|
Скачать 187.67 Kb.
|
Тема: особенности стоматологического обследования детей с соматической патологией, с нарушением психического развития и детей-инвалидов. Средства и способы минимизации при лечении зубов у детей. Общее время занятия: 6 часов Мотивационная характеристика темы: Значительное число детей оказываются не готовыми к сотрудничеству со стоматологом, что делает стоматологическое лечение крайне затруднительным. Неудачные попытки вмешательства закрепляют негативное отношение ребенка к стоматологии на долгие годы. Для формирования адекватного поведения в таких случаях нужно уметь использовать методы малой психотерапии, быть готовым к применению средств когнитивной седации. В крайних случаях лечение ребенка возможно только в условиях общего обезболивания, и врач должен уметь определить показания и противопоказания к этой процедуре. Во всех случаях стоматологические вмешательства у детей не должны быть болезненными. ^ В результате освоения теоретической части данной темы студент должен знать:
В ходе практической части занятия студент должен уметь:
Требования к исходному уровню знаний: для лучшего усвоения темы студенту необходимо повторить:
Контрольные вопросы из смежных дисциплин:
Контрольные вопросы по теме занятия:
Бихевиоральные технологии на приеме детей с особыми нуждами. Прием детей младше трех лет. Установление продолжительного контакта и сотрудничества обычно затруднено, поэтому ребенка усаживают в кресло на колени отца или матери. Родителя обучают приемам безопасной и надежной фиксации ребенка в трех зонах (ноги, руки, голова) и проводят осмотр полости рта в выше описанной последовательности (визуально — мануально — инструментально), но ввиду незрелости психики ребенка делают все очень быстро, поэтому с минимальными комментариями. В таких же условиях проводят аппликации препаратов антисептиков, фторлаков (высушивание эмали приходится выполнять не при помощи пистолета, а ватных тампонов), реже удается выполнить процедуры атравматической реставрации зубов ART. ^ . Следует внимательно относиться к особенностям физического состояния ребенка, повышающим его тревожность и снижающим физическую и эмоциональную выносливость: повышенная температура, недосыпание, ринит, герпес, микростомия, заеды, затрудненное открывание рта, абсцесс, гиперсаливация, выраженный рвотный рефлекс, низкий порог болевых ощущений и т. д. В таких случаях лечение лучше перенести на более благополучный период, а при необходимости оказания неотложной помощи тщательно планировать работу команды в целях минимизации негативных раздражителей и оказания максимальной конструктивной поддержки для ребенка. ^ . Дети с хроническим нарушением здоровья и их родители живут в особых психологических условиях, нуждаются в понимании и поддержке. Говорят о двух крайних типах личностей хронически больных детей: больной-борец и больной-страдалец. Больной-борец относится к своей болезни как к врагу, которого нужно победить, поэтому делает все, что служит победе. У таких детей сформирована мотивация к лечению (лечить зубы нужно для того, чтобы очистить рот от инфекции, прибавить сил для дальнейшей борьбы), выражена воля (неприятности нужно преодолеть ради хорошего результата). Задача врача сводится к осознанию проблем ребенка и его родителей, к вхождению в его мир: врач должен стать соратником ребенка в его борьбе за качество жизни. Больной-страдалец — ребенок, расслабленный и избалованный постоянной опекой, сочувствием, предупредительностью и всепрощением родных. Ребенок капризен, жалуется на усталость и дискомфорт, позволяет себе не подчиняться указаниям врача и предлагать альтернативные варианты, лишний раз искать сочувствия и т. д. Мотивация таких детей обращена на выполнение его сиюминутных желаний, но не на конечный результат лечения. Основа такого поведения — высокая тревожность, обусловленная негативным медицинским анамнезом. Такие дети требуют обстоятельной адаптации к лечению, в ходе которой врач должен постараться изолировать ребенка от расслабляющего влияния родных, создать новую мотивацию, использовать волю ребенка в интересах лечения, построить новый для ребенка стиль отношений — честное сотрудничество. В ходе обследования и лечения нужно помнить о том, что дети могут иметь объективно низкий порог болевой и/или другой чувствительности и резко реагировать на те или иные раздражители. Дети, страдающие хронической соматической патологией, могут отставать в развитии от сверстников в физическом и психическом развитии, поэтому психологические подходы к ребенку следует адаптировать не к паспортному, а к фактическому возрасту ребенка. При формировании поведения детей со сниженным слухом наряду с соблюдением общих правил следует:
Формируя поведение детей со слабым зрением, необходимо учитывать, что:
Особенности ведения приема детей с детским церебральным параличом (ДЦП), имеющих достаточно зрелую психику для сотрудничества, связаны в основном со свойствами их нейромышечной системы. Большая часть детей с ДЦП имеет дисфункцию спастического типа: гипервозбудимость мышц, постоянное напряжение отдельных групп, ограниченный контроль мышц шеи («вертиголова»), дискоординация мышц, удерживающих тело в прямой позиции, дискоординация мышц челюстно-лицевой области — нарушение глотания, речи, жевания. Дети с ДЦП могут иметь выраженные рефлексы новорожденных:
Дизартрия детей с ДЦП чаще связана с мышечными трудностями и не всегда свидетельствует о задержке психического развития. При работе с детьми, страдающими ДЦП, следует:
Лечение умственно отсталых детей, способных к сотрудничеству, планируют в соответствии с их интеллектуальным, социальным и эмоциональным уровнем. Надо быть готовым к тому, что:
Психотерапевтические методы для формирования позитивного отношения к стоматологии и адекватного поведения на приеме у детей и подростков, способных, но не готовых к сотрудничеству При работе с тревожным ребенком, способным, но не готовым к сотрудничеству, врач обязан помнить о том, что
Основным подходом к коррекции страха является когнитивный, для снижения уровня тревожности используют сочетание когнитивного, гуманистического и биологического подходов. ^
Популярной техникой минимизации страха ad rem является контактная десенсибилизация - когнитивная технология формирования толерантного отношения ребенка к страшным для него стоматологическим процедурам, основанная на пошаговом ознакомлении с фактами, доказывающими безопасность и приемлемость процедуры. Методы ad hominem опираются на опыт других пациентов, которые лечились у этого («хорошего») врача. ^
Легкая (когнитивная) седация ─ фармакологически индуцированное минимальное угнетение сознания, при котором пациент менее остро воспринимает окружающее, но сохраняет способность к произвольному дыханию, к рефлекторной защите дыхательных путей, к сознательному ответу на физическую стимуляцию и вербальную команду. Легкая седация облегчает, но не заменяет собой психологический контроль поведения ребенка, не отменяет потребность в локальной анестезии. Легкая седация может быть рекомендована для непродолжительного стоматологического лечения детей, способных к сотрудничеству, но имеющих высокий уровень тревожности и недостаточно эффективные копинг-стратегии, без системной патологии или с компенсированной патологией; частными противопоказаниями являются психоз, ринит, недавние отологические операции, синусит, порфирия, семейный анамнез гипертермии. Основными препаратами, используемыми в современной детской стоматологии для легкой седации, являются закись азота (в смеси с кислородом) и бензодиазепины (мидазолам). Организация условий для эффективного и безопасного стоматологического лечения детей, не способных к сотрудничеству предполагает выбор между физической иммобилизацией и наркозом. Методы физической иммобилизации могут быть применены только в ситуациях, когда есть уверенность в безболезненности и безопасности необходимых для маленького ребенка непродолжительных процедур, в качестве альтернативы наркозу: в таких случаях используют роторасширители, удержание рук, ног и головы ребенка, сидящего на коленях родителя, силами последнего, пеленание ребенка, фиксирование пациента к креслу или специальной доске («доска папуаса») при помощи широких ремней. Общая анестезия - контролируемое состояние бессознательности, сопровождающееся частичной или тотальной утратой защитных рефлексов, включая способность к самостоятельному дыханию и выполнению вербальных команд. Показания к лечению под наркозом:
Наркоз не снижает уровень Минимизация боли при проведении терапевтического стоматологического лечения детей. Боль – неприятный чувственный и эмоциональный опыт, связанный с реальным или потенциальным повреждением тканей, мобилизующий к действиям, направленным на устранение повреждающего воздействия или уклонение от него. Дети испытывают боль так же, как и взрослые, но иначе проявляют свои чувства. Современные способы минимизации боли представляют собой вмешательства на различных этапах «пути боли»: от раздражителя – до центральной нервной системы (см. рис.). Минимизация болевых стимулов – контроль всех механических, химических и термических стимулов и триггеров стоматологических манипуляций (отказ от зондирования, выбор низкой скорости вращения бора и т.д.). ^ используются фармакологические средства, способные изменить проницаемость мембран нервных клеток для ионов натрия, задерживать их деполяризацию и, таким образом, препятствовать рождению нервного (болевого) импульса: прокаин, лидокаин, прилокаин, мепивокаин, бупивакаин, артикаин. Показанием к локальной анестезии является - любая ситуация, связанная с болью и дискомфортом, противопоказаниями – негативное поведение ребенка (Frankl), аллергия к препаратам для местной анестезии; патология гемостаза, тяжелые заболевания печени. Расчет максимально безопасной дозы анестетика для ребенка:
Побочные реакции у детей чаще локальные, связанные с аутоанестезиофагией. При выполнении аппликационной анестезии стараются ограничить площадь ее действия.
При планировании инъекционной анестезии учитывают негативное отношение многих детей к уколам, требующее применения соответствующих технологий:
Инфильтрационная анестезия эффективна у детей для всех временных и постоянных зубов верхней челюсти, а также премоляров, временных и постоянных клыков и резцов нижней челюсти. Для обезболивания второго временного моляра верхней челюсти может понадобиться раздельная анестезии для дистального (м.б. – туберальная!) и медиального корней. Выбор способа обезболивания временных моляров нижней челюсти делают на основании правила «правило 20»: если при умножении возраста ребенка (в годах) на порядковый номер зуба получают результат, превышающий 20, инфильтрационная анестезия может оказаться не достаточной. ^ может быть использована как дополнительная к обычной анестезии при гиперчувствительности, гипоминерализации зубов, для достижения гемостаза при кровоточивости тканей десны в зоне реставрации, для диагностики причинного зуба при зубной боли методом исключения. Осложнениями могут быть травма и инфицирование периодонта, гипоплазия постоянных зубов, внешняя резорбция корня молодых постоянных зубов, бактериемия. ^ может понадобиться как дополнительная при эндодонтическом лечении молодых постоянных зубов. Внутрикостная (интрасептальная) анестезия - альтернатива проводниковой при неэффективности инфильтрационной; основным достоинством интрасептальной анестезии для детей является сохранение нормальной чувствительности губы и щеки. ^ анестетика имеет ряд достоинств (точное дозирование анестетика, сохранность слизистой оболочки, отсутствие ассоциаций с иглой и шприцем), но процедура ощущается как неприятная и не всегда хорошо переносится детьми. ^ помогают снизить уровень тревожности ребенка и таким образом несколько повысить уровень порога его болевой чувствительности, облегчают его адаптацию к локальной анестезии, но не отменяют ее. ^ низковольтной стимуляции нервных окончаний, приводящей к частичной блокаде импульсов боли из зоны вмешательства. Общая анальгезия. Анальгетик (чаще парацетамол, 25 мг/кг массы тела) назначают за час до инъекции локального анестетика. ^ угнетают функциональную активность коры головного мозга и, наряду с другими эффектами, обеспечивают отсутствие ощущения боли. ^ После изучения темы для контроля качества усвоения и выявления неясных моментов предлагается решить ситуационные задачи. ^ Задача 1. Девочка восьми лет с опаской входит в кабинет, крепко держась за руку матери и прижимая к груди игрушечного кота. Мать повторяет: «Ты не бойся, моя золотая, делать ничего не будут, только посмотрят». В ходе осмотра выявлена необходимость лечения зубов с глубоким кариозным поражением в первом и четвертых квадрантах. Из анамнеза: девочка физически и психически здорова; имеет признаки долго разогревающегося темперамента; последний раз лечила зубы три года тому назад, под наркозом, «панически боится уколов». Задача 2. Отец вносит в кабинет громко плачущую трехлетнюю дочь. Отец громко «успокаивает» вцепившуюся в него девочку («Я же прошу тебя, не реви, ты меня уже раздражаешь!»), тормошит ее, повторяет раз за разом, что больше не будет больно и т.д. Из анамнеза: неделю тому назад девочке «какой-то варвар без заморозки вскрыл зуб и положил лекарство»; ребенок соматически и психически здоров; имеет легкий темперамент, другие зубы здоровы или лечены ранее. Задача 3. Подросток 11 лет пришел на прием с отцом. Из рассказа отца (из категории авторитетных) понятно, что у ребенка большие проблемы с зубами, три года тому назад он имел опыт неудачного лечения, следствием которого является высокая стоматологическая тревожность и панический страх бормашины. Мальчик соматически и психически здоров, проявляет признаки ипохондрической акцентуации характера, по шкале Frankl имеет рейтинг 2, УСП=10% (нуждается в эндодонтическом и реставрационном лечении зубов во всех квадрантах, а также в герметизации вторых моляров, частично покрытых десной.) Накануне ребенок был на консультации в другой клинике, но ему там «не понравилось старое оборудование и сердитая женщина в рентгенкабинете – вот пришли посмотреть, как у вас». Задача 4. Мальчик четырех лет пришел с бабушкой. Насуплен, отказывается садиться в кресло, после усаживания с бабушкой рот открывает только на мгновенье, крутит головой, при попытке инструментального осмотра начинает громко кричать: «Уйди! Не хочу! Не держи меня!» Ребенок имеет хроническую патологию легких, дважды в течение года получал стационарное лечение, после чего «не позволяет врачу даже посмотреть горло». Интенсивность кариеса кпуз=12, в настоящее время жалуется на зуб 85 (предварительный диагноз – обострение хронического пульпита). По настоянию бабушки предприняли попытку оказания скорой помощи ребенку: используя физическую иммобилизацию, провели инфильтрационную анестезию и начали препарирование кариозной полости, при этом ребенок стал сопротивляться яростнее. Задача 5. Двухлетняя девочка приведена на осмотр матерью, которая жалуется на разрушение зубов ребенка и связанные с этим эстетические проблемы. Мать настаивает на деликатном обращении с ребенком, берет инициативу в свои руки и долго мягко просит ребенка открыть рот. Ребенок позволил врачу «посмотреть зубки глазами», но при попытке использовать для осмотра зеркало ребенок уткнулся в грудь матери и больше добровольно рот не открыл. Предварительный диагноз: ранний детский кариес, кпуз = 8. ^
Литература дополнительная
|