Примерная программа дисциплины челюстно-лицевая хирургия модуль «челюстно-лицевая и гнатическая хирургия» icon

Примерная программа дисциплины челюстно-лицевая хирургия модуль «челюстно-лицевая и гнатическая хирургия»





НазваниеПримерная программа дисциплины челюстно-лицевая хирургия модуль «челюстно-лицевая и гнатическая хирургия»
Дата28.01.2013
Размер0.63 Mb.
ТипПримерная программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ









УТВЕРЖДАЮ


____________ _____________________

(подпись) (ФИО)

"____" ________ 20.. г.


Вводится в действие с"____" ________ 20… г.




ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

^ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВАЯ ХИРУРГИЯ



МОДУЛЬ «ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВАЯ И ГНАТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ»







Для студентов обучающихся по:




специальности

«Стоматология»













Форма обучения

очная












Москва

2010 г.

^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Цель – подготовка врача стоматолога, способного оказывать помощь пациентам с челюстно-лицевой патологией.


Задачами модуля являются:

- ознакомление с принципами организации и работы отделений хирургической стоматологии, профилактики внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях по профилю хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, создание благоприятных условий лечения и пребывания больных в ЛПУ и условий труда медицинского персонала;

- ознакомление с мероприятиями по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, осуществлением контроля за соблюдением и обеспечением противоэпидемиологических мероприятий;

- освоение методов профилактики стоматологических заболеваний населения, а также предупреждения осложнений в клинике хирургической стоматологии;

- освоение методов диагностики при обследовании больных с заболеваниями, повреждениями, дефектами и деформациями тканей челюстно-лицевой области;

- освоение методов диагностики симптоматических проявлений соматических и инфекционных заболеваний в полости рта у пациентов хирургического стоматологического профиля;

- освоение методов консервативного и хирургического лечения, методов профилактики осложнений при хирургическом лечении, а также реабилитации больных с воспалительными заболеваниями, травмой, новообразований челюстно-лицевой области, заболеваниями парадонта, заболеваниями, повреждениями нервов, дефектами и деформациями тканей челюстно-лицевой области при оказании амбулаторной стоматологической хирургической помощи;

- ознакомление с принципами организации и проведения экспертизы трудоспособности больных стоматологического хирургического профиля;

- ознакомление с делопроизводством в стоматологической хирургической клинике;

- ознакомление с организацией работы с медикаментозными средствами и соблюдением правил их хранения в стоматологической хирургической клинике;

- формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, подготовки рефератов, обзоров по современным научным проблемам в области хирургической стоматологии;

- формирование навыков общения и взаимодействия с коллективом, партнерами, пациентами и их родственниками.


^ 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА

Дисциплина «Челюстно-лицевая хирургия» изучается в девятом и десятом семестрах относится к циклу профессиональных дисциплин образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования по специальности Стоматология.

В состав модуля «Челюстно-лицевая хирургия» входят учебные модули:

- I челюстно-лицевая и гнатическая хирургия,

- II заболевания головы и шеи,

- III онкостоматология и лучевая терапия,

- IV детская челюстно-лицевая хирургия,

- V челюстно-лицевое протезирование

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины

- в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика, педагогика, психология, правоведение, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык)

- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (основы механики, основы лучевой диагностики, информатика, анатомия и топографическая анатомия челюстно-лицевой области, микробиология, вирусология, иммунология, гистология, цитология, нормальная физиология, патологическая анатомия, патофизиология, фармакология

- в цикле профессиональных дисциплин (гигиена, организация здравоохранения, профилактика стоматологических заболеваний, восстановительная медицина, внутренние болезни, хирургические болезни, лучевая диагностика, медицина катастроф, судебная медицина, безопасность жизнедеятельности, детские болезни, генетика, нервные болезни, инфекционные болезни, эпидемиология, дерматовенерология, оториноларингология, офтальмология, пропедевтика стоматологических заболеваний, стоматология профилактическая, стоматология терапевтическая, стоматология ортопедическая.


^ 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЯ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ)

Студент, освоивший учебную программу «Челюстно-лицевая хирургия» по специальности 060105.65 – «Стоматология» с квалификацией врач должен обладать следующими компетенциями:


а) общекультурными (ОК):

способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I);

способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражать свои мысли (ОК-2);

способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике специальности, способен грамотно оформить латинскую часть рецепта (ОК-4);

способен сформировать новые личностные качества: критически относится, обладать гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6);

способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7);

способен к аргументации, ведению дискуссии, к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8);

способен к кооперации с коллегами по работе в коллективе, организовать работу исполнителей (ОК-9);

способен к обучению пациентов правилам медицинского поведения путем использования различных форм и методов обучения, современных информационно-образовательных технологий (ОК-10);

способен соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11);

способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12).


б) профессиональными (ПК):


общепрофессиональные:

способен и готов:

  • провести общеклиническое обследование больного и оформить историю болезни,

  • интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (ПК-1);

  • способен и готов использовать алгоритм постановки предварительного диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) (ПК-2);

способен и готов:

  • применять медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях,

  • использовать технику антропометрии, термометрии, измерения АД, подсчета ЧСС и ЧДД,

  • использовать технику введения воздуховода, промывания желудка,

  • осуществлять уход за больными (ПК-3);

  • способен и готов применять современные принципы и методы асептики и антисептики во избежании инфицирования при работе с медицинским инструментарием, медикаментозными средствами в лабораторно-диагностических и профилактических целях (ПК-4);

  • способен и готов удалить дренажи и тампоны, снять швы с раны, произвести перевязку ран (ПК-5);

способен и готов:

  • провести подкожные и внутримышечные инъекции

  • провести венепункцию, взятие проб крови из вены и внутривенные инъекции; подготовить и заполнить инфузионную систему (ПК-6);

  • способен и готов определить группы крови по АВО, определить резус-принадлежность экспресс-методом, провести пробу на индивидуальную совместимость крови донора и реципиента (ПК-7);

  • способен и готов пользоваться индивидуальным перевязочным пакетом (ПК-8);

  • способен и готов проводить:

  • санитарную обработку лечебных и диагностических помещений лечебных учреждений,

  • дезинфекцию воздуха источником ультрафиолетового излучения,

  • дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария и средств ухода за больными,

  • оценку стерильности материала в биксе (ПК-9);


профилактическая деятельность

  • способен и готов использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-10);

  • способен и готов формировать группы риска по стоматологическим заболеваниям с целью их профилактики (ПК-11).

  • способен и готов к организации проведения первичной профилактики стоматологической заболеваемости в каждой возрастной группе (ПК-12);

  • способен и готов к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья (ПК-13);

  • способен и готов к проведению профилактических мероприятий среди населения, направленных на сохранение структуры твердых и мягких тканей полости рта (ПК-14);

  • способен и готов к проведению стоматологических профессиональных профилактических процедур (ПК-15);

диагностическая деятельность

  • способен и готов к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента (биологическая, медицинская, психологическая и социальная информация), включая данные о состоянии полости рта (ПК-16);

  • способен и готов к интерпретации лабораторных, аппаратных и прочих результатов проведенных исследований (ПК- 17);

  • способен и готов поставить диагноз, с учетом действующей Международной классификацией болезней на основе клинических и лабораторных исследований для пациентов всех возрастов и направлению их к соответствующим специалистам (ПК-18);

  • способен и готов к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов, и в случае необходимости направить пациента к соответствующим специалистам (ПК-19);

  • способен и готов выполнить основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-20);

  • способен и готов анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития болезней, и их влияние на развитие стоматологических заболеваний, оценить функциональные изменения челюстно-лицевого аппарата при различных соматических и инфекционных заболеваниях и патологических процессах (ПК-21);


лечебная деятельность

  • способен и готов осуществлять алгоритм профессиональных действий для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-24);

  • способен и готов анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний, в том числе стоматологических заболеваний (ПК-25);

  • способен и готов к проведению инфильтрационной и проводниковой анестезии в полости рта, назначению медикаментозной терапии до, во время и после стоматологического вмешательства (ПК-26);

  • способен и готов к проведению несложного хирургического лечения заболеваний полости рта у пациентов различного возраста (ПК-31);

  • способен и готов охарактеризовать показания и противопоказания, принципы и методы установки имплантатов (ПК-32);

  • способен и готов провести первую офтальмологическую помощь при экстренных ситуациях, которые могут иметь место в стоматологической практике (ПК-34);

  • способен и готов к осуществлению приемов реанимации и первой помощи при экстренных ситуациях, которые могут иметь место в стоматологической практике (ПК-35);

  • способен и готов применять методы лечебной физической культуры, физиотерапии и курортологии для профилактики и лечения больных, улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия здоровых (ПК- 40);


организационно-управленческая деятельность

  • способен и готов понимать структуру организации медицинской помощи населению и значение стоматологической службы в системе здравоохранения Российской Федерации, роль врача стоматолога в охране здоровья граждан; нормативно правовую базу деятельности врача стоматолога (ПК- 41);

  • способен и готов управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса (ПК- 42);

  • способен и готов осуществлять анализ качества и эффективности своей работы, к анализу показателей деятельности ЛПУ, к использованию современных организационных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в ЛПУ амбулаторного типа (ПК- 43);

  • способен и готов решать вопросы экспертизы трудоспособности пациентов; оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке; способен использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний (ПК- 44);

  • способен и готов определить необходимость направления больного в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ), в Противотуберкулезный диспансер (ПТД) по результатам комплексного обследования (ПК- 45);


научно-исследовательская деятельность

  • способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46);

  • способен и готов к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК- 47);

  • способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48);


психолого-педагогическая деятельность

  • способен и готов к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками, обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49).


^ 4. ОБЪЕМ МОДУЛЯ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

7

8

9

10

Аудиторные занятия (всего)

408

48

72

144

144

В том числе:
















Лекции (Л)

66

2

10

28

26

Практические занятия (ПЗ)

344

46

62

116

118

^ Самостоятельная работа (всего)

204

24

36

72

72

Экзамен

18










18

^ Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

180














^ I. МОДУЛЬ «ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВАЯ И ГНАТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ»

Цель - подготовка врача стоматолога, способного оказать хирургическую помощь пациентам с дефектами и деформациями тканей челюстно-лицевой области, с заболеваниями и повреждениями нервов челюстно-лицевой области, с заболеваниями височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС) и контрактурами нижней челюсти.


Задачи:

- обучение методам обследования больных с заболеваниями и повреждениями нервов челюстно-лицевой области;

- освоение показаний для консервативного и хирургического лечения больных с заболеваниями и повреждениями нервов челюстно-лицевой области;

- обучение составлению плана лечения больных с заболеваниями и повреждениями нервов челюстно-лицевой области;

- освоение методов консервативного и хирургического лечения при оказании помощи больным с заболеваниями и повреждениями нервов челюстно-лицевой области;

- усвоение методов реабилитации больных с заболеваниями и повреждениями нервов челюстно-лицевой области;

- освоение методов диагностики заболеваний височно-нижнечелюстного сустава различного генеза и контрактур нижней челюсти;

- формирование умений по оказанию неотложной помощи больным с - заболеваниями височно-нижнечелюстного сустава различного генеза и контрактур нижней челюсти;

формирование умений по составлению план лечения заболеваний височно-нижнечелюстного сустава различного генеза и контрактур нижней челюсти;

- ознакомление с методами лечения и реабилитации больных с заболеваниями ВНЧС и контрактур;

- обучение методам обследования больных с дефектами и деформациями тканей челюстно-лицевой области;

- усвоение показаний для стоматологического хирургического лечения больных с деформациями и дефектами тканей челюстно-лицевой области;

- обучение составлению плана лечения больных с дефектами и деформациями тканей челюстно-лицевой области в амбулаторно-поликлинических условиях;

- освоение методов пластики местными тканями;

- ознакомление с методами пластики лоскутами на ножке, свободными тканевыми лоскутами, тканями круглого стебельчатого лоскута, лоскутами на микрососудистыми анастомазами;

- ознакомление с ортогнатическим операциями;

- освоение методов оказания помощи больным с дефектами и деформациями тканей челюстно-лицевой области в амбулаторно-поликлинических условиях;

- ознакомление с методами реабилитации больных с дефектами и деформациями тканей челюстно-лицевой области.

-ознакомление с кранио-фациальной патологией.

- ознакомление с основами эстетической хирургии.


В результате освоения модуля «Челюстно-лицевая и гнатическая хирургия» студент должен:


Знать:

- классификацию заболеваний нервов челюстно-лицевой области;

- этиологию и патогенез заболеваний нервов лица, а также роль одонтогенных причин в развитии болевого синдрома;

- сопутствующие заболевания и факторы, влияющие на развитие болевого синдрома в области лица и челюстей;

- диагностику, дифференциальную диагностику заболеваний и повреждений систем тройничного и лицевого нервов;

- показания, противопоказания к проведению различных методов консервативного и хирургического лечения при заболеваниях и повреждениях нервов челюстно-лицевой области;

- основные методы лечения пациентов с заболеваниями нервов челюстно-лицевой области и возможные осложнения;

- принципы послеоперационной реабилитации пациентов с заболеваниями нервов челюстно-лицевой области;

- классификацию заболеваний ВНЧС;

- методы диагностики заболеваний ВНЧС;

- клиническую картину воспалительных и дистрофических заболеваний ВНЧС;

- клиническую картину анкилозов ВНЧС;

- клиническую картину контрактур нижней челюсти;

- показания и противопоказания к консервативным и хирургическим методам лечения при заболеваний ВНЧС;

- методы лечения воспалительных заболеваний ВНЧС;

- методы лечения дистрофических заболеваний ВНЧС;

- методы лечения анкилозов;

- методы лечения контрактур;

- ортопедические методы лечения заболеваний ВНЧС;

- методы профилактики заболеваний ВНЧС.

- принципы диспансеризации больных с заболеваниями ВНЧС;

- этиологию и патогенез, современную классификацию, особенности и возможные осложнения дефектов и деформаций челюстно-лицевой области;

- методы обследования больных с дефектами и деформациями челюстно-лицевой области;

- методы диагностики дефектов и деформаций челюстно-лицевой области;

- клиническую картину врожденных и приобретенных дефектов и деформаций челюстно-лицевой области;

- источники заимствования тканей для восстановительного лечения челюстно-лицевой области;

- основные методы восстановительного лечения челюстно-лицевой области;

- основные методы устранения возрастных изменений кожи лица;

- основные методы устранения врожденных деформаций органов лица;

- весь цикл восстановительного лечения челюстно-лицевой области;

- принципы планирования восстановительных операций в челюстно-лицевой области;

- принципы послеоперационной тактики ведения больного, методов лечения и профилактики осложнений, определение прогноза заболевания.


Уметь:

- поставить диагноз при заболеваниях и повреждениях нервов челюстно-лицевой области;

- осуществлять профилактику развития болевого синдрома в области лица и челюстей;

- оказывать первую врачебную помощь при развитии болевого синдрома;

- составлять план лечения больных с заболевания и повреждения нервов челюстно-лицевой области;

- проводить реабилитацию больных с заболеваниями и повреждениями нервов челюстно-лицевой области в амбулаторно-поликлинических условиях.

- проводить экспертизу трудоспособности у пациентов с заболеваниями и повреждениями нервов челюстно-лицевой области;

- диагностировать заболевания ВНЧС и контрактуры;

- составлять план обследования и лечения больных с заболеваниями ВНЧС и контрактур;

- оказывать неотложные мероприятия при воспалительных заболеваниях ВНЧС;

- проводить меры, направленные на предупреждение развития рецидивов;

- проводить реабилитацию больных с заболеваниями ВНЧС и контрактур в амбулаторно-поликлинических условиях.

- диагностировать дефекты и деформации челюстно-лицевой области;

- составлять план всего цикла восстановительного лечения больных с дефектами и деформациями тканей челюстно-лицевой области;

- поставить диагноз при возрастных изменениях кожи лица и шеи;

- оценивать результаты восстановительных операций в челюстно-лицевой области;

- осуществлять послеоперационную реабилитацию больных с дефектами и деформациями тканей челюстно-лицевой области в амбулаторно-поликлинических условиях.


Демонстрировать способность и готовность (владеть):

- выполнять эндо- и периневральные блокады ветвей тройничного нерва;

- выполнять ушивание линейных ран;

- определить показания к госпитализации больного в специализированный стационар.

- подготовить больного к госпитализации в специализированный стационар.


Объем модуля ^ «ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВАЯ И ГНАТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ» и виды учебной работы


Виды занятий и формы контроля

Объем по семестрам

9

10

Аудиторные занятия (всего)

54

54

В том числе:







Лекции

12

12

Практические занятия (ПЗ)

42

42

^ Самостоятельная работа (всего)

27

27

В том числе:







История болезни

-

6

Реферат

12

9

Работа с компьютерными презентациями

12

9

Вид промежуточного контроля (тестирование)

3

3

Экзамен




18

Общая трудоемкость модуля составляет 180 часов


I - 5.1. Содержание разделов модуля ^ «ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВАЯ И ГНАТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ»


п/п

Название раздела модуля базовой части ФГОС

Содержание раздела

1.

Заболевания и

повреждения нервов челюстно-лицевой

области


Поражение лицевого нерва.

Парез и паралич мимической мускулатуры.

Показания к оперативному лечению (декомпрессия, невролиз, сшивание нерва, фасциальная, мышечная, кожная пластика).

Невралгия ветвей тройничного нерва, клинические проявления, дифференциальная диагностика.

Аурикуло-темпоральный синдром (гемигидроз).

Невралгия языкоглоточного нерва.

Особенности лечения неврологических нарушений челюстно-лицевой области.

Показания к применению хирургического лечения. Диагностическая и лечебная блокады. Химическая невротомия инъекцией алкоголя, хирургические методы лечения, прогноз. Показания к применению физио- и рефлексотерапии.

2.

Воспалительные и дистрофические заболевания височно-нижнечелюстного сустава

Острый и хронический височно-нижнечелюстной артрит (гнойный, негнойный, ревматоидный). Диагноз и лечение. Артрозы (деформирующий, склерозирующий). Клиническая, рентгенологическая и лабораторная диагностика. Медикаментозное, хирургическое и ортопедическое лечение. Синдром болевой дисфункции височно-нижнечелюстного сустава. Проявление, диагностика, лечение. Применение физио- и рефлексотерапии. Показания к ортопедическим методам лечения.

3.

Контрактура нижней челюсти

Причины и виды контрактур (рубцы слизистой оболочки рта, мышц, кожи, костная контрактура). Профилактика, методы консервативного и хирургического лечения. Рассечение и иссечение рубцов, закрытие дефектов, физиотерапия и ЛФК.

4.

Анкилоз височно-нижнечелюстного сустава

Этиология, патогенез, клинические проявления. Исследования подвижности нижней челюсти, рентгенодиагностика. Деформация нижней челюсти при анкилозе, развивающимся в период роста. Профилактика и лечение анкилоза. Основные методы операций. Меры, направленные на предупреждение рецидива. Устранение деформации лица при лечении анкилоза.

Дифференциальная диагностика разных видов стойкого сведения челюстей.

5.

Восстановительная хирургия лица


Задачи восстановительной хирургии челюстно-лицевой области.

Виды дефектов и деформаций лица, причины их возникновения.

Врожденные дефекты, аномалии развития, деформации, связанные с нарушением роста различных участков лица.

Дефекты и деформации челюстно-лицевой области в результате травм, огнестрельных ранений, ожогов, воспалительных заболеваний. Дефекты после удаления опухолей лица и органов полости рта.

Анализ дефекта, оценка анатомических, функциональных и эстетических нарушений. Разработка плана лечения.

Основные методы пластических операций.

6.

Пластика местными тканями,

Пластика местными тканями, взятыми по соседству с дефектом, "лоскутами на ножке", взятыми из близлежащих тканей. Преимущества, недостатки, показания, противопоказания.

Применение типичных способов пластики местными тканями для устранения дефектов губ и приротовой области. Замещение дефектов губ лоскутами со щек, с области носогубных борозд, с другой губы, укорочения уздечки губы и языка.

Математическое обоснование планирования пластических операций местными тканями (А.А. Лимберг). Применение симметричных, несимметричных и сочетанных фигур.

7.

Пластика лоскутами тканей из отдаленных участков.

Пластика лоскутами тканей из отдаленных участков. Разработка и внедрение в практику круглого стебельчатого лоскута (лоскута В.П.Филатова). Биологическое обоснование его применения. Использование круглого стебельчатого лоскута для замещения дефектов различных отделов лица и органов полости рта.

Формирование носа из тканей круглого стебельчатого лоскута по методу Ф.М.Хитрова.

8.

Пластика с применением свободной пересадки тканей.


Пластика с применением свободной пересадки тканей. Современные представления о биологических процессах, происходящих при свободной пересадке тканей и органов.

Возможности применения ауто-, аллотрансплантации различных тканей, имплантатов, эндопротезов в челюстно-лицевой хирургии.

Свободная пересадка кожи. Биологическое обоснование. Применение для устранения раневых и гранулирующих поверхностей на лице и в полости рта различных видов кожных лоскутов (тонкий, расщепленный, во всю толщину).

Пересадка хряща в качестве опорного материала и для исправления контуров разных участков лица. Применение аутохряща, трупного консервированного хряща.

9.

Применение сложных тканевых комплексов

Применение сложных тканевых комплексов на микрососудистом анастомозе.

Виды лоскутов. Характеристика донорских зон. Показания, противопоказания, преимущества, недостатки. Возможности метода.

10.

Применение имплантатов в челюстно-лицевой хирургии

Применение материалов (биокомпозитов) в восстановительной хирургии лица.

Контурная пластика для исправления наружных очертаний лица при его дефектах и деформациях.

11.

Костная пластика челюстей.

Костная пластика челюстей. Виды и причины дефектов нижней челюсти. Показания к костной пластике. Биологическое обоснование костной пластики.

Виды трансплантатов. Возможности применения консервированной кости и методы консервации.

Пересадка аутокости для устранения дефектов нижней челюсти.

Подготовка к операции.

Методы фиксации трансплантатов и фрагментов нижней челюсти при костно-пластических операциях (титановые минипластины, титановые реконструктивные штанги, металл с памятью формы, спленты,позиционеры, бимаксилярные назубные шины, внеротовые аппараты).

Послеоперационное ведение больного, его реабилитация.

Особенности костной пластики нижней челюсти при свежих огнестрельных ранениях и удалении опухолей (первичная костная пластика).

Комбинированная костная пластика.

12.

Гнатическая хирургия


Хирургическое лечение деформации челюстей.

Аномалии развития и деформации челюстей.

Основные виды деформаций челюстей: недоразвитие (микрогнатия) или чрезмерное развитие (макрогнатия) верхней или нижней челюсти или отдельных их участков (прогнатия и ретрогнатия), открытый прикус.

Клинические проявления дефектов и деформаций, функциональные и эстетические нарушения. Показания к хирургическому лечению.

Анализ деформации, уточненная диагностика с помощью телерентгенографии.

Основные методы операций для исправления размеров и формы нижней челюсти.

Оперативное исправление формы и положения верхней челюсти.

Особенности оперативной техники, иммобилизации и послеоперационного ведения, протезирования и реабилитации больных после вмешательства по поводу деформаций челюстей.

Контурная пластика для исправления формы лица и челюстей.

13.

Эстетическая хирургия

Определение эстетической хирургии

Эстетические пропорции лица.

Показания и противопоказания к эстетическим операциям на лице.

Морщины лица и шеи. Клиника, диагностика, классификация, лечение.

Деформации ушных раковин. Клиника, диагностика, классификация, лечение.

Деформации носа. Врожденные и приобретенные. Клиника, диагностика, классификация, лечение.

14.

Врожденная патология кранио-фасциальной области

Классификация, клиника, диагностика, показания к лечению. Виды оперативных вмешательств.


I - 5.2. Разделы модуля и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


п/п

Название

обеспечиваемых

(последующих)

дисциплин

№ № разделов данного модуля, необходимых для изучения обес последующих дисциплин, послевузовского образования

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

Стоматология

клиническая

+

+

+

+




























2

Интернатура по стоматологии общей практики

+

+

+

+




























3

Ординатура по стоматологии хирургической

+

+

+

+

+

+

+

+
















4

Ординатура по челюстно-лицевой хирургии

+




+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


I – 5.3. Разделы модуля «^ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВАЯ И ГНАТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ» и виды занятий

I - 5.4. Лекции


Название тем лекций базовой части модуля по ФГОС

Объем по семестрам

9

10



Височно-нижнечелюстной сустав. Методы обследования.

2






Воспалительные и дистрофические заболевания височно-нижнечелюстного сустава.

2






Анкилозы. Классификация. Дифференциальный диагноз.

2






Введение в челюстно-лицевую хирургию. Задачи и особенности восстановительной лечения в челюстно-лицевой области.

2






Виды дефектов и деформаций челюстно-лицевой области. Планирование восстановительного лечения.

2






Использование имплантатов в челюстно-лицевой хирургии.

2






Принципы пластики местными тканями и лоскутами на питающей ножке.




2



Принципы оперативных вмешательств с наложением микрососудистых анастомозов.




2



Оперативные вмешательства при врожденных и приобретенных деформациях челюстных костей.




2



Кранио-фасциальные операции. Показания, противопоказания, общие принципы.




2



Возрастные изменения тканей лица и шеи. Операции, проводимые на мягких тканях на лице и шеи по эстетическим показаниям




2



Эстетические операции при врожденных деформациях носа и ушных раковин.




2

Общая трудоемкость лекций модуля составляет

24 часа


^ I - 5.5. Практические занятия


Название тем занятий и формы контроля базовой части модуля по ФГОС

Объем по семестрам

9

10

1.

Клиника, дифференциальная диагностика заболеваний и повреждений лицевого нерва. Методы лечения, показания противопоказания.

6




2.

Неврит (невропатия) и невралгия тройничного нерва. Классификация, диагностика и лечение.

6




3.

Этиология, клиника, диагностика, лечение острых и хронических артритов ВНЧС

6




4.

Этиология, клиника, диагностика, лечение дистрофических заболеваний ВНЧС

6




5.

Этиология, клиника, диагностика, хирургические методы лечения анкилозов ВНЧС. Контрактура.

6




6.

Методики пластики местными тканями. Осложнения. Меры профилактики.

6




7.

Лоскуты на питающей ножке. Виды, показания и противопоказания к использованию. Осложнения в до- и послеоперационных периодах.

6




8.

Устранение дефектов и деформаций тканей челюстно-лицевой области тканями круглого стебельчатого лоскута. Осложнения.




6

9.

Свободная кожная пластика. Пересадка кости, хряща, фасций. Способы фиксации.

Преимущества и недостатки.




6

10.

Лоскуты на микрососудистом анестомозе, применяемые в челюстно-лицевой хирургии. Показания, противопоказания.




6

11.

Приобретенные и врожденные деформации скуло-орбитального комплекса и носа. Клиника, дифференциальная диагностика. Показания и противопоказания к операциям. Осложнения. Меры профилактики.




6

12.

Врожденные и приобретенные деформации нижней челюсти. Клиника, диагностика. Осложнения до и после операций.




6

13.

Врожденные и приобретенные деформации верхней челюсти. Клиника, диагностика. Осложнения во время и после операций.




6

14.

Защита историй болезни.




6


I - 5.7.Лабораторные работы – не предусмотрены


I - 5.8.Семинары – не предусмотрены


I - 5.9. Самостоятельная работа


Самостоятельная работа (всего)

Семестры

9

10

^ В том числе:







Оформление историй болезни

-

6

Реферат

12

9

Работа в компьютерном классе по обучающим программам

12

9

Вид промежуточного контроля (тестирование)

3

3


^ I - 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ «ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВАЯИ ГНАТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


^ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ


1. ОСHОВHОЙ СИМПТОМ HЕВРИТА ТРОЙHИЧHОГО HЕРВА

  1. спазм мимической мускулатуры

  2. длительные парестезии +

  3. длительные ноющие боли

  4. кpатковpеменные парестезии

  5. сильные кpатковpеменные пpиступообpазные боли



^ 2. ОСНОВНОЙ СИМПТОМ НЕВРАЛГИИ ТРОЙНИЧНОГО НЕРВА

  1. симптом Венсана

  2. длительные парестезии

  3. длительные ноющие боли

  4. кpатковpеменные парестезии

  5. сильные кpатковpеменные пpиступообpазные боли +


^ 3. БОЛИ ПРИ HЕВРАЛГИИ I ВЕТВИ ТРОЙHИЧHОГО HЕРВА РАСПРОСТРАHЯЮТСЯ

  1. в нижней трети лица

  2. в сpедней трети лица

  3. по всему лицу

  4. в веpхней тpети лица +

  5. в затылочной области



^ 4. БОЛИ ПРИ HЕВРАЛГИИ II ВЕТВИ ТРОЙHИЧHОГО HЕРВА РАСПРОСТРАHЯЮТСЯ

  1. в нижней трети лица

  2. в сpедней трети лица +

  3. по всему лицу

  4. в веpхней тpети лица

  5. в затылочной области


^ 5. БОЛИ ПРИ HЕВРАЛГИИ III ВЕТВИ ТРОЙHИЧHОГО HЕРВА РАСПРОСТРАHЯЮТСЯ

  1. в нижней трети лица +

  2. в сpедней трети лица

  3. по всему лицу

  4. в затылочной области

  5. в веpхней тpети лица


^ 6. ОСТРЫЙ АРТРИТ ВHЧС HЕОБХОДИМО ДИФФЕРЕHЦИРОВАТЬ С

  1. остpым отитом +

  2. остpым гайморитом

  3. околоушным гипеpгидpозом

  4. пеpеломом веpхней челюсти

  5. флегмоной поднижнечелюстной области


^ 7. ДИАГНОЗ АРТРИТА ВHЧС СТАВЯТ НА ОСНОВАНИИ

  1. данных клинического анализа крови

  2. ЭОД

  3. кожных проб

  4. клинико-рентгенологического исследования +

  5. данных синциаграфии


^ 8. ЛЕЧЕHИЕ КОHТРАКТУР HИЖHЕЙ ЧЕЛЮСТИ

  1. комплексное +

  2. хиpуpгическое

  3. консеpвативное

  4. физиотеpапевтическое

  5. гомеопатическое


^ 9. Деформация костных суставных элементов ВНЧС на рентгенограмме является диагностическим признаком

  1. острого неспецифического артрита

  2. синдрома болевой дисфункции

  3. вывиха ВНЧС

  4. остеоартроза +

  5. калькулезного сиалоаденита


^ 10. К внутрисуставному диску и капсуле ВНЧС прикрепляется

  1. жевательная мышца

  2. глубокие слои височной мышцы

  3. латеральная крыловидная мышца +

  4. медиальная крыловидная мышца

  5. двубрюшная мышца


^ 11. ПЛАСТИКУ ВСТРЕЧHЫМИ ТРЕУГОЛЬHЫМИ ЛОСКУТАМИ ПО ЛИМБЕРГУ ИСПОЛЬЗУЮТ ПРИ

  1. коpоткой уздечке языка +

  2. линейных звездчатых pубцах

  3. обшиpных дефектах костей лица

  4. обшиpных дефектах мягких тканей

  5. дефект концевого отдела носа


^ 12. ПРИ ВЫКРАИВАHИИ ЛОСКУТА HА HОЖКЕ СООТHОШЕHИЕ ЕГО ШИРИHЫ К ДЛИHЕ ДОЛЖHО БЫТЬ

  1. 1:3 +

  2. 1:4

  3. 31:5

  4. 1:8

  5. 2:3


13. ТОЛЩИHА ПОЛHОСЛОЙHОГО СВОБОДHОГО КОЖHОГО ЛОСКУТА СОСТАВЛЯЕТ

  1. 0.2-0.4мм

  2. 0.5-0.6мм

  3. 0.6-0.7мм

  4. 0.8-1мм +

  5. 1-1.5мм


^ 14. ПОКАЗАHИЕМ ДЛЯ ПРОВЕДЕHИЯ ПЕРВИЧHОЙ КОСТHОЙ ПЛАСТИКИ ЯВЛЯЕТСЯ ДЕФЕКТ ЧЕЛЮСТИ ПОСЛЕ

  1. пеpиостита

  2. секвестpэктомии

  3. постлучевой некpэктомии

  4. склерозирующей терапии

  5. удаления добpокачественных опухолей +


^ 15. АHАТОМИЧЕСКИЕ HАРУШЕHИЯ ВЕРХHЕЙ ЧЕЛЮСТИ ПРИ ВЕРХHЕЙ РЕТРОГHАТИИ

  1. недоpазвитие

  2. смещение кзади +

  3. чpезмеpное pазвитие

  4. несимметpичная дефоpмация

  5. сагиттальный сдвиг



^ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1

Больной, 55 лет, обратился в клинику с жалобами на приступообразные боли в левой половине лица, возникающие при прикосновении к левой щеке рукой, полотенцем, одеждой и т.п. и продолжающиеся в течение 3-4 секунд, боли жгучего хаpактеpа, pаспpостpаняются в висок, затылок. Из анамнеза выяснено, что два месяца назад перенес ОРВИ с высокой темпеpатуpой, чеpез две недели после начала ОРВИ возник первый пpиступ боли в левой половине лица пpодолжительностью 1-2 секунды, затем пpиступы стали длиться до 1 минуты. К врачу обратился впервые. Из перенесенных заболеваний указывает на детские инфекции, простудные заболевания. Общее состояние удовлетворительное. При осмотре лицо несколько асимметрично за счет отечности левой половины. Пальпация точек выхода II-ой (инфраорбитальное отверстие) и III-ей (ментальное отверстие) ветвей тройничного нерва на лицо более болезненна слева. При пальпации щечной области слева начинался приступ боли длительностью 3 секунды. Полость рта санирована, патологических изменений не выявлено.

Вопросы:

  1. Проведите обоснование диагноза?

  2. Поставьте диагноз?

  3. Наметьте план лечения?

  4. Имела ли значение перенесенная ОРВИ для возникновения данного заболевания?

  5. Является ли отечность половины лица патогномоничным признаком для невралгии II-III ветви тройничного нерва?


Ответы 1

  1. Жалобы больного на приступообразные жгучие боли, возникающие при прикосновении, вероятно, к “курковым” зонам на коже лица слева, начало заболевания (после перенесенного ОРВИ) и данные анамнеза свидетельствуют о невралгии II-III ветвей тройничного нерва.

  2. Диагноз: невралгия II-III ветвей тройничного нерва слева.

  3. Следует провести обследование больного у невропатолога, отоларинголога и терапевта. При выявлении органической патологии лечение должно быть комплексным. Назначаются противоэпилептические средства (тигретол, суксилен, финлепсин, ривотрил, морфолен, триметин, клоноцепам), витамины группы “В”, биогенные стимуляторы, антигистаминные препараты и т. п., физиолечение.

  4. Вероятнее всего ОРВИ явилась одним из этиологических моментов в возникновении невралгии. В настоящий момент доказана вирусная теория в этиологии данного заболевания. На этом основана необходимость назначения противовирусных препаратов в комплексном лечении невралгий.

  5. Не является.


Задача 2

Больная, 43 лет, обратилась в клинику с жалобами на боли в области верхней челюсти слева, иррадиирующие в затылочную, височную области и в область глаза слева. Боли кратковременные, 2-3 секунды, интенсивные, рвущие, самопроизвольные. Из анамнеза выяснено, что больна в течении двух лет, лечилась у невропатолога по месту жительства по поводу невралгии тройничного нерва, эффекта не отмечает. Направлена на консультацию к стоматологу. Из перенесенных заболеваний указывает на детские инфекции, простудные заболевания, аппендэктомию в 1978 году. Общее состояние удовлетворительное. Конфигурация лица не изменена, отмечается пастозность и небольшая гиперемия подглазничной и щечной областей слева, гиперестезия. В полости рта зубы верхней челюсти справа интактные, перкуссия их безболезненная. При пальпации переходной складки в области 2.4, 2.5 начинается болевой приступ продолжительностью 3 секунды.


Вопросы:

  1. Проведите обоснование диагноза?

  2. Поставьте диагноз?

  3. Наметьте план лечения?

  4. Чем обусловлена необходимость консультации больной у стоматолога?

  5. Имеет ли значение в описанной клинической ситуации, то что больная перенесла аппендэктомию?


Ответы 2

  1. Жалобы больной на приступообразные рвущие боли, данные анамнеза (лечилась у невропатолога по поводу невралгии тройничного нерва слева), наличие “курковой” зоны на слизистой оболочке по переходной складке в области 2.4, 2.5 зубов и гипестезия щечной области слева свидетельствуют о невралгии II ветви тройничного нерва слева.

  2. Диагноз: невралгия II ветви тройничного нерва слева.

  3. Следует провести обследование больной у невропатолога, отоларинголога и терапевта. При выявлении органической патологии лечение должно быть комплексным. Назначаются противоэпилептические средства (тигретол, суксилен, финлепсин, ривотрил, морфолен, триметин, клоноцепам), витамины группы “В”, биогенные стимуляторы, антигистаминные препараты и т. п., физиолечение.

  4. Консультация подобных больных стоматологом необходима для обследования челюстно-лицевой области с целью выявления заболеваний, являющихся причиной развития вторичных (симптоматических) невралгий ветвей лицевого нерва, а также заболеваний, имеющих сходные клинические симптомы.

  5. Не имеет.


Задача 3

Больная, 35 лет, обратилась в клинику с жалобами на сильные, приступообразные, самопроизвольные боли в области 1.4 зуба, иррадиирующие в верхнюю челюсть справа. Из анамнеза выяснено, что в течение года больной удалили 1.7, 1.5, 1.3, 1.2 зубы по поводу периодонтита, возникшего сразу же после лечения пульпита. Но интенсивные болевые приступы начинались то в одном, то в другом зубе и в настоящий момент она связывает их с 1.4 зуба. Из перенесенных заболеваний отмечает детские инфекции, ОРВИ, сердечно-сосудистую дистонию. Общее состояние удовлетворительное. Конфигурация лица не изменена, пальпация в области инфраорбитального отверстия справа слабо болезненна. В полости рта патологических изменений не определяется. Зуб 1.4 интактный, перкуссия безболезненна, при рентгенологическом обследовании в периапекальной области 1.4 зуба патологии не обнаружено.

Вопросы:

  1. Проведите обоснование диагноза?

  2. Поставьте диагноз?

  3. Наметьте план лечения?

  4. Достаточно ли сведений для постановки диагноза?

  5. Между какими заболеваниями следует проводить дифференциальную диагностику?



Ответы 3

  1. На основании жалоб больной на приступообразные боли в зоне иннервации II ветви тройничного нерва справа, данных анамнеза (удаление 1.7, 1.5, 1.3, 1.2 зубов) можно предположить невралгию II ветви тройничного нерва справа.

  2. Диагноз: невралгия II ветви тройничного нерва справа.

  3. Следует провести обследование больной у невропатолога, отоларинголога и терапевта. При выявлении органической патологии лечение должно быть комплексным. Назначаются противоэпилептические средства (тигретол, суксилен, финлепсин, ривотрил, морфолен, триметин, клоноцепам), витамины группы “В”, биогенные стимуляторы, антигистаминные препараты и т. п., физиолечение.

  4. Не достаточно. Нет сведений о продолжительности и внезапности возникновения болевых приступов, их частоте и связи с какими-либо провоцирующими факторами, о наличии зон парэстезии, о наличии триггерных зон, нет данных ЭОД 1.4 зуба, нет сведений о R-ком обследовании верхнечелюстных пазух.

  5. Невралгия II ветви тройничного нерва, острый или обострение хронического пульпита, острый периодонтит, острый верхнечелюстной синусит.


Задача 4

Больной, 37 лет, обратился с жалобами на постоянные ноющие боли в области нижней челюсти справа, онемение в области нижней губы справа. Из анамнеза выяснено, что боли появились месяц назад после лечения 4.6 зуба по поводу пульпита. Конфигурация лица не изменена, определяется участок гипестезии в области нижней губы справа. При рентгенологическом исследовании нижней челюсти справа отмечается рентгеноконтрастная тень, размером 0,2х0,1 см., в нижнечелюстном канале ниже дистального корня 4.6 зуба.

Вопросы:

  1. Проведите обоснование диагноза?

  2. Поставьте диагноз?

  3. Наметьте план лечения?

  4. Какие условия необходимо соблюдать для профилактики подобного осложнения?

  5. Перечислите основные этапы хирургического вмешательства, которое может быть показано в данном случае?


Ответы 4

    1. На основании анамнеза о постоянных болях, появившихся после лечения 4.6 зуба по поводу пульпита и данных рентгенологического исследования, свидетельствующих о наличии пломбировочного материала в нижнечелюстном канале справа, можно предположить неврит III ветви тройничного нерва справа.

    2. Диагноз: неврит III ветви тройничного нерва справа.

    3. Лечение комплексное: физиотерапия, иглорефлексотерапия. Назначение витаминов группы “В”, обезболивающих и антигистаминных препаратов. При безуспешности консервативного лечения - операция удаления пломбировочного материала из нижнечелюстного канала с вероятным удалением 4.6 зуба.

    4. Необходимо тщательно выполнить требования, предъявляемые на каждом этапе эндодонтического лечения: аккуратно пользоваться эндодонтическим инструментарием, использовать глубиномеры, контролировать количество вводимого в каналы пломбировочного материала. На каждом этапе эндодонтического лечения необходимо осуществлять рентгенологический контроль.

    5. После анестезии выкраивается полуовальный или трапециевидный слизисто-надкостничный лоскут, обращенный основанием к переходной складке с вестибулярной стороны альвеолярной части нижней челюсти на уровне 4.5- 4.7 зубов. Бором перфорируется, а затем удаляется компактная пластинка в проекции пломбировочного материала. Осторожно удаляя губчатую кость, обнаруживают и убирают пломбировочный материал. Костный дефект возможно заместить биосинтетическим остеоиндуктивным материалом. Рану ушивают.


Задача 5

Больной, 20 лет, обратился с жалобами на чувство онемения в области нижней губы слева, постоянные ноющие боли в области нижней челюсти слева. Из анамнеза выяснено, что месяц назад появились боли после сложного удаления 3.8 зуба (с использованием бормашины). Отмечается отсутствие чувствительности в области нижней губы слева. В полости рта лунка 3.8 зуба эпителизирована, воспалительных явлений не определяется. При рентгенологическом исследовании тела и ветви нижней челюсти слева выявляется тень лунки удаленного 3.8 зуба, доходящая до нижнечелюстного канала, отсутствие костной перегородки между лункой и нижнечелюстным каналом.

Вопросы:

  1. Проведите обоснование диагноза?

  2. Поставьте диагноз?

  3. Наметьте план лечения?

  4. Какие из перечисленных признаков подтверждают причинно-следственную связь между проведенным вмешательством и возникшим в последствии заболеванием?

  5. Показано ли в данном конкретном случае проведение алкоголизации в области III ветви тройничного нерва?


Ответы 5

    1. Жалобы больного на онемение в зоне иннервации нижнечелюстного нерва слева, постоянную ноющую боль в области нижней челюсти слева и анамнеза (сложное удаление 3.8 зуба) свидетельствуют о возможности развития неврита III ветви тройничного нерва слева.

    2. Диагноз: неврит III ветви тройничного нерва слева.

    3. Лечение комплексное. Назначаются витамины группы ”В”, физиотерапия, противовоспалительные, седативные и обезболивающие средства.

    4. Причинно-следственную связь подтверждают рентгенологические признаки: тень лунки удаленного зуба прилежит к теми нижнечелюстного канала, а также отсутствие костной перегородки между лункой и каналом.

    5. Ни в данном случае, ни вообще при невритах алкоголизацию проводить категорически не показано, так как это деструктивный метод. Поэтому вследствие его проведения явления неврита усиливается.


Задача 6

Больной, 20 лет, обратился с жалобами на невозможность открывания рта, постепенно развивающегося с детского возраста, когда перенес отит. С 13-14 лет заметил асимметрию лица. Болели зубы, стоматолог отказывался лечить из-за невозможности открыть рот.

^ Вопросы и задания:

  1. О каком заболевании можно думать на основании жалоб и анамнеза?

  2. Какие дополнительные методы обследования необходимо использовать для постановки диагноза и составления плана лечения?

  3. Проведите дифференциальную диагностику.

  4. Опишите клинико-рентгенологическую картину.

  5. Методы лечения в данном случае?


Ответы 6

  1. На основании жалоб и анамнеза можно предположить у больного анкилоз ВНЧС.

  2. Для постановки диагноза и составления плана лечения необходимо провести рентгенологическое обследование ВНЧС, компьютерную томографию лицевого черепа, а также линейные измерения размеров тела и ветви нижней челюсти сравнительно справа и слева.

  3. Необходимо проводить дифференциальную диагностику с мышечной контрактурой, деформирующим артрозом и анкилозом ВНЧС.

  4. Клинически отмечается искривление нижнего отдела лица за счет деформации и уменьшения в размерах правой половины нижней челюсти. Средняя линия подбородка смещена вправо. На коже щечной и поднижне-челюстной областей ряд втянутых рубцов. При обследовании движений головок ВНЧС через наружные слуховые проходы слева отмечаются слабые движения, справа - движения отсутствуют. Прикус перекрестный. При рентгенологическом обследовании ВНЧС справа и слева (для сравнения), слева отмечается суставная головка, суставная впадина и суставной бугорок хорошо контурированы. Справа суставная головка, суставная впадина и суставной бугорок слиты в единый костный массив, полулунная вырезка ветви нижней челюсти резко сужена, ветвь челюсти укорочена, угол челюсти деформирован в виде шпоры.

  5. Консервативное лечение – механотерапия, физиолечение с гидрокортизоном и лидазой. Хирургическое лечение – остеотомия в области шейки суставного отростка или верхней трети ветви н/ч с интерпозицией между фрагментами мягких тканей с целью формирования ложного сустава, артропластика ортотопическим гомотрансплантатом или имплантатом.


Задача 7

Больной, 18 лет, обратился с жалобами на резкое ограничение открывания рта. Стоматолог не может производить санацию полости рта. В раннем детстве перенес остеомиелит тела нижней челюсти. В настоящее время выражена деформация нижнего отдела лица. Прикус перекрестный.

Вопросы и задания:

  1. О каких видах патологии ВНЧС можно думать?

  2. Перечислите методы обследования, необходимые для уточнения диагноза.

  3. Опишите возможные варианты лечения.

  4. В какой последовательности должна проводиться санация полости рта?

  5. Какой вид обезболивания можно применить при оперативном лечении в данном случае?

Ответы 7

  1. На основании жалоб и анамнеза можно предположить у больного анкилоз ВНЧС.

  2. Рентгенологическое обследование ВНЧС, компьютерную томографию лицевого черепа, а также линейные измерения размеров тела и ветви нижней челюсти сравнительно справа и слева.

  3. При лечении фиброзного анкилоза ВНЧС возможны варианты:

  4. Консервативного лечения - активная механотерапия аппаратами типа Дарсисака, физиолечение с гидрокортизоном или лидазой, но эта попытка может быть малоэффективной. Необходимы хирургические методы лечения. Выбор хирургического метода лечения зависит степени и возможности открывания рта, характера деформации и размеров нижней челюсти. Мы стремимся к созданию нового или ложного сустава ближе к естественному, а также восстановлению нормального прикуса. Для этого осуществляется остеотомия в области шейки суставного отростка или верхней трети ветви нижней челюсти с интерпозицией между фрагментами мягких тканей круглого стебельчатого лоскута (его соединительнотканной основы - метод Лимберга), интерпозиция с помощью колпачков, обработка концов фрагментов по Великановой. Однако методом выбора в настоящее время является артропластика ортотопическим гомотрансплантатом нижней челюсти - суставной головки вместе с ветвью челюсти, что позволяет одномоментно восстановить сустав и удлинить ветвь челюсти (по Н.А.Плотникову):

– хирургическое лечение анкилоза ВНЧС,

– консультация ортодонта,

– терапевтическое и хирургическое лечение зубов,

– ортодонтическое и (или) ортопедическое лечение.

  1. Проводниковая анестезия внеротовым доступом или общее обезболивание.


Задача 8

После ожога кислотой у больной, 40 лет, определяются множественные рубцы слизистой оболочки щечной области справа, приведшие к ограничению открывания рта. Установлен диагноз - рубцовая контрактура нижней челюсти справа (мукозогенная).

Вопросы и задания:

  1. Поставьте диагноз.

  2. Наметьте план хирургического лечения.

  3. Назовите варианты пластики.

  4. Перечислите возможные осложнения оперативного лечения?.

  5. Методы послеоперационного ведения?


Ответы 8

  1. Мукозогенная контрактура нижней челюсти.

  2. Принцип хирургического вмешательства – рассечение рубцов с пластическим замещением образовавшегося дефекта.

  3. Свободная пересадка кожи, пластика местными тканями.

  4. Непосредственно во время хирургического вмешательства – кровотечение, недостаток пластического материала. В ближайшем послеоперационном периоде возможно инфицирование, ишемия или некроз пересаженных тканей. Отдалённые осложнения – рубцовая деформация.

  5. В послеоперационном периоде рекомендуется механотерапия, физиотерапия.



Задача 9

Больной К., 52 лет, обратилась с жалобами на боли в ВНЧС справа, которая возникла 3 недели назад после гриппа. Сначала возникло щелканье, затем боль. Объективно; гиперемия, отек в области сустава справа. Региональные лимфатические узлы увеличены и болезненны. На томограмме костные структуры без изменения, суставная щель справа расширена.

Вопросы и задания:

  1. Поставьте диагноз.

  2. Проведите дополнительные лабораторные методы обследования.

  3. Предложите план лечения.

  4. Назначьте медикаментозное лечение.

  5. Показана ли физиотерапия этой больной?


Ответы 9

  1. Острый артрит ВНЧС справа.

  2. Рентгенография ВНЧС, анализ крови на наличие ревматоидных факторов

  3. Для снятия воспалительных явлений назначается антибактериальная терапия, после стихания воспалительных явлений физиотерапия. Щадящая диета.

  4. Противовоспалительнапя, антибактериальная, антигистаминная медикаментозная терапия.

  5. Не показана. Физиотерапевтическое лечение возможно проводить после стихания острых воспалительных процессов.


Задача 10

Больная П., 23 лет поступила с жалобами на боли, тугоподвижность и щелканье в ВНЧС с двух сторон. Утром открывание рта ограниченно. Из анамнеза 12 месяцев назад проводилось лечение по поводу ревматоидного артрита коленных суставов. Состав крови в пределах нормы. Объективно: наблюдается отечность и гиперемия в области суставов. На томограмме суставные щели расширены.

Вопросы и задания:

  1. Поставьте предварительный диагноз.

  2. Какие дополнительные методы обследования необходимо провести?

  3. Консультация какого смежного специалиста необходима пациентке?

  4. Предложите план лечения.

  5. Назовите возможные осложнения заболевания.


Ответы 10

  1. Хронический двусторонний ревматоидный артрит в стадии обострения.

  2. Анализ крови на наличие ревматоидных факторов. Рентгенография ВНЧС.

  3. Необходима консультация ревматолога.

  4. Противовоспалительная терапия (НПВС), физиотерапия, мазевые повязки.

  5. При отсутствии лечения возможно возникновение анкилоза ВНЧС.


Задача 11

Больной, 24 лет, поступил в клинику через 30 часов после укуса собаки. Имеется дефект нижней губы справа, размером 4,0х3,0 см., откол коронок 4.2, 3.1, подвижность 4.1, отсутствие 3.2.

Вопросы и задания:

  1. Поставьте диагноз.

  2. Составьте план лечения.

  3. Имеет ли значение для составления плана лечения состояние 4.2, 4.1,3.1, 3.2?


Ответы 11

  1. Посттравматический дефект нижней губы (укушенная рана). Травматический откол коронковой части 4.2, 3.1. Подвывих 4.1. Полный вывих 3.2.

  2. Тщательная антисептическая и хирургическая обработка раны до кровоточащих тканей. Выполняются дугообразные разрезы слизистой оболочки с дополнительными разрезами в виде “Z” у основания этих разрезов. Таким образом, восстанавливается внутренняя выстилка и красная кайма губы. Накладываются кетгутовые швы на мышечный слой, наружная рана закрывается перемещением двух встречных треугольных лоскутов с углами боковых разрезов 30 и 90, выкроенных в области подбородка, т.е. у нижнего края раны. Депульпирование 4.2, 4.1, наложение гладкой короткой шины от 4.3 до 3.3 для удержания 4.1. Необходимо провести курс прививок антирабической сыворотки.

  3. Для составления плана лечения по поводу дефекта нижней губы состояние 4.2, 4.1, 3,1, 32имеет значение: острые края 4.2, 4.1 должны быть устранены, подвижный 3.1 должен быть фиксирован к соседним зубам.


Задача 12

У больного, 55 лет, имеется дефект мягких тканей лобной области после ожога III степени. Верхняя граница дефекта начинается от начала волосистой части головы, боковые границы - в месте перехода лобной области в височные, нижняя граница - в области надбровья. Глубина дефекта на уровне кожи и подкожно-жировой клетчатки.

Вопросы

  1. Какой вид хирургического лечения показан в данном случае?

  2. Имеет ли значение давность образования дефекта для предстоящей операции?


Ответы 12

  1. В данном случае для устранения дефекта тканей лобной области показано закрытие свободным кожным трансплантатом, взятым с живота или плеча.

  2. Гранулирующую поверхность после ожогов III степени желательно закрывать как можно раньше


Задача 13

Больной, 35 лет, обратился в клинику с жалобами на затрудненное пережевывание пищи, невнятность речи, деформацию нижнего отдела лица справа. Из анамнеза выяснено, что два года назад получил огнестрельное ранение нижнего отдела щечной области справа, лежал в госпитале. Рана мягких тканей полностью зарубцевалась, однако остался дефект в области тела нижней челюсти справа. Из перенесенных заболеваний отмечает детские инфекции. При осмотре на коже выявляется втянутый рубец в правом поднижнечелюстном треугольнике, подвижный. Открывание рта в полном объеме, однако отмечается нарушение прикуса из-за смещения фрагментов нижней челюсти вправо. При рентгенологическом исследовании нижней челюсти обнаружен дефект тела нижней челюсти справа, размером 3,0-3,5 см. в области отсутствующих 4.6, 4.5. Края костных фрагментов склерозированы и смещены.

Вопросы и задания:

  1. Составьте план лечения больного.

  2. Какие требования необходимо выполнить для снижения вероятности отторжения костного трансплантата в послеоперационном периоде?


Ответы 13

  1. План лечения: а) клинико-рентгенологическое обследование, обратить внимание на состояние пульпы зубов, граничащих с дефектом нижней челюсти справа; б) анализ состояния мягких тканей в области дефекта нижней челюсти справа. Достаточно ли их для создания хорошего ложа костного трансплантата? в) решить вопрос, откуда взять костный трансплантат (аутопластика: ребро, гребешок подвздошной кости) или гомотрансплантат? г) какой метод фиксации фрагментов нижней челюсти предпочтителен в данном случае?

  2. Для успешного лечения и положительного исхода операции костной пластики нижней челюсти справа необходимо обеспечить хорошо выраженную муфту мягких тканей, ложе для трансплантата; рациональную фиксацию фрагментов нижней челюсти с хорошим послеоперационным уходом больного (питание, уход за шинами). Динамическое наблюдение на протяжении 1,5-2,0 месяцев.


Задача 14

Больная, 22 лет, обратилась с жалобами на косметический дефект вследствии деформации нижней половины лица, затруднения при откусывании пищи, нарушение речи. При обследовании выявляется выступание верхней челюсти вперед по отношению к нормально развитой нижней челюсти. Передняя группа зубов на верхней челюсти выступает вперед, режущие края которых касаются нижней губы. Верхняя губа укорочена и несколько вздернута вверх, губы не смыкаются. При разговоре произношение губных звуков затруднено.

Вопросы

  1. О каком виде деформации челюсти идет речь?

  2. Какие варианты оперативного лечения?


Ответы 14

  1. На основании описанной клинической картины можно предположить верхнюю прогнатию.

  2. Прежде чем приступить к операции по поводу устранения верхней прогнатии необходимо установить границы вмешательства и воспроизвести перемещение отрезка челюстей на гипсовых моделях. В тех случаях, когда центральные и боковые резцы не удовлетворяют косметическим требованиям, сохранение этих зубов нецелесообразно, может быть предпринято удаление их с коррекцией альвеолярного отростка и замещение зубов мостовидным протезом. Если фронтальная группа зубов удовлетворяет косметическим требованием, их сохраняют (депульпируют с последующим пломбированием каналов корней). Лечение планируют по распространеным методам хирургического вмешательства по Кон-Стоку или Шухарду, которые состоят в удалений 1.4, 2.4 или 1.5, 2.5, остеотомии альвеолярного отростка верхней челюсти в области перемещаемых зубов. Альвеолярный отросток верхней челюсти вместе с зубами перемещается кзади, устанавливается в желаемой артикуляции с зубами фронтальной группы нижней челюсти, накладываются фиксирующие резиновой тягой бимаксилярные проволочные шины с зацепными петлями, которые удерживают челюсти в правильном положении.


Задача 15

Больная, 22 лет, обратилась в клинику с жалобами на деформацию нижнего отдела лица, затрудненное разжевывание пищи. В раннем детстве пациентка перенесла правосторонний отит и остеомиелит нижней челюсти справа. С 11 лет заметила искривление нижнего отдела лица справа. Лечилась у ортодонта. При осмотре отмечается уменьшение размера тела нижней челюсти справа, смещение подбородка на 2,0 см. вправо от средней линии и кзади. Прикус нарушен, перекрестный. Открывание рта свободное.

^ Вопросы и задания

  1. Укажите основной метод лечения.


Ответы15

  1. При правосторонней микрогении с нарушением прикуса (перекрестный прикус) используется основной метод хирургического лечения - правосторонняя остеотомия: ступенчатая остеотомия тела нижней челюсти справа, остеотомия ветви нижней челюсти справа со смещением челюсти вперед, удлинение тела нижней челюсти за счет костного (реберного) трансплантата.


^ ВИЗУАЛИЗИРОВАННЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ






001. Внешний вид больного, вызванный болевым пароксизмом, является патогномоничным признаком

  1. невропатии ветви тройничного нерва

  2. неврит лицевого нерва +

  3. синдром миофасциальной болевой дисфункции

  4. невралгии ветви тройничного нерва

  5. глоссалгии







002. Данный вид блокады проводится в области

  1. при невралгии I ветви тройничного нерва

  2. при невралгии II ветви тройничного нерва +

  3. при невралгии III ветви тройничного нерва

  4. при невралгии ушно-височного нерва

  5. для выключения двигательных ветвей тройничного нерва







003. Данный вид блокады проводится

  1. при невралгии ушно-височного нерва

  2. при невралгии I ветви тройничного нерва

  3. при невралгии II ветви тройничного нерва

  4. при невралгии III ветви тройничного нерва +

  5. для выключения двигательных ветвей тройничного нерва







^ 004. ПО ДАННЫМ РЕНТГЕНОВСКОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТОМОГРАФИИ МОЖНО ПОСТАВИТЬ ДИАГНОЗ

  1. подвывих ВНЧС

  2. полный вывих ВНЧС

  3. костный анкилоз ВНЧС

  4. нормальное строение ВНЧС +

  5. перелом мыщелкового отростка ВНЧС










^ 005. НА ДАННОМ СНИМКЕ МАГНИТО-РЕЗОНАНСНОЙ ТОМОГРАФИИ СТРЕЛКАМИ УКАЗАН

  1. суставной диск +

  2. суставная головка

  3. суставной бугорок

  4. суставная впадина

  5. наружный слуховой проход










006. Причиной невропатии ветви тройничного нерва в данном случае является

  1. ретенция, дистопия 2.8 зуба

  2. проекция верхушек корней 3.8 зуба на проекцию нижнечелюстного канала

  3. частичное отсутствие зубов

  4. выведение пломбировочного материала за верхушку 3.5 зуба +

  5. эндодонтическое лечение 2.7 зуба










007. Одним из значимых клинических симптомов данного заболевания является

  1. невралгия III ветви тройничного нерва

  2. неврит краевой ветви лицевого нерва

  3. симптом Венсана +

  4. синдром ушно-височного нерва

  5. невралгия II ветви тройничного нерва







008. Укажите вид пластики местными тканями

  1. лоскутом на ножке

  2. круглым стебельчатым лоскутом

  3. по Аббе

  4. встречными треугольными лоскутами +

  5. артериализированными лоскутами











009. Укажите вид пластики

  1. круглым стебельчатым лоскутом

  2. по Лимбергу

  3. по Аббе

  4. лоскутом на ножке +

  5. опрокидывающимся лоскутом









^ 010.ДАННОМУ ПАЦИЕНТУ ПРОВОДИЛАСЬ ПЛАСТИКА

  1. «Индийская»

  2. расщепленным кожным трансплантатом +

  3. местными тканями

  4. Филатовским стеблем

  5. «Итальянская»









^ 011.МЕТОД ФИКСАЦИИ СКУЛОВОЙ КОСТИ

  1. спицей

  2. проволочный шов

  3. минипластина и шурупы +

  4. реконструктивная штанга

  5. йодоформный тампон









012.Предварительный диагноз у данного больного

  1. фиброзная дисплазия

  2. недоразвитие верхней челюсти

  3. перелом нижней челюсти

  4. перелом верхней челюсти

  5. макрогения +





^ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

  1. Невралгия тройничного нерва. Хирургические методы лечения.

  2. Методы лечения неврита (невропатии) лицевого нерва.

  3. Клиника, диагностика, лечение анкилозов ВНЧС.

  4. Миофасциальный синдром болевой дисфункции. Этиология, патогенез, диагностика и лечение.

  5. Виды контрактур нижней челюсти, методы устранения

  6. Артроскопические методы обследования ВНЧС

  7. Костная пластика при анкилозах ВНЧС

  8. Пластика лоскутом на ножке.

  9. Формировании носа по методу Хитрова.

  10. Лоскуты на микрососудистом анастомозе, используемые для замещения дефектов на лице.

  11. Общие закономерности микрососудистой анатомии тканей и типы кровообращения сложных тканевых комплексов. Их классификация, функции, показания к использованию.

  12. Контурная пластика. Виды имплантатов, показания, противопоказания к применению.

  13. Методы пластического восстановления утраченных тканей носа.

  14. Переломы скуло-орбитального комплекса. Методы реконструктивного лечения.

  15. Челюстно-лицевое протезирование на имплантатах. Показания, противопоказания, особенности методики.

Реабилитация пациентов после реконструктивных операций в челю-ознакомление с кранио-фациальной патологией.


  1. стно-лицевой области.

  2. Питание пациентов после реконструктивных операций в челюстно-лицевой области.

  3. Основы эстетической хирургии в челюстно-лицевой области.

  4. Диагностика кранио-фасциальной патологии.


^ II - 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДУЛЯ


а) основная литература

  1. Робустова Т.Г.Учебник хирургической стоматологии. Изд.3.,М.,2008, 618 стр.

  2. Руководство по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. В 2-х частях. Под ред. член- корр. РАМН Безрукова В.М. и проф. Робустовой Т.Г. ,М.,2010, 1200 стр.

  3. «Стоматологический инструментарий: Цветной атлас», Э.А. Базикян, М., ГЭОТАР-Медиа, 2007.

  4. Хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия. Национальное руководство / под ред. А.А. Кулакова, Т.Г. Робустова, А.И. Неробеев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 928с.


б) дополнительная литература

  1. Дробышев А.Ю., Анастасов Г.А.Основы ортогнатической хирургии. М.,изд-во «Печатный город»,2007, 55 стр.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Примерная программа дисциплины челюстно-лицевая хирургия модуль «челюстно-лицевая и гнатическая хирургия» iconПримерная программа дисциплины челюстно-лицевая хирургия модуль «детская челюстно-лицевая хирургия»

Примерная программа дисциплины челюстно-лицевая хирургия модуль «челюстно-лицевая и гнатическая хирургия» iconПримерная программа дисциплины челюстно-лицевая хирургия модуль: «онкостоматология и лучевая терапия»

Примерная программа дисциплины челюстно-лицевая хирургия модуль «челюстно-лицевая и гнатическая хирургия» iconНаучная программа: Вклад профессоров Б. Д. Кабакова и Н. М. Александрова в развитие отечественной

Примерная программа дисциплины челюстно-лицевая хирургия модуль «челюстно-лицевая и гнатическая хирургия» iconФормы и технологии обучения дисциплины «Челюстно-лицевая хирургия»

Примерная программа дисциплины челюстно-лицевая хирургия модуль «челюстно-лицевая и гнатическая хирургия» iconПрограмма шестого сибирского конгресса «стоматология и челюстно- лицевая хирургия»

Примерная программа дисциплины челюстно-лицевая хирургия модуль «челюстно-лицевая и гнатическая хирургия» iconЧелюстно-лицевая хирургия

Примерная программа дисциплины челюстно-лицевая хирургия модуль «челюстно-лицевая и гнатическая хирургия» iconПротетическая челюстно-лицевая хирургия в практике врача-стоматолога
Министерство здравоохранения республики беларусь минский государственный медицинский институт кафедра...
Примерная программа дисциплины челюстно-лицевая хирургия модуль «челюстно-лицевая и гнатическая хирургия» iconВиды высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «Челюстно-лицевая хирургия»

Примерная программа дисциплины челюстно-лицевая хирургия модуль «челюстно-лицевая и гнатическая хирургия» iconВиды высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «Челюстно-лицевая хирургия»

Примерная программа дисциплины челюстно-лицевая хирургия модуль «челюстно-лицевая и гнатическая хирургия» iconВиды высокотехнологичной медицинской помощи, по профилю «челюстно-лицевая хирургия»

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы