|
Скачать 1.84 Mb.
|
MADE IN SWITZERLAND Справочник продукции «Just» (Том второй) «Just» для ароматерапии Москва, 2010г. Эфирные масла «Just» приносят вдохновение, здоровье и внутреннюю гармонию. С помощью эфирных масел «Just» Вы отвлечетесь от забот, освободитесь от боли, эмоциональных стрессов, жизнь станет более радостной и гармоничной. Дружите с эфирными маслами «Just»! Содержание Стр. Вместо введения 4 1. Ароматы – наша жизнь 5 2. Из глубины веков до наших дней (штрихи к истории ароматерапии) 6 3. Эфирные масла – что это такое? 16 4. Способы получения эфирных масел 21 5. Принцип действия эфирных масел 26 6. Что такое ароматерапия? 29 7. Основные принципы ароматерапии 33 8. Общие правила ароматерапии (на примере использования масел «Just») 35 9. Методы применения эфирных масел (на прим. использования масел «Just») 40 10. Подбор масел 62(35) 11. Дети и ароматерапия 63(36) 12. Натуральные эфирные масла «Just» (общие сведения) 67(37) 12.1 Масло «Лаванда» 71(39) 12.2 Масло «Мята перечная» 76(42) 12.3 Масло «Розмарин» 80(45) 12.4 Масло «Тимьян» 83(47) 12.5 Масло «Лимон» 87(49) 12.6 Масло «Апельсин» 91(51) 12.7 Масло «Эвкалипт» 93(52) 12.8 Масло «Чайное дерево» 96(54) 12.9 Масло «31 трава» 102(57) 12.10 Масло «Антистресс» 107(60) 12.11 Масло (спрей) «Эукасол» 115(64) 12.12 Масло «Зимний вечер» 117(65) Приложения: 1. Заболевания и состояния, при которых можно использовать эфирные масла «Just» 123(68) 2. Домашняя аптечка для ароматерапии 132(74) 3. Эфирные масла и знаки зодиака 134 4. Ароматы и темперамент человека 135 5. Ароматы как экстрасенсорные средства (на примере масел «Just») 136 6. Некоторые рекомендации по применению ароматов в быту 138 Вместо введения В отличие от прежних справочников продукции «Just», новое издание состоит из двух томов. В томе, который Вы держите в руках, помимо описания эфирных масел «Just» рассказывается (очень кратко), история становления и развития ароматерапии. Делается попытка объяснить, что такое эфирные масла, как их получают, а также, каковы принципы и методы ароматерапии. Такой шаг давно назрел, поскольку у компании «ЮСТ СОЮЗ» (Just Union) накопилось много интересной информации как о самих эфирных маслах «Just», так и о результате их применения. Выделение отдельного тома справочника под эфирные масла «Just» позволило компании сполна поделиться накопленной информацией с любителями продукции «Just», что несомненно принесёт им большую пользу. Представляя читателям том «Just для ароматерапии», компания далека от мысли, что в томе содержится все, что можно рассказать об эфирных маслах «Just» и их служению здоровью человека. Многое, что содержится в томе, это обобщенный результат настойчивой, практической работы компании, консультантов и многих людей – потребителей продукции, по практическому использованию масел «Just» в борьбе с различными недугами. Компания «ЮСТ СОЮЗ» выражает всем, кто внес свой вклад в создание этого тома, свою признательность и надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество. ^ Мир запахов окружает нас всюду, и мы сталкиваемся с ним постоянно. Роль запахов в нашей жизни огромна. В стерильной дезодорированной атмосфере человек жить не может. Он не получает питания для органов чувств, информации об окружающем нас мире. Без запаха слабеют и теряются эмоции, слабеет человек. Нет питания – нет сил. Человеку нужно впитывать много ароматов, живых и разных. Аромата духов, смоделированного искусственно, пусть даже на натуральных составляющих, недостаточно. Современное производство и применение духов окончательно утратило свой первоначальный смысл, и их нынешние и цветочные названия только условны. Никто не заботится о полезности духов, а эссенции, входящие в них, иногда бывают даже вредны, если не сказать больше. Проводимые учеными исследования показывают, что реакция организма на синтетические и натуральные запахи совершенно разная, даже если эта разница ускользает от нашего обоняния. Запах духов это не запах жизни окружающей среды. Человеку нужен запах тепла земли, травы, проточной речной воды, даже навоза – обонятельной информации о том, каков мир вокруг нас. Недаром, когда космонавтов спрашивали о самом ярком впечатлении после приземления, то они отвечали: «Родные запахи земли». Человек генетически помнит запахи и ему просто нужно обновлять эту память. Современные люди привыкли думать, что запахи – это комбинации молекул, которые при попадании в нос раздражают нервные окончания и передают информацию в головной мозг. Но согласно представлениям древних мудрецов, запах является тончайшим проявлением материальной природы и непосредственно связан со стихией земли. И там где есть земля, есть запах. Каждый из нас на собственном опыте знает, как запах цветов и свежескошенной травы может улучшить самочувствие и поднять настроение. И напротив, неприятные запахи, угнетают и отравляют жизнь. Таким образом, запах оказывает либо негативное, либо позитивное влияние на физическое тело, на чувства и эмоции, а также и мысли человека. К большому сожалению мир, в котором мы с вами живем и называем цивилизованным, все дальше и дальше уводит человека от его естественной среды обитания. Удаление человека от природы, в том числе от влияния позитивных запахов, ставит его на путь саморазрушения и болезней. Еще в конце XIX века Е. П. Блаватская предупреждала: «В будущем, по мере расцвета нашей цивилизации, возникнут новые болезни и появятся неведомые дотоле расстройства, ...». К сожалению, ее слова сбываются. Попытки человека «окунуться» в природу один раз в неделю или съездить в отпуск один – два раз в год, хотя и дают определенную временную передышку, но не убирают полностью негативные последствия его жизни в «цивилизованном мире». Как стать ближе к природе? Конечно было бы хорошо (с точки зрения здоровья человека), чтобы все люди переселились на природу и изменили свой образ жизни. Но это утопия. Выход один – приблизить природу к далеко «ушедшему» от нее человеку. Одним из способов приближения является использование ароматов – ароматерапия. Людям очень полезно научиться использовать тонкую энергию природы – ароматы для достижения спокойствия, радости и гармонии жизни. ^ О воздействии ароматов на душу и тело человека было известно с очень давних пор. Выделять душистые вещества – ароматы научились около 7000 лет назад. В музее Тазила в Пакистане храниться дистиллятор, которому, по мнению специалистов не менее 5000 лет. Вероятно, его использовали для приготовления ароматических жидкостей, и может быть, даже для получения эфирных масел. Полагают, что дистиллятор принадлежал древним цивилизациям народов, живших в этих краях. Изготавливали и применяли ароматы во многих древних странах. В Месопотамии, Египте, Аравии, Индии, Греции, Риме, Китае ароматы сопровождали человека от рождения до самой смерти. В Египте, в гробницах фараонов, найдены дорогие сосуды для хранения благовоний, духов и притираний. В 1922 г. при вскрытии гробницы Тутанхамона, царствовавшего между 1361-1352 г. до н.э. , в одном из запечатанных сосудов содержимое имело запах ладана, несмотря на минувшие 3300 лет. Древний Египет был поистине великой цивилизацией в использовании и развитии ароматерапии. Существует много свидетельств о повседневном использовании благовоний египтянами. «Папирус Эберс» (1550 г. до н. э.) сообщает нам о широком применении благовоний в египетской медицине. Их применяли как внутренне, так и наружно для устранения различных недугов. Широко применяли благовония и в быту для дезинфекции воздуха в жилищах, приготовления ароматических ванн, ароматизации белья, а также добавляли в пищу и напитки. Например тмин, корицу, анис, как способствующие своим ароматом пищеварению, добавляли в хлеб. Лук, чеснок, благодаря своим возбуждающим и антибактериальным свойствам, входили в основной набор продуктов питания. Во время пиров и застолий на всех столах лежали головки чеснока, его давали также рабам, строившим пирамиды, чтобы никакая болезнь не мешала важной работе по возведению гробниц для фараонов. Всесторонне заботясь о здоровье рабочих, египтяне помимо чеснока снабжали их также различными ароматическими средствами. Известен случай, что во время царствования фараона Рамзаса (1204-1173 г. до н. э. ) рабочие в Фивах объявили забастовку в связи с отсутствием ароматических составов и мазей. Наверное, это был один из первых трудовых конфликтов в человеческом обществе. Египтяне не только хорошо знали как использовать отдельные душистые вещества, но были и также весьма искусны в составлении сложных ароматических композиций, например знаменитого «Кифи». В его состав входило около 16 ароматических веществ. Точный состав «Кифи» не известен, но как полагают, туда входили (помимо прочих) акр тростниковый, корица, ладан, хна, можжевельник и мирра. «Кифи» было очень популярно в домах Египта: его не только использовали как духи и курили как ладан, но и применяли как лекарство. «Кифи» вдыхали во время медитации для усиления эффекта. Его «правильное» применение позволяло достичь новых уровней сознания. О способности благовоний влиять на психику и настроение человека были прекрасно осведомлены древнеегипетские жрецы. Они обязательно использовали их во время религиозных церемоний для того, чтобы ввести собравшихся в транс и апатию, влиять на их сознание, подчиняя своей воле. Секреты получения и применения ароматов были известны только избранным, поскольку их целебные свойства считались сверхъестественными и открывались только посвященным. В те далекие времена египтяне применяли благовонные мази и ароматические масла и в косметических целях. Египтянки считали использование благовоний необходимой частью своего туалета. Известно, что Клеопатра каждый день принимала аромаванны и щедро пользовалась душистыми маслами. Ее запястья пахли жасмином, бедра – сандалом, а живот – мускусом, а когда она проходила мимо своих подданных, за ней тянулся такой ароматический шлейф, что заставлял людей называть ее живым воплощением Великой Богини. Клеопатра, которая вовсе не была красавицей, покорила искушенных Юлия Цезаря и Марка Антония не особыми своими чарами, а именно знанием ароматических смесей и умением их применять. Здесь уместно отметить, что древние египтяне не знали способов выделения чистых эфирных масел из растений. Они использовали настойки и притирания. Но даже не имея под рукой такого эффективного и удобного инструмента как чистые эфирные масла, египтяне достигли больших успехов в ароматерапии. Слава египетских жрецов в области использовании ароматов была столь велика, что многие мудрецы и целители из разных стран шли в Египет за знаниями. Талантливыми последователями египетских целителей в области ароматерапии были древние греки и римляне. Они много сделали, в те далекие времена, для становления ароматерапии в Европе. Знаменитый греческий врач Гиппократ (Hippocrates 460-370 г. до н. э. ), которого считали «отцом медицины», широко и плодотворно использовал при лечении различных заболеваний ароматические ванны и массажи смесью эфирных масел. На учении Гиппократа выросли целые поколения врачей, использующие в своей врачебной практике ароматические вещества. Греческий врач Асклепад (128-156 г. до н. э .) верил в легкие виды терапии, такие как купание, массаж, музыка, ароматы, вино и широко применял их на практике. Теофей, знаменитый греческий ботаник ратовал за использование духов, пластырей, припарок в медицинских целях. Благодаря своим опытам, он открыл воздействие наружного нанесения масел на внутренние органы. Другой известный грек Мегал создал эффективный препарат, содержавший кассию, корицу, мирру. Препарат получил название «Мегалейон» и был известен по всей Греции. Препарат использовался как духи, а также и в медицинских целях. Имея в своем составе много мирры, он уменьшал воспаления кожи и залечивал раны. Многие греческие врачи служили в Римской армии и в походах видели разные страны и народы. Рим строил империю, а врачи собирали знания об ароматических и лечебных растениях, встречавшихся им на пути. Гален (Galenus 129-201), личный врач императора Марка Аврелия, иногда лечивший гладиаторов, изобрел оригинальный крем для смягчения кожи и написал множество (около 400) работ, касающихся лекарственных растений и здоровья. Его работы заложили во многом основу европейской медицины и оказали большое влияние на становление медицины на Среднем и Ближнем востоке. Греки внесли много нового в сферу применения ароматов. Например, древнегреческие олимпийцы для увеличения сил и выносливости, перед соревнованиями, в большом количестве применяли душистые вещества, а победителей игр награждали душистыми лавровыми венками. Не отставали от греков и римляне, они обожали духи и ароматические масла и широко их использовали в общественных банях, для умащения тела, волос и даже одежды. Идя на бой, римские солдаты брали с собой мирру для залечивания ран, а также другие ароматы для поднятия боевого духа. Римляне под влиянием египтян, создали процветающее парфюмерное производство. Римских парфюмеров, которых называли ингентариями, было очень много, и они занимали целые кварталы в городе. В Капуе, городе известном своей роскошью, они занимали даже целую улицу. Было замечено, что когда идет какой-нибудь мор, чума, оспа и т. д., то кварталы, которые занимали ингентарии, эти эпидемии обходили стороной. Римляне, для своих практических нужд, использовали 3 вида душистых веществ: твёрдые мази, пахучие масла и порошки. Для их приготовления они брали все известные в то время цветы – от розы до нарцисса. Из масел самым известным было шишинум, которое делалось из меда, корицы, мирры и шафрана. Благодаря стараниям целителей, знания о целебных свойствах растений и полученных из них благовоний распространились повсеместно по всей разрастающейся Римской империи. Чем больше люди узнавали о полезных свойствах растений и благовоний, тем больше была потребность в них. Согласно историческим данным до II в. н. э. Южная Аравия вывозила в Грецию и Рим около 4000 тонн ароматических веществ в год. Плиний Старший с горечью писал: «Индия, Китай и страны Аравийского полуострова ежегодно выкачивают из нашей империи сто миллионов сестерций. Вот во что нам обходятся предметы роскоши и женский пол. » Потребление ароматических растений в Риме было настолько распространено, что в 65 г. вышел закон, запрещавший простым гражданам использовать масло чабреца, ладана, лавра и можжевельника. Объяснялось это тем, что ароматического материала может не хватить для жертвоприношений богам. Не отставали от римлян в использовании ароматических веществ и народы находящиеся под их протекторатом, например, жившие на территории ближнего востока иудеи. О широком использовании иудеями ароматических веществ свидетельствуют многочисленные записи, содержащиеся в Священном Писании. Наиболее известными были мирра, смирна, ладан, корица, алое и кассия, ввозимые в Иудею большей частью из Аравии и Индии. Их употребляли для курения, намасливания тела и врачевания. Из дерева корицы, растущем в священном саду Соломона, готовили порошок, входивший в состав священного благовония, которым помазывались священские люди. С этой целью использовалась также и мирра. В Евангелие от Марка упоминаются и другие благовония, которые использовались для возлияния на голову и помазания ног дорогих гостей. Римляне и народы входившие в Римскую империю, также как древние египтяне, ценили благовония как золото и серебро. Они считали их символами богатства, преподнося благовония в качестве ценнейших подарков. Недаром волхвы, приходившие на поклонение к младенцу Иисусу, приносили в дар мирру и ладан. По общему признанию ароматерапия зародилась на Среднем востоке и в Средиземноморье. Однако это вовсе не означает, что она не могла возникнуть и развиваться параллельно в других частях света. Действительно исторические документы показывают, что ароматерапия издревле развивалась в Индии и Китае, правда в этих странах сложились свои традиции использования ароматов. Еще 5000 лет назад китайцы использовали съедобные травы и тростник, росшие вдоль берегов Хуанхэ, в гигиенических целях. Императору Хуанди приписывают создание книги «Классическая внутренняя медицина желтой империи». В ней есть несколько ссылок на ароматические лекарственные средства и массаж используемые при лечении различных заболеваний. Лечение травами и ароматами китайские врачеватели сочетали с массажами и акупунктурой. Об отношении китайцев к ароматам можно судить по письмам знаменитого китайского философа Ван Вея периода династии Тан (618907 г. ), к своему ученику: «Ароматы действуют на тебя очищающе и восстанавливающе, укрепляя твою энергию и наполняя твои мысли спокойствием и умиротворением»». Китайские целители создали свою систему траволечения. Они считали, что в эфирной субстанции запахов заключены магические силы и души растений. Поэтому многие растения они использовали для контактов с Богами в той или иной жизненной ситуации. Так, например, во время родов они жгли артемизию (полынь), чтобы умилостивить дружелюбных богов и помочь матери расслабиться и родить. Ти11 бетские монахи зажигали перед медитацией сандаловые палочки, чтобы сила дерева помогла очиститься сознанию. Китайцы широко использовали ароматы и в чисто утилитарных целях. Так, например, в далекие времена в Китае по «огненным часам» с помощью запахов определяли время. В свечи на некотором расстоянии от фитиля вплавляли ароматические эссенции. Когда огонь доходил до этого места, комната наполнялась приятным запахом, напоминая о том, что прошёл еще один час. Вплавляя разные эссенции, люди определяли, который час наступил. «Огненные часы» широко применялись в Китае при проведении чайных церемоний, т. е. одновременно «убивали» не двух, а даже трех «зайцев»: узнавали время, ублажали ароматом душу, а чаем тело. Также как и в Китае, в Индии история возникновения благовоний уходит в глубь времени и теряется там. Сохранившиеся источники подтверждают это. Так, например, в самом древнем писании Индии, в «Шримад Бхагаватам» есть такое описание: Когда Господь Кришна входил в город, слоны из хоботов обрызгали душистой водой все дороги, улицы и аллеи Кастинапура. Все жители собирались там и здесь, умащенные ароматическими маслами ... Внутри домов курились душистые благовония и дым выходя из окошек наполнял воздух приятным ароматом. В индийской «Рамаяне» написанной примерно за 200 лет до н. э. говориться, что среди прочих жителей встречающих царя Раму были парфюмеры и производители курительных свеч. Рецепты для изготовления благовоний в Индии (также как и в Египте) были известны лишь посвященным, имеющим право на особое тайное и священное знание о боге, душе и диалоге с богом – молитве. До сих пор благовония являются неотъемлемой частью ритуала при богослужении, а также используются в терапевтических целях. В Индии считают, что ароматы раскрывают чакры и просветляют душу и ум не менее чудодейственно, чем молитва. Для того чтобы аромат, как можно дольше сопровождал человека, в Индии, особенно в давние времена, при строительстве храмов, в кладочный раствор добавляли согласно тайным рецептам эфирные масла, что не только способствовало дезинфекции воздуха в помещении, но и создавало атмосферу прохлады, располагая к покою, раздумьям и медитации. Именно поэтому индийские храмы называют «домами запахов». Такое восприятие храмов поддерживается также древней традицией смазывать скульптуры Будды, находящиеся в храмах, сандаловым маслом. Кто был в индуистском храме, никогда не забудет пьянящий букет запахов: аромат тающего воска, курящихся благовоний и благоухания стен. Говоря об использовании ароматов в древних странах, которые в силу своих климатических условий, особенностей растительного мира и ряда других причин, просто были «обречены» на создание и использование ароматов, необходимо отметить и что другие страны и народы, расположенные в менее «благоприятных» регионах использовали растительный мир и его ароматы для оздоровления. Например, лечение запахами было традиционным и в Древней Руси. Устраивали так называемое «чепучинское сидение». Маленькая деревянная камера (чепучина), насыщенная ароматами распаренных трав, помогала избавиться от многих болезней. После принятия на Руси христианства благовония стали особенно популярны. Больше всего ценилась «гулявская вода», т. е . розовая вода (от гуль-роза). Рецепты благовоний и способы их применения, где бы они не создавались и использовались – были плодом усердной, и напряженной работы многих поколений целителей. Существовали традиции передавать рецепты от жреца к жрецу, отца к сыну, от учителя – ученику. К сожалению, многие секреты ароматерапии, как искусства врачевания, канули в вечность вместе с великими империями. И если на Востоке (Индии, Китае, Арабских странах) это искусство сохранилось и развивалось, то в Египте и особенно в Европе многое было утрачено. Ароматный «переходящий» флаг взяли в свои руки мусульмане. Именно им мир обязан новому началу развития искусства изготовления и применения ароматов. Когда в V в. н.э. Римская империя рухнула, многие греческие и латинские тексты о растениях и здоровье были переправлены в знаменитую Александрийскую библиотеку и позднее переведены на арабский. Именно цивилизации арабов зародившейся около VI века и ее наследникам мы обязаны сложной системе медицинских знаний (в том числе и ароматерапии) дошедших до наших дней. Переняв эти знания у предыдущих цивилизаций, арабы развили, дополнили и систематизировали их. Символом Востока надолго стали благовония и пряности. Арабы и персы стали улучшать технологию получения душистых веществ, изобрели перегонный куб и усовершенствовали процесс очищения, или дистилляции, эфирных масел. Считалось, что дистилляцию изобрел Авиценна, рожденный в Персии (980-1037). Примитивная дистилляция существовала и до него, но он усовершенствовал процесс, удлинив охлаждающую трубку и свернув ее змеевиком. Это значительно повысило эффективность процесса конденсации пара и получения эссенции. Эссенции стали более качественными, а это в свою очередь способствовало их дальнейшему распространению. Они широко применялись в медицине и в быту. Точно известно, что те эфирные масла, которые известны нам и которые Шекспир называл «все ароматы Аравии» были впервые получены в Персии во времена Авиценны. Что же касается Европы, то в те годы (после распада великих империй и нашествия варваров) не было принято заботиться о красоте и здоровье тела, и поэтому развитие ароматерапии в Европе замерло. Перемены произошли после крестовых походов, когда крестоносцы стали возвращаться домой с добычей, захваченной в своих походах. В 1096 году после первого крестового похода, крестоносцы привезли не только драгоценности и тончайшие восточные ткани, но и вовсе не известные до сих пор в Европе благовония, а также знания о лечебных травах и духах. Правда, позволить их себе могли только сильные мира сего. Их стали использовать коронации европейских монархов. Составом, который называли «благовонная священная мирра» покрывали руки и лицо императоров, царей и прочих владык. Поскольку процедура умывания в той Европе была не в чести, то лицо и руки владык продолжали пахнуть благовониями в течении нескольких лет, а то и десятилетий. Потребовалось еще много времени, чтобы уровень гигиены европейцев приблизился к таковому в странах Востока. Но начало было положено. Масла и смолы из Азии были труднодоступными и дорогими, поэтому для приготовления эфирных масел стали постепенно брать средиземноморские растения. Поскольку таких дикорастущих растений не всегда хватало, то их стали выращивать искусственно. Особенно преуспела в этом Франция. Она фактически стала родиной парфюмерии в ее современном виде. Выращивали душистые травы и другие страны Европы. Например, в Германии аббатиса Хильдегарда Бингенская даже прославилась благодаря разведению «Лаванда»». В средние века букет «Лаванда»» и других трав применяли для защиты от чумы. В XIV веке на улицах жгли ладан и сосну. Вокруг жилищ разбрасывали базилик, ромашку, лаванду, мелиссу и «Тимьян». Поляны, заросшие ромашкой, стали излюбленным местом пребывания людей. В это же время, кто мог себе позволить, широко применяли духи, чтобы скрыть неприятный запах давно не мытого тела. Европейцы стали заново изучать свойства лекарственных растений и действия ароматов на человека. XVI веке было написано много книг о дистилляции, особенно в Германии. В 1597 году немец Брауншвейг издал книгу «Neue Vollkommen Distillierbuch» (новую полную книгу о дистилляции), где упоминал о 25 эфирных маслах, получаемых в Европе. Швейцарский врач и алхимик Парацельс в XVI веке написал «Большую хирургическую книгу», где утверждал, что задача модной и распространенной тогда алхимии не превращать простые металлы в золото, а напротив, развивать медицину, особенно применение лекарственных растений. Он обосновал (выделил) семь причин заболеваний человека и указал семь способов их лечения (смотри таблицу 1). Одно из важных мест среди этих способов занимает лечение травами и ароматами. На протяжении всей эпохи Возрождения лекарственные травы и эфирные масла начали применять очень широко, а ботаника была частью развивающейся медицины. В дальнейшем в XVII – XIX веках много сделали для развития ароматерапии не только страны континентальной Европы, но и Англия. В мире травников хорошо известны Джон Паркинсон, Джон Жеррар, Николас Калпеппер и другие. В 1653 г. Калпеппер написал свой знаменитый труд «Полный травник». В этот исторический период в Европе вновь разразилась чума и тогда еще раз обратили внимание, что парфюмеры были не восприимчивы к чуме, потому что по роду своей деятельности, находились в окружении эфирных масел. Как говориться: «нет худа без добра», потому что заразные напасти способствовали дальнейшему развитию ароматерапии. Уже в XVII веке, практически все специалисты по траволечению и некоторые врачи применяли эфирные масла для борьбы с различными недугами. Снадобья изготовлялись в аптеках, и в каждой из них был свой дистиллятор. Наступил ренессанс практического использования трав и эфирных масел. Но и наука в это время тоже не «дремала». В середине XIX века ученые определили химический состав некоторых веществ, образующих масла. К сожалению, эти и другие открытия привели к созданию химических копий основных составляющих эфирных масел, что привело к резкому сокращению использования трав и натуральных 15 эфирных масел в лечении различных заболеваний и замене их синтетическими лекарствами. Последние стали быстро популярны в цивилизованном мире. К сожалению синтетические средства, относительно быстро и надежно «убивая» болезнь, против которой они применялись, давали много побочных эффектов и были способны в определенных условиях нанести вред человеку, но люди еще не знали этого и думали, что найдена настоящая панацея от всех бед. Казалось, что время траволечения и эфирных масел окончательно кануло в лето. Но пройдёт исторически малый период, и люди снова начнут обращать свои взоры на природные, натуральные средства лечения. Незадолго до первой мировой войны французский химик Рене Морис Гаттефоссэ, работая в лаборатории сильно обжёг руку и случайно опустил ее в сосуд с лавандовым маслом. Эффект от «купания» руки был поразительным. Рана быстро зажила и даже не осталось шрамов. Гаттефоссэ стал изучать свойства лавандового, «Тимьян»ового и других эфирных масел и применять их на практике. Во время первой мировой войны он, вместе с коллегами-энтузиастами лечил солдатам раны эфирными маслами, результаты были впечатляющими. Обобщая опыт, в 1937 г. Гаттефоссэ выпустил книгу, назвав ее «Aromatherapie» (ароматерапия). С его «легкой» руки этот термин прижился и стал названием науки о ароматолечении. Другие химики тоже исследовали действие эфирных масел. В Австралии Пенфолд и другие ученые изучали действие масла «Чайное дерево». В Италии доктора Джованни Гати и Ренато Кайола открыли психотерапевтические эффекты масел – жасминового и лимонного. Книга Гатефоссэ настолько захватила французского военного врача Жана Вальнэ, что он создал в 1964 г. одноименную с ней собственную книгу «Ароматерапия», которая внесла огромный вклад в эту область целительства. Многие специалисты почитают ее как библию ароматерапии. И во время войны, и после нее Вальнэ применял эфирные масла для залечивания ран. Он охотно передавал другим медицинским работникам свои знания о терапевтических эффектах эфирных масел. Маргарита Мори (1895-1964) положила начало распространению ароматерапии в Великобритании в конце 50-Х годов. Она смешивала эфирные масла с обычными, неароматическими и использовала полученные при массаже. Своей технике она обучала специалистов из салонов красоты и написала книгу об омоложении («Секрет жизни и молодости»). В настоящее время люди стали «поворачиваться лицом» к ароматерапии. Эфирные масла и способы их применения все больше и больше входят в нашу повседневную жизнь. В аптеках, даже хозяйственных магазинах, стали продаваться наборы эфирных масел для бань, в салонах красоты появились комнаты для ароматерапии, стали популярны массажные процедуры с эфирными маслами и т. Д. Многие люди знакомые с ароматами, при первых признаках недомоганий стали прежде всего «хвататься» за эфирные масла, а потом уже за лекарства. К сожалению сейчас еще трудно быстро найти врача – ароматерапевта, но со временем это положение будет исправляться и ароматерапия встанет вровень с другими областями современной медицины. Есть веские основания полагать, что ароматерапия не «сказала» еще «последнего слова» и у нее большое будущее. ^ С точки зрения современной науки, до сих пор нет точной формулировки, которая была бы признака большинством ученых, занимающихся исследованием этого вопроса. Эфирные масла — это пахучие вещества, которые вырабатываются эфиромасличными растениями и обусловливают их запах и практическую ценность. Вообще летучие активные вещества растений уже давно и глубоко исследуются. Macлa играют важную роль в испарении и жизненных процессах самих растений и защищают их от болезней. Это многокомпонентные смеси органических соединений, главным образом терпенов и их кислородных производных — спиртов, альдегидов, кетонов, эфиров и др. В настоящее время изучено около 3000 эфиромасличных растений. Выделено и идентифицировано свыше 500 органических и неорганических соединений, число которых в составе одного эфирного масла может варьироваться от 120 до 500. Ни один из искусственно созданных лекарственных препаратов не может сравниться с эфирными маслами таким богатым составом, широким спектром действия и отсутствием побочных явлений. Поскольку эфирные масла содержат сотни компонентов, их химический состав может быть очень сложным. Но пусть это не пугает Вас, когда нужно воспользоваться «услугами» того или иного эфирного масла. Если Вы ознакомитесь с основными частями эфирных масел и их свойствами, то будет довольно легко определить главные терапевтические особенности выбранного масла. Однако не следует рассматривать основные части и их свойства в отдельности как единственной основы для применения. В ароматерапии используется масло в целом, как оно есть. Чудодейственный эффект даёт именно совместное взаимодействие всех основных частей. Эфирные масла состоят из химических компонентов, содержащих углерод, водород, кислород. Наиболее важна группа органических молекул. В эфирных маслах это: ►- терпены - углеводороды, содержащие углерод и водород; ►- терпеноиды – окисленные компоненты, содержащие углерод, водород, кислород. |