|
Скачать 0.53 Mb.
|
![]() ДАЙДЖЕСТ СТАТЕЙ по теме «Министерство здравоохранения и социального развития» (по материалам российской прессы с 20 по 26 июня 2008) Москва Содержание Медицинское страхование
ИТОГИ, КОНСТАНТИН ВОЛКОВ, 23.06.2008 Пенсионное обеспечение
Российская газета, 25.06.2008 Национальная повестка
^
ВЕДОМОСТИ, 24.06.2008
Российская газета, 25.06.2008
Российская газета, 25.06.2008
Российская газета, 25.06.2008 ОНЛС
ВЕДОМОСТИ, 20.06.2008
Российская газета, ИРИНА НЕВИННАЯ, 25.06.2008 Защита прав потребителей
ВЕДОМОСТИ, 20.06.2008
Российская газета, АЛЕКСАНДР БЕЛОВ, 24.06.2008
Российская газета, ПЬЕР СИДИБЕ, 24.06.2008 Социальная политика
Российская газета, ЮРИЙ ГАВРИЛОВ, 24.06.2008 Обеспечение медицинскими услугами
Российская газета, ЕЛЕНА ЛАШКИНА, 20.06.2008 Аннотации статей Медицинское страхование
Рынок добровольного медицинского страхования растет медленне, чем мог бы, потому что большинство пациентов предпочитают заплатить напрямую врачу. ^ Перейти к содержанию Пенсионное обеспечение
Более 17 миллионов человек смогут участвовать в программе дополнительного пенсионного страхования Российская газета, 25.06.2008 Перейти к содержанию Национальная повестка
На совещании по экономическим вопросам: здравоохранение, образование, НИОКР, транспорт президент назвал инфляцию наиболее острой проблемой нашего времени. Минздравсоцразвития готовит программу развития пенсионной системы до 2050 г. ^ Перейти к содержанию
Система бесплатной медицинской помощи все больше замещается платной медициной: около 50% граждан вынуждены платить за медицинскую помощь. ВЕДОМОСТИ, 24.06.2008 Перейти к содержанию
Российская газета, 25.06.2008 Перейти к содержанию
Российская газета, 25.06.2008 Перейти к содержанию
Российская газета, 25.06.2008 Перейти к содержанию ОНЛС
Премьер Владимир Путин пообещал закупать для государственных нужд препараты, произведенные в соответствии с международными стандартами качества GMP, а также объявил о планах изменения программы ДЛО. ВЕДОМОСТИ, 20.06.2008 Перейти к содержанию
Государство обещает поддержать фармбизнес, оплачивая часть стоимости лекарств пациентам. Российская газета, ИРИНА НЕВИННАЯ, 25.06.2008 Перейти к содержанию Защита прав потребителей
Геннадий Онищенко подписал постановление «О производстве и обороте мяса птицы», ограничивающее количество хлора, которым обрабатывают тушки ВЕДОМОСТИ, 20.06.2008 Перейти к содержанию
Роспотребнадзор расширяет возможности для допуска молдавской винодельческой продукции на российский рынок. Российская газета, АЛЕКСАНДР БЕЛОВ, 24.06.2008 Перейти к содержанию
Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова рассказала об итогах пятничного совещания экспертного совета СНГ. Российская газета, ПЬЕР СИДИБЕ, 24.06.2008 15:49:24 Перейти к содержанию Социальная политика
В Госдуме находится ряд законопроектов, направленных на улучшение условий социальной и медицинской реабилитации военнослужащих и членов их семей. Российская газета, ЮРИЙ ГАВРИЛОВ, 24.06.2008 Перейти к содержанию Обеспечение медицинскими услугами
Владимир Путин предложил создать в Росии систему лекарственного страхования, при которой государство оплатит россиянам часть стоимости лекарств. Российская газета, ЕЛЕНА ЛАШКИНА, 20.06.2008 Перейти к содержанию Тексты статей Медицинское страхование Российский пациент ^ ИТОГИ 23.06.2008 Перейти к содержанию | Перейти к аннотации Рынок добровольного медицинского страхования растет медленне, чем мог бы, потому что большинство пациентов предпочитают заплатить напрямую врачу. Сегодня добровольным медицинским страхованием пользуется всего порядка 18 процентов россиян, причем подавляющее большинство из них получили полис медстрахования от работодателя как часть соцпакета Страхование до сих пор воспринимается многими российскими гражданами как роскошь и излишество. Граждане не спешат страховать даже самое дорогое, что у них есть, - здоровье. Сказывается вечная надежда на авось? Или многие из нас все еще полагают, что забота о здоровье граждан - дело государственное? Как бы то ни было, полис обязательного медстрахования (ОМС) имеют практически все россияне, поскольку без него не удастся попасть даже в районную поликлинику. А вот услугами добровольного медицинского страхования (ДМС) пользуется лишь небольшая часть населения. "Добровольцев" насчитывается порядка 18 процентов, но и они в большинстве своем не купили полисы ДМС за свои деньги, а получили их от работодателей. Неужели частным лицам плевать на свое здоровье? Отнюдь. Просто у рынка добровольного медстрахования помимо ОМС есть еще один очень серьезный конкурент - коррумпированная система государственного здравоохранения. Потенциальный российский пациент, как показывают результаты опросов, убежден, что выгоднее напрямую "договориться" с врачом, чем покупать полис, покрывающий довольно ограниченный круг заболеваний. И для здоровья это, как полагает большинство, полезнее: если платить врачу напрямую, он будет заинтересован хорошо лечить. Так что в ближайшие годы рынок ДМС хоть и будет расти, но отнюдь не за счет притока частных клиентов. Вылечат всех ^ растет в России в основном за счет корпоративных клиентов. Простые граждане считают, что в обычной жизни им достаточно полиса ОМС. Если же случается что-то серьезное, они предпочитают платить врачу Если система ОМС - предмет пристального внимания Минздравсоцразвития, то ДМС развивается без правительственного контроля и какого-либо четкого плана. Объем страховых премий по добровольному медстрахованию в этом году может составить, по оптимистичным прогнозам, порядка 61-65 миллиардов рублей. Таким образом, ДМС - один из лидеров на рынке добровольного страхования. Новые продукты для потребителей ДМС возникают регулярно, и ассортимент их довольно широк. Наряду с обычными программами типа "стационарное обслуживание" появляются и программы с экзотическими именами вроде "Антиклещ", осенне-зимние "Антигрипп", с намеком на роскошь вроде "Поликлиника ЛЮКС" или "Личный врач-терапевт ВИП", а также оптимистичные "Будь здоров" со стоматологией или без. Пиарщики в страховых компаниях не зря едят свой хлеб. Рост страховых премий - по разным оценкам на 10-20 процентов в год - обеспечивают компании, оплачивающие медстраховку своим работникам. Этим, кстати, вызвано и снижение возрастной планки застрахованных по ДМС - еще пару лет назад половину из них составляли люди от 39 до 50 лет. Сегодня количество клиентов старших возрастов на этом рынке сократилось, зато растет число застрахованных в возрасте от 18 до 35 лет, получающих на работе медстраховку вместе с соцпакетом. Естественно, в таких условиях страховые компании, предлагая полис ДМС, ориентируются на компании, а не на частных лиц. То есть их цель - предложить усредненный массовый продукт, сделать возможным обслуживание большого количества клиентов с "типовыми" заболеваниями. В их число, как правило, не входит даже беременность, которая типовым "недугом" не считается. Поэтому когда нужен индивидуальный подход, например при хронических или редких заболеваниях, страховой полис обойдется значительно дороже. Цена на полисы ДМС зависит от многих факторов: выбранная поликлиника, количество входящих в полис услуг, возраст застрахованного. Полис экономкласса обойдется в 2,5-5 тысяч рублей в год, однако сколько услуг сможет получить пациент за эти деньги - большой вопрос. Скорее всего это будет лишь прием терапевта плюс стандартные анализы, то есть все то, что можно получить в районной поликлинике, обладая бесплатным полисом ОМС. Если же есть желание получить за свои деньги что-то большее, то и порядок сумм окажется иным. В среднем полис ДМС стоит от 15 до 30 тысяч рублей в год. За эти деньги уже можно рассчитывать и на стоматологию, и на вызов "скорой", и даже на госпитализацию в приличную больницу. Конечно, все в меру - за тысячу долларов в год никто не будет заниматься, скажем, дорогостоящим зубным протезированием или проводить сложные процедуры. Когда речь идет о серьезных заболеваниях, то страховка будет стоить тысячи, а то и десятки тысяч долларов в год. Есть и другие подводные камни в системе ДМС. Например, неразвитая медицинская инфраструктура, из-за которой в регионах зачастую сложно получить квалифицированную помощь. "Основные проблемы ДМС сосредоточены в регионах, - говорит начальник управления продуктов и андеррайтинга в личном страховании Страховой группы "Уралсиб" Мария Барсова. - Например, невысокий уровень качества медицинских услуг, неразвитая сеть коммерческих лечебно-профилактических учреждений, очереди, отсутствие коммерческих бригад "скорой помощи", из-за чего трудно вызывать врача на дом". Скептики считают, что даже при покупке дорогого полиса ^ больше трех процентов от фонда заработной платы, сам объем средств в системе ДМС весьма скуден. Этим объясняется и то, что в большинство добровольных полисов не включены тяжелые и хронические заболевания. То есть те люди, которым ДМС нужно в первую очередь, вряд ли его получат, если, конечно, не говорить о супердорогих страховках. Резко же увеличивать плату за полис - тупиковый путь, так как в этом случае приобретение страховки потеряет смысл, заплатить напрямую врачу и впрямь окажется дешевле. "Это связано со сложившейся в нашей стране системой здравоохранения. Лечение серьезных заболеваний очень затратно и финансируется государством, а также осуществляется в медицинских учреждениях, которые не имеют права на оказание платных услуг, и поэтому страховщики не могут вступать с ними в договорные отношения", - объясняет заместитель директора управления добровольного медицинского страхования "Росгосстраха" Вера Журавлева. В последнее время в законодательство внесены некоторые поправки, делающие приобретение полиса менее затратным. Так, с этого года можно получить налоговый вычет по расходам на взносы по ДМС. Льготное налогообложение применяется и в случае лечения несовершеннолетних детей. Также появилась возможность уменьшить в рамках социального вычета свои налоги при лечении близких родственников за свой счет. Но окажет ли это заметное влияние на рынок - вопрос. Проблемное страхование Для работодателя, который в 90 процентах случаев несет расходы по приобретению полисов ^ в размере трех процентов от фонда заработной платы", - объясняет Вера Журавлева. Правда, для "оптовых" клиентов страховщики дают значительную скидку, до 50 процентов от стоимости полиса для физлица. Плюс компании, обеспечивая своих сотрудников медстраховкой, приобретают взамен лояльность, считают в страховых компаниях, а также экономят на оплате больничных. "Сегодня наблюдается существенный рост экономики, и в условиях дефицита качественной рабочей силы крупные предприятия прямо заинтересованы в здоровье своих работников", - уверена директор по личному страхованию ОАО "СОГАЗ" Тамара Смирнова. Однако для работодателя расходы на ДМС будут оправданны только в том случае, если сотрудника трудно заменить, а это не всегда так. Во многих компаниях полагают, что платят своим работникам достаточно, чтобы те лечились у кого хотят за собственные деньги. У страховых компаний свои проблемы - борьба с клиниками, пытающимися завысить стоимость оказанных услуг. Врачей понять можно - при извечной нехватке средств приходится изворачиваться. Несмотря на экспертизу, проводимую примерно раз в год квалифицированными специалистами страховых компаний, нарушения все равно есть. Это, как правило, назначение дорогостоящего обследования или лечения без необходимости, выставление завышенных цен за услуги, лечение заболеваний, не входящих в список полиса. "Зачастую государственные клиники, работающие в системе ДМС и заключающие договоры со страховыми компаниями, не делают принципиальной разницы в предоставлении услуг застрахованными по ОМС и ДМС", - считает Мария Барсова. Растет и стоимость самих медуслуг. Как следствие растет цена на полисы. В среднем страховые тарифы увеличиваются ежегодно на 20-25 процентов. Добровольцы есть? ДМС нужно в первую очередь для лечения тяжелых заболеваний, считают врачи. Сегодня же львиная часть полисов, приобретаемых компаниями для своих работников, позволяет лечить лишь обычные недомогания вроде гриппа. Чтобы изменить ситуацию, необходимо вносить поправки в законодательство, считают эксперты Сложившаяся ситуация, казалось бы, не дает много поводов для оптимизма, но страховые компании их находят. "Рынок ДМС будет расти, причем не только за счет корпоративных клиентов, как в последние годы, но и за счет физических лиц", - уверена Вера Журавлева. А по словам начальника отдела мониторинга страховых операций и развития продуктового ряда ОСАО "Ингосстрах" Анны Муковозовой, если до настоящего момента количество выдаваемых полисов увеличивалось главным образом за счет юрлиц, то в ближайшие годы ситуация будет меняться, поскольку российский рынок корпоративного ДМС близок к насыщению. А вот в "Уралсибе" считают, что рынок будет по-прежнему развиваться за счет притока корпоративных клиентов в лице мелких и средних предприятий, желающих стимулировать своих работников. Однако появление большого количества частных покупателей полисов ДМС пока под вопросом, ведь платежеспособный спрос с ростом тарифов на медстрахование снижается. Вероятно, надо изыскивать какие-то новые подходы к клиентам. Некоторые страховые компании уже задумываются о создании собственных сетевых клиник. Однако врачи полагают, что нужно менять подход к страхованию. Так, по мнению Алексея Тернавского, замглавврача по лечебной части Измайловской детской городской больницы, надо страховать не обычные медицинские услуги, а дорогие и высокотехнологичные, как, например, сложная стоматология или коронарное шунтирование. Однако, чтобы включать такие операции в страховку, нужны изменения в законодательстве. Самое главное из них - налоговые послабления. "Существенное изменение темпов роста рынка может произойти в случае, если до 10 процентов фонда оплаты труда, направляемых на цели добровольного медицинского страхования персонала, будут исключаться из налогооблагаемой базы", - уверена Мария Барсова. Что же касается частных клиентов, покупающих ДМС за свой счет, то им остается лишь больше зарабатывать, поскольку рост страховых тарифов продолжится. Не следует забывать, что у страховых компаний есть альтернатива в лице... самих лечебных учреждений. Если вы не хотите заключать договор со страховщиком, то есть возможность купить абонементное обслуживание напрямую в интересующей вас клинике. По цене в среднем выйдет то же самое, что и со страховкой. Но здесь, как говорится, свои "засады". Есть вероятность, что пациента начнут "раскручивать" на дополнительные анализы и процедуры, в которых нет особой нужды, за отдельную плату, разумеется (к слову, если на руках у вас полис ДМС, обычно ничего сверх необходимого не назначают, не желая связываться с экспертами из страховой компании). Тем не менее главным тормозом для развития ДМС остается непрозрачная коррумпированная система, при которой наличные деньги просто переходят от пациента к врачу. Недаром опытные пациенты советуют выбирать не страховщика и даже не клинику, а врача. И с этим "конкурентом" бороться будет труднее всего. ^ | Перейти к аннотации Пенсионное обеспечение Складная пенсия Российская газета 25.06.2008 Перейти к содержанию | Перейти к аннотации Более 17 миллионов человек смогут участвовать в программе дополнительного пенсионного страхования Первого октября уже можно подавать заявления о вступлении в программу пенсионного софинансирования. Те, кто согласится на такой способ увеличения пенсии, сможет начать делать взносы с 1 января 2009 года, когда полностью вступит в действие Федеральный закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Об этом вчера говорили на "круглом столе" представители работодателей, профсоюзов и правительства. Напомним, согласно этому закону к каждой тысяче рублей добровольных пенсионных взносов граждан государство добавит еще столько же, однако взнос гражданина должен быть не менее 2 тысяч рублей в год, а государство не может добавлять более 12 тысяч рублей в год. Причем за работника взносы может платить и его работодатель. Добровольные накопления, так же, как и обычные пенсии, могут инвестироваться по выбору работника либо в частную управляющую компанию, либо в государственную. Преимуществ у новой пенсионной системы немало. Например, для человека существенно упрощен вход в нее. Он может или делегировать перечисление взносов своему работодателю, или заниматься этим самостоятельно. Кроме того, предоставляются налоговые преференции - на выплаченную гражданином сумму применяется налоговый вычет. В качестве стимулирования участия населения в этом проекте применяется экономическое поощрение более позднего выхода на пенсию. По словам заместителя министра здравоохранения и социального развития Юрия Воронина, те, кто принимают решение отсрочить свою пенсию, получат потом в четыре раза больше софинансирования со стороны государства, чем вышедшие на пенсию вовремя. По оценкам Росстата и минэкономразвития, на сегодняшний день около 17,5 миллиона человек, то есть четверть работающего населения, могли бы безболезненно для собственного бюджета откладывать дополнительные деньги на будущее. Однако начальник управления ФСФР Михаил Аранжереев усомнился в том, что с существующим уровнем заработных плат граждане активно начнут участвовать в этой программе. Есть сомнение и в дееспособности негосударственных пенсионных фондов: из 246 таких фондов бессрочную лицензию имеет лишь 121 фонд, сообщил Михаил Аранжереев. У 67 негосударственных пенсионных фондов совокупный вклад учредителей меньше 30 миллионов рублей, что не соответствует требованиям законодательства. 95 процентов всего имущества сосредоточено лишь у 38 фондов. Впрочем, Константин Угрюмов, председатель Совета Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов, считает, что никакой трагедии в этом нет: "Да, действительно, есть 67 таких фондов, но у них, кроме того, что нет имущества для обеспечения уставной деятельности, практически нет и клиентов. И если они умрут, то никакого кошмара не произойдет". С точки зрения профсоюзов, более принципиальны другие вопросы. Председателя Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова беспокоит то, что в законе отсутствует определение обязательств страховщика и сострахователя перед застрахованными лицами по условиям, размерам и срокам выплаты. За рамками закона остались также вопросы наследования пенсионных накоплений и гарантии их сохранности. Профсоюзы считают, что привлечение средств граждан в систему добровольного пенсионного страхования должно сопровождаться как введением гарантий сохранности пенсионных накоплений, так и дальнейшим повышением надежности негосударственных пенсионных фондов. "Необходимо стремиться к тому, чтобы добровольные пенсионные программы действовали на каждом предприятии и были закреплены в коллективных договорах", - полагает Михаил Шмаков. Перейти к содержанию | Перейти к аннотации Национальная повестка Из послания вычтен НДС ^ ВЕДОМОСТИ 24.06.2008 Перейти к содержанию | Перейти к аннотации На совещании по экономическим вопросам: здравоохранение, образование, НИОКР, транспорт президент назвал инфляцию наиболее острой проблемой нашего времени. Минздравсоцразвития готовит программу развития пенсионной системы до 2050 г. Инфляция до 2011 г. должна снизиться вдвое, расходы бюджета — расти вровень с экономикой. Таковы задачи, поставленные в первом бюджетном послании президента Дмитрия Медведева Доходы населения не должны уменьшаться из-за роста цен, бизнесу нужны низкие процентные ставки, пишет президент и выражает надежду, что баланс расходов позволит перейти на 15-летний цикл прогнозирования. О долгосрочном финансовом плане министр финансов Алексей Кудрин впервые рассказал всего месяц назад. Приоритеты бюджета исходят из планов развития экономики до 2020 г., сообщил президент на совещании по экономическим вопросам: здравоохранение, образование, НИОКР, транспорт. Инфляция к 2011 г. должна снизиться до 6% — нужно вернуться к ориентирам, которые правительство ставило себе еще совсем недавно, заявил Медведев, назвавший инфляцию наиболее острой проблемой в настоящее время, одновременно макроэкономической и социальной. Темпы роста расходов будут снижаться и в среднем за трехлетку сравняются с темпами роста экономики, «чтобы не вызывать инфляционных последствий», комментировал вчера Кудрин. В 2008 г. прирост расходов — 25%, меньше, чем год назад, но втрое выше прогнозируемых темпов роста экономики (7,6%), указывает главный экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров. По одной из последних версий бюджета на 2009-2011 гг. (сегодня бюджет рассмотрит комиссия правительства) прирост номинальных расходов в 2009 г. — 17%, а с учетом 1 трлн руб. нераспределенных расходов — 30%. При средней официальной инфляции (см. график) реальный прирост расходов может составить 10-25%. Прогноз по инфляции будет повышен, не сомневается Тихомиров: в послании цель в 6% уже смещена на 2011 г., а при росте инфляции сложно будет выдержать низкие темпы прироста расходов, потребуется компенсация пенсий, пособий и зарплат. Для 2011 г. заявленный уровень инфляции не такая уж фантастическая цифра, считает экономист «Траста» Владимир Брагин: если рост цен на нефть замедлится, приток нефтедолларов стабилизируется, монетарное давление на цены ослабнет. Пик притока денежной массы пройден в прошлом году, считает Кирилл Тремасов из Банка Москвы, темпы роста потребительских цен в 2009 г. замедлятся. Но Тремасов считает, что в 2011 г. инфляция будет 9%. Послание обошлось без обещаний больших налоговых реформ. Предложения должно дать правительство, в бюджете-2009 они учтены уже не будут, считает Тихомиров. Про НДС в послании ничего не сказано, подчеркнул Кудрин. Источник, наблюдавший за подготовкой бюджетного послания, говорит, что в первоначальном варианте снижение НДС было в тексте, но после правки Минфина выпало. Еще одна задача, поставленная Медведевым, — новые долгосрочные параметры пенсионной системы. Минздравсоцразвития готовит программу развития пенсионной системы до 2050 г., сообщил представитель министерства. Долгосрочный прогноз будет иметь очень отдаленное отношение к действительности, обещает Тремасов: из-за колебания цен на нефть даже основные макропоказатели пересматривают несколько раз в год. ^ | Перейти к аннотации От редакции: Кошелек или жизнь ВЕДОМОСТИ 24.06.2008 Перейти к содержанию | Перейти к аннотации Система бесплатной медицинской помощи все больше замещается платной медициной: около 50% граждан вынуждены платить за медицинскую помощь. Гарантированная государством бесплатная медицинская помощь на глазах превращается в фикцию. Россияне все чаще платят за медицинские услуги сами, констатирует центр стратегических исследований «Росгосстраха»: средняя российская семья в год тратит на врачей и лекарства 12 400 руб. За год эта сумма выросла в полтора раза. Граждане почти поровну делят с государством расходы на медицинскую помощь. Более 50% пациентов не скрывают, что платят за лечение в стационарах, 30% — за амбулаторно-поликлиническую помощь, 65% — за стоматологические услуги. Казалось бы, есть повод для радости — здравоохранение успешно приспособилось к жизни в новых условиях: люди начинают привыкать к платности медицинских услуг, врачи научились за счет теневых доходов компенсировать нищенские зарплаты и даже страховщики не остались без прибылей. Только вот как себя чувствует пациент? Судя по всему, неважно. В 2001-2006 гг. Россия ежегодно теряла по 0,5% населения (720 000 человек), в то время как в странах со схожим уровнем среднедушевого ВВП мужчины живут дольше на 3-11 лет, женщины — на 1-5 лет, признает Минздравсоцразвития. Платная медицина (в ее нынешнем российском исполнении) способствует росту смертности. Объем платных услуг растет хаотично, задуманные как дополнительные, они все больше замещают бесплатную помощь, оказание которой вроде бы гарантировано государством. Медики кивают на нехватку денег — она преследует систему здравоохранения последние 20 лет. Но финансирование значительно выросло. В 2008 г. бюджет выделил на здравоохранение почти 2 трлн руб. Это 4,8% ВВП — сравните с 2,9% ВВП в 2004 г. Так что дело не только в деньгах, но и в принципе. Принцип сметного финансирования привел к тому, что медицинские учреждения рассматривают бюджетные деньги только как плату за факт своего существования. Больному есть куда прийти — и за это скажите спасибо. Но реальная медицинская деятельность и экономические интересы переместились в сферу платных услуг. К сожалению, платежи — и формальные, и неформальные — совершенно не гарантируют пациенту высокого качества лечения. К тому же больной неизбежно переплачивает — за не всегда необходимые консультации, исследования, дни пребывания в стационаре и проч. Например, частота ультразвуковых исследований у нас почти в три раза выше, чем в Европе. А при действующей системе помочь пациенту в оценке обоснованности затрат некому, некому помочь и в оценке качества оказанных услуг. За рубежом эту проблему решают информированные посредники между врачом и пациентом — страховщики. Но у нас институты медицинского страхования развиты плохо. Переход на обязательное медицинское страхование (ОМС) не был доведен до конца: бюджетную систему лишь частично заменили на страховую. Сейчас в системе ОМС концентрируется примерно 40% медицинских денег, остальные тратятся по старому сметному принципу. Результатом этого сочетания, помимо ухудшения качества услуг, стало снижение ответственности — как государства, так и страховщиков. Диагноз печален: в медицине сегодня сосредоточены огромные деньги, которые не «видит» ни статистика, ни государственные контролеры. Иными словами, в отрасли фактически происходит скрытая приватизация. Для пациента это означает неутешительный прогноз. Те, кто сможет платить, будут вынуждены тратить на лечение все больше и больше, причем без гарантий качества. А те, кто платить не сможет, будут получать бесплатно медицинскую помощь все более низкого качества или вообще отказываться от лечения. Демографическая проблема для России — проблема номер один, признают и власти, и бизнес-сообщество. В этих условиях каждая человеческая жизнь должна цениться буквально на вес золота. Будем считать, что правительство уже придумало, как увеличить рождаемость. Осталось придумать, как продлить жизнь имеющимся в наличии гражданам. ^ | Перейти к аннотации Приказ Минздравсоцразвития России от 2 июня 2008 г. N 250н г. Москва "О нормативах затрат на проведение в 2008 году диспансеризации одного ребенка" Российская газета 25.06.2008 Перейти к содержанию | Перейти к аннотации Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 2 июня 2008 г. N 250н г. Москва "О нормативах затрат на проведение в 2008 году диспансеризации одного ребенка" Опубликовано 25 июня 2008 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 9 июня 2008 г. Регистрационный N 11826 В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 945 "О порядке предоставления в 2008-2010 годах субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 1, ст. 11) приказываю: Утвердить по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования нормативы затрат на проведение в 2008 году диспансеризации одного ребенка в возрасте 0-4 лет включительно в размере 1237,5 рублей, в возрасте от 5 до 17 лет включительно - в размере 1532,0 рубля. ^ Перейти к содержанию | Перейти к аннотации Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 3 июня 2008 г. N 120 г. Москва "Об утверждении формы и порядка представления отчетов об использовании субсидий на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Российская газета 25.06.2008 Перейти к содержанию | Перейти к аннотации Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 3 июня 2008 г. N 120 г. Москва "Об утверждении формы и порядка представления отчетов об использовании субсидий на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Опубликовано 25 июня 2008 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 июня 2008 г. Регистрационный N 11842 В соответствии со статьями 9 и 12 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 184-ФЗ "О бюджете ^ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (в ред. Федерального закона от 28 февраля 2007 г. N 16-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3798; 2008, N 9, ст. 815) и Правил предоставления в 2008 - 2010 годах субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 945 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 1, ст. 11), а также для осуществления сбора, обработки и анализа информации по использованию вышеуказанных субсидий приказываю: 1. Утвердить: 1.1. Форму "Отчет территориального фонда обязательного медицинского страхования (учреждения здравоохранения) об использовании субсидий Федерального фонда ОМС, направленных на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Приложение 1); 1.2. Порядок представления территориальным фондом обязательного медицинского страхования (учреждением здравоохранения) отчета об использовании субсидий Федерального фонда ОМС, направленных на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Приложение 2). 2. Исполнительным директорам территориальных фондов обязательного медицинского страхования обеспечить: 2.1. Представление формы "Отчет территориального фонда обязательного медицинского страхования (учреждения здравоохранения) об использовании субсидий Федерального фонда ОМС, направленных на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" согласно приложению 1 в установленные сроки; 2.2. Доведение настоящего приказа до учреждений здравоохранения, сбор и обобщение в установленные сроки отчетности об использовании средств на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 3. Управлению бухгалтерского учета и отчетности обеспечить сбор и обобщение поступающей информации. 4. Управлению информационно-аналитических технологий осуществлять сбор и обработку информации. 5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой. И.о. директора Д. Рейхарт ^ | Перейти к аннотации В Государственную Думу внесен проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле". Российская газета 25.06.2008 Перейти к содержанию | Перейти к аннотации В Государственную Думу внесен проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле". Официальным представителем Правительства при рассмотрении палатами Федерального Собрания данного проекта закона назначен статс-секретарь - заместитель Министра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин. ^ | Перейти к аннотации ОНЛС Страховка вместо ДЛО ВЕДОМОСТИ 20.06.2008 Перейти к содержанию | Перейти к аннотации Премьер Владимир Путин пообещал закупать для государственных нужд препараты, произведенные в соответствии с международными стандартами качества GMP, а также объявил о планах изменения программы ДЛО. Вчера на совещании, посвященном перспективам развития российского фармбизнеса, ^ пообещал закупать для государственных нужд преимущественно препараты, произведенные в соответствии с международными стандартами качества GMP. Сейчас условия, в которых делают лекарства, при проведении тендеров не учитываются — главное, чтобы производство имело лицензию Росздравнадзора. В итоге компании, не имеющие сертификата GMP, получают преимущество на аукционах, потому что цены на их препараты нередко ниже, посетовал Путин. По данным «Фармэксперта», на госпрограммы в 2007 г. приходилось 32% российского фармрынка (17% — на программу дополнительного лекарственного обеспечения, 15% — на закупки медикаментов для стационаров) — в сумме около $3,8 млрд. «Пока стандарту GMP соответствует около десятка российских компаний, при том что всего в стране более 500 производителей лекарств, — говорит руководитель Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев. — Следует учесть, что выдавать признаваемые в европейских странах сертификаты могут только иностранные инспектора — в России собственных требований GMP нет. Кроме того, международные требования к качеству пока не являются в России обязательными». Однако сертификаты соответствия уже есть у нескольких производственных участков «Нижфарма», «Фармстандарта» и «Верофарма». На приведение линий к международным стандартам «Нижфарм» потратил $30 млн, «Верофарм» — $10 млн. Гендиректор «Нижфарма» Дмитрий Ефимов говорит, что пока большая часть лекарств, поставляемых по госпрограммам, произведена по международным стандартам, так как 92% программы ДЛО приходится на иностранных производителей. «Однако риск того, что в программу будет попадать все больше некачественных лекарств, очень велик», — добавил он. ^ объявил также о планах изменения программы ДЛО: он рекомендовал «подумать над адресным софинансированием расходов граждан на приобретение лекарств в аптеках». Новый вариант программы будет выглядеть так: льготник по рецепту врача будет бесплатно получать лекарство в аптеке, которой деньги за препарат вернет страховая компания, конкретизировала в своем докладе Татьяна Голикова. «Сейчас в ДЛО страховщики не участвуют, — отмечает гендиректор DSM Group Александр Кузин. — Пока лекарства, предназначенные для продажи в розницу и для отпуска по соцпрограмме, приходят в аптеку двумя параллельными потоками». «Работа в такой системе была бы нам интересна, если схема будет прозрачной и понятной для всех игроков», — комментирует директор департамента медицинского страхования «Ингосстраха» Михаил Копитайко. Без регистрации Обязательную регистрацию фармацевтических субстанций могут отменить. Сейчас производители проходят процедуру допуска на рынок дважды: сначала регистрируют сырье, потом – готовые лекарства. «Это дублирующие проверки. Между тем на регистрацию и сырья, и препарата может уйти больше года», – поясняет гендиректор «Нижфарма» Дмитрий Ефимов. Перейти к содержанию | Перейти к аннотации Таблетка за полцены ^ Российская газета 25.06.2008 Перейти к содержанию | Перейти к аннотации Государство обещает поддержать фармбизнес, оплачивая часть стоимости лекарств пациентам. Уже в 2010 году, вполне возможно, небогатым россиянам станет проще получить качественное лечение лекарствами, которые сегодня им недоступны из-за дороговизны. Введение в систему обязательного медицинского страхования лекарственной составляющей призвано не только защитить пациентов, но и поддержать производителей лекарств. На выездном совещании в Курске, где обсуждались перспективы отечественной фармпромышленности, премьер Владимир Путин подтвердил, что поставлена задача сделать лекарственное обеспечение населения более качественным и доступным. Выбран и инструмент: в систему обязательного медицинского страхования (ОМС) предполагается включить обеспечение пациентов лекарствами. Идея назревала давно. Если инвалиды и другие льготники были худо-бедно защищены программой дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) (за три года эти пациенты получили бесплатных лекарств на сумму 164 миллиарда рублей), то "обычные" пенсионеры, бюджетники, малообеспеченные не в состоянии получить качественное лечение современными препаратами. Это дорогие, в основном импортные препараты. Причем активная дискуссия об активном развитии отечественного фармпроизводства интересы пациента практически оставляла за скобками. Уже к осени минпромторг должен представить стратегию развития фармпроизводства в стране. При этом главная задача - как "организовать" лекарственный рынок таким образом, чтобы заболевший человек смог без проблем купить необходимый препарат, до сих пор четко не формулировалась. Ценовую доступность премьер предложил обеспечить через введение обязательного лекарственного страхования. Предполагается, что государство будет оплачивать часть стоимости лекарств, выписанных по рецепту врача. Таким образом, включение медикаментозной помощи в систему ОМС гарантирует, что любой застрахованный гражданин или получит право на получение полностью бесплатного лекарства (нынешние льготники), или будет покупать его за часть стоимости. Что касается насыщенности рынка, то, по мнению министра здравоохранения и соцразвития Татьяны Голиковой, нужно "выстраивать баланс между реальными возможностями производства и существующими потребностями населения". Система здравоохранения может быть главным "заказчиком", ориентируя фармбизнес на выпуск той продукции, которая необходима пациентам. При этом наличие собственного производства, по мнению министра, "снижает риск недополучения гражданами лекарственных средств". В последние годы крупные зарубежные компании стали размещать свои производства в нашей стране, и эти заводы строятся, естественно, с соблюдением самых жестких международных требований. По мнению гендиректора Ассоциации российских фарм производителей Виктора Дмитриева, к группе предприятий, полностью работающих по стандартам GMP, относятся новые, изначально построенные в соответствии с международными требованиями. Опять вопрос: можно ли считать их "отечественными"? Ведь большинство из них принадлежат иностранному капиталу. Судя по тому, что звучало на совещании, выбран будет территориальный принцип. То есть власть намерена предпринять шаги, облегчающие условия как для уже существующих производств на территории России вне зависимости от привлеченного капитала, так и для инвестирования в открытие новых заводов. По словам Голиковой, готовятся поправки в Закон "О лекарственных средствах", направленные на повышение конкурентоспособности производства лекарств в стране. Речь, в частности, идет об отмене обязательного согласования с органами местного самоуправления размещения фарм производства на определенной территории. В помощь уже работающим предприятиям министр пообещала отменить государственную регистрацию фармацевтических субстанций. Предложения ^ поддержал и глава минпром торга Виктор Христенко, заявив, что при подготовке стратегии "первоочередной задачей является принцип выравнивания условий доступа на внутренний рынок для всех производителей и упрощение процедур вывода импортозамещающей продукции". Очевидно, не менее важен вопрос, какое именно производство нужно стимулировать. "Затачиваться" ли на весьма амбициозной, но очень дорогостоящей задаче производства собственных инновационных (оригинальных) препаратов или предпочесть дженериковый путь развития? Единого мнения у специалистов по этому вопросу нет. У нас есть перспективные лабораторные разработки, но "доведение" "пробирочного" препарата до лекарства, прошедшего все необходимые проверки качества и эффективности, клинические испытания, требует огромных затрат и времени, и средств. Может ли государство позволить себе вкладывать миллиарды в подобные проекты? Или целесообразнее обеспечить благоприятные условия - законодательные, налоговые - для создания на российской территории производственных площадок для выпуска бренд-дженериков (наиболее качественных, но относительно недорогих аналогов продукции ведущих мировых фармкомпаний)? Подходы к проблеме только нащупываются. Во всяком случае ^ считает, что в течение пяти ближайших лет нужно добиться замещения на рынке импортных препаратов отечественными именно за счет производства бренд-дженериков и дженериков. Предполагается, что по мере укрупнения российские компании накопят денег и смогут сами вкладывать средства и в новые разработки. Но это все-таки взгляд на несколько лет вперед. А в ближайшее время реально простимулировать производителей лекарств можно будет именно через систему лекарственного страхования, ведь доплачивая пациенту за достаточно дорогой препарат, государство одновременно обеспечит рынок сбыта и предприятию-производителю. При этом вопросов, с которыми придется определяться прин ципиально, очень много. Например, каким будет перечень препаратов, на которые распространится страховка. Войдут ли в него только жизненно необходимые ЛС или перечень будет более широким? Будет ли при софинансировании играть роль, где произведен препарат, или в перечень включат только отечественные лекарства? И как тут не вспомнить печальный опыт программы ДЛО, когда в первый год мин здравсоцразвития не поскупился и утвердил перечень, включив туда топ-препараты, а год спустя, когда начался денежный "голод", список пришлось серьезно сокращать... Разумеется, заранее надо определяться и с уровнем софинансирования для тех участников, кто должен будет лекарства покупать. Будет ли применена для них система скидок? Или, как считают некоторые эксперты, рациональнее применить метод "отсечения" - все препараты-аналоги выстраиваются в стоимостную "линейку", государство гарантирует только определенный уровень возмещения. А чем препарат дороже, тем больше за него придется доплатить. Помимо лекарственного страхования в ведомстве ^ предлагают рассмотреть и другие меры по развитию производства лекарств в России. Например, предоставление долгосрочных кредитов для расширения производства и ввода новых мощностей; субсидирование процентных ставок по кредитам для экспортных операций; приобретение лицензий на производство и введение в оборот на внутреннем рынке современных инновационных препаратов; проникновение на зарубежные рынки за счет приобретения иностранных активов в целях повышения экспортного потенциала российской фармпромышленности. ^ | Перейти к аннотации Защита прав потребителей Атака микробов ВЕДОМОСТИ 20.06.2008 Перейти к содержанию | Перейти к аннотации Геннадий Онищенко подписал постановление «О производстве и обороте мяса птицы», ограничивающее количество хлора, которым обрабатывают тушки |