Изготовление бутафории государственное издательство icon

Изготовление бутафории государственное издательство





Скачать 0.91 Mb.
Название Изготовление бутафории государственное издательство
страница 1/2
Дата 28.02.2013
Размер 0.91 Mb.
Тип Документы
  1   2
Н. СОСУНОВ

ИЗГОТОВЛЕНИЕ БУТАФОРИИ

Государственное издательство „ИСКУССТВО" Москва 1959

ОТ АВТОРА

Предметы, которые могут заменить настоящие, например сделан­ные из картона рыцарские доспехи, фрукты и овощи из бумаги, оружие из дерева и т. д., называются бутафорией. Бутафорию осо­бенно широко применяют в театре, так как нужные для сценического оформления спектаклей вещи (хрустальные люстры, старинные миниа­тюры, большие мраморные вазы, старинные резные шкатулки и т. д.) сложно, дорого, а иногда и просто невозмФжно достать. Кроме того, многие настоящие вещи нельзя употреблять для сцены из-за боль­шого веса.

Предметы бутафории можно изготовить из картона, холста, марли, жести, стружек акрилата, фанеры и т.п.

Изготовление бутафории — очень увлекательное дело.

Это не только технический, но и творческий процесс, он требует большой наблюдательности и хорошего вкуса. Один и тот же предмет можно сделать по-разному. От умения бутафора зависит, получится ли он правдивым, живым, сценическим или скучным и невыразитель­ным. Задача автора — познакомить работников постановочных частей народных театров, а также участников художественной самодеятель­ности с основными технологическими процессами и различными тех­ническими приемами изготовления бутафории.

Ознакомившись с выполнением отдельных вещей, о которых рас­сказано в книге, начинающий бутафор сможет сделать и другие ана­логичные нужные ему предметы бутафории. Важно только, получив задание, решить для себя, какой из уже известных приемов выгод­нее всего применить в данном случае.


^ И НС ТРУ МЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ

Для выполнения бутафорских работ необходимы следую­щие инструменты: линейка с делениями, угольник, циркуль, стеки из дерева и проволоки для лепных работ (такие стеки, две-три штуки, можно сделать самому), один-два ножа типа сапожных, по-разному заточенных, хороший перочин­ный нож, два молотка, маленький и большой, лобзик с пилками для выпиливания по дереву и металлу, два рубанка — одинарный и двойной для чистой обработки дерева, ножовка для работы по дереву (лучше со сменными полотнами) с крупным и мелким зубом, стамески малые и большие, прямой и полукруглой формы, топорик неболь­шой охотничий, коловорот с универсальным патроном.


3
Хорошо иметь дрель, а еще лучше — электродрель не­больших размеров, сверла спиральные по металлу 3—5—8—• 10-мм; нужны также точильный камень для точки инстру­ментов и оселок для правки, кусачки, плоскогубцы, круг­логубцы, в крайнем случае пассатижи, электропаяльник средних размеров или паяльник для нагрева на огне, отверт­ка, шило, ножницы простые и ножницы для резки желе­за — ручные малых размеров, напильники с крупной и мелкой насечкой — плоский, трехгранный и круглый, раш­пиль, ножовка для работы по металлу с запасными полот­нами. Хорошо иметь настольные тиски небольших размеров, зубило, пробойник, несколько кистей щетинных; филен­чатые, флейцы и ручники (рис. 1).

1*


Желательно приобрести, если это возможно, несколь­ко малогабаритных электромеханических инструментов: электрорубанок, электроциркульную пилу для работы по дереву, наждачное точило, электродрель, электролобзик. Электроинструменты следует укрепить на постоянных мес­тах.

Весь инструмент должен быть хорошо присажен и отто­чен. Работа тупым инструментом недопустима: она не может дать положительных результатов. Инструмент следует при­менять только в соответствии с его прямым назначением, иначе он быстро портится и совсем выходит из строя.

Ножи, стамески, железки от рубанков и т. д. точатся на точильном камне. Точить на механическом точиле нужно очень осторожно, чтобы не отпустить закалку. Для этого инструмент во время точки следует окунать в воду и не прижимать его надолго к камню.

При точке инструмент прикладывают к бруску или точилу всей плоскостью фаски, не уменьшая ее угла. Ста­чивание фаски производят до появления легкого заусенца на противоположной стороне, что чувствуется на ощупь по всему жалу. Противоположная сторона без фаски легко затачивается. Для этого ее надо приложить к камню всей плоскостью. После заточки переходят к правке на оселке, попеременно направляя обе стороны инструмента до удаления заусенца, чтобы жало стало совершенно ровным. Если инструмент во время работы немного затупится, его достаточно подправить на оселке.

Рабочее место и инструмент необходимо содержать в об­разцовом порядке. Особенно важно после каждой работы мыть кисти: после клеевой краски — в кипятке, после масляной — в скипидаре или керосине, а затем с мылом в горячей воде. Если кисть с масляной краской засохла, то ее хорошо прокипятить в столярном клее и потом про­мыть. Сильно засохшие кисти отмыть не удается, и рабо­тать ими уже нельзя.

Для оборудования бутафорской мастерской нужны кле­еварка (ее можно сделать самому, рис. 2), ведерко для варки клейстера, посуда для разведения красок: глиняные горшки или стеклянные и жестяные банки из-под консер­вов, резиновая чашка для разведения малых порций гипса.

Для просушки выклеек из папье-маше хорошо сделать сушильный шкаф (рис. 3) из кровельного железа или из фанеры, обшитый внутри асбестом. В шкафу надо устро-




Рис. 1. Инструменты:




1 — стеки для лепки; 2 — угольник и линейка; S — циркуль-измеритель; 4 — ножи ; 5 — молоток; 6 — лобзик для выпиливания; 7 — рубанки; а —■ с одинарной железкой, tf — с двойной железкой;