|
Скачать 376 Kb.
|
![]() СоставителИ: Ф ![]() Е.В.Леонова, профессор кафедры патологической физиологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор; А.В.Чантурия, доцент кафедры патологической физиологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Рецензенты: Кафедра патологической физиологии Учреждения образования «Витебский государственный медицинский университет»; Л.М.Лобанок, член-корреспондент НАН Республики Беларусь, профессор кафедры нормальной физиологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор ^ Кафедрой патологической физиологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 3 от 13.10.2008 г.); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 3 от 26.11.2008 г.); Секцией по специальности 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 3 от 12.01.2009 г.) ^ Патологическая физиология – наука и учебная дисциплина о жизнедеятельности больного организма, о природе и механизмах устойчивости к заболеваниям, изучающая общие закономерности возникновения, развития и исхода болезни, характеризующаяся быстрым ростом фундаментальных и прикладных знаний. Типовая учебная программа разработана в соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело» (ОС РБ 1-79 01 03-2008) и типовым учебным планом № L 79-008/тип (утвержден Министерством образования Республики Беларусь 16.04.2008). Типовая учебная программа дисциплины «Патологическая физиология» включает новейшие научные данные по молекулярной патологии, моделированию и экспериментальной терапии наиболее распространенных болезней и болезненных состояний человека. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции. Цель преподавания и изучения патологической физиологии состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и болезненных состояний, принципах их выявления, терапии и профилактики. Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет знание:
Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции при обучении студентов:
Преподавание и успешное изучение дисциплины «Патологическая физиология» осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин: Общая химия. Электролитный состав крови, буферные системы крови. Кислотно-основное состояние. Медицинская и биологическая физика. Дозовые характеристики ионизирующего излучения. Параметры электрического тока. Переходы электрической энергии в другие виды энергии. Медицинская биология и общая генетика. Наследственность и изменчивость, типы наследования, генотип и фенотип. Методы исследования в медицинской генетике. Биологическая химия. Свертывающие, противосвертывающие и фибринолитическая система крови. Механизмы гемостаза. Гистология, цитология и эмбриология. Генез форменных элементов крови. Типы и периоды кроветворения. Нормальная физиология. Закономерности функционирования клеток, тканей, органов, систем здорового организма и механизмы их регуляции. Показатели функций здорового организма, широко используемые в практической медицине, их параметры в норме. Микробиология, вирусология, иммунология. Понятие об иммунитете и аллергии, общая характеристика реакций клеточного и гуморального иммунитета. ^ Студент должен знать:
уметь:
^ При организации педагогического процесса, следует использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, лабораторные занятия, контролируемая самостоятельная работа студентов, промежуточный и итоговый контроль знаний, а также внедрять инновационные методы – использование мультимедийных лекций, электронных учебников, интерактивных интернет-ресурсов, систем дистанционного обучения, а также системы компьютерного тестового контроля знаний студентов. На лабораторных занятиях студенты проводят исследования нарушений процессов жизнедеятельности, изучают готовые мазки крови, гемограммы, электрокардиограммы, результаты биохимических анализов и др. Учатся правильно представлять результаты в виде диаграмм и графиков, формулировать выводы, давать им логическое обоснование. Практическая подготовка обеспечивается также решением студентами ситуационных задач, анализом учебных протоколов опытов. Студентов знакомят с приемами, особенностями работы с лабораторными животными и техникой безопасности, основными требованиями, предъявляемому к экспериментатору и эксперименту. Контроль и коррекция знаний исходного и выходного уровней проводится путём устных и письменных (в том числе тестовых) опросов в процессе лабораторных занятий Гуманизация процесса обучения студентов является неотъемлемым биоэтическим аспектом преподавания дисциплины. В этом направлении крайне важным является отказ от экспериментов на лабораторных животных в учебном процессе, создание и использование необходимых учебно-методических пособий (практикумов), компьютерных программ, учебных кинофильмов. Важным фактором учебного процесса является вовлечение студентов в учебно-научную исследовательскую работу. ^
^
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 1. Общая нозология 1.1. Введение. Общие вопросы учения о болезни. Учение об этиологии и патогенезе Патологическая физиология как фундаментальная наука и учебная дисциплина. Предмет и задачи патологической физиологии: её место в системе высшего медицинского образования, как теоретической основы современной клинической медицины. Значение патофизиологических исследований для развития профилактического направления здравоохранения, совершенствования и создания новых методов и средств диагностики и лечения болезней. Краткие сведения из истории патофизиологии; основные этапы её развития. Значение трудов В.В.Пашутина, А.Б.Фохта, И.И.Мечникова, А.А.Богомольца, Н.Н.Аничкова, С.С.Халатова, П.Н.Веселкина, Г.Н.Сахарова, А.Д. Сперанского, Л.О.Орбели, В.В.Парина, И.Р.Петрова, Н.Н.Сиротинина, А.М. Чернуха, П.Д.Горизонтова, Г.Н.Крыжановского, А.Д.Адо, Р.Вирхова, Ю. Конгейма, К.Бернара, У.Кеннона, Ф.Бернета, Г.Селье и других крупнейших исследователей в развитии патофизиологии. Методы патологической физиологии. Значение эксперимента в развитии патофизиологии и клинической медицины. Общие принципы построения медико-биологических экспериментов и интерпретации их результатов. Современные методики, используемые в патофизиологическом эксперименте. Моделирование; его виды, возможности и ограничения. Моделирование на животных различных форм патологических процессов и защитно-приспособительных реакций человека; значение сравнительно-эволюционного метода. Морально-этические аспекты экспериментирования на животных. Роль новейших достижений молекулярной биологии, генетики, биофизики, биохимии, электроники, математики, кибернетики, экологии и других наук в развитии современной патофизиологии. Экспериментальная терапия как важный метод изучения заболеваний и разработки новых способов лечения. Понятие о клинической патофизиологии, её задачи и перспективы. Возможности и ограничения, деонтологические аспекты проведения исследований на людях. Основные понятия общей нозологии. Норма, здоровье, переходные состояния организма между здоровьем и болезнью (предболезнь). Понятие о патологической реакции, патологическом процессе, патологическом состоянии, болезни. Типовые патологические процессы. Болезнь как диалектическое единство повреждения и защитно-приспособительных (саногенетических) реакций организма; системный принцип в патологии; целостность организма. Стадии болезни, её исходы. Выздоровление полное и неполное. Ремиссии, рецидивы, осложнения. Значение биологических и социальных факторов в патологии человека. Терминальное состояние. Умирание как стадийный процесс. Преагональное состояние, агония, клиническая смерть, биологическая смерть. Патофизиологические основы реанимации. Принципы восстановления, временного замещения нарушенных функций кровообращения, дыхания, коррекции метаболических изменений. Постреанимационные расстройства. Социальные и деонтологические аспекты реанимации. Значение биологических и социальных факторов в патологии человека. Социальные критерии болезни. Принципы классификации болезней; классификация ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), МКБ-10 (Международная классификация болезни). Принципы детерминизма в патологии. Роль причин и условий, морфофункциональных особенностей макроорганизма их диалектическая взаимосвязь при возникновении болезней. Понятие о внешних и внутренних причинах болезни. Понятие о полиэтиологических болезнях. Принципы классификации болезней. Определение понятия патогенез. Повреждение как начальное звено в патогенезе. Уровни повреждения: субмолекулярный, молекулярный, субклеточный, клеточный, органно-тканевой, организменный. Проявление повреждения на разных уровнях организма. Единство структурных и функциональных изменений в патогенезе заболеваний. Роль и место этиологического фактора в патогенезе. Причинно-следственные отношения в патогенезе; первичные и вторичные повреждения. Локализация и генерализация повреждения; местные и общие реакции на повреждение, их взаимосвязь. Ведущие звенья патогенеза и «порочные круги», следовые реакции. Системный принцип в патологии. Понятие о патологической системе (Г.Н.Крыжановский), её отличительных особенностях, роль в развитии болезни. Защитные и компенсаторные реакции. Сходства и различия понятий: адаптация и компенсация. Срочные и долговременные реакции адаптации и компенсации, механизмы, роль в развитии болезни. Роль генетического аппарата в формировании долговременных реакций адаптации и компенсации. Патофизиологическая «цена» адаптации и компенсации. Механизмы выздоровления. Явления декомпенсации. Патогенетические принципы терапии болезней. 1.2. Патогенные факторы окружающей среды Характеристика болезнетворного действия физических факторов: механические повреждения, гипо- и гипердинамия, гипо- и гипертермия, ожоговая болезнь. Метеофакторы, последствие их воздействия (горная болезнь, кессонная болезнь). Электрический ток и особенности его повреждающего действия на организм. Повреждающее действие на организм ионизирующего излучения. Формы и стадии лучевой болезни. Отдаленные последствия действия ионизирующих излучений. Патогенные действия химических факторов; экзо- и эндогенные интоксикации. Биологические факторы. Вирусы, риккетсии, бактерии и паразиты как причины инфекционных заболеваний. Психогенные патогенные факторы; понятие о ятрогенных болезнях. Значение социальных факторов в сохранении здоровья и возникновении болезней человека. Экологические аспекты общей патологии. Этиотропный принцип профилактики и терапии болезней. Критический анализ некоторых концепций общей нозологии (монокаузализм, кондиционализм, конституционализм и др.). 1.3. Роль реактивности, конституции и возраста в патологии Реактивность организма, её виды, показатели и эволюционные аспекты. Реактивность и резистентность. Факторы, определяющие реактивность. Роль генотипа, возраста, пола, врожденных и приобретенных свойств, индивидуальных особенностей организма. Роль реактивности в развитии инфекционного процесса. Специфические и неспецифические факторы защиты. Влияние факторов внешней среды на реактивность организма: роль социальных и экологических факторов. Патологическая реактивность, её виды и формы проявления. Направленное изменение индивидуальной и групповой реактивности как важнейшее средство профилактики и терапии болезней. Факторы, обеспечивающие снижение неспецифической резистентности. Пути и способы её повышения. Учение о конституции. Классификации конституциональных типов. Значение в патологии. Причины и механизмы старения организма. Особенности проявления и течения болезни в пожилом и старческом возрасте. Иммуногенная реактивность и основные формы ее нарушения. Иммунодефицитные состояния: первичные (наследственные) и вторичные (приобретенные) при инфекционных болезнях, лучевых поражениях, белковом голодании, интоксикациях, алкоголизме, опухолях, старении и др.; ятрогенные иммунодефицитные состояния. Аллергия. Определение понятия и общая характеристика аллергии. Аллергия и иммунитет, аллергия и воспаление. Экзо- и эндогенные аллергены; их виды. Значение наследственной предрасположенности к аллергии. Виды аллергических реакций, их классификация. Аутоаллергические (аутоиммунные) заболевания. Этиология и патогенез. Первичные и вторичные аутоаллергены, комплексные аутоаллергены. Нарушения иммунной системы как основа аутоаллергии. Принципы выявления и терапии аутоиммунных заболеваний. 1.4. Роль наследственности в патологии Наследственные и врожденные болезни. Фенокопии. Этиология наследственных болезней. Мутагенез, мутации; их разновидности. Мутагенные факторы; значение ионизирующего излучения, вирусов и загрязнения среды обитания в возникновении мутаций; возможность лекарственных мутаций. Роль условий и реактивности организма в возникновении наследственных болезней. Механизмы наследственной патологии: выпадение нормальной наследственной информации; избыток наследственной информации; её замена на патологическую; нарушения регуляции активности генетического аппарата; несвоевременная реализация генетической информации. Нарушение процессов репарации ДНК. Роль нарушений репарационной системы и «иммунного надзора» в возникновении наследственной патологии; роль мобильных генов. Генетический, ферментный, рецепторный и метаболический блоки как основа патогенеза наследственных заболеваний. Моно- и полигенные наследственные болезни. Пенетрантность и экспрессивность. Хромосомные болезни. Наследственное предрасположение к болезням. Значение наследственности в развитии мультифакторных болезней. Наследственные заболевания соединительной ткани. Методы изучения наследственных болезней; принципы их профилактики и возможные методы лечения. Первостепенное значение охраны окружающей среды. Понятие о генотерапии и «генной инженерии»; их перспективы в медицине. Антимутагенез. Антимутагенные факторы, механизмы их действия. Патология внутриутробного развития. Понятие антенатальной патологии. Гаметопатии, бластопатии, эмбриопатии, фетопатии. Мертворождаемость, её этиология. Значение критических (сенситивных) периодов в патологии эмбриона и плода. Связь патологии плода с вредными влияниями на организм матери. Роль научно-технической революции, развитие промышленности и урбанизации в патологии современного человека. Борьба с генетическими последствиями загрязнения биосферы. ^ ЛИТЕРАТУРАОсновная:
Дополнительная: 4. Литвицкий, П.Ф. – Патофизиология: учеб. для студентов мед.вузов. В 2 т. Т. 1 / 2-е изд., испр. и доп. – Москва: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 751 с. 5. Литвицкий, П.Ф. – Патофизиология: учеб. для студентов мед.вузов. В 2 т. Т. 2 / 2-е изд., испр. и доп. – Москва: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 814 с. 6. Зайчик, А.Ш. Основы общей патологии: учеб. пособие. Ч. 1: Основы общей патофизиологии / А.Ш. Зайчик, Л.П. Чурилов. – СПб.: Элби, 1999. 824 с.: ил. 7. Зайчик, А.Ш. Основы общей патологии: учебник. Ч. 2: Основы патохимии / А.Ш. Зайчик, Л.П. Чурилов. – СПб.: Элби, 2000. 688 с.: ил. 8. Зайчик, А.Ш. Основы общей патологии: учебник. Ч. 3: Механизмы развития болезней и симптомов. Книга 1. Патофизиологические основы гематологии и онкологии / А.Ш. Зайчик, Л.П. Чурилов. – СПб.: Элби, 2002. 507 с.: ил. ![]() |