Всероссийском конкурсе учреждений высшего профессионального образования «вуз здорового образа жизни» icon

Всероссийском конкурсе учреждений высшего профессионального образования «вуз здорового образа жизни»





Скачать 487.02 Kb.
Название Всероссийском конкурсе учреждений высшего профессионального образования «вуз здорового образа жизни»
Дата 25.02.2013
Размер 487.02 Kb.
Тип Документы
Самоанализ деятельности по оздоровлению

обучающихся и работников

ГОУ ВПО «Братский государственный университет»


В настоящее время ГОУ ВПО «Братский государственный университет» (БрГУ) является одним из крупнейших вузов Восточной Сибири и единственным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования на севере Иркутской области, реализующим многоуровневую структуру образования: довузовскую подготовку, начальное, среднее, высшее, дополнительное и послевузовское профессиональное образование, а также ведущим научные исследования на федеральном и региональном уровнях. Сегодня это университетский комплекс, включающий в себя все востребованные на местном рынке труда направления подготовки и специальности, где обучается около 10 тысяч студентов по дневной, заочной формам обучения и сокращенным образовательным программам на двенадцати основных факультетах. БрГУ – настоящая кузница кадров не только для севера Иркутской области, но и для региона в целом.

Особое внимание в университете уделяется социальным аспектам. За годы реформ, когда многие вузы отказывались от социальной сферы, мы не только сохранили все объекты социально-культурного назначения, но и построили новые. Подтверждением правильности нашего курса стало получение в течение ряда лет звания лауреата Всероссийских конкурсов «Российская организация высокой социальной эффективности» (см. прил. 36).


В 2010 году Братский государственный университет отмечен дипломом за активное участие в I Всероссийском конкурсе учреждений высшего профессионального образования «ВУЗ здорового образа жизни». Кроме того, БрГУ получил диплом за участие в конкурсе инновационных проектов Всероссийского форума студентов «ВУЗ – территория здорового образа жизни» в конкурсе с проектом «Здоровая молодежь – сильная Россия» (см. прил. 37).

В Братском государственном университете прошла успешную реализацию целевая комплексная программа «Сохранение здоровья студентов и работников Братского государственного университета» на 2008 – 2010 гг. (см. прил. 3). Основная цель Программы – сохранение здоровья и повышение качества жизни студентов и работников университета. Координаторами и разработчиками Программы являются профком студентов, профком работников, кафедра физического воспитания, санаторий-профилакторий БрГУ. В настоящее время действует комплексная целевая программа «Сохранение здоровья студентов и работников Братского государственного университета» на 2011 – 2013 гг.



  1. Создание в образовательном учреждении условий для здоровьесберегающей деятельности


1.1 Создание условий для охраны здоровья и полноценного питания


1.1. В Братском государственном университете ведется серьезная лечебно - профилактическая работа по совершенствованию медицинской помощи и здоровьесбережения студентов и работников, пристальное внимание уделяется оздоровлению профессорско-преподавательского персонала.

Одним из важных разделов лечебно- профилактической работы является диспансеризация. «Д» осмотры включают осмотр терапевта, кардиолога, невролога, хирурга, окулиста, гинеколога. Всем подлежащим «Д» осмотру проводится флюорографическое исследование, электрокардиограмма, общий анализ крови, биохимический анализ крови, мочи, маммография, осмотр на онкологические заболевания. «Д» осмотр осуществляется на базе здравпункта университета. Подлежат «Д» осмотру лица, имеющие хронические заболевания, и лица, имеющие вредные условия труда.

^ Таблица 1.

Доля профессорско-преподавательского персонала, регулярно проходящего «Д» осмотр





2008 г.

Всего

чел.

Подлежало «Д» осмотру

Прошло «Д» осмотр

317

63 чел. (19%)

61 чел. (96%)

2009 г.

311

51 чел. (16%)

50 чел. (98%)

2010 г.

292

49 чел. (16,7%)

48 чел. (98%)


«Д» осмотры осуществляются в полном объеме, по результатам осмотра даются рекомендации по укреплению здоровья (санаторно-курортное лечение, диетотерапия, лечение у стоматолога, перевод на другую работу и др.).


^ Таблица 2.

Охват профессорско-преподавательского персонала оздоровительными занятиями в 2008-2010 гг.






2008 г.

2009 г.

2010 г.

Всего профессорско-преподавательского персонала:

317 чел.

311 чел.

292 чел.

Направление оздоровительной работы

Сауна, бассейн

56 %-180 чел.

61%-190 чел.

192-66% чел.

Оздоровление в санатории- профилактории БрГУ

18%-60 чел.

20%-65 чел.

22,6%-66 чел.

Санаторно-курортное лечение на курорте «Братское взморье»

10%-32 чел.

10%-33 чел.

12,3%-36 чел.

Стоматологическая помощь

1200 чел.

1756 чел.

2200 чел.

Вакцинация

61%-195 чел.

67% - 210 чел.

73,6%- 215 чел.

Флюорографическое обследование

94,6%- 300 чел.

100%- 311 чел.

100%-292 чел.

Выезд на природу

(июнь- октябрь)

41%-130 чел.

45%-140 чел.

51,3%-150 чел.

Физкультурно-оздоровительные секции по различным видам спорта

76,3% - 242 чел.

90,3% - 281 чел.


293 чел.


Более 60% профессорско-преподавательского состава охвачены оздоровительными занятиями.

С целью выполнения рекомендаций по результатам диспансеризации профком работников выделяет материальную помощь, приобретает путевки на санаторно-курортное лечение, помогает при переводе на другой вид деятельности (см. табл. 3).


^ Таблица 3.

Материальная поддержка работников БрГУ 2007-2009 гг.



Год

Кол-во работников, чел.

Выделенные денежные средства, тыс. руб.

2008

155

489

2009

156

723

2010

148

692

Итого:

459

1904


^ 1.2 Создание условий для здоровья и полноценного питания

студентов и работников БрГУ



Одним из важнейших факторов, определяющих состояние здоровья, является питание, которое должно быть рациональным и сбалансированным. Здоровое питание способствует сохранению здоровья, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, формированию иммунитета и адаптационных резервов организма, высокой умственной и физической работоспособности, активному долголетию.

В БрГУ организована работа пунктов общественного питания в рамках университета: это столовая на 400 посадочных мест и 6 пунктов питания (буфетов) на 212 мест, которые находятся в непосредственной близости к месту обучения и проживания студентов (т.е. в учебных корпусах и общежитиях). Режим работы буфетов с 9 до 17-19 час. Разнообразное меню в столовой позволяет студентам с разными финансовыми возможностями завтракать, обедать и ужинать. Ежедневно в ассортименте столовой более шести видов холодных закусок, причем ценовой «коридор» от 5,40 руб. до 33,00 руб.; более трех видов первых, вторых блюд и гарниров.

В 2010г. были неоднократно проведены социологические опросы студентов о качестве питания в столовой университета, ассортименте и ценовой политике, что позволило внести определенные коррективы в работу объектов питания с учетом пожеланий студентов. Благодаря тесному взаимодействию между руководством столовой и студенчеством удалось реализовать пожелания по реализации молочных коктейлей. В настоящее время администрация столовой производит закупку дополнительного оборудования, так необходимого для работы с молочными продуктами. В конце 2011 года будет сдан в эксплуатацию новый надземный теплый переход из учебного корпуса №1 в учебный корпус №2 и столовую, который позволит студентам мобильно посещать пункт питания.

Контроль за качеством общественного питания осуществляет комиссия студенческого профкома, которая регулярно проводят рейды и анкетирование студентов. В 2010г. комиссией было выявлено следующее: 68% опрашиваемых довольны качеством услуг, предоставляемых точками общественного питания; 14% не совсем довольны и 18% студентов недовольны качеством предоставляемого питания. Причинами недовольств стали: большие очереди в середине учебного дня, недостаточное количество мест в обеденном зале (особенно во втором корпусе), 8% опрашиваемых студентов указали на недостаточный ассортимент предлагаемой продукции. Санитарно-эпидемиологическое состояние точек общественного питания БрГУ 13% студентов оценили на «отлично», 47% - «хорошо», 37% - «удовлетворительно», 3% - «неудовлетворительно». 44% студентов довольны стоимостью услуг, предоставляемых точками общественного питания БрГУ, 50% - не совсем довольны и 6% студентов не согласны с ценовой политикой университета в рамках общественного питания. По поводу ассортимента продукции, предлагаемой точками общественного питания БрГУ, то 49% опрошенных студентов ассортиментом полностью довольны, 39% - не совсем довольны, а 12%. недовольны предлагаемым ассортиментом. В этой связи было предложено увеличить ассортимент продукции (особенно мясной и рыбной), увеличить количество салатов, добавить в меню молочные коктейли и мороженое.

Большое внимание в БрГУ уделяется укреплению материально – технической базы пунктов питания. Так, для столовой и буфетов приобретено новое оборудование: холодильные витрины, морозильные лари и промышленные холодильники, линии раздачи, чайники, весы, протирочная машина, картофелечистка и новые плиты. В 2010 году в столовой БрГУ появилось новое оборудование: тендерайзер (рыхлитель для мяса); напольные весы до 600 кг, которые были приобретены при поддержке профкома работников; небольшая фритюрница; два 4-литровых термопота. Все это свидетельствует о систематической заботе руководства вуза о достойном и полноценном питании студентов и работников.

В БрГУ продолжается работа по совершенствованию сбалансированного, здорового питания студентов и работников.


    1. ^ Анализ состояния здоровья основных участников

образовательного процесса


Ежегодно проводится мониторинг состояния здоровья обучающихся. В ходе углубленных медицинских осмотров выявляются студенты, имеющие хронические заболевания или риск их возникновения. Эти студенты берутся на «Д» учет, в отношении них проводится лечебно- профилактическая работа (направление на лечение в санаторий - профилакторий вуза, курорты и санатории области и России; обеспечение талонами на диетпитание; направление на лечение к стоматологу; оказание материальной помощи для получения высокотехнологической медицинской помощи (операции на глазах, кардиологические и другие).

В Братском государственном университете проводится большая профилактическая работа по сохранению и укреплению здоровья студентов и работников, ежегодно для этих целей увеличивается выделение денежных средств, но ситуация по состоянию здоровья молодежи меняется крайне медленно. К сожалению, на сегодняшний день половина учащейся молодежи имеет ряд заболеваний, что вызвано, на наш взгляд, следующими причинами: наличие тех или иных заболеваний, поступающих в университет на 1-й курс; экологическое неблагополучие (г. Братск входит в десятку городов с экологически неблагоприятной ситуацией); сниженная потребность у молодежи к здоровому образу жизни, увеличение стрессовых нагрузок и др.


^ Таблица 4.

Динамика распределения студентов ГОУ ВПО «БрГУ»

по группам здоровья



Всего обучающихся студентов:

2008 г.

2009 г.

2010 г.

4521 чел.

4260 чел.

3869 чел.

Группы здоровья:

I гр. (практически здоровы)

30 %

31,6 %

32,6%

II гр. (риск развития заболевания)

6 %

5 %

4,8%

III гр. (нуждающиеся в дополнительном обследовании для уточнения диагноза)

64 %

63 %

62,2%

IV гр. (имеет показания для оказания высокотехнологической медицинской помощи)

0,5 %

0,4 %

0,4%


Тем не менее, анализируя состояние здоровья студентов 1-го и 5-го курсов, мы можем говорить о положительной динамике проводимой лечебно-профилактической работы.

Данные о состоянии здоровья внесены в индивидуальные «Паспорта здоровья» (см. прил. 15).

В результате проведенной диспансеризации среди профессорско-преподавательского персонала и студентов выявлены лица: практически здоровые, имеющие риск заболевания, имеющие хронические заболевания, нуждающиеся в обследовании и лечении.


^ Таблица 5.


Динамика распределения профессорско-преподавательского персонала по группам здоровья 2008-2010 гг.






2008

2009

2010

Всего профессорско-преподавательского персонала

(чел.)

317

311

292

Группы здоровья:

I гр. (практически здоровы)

9 %

14,1 %

15,4%

II гр. (риск развития заболевания)

35 %

31 %

30%

III гр. (нуждающиеся в дополнительном обследовании для уточнения диагноза)

55 %

54 %

53,8%

IV гр. (имеет показания для оказания высокотехнологической медицинской помощи)

1 %

0,9 %

0,8%


Всем прошедшим диспансерный осмотр даются рекомендации по укреплению состояния здоровья:

  1. Соблюдать режим труда отдыха и питания.

  2. Выезжать на санаторно-курортное лечение за пределы города и проходить лечение в местных санаториях- профилакториях.

  3. Ежегодно проходить «Д» осмотр по месту жительства, флюорографическое обследование, вакцинацию против вируса гепатита, гриппа.

  4. Получать консультации терапевта, гастроэнтеролога и других специалистов по показаниям.

  5. Проходить курс витаминотерапии.

  6. Проводить дыхательную гимнастику.

  7. Проходить профилактический курс лечения по нозологическим заболеваниям (медикаментозное лечение, фитотерапия, иглоукалывание, физиопроцедуры, кислородотерапия, ингаляции, кишечное орошение и др.).

  8. Регулярно посещать занятия в спортивных секциях (плавание, лыжи) и лечебной физкультуры.

Ежегодно ректорат и профком направляют студентов для оздоровления в различные здравницы и базы отдыха. География оздоровления студентов университета весьма обширна и разнообразна: это санатории г. Братска «Братское взморье», «Юбилейный», озера Шира - пансионат «Диво»; база отдыха на озере Байкал «Наратэй»; здравницы городов-курортов Сочи и Геленджик – «Смена», «Солнышко», «Лучезарный», «Тешебс»; город Санкт-Петербург.

В марте 2010г. был решен вопрос о финансировании путевок в санаторий-профилакторий БрГУ из фонда материальной помощи, что позволило дополнительно поправить здоровье 101 студенту.


^ Таблица 6.

Оздоровительные мероприятия для студентов БрГУ


по итогам диспансеризации 2008-2010 гг.


Год

2008 г.

2009 г.

2010г.

Всего обучающихся студентов, чел.

4521

4260

3869

Направление оздоровительной работы:

%

чел.

%

чел.

%

чел.

Санаторий- профилакторий «БрГУ»

14,6

660

15,5

660

19,6

761

Санаторно-курортное лечение

4,3

195

4,2

180

3,3

129

Базы отдыха (1-2- дневный отдых)

27,4

1240

31,8

1353

23

892

Пейнтбольный турнир, чел.

150

150

150

Выездное мероприятие «Студенчество и время», чел.

300

300

300

Количество секций

20

19

20-

Количество студентов, занимающихся в секциях


1731


1 907


1904

Бюджетное финансирование оздоровительных мероприятий, руб.

4 059 164


4 360 990

2 648130


С целью охраны здоровья студентов ректоратом и профкомом студентов БрГУ за последние годы были проведены следующие мероприятия:

- построен надземный переход, соединяющий второй и третий учебные корпуса между собой, второй корпус – со столовой.

- сдан в эксплуатацию 2-й этаж спортивного комплекса, включающий зал для занятий фитнесом и настольным теннисом;

- организован целевой автобусный маршрут с целью предупреждения простудных заболеваний у студентов, проживающих в отдаленной от университета центральной части города.

Вопросы, связанные с охраной здоровья студентов, регулярно включаются в повестку заседаний профкома работников, профкома студентов, ученого совета университета.


    1. ^ Деятельность по совершенствованию

медицинского обслуживания


Медицинское обслуживание студентов ГОУ ВПО «БрГУ» проводится в соответствии с целевой программой «Сохранение здоровья студентов и преподавателей», основными целями которой являются:

-внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;

-внедрение инновационных технологий в диагностику, профилактику и лечение студентов и работников;

-создание программы адекватного возрастным и индивидуальным потребностям питания студентов и работников ГОУ ВПО «БрГУ» и контроль за её исполнением;

-воспитание у студентов самосохранительного поведения и потребности в здоровом образе жизни в современных условиях жизнедеятельности.

В результате выполнения и реализации задач программы отмечается:

-снижение заболеваемости, включая хроническую патологию;

-улучшение качества жизни и условий жизнедеятельности студентов;

- повышение качества обучения и уровня знаний.

Оздоровление студентов проводится в студенческом санатории-профилактории терапевтического профиля в течение всего учебного года без отрыва от занятий.

Медицинское обслуживание осуществляется также на базе здравпункта университета, где проводят «Д» осмотры, флюорографическое обследование, вакцинацию, оказывают стоматологическую помощь.

Кроме того, студентам предоставляется возможность отдыхать в санаториях и здравницах, расположенных на территории города Братска, Иркутской области и России. В течение года студентам предоставляются оздоровительные путевки выходного дня на базе курорта «Братское взморье», в пансионаты и турбазы города. Таким образом, в течение года всеми видами медицинской помощи охватывается более трех тысяч студентов.

Оздоровление было и остается одной из приоритетных задач вуза. С этой целью на основании решения ЦК профсоюза работников народного образования и науки в 1991 году на базе тогда Братского индустриального института были открыты санаторий- профилакторий и здравпункт.

Санаторий-профилакторий является лечебно-профилактическим учреждением. Согласно лицензии МЗ РФ, подтвержденной 30.01.2009 г., он осуществляет лечебную деятельность по терапии, стоматологии, рефлексотерапии, гинекологии, физиотерапии, массажу и лечебной физкультуре (прил. 40).

Основными задачами санатория-профилактория являются:

-оказание лечебно-профилактической, консультационно-диагностической помощи;

-укрепление здоровья студентов и работников ГОУ ВПО «БрГУ»;

-формирование навыков здорового образа жизни;

-предупреждение вредных привычек;

-рациональное питание;

-профилактика различных заболеваний и снижение на этой основе заболеваемости в целом.

За 19 лет на базе санатория- профилактория прошли оздоровление более 18 тысяч человек. Ежегодно проходят лечение 660 студентов, для них предоставляется 600 бюджетных и 60 внебюджетных мест. Работа санатория- профилактория организуется по непрерывному графику заездов по 12 смен в год.

В санаторий-профилакторий направляются студенты и работники университета, которые по состоянию здоровья нуждаются в профилактическом лечении, а также лица, состоящие на диспансерном учете по хроническим заболеваниям.

Путевки в санаторий- профилакторий выдаются по решению профкомов при наличии санаторно-курортной карты. Студенты оплачивают от 2,5 до 5% от стоимости путевки, социально- незащищенной категории студентов путевки выдаются бесплатно.

Для выполнения лечебно-профилактической деятельности санаторий-профилакторий имеет соответствующую материально-техническую базу, которая ежегодно расширяется (см. таблицу Перечень мед. оборудования санатория-профилактория). Для проведения ремонтных работ и приобретения оборудования за последние 3 года выделено более 6 млн. рублей из внебюджетных источников.

Санаторий-профилакторий располагает также комфортабельными спальными номерами на 51место, пищеблоком на 100 посадочных мест.

В санатории работают опытные квалифицированные специалисты, преданные своей работе, любящие свою профессию и пациентов. В коллективе создана доброжелательная атмосфера, которая благоприятствует психологическому комфорту, повышает настроение и улучшает качество лечения.

В санатории- профилактории ведет прием врач- терапевт высшей категории, который подбирает индивидуальную программу лечения для каждого пациента.

Ведут приемы врач- гинеколог и врач - дерматовенеролог. В последние годы вызывает тревогу рост числа заболеваний, передающихся половых путем, и следствие этому бесплодие, раннее прерывание беременности и врожденное уродство детей. Поэтому лечение, профилактика и проведение сан. просветительской работы среди студентов - будущих родителей является очень актуальным.

Работает врач- стоматолог. Учитывая, что каждый второй студент страдает болезнями зубов, услуги стоматолога всегда востребованы. Врач работает современным высококачественным пломбировочным материалом, использует в работе новые методы лечения. В 2009 г. приобретена современная стоматологическая установка.

Ведет прием врач - рефлексотерапевт. Используется широкий спектр рефлексотерапевтических процедур, внедрены новые методы аппаратной рефлексотерапии (квантовая, лазерная, вакуум - градиентная терапия), которые особенно действенны, когда общепринятые методы медицины оказываются малоэффективными.

Ведет прием врач - проктолог, назначаются процедуры кишечного орошения, которые крайне необходимы в условиях проживания в экологически неблагоприятном городе, позволяющие избавиться от разного рода интоксикаций, вызванных воздействием промышленных выбросов.

В санатории-профилактории проводится лечение заболеваний желудочно-кишечного тракта: язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гастриты, колиты, энтериты, панкреатиты; опорно-двигательная патология: остеохондрозы, сколиозы, заболевания суставов; остаточные явления различных травм; заболевания ЛОР - патологии: хронические тонзиллиты, риниты, гаймориты; хронические бронхиты, бронхиальная астма; заболевания печени и желчевыводящих путей; заболевания почек и мочевыводящих путей; заболевания зубов и полости рта и др.

^ Для этих целей предлагается широкий спектр лечебных процедур:

  • Всем отдыхающим назначаются кислородные коктейли с витаминными сиропами.

  • В кабинете ингалятория проводятся травяные, масляные, щелочные ингаляции для профилактики и лечения заболеваний верхних дыхательных путей.

  • Курс классического, точечного, вибромассажа, как с лечебной, так и профилактической целью.

  • Особой популярностью среди отдыхающих пользуются подводный душ- массаж, пузырьковая ванна. Такой массаж оказывает иммуностимулирующее действие, улучшает кровообращение, стимулирует обмен веществ, а в сочетании с целебной силой воды может расслаблять, успокаивать или тонизировать организм.

  • В кабинете физиотерапии представлены аппараты для лечения различных заболеваний, проводится электрофорез лекарственных веществ для профилактики и лечения болезней ЖКТ; магнитотерапия и ультразвук для лечения заболеваний суставов, аппарат «Дарсонваль» для лечения заболеваний кожи и др.

  • Солярий активизирует защитную систему организма, способствует укреплению костной ткани, и подавляет рост раковых клеток, повышает умственную и физическую работоспособность, назначается врачом строго по показаниям с лечебной целью.

  • Студенты с удовольствием посещают зал лечебной физкультуры. Инструктор ЛФК проводит групповые и индивидуальные занятия с отдыхающими.

  • Лазеротерапия используется при заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта, сердечно- сосудистых заболеваниях, нервной системы, опорно-двигательного аппарата.

  • В санатории- профилактории сочетают все виды терапии с медикаментозным лечением.

  • В достаточном количестве имеются все необходимые современные лекарственные препараты, которые назначаются и в виде инъекций, и в виде таблеток. Всем отдыхающим проводится курс иммуно-йодопрофилактики, а также курс хондропротекторов - препаратов для питания костной ткани и ноотропов - для улучшения всех функций головного мозга.

  • Фитотерапия эффективно дополняет медикаментозное лечение. Используются седативный, тонизирующий, иммуностимулирующий и другие травяные сборы.

  • Важным в лечении всех заболеваний является 4-разовое сбалансированное питание. В диету включено достаточное количество фруктов, соков, кисло - молочных продуктов и т.д. студенты довольны разнообразием меню и качеством пищи.


^ Таблица 7.

Итоги деятельности санатория- профилактория за период

с 2008 по 2010 гг.



Годы

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Количество оздоровленных студентов БрГУ, чел.

660

660

761

Количество оздоровленных сотрудников БрГУ, чел.

60

65

66

Всего оздоровлено, чел.

720

725

827


^ Ежегодно проводится анализ заболеваемости (см. приложение 12,13 табл. заболеваемости).

На I-м месте у студентов оказались заболевания органов пищеварения. Это, вероятно, объясняется нарушением режима питания, отсутствием полноценного питания, увеличением стрессовых ситуаций, дороговизной лекарств для проведения сезонной профилактики.

В рамках решения этой задачи в 2007 году на базе столовой санатория-профилактория организовано дополнительное диетическое питание с применением различных травяных сборов и минеральной воды.

^ На II-м месте у студентов заболевания органов дыхания, это связано с тем, что в г. Братске сложилась крайне неблагополучная экологическая обстановка. Для профилактики этих заболеваний проводится ежегодная вакцинация против гриппа, в целях повышения и укрепления иммунитета назначаются фитосборы, лазеротерапия и ингаляции. Совместно с инструктором ЛФК студенты обучаются дыхательным гимнастикам.

^ На III-м месте у студентов находятся заболевания костно-мышечной системы. Это вызывает определенную настороженность, так как у 50% студентов наблюдаются боли в позвоночнике и суставах, кариес зубов, повышенная ломкость костей, ведущая к различного рода травмам.

Одним из направлений деятельности санатория - профилактория является внедрение здоровьесберегающих технологий по формированию здорового образа жизни, профилактике ВИЧ (СПИД) инфекции, наркозависимости.

Проблеме профилактики наркозависимости в вузе уделяется большое внимание. Так, например, медицинский коллектив санатория- профилактория совместно с профкомом студентов, студенческим клубом и отделом по внеучебной работе проводят лекции, беседы, «круглые столы» с привлечением психологов и врачей различных специальностей.

В процессе этой работы изменяется отношение студентов к наркотикам, формируется личная ответственность за свое поведение и антинаркотическая установка, сдерживается вовлечение молодежи в распространение и прием наркотических средств. Приоритетным в этой деятельности является ориентация не на патологию, а на потенциал здоровья студентов, раскрытие ресурсов психики, поддержку молодежи, помощь в самореализации собственного жизненного предназначения. Цель этой деятельности - развить личность психически устойчивую, способную самостоятельно справиться с различными трудностями и проблемами, не нуждающуюся в приеме психоактивных веществ.

Одно из следующих направлений по профилактике наркозависимости - повышение уровня адаптации студентов в период вхождения их в систему образования вуза. Низкий уровень адаптированности студентов проявляется снижении учебной эффективности и самоэффективности, в снижении удовлетворенности сделанным профессиональным выбором, снижении уровня общения в группах, повышении уровня тревожности и заболеваемости. Поэтому студентам первого курса уделяется особое внимание и поддержка. Им в первую очередь выдаются путевки на санаторно-курортное лечение, организуется оздоровление в выходные дни на местных базах отдыха, занятия в тренажерных залах, они привлекаются к участию в различных спортивных секциях (лыжи, волейбол, баскетбол и др.).

^ Для снятия психологической напряженности в санатории- профилактории проводится психотерапия, массаж, водные процедуры, иглоукалывание. Все это позволяет снять эмоциональное напряжение, повысить физическую, умственную работоспособность, повысить самооценку у студентов.

С приобретением современного медицинского оборудования, внедрением новых лечебно-профилактических услуг и здоровьесберегающих технологий БрГУ вышел на более высокий уровень качества и эффективности оказания медицинской помощи.

При внедрении здоровьесберегающих технологий используется положительное влияние творчества и юмора (смехотерапия), которые ослабляют психологическое напряжение, улучшают настроение, повышают успехи в учебе. А успешность обучения - это один из показателей адаптации к учебной деятельности. Для этих целей в санатории- профилактории совместно с отделом по внеучебной работе проводятся различные юмористические викторины, КВН и т.д., участие в которых также помогает студентам пройти период адаптации в учебном заведении.

Полученные результаты исследования позволяют утверждать, что эффективность здоровьесберегающих технологий обусловлена их применением с первых дней обучения студентов в вузе. Предполагается, что реализация подобной стратегии будет способствовать упреждению или смягчению отрицательных проявлений кризиса профессионального выбора, для которого характерны утрата или значительное снижение удовлетворенности выбором профессии и ухудшение представлений о ней. Данный кризис достаточно продолжителен (около 10 месяцев), носит глубокий характер, переживают его от 36% до 43% первокурсников. В этот период студентам предлагается - лечение в вузовском санатории-профилактории, отдых в выходные дни на местных турбазах, санаторно-курортное лечение в каникулы; занятия в тренажерных залах, оснащенных современным оборудованием; плавание в бассейне; занятия на лыжной базе; участие в различных спортивных секциях.


^ 1.5. Здоровьесберегающая деятельность здравпункта БрГУ


Большая работа по проведению медицинского обслуживания сотрудников и студентов проводится на базе здравпункта университета. Медицинская деятельность здравпункта осуществляется на основании лицензии МЗ РФ, подтвержденной в 2007 г.

Основными задачами здравпункта являются:

  • оказание неотложной доврачебной помощи при травмах, внезапных заболеваниях, отравлениях, с последующим направлением больных и пострадавших в медицинское учреждение;

  • осуществление контроля за санитарно-гигиеническими условиями на рабочих местах, в бытовых помещениях, а также за наполнением и использованием содержимого аптечек;

  • проведение плановых санитарно- эпидемиологических работ (круглые столы, лекции, беседы, сан. бюллетени, статьи в газету);

  • организация и проведение вакцинации, флюорографического обследования студентов и преподавателей - 1 раз в год.

В целях предупреждения распространения и своевременного выявления туберкулеза среди учащихся и профессорско-преподавательского персонала в ГОУ ВПО «БрГУ» организовано ежегодное прохождение флюорографического обследования.


^ Таблица 9.

Результаты флюорографического обследования 2008-2010 гг.



Год

План (чел.)

Факт (чел.)

% прошедших ФЛГ

2008

3485

3007

86

2009

2904

2599

89

2010

2810

2529

90


По назначению врача выполняются подкожные, внутримышечные, внутривенные инъекции, перевязки.

Для снижения распространения инфекционных заболеваний фельдшерами здравпункта ведется осмотр контактными лиц, наблюдение за ними, проводятся рейды по контролю санитарного состояния в общежитиях, учебных корпусах, столовой.

В здравпункте оказывается стоматологическая помощь на современной стоматологической установке. За последние 3 года прошли лечение у стоматолога более 5 тыс. студентов и работников вуза.

Фельдшерами здравпункта организуется дежурство для оказания первой медицинской помощи при массовых мероприятиях, проводимых в БрГУ.

Ежегодно проводится вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита, вирусного гепатита (В), краснухи.

^ Таблица 9.

Сведения о вакцинации студентов БрГУ 2008-2010 гг.



^ Виды вакцинаций

2008 г.

2009 г.

2010г.

План

(чел.)

Факт

(чел.)

План

(чел.)

Факт

(чел.)

План

(чел.)

Факт

(чел.)

Грипп

500

400

400

379

500

600

Реакция манту

300

302

-

-

250

250

Краснуха

600

667

350

385

все прив.

все прив.

Клещевой энцефалит

450

486

450

484

395

395

Вирусный гепатит

1100

1193

50

74

все прив.

все прив.



В результате проводимой в университете деятельности по совершенствованию медицинского обслуживания и здоровьесбережения отмечается положительная динамика в укреплении здоровья студентов и работников БрГУ.


^ 1.6 Здоровьесберегающая деятельность в ходе учебного процесса


Одним из направлений здоровьесберегающей деятельности является валеологическое сопровождение учебного процесса. В университете, помимо решения образовательных задач, решаются задачи содействия охране и укреплению здоровья обучающихся (студентов, аспирантов, магистрантов), в частности, учебная нагрузка и методы преподавания соотносятся с индивидуальными особенностями студентов, проводится работа по предупреждению патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом; по снижению учебных перегрузок учащихся, приводящих их к состоянию переутомления и стрессам; по правильной организации физической активности учащихся; по предупреждению распространения среди учащихся вредных привычек и зависимостей.

В ходе реализации здоровьесберегающей деятельности используются возможности учебного процесса. Программы учебных дисциплин большинства основных образовательных программ содержат информацию, направленную на формирование психического, психологического, физического, социального и профессионального благополучия обучающихся: «Валеология», «Возрастная психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена детей и подростков», «Психология труда», «Конфликтология», «Психология самосознания», «Клиническая психология», «Основы психологии семьи и семейного консультирования», «Психодиагностика», «Психология здоровья», «Физиология высшей нервной деятельности», «Психотерапия», «Психологическое консультирование», «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Возрастная анатомия и физиология», «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды», «Радиационная экология», «Экологическая эпидемиология», «Концепция современного естествознания», «Экологическая токсикология», «Биология», «Прикладная экология», «Общая экология», «Экология человека», «Безопасность жизнедеятельности» (см. прил. 33).


  1. Деятельность образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни


^ 2.1. Специальная профилактическая работа


Нормативной основой для проведения специальной профилактической работы университета являются ежегодный план воспитательной работы, концепция и долгосрочные программы специальной профилактической работы. Одной из задач концепции воспитательной деятельности университета является формирование потребности и навыков в здоровом образе жизни, сохранение и укрепление личного здоровья, семейных ценностей (см. прил. 23-26).

Целью программы специальной профилактической работы является создание моделей первичной профилактики наркотической, алкогольной и других видов зависимостей; социальной и социально-психологической адаптации студентов; снижение роста потребления наркотических веществ, алкоголя и табакокурения в студенческой среде и среде будущих абитуриентов; пропаганда здорового образа жизни.

^ Основными задачами программы являются:

  • создание условий воспитательной среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности;

  • создание условий для формирования у студентов социально-активной жизненной позиции с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема наркотиков, употребления алкоголя и табакокурения;

  • внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий первичной профилактики;

  • привлечение различных субъектов профилактической работы;

  • подготовка специалистов для организации работы по профилактике наркотической, алкогольной и других видов зависимостей;

  • создание социально поддерживающей инфраструктуры вуза;

  • профилактика наркотической, алкогольной и других видов зависимостей в среде будущих абитуриентов (в школах, подшефных коллективах, на подготовительных курсах);

  • разработка информационных материалов, брошюр, методических пособий, направленных на пропаганду здорового образа жизни; развитие системы информирования студентов в целях предупреждения и снижения спроса на наркотические вещества, алкоголь и табачные изделия;

  • организация и проведение мониторингов по отслеживанию результатов профилактической работы в вузе.

Достижению этих задач способствует созданная в университете атмосфера духовности, воспитывающего пространства как важнейшего фактора формирования нравственности и профессиональной направленности студента, развития у него профессиональных умений и навыков, увлеченности профессией, стремления к саморазвитию и самореализации. Профилактическая деятельность в вузе осуществляется в рамках системы внеучебной работы. В соответствии с Положением об организации внеучебной работы существуют специальные структурные подразделения, разработана система их взаимодействия.

При реализации программы используется механизм, включающий следующие формы и виды профилактической работы в вузе:

    • организация досуговой занятости студентов с применением эффективных методов формирования вузовских норм и ценностей.

В университете созданы все условия для творческой, спортивной и общественно-полезной самореализации студентов. Существенную роль в этом процессе играют творческие коллективы: народная студенческая академическая хоровая капелла, фольклорный ансамбль, народный студенческий театр и театральная студия, клуб бардовской песни, танцевальные коллективы, команды КВН, ансамбль духовых инструментов, студия эстрадного вокала. В БрГУ остаются традиционными любимые студентами праздники: День российского студенчества – Татьянин День, фестиваль «Студенческая Весна», фольклорный праздник «БраЦкая масленица», игра КВН «Бой гигантов», Мисс и Мистер БрГУ, «Студенчество и время», фестиваль первокурсников «Зеленая волна», турниры по пейнтболу и боулингу, выездные праздники для студентов, проживающих в общежитиях. Специфика каждого факультета подчеркнута на факультетских массовых мероприятиях – «Фабрика проектов», «КВН на ЕНФ», День энергетика и др. Важно то, что остаются стабильно высокими результаты участия студентов в фестивалях, конкурсах всех уровней. Ежемесячно проводятся Дни здоровья каждого факультета на базе санатория-профилактория «Братское взморье». Число участников данных мероприятий в 2010 году составило более полутора тысяч человек. Инновационной формой работы студенческого клуба по пропаганде здорового образа жизни стало проведение заседаний клуба «Студенческие перекрестки» на базе санатория-профилактория БрГУ и студенческих общежитий. На заседания клуба приглашаются врачи-специалисты, психологи, студенты-волонтеры проводят игры и тренинги. Так, за последние три года число студентов-участников перечисленных мероприятий увеличилось с 2895 человек до 3400 человек (см. прил. 43, 45);

    • создание эффективной системы формирования социальных норм вузовского пространства (см. прил. 46,47, 48, 55);

    • реализация обучающих тренинговых программ по профилактике употребления наркотических веществ, алкоголя и табакокурения. Реализуют программу заместители деканов, кураторы и другие организаторы воспитательной работы со студентами, которые регулярно оценивают эффективность проводимых мероприятий, вносят в них коррективы и дополнения.

Информирование студентов о мероприятиях специальной профилактической программы производится через газету «Братский университет», электронное табло «Бегущая строка» в учебных корпусах, информационные стенды, официальный сайт университета, профком студентов, организаторов внеучебной работы в вузе, а также через службу информации вуза, отдел внеучебной работы со студентами.

Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде является одним их приоритетных направлений воспитательной работы БрГУ. В профилактической деятельности используются многообразные формы работы: лекции, беседы, дискуссии, семинары, ток-шоу, массовые акции, просмотры фильмов профилактической направленности. Специальная профилактическая работа ведется отделом внеучебной работы со студентами учебно-методического управления в сотрудничестве с помощником ректора по режиму, профкомом студентов, дирекцией студенческого клуба, санаторием-профилакторием БрГУ, кафедрой физвоспитания, заместителями деканов по внеучебной работе, кураторами студенческих групп первых курсов, волонтерской группой, преподавателями и студентами. Кроме того, отдел внеучебной работы БрГУ активно сотрудничает с отделом по делам молодежи департамента физической культуры, спорта и молодежной политики г. Братска, Братским филиалом ОГУ «Центр профилактики наркомании», БМО ООО «Российский красный крест», МУЗ «Центр репродуктивного здоровья» и женской консультацией МУЗ ГБ №2.

В 2008-2009 учебном году в рамках «Программы по профилактике наркотической, алкогольной и других видов зависимостей среди обучающихся в БрГУ на 2008-2012гг.» были разработаны и выпущены информационные буклеты «Если с твоим близким случилась беда», «Наркомания – кратко о сложном», которые используются как раздаточный материал во время проведения массовых акций, пропагандирующих здоровый образ жизни (см. прил. 41, 42).

Особый интерес студентов вызывают массовые акции, например, «Сильная Россия – здоровая Россия», в которой приняли участие более 300 студентов и преподавателей университета, воспитанники ДЮШСШ г. Братска, активисты «Молодой гвардии» «Единой России». В 2009 году Братский государственный университет явился участником областной акции «Мы – против наркотиков». Около 150 студентов университета присутствовали на концертной программе «Прекрасное слово - жизнь!» с участием творческих коллективов города Братска и на показательных выступлениях «BMX – контекст», «проТЕСТ». В феврале 2009 года более 200 студентов Братского государственного университета стали участниками акции «Молодежь выбирает жизнь!».

В 2010 году совместно с санаторием-профилакторием БрГУ были организованы встречи с такими врачами-специалистами, как врач-гинеколог, врач-инфекционист, врач тубдиспансера и другими. В них приняли участие более 170 студентов-первокурсников.

С 2010 года БрГУ является участником городской антиалкогольной программы, в марте 2010 года 200 студентов прослушали антиалкогольные лекции профессора, председателя Союза борьбы за народную трезвость, вице-президента общественной организации «Международная академия трезвости» Владимира Жданова. Более 880 студентов приняли активное участие в таких акциях, как «Я – донор!», инициированной аспирантами БрГУ; акции, посвященной Всемирному дню отказа от курения, проведенной совместно со школьниками МОУ «СОШ №34»; акции к 1-му декабря – «Всемирному дню борьбы со СПИДом» с раздачей информационных буклетов и средств защиты; акции, посвященной Дню борьбы с наркоманией «Рояль в кустах: черно-белые клавиши жизни», проходившей в г. Иркутск.

В течение года на всех факультетах вуза совместно со специалистами ОГУ «Центр профилактики наркомании» проводились тренинги «Борьба с ВИЧ», «Ответственное решение», «Причины и последствия табакокурения и наркомании», «Умей сказать нет». Для студентов, проживающих в общежитиях, проведены тренинги и беседы по профилактике распространения ВИЧ-инфекции и заболеваний, передающихся половым путем, а также мастер-классы по современным танцам (см. прил. 38).

Студенты университета приняли участие в различных конкурсах социальной рекламы, пропагандирующей здоровый образ жизни, в том числе и всероссийского уровня.

В целях выявления, анализа и поддержки студенческих инициатив по поднятию престижа и формированию культуры здорового образа жизни в 2010 году впервые организован I студенческий Форум социальных проектов «Быть здорОвым – здОрово!» на базе ОАО «Санаторий Братское взморье», в котором приняли активное участие более 110 студентов (см. прил. 53). Инициаторами конкурса стал отдел внеучебной работы со студентами при поддержке профкома студентов, кафедры физ.воспитания и санатория-профилактория университета.

В течение месяца студенты разрабатывали социальные проекты, готовили презентации своих идей, у каждого участника конкурса появилась реальная возможность сделать так, чтобы здоровый образ жизни стал модным брендом современной молодежи. Всего на Форуме было представлено 15 проектов различных направлений, многие из них были сосредоточены на искоренении вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики.

Задачами конкурса являлись:

  • привлечение студентов к разработке и реализации социальных проектов профилактической направленности;

  • поднятие престижа здорового, активного образа жизни у молодежи, профилактика социально-негативных явлений в молодежной среде;

  • выявление и поощрение творческого потенциала молодежи;

  • содействие развитию общественных инициатив студентов в ходе осуществления проекта, формирование у молодежи активной жизненной и гражданской позиции.

Критериями оценки работ являлись актуальность рассматриваемой проблемы для студентов БрГУ, жителей города Братска и Иркутской области, глубина разработки темы, аргументированный, творческий подход автора, доступность для понимания и восприятия основной идеи проекта, использование в работе новых и убедительных форм и методов, а также соответствие требованиям, предъявляемым к работе.

Помимо главного события - презентации социальных проектов участниками - насыщенная программа Форума включала в себя дискуссию о социально-негативных явлениях, выступления творческих коллективов, демонстрацию социальных видеороликов, пропагандирующих здоровый образ жизни. Участники Форума посетили мастер-классы по современным танцам, эффективной командной работе, альпинизму и др. В период подготовки к Форуму проведено социологическое исследование и видео-опрос с целью изучения мнения студентов о табакокурении, употреблении алкоголя и других асоциальных явлениях. Результаты опроса вызвали бурную дискуссию. У каждого студента была возможность выразить свою точку зрения на проблемы современной молодежи.

По итогам проведения Форума всем участникам вручены грамоты, а три лучшие работы награждены дипломами победителей. Победители конкурса получат финансовую поддержку в реализации своего проекта из средств университета. Кроме того, часть проектов получат возможность реализации на городском уровне.

В целом 1691 студент ГОУ ВПО «БрГУ» в 2010 году принял участие в мероприятиях по профилактике социально-негативных явлений и пропаганде здорового образа жизни, что составило 44% от количества студентов, обучавшихся на очной форме. Данный показатель в сравнении с 2009 годом возрос более чем в 2,5 раза.

Использование таких форм специальной профилактической работы, как семинары, тренинги, дискуссии, массовые акции, форумы, позволяет привлечь внимание студентов к существующим проблемам, повышает уровень их информированности и просвещенности. По результатам опросов данные формы работы признаются студентами наиболее эффективными.

  • Комплексные планы спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы реализуются кафедрой физического воспитания и спортивным клубом.


^ 2.2 Физическое воспитание и двигательная активность студентов


Отлаженная система совместной работы спортклуба и кафедры физического воспитания дает хорошие результаты: культивируются новые виды спорта, систематически проводится профориентационная работа со старшеклассниками северного региона. В сборных командах вуза тренируются и выступают перспективные спортсмены - учащиеся школ г. Братска, которые ежегодно поступают в БрГУ.

В течение года в вузе проводятся: спартакиада первокурсников, цель которой - выявить сильнейших спортсменов для укомплектования сборных команд; спартакиада факультетов, в которой принимают участие сильнейшие спортсмены факультетов; массовые дни здоровья, выезды на городские базы отдыха; турниры, посвященные знаменательным датам, профессиональным праздникам.

Имена спортсменов БрГУ всегда звучат в числе призеров различных соревнований в личном и командном первенстве. Традиционно сильны лыжники. Их выступления стабильны на соревнованиях городского, областного, федерального и международного уровня. Лидеры - Жерносек К., Бутовский А., Перевалов В., Лебедев И., Логинов М. и другие. Блестяще выступают рукопашники Попова А. и Дураченко А., дзюдоисты Ким П. и др. Пловцы Горбонос Д. и Данченко Г. - бессменные призеры всех городских и областных соревнований. Легкоатлеты Чуприков К., Краснов В., Садилов В. - многократные призеры соревнований различного уровня.

Спортивный клуб и кафедра физического воспитания работают в двух направлениях: повышение спортивного мастерства сборных команд и проведение массовой физкультурно-оздоровительной работы со студентами, акцентируя внимание на студентах, проживающих в общежитиях (см. прил. 35).

В 2010 году в вузе обучалось: 12 мастеров спорта и более 50 кандидатов в мастера спорта. Спортсмены высокого уровня защищали честь вуза, Иркутской области, Сибирского федерального округа (далее СФО) и России. Мастер спорта международного класса Владимир Краснов - студент механического факультета, получил приз зрительских симпатий по итогам голосований российских болельщиков на сайте федерации легкой атлетики России, является Лучшим спортсменом года БрГУ, чемпионом Европы, чемпионом России, серебряным призером Континентального чемпионата мира в Хорватии, серебряным призером турнира во Франции.

В феврале 2010 года волейболисты БрГУ заняли I место в чемпионате СФО (I Дивизион Студенческой волейбольной лиги России (далее СВЛ), который проходил в Зеленогорске, и вышли в финал чемпионата России, который проходил в Смоленске. В финале команда заняла 4-е место, выиграв у команд Оренбурга, Белгорода, Петрозаводска, Красноярска и второй раз вошла в пятерку золотых команд СВЛ России. Команда университета выходит в финал СВЛ России в 4-й раз. В предыдущих финалах команда играла в Иваново, Уфе, Смоленске и предстоят игры в Пензе. Мужская сборная команда БрГУ по волейболу выиграла первенство вузов Иркутской области, заняла II место в Кубке СФО и вышла в финал студенческой волейбольной лиги России.

Первенство вузов выиграли лыжники. Чемпионом по пауэрлифтингу среди студентов стал мастер спорта Егор Ташланов - студент лесопромышленного факультета.

Впервые выступили в вузовских соревнованиях волейболистки и баскетболисты. Команды показали неплохие результаты, оставили о себе хорошее впечатление в областном центре. В следующем году к поездке в Иркутск готовится сборная команда по мини-футболу.

Сильнейшие спортсмены ГОУ ВПО «БрГУ» входят в состав всех сборных команд города Братска. Команды БрГУ участвуют во всех городских спортивных мероприятиях и награждаются не только за призовые места, но и за массовость (см. прил. 44).

В 2010 году сборные команды БрГУ выиграли спартакиаду высших учебных заведений г. Братска. В массовых соревнованиях по лыжным гонкам женская и мужская сборные команды БрГУ заняли первые места. Команде вручен приз за массовость. Лыжники БрГУ - постоянные призеры городских, областных и региональных соревнований.

Команды БрГУ приняли участие во всех спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях проведенных в соответствии с календарными планами спортивного клуба и департамента физической культуры Братска.

В вузе проведена спартакиада «Первокурсник», спартакиада сборных команд факультетов. Эти соревнования наиболее популярны среди студентов. Лидируют команды механического факультета, лесопромышленного и факультета энергетики и автоматики.

Проведен спортивный праздник для студентов, проживающих в общежитиях, в котором участвовали спортивные команды и танцевальные группы студентов. Праздник проводился впервые, но прошел очень интересно и зажигательно, и спортклуб совместно с профкомом студентов планируют сделать его традиционным.

В течение года проведено пять турниров по мини-футболу, традиционный турнир по волейболу, посвященный «Дню автомобилиста», открытый кубок БрГУ по волейболу, баскетболу, «Дни здоровья», соревнования по стрит-болу.

Преподаватели кафедры физического воспитания - постоянные участники оздоровительных мероприятий, проводимых факультетами, они отвечают за организацию спортивных блоков.

В летнее время сборные команды БрГУ прошли учебно-тренировочные сборы на базе оздоровительного лагеря «Надежда» и санатория «Крылатый». В сентябре все сборные команды провели сбор на базе санатория-профилактория БрГУ и прошли медицинское обследование и необходимое профилактическое лечение. В ноябре сборная команда БрГУ по лыжным гонкам провела учебно-тренировочный сбор в Тёе (республика Хакасия).


Таблица 11.

Количество медалей, дипломов и грамот, завоеванных
студентами БрГУ в личном и командном первенствах 2006-2010 гг.




Уровень соревнований

2006

2007

2008

2009

2010

Международные турниры

7

4

5

9

10

Первенство России

12

11

12

13

10

Первенство Сибирского Федерального округа

11

17

20

24

30

Чемпионаты Иркутской области

41

40

38

36

40

Первенство г. Братска

48

63

75

78

80



^ Таблица 12.

Показатели организации спортивно-массовой работы 2006-2010 гг.




Показатели

2006

2007

2008

2009

2010

Количество секций

24

25

20

19

20

Количество студентов, занимающихся в секциях

1 242

1 919


1731


1 907


1611

Количество студентов, вовлеченных в спортивно-оздоровительные мероприятия

2 125

2 482



3 197



3 331



3328

Количество видов спорта, культивируемых в БрГУ

15

16


11



10


10


^ 2.3. Социологические исследования в области

специальной профилактики



  • Система социально-психологического мониторинга включает анкетирование студентов - первокурсников, оценку социально-психологического климата в группах первого года обучения, оценку благополучия (выявление неблагополучных) мест проживания и досуга студентов.

На основании социологического опроса, проведенного в 2010г., выявлено: 1) у большей части студенчества сформировано устойчивое негативное отношение к употреблению наркотиков, алкоголя, табака (в сравнении с результатами исследования 2009 года), что по-прежнему является непопулярным, немодным; 2) численность курящих студентов составляет 11%; 3) многие молодые люди готовы отказаться от предложения попробовать наркотики, будут стремиться отвлечь своих сверстников от их употребления. На эту группу нацелено наибольшее внимание организаторов внеучебной работы в вузе, из числа таких студентов формируется организованная группа волонтеров, с которыми в дальнейшем проводится подготовка по формированию навыков здорового образа жизни по технологии «равный равному». Подготовленные волонтеры проводят тренинги, консультации и семинары для своих сверстников и сокурсников.

На основании социологического опроса по проблеме ВИЧ-инфекции можно сделать вывод о толерантном отношении большинства (58%) опрошенных студентов к категории инфицированных; около 92% опрошенных указали, что информированы о способах заражения инфекцией.

В БрГУ в рамках специальной профилактической работы проводится социологическое исследование с целью изучения мнения студентов о неформальных молодежных объединениях, уделяется внимание проблеме ценностных ориентаций студентов-первокурсников.

В университете традиционно проводятся социологические исследования по выявлению уровня удовлетворенности студентов условиями питания в столовой университета, а также условиями проживания в студенческих общежитиях. Исследован уровень информированности абитуриентов о здоровьесберегающей деятельности вуза путем опроса «Абитуриент» (см. прил. 34).

  • ^ Ежегодно осуществляется контроль качества профилактической работы.

Результаты компьютерного анкетирования по оценке аккредитационного показателя «Воспитательная и внеучебная деятельность», которое проводилось среди обучавшихся в Братском государственном университете в период 2006-2010 гг., наглядно показали, что по прошествии четырех лет, в течение которых проводилось анкетирование, на 20% увеличилось значение показателя Специальная профилактическая работа – с 60% в 2006 году до 80% в 2009 году, что подтверждает результативность сложившейся системы работы (см. прил. 31).


^ 3. Научно-методическое сопровождение

здоровьесберегающей деятельности



Здоровьесберегающая деятельность ГОУ ВПО «БрГУ» проводится в соответствии с целевой программой «Сохранение здоровья студентов и преподавателей», основными целями которой являются:

-внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;

-внедрение инновационных технологий в диагностику, профилактику и лечение студентов и сотрудников;

-создание программы адекватного возрастным и индивидуальным потребностям питания студентов и работников ГОУ ВПО «БрГУ» и контроль за её исполнением;

-воспитание у студентов потребности в здоровом образе жизни в современных условиях жизнедеятельности.

В результате выполнения и реализации задач программы отмечается:

-снижение заболеваемости, включая хроническую патологию;

-улучшение качества жизни и условий жизнедеятельности студентов;

- повышение качества обучения и уровня знаний.

Отличительной особенностью организации работы по оздоровлению всех категорий работников и обучающихся в БрГУ является

научно-исследовательская деятельность по разработке здоровьесберегающих технологий.

Сохранение уровня здоровья студентов и оптимального функционирования организма при действии экологических условий среды является важным направлением развития университета. В нашем вузе проводится научно-исследовательская работа по изучению состояния здоровья студентов. При выполнении исследований используются физиологические, гигиенические, клинико-лабораторные и математико-статистические методы оценки состояния здоровья. Для углубленного изучения и объективной оценки физических параметров сотрудниками университета был предложен научно-методический подход в организации мониторинга с последующим созданием информационного фонда экспериментальных данных на основе использования современных технологий. Предметом пристального изучения стали следующие показатели физического развития студентов:

- соматометрические параметры;

- физиометрические показатели состояния здоровья;

- функциональные возможности сердечно-сосудистой системы;

- функциональные возможности сердечно-сосудистой системы студентов в период начала учебного процесса;

- функциональные возможности сердечно-сосудистой системы студентов в период окончания учебного процесса;

- оценка вариабельности ритма сердца.

Таким образом, интегральная оценка состояния здоровья студентов свидетельствует о повышении риска нарушений у лиц с низким доходом в семье, с недостаточной физической нагрузкой, постоянно проживающих в условиях техногенного загрязнения атмосферного воздуха. Выявленные изменения показателей здоровья позволяют рекомендовать на индивидуальном уровне реабилитационные мероприятия, базирующиеся на принципах здорового образа жизни, сочетания режимов труда и отдыха, рационального сбалансированного питания, регулярной дозированной физической нагрузки.

Вышеизложенное свидетельствует об актуальности направления исследований, включающих оценку предболезненных, донозологических состояний организма. Для защиты и сохранности здоровья в условиях неблагоприятной экологической обстановки настоятельно необходима разработка системы надежных показателей и диагностического алгоритма с преимущественным использованием относительно недорогих и неинвазивных методов для диагностики и прогнозирования патологических состояний. Особенно актуальными в этих условиях становятся результаты многолетних исследований, проведенных в динамике среди студентов университета.

В 2010 году цель исследований заключалась в изучении состояния здоровья студентов БрГУ и разработке рекомендаций по применению принципов коррекции нарушений адаптационных возможностей. Особое внимание уделялось оценке физического развития и функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы у студентов г. Братска.

По итогам проведения мониторинга исследований здоровья студентов университета создан научно-методический комплекс, включающий в себя статьи, методические пособия, монографии и диссертации. За период подготовки и проведения исследований были опубликованы работы в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, а также определенных Высшей Аттестационной комиссией: (см. прил. 27, 32).

Работники БрГУ регулярно проходят курсы повышения квалификации по программам, включающим в себя вопросы здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий, участвуют в научно-практических конференциях. Братский государственный университет является участником Всероссийского открытого семинара научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности учебно-методического объединения «Участие вузов Российской Федерации в сетевом проекте «Инновации в воспитании» (см. прил. 39, 49, 50, 54).






Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Всероссийском конкурсе учреждений высшего профессионального образования «вуз здорового образа жизни» icon Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Принята
Нормативно-правовые и методические документы, регламентирующие разработку «Программы формирования...
Всероссийском конкурсе учреждений высшего профессионального образования «вуз здорового образа жизни» icon Положение о порядке предоставления пособия на диетическое питание малоимущим учащимся государственных

Всероссийском конкурсе учреждений высшего профессионального образования «вуз здорового образа жизни» icon Задачи: Показать учащимся огромное значение соблюдения правил здорового образа жизни. Формировать

Всероссийском конкурсе учреждений высшего профессионального образования «вуз здорового образа жизни» icon Организация работы по гигиеническому воспитанию, формированию здорового образа жизни в отделениях,

Всероссийском конкурсе учреждений высшего профессионального образования «вуз здорового образа жизни» icon Концепция здорового образа жизни и здорового питания Общие положения

Всероссийском конкурсе учреждений высшего профессионального образования «вуз здорового образа жизни» icon «Частные психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»
Цель семинара разобрать частные аспекты формирования здорового образа жизни у населения
Всероссийском конкурсе учреждений высшего профессионального образования «вуз здорового образа жизни» icon «Общие психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»
Цель семинара разобрать психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения
Всероссийском конкурсе учреждений высшего профессионального образования «вуз здорового образа жизни» icon Среднего профессионального образования
Межрегиональном конкурсе студентов зуботехнических отделений средних профессиональных медицинских...
Всероссийском конкурсе учреждений высшего профессионального образования «вуз здорового образа жизни» icon 5 Сто лет жизни не предел (вопросы здорового образа жизни)

Всероссийском конкурсе учреждений высшего профессионального образования «вуз здорового образа жизни» icon Таблица сокращенных наименований учреждений высшего и среднего профессионального образования, приводимых

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы