|
Скачать 247.47 Kb.
|
Анализ работы учреждений здравоохранения области по выполнению Территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью за I квартал 2004 года. Гогения М.З. – заместитель начальника Департамента Смоленской области по здравоохранению Уважаемые коллеги! Прежде, чем перейти к основному вопросу моего выступления, хотелось бы напомнить присутствующим, что все мероприятия, проводимые Департаментом в течение последних лет, регламентированы Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в РФ, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации в ноябре 1997 года, а также областной Концепцией, где определена цель государственной политики в области здравоохранения – улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагает область и граждане. Так вот данная Концепция явилась основанием для разработки отраслевой программы «Повышение структурной эффективности в системе здравоохранения РФ на 2004-2010 гг.». Ее проект горячо обсуждался на всех уровнях, начиная от регионов, которые вносили свои предложения и дополнения, и кончая парламентскими слушаниями, рекомендовавшими ее как руководство к действию. Данный проект фактически определяет основные направления в развитии отрасли здравоохранения на ближайшее десятилетие. (слайд 1) Целью программы является повышение структурной эффективности системы здравоохранения и улучшение на этой основе доступности и качества медицинской помощи населению. (слайд 2) Достижение цели программы предполагает решение ряда задач: - формирование и внедрение единой стратегии реструктуризации системы оказания медицинской помощи на всей территории Российской Федерации; - нормативно - правовое и организационно - методическое обеспечение реструктуризации отдельных служб здравоохранения (амбулаторно-поликлинической, стационарной и службы скорой помощи); - внедрение эффективной системы управления здравоохранением; - совершенствование механизмов финансового обеспечения процесса оказания медицинской помощи; - совершенствование планирования, профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров здравоохранения; - обеспечение информационного сопровождения реструктуризации системы здравоохранения. (слайд 3) Основными стратегическими направлениями реализации программы являются: - совершенствование организации медицинской помощи и системы лекарственного обеспечения на основе проведения структурной перестройки системы здравоохранения; - определение государственных гарантий по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи в тесной увязке с имеющимися финансовыми ресурсами; - совершенствование системы управления и финансирования; - повышение качества медицинской помощи и усиление мер по защите прав пациента. Необходимость реструктуризации во многом диктуется объективными процессами – расширением потребностей населения в медицинской помощи, растущим использованием новых эффективных лечебно-диагностических технологий и лекарственных средств, повышением удельного веса пожилых категорий населения, растущей стоимостью медицинской помощи при ограниченности финансовых и материальных ресурсов, которыми располагает система здравоохранения. (слайд 4) Медико-организационные аспекты реструктуризации охватывают следующие сдвиги в оказании медицинской помощи: - из сектора стационарной помощи в сектор амбулаторно-поликлинической помощи; - от специализированной амбулаторной помощи в сектор первичной медико-санитарной помощи (расширение функций первичного звена); - из круглосуточного стационара в дневной стационар, центр амбулаторной хирургии, стационар на дому (расширение использования стационарзамещающих технологий); - из учреждений, оказывающих третичную (высокотехнологическую и дорогостоящую) медицинскую помощь, в учреждения, оказывающие вторичную (специализированную) медицинскую помощь; - от мелких диагностических подразделений к централизованным службам, способным эффективно использовать дорогостоящую диагностическую технику; - от мелких отделений районных больниц к межрайонным центрам специализированной лечебно-диагностической помощи; - от мелких разрозненных отделений скорой помощи к централизованной системе ее оказания. Проведение реструктуризации невозможно без учета финансово-управленческого аспекта. Прежде всего, это меры по расширению финансовой базы здравоохранения и более рационального использования имеющихся средств: - активизация механизмов координации субъектов здравоохранения и ОМС; - формирование одноканальной системы финансирования здравоохранения на основе консолидации средств ОМС и бюджетов всех уровней; - создание новой системы экономической мотивации для медицинских учреждений и работников. Почему я так подробно остановилась на этой программе? Да потому, что она устанавливает методологию и стратегические направления реорганизации системы медицинской помощи, методов управления и финансирования здравоохранения, носит системный характер и ориентирована на длительную перспективу – 8- 10 лет – и предполагает прохождение определенных этапов. Мы с вами в самом начале этого пути. Важно довести смысл программы, ее цели и задачи до руководителей всех уровней. Итак, перейдем непосредственно к итогам деятельности учреждений здравоохранения за отчетный период. Несмотря на то, что анализ реализации ТПГГ за первый квартал на первый взгляд кажется не совсем информативным и впервые выносится на коллегию, я уверена, что любой промежуточный анализ также имеет большое значение и сделанные выводы и принятие вовремя меры повлияют в конечном счете на результат работы в целом. Постановлением Главы Администрации Смоленской области № 9 от 16.01.2004 была утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2004 год, которая отражает одно из стратегических направлений вышеуказанной концепции 1997 года – определение государственных гарантий по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи в тесной увязке с имеющимися финансовыми ресурсами, а также повышение качества медицинской помощи и усиление мер по защите прав пациента. Каковы же результаты начатой реструктуризации сети медицинских учреждений и основные показатели их деятельности на территории Смоленской области? Итак, начну с амбулаторно-поликлинической помощи. Число посещений в первом квартале 2004 года, включая стоматологов, составило 2 млн. 100 тыс. 267, что на 15, 5 % меньше, чем в I квартале 2003 года (- 325229 посещений). Из них 1 млн. 248 тыс. 651 (59,5 %) - это посещения по заболеваниям, входящие в базовую программу ОМС. 383 288 посещений по всем видам бюджета (18,2 %) и 110 778 посещений по платным услугам (5,3 %). (слайд № 5) В соответствии и Территориальной программой государственных гарантий на 2004 год норматив посещения за I квартал составляет 2244,3 посещения на тысячу человек (или 25 % от годового плана), фактический же показатель составил 20,3 % или 1819,5 на тысячу жителей (из них по ОМС – 1425, 4 на тысячу населения при нормативе 2103,0 по бюджету – 394,1 на тысячу жителей при нормативе 141,3. Таким образом, продолжает сохраняться неоправданная тенденция увеличения количества посещений за счет бюджета при сокращении количества посещений за счет ОМС. Доступность амбулаторно-поликлинической помощи за I квартал составила 1,94 посещения на одного жителя, в т.ч. для сельского жителя составила 1,1. (слайд № 6) Наиболее заметное снижение количества посещений произошло по следующим специальностям: - участковые терапевты цеховых участков – на 98,95 %; - гематологи – на 50,8 %; - колопроктологи – на 52,7 %; - врачи мануальной терапии – на 78,9 %; - эндоскописты – на 89,7 %: - сердечно-сосудистые хирурги – на 29,5 %; - дерматовенерология – на 27,8 %; - педиатрия – на 21,1 %; - терапия - на 19,4 %. Лишь у незначительного числа специалистов произошел рост числа посещений: - детских онкологов – на 75 посещений или 70,0 %; - детских эндокринологов – на 985 посещений или 17 %; - детских участковых психиатров – на 22 посещения или 1,2 %; - психиатров подростковых – на 2164 посещения или 270,2 %; - психиатров подростковых участковых – на 219 посещений или 29,4 %; - наркологов – на 499 посещений или 1,7 %; - наркологов участковых – на 442 посещения или 50,9 %; - сексологов – около 40 % или 74,1 %; - генетиков, и что очень отрадно – у врачей общий практик (с 633 посещений в I квартале 2003 года до 3 153 в аналогичном периоде 2004 года или на 398,1 %). (слайд № 7) Структура посещений по видам финансирования представлена следующим образом: - 78,3 % посещений по ОМС; - 21,7 % посещений по бюджету; - платные посещения составили 6,1 %. Норматив же по ТПГГ предусматривает 93,7 % по ОМС и только 6,3 % - по бюджету. При сравнении количества посещений I квартала 2004 года с аналогичным периодом 2003 года наблюдается четкая тенденция к уменьшению посещений по всем районам области и г. Смоленску, что особенно вызывает тревогу. Этот факт говорит о низкой эффективности мероприятий по реорганизации работы по реструктуризации отрасли и в итоге – качества и доступности амбулаторно-поликлинической помощи населению. (слайд № 8) Резкое снижение посещений произошло по таким районам области, как: - Темкинский район – на 54,6 %; - Монастырщинский район – на 46,6%; - Велижский район – на 42,7 %; - Вяземский район – на 24,4 %; - Духовщинский – на 22,7 %. И только у незначительной части районов произошло увеличение количества