умений обучающихся, работе в коллективе. Эти формы обучения должны составлять не менее 10% аудиторных занятий.

Одним из условий освоения модуля «Профилактика и коммунальная стоматология» является работа студентов в организованных детских коллективах, где в интерактивных формах проводятся обучение детей гигиене полости рта, стоматологическое просвещение среди детей, родителей, воспитателей детских садов, учителей и педагогов, осуществляются профилактические процедуры.

Самостоятельная работа студентов проводится вне аудиторных часов, составляет приблизительно 1/3 от общей трудоемкости дисциплины и включает в себя работу с литературой, подготовку рефератов по выбранной теме, отработку практических умений на фантомах, изготовление материалов по стоматологическому просвещению, научно-исследовательскую работу, что способствует развитию познавательной активности, творческого мышления студентов, прививает навыки самостоятельного поиска информации, а также формирует способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации и творческой адаптации.

Текущий контроль освоения содержания модуля осуществляется с помощью решения тестовых заданий, ситуационных задач, оценки практических умений.

По окончании изучения дисциплины проводится итоговый контроль знаний студентов в соответствии с балльно-рейтинговой системой.

Контрольно-измерительные материалы модуля «Профилактика и коммунальная стоматология», включаются в Итоговую Государственную Аттестацию выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности «Стоматология».


Разработчики:

^ Место работы

Занимаемая должность

Инициалы, фамилия

МГМСУ

Зав. кафедрой профилактики стоматологических заболеваний, д.м.н., профессор

Кузьмина Э.М

МГМСУ

Доцент кафедры профилактики стоматологических заболеваний к.м.н.

Петрина Е.С.

МГМСУ

Доцент кафедры профилактики стоматологических заболеваний МГМСУ, к.м.н.

Борчалинская К.К.

Эксперты:

Место работы

Занимаемая должность

Инициалы, фамилия


































Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Примерная программа дисциплины стоматология модуль «профилактика и коммунальная стоматология» icon Примерная программа дисциплины стоматология модуль «клиническая стоматология»

Примерная программа дисциплины стоматология модуль «профилактика и коммунальная стоматология» icon Тематический план лекций по модулю «Профилактика и коммунальная стоматология» учебной дисциплины

Примерная программа дисциплины стоматология модуль «профилактика и коммунальная стоматология» icon Примерная программа дисциплины стоматология модуль

Примерная программа дисциплины стоматология модуль «профилактика и коммунальная стоматология» icon Примерная программа дисциплины стоматология модуль

Примерная программа дисциплины стоматология модуль «профилактика и коммунальная стоматология» icon Примерная программа дисциплины стоматология модуль

Примерная программа дисциплины стоматология модуль «профилактика и коммунальная стоматология» icon Примерная программа дисциплины стоматология модуль

Примерная программа дисциплины стоматология модуль «профилактика и коммунальная стоматология» icon Рабочая учебная программа по дисциплине профилактика и коммунальная стоматология по направлению подготовки

Примерная программа дисциплины стоматология модуль «профилактика и коммунальная стоматология» icon Примерная программа дисциплины стоматология модуль «материаловедение»

Примерная программа дисциплины стоматология модуль «профилактика и коммунальная стоматология» icon Примерная программа дисциплины стоматология модуль «гнатология и функциональная патология»

Примерная программа дисциплины стоматология модуль «профилактика и коммунальная стоматология» icon Примерная программа дисциплины стоматология модуль «местное обезболивание и анестезиология в стоматологии»

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы