|
Скачать 424.7 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» Оказание первой доврачебной помощи на занятиях по физической культуре Практическое руководствоГомель Авторы-составители Н. Г. Кузенек Л. А. Лапицкая В. П. Марченко Рецензенты: А.С.Калугин д.м.н., профессор; кафедра физического воспитания и спорта учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины». Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» 23 июня 2004 года, протокол № 10. Практическое руководство посвящено вопросам оказания первой доврачебной помощи во время занятий по физическому воспитанию. Адресовано студентам всех факультетов. © Н.Г.К., Л.А.Л., В.П.М., 2004. © Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины», 2004
ВведениеБудущие специалисты высшей квалификации, становясь после окончания ВУЗа организаторами производства, должны не только обладать определенной суммой знаний, но и быть готовыми в любой ситуации оказать пострадавшим первую доврачебную помощь. В повседневном быту, на занятиях по физическому воспитанию, тренировочных занятиях в группах повышения спортивного мастерства студенты могут оказаться в положении пострадавшего: получить ушиб, растяжение, вывих, перелом, кровопотеря, потерять сознание и т.д. Первая помощь, доврачебная помощь, основанная на выполнении срочных простейших действий и мероприятий, к которым прибегают на месте происшествия сами пострадавшие (самопомощь) или другие лица, находящиеся поблизости (взаимопомощь), в целях спасения жизни человека и предупреждения осложнений при несчастном случае или внезапном заболевании. Первая помощь включает в себя 3 группы мероприятий: немедленное прекращение действия внешних повреждающих факторов (электрического тока, сдавления тяжестью или удаление пострадавшего из неблагоприятных условий (из воды, горящего помещения и т.д.); оказание первой помощи; обращение за медпомощью в ближайшее медицинское учреждение. Роль доврачебной помощи особенно возрастает в условиях катастроф, влекущих за собой массовые жертвы (дорожно-транспортные аварии, стихийные бедствия), а также при несчастных случаях и в военное время, когда неминуемо создаётся значительный разрыв во времени между моментом поражения и возможностью оказания врачебной помощи. Для оказания само- и взаимопомощи необходимы медицинские средства (аптечка, пакет перевязочный индивидуальный, жгут кровоостанавливающий, шины, индивидуальный противохимический пакет) или соответствующие подручные средства, но главное — умение правильно оказывать первую помощь, от чего нередко зависит успех медицинской помощи. Обучение методам оказания первой помощи осуществляется организациями Красного Креста и Красного Полумесяца, а также в процессе санитарной пропаганды, проводимой лечебно-профилактическими учреждениями через кино, телевидение, радио, печать и т.д. Не менее важна и самоподготовка человека к преодолению возможных случайностей. Это методическое пособие поможет студентам усвоить основные приемы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим в различных ситуациях, опираясь на свои силы и возможности. ^ реанимационной помощи Реанимация, или оживление организма, сводится к восстановлению жизненно важных функций организма (прежде всего дыхания и кровообращения). Возможность оживления организма основана на том, что, во-первых, смерть никогда не наступает сразу — ей всегда предшествует переходная стадия, так называемое терминальное состояние; во-вторых, изменения, происходящие в организме при умирании, не сразу приобретают необратимый характер и при достаточной сопротивляемости организма и своевременном оказании помощи могут быть устранены. Несколько минут, отделяющих состояние клинической смерти от биологической, не оставляют времени на разговоры, размышления и ожидание: при терминальном состоянии минимальная, но своевременно оказанная помощь бывает эффективнее сложнейших врачебных мероприятий, проводимых спустя длительное время после клинической смерти. Поэтому знать основные приёмы реанимации и уметь их правильно применить должен каждый взрослый человек. Показанием к проведению реанимации являются внезапная остановка кровообращения, дыхательная недостаточность, а также состояния, приводящие к прекращению дыхания и кровообращения (острый инфаркт миокарда, кровоизлияние в мозг, пороки сердца, все виды травм и операций, все случаи анафилактического шока, отравления, переохлаждение организма, поражение электрическим током, утопление, повешение и др.). Признаками внезапной остановки кровообращения являются бледность кожи и видимых слизистых оболочек, невозможность определить пульс и артериальное давление, потеря сознания, расширение зрачков, остановка дыхания. При острой дыхательной недостаточности отмечается учащение дыхания, тахикардия (учащение числа сердечных сокращений), усиление потоотделения, остановка дыхания. Первая помощь в каждом конкретном случае определяется причиной, вызвавшей остановку дыхания и кровообращения, однако в обоих случаях необходимо начинать проведение закрытого массажа сердца и искусственного дыхания и не прекращать их до прибытия специализированной бригады скорой помощи. Если через 10—15 минут после начала эффективного массажа и искусственного дыхания сердечная деятельность не восстанавливается, отсутствуют признаки достаточного кровоснабжения головного мозга, (зрачки становятся широкими и не реагируют на свет), дальнейшее продолжение реанимации можно считать нецелесообразным вследствие наступления необратимых изменений в клетках головного мозга. Укладка больного. При проведении реанимационных мероприятий больной должен лежать на спине, на твердом матраце или на полу. Под плечи подкладывают валик (свёрнутое одеяло или одежду) так, чтобы голова пострадавшего была запрокинута кзади, примерно на уровне плеч. Все сжимающие части одежды, особенно вокруг шеи, должны быть расстёгнуты. Нужно очистить дыхательные пути и полость рта от слизи, слюны, отёчной жидкости, рвотных масс. Полость рта очищают указательным пальцем правой руки, обернутым кусочком бинта. Выдвижение нижней челюсти и открытие рта производят тремя приёмами (Рис.1, Рис.2, Рис.3): первые пальцы обеих рук спасающий укладывает в ложбинке нижней губы, одновременно указательные и средние — на углу нижней челюсти; указательными и средними пальцами продвигает нижнюю челюсть вперед так, чтобы нижний ряд зубов оказался впереди верхнего ряда; приподнимает нижнюю челюсть и таком положении поддерживает её в течение всего времени спасения пострадавшего. Р ![]() ис.1. Запрокидывание головы пострадавшего. ![]() Рис. 2. Выдвижение нижней челюсти. Рис.3. Открытие рта. Способов искусственной вентиляции легких существует много, но лучше всего зарекомендовали себя способы «рот в рот» и «рот в нос». Они доступны каждому, не требуют никакой аппаратуры и могут быть использованы во всех оказаниях экстренной помощи. Спасающий набирает в лёгкие воздух, прикладывает свой рот ко рту спасаемого, охватывая всю ширину его рта (на рот спасаемого можно положить марлевую салфетку, уголок рубашки, носовой платок) и вдувает воздух в лёгкие больного. Вдувание должно быть быстрым и резким. ![]() Рис.4. Искусственная вентиляция легких способом «рот в рот» При этом спасающий стоит на коленях. Одной рукой он зажимает ноздри больного, а другой поддерживает голову и шею пострадавшего (Рис.4). Выдох совершается пассивно. Доказательством эффективности вентиляции служит появление выдыхаемого из лёгких пострадавшего воздуха. Одновременно с дыханием «рот в рот» проводится наружный (закрытый) массаж сердца (Рис.5) с частотой сжатия грудной клетки 60 раз в минуту. При наружном массаже сердца необходимо (обеими руками для взрослых, одной рукой для подростков и двумя пальцами (указательным и средним) для детей) ритмично нажимать на нижнюю часть грудины (одна рука лежит поперёк) с таким расчётом, чтобы каждое сдавливание вызвало приближение её к позвоночнику на 4—5 см. Средняя сила нажима — от 20 до 50 кг (при оказании помощи детям и молодым людям эта сила должна быть меньшей, детям наружный массаж сердца выполняется тремя пальцами р ![]() Рис.5. Наружный массаж сердца: а) месторасположение рук на нижней половине грудины; б) компрессия грудной клетки; в) прекращение компрессии. Если реанимацию проводит один человек, то он должен через каждые 10—15 сжатий грудины прекращать массаж, чтобы сделать два выдоха «рот в рот» (Рис.6). Поэтому реанимационные мероприятия целесообразно проводить большим числом спасающих: один делает искусственное дыхание, другой — массаж сердца (Рис.7). Эффективность реанимации определяется появлением пульса на лучевой или бедренной артерии, исчезновением синюшности, бледности кожных покровов, сужением зрачков, покраснением кожи, появлением движения глазных яблок и т.д. ![]() Рис.6. Закрытый массаж сердца, проводимый одним спасающим. ![]() Рис.7. Закрытый массаж сердца проводимый двумя спасающими. ^
Освободившись от захвата, подплывите к тонущему сзади и транспортируйте его на берег одним из следующих способов: плывя на боку и удерживая его голову над водой за подбородок, или поддерживая одной рукой под мышки, плывя на спине и удерживая голову пострадавшего, захватив кистями за подбородок (ни в коем случае не сжимая горло!) Доставив пострадавшего на берег, освободите от одежды верхнюю часть его тела, чтобы не затруднялись дыхание и кровообращение. При «бледном» типе утопления сразу же начинайте искусственное дыхание, а при остановке сердца — и закрытый массаж сердца. Когда прекратилось только дыхание, а сердцебиение есть, массаж сердца делать не нужно. У «синих» утонувших надо предварительно дренировать дыхательные пути. Сделать это можно так: пострадавшего в положении лежа на животе, приподнимите за таз (Рис.9) или положите его животом на бедро своей согнутой в колене ноги, удерживая за лоб и, надавливая между лопаток (Рис.10), или уложите нижним краем грудной клетки на две руки спасающих, сложенные замком (Рис.11). Ребенка можно приподнять за ноги. Но помните: таким образом, удаляется лишь незначительное количество воды, которая находится в воздухоносных путях, поэтому не тратьте много времени на эту манипуляцию. ![]() ![]() Рис.9 ![]() Рис.10. Рис.11. Перевернув спасаемого на спину, уложите его на твердую поверхность, очистите полость рта бинтом или носовым платком и сразу начинайте делать искусственное дыхание и закрытый массаж сердца. Эти реанимационные мероприятия проводите до появления у пострадавшего самостоятельного дыхания и восстановления сердечной деятельности или до приезда «Скорой». ^
брюшной полости Ушиб живота чреват опасностью повреждения органов брюшной полости. Людям, перенесшим ранее заболевания селезенки, печени, а также имеющим грыжи живота, даже при незначительных ушибах могут угрожать разрывы этих органов. О внутреннем кровотечении обычно свидетельствуют нарастание бледности кожи и слизистых оболочек, резкое учащение пульса, холодный пот, ухудшение самочувствия. В таком случае пострадавшему нельзя давать пить или есть. Его следует уложить в постель, положив на живот пузырь, наполненный льдом или холодной водой. При транспортировке пострадавшему в положении лежа обеспечивают полный покой. ^
Учебное издание КУЗЕНЕК Николай Григорьевич ЛАПИЦКАЯ Людмила Анатольевна МАРЧЕНКО Владимир Павлович Оказание первой доврачебной помощи на занятиях по физической культуре Практическое руководство В авторской редакции Подписано в печать 25.06.2004 г. Формат 60х84 1/16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Times New Roman. Усл.пл. Уч.издл.2,0. тираж 50. Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» 246019, г.Гомель, ул.Советская, 104 Отпечатано на ризографе с оригинала-макета учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» 246019, г.Гомель, ул.Советская, 104 |