посещений, включая стоматологов: - Смоленской районе – на 7 619 посещений или 10,3 %; - Хиславичском районе – на 354 посещения или 2,5 %; - Холм-Жирковском районе – на 1323 посещения или 5,7 %; - Глинковском районе – на 3433 посещения или 44,6 %, а также в целом по областным учреждениям – 3087 посещений или 1,7 %. (слайд № 9) При анализе стоматологических обращений обращает на себя внимание снижение посещений на 7, 2 % или на 22 505 посещений по сравнению с I кварталом 2003 года, наибольшее снижение которых произошло в таким районах, как: - Краснинский район – на 48,5%; - Темкинский район - на 49,2 %; - Руднянский район на 41,6 %; - Рославльский район – 17,1 %. (слайд № 10) Но при анализе УЕТ у стоматологов произошел рост показателей на 316433,7. Исключения составили такие районы, как: - Глинковский – на 68 УЕТ меньше (3 %); - Ельнинский – на 790 УЕТ меньше (15 %); - Темкинский – на 1966 УЕТ меньше (63 %); - Холм-Жирковский район – на 1661 УЕТ меньше (33,1 %). Данный факт может говорить об оказании более квалифицированной стоматологической помощи нашему населению с применением новейших технологий. По целям обращения структура посещений выглядит таким образом: - по заболеваниям – 59,5 %; - профилактический – 40,5 %. В областных учреждениях здравоохранения за I квартал в целом произошло незначительное увеличение количества посещений, включая стоматологов, на 1,72 % или 3087 посещений. (слайд № 11) При сравнении утвержденных нормативов амбулаторно-поликлинической помощи по программе с фактическими следует отметить, что лишь один из районов области – Глинковский – выполнил норматив на 28,4 % (норма – 25 %), что составило 1744,4 посещения на тысячу населения. И наиболее близки к выполнению оказались лишь несколько: - г. Смоленск – 23,4 %; - Ярцевский район – 22,8 %; - Холм-Жирковский район – 23,5 %. Наихудшие показатели выполнения ТПГГ по амбулаторно-поликлинической помощи в следующих районах: - Темкинский район – 9,2 %; - Велижский район – 9,9 % - Вяземский район – 14,0 %. При сохранении такой тенденции маловероятно, что мы выйдем на утвержденные плановые объемы посещений в I полугодии, а затем к концу года. Данная ситуация вызывает тревогу, так как может привести к сокращению финансирования ЛПУ. Если причиной невыполнения ТПГГ, которые имели место в 2003 году, были обусловлены в какой-то степени объективными причинами – вхождение в систему ОМС, проблемы с заполнением статистических талонов, трудности с переводом учета посещений у стоматологов по УЕТ в обычные посещения по ОМС, то чем объяснить причины невыполнения норматива посещений в настоящее время. Хотелось бы услышать это от руководителей ряда учреждений. Какой необходимо сделать вывод? Проводимая в соответствии с указанными целями реструктуризация сети ЛПУ на территории области продвигается крайне медленно. Имеются значительные трудности как в переходе амбулаторно-поликлинической помощи на принципы общих врачебных практик (ОВП), так и в реструктуризации стационарного звена, расширения использования стационарзамещающих технологий. Какие конкретно шаги предпринимает Департамент Смоленской области по здравоохранению совместно с ТО ФОМС для улучшения ситуации в этом направлении я скажу несколько позже. Учитывая стратегическую важность оказания первичной медицинской помощи, в сложившейся ситуации необходимо резко повысить ее приоритетность, так как при низком уровне развития этой помощи система здравоохранения обречена на снижение доступности и качества медицинской помощи, даже при существенном притоке дополнительных средств. Один из основных акцентов в стратегии реформирования амбулаторно-поликлинической помощи необходимо сделать на амбулаторную и стационарзамещающую медицинскую помощь, оказываемую персоналом общих врачебных (семейных) практик, целью развития которых является увеличение продолжительности и качества жизни, улучшение показателей здоровья жителей за счет приближения к ним квалифицированной, специализированной медицинской помощи. Особенно на селе они станут основным стратегическим направлением совершенствования организации медицинской помощи и должны быть реорганизованы из уже сложившихся структур первичного звена (из ВА, амбулаторий участковых больниц, участковых отделений поликлиник ЦРБ). На территории Смоленской области с 2003 года действуют целевая программа и областной закон, направленные на поддержку развития первичной медико-санитарной помощи, общих врачебных практик. Надо отметить, что если в 2003 году наш регион в ЦФО по развитию ОВП звучал в отстающих, то на сегодня ситуация изменилась к лучшему. Об этом, а также о работе общих коек сельского здравоохранения расскажет Л.И. Кондратенко. Перспективы развития общих врачебных практик в Смоленской области мы видим в дальнейшем продолжении работы по организации индивидуальных общих практик, а затем и образования групповых, дооснащении уже имеющихся общих ОВП всем необходимым оборудованием для ведения многопрофильного приема, стопроцентном обеспечении ВОП автоматизированными рабочими местами, в полном вхождении сельских амбулаторий – общих врачебных практик в систему обязательного медицинского страхования, активном курировании врачами общей практики фельдшерско-акушерских пунктов, основанном на преемственном оказании многопрофильной помощи. С осени 2004г. планируется начать обучение сестринского персонала на базе ОГУЗ "Смоленский базовый медицинский колледж" для работы в системе ВОП. Согласно плану реструктуризации сети к концу 2004 года необходимо открытие 30 ВОП, что мы уже практически выполнили. Анализ объемных показателей стационарной помощи. На 01.04.2004 коечный фонд по подчинению составляет 12 238 коек. Из них круглосуточных – 11 334, коек дневного пребывания в стационаре – 904. В соответствии с планом реструктуризации сети ЛПУ к концу 2004 года у нас должно быть 10 352 круглосуточных койки, коек дневного пребывания в стационаре – 832. (слайд № 12) В течение первого квартала произошло сокращение коечного фонда на 67 коек, причем число круглосуточных коек сократилось на 139, а число коек дневного пребывания увеличилось на 72. Сокращение круглосуточного коечного фонда произошло практически во всех районах области, но наибольшее количество в: - Вяземском - 15; - Гагаринский – 46; - Новодугинский - 5 - Рославльском – 10; - Руднянском – 10; - Смоленском – 9. Однако в Ярцевском районе круглосуточных коек увеличилось на 15 за счет сокращения коек дневного пребывания, в г. Смоленске прирост круглосуточного фонда произошел за счет 1 ГКБ – на 27 коек. Однако в настоящее время ситуация уже иная. Так, например, во II квартале в г. Смоленске произошло сокращение 32 круглосуточных коек в той же 1 ГКБ и увеличилось количество коек на 50 за счет введения в Клиническом родильном доме коек новорожденных. Подобные изменения произошли во многих районах области. Но это будет темой другой коллегии, посвященной анализу работы за полугодие. ^ (слайд № 13) В связи с уменьшением численности населения области обеспеченность койками на 10 000 населения снизилась незначительно и составила 112,9 за отчетный период, в сравнении с 2003 годом – 113,5. Прогноз обеспеченности койками на конец 2004 года – 103, 2 на 10 000 населения. Самый низкий показатель обеспеченности койками, как и в предыдущем периоде, сохраняется в Смоленской районе (50,5) и в г. Смоленске (62,5), т.к. в силу обстоятельств городские пациенты лечатся в наших областных учреждениях, а пациенты Смоленского района – в учреждениях города, и показатель обеспеченности койками не совсем достоверен. (слайд № 14) В других же районах области самый низкий показатель обеспеченности койками в Гагаринском районе (75,5) и Ярцевском районе (77,4). Выше уровня среднеобластного показателя обеспеченности койками в Холм-Жирковском районе (129,9), Демидовском районе (127,1). На уровне среднеобластных показателей – Духовщинский район (111,7), Новодугинский район (114,5), Темкинский район (111,1). ^ (слайд № 15) По круглосуточным койкам, без сестринских и хосписных, в I квартале превысили рекомендуемые по ТПГГ на 2004 год: а) длительность госпитализации на 1,1 % (план – 14,7 %; факт – 14,86 %). Ниже нормативной отмечается в г. Смоленске (14,1 %) и практически во всех ЦРБ, за исключением Вяземской (15,11) и Дорогобужской (15,95). б) уровень госпитализации на 1000 человек превысил на 7,8 % (план – 48,25 на 1000 населения; факт – 52,0). Превышение нормативных показателей отмечается в 12 ЦРБ, но наиболее значительное превышение оказалось в следующих районах: - Велижском – 62,3; - Глинковском – 66,9; - Сычевском – 68,7; Ниже уровня областных показателей: - Смоленский район – 28,2; - г. Смоленск – 32,2, а также Дорогобужский – 38,%, Гагаринский – 36,5. в) количество дней госпитализации на 1000 населения также превысило нормативы на 7,8 % и составляет 773,7 дня при плане 708,5 дня. Существующие диспропорции в сторону увеличения стационарных объемов (койко-дней) по отношению к рекомендуемым по ТПГ наблюдаются в районах: - Холм-Жирковском – в 2,1 раза; - Велижском, Кардымовском, Новодугинском, Смоленском, Шумячском – в 1,4 раза; - Демидовском и Ельнинском – в 1,3 раза. В этих же районах отмечается превышение средней длительности лечения больных по отношению к плановым: - Велижском – на 17,1 %; - Кардымовском – 22,2 %; - Новодугинском – на 19,2 %; - Смоленском- на 14,7 %; - Шумячском- на 14,3 %; - Холм-Жирковском – 29,4 %. Работа койки в целом по области в I квартале составила 75,7 дня, что на 1,2 % ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года и на 8,2 % ниже норматива (82,5 дня). При анализе средней занятости койки за I квартал мы получили такие показатели. Средняя занятость койки в городским больницах – 60,7 дня, в участковых больницах – 78,6 дня, в районных больница – 69,9 дня, в ЦРБ – 75,8 дня, в областных учреждениях – 76,4 дня. (слайд № 16) Наиболее низкая занятость круглосуточной койки: - в Монастыршинком – 66,7; - в Новодугинском – 65,1; - в Темкинском – 55,7; - в г. Смоленске – 69,8. Тем не менее, многие районы (одиннадцать районов) перевыполнили нормативный показатель (Велижский, Глинковский, Демидовский, Ельнинский, Ершичский, Руднянский, Смоленский, Сычевский, Угранский, Хиславичский, Шумячский). (слайд 17) Если проанализировать работу койки по профилям в сравнении с 2003 годом, то в отчетном периоде неудовлетворительно сработали следующие койки: - инфекционные детские – 42,8 дня; - инфекционные взрослые – 50,4 дня; - восстановительного лечения (терапия) – 32,2 дня; - хирургические детские – 26,8 дня; - травматологические детские – 46,0 дня; - ожоговые детские – 11,7 дня; - ортопедические детские – 33,2 дня; - стоматологические взрослые – 49,8 дня; - отоларингологические детские – 37,8 дня; - диагностические (прочие) – 24,7 дня; - для беременных и рожениц – 50,9 дня; - отделение острых отравлений – 46,0 дня. С большой перегрузкой работали койки следующих профилей: - гастроэнтерологические детские – 106,6 дня; - восстановительного лечения детские – 145,6 дня; - торакальной хирургии – 113,0 дня; - урологические детские – 149,4 дня; - сестринского ухода – 107,2 дня. Такая тенденция наблюдается на протяжении трех лет, что требует срочного решения о проведении реструктуризации коечного фонда по профилям и интенсивности лечебно-диагностического процесса в соответствии с ТПГГ и рекомендациями МЗ РФ. Показатель оборота койки в сравнении с I кварталом 2003 года уменьшился с 5,35 до 5,15 при норме 5,78. (слайд № 18) Наибольшее снижение оборота койки: - в областных ЛПУ – 3,63; - в Дорогобужском районе – 4,63; - в Новодугинском районе – 5,11. Показатель больничной летальности несколько снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,32 (I квартал 2003 – 1,45). (слайд № 19) Наиболее высокая летальность отмечается по следующим койкам: - ожоговые взрослые – 13,43; - туберкулезные взрослые – 12,7; - сестринского ухода – 14,83; - хосписные – 15,45; - отделение острых отравлений – 5,63; - нейрохирургические – 3,49. (слайд № 20) Превышение областных показателей больничной летальности наблюдается в следующих районах: - Кардымовском – 1,64; - Новодугинском – 1,34; - Темкинском – 1,93; - Сафоновском – 2,19; - Хиславичском – 1,35; - Ярцевском – 1,65. Ни одного случая больничной летальности не зарегистрировано в Шумячском районе. С учетом дифференцирования по интенсивности лечебно-диагностического процесса коечный фонд длится на койки: - интенсивного лечения (отделения реанимации и интенсивного лечения) – 131 койка, что составляет 1,2 % от общего числа круглосуточных коек (прогноз на 2004 г. – 3 %); - восстановительного лечения – 280 коек – 2,5 % (прогноз на 2004 г. – 6,4 %); - для активного лечения больных с острыми заболеваниями и обострениями хронических заболеваний – 10 552 койки – 93,4 % (прогноз на 2004 г. – 79,1); - медико-социальной помощи – 361 койка – 3,2 % (прогноз на 2004 г. – 7 %); - койки дневного пребывания в стационаре – 904 койки – 7,4 % (прогноз на 2004 г. – 7,6 %). Имеющаяся в настоящее время тенденция постарения населения объективно повышает значение кооперации органов здравоохранения и социальной защиты. Реструктуризация здравоохранения во многом тормозится тем, что значительная часть стационарной помощи является госпитализацией пожилых людей, лиц с ограниченной трудоспособностью по социальным, а не медицинским показаниям. Организация социальной помощи этим категориям пациентов может существенно снизить потребность в стационарной помощи. На 01.04.2004 года в области развернуто 321 койка сестринского ухода. Койки СУ развернуты в 6 БСУ (150 коек), 13 УБ (164 койки), 1 ЦРБ (8 коек). В целом по Смоленской области работа койки СУ составила 434,37 дня, что на 23 % выше норматива. Кроме того, средняя длительность пребывания на койке в 2,7 раза превышает нормативный показатель. Это говорит о том, что койки СУ используются как учреждения социальной защиты. В течение 2003 года постоянно на 322 койках СУ находилось на лечении более 400 больных, т.е. использовались общие койки, работа которых значительно ниже нормативных показателей. Эта проблема наиболее остро стоит в Демидовском, Дорогобужском, Новодугинском, Починковском, Руднянском, Сычевском районах. Следует предусмотреть возможность реорганизации БСУ вышеперечисленных районов в учреждения социальной защиты и передача органам социальной защиты. По плану реорганизации к концу 2005 года их должно быть 228. В 2003 году эта проблема была успешно решена в Смоленском районе. Инициатива главного врача была поддержана главой администрации района и районной Думой, и на базе 2 БСУ и 1 УБ был создан Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, на освободившихся площадях больниц были организованы социально-реабилитационные отделения. Специализированная медицинская помощь, оказываемая ныне на уровне участковых больниц и ЦРБ, должна быть поднята на уровень межрайонных центров. Это позволит повысить ее медико-экономическую эффективность за счет сосредоточения в одном месте современного диагностического и лечебного оборудования, квалифицированных кадровых ресурсов. В настоящее время специалистами Департамента Смоленской области по здравоохранению проводится большая работа по организации работы межрайонных центров оказания стационарной помощи и межрайонных амбулаторно-поликлинических консультативно-диагностических подразделений. Межрайонные центры планируется организовать на базе крупных ЦРБ Вяземского, Гагаринского, Починковского, Рославльского, Сафоновского, Ярцевского районов и некоторых других. Удельный вес сельских жителей, госпитализированных в участковые больницы, среди всех госпитализированных сельских жителей в отчетном периоде составил всего 12 % (по РФ – 21 %). Это еще раз доказывает, что многочисленная сеть участковых больниц исчерпала себя на этапе оказания активной стационарной помощи и требует перепрофилизации их в больницы медико-социальной помощи, которых в области меньше рекомендуемых нормативов (работа медико-социальных коек – 117,1 дня), либо в больницы для долечивания хронических больных, которым в процессе лечения не требуется применение интенсивных технологий. О работе в этом направлении подробнее расскажет главный специалист Департамента – главный терапевт. Анализ стационарной помощи на круглосуточных койках по видам оплаты показывает, что лечение 85,6 % выбывших больных оплачено из средств ФОМС, 13, 2 % стационарных больных – из средств бюджета, 0,3 % больных – за счет собственных средств или за счет ДМС. Наиболее важным направлением реорганизации системы оказания стационарной помощи является оптимизация ее объемов за счет сокращения числа случаев необоснованной госпитализации. Интенсификации процесса оказания стационарной помощи на основе повышения ресурсного обеспечения, улучшения качества диагностики и лечения. Для реорганизации стационарной помощи особенно важна готовность амбулаторного сектора (первичного звена) принять на себя дополнительные объемы медицинской помощи, ранее предоставляемой в стационарах, т.е. организация стационарзамещающих технологий – дневных стационаров, стационаров на дому, центров (кабинетов) амбулаторной хирургии, расширение внебольничного сектора для оказания реабилитационных услуг и услуг по уходу за хроническим больными. ^ В области на 01.04.2004 организованы дневные стационары 3-х типов: - дневные стационары при больничных учреждениях (койки дневного пребывания в стационаре) – 904 койки (2003 год – 832 койки, т.е. имеется увеличение на 72 койки); - дневные стационары при амбулаторно-поликлинических учреждениях – 377 п/мест (2003 год – 377); - мобильный стационар на дому – 36 п/мест (2003 год – 18 п/мест, т.е. имеется увеличение на 18 п/мест). (слайд № 21) Общее число к/мест в ДС в 1 кв. 2004 года – 1317, что составило 10,8 % от общей численности коечного фонда области по подчинению. Из них койки Д пребывания в стационаре составляют 8,3 на 10 тыс. населения, а койки ДС при амбулаторно-поликлинических учреждениях – 3,8 (прогноз МЗ РФ к 2007 году – 16,22 на 10 000 населения для всех видов ДС). Число к/дней лечения на 1 000 жителей в 1 кв. 2004 года по ТПГГ – 74,6, что составляет 21,8 % от утвержденного норматива (341,5 к/дней на 1 000 населения). Из всех видов ДС в 1 кв. 2004 года выбыло 6121 человек, которыми проведено 74283 дня лечения. Из них этим больным медицинская помощь была оплачена из средств ОМС – 72,9 %, из средств бюджета – 26,5 %, из средств больных и ДМС – 0,6 %. (слайд № 22) Работа койки ДС в 1 кв. 2004 г. – 56,52 дня при нормативе – 82,2 дня. Плохая работа койки ДС: - в Велижском районе – 24,55 дня; - в Демидовском районе – 32,97 дня; - в Новодугинском районе – 23,33 дня; - в Угранском районе – 18,35 дня. В связи с такими показателями работы можно сделать вывод о недостаточном использовании дневных стационаров, особенно для лечения хронических больных. Для исправления ситуации специалистам всех уровней в кратчайшие сроки необходимо более тщательно проанализировать работу коек по профилям и пересмотреть их целесообразность в соответствии с потребностями населения каждого района – в каких из них население нуждается больше, в каких меньше. ^ За 1 кв. 2004 года всего по области выполнено 104174 выезда скорой помощи, что составляет 96,1 выезда на 1 000 населения или 23,8 % от плана выездов по скорой помощи по ТПГГ на 2004 год. Однако по-прежнему очень высок показатель использования этого дорогостоящего вида медицинской помощи в: - Ельнинском районе – 30,6 % от годового плана (норматив на 1 кв. – 25 %), - Шумячском районе – 30,9 %, - Холм-Жирковском районе – 30,5 %, - Вяземском районе – 28,9 %. Скорая помощь во многих ЛПУ используется крайне нерационально. Так, перевозки больных по Новодугинскому району составляют 28 % от общего числа выездов, в Кардымовском – 26 %, в Демидовском – 19 %, в Ярцевском – 15 %, при среднем по районам – 10 %. Примером, где эта работа четко налажена и станции скорой медицинской помощи выполняет, прежде всего, свойственные ей задачи могут служить такие районы: как Сафоновский, Смоленский, где введена в работу автоматизированная диспетчерская информационная система (АДИС). Смоленский район стал первым сельским районом, где введен программный комплекс «АДИС». Все работы по установке «АДИС» были профинансированы администрацией Смоленского района. При анализе обращаемости службы скорой помощи причинами высокой обращаемости населения остаются все те же самые. Это выработка привычки у населения обращаться за скорой медицинской помощью вследствие бесплатности, оперативности, а также устраивающие население диагностический лечебный уровень и объем. Немаловажное значение имеют и социально-экономические факторы (несчастные случаи, отравления, алкогольное опьянение), а также недостаточная преемственность между скорой помощью и участковой службой, недостаточная работа медицинского персонала с населением. (слайд № 23) В рамках предполагаемой реформы наиболее важными направлениями реструктуризации системы оказания скорой помощи являются: - снижение объемов скорой медицинской помощи за счет сокращения числа случаев необоснованных вызовов и переадресации пациентов, нуждающихся не в экстренной, а в неотложной помощи, в поликлиники, в первую очередь – в ПМП; - вовлечение в процесс оказания скорой помощи (на уровне доврачебной) персонала служб жизнеобеспечения (милиция, инспекция по безопасности дорожного движения, пожарная служба, инструкторы-реаниматоры на производстве и т.д.) и населения; - замены экстренной помощи, оказываемой врачебной бригадой скорой помощи вне лечебного учреждения, максимально быстрой доставкой к месту оказания квалифицированной помощи в сопровождении фельдшера, оснащенного аппаратурой для поддержания жизненно важных функций во время транспортировки. Для успеха реорганизации медицинской помощи особенно важна готовность амбулаторно-поликлинического сектора принять на себя дополнительные объемы медицинских услуг. Любые изменения в скорой медицинской помощи должны предваряться расширением диапазона деятельности и доступности врачей ПМП. А теперь очень коротко об итогах работы некоторых служб. ^ : Развернуто 938 хирургических коек (в конце 2003 года было 922), сокращено 8 хирургических коек и перепрофилировано в отделениях общехирургического профиля, из травматологических в хирургические – 24 койки. Занятость койки несколько уменьшилась, остальные показатели остаются на уровне 2003 года. Плохо работали хирургические койки в Краснинском, Кардымовском, Монастырщинском, Новодугинском и Темкинском районах. Значительно снизилась послеоперационная летальность, возросла больничная хирургическая смертность (за счет Вяземской ЦРБ). Однако значительно увеличилась летальность при осложненной язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки (в послеоперационной летальности). Для улучшения доступности и качества оказания специализированной хирургической помощи на территории области необходимо создание межрайонных отделений хирургического профиля за счет сосредоточения в одном месте диагностического лечебного оборудования. ^ : зарегистрирован рост наркологических расстройств. На 12,3 % больше в сравнении с 2003 годом взято на диспансерный учет больных с алкоголизмом, на 44,6 % больше - больных наркоманией. Рост количества больных алкоголизмом связан с опережающими темпами продажи алкогольных напитков на душу населения. Так, если в 2002 году по РФ этот показатель составлял 8,7 литра, то по Смоленской области – 14,8 литра. В I квартале остались неукомплектованными должности врачей-наркологов в Темкинском, Краснинском, Новодугинском и Хиславичском районах. Тем не менее, охват лечением состоящих на учете больных алкоголизмом улучшился по области на 16,9 %. Наркологические стационары области за 3 месяца 2004 года имели более высокую нагрузку, выполнив план на 100,8 %. По наркомании взято на диспансерный учет в 2004 году на 44,6 % больше, чем в 2003 году (107 больных или 1,0 на 10 000 населения). В сравнении с 2003 годом – 74 больных (0,7 на 10 000 населения). Специалистами внесен ряд предложений по улучшению ситуации, которые будут озвучены в проекте решения коллегии. ^ отмечается рост перинатальной смертности в сравнении с 2003 годом, в основном за счет роста неонатальной смертности, отмечен рост врожденных пороков в 3 раза, впервые в структуре перинатальной смертности появилась родовая травма, что говорит о дефекте ведения родов. Показатели деятельности онкологической службы остаются стабильными. Тем не менее, отмечается рост онкоурологических заболеваний (сказывается отсутствие онкоурологического отделения). Имеются проблемы в материально-техническом состоянии радиологической службы. По другим службам информацию предоставят соответствующие специалисты. В целях координации работы по реализации ТПГГ приказом Департамента Смоленской области по здравоохранению от 19.03.2004 № 155 была образована комиссия с участием представителей ТО ФОМС для рассмотрения и принятия решений по всем вопросам, касающимся реализации ТПГГ на территории области и отработки механизмов ее финансирования, учета и контроля за ее выполнением. Проведено около 10 заседаний комиссий. Членами комиссии была проведена большая работа по приему изменений в муниципальные заказ-задания на 2004 год согласно приказу Департамента для приведения их в соответствие с реальной действительностью. В соответствии с решением комиссии приказом Департамента от 28.05.2004 № 228 для оптимизации планирования объемов стационарной медицинской помощи были утверждены временные уровни оказания медицинской помощи в стационарных учреждениях здравоохранения, а также утверждены временные штатные нормативы медицинского персонала этих учреждений и временный норматив числа дней использования койки в году по профилям. Это приказ даст возможность сохранить кадры, особенно сельского здравоохранения. Кроме того, приказом Департамента от 03.06.2004 № 294 утверждены нормы нагрузки на одну врачебную должность стоматологического профиля в день (УЕТах). В настоящее время специалистами Департамента создана рабочая группа по формированию и разработке положения о межрайонном (окружном) центре для оказания специализированной медицинской помощи. На основании представленного анализа следует сделать вывод, что учреждения здравоохранения области не выполнили утвержденные нормативы ТПГГ за отчетный период, а также намеченный план по реструктуризации сети медицинских учреждений, а значит и решения предыдущих коллегий. (слайд) Предложения: 1. Повторно проанализировать объемные показатели работы учреждений здравоохранения по всем службам (амбулаторно-поликлинической помощи, стационарной, скорой медицинской помощи, стационарзамещающей помощи) и представить их в виде муниципальных заказ-заданий на предоставление муниципальных и государственных медицинских услуг к установленному сроку (согласно приказу Департамента). 2. Привести количество круглосуточных коек в соответствие с потребностями населения и по профилям согласно утвержденной ТПГГ. 3. Провести мероприятия по реорганизации УБ и РБ по приведению их статуса к нормативам с учетом имеющейся коечной мощности и реальных потребностей населения, а также по возможной реорганизации их в ОВП или ФАПы или в учреждения медико-социального ухода. 4. Продолжить организацию коек дневного стационара в стационарах, в поликлиниках, на дому, в мобильных дневных стационарах в соответствии с утвержденными нормативами. 5. Продолжить работу по подготовке врачей общих практик. Привести записи в трудовых книжках в соответствии с имеющимся сертификатом врача ВОП. 6. Подготовить средний медицинский персонал для работы в ВОП в количестве 30 человек к концу 2004 года. 7. Утвердить нормы нагрузки врачей амбулаторно-поликлинического приема для медицинских учреждений области, а также врачей амбулаторного приема в стационаре на дому, дневном стационаре в поликлинике. 8. Утвердить нормы функционирования коек дневного стационара при поликлинике по профилям. 9. Утвердить классификатор (с учетом трудоемкости) по манипуляциям и операциям, осуществляемым врачами амбулаторного приема для ЛПУ области. |