|
Скачать 0.91 Mb.
|
Н. СОСУНОВ ИЗГОТОВЛЕНИЕ БУТАФОРИИ Государственное издательство „ИСКУССТВО" Москва 1959 ОТ АВТОРА Предметы, которые могут заменить настоящие, например сделанные из картона рыцарские доспехи, фрукты и овощи из бумаги, оружие из дерева и т. д., называются бутафорией. Бутафорию особенно широко применяют в театре, так как нужные для сценического оформления спектаклей вещи (хрустальные люстры, старинные миниатюры, большие мраморные вазы, старинные резные шкатулки и т. д.) сложно, дорого, а иногда и просто невозмФжно достать. Кроме того, многие настоящие вещи нельзя употреблять для сцены из-за большого веса. Предметы бутафории можно изготовить из картона, холста, марли, жести, стружек акрилата, фанеры и т.п. Изготовление бутафории — очень увлекательное дело. Это не только технический, но и творческий процесс, он требует большой наблюдательности и хорошего вкуса. Один и тот же предмет можно сделать по-разному. От умения бутафора зависит, получится ли он правдивым, живым, сценическим или скучным и невыразительным. Задача автора — познакомить работников постановочных частей народных театров, а также участников художественной самодеятельности с основными технологическими процессами и различными техническими приемами изготовления бутафории. Ознакомившись с выполнением отдельных вещей, о которых рассказано в книге, начинающий бутафор сможет сделать и другие аналогичные нужные ему предметы бутафории. Важно только, получив задание, решить для себя, какой из уже известных приемов выгоднее всего применить в данном случае. ^ Для выполнения бутафорских работ необходимы следующие инструменты: линейка с делениями, угольник, циркуль, стеки из дерева и проволоки для лепных работ (такие стеки, две-три штуки, можно сделать самому), один-два ножа типа сапожных, по-разному заточенных, хороший перочинный нож, два молотка, маленький и большой, лобзик с пилками для выпиливания по дереву и металлу, два рубанка — одинарный и двойной для чистой обработки дерева, ножовка для работы по дереву (лучше со сменными полотнами) с крупным и мелким зубом, стамески малые и большие, прямой и полукруглой формы, топорик небольшой охотничий, коловорот с универсальным патроном. 3 Хорошо иметь дрель, а еще лучше — электродрель небольших размеров, сверла спиральные по металлу 3—5—8—• 10-мм; нужны также точильный камень для точки инструментов и оселок для правки, кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, в крайнем случае пассатижи, электропаяльник средних размеров или паяльник для нагрева на огне, отвертка, шило, ножницы простые и ножницы для резки железа — ручные малых размеров, напильники с крупной и мелкой насечкой — плоский, трехгранный и круглый, рашпиль, ножовка для работы по металлу с запасными полотнами. Хорошо иметь настольные тиски небольших размеров, зубило, пробойник, несколько кистей щетинных; филенчатые, флейцы и ручники (рис. 1). 1* Желательно приобрести, если это возможно, несколько малогабаритных электромеханических инструментов: электрорубанок, электроциркульную пилу для работы по дереву, наждачное точило, электродрель, электролобзик. Электроинструменты следует укрепить на постоянных местах. Весь инструмент должен быть хорошо присажен и отточен. Работа тупым инструментом недопустима: она не может дать положительных результатов. Инструмент следует применять только в соответствии с его прямым назначением, иначе он быстро портится и совсем выходит из строя. Ножи, стамески, железки от рубанков и т. д. точатся на точильном камне. Точить на механическом точиле нужно очень осторожно, чтобы не отпустить закалку. Для этого инструмент во время точки следует окунать в воду и не прижимать его надолго к камню. При точке инструмент прикладывают к бруску или точилу всей плоскостью фаски, не уменьшая ее угла. Стачивание фаски производят до появления легкого заусенца на противоположной стороне, что чувствуется на ощупь по всему жалу. Противоположная сторона без фаски легко затачивается. Для этого ее надо приложить к камню всей плоскостью. После заточки переходят к правке на оселке, попеременно направляя обе стороны инструмента до удаления заусенца, чтобы жало стало совершенно ровным. Если инструмент во время работы немного затупится, его достаточно подправить на оселке. Рабочее место и инструмент необходимо содержать в образцовом порядке. Особенно важно после каждой работы мыть кисти: после клеевой краски — в кипятке, после масляной — в скипидаре или керосине, а затем с мылом в горячей воде. Если кисть с масляной краской засохла, то ее хорошо прокипятить в столярном клее и потом промыть. Сильно засохшие кисти отмыть не удается, и работать ими уже нельзя. Для оборудования бутафорской мастерской нужны клееварка (ее можно сделать самому, рис. 2), ведерко для варки клейстера, посуда для разведения красок: глиняные горшки или стеклянные и жестяные банки из-под консервов, резиновая чашка для разведения малых порций гипса. Для просушки выклеек из папье-маше хорошо сделать сушильный шкаф (рис. 3) из кровельного железа или из фанеры, обшитый внутри асбестом. В шкафу надо устро- ![]() Рис. 1. Инструменты: 1 — стеки для лепки; 2 — угольник и линейка; S — циркуль-измеритель; 4 — ножи ; 5 — молоток; 6 — лобзик для выпиливания; 7 — рубанки; а —■ с одинарной железкой, tf — с двойной железкой; |