Особенности стоматологического обследования детей с соматической патологией, с нарушением психического развития и детей-инвалидов. Средства и способы минимизации при лечении зубов у детей icon

Особенности стоматологического обследования детей с соматической патологией, с нарушением психического развития и детей-инвалидов. Средства и способы минимизации при лечении зубов у детей





Скачать 187.67 Kb.
Название Особенности стоматологического обследования детей с соматической патологией, с нарушением психического развития и детей-инвалидов. Средства и способы минимизации при лечении зубов у детей
Дата 22.02.2013
Размер 187.67 Kb.
Тип Документы
Тема: особенности стоматологического обследования детей с соматической патологией, с нарушением психического развития и детей-инвалидов. Средства и способы минимизации при лечении зубов у детей.

Общее время занятия: 6 часов

Мотивационная характеристика темы: Значительное число детей оказываются не готовыми к сотрудничеству со стоматологом, что делает стоматологическое лечение крайне затруднительным. Неудачные попытки вмешательства закрепляют негативное отношение ребенка к стоматологии на долгие годы. Для формирования адекватного поведения в таких случаях нужно уметь использовать методы малой психотерапии, быть готовым к применению средств когнитивной седации. В крайних случаях лечение ребенка возможно только в условиях общего обезболивания, и врач должен уметь определить показания и противопоказания к этой процедуре. Во всех случаях стоматологические вмешательства у детей не должны быть болезненными.

^ Цель: научиться обеспечивать успешное стоматологическое лечение детей, не готовых или не способных к сотрудничеству с врачом.

Задачи занятия


В результате освоения теоретической части данной темы студент должен знать:

  1. Алгоритм и конкретные методы психологической реабилитации детей с повышенной тревожностью на стоматологическом приеме.

  2. Достоинства и недостатки, показания и противопоказания, средства и методы для проведения когнитивной седации.

  3. Средства и методы применяемые для организации стоматологического лечения детей, не способных к сотрудничеству: достоинства и недостатки, показания и противопоказания.

  4. Принципиальные возможности минимизации боли во время стоматологических манипуляций у детей.

  5. Особенности выбора методов местной анестезии и технологии адаптации к ним детей.

В ходе практической части занятия студент должен уметь:

  1. Определить причины повышенной тревожности ребенка/подростка, оказать ему когнитивную и невербальную поддержку, провести десенсибилизацию дентальных страхов, провести коррекцию уровня тревожности ребенка-пациента при помощи методов малой психотерапии.

  2. Использовать методы когнитивной седации для оптимизации управления поведением детей-пациентов.

  3. Организовать безопасное и эффективное лечение детей, не способных к сотрудничеству, при помощи временной иммобилизации.

  4. Принять обоснованное решение для направления ребенка на лечение под общим обезболиванием.

  5. Сделать правильный выбор метода и средства для минимизации боли во время стоматологических манипуляций у ребенка.

  6. Обеспечить успешное и эффективное выполнение местной анестезии для терапевтического лечения ребенка.

Требования к исходному уровню знаний: для лучшего усвоения темы студенту необходимо повторить:

  • из физиологии - понятие о боли, о стрессе

  • основ педагогики и психологии - понятие о побудительной и регуляторной составляющих поведения, характеристики тревожных эмоций.

  • психиатрии - понятие о пограничных состояниях психики, о нарушениях психического развития самоконтроля поведения у детей, о тревожных расстройствах и фобиях.

  • из фармакологии - знание фармакологических характеристик препаратов для анестезии, аналгезии, седации, наркоза.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

  1. Каковы физиологические основы и проявления стресса?

  2. Каковы особенности побудительного и регуляционного поведения у детей разных возрастных групп?

  3. Каковы характеристики и механизмы формирования повышенной тревожности? фобии?

  4. Что такое «путь боли»?

  5. Каковы механизмы местной анестезии, анальгезии, седации, наркоза? Какие препараты и методы могут быть применены для минимизации тревоги и боли в стоматологии?

Контрольные вопросы по теме занятия:

    1. Бихевиоральные технологии на приеме детей с особыми нуждами.

    2. Психотерапевтические методы для формирования позитивного отношения к стоматологии и адекватного поведения на приеме у детей и подростков, способных, но не готовых к сотрудничеству.

    3. Когнитивная седация как метод менеджмента поведения детей на стоматологическом приеме.

    4. Методы организации работы с детьми, не способными к сотрудничеству: физическая иммобилизация, глубокая седация и общее обезболивание.

    5. Меры для минимизации боли у детей во время стоматологического вмешательства.

    6. Особенности выбора и проведения местной анестезии у детей на терапевтическом стоматологическом приеме.
^

Учебный материал


Бихевиоральные технологии на приеме детей с особыми нуждами.

Прием детей младше трех лет. Установление продолжительного контакта и сотрудничества обычно затруднено, поэтому ребенка усаживают в кресло на колени отца или матери. Родителя обучают приемам безопасной и надежной фиксации ребенка в трех зонах (ноги, руки, голова) и проводят осмотр полости рта в выше описанной последовательности (визуально — мануально — инструментально), но ввиду незрелости психики ребенка делают все очень быстро, поэтому с минимальными комментариями. В таких же условиях проводят аппликации препаратов антисептиков, фторлаков (высушивание эмали приходится выполнять не при помощи пистолета, а ватных тампонов), реже удается выполнить процедуры атравматической реставрации зубов ART.

^ Прием детей с недомоганием, острыми заболеваниями. Следует внимательно относиться к особенностям физического состояния ребенка, повышающим его тревожность и снижающим физическую и эмоциональную выносливость: повышенная температура, недосыпание, ринит, герпес, микростомия, заеды, затрудненное открывание рта, абсцесс, гиперсаливация, выраженный рвотный рефлекс, низкий порог болевых ощущений и т. д. В таких случаях лечение лучше перенести на более благополучный период, а при необходимости оказания неотложной помощи тщательно планировать работу команды в целях минимизации негативных раздражителей и оказания максимальной конструктивной поддержки для ребенка.

^ Прием детей с хронической соматической патологией. Дети с хроническим нарушением здоровья и их родители живут в особых психологических условиях, нуждаются в понимании и поддержке. Говорят о двух крайних типах личностей хронически больных детей: больной-борец и больной-страдалец.

Больной-борец относится к своей болезни как к врагу, которого нужно победить, поэтому делает все, что служит победе. У таких детей сформирована мотивация к лечению (лечить зубы нужно для того, чтобы очистить рот от инфекции, прибавить сил для дальнейшей борьбы), выражена воля (неприятности нужно преодолеть ради хорошего результата). Задача врача сводится к осознанию проблем ребенка и его родителей, к вхождению в его мир: врач должен стать соратником ребенка в его борьбе за качество жизни.

Больной-страдалец ребенок, расслабленный и избалованный постоянной опекой, сочувствием, предупредительностью и всепрощением родных. Ребенок капризен, жалуется на усталость и дискомфорт, позволяет себе не подчиняться указаниям врача и предлагать альтернативные варианты, лишний раз искать сочувствия и т. д. Мотивация таких детей обращена на выполнение его сиюминутных желаний, но не на конечный результат лечения. Основа такого поведения — высокая тревожность, обусловленная негативным медицинским анамнезом. Такие дети требуют обстоятельной адаптации к лечению, в ходе которой врач должен постараться изолировать ребенка от расслабляющего влияния родных, создать новую мотивацию, использовать волю ребенка в интересах лечения, построить новый для ребенка стиль отношений — честное сотрудничество.

В ходе обследования и лечения нужно помнить о том, что дети могут иметь объективно низкий порог болевой и/или другой чувствительности и резко реагировать на те или иные раздражители.

Дети, страдающие хронической соматической патологией, могут отставать в развитии от сверстников в физическом и психическом развитии, поэтому психологические подходы к ребенку следует адаптировать не к паспортному, а к фактическому возрасту ребенка.

При формировании поведения детей со сниженным слухом наряду с соблюдением общих правил следует:

  • учитывать, что глухота часто обуславливает замедление психического развития ребенка;

  • помнить о том, что снижение слуха компенсируется активизацией других органов чувств: не ограничивать поле зрения ребенка, использовать невербальные методы общения;

  • предварительно выяснять у родителей особенности общения с ребенком:

  • если ребенок слышит громкую речь — говорить громко и четко; громко и раздельно поизносить слова, или он читает по губам;

  • если ребенок читает по губам — медленно и тщательно артикулируя, без гримас и жестов, глядя прямо на ребенка;

  • если ребенок пользуется слуховым аппаратом — учесть, что аппарат может преувеличивать неприятные шумы, поэтому следует отрегулировать аппарат, а после достижения основных договоренностей о предстоящем лечении отключить его.

Формируя поведение детей со слабым зрением, необходимо учитывать, что:

  • такие дети хуже ориентируются в пространстве, не всегда обходятся самообслуживанием, что может быть неверно расценено как слабоумие;

  • необходимо модифицировать схему «расскажи – покажи – сделай»: для ознакомления с персоналом, обстановкой, предметами и инструментами избегать «зрительных» ссылок и активнее, чем обычно, использовать неоптические каналы поступления информации (слух, вкус, осязание, обоняние);

  • необходимо оберегать обостренные слух и обоняние ребенка от чрезмерного раздражения;

  • вступать в физический контакт с ребенком следует только после предупреждения и делать это очень мягко;

  • не стоит настаивать на том, чтобы ребенок снял очки на время лечения, т. к. он может воспринимать их как поддержку, защиту.

Особенности ведения приема детей с детским церебральным параличом (ДЦП), имеющих достаточно зрелую психику для сотрудничества, связаны в основном со свойствами их нейромышечной системы. Большая часть детей с ДЦП имеет дисфункцию спастического типа: гипервозбудимость мышц, постоянное напряжение отдельных групп, ограниченный контроль мышц шеи («вертиголова»), дискоординация мышц, удерживающих тело в прямой позиции, дискоординация мышц челюстно-лицевой области — нарушение глотания, речи, жевания. Дети с ДЦП могут иметь выраженные рефлексы новорожденных:

  • асимметричный тонический шейный рефлекс: при повороте головы рука и нога одноименной стороны вытягиваются, противоположной — сгибаются;

  • тонический лабиринтный рефлекс: при откидывании головы назад туловище изгибается дугой, ноги и руки напрягаются;

  • рефлекс испуга: в ответ на внезапные стимулы (шум, прикосновение) возникают непроизвольные сильные телодвижения, которые не следует принимать за протест.

Дизартрия детей с ДЦП чаще связана с мышечными трудностями и не всегда свидетельствует о задержке психического развития.

При работе с детьми, страдающими ДЦП, следует:

  • решить, где будет находиться ребенок во время лечения — в своем инвалидном кресле или в стоматологическом кресле; в случае, если ребенок будет находиться в инвалидном кресле, изголовье кресла следует уложить на колени врача, обеспечив ему положение «на 12 часах»;

  • стабилизировать голову и туловище ребенка; если есть проблемы с глотанием — не размещать ребенка горизонтально;

  • закрепить руки и ноги в естественном для него положении (чаще конечности фиксируют к телу), при этом можно использовать подушки, полотенца и т. д.;

  • предупредить проблемы непроизвольного закрывания рта (использовать роторасширители);

  • стараться не провоцировать рефлекс испуга: уменьшить свет, не шуметь, не делать неожиданных движений, инструменты вносить в рот очень спокойно;

  • работать быстро, чтобы сократить время пребывания ребенка в кресле и меньше утомлять его мышцы.

Лечение умственно отсталых детей, способных к сотрудничеству, планируют в соответствии с их интеллектуальным, социальным и эмоциональным уровнем. Надо быть готовым к тому, что:

  • в ходе лечения эти дети могут проявлять гиперактивность, агрессивные эмоции;

  • они не могут концентрировать свое внимание так долго, как их здоровые ровесники;

  • из-за проблем в общении необходимо «ловить» каждое слово и каждый жест ребенка.

Психотерапевтические методы для формирования позитивного отношения к стоматологии и адекватного поведения на приеме у детей и подростков, способных, но не готовых к сотрудничеству

При работе с тревожным ребенком, способным, но не готовым к сотрудничеству, врач обязан помнить о том, что

  • состояние тревожности – естественная защитная психологическая реакция,

  • при непрофессиональном поведении врача тревожные реакции ребенка усиливаются;

  • тревогу и страх нельзя устранить путем давления.

Основным подходом к коррекции страха является когнитивный, для снижения уровня тревожности используют сочетание когнитивного, гуманистического и биологического подходов.
^

Стратегия общения с тревожным ребенком:


  1. заметить и проанализировать проблему (определить уровень тревожной реакции, ее источники);

  2. проявить эмпатию (сопереживание и «поглаживание»);

  3. снизить уровень тревожности:

  • минимизировать страх, используя рациональные аргументы (ad rem и ad hominem);

  • минимизировать тревогу, используя формы внушения и модели естественных копинг-стратегий;

  • при неудаче немедикаментозного менеджмента тревожности использовать легкую седацию.

Популярной техникой минимизации страха ad rem является контактная десенсибилизация - когнитивная технология формирования толерантного отношения ребенка к страшным для него стоматологическим процедурам, основанная на пошаговом ознакомлении с фактами, доказывающими безопасность и приемлемость процедуры. Методы ad hominem опираются на опыт других пациентов, которые лечились у этого («хорошего») врача.

^ Психотерапевтические технологии снижения уровня тревоги:

  • эмоциональное раскрепощение ребенка (предварительное ознакомление ребенка с обстановкой в кабинете);

  • релаксация: релаксация голосом, невербальная поддержка, управляемое дыхание;

  • отвлечение, переключение внимания;

  • плацебо-психотерапия («таблетки от страха»);

  • подражание герою;

  • опорожнение резервуара негативных эмоций (катарсис): в игре, в беседе, при помощи конфронтации, техники вызванного гнева;

  • наводнение (столкновение ребенка с пугающей его, но объективно не опасной процедурой, в процессе ее реализации для того, чтобы он не только выплеснул свои негативные эмоции, но и убедился в беспочвенности своей боязни, вслух признал это и избавился от страха);

  • создание новой подавляющей угрожающей доминанты;

  • применение аверсивных методов: голосовой контроль (резкое обращение к ребенку, «рука на лице»);

  • гипноз;

  • формирование позитивных следовых реакций («подарки» в конце визита).

Легкая (когнитивная) седация ─ фармакологически индуцированное минимальное угнетение сознания, при котором пациент менее остро воспринимает окружающее, но сохраняет способность к произвольному дыханию, к рефлекторной защите дыхательных путей, к сознательному ответу на физическую стимуляцию и вербальную команду. Легкая седация облегчает, но не заменяет собой психологический контроль поведения ребенка, не отменяет потребность в локальной анестезии. Легкая седация может быть рекомендована для непродолжительного стоматологического лечения детей, способных к сотрудничеству, но имеющих высокий уровень тревожности и недостаточно эффективные копинг-стратегии, без системной патологии или с компенсированной патологией; частными противопоказаниями являются психоз, ринит, недавние отологические операции, синусит, порфирия, семейный анамнез гипертермии. Основными препаратами, используемыми в современной детской стоматологии для легкой седации, являются закись азота (в смеси с кислородом) и бензодиазепины (мидазолам).

Организация условий для эффективного и безопасного стоматологического лечения детей, не способных к сотрудничеству предполагает выбор между физической иммобилизацией и наркозом. Методы физической иммобилизации могут быть применены только в ситуациях, когда есть уверенность в безболезненности и безопасности необходимых для маленького ребенка непродолжительных процедур, в качестве альтернативы наркозу: в таких случаях используют роторасширители, удержание рук, ног и головы ребенка, сидящего на коленях родителя, силами последнего, пеленание ребенка, фиксирование пациента к креслу или специальной доске («доска папуаса») при помощи широких ремней.

Общая анестезия - контролируемое состояние бессознательности, сопровождающееся частичной или тотальной утратой защитных рефлексов, включая способность к самостоятельному дыханию и выполнению вербальных команд. Показания к лечению под наркозом:


  • протестное поведение ребенка, не корректируемое другими методами;

  • необходимость обширного/сложного/продолжительного/травматического лечения;

  • медицинские причины, не позволяющие обеспечить обезболивание и седацию другими способами.

Наркоз не снижает уровень

Минимизация боли при проведении терапевтического стоматологического лечения детей. Боль неприятный чувственный и эмоциональный опыт, связанный с реальным или потенциальным повреждением тканей, мобилизующий к действиям, направленным на устранение повреждающего воздействия или уклонение от него. Дети испытывают боль так же, как и взрослые, но иначе проявляют свои чувства. Современные способы минимизации боли представляют собой вмешательства на различных этапах «пути боли»: от раздражителя – до центральной нервной системы (см. рис.).

Минимизация болевых стимулов контроль всех механических, химических и термических стимулов и триггеров стоматологических манипуляций (отказ от зондирования, выбор низкой скорости вращения бора и т.д.).

^ Для локальной анестезии используются фармакологические средства, способные изменить проницаемость мембран нервных клеток для ионов натрия, задерживать их деполяризацию и, таким образом, препятствовать рождению нервного (болевого) импульса: прокаин, лидокаин, прилокаин, мепивокаин, бупивакаин, артикаин.

Показанием к локальной анестезии является - любая ситуация, связанная с болью и дискомфортом, противопоказаниями – негативное поведение ребенка (Frankl), аллергия к препаратам для местной анестезии; патология гемостаза, тяжелые заболевания печени. Расчет максимально безопасной дозы анестетика для ребенка:

^ Доза для ребенка = взрослая доза х

возраст в годах

возраст в годах -12

Побочные реакции у детей чаще локальные, связанные с аутоанестезиофагией.

При выполнении аппликационной анестезии стараются ограничить площадь ее действия.

Методы

Ссохраненным сознанием

локальная анестезия


местная (мазь, аэрозоль, ротовые полоскания);

инфильтрационная;

проводниковая;

лигаментарная;

внутрикостная

безигольное введение




ятроседация

формирование поведения;

десенсибилизация;




другие нефармакологические методы для седации и аналгезии

аудианальгезия;

электроанальгезия;

биологическая обратная связь;

гипноз




седация с сохраненным сознанием

оральная;

назальная;

сублингвальная;

внутримышечная;

ректальная;

ингаляционная

Без сознания

глубокая седация

внутривенная




общая анестезия

ингаляционная

внутривенная


При планировании инъекционной анестезии учитывают негативное отношение многих детей к уколам, требующее применения соответствующих технологий:

  • в рамках пошагового обучения первую анестезию (при возможности) проводят на 1 - 2 квадрантах;

  • используют теплые препараты;

  • используют острые тонкие короткие иглы;

  • мотивируют ребенка к проведению анестезии;

  • используют технику «рассказываю – показываю – делаю», но избегают демонстрации иглы;

  • рассказывают ребенку о предстоящих ощущениях;

  • анестетик вводят медленно;

  • во время введения анестетика отвлекают внимание ребенка пальцевым давлением в зоне введения препарата;

  • используют другие методы формирования адекватного поведения ребенка и его позитивного отношения к анестезии.

Инфильтрационная анестезия эффективна у детей для всех временных и постоянных зубов верхней челюсти, а также премоляров, временных и постоянных клыков и резцов нижней челюсти. Для обезболивания второго временного моляра верхней челюсти может понадобиться раздельная анестезии для дистального (м.б. – туберальная!) и медиального корней. Выбор способа обезболивания временных моляров нижней челюсти делают на основании правила «правило 20»: если при умножении возраста ребенка (в годах) на порядковый номер зуба получают результат, превышающий 20, инфильтрационная анестезия может оказаться не достаточной.

^ Периодонтальная (интралигаментарная) анестезия может быть использована как дополнительная к обычной анестезии при гиперчувствительности, гипоминерализации зубов, для достижения гемостаза при кровоточивости тканей десны в зоне реставрации, для диагностики причинного зуба при зубной боли методом исключения. Осложнениями могут быть травма и инфицирование периодонта, гипоплазия постоянных зубов, внешняя резорбция корня молодых постоянных зубов, бактериемия.

^ Внутрипульпарная анестезия может понадобиться как дополнительная при эндодонтическом лечении молодых постоянных зубов.

Внутрикостная (интрасептальная) анестезия - альтернатива проводниковой при неэффективности инфильтрационной; основным достоинством интрасептальной анестезии для детей является сохранение нормальной чувствительности губы и щеки.

^ Безыгольное введение анестетика имеет ряд достоинств (точное дозирование анестетика, сохранность слизистой оболочки, отсутствие ассоциаций с иглой и шприцем), но процедура ощущается как неприятная и не всегда хорошо переносится детьми.

^ Ятроседация, аудиоанальгезия, билогическая обратная связь, гипноз, фармакологическая седация с сохраненным сознанием помогают снизить уровень тревожности ребенка и таким образом несколько повысить уровень порога его болевой чувствительности, облегчают его адаптацию к локальной анестезии, но не отменяют ее.

^ Электроанальгезия заключается в низковольтной стимуляции нервных окончаний, приводящей к частичной блокаде импульсов боли из зоны вмешательства.

Общая анальгезия. Анальгетик (чаще парацетамол, 25 мг/кг массы тела) назначают за час до инъекции локального анестетика.

^ Глубокая седация и общая анестезия угнетают функциональную активность коры головного мозга и, наряду с другими эффектами, обеспечивают отсутствие ощущения боли.

^ Самоконтроль усвоения темы: После изучения темы для контроля качества усвоения и выявления неясных моментов предлагается решить ситуационные задачи.

^ Проанализируйте ситуации, разработайте стратегию и тактику работы с семьей:

Задача 1. Девочка восьми лет с опаской входит в кабинет, крепко держась за руку матери и прижимая к груди игрушечного кота. Мать повторяет: «Ты не бойся, моя золотая, делать ничего не будут, только посмотрят». В ходе осмотра выявлена необходимость лечения зубов с глубоким кариозным поражением в первом и четвертых квадрантах. Из анамнеза: девочка физически и психически здорова; имеет признаки долго разогревающегося темперамента; последний раз лечила зубы три года тому назад, под наркозом, «панически боится уколов».

Задача 2. Отец вносит в кабинет громко плачущую трехлетнюю дочь. Отец громко «успокаивает» вцепившуюся в него девочку («Я же прошу тебя, не реви, ты меня уже раздражаешь!»), тормошит ее, повторяет раз за разом, что больше не будет больно и т.д. Из анамнеза: неделю тому назад девочке «какой-то варвар без заморозки вскрыл зуб и положил лекарство»; ребенок соматически и психически здоров; имеет легкий темперамент, другие зубы здоровы или лечены ранее.

Задача 3. Подросток 11 лет пришел на прием с отцом. Из рассказа отца (из категории авторитетных) понятно, что у ребенка большие проблемы с зубами, три года тому назад он имел опыт неудачного лечения, следствием которого является высокая стоматологическая тревожность и панический страх бормашины. Мальчик соматически и психически здоров, проявляет признаки ипохондрической акцентуации характера, по шкале Frankl имеет рейтинг 2, УСП=10% (нуждается в эндодонтическом и реставрационном лечении зубов во всех квадрантах, а также в герметизации вторых моляров, частично покрытых десной.) Накануне ребенок был на консультации в другой клинике, но ему там «не понравилось старое оборудование и сердитая женщина в рентгенкабинете – вот пришли посмотреть, как у вас».

Задача 4. Мальчик четырех лет пришел с бабушкой. Насуплен, отказывается садиться в кресло, после усаживания с бабушкой рот открывает только на мгновенье, крутит головой, при попытке инструментального осмотра начинает громко кричать: «Уйди! Не хочу! Не держи меня!» Ребенок имеет хроническую патологию легких, дважды в течение года получал стационарное лечение, после чего «не позволяет врачу даже посмотреть горло». Интенсивность кариеса кпуз=12, в настоящее время жалуется на зуб 85 (предварительный диагноз – обострение хронического пульпита). По настоянию бабушки предприняли попытку оказания скорой помощи ребенку: используя физическую иммобилизацию, провели инфильтрационную анестезию и начали препарирование кариозной полости, при этом ребенок стал сопротивляться яростнее.

Задача 5. Двухлетняя девочка приведена на осмотр матерью, которая жалуется на разрушение зубов ребенка и связанные с этим эстетические проблемы. Мать настаивает на деликатном обращении с ребенком, берет инициативу в свои руки и долго мягко просит ребенка открыть рот. Ребенок позволил врачу «посмотреть зубки глазами», но при попытке использовать для осмотра зеркало ребенок уткнулся в грудь матери и больше добровольно рот не открыл. Предварительный диагноз: ранний детский кариес, кпуз = 8.
^

Литература

основная


  1. Колесов А.А. Стоматология детского возраста. М.: Медицина, 1991. - С. 115-120.

  2. Лекционный материал.

  3. Основы управления поведением детей и подростков на стоматологическом приеме: Учебно-методическое пособие / Попруженко Т.В., Терехова Т.Н. - Мн.: БГМУ, 2005.
Литература дополнительная

  1. Анестезия в детской амбулаторной стоматологической практике: Учебно-методическое пособие / Т.Н. Терехова, А.Н.Кушнер. Е.А.Кармалькова, Н.Н.Чешко. – Мн.: БГМУ, 2003.

  2. Клиническая стоматология / Под ред. И.Дж. Честнатта, Дж. Тибена. – М.: МЕДпресс–информ, 2004.

  3. Машковский М.Д. Лекарственные средства. – Мн.: Беларусь, 1987. – Ч.1.

  4. Нападов М.А., Паламарчук В.М., Хохлов Э.М. Медицинская деонтология и психотерапия в стоматологии. – К.: Здоров’я, 1984.

  5. Райтер М. Помощь трудным детям/Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.

  6. Соловьев И.А. Обезболивание при лечении зубов. – Л., 1987.

  7. Трезубов В.Н., Незнамов Г.Г. Профилактика и терапия психогенных реакций в амбулаторной стоматологической практике. – М., 1989.

  8. Федоров А.П. Методы поведенческой терапии, уменьшающей страх. СПб.: СПБ МАПО, 1998.

  9. Arch L.M., Humphiris G.M., Lee G.T.R. Children choosing between general anesthesia or inhalation sedation for dental extraction: the effect on dental anxiety// International Journal of Paediatric Dentistry. – 2001. – Vol.11. – P. 341-48.

  10. Ellis S.T. Dental Phobia &Anxiety. – stuarellis@ ukgateway.net

  11. Folayan M.O., Faponle A., Lamincara A. A review of the pharmacological approach to the management of dental anxiety in children// International Journal of Paediatric Dentistry – 2002. – Vol.12. – P.347-354.

  12. G.Z.Wright P.E.Starkey D.E.Gardner. Management of children in dentistry. - Bristol: Wright, 1987.

  13. Haas D.A. Oral and inhalation conscious sedation// Dental Clinic of North America. –1999. – Vol. 43. – P. 341-349.

  14. Hosey M.T. Managing anxious children: the use of conscious sedation in paediatric dentistry// International Journal of Paediatric Dentistry – 2002. – Vol.12. – P.359-372.

  15. Klingberg G. Pharmacological approach to the management of dental anxiety in children – comment from a Scandinavian point of view// International Journal of Paediatric Dentistry – 2002. – Vol.12. – P.357-358.

  16. Malamed S.F. Sedation – a guide to patient management. 3rd edn. - St.Louis: CVMosby, 1995.

  17. Nathan J.E. Management behaviour of precooperative children//Dent. Clin. North. Amer. – 1995. – Vol.39. – P.789-816.

  18. Newton J.T., Patel H., Shah S., Sturmey P. Attitudes toward the use of hand over mouth (HOM) and physical restraint amongst paediatric specialist practitioner in UK// International Journal of Paediatric Dentistry – 2002. – Vol.14. – P. 111-118.

  19. Pediatric Dentistry – a clinical approach. 1st edn. Copenhagen: Munksgaard, 2001.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Особенности стоматологического обследования детей с соматической патологией, с нарушением психического развития и детей-инвалидов. Средства и способы минимизации при лечении зубов у детей icon Особенности социализации детей с хронической соматической патологией 14. 02. 05 социология медицины

Особенности стоматологического обследования детей с соматической патологией, с нарушением психического развития и детей-инвалидов. Средства и способы минимизации при лечении зубов у детей icon К проблеме школьной дезадаптации детей с нарушением психического развития органического генеза

Особенности стоматологического обследования детей с соматической патологией, с нарушением психического развития и детей-инвалидов. Средства и способы минимизации при лечении зубов у детей icon Вопрос №1. Классификации детей с нарушением слуха. Общая характеристика психического развития глухих

Особенности стоматологического обследования детей с соматической патологией, с нарушением психического развития и детей-инвалидов. Средства и способы минимизации при лечении зубов у детей icon Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Особенности стоматологического обследования детей с соматической патологией, с нарушением психического развития и детей-инвалидов. Средства и способы минимизации при лечении зубов у детей icon Особенности развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта

Особенности стоматологического обследования детей с соматической патологией, с нарушением психического развития и детей-инвалидов. Средства и способы минимизации при лечении зубов у детей icon Задержка психического развития у детей (зпр) Нормы развития ребенка: Примерные данные для ориентировки

Особенности стоматологического обследования детей с соматической патологией, с нарушением психического развития и детей-инвалидов. Средства и способы минимизации при лечении зубов у детей icon Лекция: Травматические поражения зубов и челюстей у детей, их классификация и диагностика. Особенности

Особенности стоматологического обследования детей с соматической патологией, с нарушением психического развития и детей-инвалидов. Средства и способы минимизации при лечении зубов у детей icon Перепечко вера Михайловна гендерные особенности стоматологического статуса у пациентов с соматической

Особенности стоматологического обследования детей с соматической патологией, с нарушением психического развития и детей-инвалидов. Средства и способы минимизации при лечении зубов у детей icon Перепечко вера Михайловна гендерные особенности стоматологического статуса у пациентов с соматической

Особенности стоматологического обследования детей с соматической патологией, с нарушением психического развития и детей-инвалидов. Средства и способы минимизации при лечении зубов у детей icon Модуль Заболевания новорожденных детей. Болезни системы крови и эндокринной системы у детей
Определение понятия «недоношенность». Классификация недоношенных детей по показателю «масса тела...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы