Методические рекомендации для студентов педиатрического и лечебного факультетов (издание 3-е, переработанное) icon

Методические рекомендации для студентов педиатрического и лечебного факультетов (издание 3-е, переработанное)





Скачать 0.74 Mb.
Название Методические рекомендации для студентов педиатрического и лечебного факультетов (издание 3-е, переработанное)
страница 1/4
Дата 22.03.2013
Размер 0.74 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4
Министерство здравоохранения РФ

Ставропольская государственная медицинская академия


Схема клинического обследования

и особенности написания истории болезни (истории развития) ребенка


методические рекомендации для студентов педиатрического и лечебного факультетов


(издание 3-е, переработанное)


Ставрополь 2011


В.О. Быков, В.Ф. Доронин, Т.Т. Чередниченко, Н.В. Ткачева, Ю.А. Филимонов


Схема клинического обследования больного ребенка


В методических рекомендациях приведена унифицированная схема клинического обследования больного ребенка. Представлены особенности обследования детей с хирургической и неврологической патологией, а также новорожденных детей.

Пособие содержит справочные данные, касающиеся основных констант здорового ребенка, центильные таблицы физического развития; краткий словарь медицинских терминов, использование которых поможет грамотному написанию истории болезни.



  • Ставропольская государственная медицинская академия, 2011



Схема исследования больного ребенка

. Общие сведения о ребенке

  1. Фамилия, имя больного ребенка

  2. Дата рождения

  3. Возраст

  4. Пол

  5. Национальность

  6. Домашний адрес

  7. Место работы и должность матери и отца

  8. Детский коллектив, посещаемый ребенком

  9. Дата поступления в клинику

  10. Дата выписки

  11. Клинический диагноз1: а) основное заболевание, б) осложнение, в) сопутствующие заболевания


. Данные расспроса больного и родственников на день курации

Жалобы, предъявляемые больным (основные и второстепенные). К основным жалобам следует отнести те, которые играют важное значение для постановки диагноза или указывают на локализацию процесса. К второстепенным жалобам относят жалобы, уточняющие особенности самочувствия, течения болезни, состояния тех или иных органов или систем.

^ Детализация жалоб проводится по следующей схеме: локализация, иррадиация (для боли); качественная характеристика (что напоминает); время появления (когда появляется, заканчивается, как долго длится, как часто появляется); обстоятельства, при которых симптом появляется; факторы, облегчающие или усугубляющие проявления признака; интенсивность выраженности признака (боли).

Полученную информацию необходимо изложить в последовательности ее появления и развития симптомов болезни, а также с учетом степени важности для постановки диагноза.

^

История настоящего заболевания


Когда и при каких обстоятельствах заболел ребенок, как начиналось заболевание (контакт с больным, нарушение диеты и т.д.). Начальные симптомы заболевания, последовательность появления новых симптомов и дальнейшее их развитие до момента обследования больного. Получал ли лечение (описать какое), его результаты.

^

Анамнез жизни


Семейный анамнез (в том числе и в графическом виде). Состояние здоровья родителей и ближайших родственников. Возраст родителей, их здоровье, профессия, сведения о семейной родословной (наследственные, семейные и хронические заболевания).

Количество предшествующих беременностей у матери, их исходы. Сведения о братьях и сестрах больного ребенка: возраст, состояние здоровья (если умерли, то в каком возрасте, и по какой причине). Состояние здоровья или причины смерти ближайших родственников. Полученные сведения отражают в генетической карте.

^ Данные перинатального анамнеза

  1. Внутриутробный период. Перенесенные заболевания и травмы во время беременности матери (указать сроки), прием медикаментов, профессиональные вредности, стационарное лечение (сроки, причина, медикаменты), особенности питания матери во время беременности. Охарактеризовать состояние здоровья до беременности и во время ее (соматическая, эндокринная и иная патология, проведенные обследования, лечение, результаты). Течение настоящей беременности (гестозы, их характеристика, сроки беременности), угрозы прерывания беременности (причины, характеристика, лечение), наименование родовспомогательного учреждения, где родился ребенок. Характеристика родов: срочные, преждевременные, быстрые, затяжные, акушерские пособия и операции (щипцы, кесарево сечение и т.д.), характеристика околоплодных вод, длительность безводного периода. Состояние здоровья матери после родов.

2. ^ Период новорожденности. Ребенок родился доношенным, недоношенным, переношенным. Указать выявленные причины. Масса и длина тела при рождении. Проводились ли реанимационные мероприятия (указать какие), время первого прикладывания к груди. Наличие родовой травмы, кефалогематомы, переломов костей, парезов, параличей и иных заболеваний. Желтуха в неонатальном периоде (была ли, продолжительность, выраженность), отеки, врожденные уродства. Убыль массы тела (на сколько грамм, когда восстановилась). Срок отпадения пуповинного остатка. Состояние пупочной ранки в первые недели жизни. Длительность пребывания в родильном доме. Заболевания в периоде новорожденности (какие, проведенное лечение, результаты лечения). Профилактические прививки в родильном доме.

3. Вскармливание. Активность сосания, трудности с кормлением. Продолжительность естественного вскармливания. Сроки введения прикормов (последовательность введения, переносимость, количество), соблюдение техники кормления ребенка. Питание после года: кратность, характер пищи, распределение в течение суток. Особенности аппетита, питание перед поступлением в больницу.

4. ^ Психофизическое развитие ребенка. Динамика нарастания массы тела по месяцам. Сроки начала удерживания головы, появление способности сидеть, стоять, ходить, гулить, узнавать мать, интересоваться игрушками, произносить слоги, слова (запас слов к году, двум годам). Сроки прорезывания и выпадения молочных зубов. С какого возраста начал посещать детский сад или ясли (связь с увеличением заболеваемости), школу (поведение, успеваемость, память). Находился ли под регулярным наблюдением медицинских работников.

5. ^ Социальное развитие

Сон (характер, длительность сна в дневное и ночное время, режим сна, сонливость, ночные страхи и кошмары); гигиенические навыки (энурез, энкопрез, опрятность); речь (заикание, детский лепет, шепелявость, словарный запас); привычки (укачивание, тики, сосание пальца, покусывание ногтей, извращенный аппетит); дисциплина (дисциплинированность, негативизм, вспышки гнева, агрессивность, уход в себя); обучение (успехи, затруднения); половое развитие (интерес к половым отношениям, беременности, отношение к представителям противоположного пола, ночные поллюции и т.д.); личность ребенка (отношения с родителями, степень независимости, поведение в группе, классе, индивидуальная активность, отношения с друзьями).

6. ^ Перенесенные заболевания, оперативные вмешательства, травмы, стационарное лечение в прошлом (указать когда, особенности течения, осложнения). Перечислите перенесенные инфекции (корь, краснуха, эпидемиологический паротит, коклюш и др.). Особенности течения.

7. ^ Профилактические прививки. Какие прививки, и в каком возрасте были выполнены. Реакции на прививки. Туберкулиновые пробы (сроки, результаты). Отводы от прививок (причины, продолжительность).

8. ^ Жилищно-бытовые условия. Численность семьи, условия проживания (размеры жилища, характер отопления, санитарное состояние квартиры, освещенность). Уход за ребенком: кто ухаживает, прогулки, соблюдение режима дня, сон, купание, занятия физкультурой, массаж.

9. ^ Эпидемиологический анамнез. Контакт и место контакта с инфекционным больным. При подозрении на инфекционный гепатит В отразить все манипуляции, связанные с нарушением целостности кожных покровов или слизистых (инъекции, пункции, лабораторные исследования, операции, профилактические прививки, аллергологические пробы, стоматологические манипуляции) на протяжении последних 6 месяцев и конкретные сроки их проведения. В некоторых случаях необходимо выяснить случаи купания в водоемах, употребление воды из источников, пребывание в другой местности, наличие отхождение члеников глистов или аскарид и т.д.

10^ . Медикаментозный и аллергологический анамне��. Реакции на ранее применяемые препараты (описать характер реакции и на какие препараты). Аллергические заболевания в анамнезе: алергодерматозы, экзема, крапивница, нейродермит, отек Квинке, бронхиальная астма, непереносимость пищевых продуктов. Аллергологический анамнез у ближайших родственников.


^ . Данные объективного исследования

Оценка общего состояния больного и его обоснования.

Примечание: в настоящее время приняты следующие степени оценки состояния больного: удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, крайней степени тяжести, агональное. При оценке степени тяжести необходимо учесть: а) стояние сознания (ясное, сопор, кома), б) наличие и степень нарушения функции жизненно важных органов и систем, в) положение больного (вынужденное, пассивное, активное). При оценке степени тяжести состояния учитывают также результаты проведенного параклинического исследования (степень выраженности нарушений), характер самого заболевания.

1. Общий вид больного: положение, самочувствие, выражение лица, телосложение (правильное, неправильное).

2. Температура тела.

3. Масса тела в килограммах, длина тела в см., окружность головы и грудной клетки в см. Указать периоды резкого изменения массы тела (похудание, прибавка массы тела). Необходимо попытаться установить причинно-следственные связи изменения массы тела (питание, заболевания и т.д.).

4.^ Кожные покровы: цвет, особенности окраски (землистый, бледный, бронзовый, пигментации, депигментации). При описании цианоза указать его характер (локальный, периферический, генерализованный, отношение к физической нагрузке, положению тела). Эластичность кожи (при снижении эластичности указать степень), влажность, температурная реакция кожи (теплая, холодная). Подкожные кровоизлияния и их характер (петехии, экхимозы, гематомы и др.). Степень влажности (повышенная, сниженная). Сухость кожи, шелушение, опрелости, везикулы, корочки.

Сыпи: характер сыпи (эритема, пятно, розеола, папула, пустула, волдырь, чешуйка, струп, эрозии, трещины, язвы); распространение сыпи по телу. Рубцы и их подвижность. Состояние волос (истонченность, грубые, непигментированные, сухие, ломкие, короткие, длинные, гетеротиния, изреженность, усиленный рост, эластичность, блеск, дистрофические изменения, выпадение волос), ногтей (продольные, поперечные борозды, отслоение ногтевых пластинок, патологическая ломкость ногтей).

5. ^ Слизистые оболочки (губ, носа, глаз, век, неба): цвет, высыпания, сухость (указать степень), налеты. Необходимо подробно описать налет на языке, миндалинах, зеве (распространенность, окраска, отношение к подлежащим тканям, характер окружающей слизистой).

6. ^ Подкожная клетчатка: развитие (умеренное, пониженное, повышенное), распределение подкожно-жирового слоя (равномерное, неравномерное). Тургор тканей (при снижении указать степень). Отеки (распространение, стойкость, динамика, связь с временем суток), выраженность (массивные, умеренные слабые), локализация (лицо, конечности, живот, поясница, туловище, анасарка).

7. Лимфоузлы: размеры, болезненность, консистенция, подвижность, спаянность с окружающими тканями. При описании размеров лимфоузлов можно использовать сравнение с размерами ореха, гороха и т.д., или выражать размеры лимфатических узлов в сантиметрах.

8. Мышцы: степень развития мускулатуры (средняя, слабая, высокая, атрофия мышц), состояние мышечного тонуса (нормальный повышенный, сниженный). При наличии перечисленных изменений указать их характер (локальный или генерализованный). Сила мышц (снижена, соответствует возрасту).

9. ^ Костная система: деформации, искривления. У грудных детей описать форму головы, размягчение костей, состояние родничков и швов черепа (размеры, состояние краев). Указать наличие лобных, теменных бугров, степень их выраженности. Рахитические "четки", "браслеты". Изгибы и искривления позвоночника: лордоз, кифоз и др., степень выраженности изменений. Форма грудной клетки: цилиндрическая, бочкообразная, воронкообразная и т.д. Акромегалия. Болезненность при пальпации и поколачивании грудной клетки, трубчатых костей, позвоночника.

10. Суставы: конфигурация, деформация, изменение кожи (гиперемирована, лоснится, сухая, атрофичная, шелушится, бледная, не измененная), местное повышение температуры в области сустава, движения в суставах (активные, пассивные), свободные, ограниченные. Болезненность при ощупывании, при пассивных или активных движениях, хруст, флюктуация. Наличие костных шипов.

11. Глаза: состояние зрения (очки, контактные линзы, жалобы на боли в глазах, покраснение глаз, слезотечение, двоение, пелена перед глазами, пятна, вспышки, состояние слизистых оболочек).

12. Слух: состояние слуха, шум в ушах, головокружение, боли в ушах, выделения из наружного слухового прохода.

13. Нос и придаточные пазухи: заложенность носа (частота, характер выделений, продолжительность, зуд), носовые кровотечения. Патология придаточных пазух (в анамнезе).


^ Исследование нервной системы

1. Черепно-мозговые нервы: обоняние, осязание, вкус, органы зрения (глазные щели, подвижность глазных яблок, косоглазие, двоение), нистагм (указанием его формы - вертикальный, горизонтальный, ротаторный), величина и форма зрачков, реакция зрачков на свет, аккомодация и конвергенция. Слух и вестибулярный аппарат. Мимическая мускулатура, глотание, движение языка. Речь и ее расстройство. Чтение и письмо.

2. ^ Походка больного: обычная, атаксическая, паретическая, спастическая. Координация движений. Поза Ромберга. Гиперкинезы, судороги, тремор.

3. Рефлекторная сфера (корнеальный, глоточный рефлексы). Кожные и сухожильные рефлексы на верхних и нижних конечностях, их симметричность, выраженность. Патологические рефлексы. Болевые точки по ходу нервных стволов и симптомы натяжения. Нарушения поверхностной и глубокой чувствительности, их границы.

4. ^ Состояние вегетативной нервной системы: дермографизм, потливость, переносимость транспорта, симптомы Ашнера, солярный рефлекс и др. Указать характеристику выявленных изменений (эйтония, ваготония, симпатотония).

5. ^ Менингеальные симптомы: напряжение и выбухание большого родничка, ригидность затылочных мышц, симптомы Кернига, Брудзинского и др.


Исследование органов дыхания

1. Голос: громкий, слабый, сиплый и др. Носовое дыхание: свободное, затрудненное, дышит ртом, характер выделений из носа (серозные, гнойные, геморрагические), количество выделений. Кашель: сухой, лающий, влажный (указать примерное количество и характер мокроты), короткий, приступообразный, болезненный, битональный и др. Динамика кашля.

2. ^ Осмотр и пальпация грудной клетки: симметричность, асимметрия (выпячивание или западение одной половины грудной клетки), западение над- и подключичных ямок, характеристика межреберных промежутков. Положение лопаток: нормальное, прилегание, отставание (крыловидные лопатки). Симметричность или асимметричность дыхательных движений грудной клетки.

Тип дыхания: грудной, брюшной, смешанный. Характер дыхания: свободное, стенотическое, стридорозное, стонущее, затрудненное, храпящее, свистящее. Глубина и ритм дыхания: поверхностное, глубокое, ритмичное, Чейн-Стокса, Биота, Куссмауля. Число дыханий в минуту. Характер одышки: инспираторная, экспираторная, смешанная. Раздувание крыльев носа, участие вспомогательной мускулатуры.

Болезненность грудной клетки при пальпации (если есть, то указать локализацию). Определение голосового дрожания. Трение плевры на ощупь.

3. ^ Перкуссия легких: данные сравнительной перкуссии, характер перкуторного звука и его особенности над различными областями грудной клетки. При необходимости – провести топографическую перкуссию.

4. ^ Аускультация легких: характер дыхания (везикулярное, пуэрильное, ослабленное, жесткое и др.), наличие локальных изменений дыхания, соотношение продолжительности вдоха и выдоха; хрипы и их локализация (количество, характер, звучность, калибр влажных хрипов, выслушиваются на вдохе или на выдохе), шум трения плевры, выслушивание голоса (бронхофония). Дыхательно-пульсовой коэффициент.


^ Исследование органов кровообращения

1. Осмотр и ощупывание сердечной области: выпячивания в области сердца (сердечный горб), видимые пульсации. Верхушечный толчок - его место расположения; характер - положительный или отрицательный; сила (усиленный, ослабленный), высота (приподнимающий пальпирующий палец или куполообразный), ширина (локальный, разлитой). Шумы при ощупывании области сердца (пресистолическое или систолическое дрожание, шум терния перикарда).

2. ^ Перкуссия сердца: границы относительной сердечной тупости, ширина сосудистого пучка в сантиметрах.

3. Аускультация сердца: тоны - их чистота, звучность (ясные, глухие, приглушенные, акцентуированные), изменение тембра. Усиление или ослабление одного из тонов с указанием локализации, расщепление, раздвоение, ритм галопа, эмбриокардия. Шумы, их характер и интенсивность. Интенсивность шума следует оценивать дробью, в которой в числителе указывается громкость шума, а в знаменателе - максимальная его интенсивность (1/6, 3/6 и т.д.). Указать отношение шума к тонам, точку максимального выслушивания, проводимость, изменчивость в зависимости от физической нагрузки, положения тела. Сердечный ритм. Шум трения перикарда: характер, локализация.

4.^ Исследование артерий: видимая пульсация артерий (сонные, в области яремной ямки, артерии конечностей); пульс: характеристика пульса (наполнение, напряжение, величина, ритм, частота, дефицит пульса), сравнение пульса на обеих руках. Капиллярный пульс.

Данные аускультации артерий: выслушивание сонной и бедренной артерий - двойной тон Траубе, двойной шум Виноградова-Дюрозье.

5. ^ Состояние шейных вен: набухание и видимая пульсация, венный пульс (положительный или отрицательный), шум волчка.

6. Артериальное давление (максимальное, минимальное в мм ртутного столба), на левой и правой руке, на ногах (при подозрении на коарктацию аорты), функциональные пробы (Шалкова, ортостатическая, клиноортостатическая).


^ Исследование органов пищеварения

1. Полость рта, губы, зубы (зубная формула), десны (разрыхленность, гиперемия, отечность, налеты), язык (бледный, розовый, синюшный, иктеричный, сухой, влажный, налеты, трещины, изъязвления), глотка, миндалины (величина, цвет, наличие и характер налетов, спаянность их с подлежащими тканями, лакуны и пр.).

2. ^ Исследование живота: конфигурация, состояние пупочного кольца, подкожные вены, грыжи. Окружность живота в сантиметрах. Перистальтика. Напряжение мышц. Болезненность при пальпации и ее локализация. Данные глубокой пальпации: прощупывание кишечника (форма, толщина, подвижность, болезненность, спазмированность, урчание, метеоризм). Данные перкуссии живота, наличие свободной жидкости (асцит), ее уровень. Аускультация желудка и кишечника - выслушивание перистальтики. Симптомы Менделя, Образцова, Мейо-Робсона, Кача, Шоффара и др.

3. ^ Осмотр ануса: трещины, зияние, податливость. Выпадение прямой кишки.

4. Осмотр каловых масс, их характеристика, цвет, консистенция, примеси, запах и пр.


Исследование гепато-лиенальной системы

1. Печень - ее прощупываемость, размеры при пальпации и перкуссии, край (острый, заостренный, закругленный, зазубренный, болезненность), консистенция, поверхность (гладкая, бугристая).

2. Желчный пузырь - его прощупываемость, болезненность. Симптомы Кера, Ортнера, Егорова, Френикус-симптом, Мерфи, Сквирского, Курвуазье и др.

3. Селезенка - ее прощупываемость в положении больного на спине, на боку, размеры, край, болезненность, консистенция.


^ Исследование системы мочевыделения

1. Осмотр области почек и мочевого пузыря (припухлости, выпячивания). Прощупывание почек и их смещаемость. Пальпация проекции мочеточников. Болезненность при поколачивании в поясничной области. Данные пальпации и перкуссии мочевого пузыря.

2. ^ Характеристика мочеиспускания (частота, болезненность, затруднения при мочеиспускании, объем порций, недержание мочи).

3. Моча - цвет, прозрачность, примеси, осадок, запах, пенность и пр.


Исследование эндокринной системы

1. Щитовидная железа, ее величина, консистенция. Наличие глазных симптомов (при гипертиреозе).

2. Половые органы, их соответствие полу и возрасту. Вторичные половые признаки, степень выраженности, соответствие полу.

3.^ Расстройства роста (гигантизм, карликовость, отставание в росте) и массы тела (ожирение и его степень, недостаток массы и его степень), пропорциональность тела.


^ V. Предварительный диагноз

Предварительный диагноз (первое резюме, сводка патологических данных) - это обобщение результатов сбора анамнеза, объективного исследования больного и формулирование предварительного диагноза. Предварительный диагноз формулируется на основании действующих классификаций. В первом резюме необходимо перечислить все данные (длительность заболевания, его наиболее характерные проявления), которые позволяют обосновать наличие того или иного заболевания.

В зависимости от сложности, имеющейся у больного патологии, возможны два основных варианта формулирования предварительного диагноза.

Вариант 1. На основании имеющейся у больного симптоматики можно сразу предположить наличие, какого- либо конкретного заболевания. Это наиболее распространенный нозологический принцип диагностики.

Вариант 2. На основании имеющихся у больного проявлений заболевания сразу нельзя предположить наличие, какого либо конкретного заболевания. В этом случае пользуются синдромальным принципом диагностики. Сущностью этого подхода является объединение всех проявлений заболевания в синдромы. На следующем этапе выделяют ведущий синдром (или симптом). С помощью специальных дифференциально-диагностических критериев устанавливают все те заболевания, при которых встречается выделенный синдром. Затем методом исключения устанавливают имеющееся у больного заболевание. Предварительный диагноз в этом случае завершается выделением ведущего синдрома или симптома.

Заключение по предварительному диагнозу должно быть ясным и логичным. В тех случаях, когда диагноз ясен и (или) подтверждается уже имеющимися параклиническими данными его можно сразу формулировать как окончательный.

Внимание! При наличии у больного нескольких заболеваний необходимо обосновывать предварительный диагноз в каждом случае отдельно с указанием основного заболевания. Его осложнений и сопутствующих заболеваний.


^ V. План дополнительного обследования

Для установления окончательного диагноза в большинстве случаев необходимо проведение дополнительного обследования2. Следует составить план обследования, включающий лабораторные, инструментальные и другие исследования, консультации специалистов. Если имеются несколько заболеваний или осложнений – план обследования должен включать каждое из имеющихся заболеваний.

^ V. Анализ полученных результатов дополнительного исследования

Результаты проведенных исследований могут, как подтверждать предполагаемый диагноз, так и не соответствовать ему. Следовательно, результаты всех исследований должны быть проанализированы по следующему плану: а) соответствуют ли полученные результаты норме или нет: б) соответствуют ли полученные результаты предполагаемому диагнозу или же противоречат ему. В тех случаях, когда результаты исследований не соответствуют или же противоречат предполагаемому диагнозу необходимо наметить дальнейшую тактику (поиск причин, вызвавших изменения в результатах дополнительных методов исследования).

Результаты анализа дополнительных данных следует представить в виде таблицы.


Таб. ^ Оценка результатов параклинических исследований


Наименование исследования

Результат исследования

Оценка результата (норма, повышение, снижение)

Трактовка результата исследования: (соответствует, не соответствует) предполагаемому диагнозу














^ V. Дифференциальный диагноз

Проведение дифференциального диагноза является обязательной составной частью диагностического процесса. Существуют два основных варианта проведения дифференциального диагноз: а) нозологический и синдромальный. Сущностью нозологического варианта дифференциального диагноза является исключение нозологических единиц (заболеваний), имеющих сходную симптоматику с предполагаемым у больного заболеванием. Для проведения дифференциального диагноза используют всю имеющуюся в распоряжении врача информацию (анамнез, клинику, результаты дополнительного исследования).

При проведении синдромального дифференциального диагноза в специальной литературе (справочники по дифференциальной диагностике) находят все заболевания, при которых встречается выделенный синдром или симптом. В дальнейшем проведение дифференциального диагноза не отличается от нозологического варианта.

Результаты дифференциального диагноза следует представить в виде таблицы.


Таб. ^ Дифференциальный диагноз


Признак, результат исследования

Клиника, результаты исследования у курируемого больного

Клиника, параклинические данные, заболевания с которым проводится дифдиагноз

Кашель

Отсутствует

Характерен


Результатом проведенного дифференциального диагноза является мотивированное заключение о причинах исключения у больного данной патологии.


^ V. Второе резюме (формулирование окончательного клинического диагноза) (согласно действующим классификациям).

В качестве аргументов, подтверждающих окончательный диагноз, используют результаты дополнительных методов исследования и проведенного дифференциального диагноза.

^ . Этиология, патогенез основного заболевания (краткое изложение современного состояния вопроса).


. Особенности клиники и течения заболевания у курируемого больного. Анализ причин, приведших к заболеванию.


. Принципы лечения основного заболевания

В этом разделе необходимо указать особенности режима, питания, медикаментозной и иной терапии при разных формах заболевания, разной степени его тяжести. Например, при изложении принципов антибактериальной терапии острых пневмоний необходимо осветить взаимосвязь назначения антибактериальной терапии с возрастом больного, местом его заражения, степенью тяжести заболевания, особенностями клинической и рентгенологической картины заболевания. Необходимо описать подходы к определению количества используемых препаратов, выбору доз, продолжительности применения лекарственных средств, сочетаемость препаратов.


^ . Лечение больного с обоснование назначений

В этом разделе истории болезни необходимо назначить больному конкретное лечение, питание и режим. Указать дозы препаратов, пути введения, сроки и схемы применения.


^ . Реабилитация, профилактика и прогноз (по курируемой патологи��)

Реабилитация комплекс медицинских, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или поддержание) нарушенных функций организма и трудоспособности больных. Реабилитация включает восстановительное лечение, оздоровительные мероприятия, психологическую коррекцию, активное участие членов семьи в восстановительном лечении. Восстановительное лечение может быть немедикаментозным (диетотерапия, климатолечение, физиотерапия, дыхательная гимнастика, ЛФК, массаж и т.д.) и медикаментозным. Реабилитационные мероприятия могут проводиться в специализированных детских учреждениях, отделениях восстановительного лечения, санаториях и т.д.

^ Профилактические мероприятия включают в себя санацию очагов хронической инфекции, регулирование психо-эмоциональных нагрузок, психологическую коррекцию, рекомендации, направленные на улучшение качества жизни, советы по питанию и т.д.

Прогноз – должен включать следующие его аспекты: прогноз для жизни, прогноз для выздоровления, прогноз по развитию осложнений, прогноз по особенностям течения заболевания, ближайший и отдаленный прогноз.


^ V. Заключительный эпикриз (выписной эпикриз)

Эпикриз представляет собой выписку из истории болезни и должен в краткой форме включать в себя все основные данные истории болезни (анамнез, основные патологические изменения, выявленные при объективном исследовании, ход обследования, все результаты исследований, клиническое течение заболевания, его особенности, сведения о проведенном лечении и его результатах, сведения об исходе заболевания), рекомендации.

Содержание эпикриза должно включать следующие составные части:

  1. Наименование лечебного учреждения, номер истории болезни, наименование отделения в котором проходило лечение.

  2. Фамилия, имя, возраст ребенка, дату поступления в клинику, дату выписки, диагноз направившего учреждения. Краткое описание заболевания в динамической последовательности. Основные жалобы и признаки болезни при поступлении в клинику, состояние ребенка. Результаты дополнительных методов исследования.

  3. Окончательный клинический диагноз с указанием основного, сопутствующего заболевания и осложнений (сформулированного с учетом действующих классификаций) с их кратким обоснованием (основные клинические, анамнестические данные, выводы по дополнительным исследованиям, подтверждающим диагноз).

  4. Особенности заболевания у данного больного.

  5. Описание применявшегося лечения с указанием доз, путей введения, курсов, побочных реакций и т.д.

  6. Результаты проведенного лечения (улучшение, выздоровление, отсутствие положительной динамики, и т.д.).

  7. Рекомендуемое для данного больного амбулаторное (стационарное или санаторно-курортное) лечение (препараты, дозы, курсы, схемы).

  8. Рекомендуемое для данного больного методы исследований (наименование, частота, порядок применения).


Подпись


^ Особенности описания объективного статуса у новорожденного ребенка

  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические рекомендации для студентов педиатрического и лечебного факультетов (издание 3-е, переработанное) icon Методические рекомендации для студентов 5 лечебного и 6 педиатрического факультетов по самостоятельной

Методические рекомендации для студентов педиатрического и лечебного факультетов (издание 3-е, переработанное) icon Методические рекомендации для практической и самостоятельной работы студентов над курсом «Латинский

Методические рекомендации для студентов педиатрического и лечебного факультетов (издание 3-е, переработанное) icon Методические материалы для самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического и стоматологического

Методические рекомендации для студентов педиатрического и лечебного факультетов (издание 3-е, переработанное) icon Методические материалы для самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического и стоматологического

Методические рекомендации для студентов педиатрического и лечебного факультетов (издание 3-е, переработанное) icon Методические рекомендации к лабораторным и семинарским занятиям по анатомии человека Издание третье,

Методические рекомендации для студентов педиатрического и лечебного факультетов (издание 3-е, переработанное) icon Методические рекомендации Издание второе, переработанное и дополненное Минск 2004 удк 616. 31089.

Методические рекомендации для студентов педиатрического и лечебного факультетов (издание 3-е, переработанное) icon Методические указания к самостоятельной работе студентов II курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического

Методические рекомендации для студентов педиатрического и лечебного факультетов (издание 3-е, переработанное) icon Практикум для студентов лечебного и педиатрического факультетов, 2007

Методические рекомендации для студентов педиатрического и лечебного факультетов (издание 3-е, переработанное) icon Практический курс для студентов педиатрического и лечебного факультетов Составил

Методические рекомендации для студентов педиатрического и лечебного факультетов (издание 3-е, переработанное) icon Экзаменационные вопросы по биохимии для студентов лечебного и педиатрического факультетов

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы