|
Скачать 264.9 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение Северного района Верх-Красноярская средняя общеобразовательная школа Социологическое исследование причин возникновения заболеваний желудочно-кишечного тракта у обучающихся средней школы Выполнила: Федорова Яна,8 класс, 15 лет Руководитель: Бухтиярова Антонина Петровна, учитель химии и биологии Верх-Красноярка 2010 Содержание стр 1. Анализ проблемной ситуации…………………………………………………..3 2. Определение цели и задач исследования………………………………………5 3.Объект и предмет исследования ………………………………………………..5 4. Уточнение и интерпретация основных понятий………………………………5 5. Гипотеза исследования………………………………………………………….6 6.Обоснование типа генеральной совокупности…………………………………6. 7.Обоснование методов сбора информации………………………………………6. 8. Результаты исследования………………………………………………………..7 8.1 Исследование продуктов питания……………………………………………..7 8.2 Результаты анкетирования……………………………………………………10 9.Здоровое питание ………………………………………………………………..11 10. Предлагаемые меры по предупреждению заболеваний ЖКТ………………13 11. Заключение…………………………………………………………………..….16 12. Использованная литература……………………………………………………17 13. Приложения 1.Актуальность выбранной темы Актуальность выбранной темы определяется ухудшением здоровья школьников за последние годы. Особенно выросло количество заболеваний опорно-двигательной системы, органов зрения, желудочно-кишечного тракта. Наиболее распространенными у детей являются заболевания гастритом и язвой, которые составляют в структуре детской гастроэнтерологии 58-65 %, т.е. 100 на 1000 детского населения. [4] За последние 3 года частота заболеваний органов пищеварения возросла со 100 до 140 на 1000 детского населения. Наибольшее количество их падает на возраст 7—12 лет. В условиях сформировавшейся в последнее время негативной динамики показателей общественного здоровья населения именно дети и подростки становятся одной из наиболее социально уязвимых групп населения, а их здоровье – предметом специального рассмотрения, содержанием многих правовых документов, постановлений, программ, рекомендаций международных, государственных органов и общественных организаций [1]. Особую тревогу вызывают показатели здоровья подростков. Отмечен рост распространенности болезней органов пищеварения среди подростков от 15 до 18 лет – в 1,7 раза [2]. Вопросы профилактики гастроэнтерологических заболеваний среди детей и подростков тесно смыкаются с вопросами раннего выявления и определения факторов риска формирования данной патологии для разработки научно обоснованных методов профилактики. Здоровье человека зависит от многих факторов - внутренних и внешних, природных и социальных, космических и планетарных и т.п. Для человека любой из них может является определяющим, но влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья распределяется следующим образом: - наследственность (биологические факторы) - определяет здоровье на 20%; - условия внешней среды (природные и социальные) - на 20%; - деятельность системы здравоохранения - на 10%; - образ жизни человека - на 50% Так или иначе, но наиболее значимым фактором, определяющим здоровье человека, является его образ жизни, т.е. режим труда и отдыха, культура движения, физическая и умственная активность, питание, закаливание, культура отношений и общения, нездоровые привычки и т.п. Образ жизни закладывается с детства, отражает обычаи и традиции семьи, этноса и социума к которым ребенок принадлежит. Образ жизни может способствовать сохранению и развитию здоровья ребенка (в этом случае говорят о здоровом образе жизни), а может не только провоцировать снижение потенциала здоровья человека, но и быть причиной сокращения генетически предопределенной продолжительности его жизни. В настоящее время в связи с ростом культурности населения и гигиеническим хранением пищевых продуктов острые гастриты и пищевые отравления встречаются несравненно реже и излечиваются быстрее. Чаще встречаются хронические гастриты и особенно хорошо выявляются в периоде обострения. Каковы причины желудочно-кишечных заболеваний определяют специалисты? Из причин на первом месте стоит длительное нарушение режима питания, сухоядение, спешка, плохое разжевывание пищи, перекорм белками, жирами, чаще углеводами, сладостями, недоброкачественная пища или не соответствующая возрасту пища [6]. На втором месте зависимость от патологии других органов пищеварения: хронического аппендицита, ангиохолецистита, заболеваний печени, поджелудочной железы, дуоденита, энтероколита, дизентерии, хронических интоксикаций и хронических очагов воспаления в организме. Ученые считают, какой бы причиной не было вызвано заболевание желудочно-кишечного тракта, развивается оно как следствие нарушения деятельности центральной нервной системы, которое через подкорковые центры и вегетативную нервную систему передается к органам пищеварения и сводится вначале к функциональным, а затем и к органическим изменениям желудочно-кишечного тракта. ^ выяснить основные причины, вызывающие заболевание ЖКТ у школьников за последние 3 года и предложить рекомендации по профилактике данных заболеваний. Задачи исследования: 1.Выявление существующих у респондентов представлений о режиме питания. 2.Анализ полученной информации. 3.Обработка полученной информации 4.Выработка рекомендаций по профилактике заболеваний жкт В работе имеются данные тестирования учащихся по вопросам индивидуальности питания и выполнения режима питания, приведены таблицы и диаграммы количества желудочно-кишечных заболеваний в школе, сделаны выводы о связи между несоблюдением режима питания и возрастания заболеваний пищеварительной системы. Показаны пути решения данной проблемы – создание презентации для классных часов, показывающей результаты работы , выпущена листовка. ^ заболевания ЖКТ у школьников. 4. Уточнение и интерпретация основных понятий ^ - это система органов, предназначенная для переработки и извлечения из пищи питательных веществ, всасывания их в кровь и выведения из организма непереваренных остатков. ^ - это группа заболеваний, поражающих одноименную анатомическую область. Среди всей патологии можно выделить несколько основных групп заболеваний: - инфекционные и неинфекционные (по природе возникновения); - поражающие пищевод, желудок, тонкий кишечник или толстую кишку, (по локализации заболевания); - наследственные и приобретенные заболевания. Гастрит – это воспаление слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки, вызванное погрешностью в питании, применением антибиотиков и других сильнодействующих лекарств. Причинами гастрита могут быть химические и механические повреждения слизистой оболочки, а также дисбактериоз. ^ - хроническое заболевание, при котором происходит образование язвенных дефектов слизистой оболочки желудка Хронический дуоденит - заболевание, вызванное нерегулярным питание с частым употреблением острой, раздражающей, слишком горячей пищи. ^ - расстройство тонуса желчных протоков, проявляющееся нарушениями оттока желчи из печени и желчного пузыря в двенадцатиперстную кишку и сопровождающееся появлением болей в правом подреберье. Дисбактериоз – заболевание, вызванное нарушением микробного баланса толстого кишечника. Гастроэнтерология - особый раздел медицины, изучающий заболевания желудочно-кишечного тракта, их диагностику, лечение и профилактику.. Холецистит - воспаление желчного пузыря, которое вызвано его дискинезией или же застоем желчи, а также проникновением вирусов, бактерий или поражением паразитами. ^ Рабочая гипотеза – заболевания ЖКТ возрастают из-за неправильного, нерегулярного питания. 6.Обоснование типа генеральной совокупности Генеральная совокупность: генеральную совокупность составляют обучающие средней общеобразовательной школы с. Верх-Красноярка Северного района Новосибирской области. Выборочная совокупность: объем выборки составляет 36 человек - обучащиеся 9-11 классов школы. ^ Исследование проводится методом анкетного опроса с целью узнать субъективные оценки и мнения респондентов о проблеме. Оно поможет получить наиболее достоверную информацию, так как не каждый может честно устно ответить на вопрос по данной теме, а письменный ответ сокращает число заведомо ложных ответов. Данное исследование строится на принципе доказательства фактов о том, что численность заболеваний ЖКТ изменяется по годам. В ходе исследования определяются количественные и качественные характеристики этого факта, они приобретают точность и конкретность. Чтобы получить информацию о субъективном мире людей, мотивах их деятельности, мнениях – наиболее предпочтительным является опросный метод. Обоснования: - изучаемые процессы малодоступны наблюдению; - информацию дает непосредственно носитель изучаемой проблемы; - позволит в короткие сроки опросить большие группы людей при привлечении незначительного числа анкетеров. Данное исследование проводится путем индивидуального анкетирования по месту учебы, время возврата заранее оговорено (способ доставки – раздаточный). Контакт анкетера с респондентом ограничивается вводным инструктажем о правилах заполнения анкеты при вручении ее респонденту, а также выяснением возникших у респондента вопросов при возвращении анкеты. Этим обеспечивается анонимность опроса, что приводит к более обоснованным ответам, повышению самостоятельности респондента при заполнении анкеты. ^ 8.1 Исследование продуктов питания 1.Мы закупили в магазине следующие любимые детьми продукты: кириешки со вкусом салями, картофельные чипсы, шоколад, газированные напитки, жевательная резинка и т.д. Проанализировали данные продукты по кодам пищевых добавок и получили следующую таблицу 1. А) Шоколад обыкновенный с тонкоизмельченными добавлениями «Сладко» молочный. Состав: сахар, какао масло, молоко сухое, какао тертое, сыворотка сухая, жир молочный обезвоженный, эмульгаторы – лецитин соевый, Е476, ароматизатор индетичный натуральному ванилин. Б) Продукт йогуртный пастеризованный ароматизированный «Услада» с соком клубники. Состав: обезжиренное молоко, вода питьевая, сахар, сливки стабилизатор – Е1422, сухая молочная сыворотка, вкусоароматический продукт «клубника», сок, ароматизатор идентичный натуральному «клубника», регулятор кислотности – лимонная кислота, загуститель – гуаровая камедь, краситель – нармин. В) «Ириска»- безалкогольный сильногазированный напиток вкусоароматического направления. Состав: очищенная вода, регулятор кислотности – кислота лимонная, консервант бензоат натрия, подсластители: аспартам, ацесульфам, сахарин, цикломат, ароматизатор идентичный натуральному. Г) «Ролтон» - быстрорастворимая лапша. Состав: мука пшеничная высший сорт, масло пальмовое, вода, соль поваренная пищевая, усилитель вкуса и аромата – глутомат натрия, загуститель – гуаровая камедь, разрыхлители (двууглекислый натрий, карбонат калия), куркума, витаминный премикс ( В1, В2, В6, РР, фолиевая кислота), краситель (тартразин). Д) Жевательная резинка с ароматом мяты. Состав: резиновая основа, сорбит Е420, мальтит Е965, загуститель Е414, стабилизатор Е422, натуральные, идентичные натуральному и искусственные ароматизаторы, манит Е421, подсластители: аспартам Е951, ацесульфам К Е950, эмульгатор соевый лецитин, краситель Е171, гидрокарбонат натрия Е500ii, глазурь Е903, антиоксидант Е320. Е) Крабовые палочки. Имитация. Замороженные. Состав: фарш рыбный сурими, артезианская вода, крахмал, масло растительное, соль, сахар, ароматизатор крабовый идентичный натуральному, натуральный краситель Е160С и Е120. Ж) «Деревенская» п/к колбаса. Состав: говядина, свинина, растительный белок, крахмал, соль, специи, фосфаты, нитрит натрия, шпик. З) Рулет бисквитный «Kovis»с кремом «вареная сгущенка» Состав: сироп глюкозный, мука пшеничная в/с, жиры растительные, продукты яичные, сахар, глазурь, жиры растительные, какао-порошок, лецитин(Е322), молоко скущеное вареное с сахаром, декстроза, эмульгатор(Е471), влагоудерживающий агент(Е1520, Е422), пекарский порошок (сода пищевая (Е500), (Е450)), сорбат калия (Е202), бензоат натрия (Е211), лимонная кислота (Е330), винная кислота (Е334), ароматизатор идентичный натуральному «ванилин». И) Чипсы из натурального картофеля со вкусом бекона «Lays» Состав: картофель, растительное масло, идентичный натуральному ароматизатор [пшеничная мука, усилитель вкуса и аромата (глутамат натрия), соевый белок, соевое масло, краситель (экстракт паприки), натуральное и идентичное натуральному вкусоароматические вещества, свиной порошок], соль. К) Мороженое пломбир ванильный «Золотой стандарт». Состав: цельное молоко, сахар, вода, молоко сухое цельное и обезжиренное, молоко цельное сгущенное с сахаром, масло сливочное, стабилизатор – эмульгатор (моно- и деглицериды, гуаровая камедь, каррагиан, Е466), ароматизатор ванильный идентичный натуральному, пищевой краситель каротин. Таблица 1 Анализ продуктов на пищевые добавки
Можно сделать вывод: продукты, предназначенные для питания детей, содержат консерванты, красители и другие вещества, вредные для здоровья. 8.2 Результаты анкетирования Анкета «Предпочитаемые продукты» 1.Какие продукты вы покупаете чаще всего? А. Ролтон Б. Шоколад В. Мороженое Г. Пельмени Д. Чипсы Е.Сок натуральный Ж.. Рулеты З. Кириешки И. Колбасу К. Йогурт Л. Сок газированный М) Жвачка 2. Как часто вы пьете газированные напитки? А) иногда Б) вообще не пью В) каждый день 3. Часто ли вы пьете воду из под крана? А) никогда. Только минералку Б) всегда В) стараюсь обойтись без воды 4. Как вы считаете, нужны ли для организма человека молочные и кисломолочные продукты? А) обязательно Б) считаю, что и без них не плохо 5.Предпочитаете ли магазинные продукты домашним? А) почти всегда Б) чаще всего В) редко Анализ анкеты «Предпочитаемые продукты» На вопрос: «Какие продукты вы покупаете чаще всего?»- обучающиеся ответили: жевательная резинка- 28 человек, сок натуральный – 13 человек, колбаса – 13 человек. Газированные напитки большинство пьют иногда – 89%. Воду из под крана употребляют 89%. 78% опрошенных считают употребление кисломолочных продуктов обязательным. Предпочтение магазинным продуктам отдают 65% опрошенных. Вывод: Ученики предпочитают магазинные продукты, особенно жевательною резинку и натуральный сок. В жевательной резинке содержится наибольшее количество пищевых добавок. Анкета «Наследственные заболевания»
А) да Б) нет
А) да, у бабушек Б) да, у дедушек В) нет
А) гастрит Б) язва
А) молочные Б) мясные В) овощи Г) фрукты Д) все по маленьку
А) все вместе Б) каждый сам по себе В) завтракают не все 6. Обедаете ли вы все вместе? А) да Б) нет 7.Нет, почему: А) в разное время возвращаемся домой Б) ем в школе два раза, не обедаю В) родители обычно на работе 8. В каком часу ужин? А) 18.00 Б) 19.00 В) 20.00 9. Что на ужин: А) I и II Б) I В) II 10. Из каких продуктов состоит ужин? А) мясо Б) картошка В) макароны Г) овощи Д) фрукты Анализ анкеты «Наследственные заболевания» На вопрос: страдают ли в вашей семье ЗЖКТ? Ответили, 25% - да, 2% - нет, и 33% - не знают. Были ли у дедушек эти заболевания, 11% ответили у бабушек, 5% - у дедушек, 11% - нет, не было, 73% - не знают. Выяснилось, что наибольшее число подростков, не знают, какие заболевания имеются у бабушек и дедушек, 21%- отвечают, что заболеваний не имеется. На вопрос: «Какие продукты предпочитают в вашей семье?» ответили, 11% - молочные, 14% - мясные, 13% - овощи, 13% - фрукты, 49%- предпочитают все помаленьку. Оказывается, что в основном в семьях каждый завтракает сам по себе, 33% опрощенных ответили, что завтракают не все. Обедаете ли вы вместе, да – 16%, нет – 78%, и иногда – 6%. Почему: 55% - в разное время возвращаются домой, 24% - родители обычно на работе и 21% - едят в школе два раза, не обедают. Анкетирование показало, что ужинать школьники садятся 20.00, 28% - ответили, что в 19.00. На вопрос: «Что на ужин?» ответили, 35% - II блюдо, 19% - когда как. Наибольшее предпочтение в продуктах отдают, картошке, 27%- макаронам, 23% - мясу, 13% - овощам и фруктам, и 7% - ответили, когда как. Вывод: Большинство обучающих не знают, были ли наследственные заболевания у бабушек и дедушек; передаются ли эти заболевания по наследству. В семьях не обедают вместе, часто вместе не ужинают. Анкета «Режим питания» 1.Во сколько вы посыпаетесь? А) В 7.00 Б) В 7.30 В) В 8.00 2. Делаете ли вы утреннюю гимнастику? А) да Б) нет В) иногда 3. Завтракать вы садитесь? А) в 8.00 Б) в 8.30 В) не завтракаю 4. Обедать вы садитесь? А) в 13.00 Б) в 14.00 В) в 16.00 5.Ужинать вы садитесь? А) в 19.00 Б) в 20.00 В) в 21.00 6.Во сколько вы ложитесь спать? А) в 22.00 Б) в 23.00 В) в 24.00 7. Что ты предпочитаешь на завтрак? А) бутерброды Б) кашу В) ничего 8.Считаешь ли ты, что есть слишком много сахара это вредно? А) да Б) нет В) ни имеет значения 9. Употребляешь ли ты в пищу овощи? А) да Б) нет 10. Употребляешь ли ты в пищу фрукты? А) да Б) нет 11.Сколько раз в день ты пьешь молоко? А) весь день Б) редко В) вообще не пью 12.Что ты ешь чаше всего между основными приемами пиши? А) шоколад Б) чипсы В) фрукты 13. Солишь ли ты пишу? А) редко Б) постоянно В) иногда 14. Употребляешь ли ты в пищу рыбу? А) да Б) нет 15. Употребляешь ли ты пищу мясо? А) да Б) нет 16.Ты считаешь свой вес: А) нормальным Б) избыточным В) недостаточным 17. Любишь ли ты пробовать новые блюда? А) да Б) нет 18. Считаешь ли ты что ешь полезные продукты? А) да Б) нет 19. Какие виды продуктов вы предпочитаете? А) животного происхождения Б) растительного происхождения В) и те и другие 20. Вы всегда проверяете срок годности хранения продуктов? А) да Б) нет В) иногда 21. Как вы думаете сколько литров воды должен употреблять человек ( подросток)? А) 0,5 л Б) 1-2 л В) до 3 л 22. Всегда ли вы моете руки перед едой? А) иногда Б) после общественных мест В) стараюсь хотя бы раза три в день Анализ анкеты «Режим питания» На вопрос: «Во сколько вы посыпаетесь?», ответили, 9%-7.00, 18%-7.30 и 73% - 8.00. Оказывается, что утреннею зарядку делает всего 14% опрошенных, 29% - иногда и 57% - вообще не делают. Завтракать предпочитают в 8.30, 33% - в 8.00 и столько же процентов опрошенных в другое время. Обедают в основном в 14.00, 29% - ответили, что в 16.00, и 14% - в 13.00. Ужинать садятся в 19.00, 34% - в 21.00 и 14% - в 20.00. На вопрос: «Во сколько вы ложитесь спать?», ответили, что в 22.00 – 43%, 29% - 24.00 и 28% - в 23.00. В основном на завтрак школьники предпочитают бутерброды, 28% - ответили, что ничего и всего 24% - предпочитают кашу. «Считаешь ли ты, что есть слишком много сахара – это вредно?», 67% ответили, что да, 19% - нет, а для 14% опрошенных это не имеет значения. Овощи в пищу употребляют 72% школьников, 18% - не употребляют, и 10% - только иногда. Фрукты же употребляют 60% - подростков, не употребляют – 30%. По данным выяснилось, что 45% опрошенных редко пьют молоко, 27% - пьют весь день, 28% - вообще не пьют. Предпочтение между основными приемами пищи отдают фруктам – 57%, чипсам и шоколаду по – 21%. Пищу солят постоянно – 62%, редко – 21%, иногда- 7%. На вопрос: «Употребляешь ли ты в пищу рыбу?», ответили, 62% - да, 38% - не употребляют вообще. Однако мясо употребляют все 100% опрощенных. Большинство считает свой вес нормальным, избыточным и не достаточным по 29%. Попробовать новые блюда не прочь 93% подростков, и лишь 3% не любят это дело. 71% - считает, что употребляет в пищу полезные продукты, 29% - нет. 100% школьников ответили, что употребляют пищу животного и растительного происхождения. Срок годности хранения продуктов проверяют всего лишь 29%, и 71% только иногда. На вопрос: «Сколько литров воды должен употреблять человек в день?» - ответили правильно большинство опрошенных, до 3 литров ответили – 38%, и 0,5 л – 7%. Возможность заражения паразитами вероятна потому, что 62% подростков, только иногда моют руки перед едой, 21% - после посещения общественных мест, и 14% - стараются хотя бы три раза в день. Вывод: Заболеваемость паразитами существует потому, что подростки не моют руки перед едой. В основном на срок годности хранения продуктов не обращают внимания. Нарушается частота приема пищи; между приемами пищи перекусывают чипсами и шоколадом. ^ Здоровый человек не должен ограничивать себя в питье, но гораздо полезнее пить часто и понемногу. Вредно выпивать сразу много жидкости, так как вся жидкость всасывается в кровь, и, пока ее излишек не будет выведен из организма почками, сердце получает излишнюю нагрузку. Частой причиной нарушения обмена веществ является: 1.Нарушение питания – недостаточное или избыточное, а также несбалансированное питание. 2.Воздействие токсических соединений и физических факторов внешней среды (бактерии, вирусы, вредные отходы предприятий, пестициды и т. д.). 3. Врожденные нарушения обмена веществ. Первые две группы причин обусловлены внешними факторами. А питание полностью зависит от человека. Пища является одновременно источником и регулятором обменных процессов. Правильное питание поддерживает и укрепляет здоровье, неправильное питание приводит к заболеваниям. Употребление сладостей доставляет человеку удовольствие, а от удовольствия трудно отказаться. Поэтому в последние десятилетия значительно увеличилось употребление рафинированных и высококалорийных продуктов. К таким продуктам относятся сахар, кондитерские изделия, мороженое, сладкие напитки, конфеты и различные сладости, которые сейчас выпускаются в большом количестве и ассортименте. Эти продукты высококалорийны. Основным недостатком этих продуктов питания является недостаточное содержание в них незаменимых веществ, в том числе витаминов, аминокислот и микроэлементов и высокое содержание углеводов и жиров. Для профилактики нарушений обмена веществ необходимо правильно питаться, ограничить употребление сахара и других сладких высококалорийных продуктов. Рафинированные углеводы лучше заменить мёдом, натуральными фруктами, сухофруктами, овощами. На обмен веществ оказывает влияние не только питание, но и двигательная активность и физические нагрузки. Физкультура не только приводит к рассасыванию жира из подкожных депо, но и уменьшает атрофию мышц и улучшает общее самочувствие. Поэтому желательно заниматься физкультурой, совершать пешие прогулки. Необходима достаточная двигательная активность в сочетании с правильным питанием – это залог вашего здоровья [5]. Нарушение обмена веществ может происходить при изменениях в работе щитовидной железы, гипофиза, надпочечников, половых желез и при общем голодании. Нарушается он и при неправильном питании - избыточном, недостаточном или качественно неполноценном. При этом наблюдается сбой в тонкой регуляции обмена веществ нервной системой. Изменяется тонус отдельных центров мозга, нарушаются скорость выработки энергии и строительные, накопительные процессы в организме. Чаще всего нарушение обмена веществ касается его липидной, жировой составляющей, когда жиры перестают нормально перерабатываться в печени. Жиров, а именно холестерина и липопротеидов низкой плотности, в крови становится намного больше, чем надо, и он начинает откладываться в запас, а также работает над поражением сосудов, что со временем приведет к болезням сердца и инсультам. А если еще жиры в большом количестве поступают с пищей, то дело постепенно осложняется. Те из них, что мы получаем из большого количества мяса и молочных продуктов, подавляют иммунную систему, и другие жизненно важные обменные процессы Нарушение обмена веществ может привести к ожирению, болезням сердца, нарушениям в работе желудочно-кишечного тракта, диабету. Значительное влияние обмен веществ оказывает на опорно-двигательный аппарат. К примеру, установлено, что первопричиной остеохондроза в большинстве случаев является нарушение обмена веществ. Не случайно, наряду с лекарственными препаратами и диетой, нарушение обмена веществ, нередко лечится с помощью массажа. При этом усиливается кровоток в мышцах и внутренних органах, а органические кислоты и продукты распада пищи выводятся из организма. Таким образом, уменьшаются жировые отложения, а такие важные вещества, как гормоны, витамины, ферменты - активизируются. Но, кроме полноценного и сбалансированного питания для восстановления и нормализации обмена веществ нужно воздействовать на организм целым комплексом мероприятий общего действия: применение физиотерапевтических процедур, медикаментов, физической нагрузки, массажа, и многое другое, при проведении которых нужно проявить настойчивость для достижения лучшего результата. ^ . 1.Соблюдение правильного режима питания. Оптимальным считается четырехразовый прием пищи с интервалами в 4-5 часов, в одно и то же время. При этом завтрак должен составлять 25% суточного рациона, обед — 35%, полдник — 15% и ужин — 25%. Ужинать рекомендуется не позднее, чем за 3 ч до сна. 2.Достаточная, но не избыточная калорийность рациона. Количество потребляемых калорий должно покрывать энергозатраты человека (которые, в свою очередь, зависят от пола, возраста и образа жизни, в том числе от характера труда). Вредит здоровью как недостаточная, так и избыточная калорийность рациона. 3.Правильное соотношение основных компонентов питания (белков, жиров, углеводов). В среднем соотношение количества употребляемых белков, жиров и углеводов должно составлять 1:1:4, при больших физических нагрузках - 1:1:5, для работников умственного труда - 1:0.8:3.
^ Комплекс мероприятий по оздоровлению детей и подростков из группы риска по заболеваниям органов пищеварения включает в себя организационные, профилактические и лечебные направления. Среди организационных мероприятий необходимо выделить следующие моменты:
Профилактическое направление включает в себя следующие моменты:
Среди лечебных мероприятий следует отметить следующие:
Основные направления деятельности педагогов и родителей по поддержанию здоровья учащихся должны быть направлены на: -создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и дома; -рациональная организация труда и отдыха школьников; -воспитание у школьников сознательного отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей, культуры поведения и здоровьесберегающей деятельности (умений и навыков здоровьесбережения). Здоровый образ жизни школьников ( на заметку родителям): - образ жизни должен соответствовать возрасту человека; - образ жизни должен быть обеспечен энергетически; - образ жизни должен быть укрепляющим; - образ жизни должен быть ритмичным; - образ жизни должен быть эстетичным; - образ жизни должен быть нравственным; - образ жизни должен быть волевым; - образ жизни должен быть самоограничительным . ^ 1. Выпущена листовка «Питайся правильно» 2. На родительских собраниях в начальных классах и 9-11 были представлены результаты исследования. 3 Родителям предложены памятка «Правила правильного питания» (Приложение 5) 4. Обучающиеся ознакомлены с результатами исследования на классных часах. 5. Рассчитан индекс массы тела ИМТ и проведен его анализ (Приложение 6 и 7). Классным руководителям предложено пригласить для беседы о нарушении массы тела участкового терапевта. 6. Предложены народные средства для лечения гастрита (Приложение 8); разработана диета для больных язвой и гастритом (Приложение 9 и 10) 11. Заключение В ходе нашего социологического исследования подтвердилась гипотеза о том, что заболевания ЖКТ возникают у обучающихся в результате неправильного питания. Происходит нарушение частоты приема пищи, нерегулярность приема. У большинства детей питание несбалансированное, отсутствуют в меню овощи и фрукты. Чаще всего это дети из неблагополучных семей. Наследственные заболевания ЖКТ имеют небольшой процент. Использованная литература 1.Белов В.И. Психология здоровья. Спб. : Респекс, 1994. 2. Корхин, М.А. Лечебная физкультура в домашних условиях. Лениздат, 1990г. 3. Коробейников Н.К. Физическое воспитание. М. : Высшая школа, 1989г 4. Тревис, С.П. Гастроэнторология Пер. с англ. ; под ред. проф. С.И. Пиманова. М. : Медицинская литература 2002 5.Клинико-эпидемиологические особенности заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей. // www.gastroportal.ru 6. Педиатрия, детские болезни, диагностика, лечение. //pediatr.boxmail.biz |