Учебная программа дисциплины: Учебная практика. Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля. Раздел. Общий уход за больными детьми терапевтического профиля icon

Учебная программа дисциплины: Учебная практика. Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля. Раздел. Общий уход за больными детьми терапевтического профиля





Скачать 457.49 Kb.
Название Учебная программа дисциплины: Учебная практика. Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля. Раздел. Общий уход за больными детьми терапевтического профиля
Дата 23.03.2013
Размер 457.49 Kb.
Тип Реферат
II. Учебная программа дисциплины: Учебная практика. Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля.


Раздел. Общий уход за больными детьми терапевтического профиля


  1. Содержание раздела




№ занятия п/п

Название темы



Тема 1. Введение в специальность. Цели и задачи ухода за больным детьми и подростками. Педиатрия как наука. История педиатрии и сестринского дела. Этапы развития. Вклад отечественных педиатров в развитие науки (Максимович-Амбодик Н.С., С.Ф. Хотовицкий, Н.А. Тольский, Н.П. Гундобин, Н.Ф. Филатов, К.А. Раухфус, А.А. Кисель, Г.Н. Сперанский, М. С. Маслов, А. Ф. Тур и др.). Проблемы профилактической педиатрии. Периоды детского возраста. Значение анатомо-физиологических особенностей детского организма при организации ухода за детьми.


^ Тема 2. Организация работы детских лечебно-профилактических учреждений. Структура оказания лечебно-профилактической помощи детям и подросткам на современном этапе. Лечебно-охранительный режим детской больницы. Понятие о системе ухода за здоровыми и больными детьми. Принципы Инициативы Всемирной Организации Здравоохранения и Детского фонда ООН «Больница, доброжелательная к ребенку». Роль и место младшего и среднего медицинского персонала при уходе и воспитании детей. Сестринский процесс в педиатрии, организация этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в стационаре. Особенности сестринского процесса при уходе за детьми различного возраста. Этико-деонтологические принципы деятельности медицинского работника. Функциональные обязанности млад­шего и среднего медицинского персонала (палатной, процедурной медицинской сестры).


^ Тема 3. Устройство и задачи детской больницы. Основные структурные единицы больницы: приемное отделение, лечебные отделения, отделения специальных видов лечения, отделения или кабинеты диагностической службы, хозяйственной службы, организационно-методический отдел. Задачи и функции отделений и служб. Санитарно-противоэпидемический режим. Прием больных в стационар, профилактика педикулеза и инфекционных заболеваний. Осуществление контроля за посещением больного ребенка родителями и передачами. Виды дезинфекции. Техника влажной уборки палат, текущая и заключительная дезинфекция. Техника приготовления и использования дезинфицирующих растворов. Методы и средства стерилизации медицинского инструментария и средств медицинского назначения. Контроль за санитарным состоянием палат, порядок хранения чистого и грязного белья, смена белья. Медицинская документация медсестры и передача дежурств. Организация рабочего места медицинской сестры и младшей медицинской сестры. Правила смены и передачи дежурств. Хранение и учет лекарств.




^ Тема 4. Профилактика ВИЧ-инфекции. Знакомство с профилактикой ВИЧ- инфекции в детской больнице. СПИД - эпидемиологические и социальные аспекты. Общие вопросы ранней диаг­ностики, лечения. Показания для обследования на ВИЧ-инфекции, правила ведения учетной и отчетной документации. Профилактика ВИЧ- инфекции в детской больнице.


^ Тема 5. Личная гигиена персонала детских учреждений. Правила личной гигиены персонала детских учреждений. Оборудование детских учреждений. Личная гигиена детей периода новорожденности, грудного, раннего и старшего детских возрастов, подростков. Правила личной гигиены больного, смены нательного и постельного белья. Техника проведения гигиенических и лечебных ванн. Помощь при отправлении физиологических потребностей детям преддошкольного возраста.


^ Тема 6. Транспортировка больных. Правила транспортировки больных с различной патологией. Особенности транспортировки детей грудного, раннего и преддошкольного возрастов, тяжелобольных. Личная гигиена ребенка. Правила личной гигиены больного, смены нательного и постельного белья. Профилактика и лечение пролежней, техника проведения гигиенических и лечебных ванн. Помощь при отправлении физиологических потребностей детям старших возрастов.






^ Тема 7. Термометрия. Регистрация температуры тела. Техника выполнения медицинских манипуляций: антропометрия, термометрия, регистрация результатов. Правила и методика проведения термометрии. Основные места измерения температуры: подмышечная впадина, паховая складка, прямая кишка. Требования к внешнему виду больного.


^ Тема 8. Питание детей в больнице. Питание здоровых и больных детей. Понятие о физиологических и лечеб­ных столах детей различного возраста. Кормление тяжелых больных. Порядок и правила работы буфетной-раздаточной отделения, транспортировка готовой пищи в отделения больницы. Правила кормления детей, обра­ботка посуды. Техника кормления детей 1 года жизни. Питание детей дошкольного возраста и тяжелых больных.


^ Тема 9. Уход за ребенком грудного возраста. Элементы воспитания детей раннего воз­раста, режим дня, сон. Одежда детей первого года жизни, техника пеле­нания. Понятие о закаливании, взвешивании, измерении роста. Питание грудных детей, техника кормления. Обработ­ка и хранение столовой посуды, бутылочек и сосок. Правила при естественном, смешанном и искусственном вскармливании детей грудного возраста.



^ Тема 10. Воспитание детей раннего возраста. Уход за детьми с патологией нервной системы. Средства физического и нервно-психического воспитания детей раннего возраста. Элементы воспитания детей раннего возраста, режим дня, сон. Система воспитания детей первых лет жизни с использованием средств нервно-психического и физического воздействия. Понятие о режиме, контроле за развитием и поведением детей. Внешняя обстановка, окружающая детей, эстетическое оформление помещений. Состояние участка для прогулок. Мебель и оборудование манежей, подбор игрушек. Поведение и внешний вид персонала и детей. Санитарно-гигиенические требования к одежде для детей раннего возраста. Комплекс элементов физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Режим дня детей различного возраста. Организация досуга детей. Контроль за развитием и поведением детей. Особенности ухода за ребенком с патологией нервной системы. Оказание доврачебной помощи при судорогах.

^ Тема 11. Методы и правила забора, хранения, доставки биологического материала (кровь, моча, кал, мокрота и др.) для лабораторных исследований в зависимости от целей диагностики. Методы подготовки больного к ультразвуковому, эндоскопическому, рентгенологическому исследования; подготовка и проведение электрокардиографии, суточного мониторирования артериального давления.

Тема 12. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями мочевыводящей системы. Уход за больными детьми с патологией почек и мочевыделительной системы. Особенности питания, водного и солевого режи­ма. Методика контроля за количеством выпитой и выделенной жидкости. Сбор мочи для лабораторных исследований. Особенности сбора мочи у детей раннего возраста. Методы подготовки больного к ультразвуковому и рентгенологическому исследованиям.


^ Тема 13. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Уход за больными детьми с патологией сердечно-сосудистой системы. Техника подсчета пульса, частоты сердечных сокращений и дыхания, измерения артериального давления. Особенности питания, водного и солевого режи­ма при сердечно-сосудистых заболеваниях. Обеспечение наблюдения за выполнением двигательных режимов детьми с патологией сердечно-сосудистой системы.



^ Тема 14. Способы и методы применения лекарственных средств. Техника и методика введения лекарств детям через рот. Знакомство с техникой парентерального введения лекарственных средств. Методы и средства парентерального введения лекарственных средств (внутрикожные, подкожные, внутримышечные, внутривенные инъекции). Показания для парентеральных вмешательств. Правила и методики проведения парентеральных вмешательств. Профилактика парентеральных инфекций. Осложнения (гематома, кровотечение и др.). Особенности проведения парентеральных вмешательств у детей грудного и раннего возраста с лечебной и диагностической целью. Контроль при проведении внутривенных введений и инфузий.


^ Тема 15. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов пищеварения и эндокринной системы. Особенности питания при гастритах и язвенной болезни желудка, болезнях желчевыводящей системы, сахарном диабете. Техника желудочного и дуоденального зондирования, опорожнения кишечника, методы контроля уровня сахара в крови при сахарном диабете. Контроль за характером стула у ребенка. Методики промывания желудка и постановка очистительных и лечебных клизм. Оказание доврачебной помощи при рвоте, диарее, болях в животе, гипергликемических и гипогликемических состояниях. Основные этапы доврачебной помощи при желудочно-кишечном кровотечении.

^ Тема 16. Уход за больными с заболеваниями кожи. Уход за лихорадящими больными. Особенности питания, водно-солевого режи­ма при лихорадочных состояниях и заболеваниях кожи. Термометрия, регистрация результатов. Профилактика мокнутий, опрелостей, потницы, гнойничковых поражений кожи. Уход за больными с кожными поражениями. Техника выполнения медицинских ма­нипуляций по уходу за кожей, полостью рта, глазами, носом, половыми органами, гигиенические ванны. Оказание доврачебной помощи. Техника выполнения гигиенических процедур (утренний туалет, ванна, подмывание, уход за волосистой частью головы, за ногтями и др.). Применение лечебных ванн, примочек. Правила использования болтушек, мазей.



^ Тема 17. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов дыхания. Уход за больными детьми с патологией дыхательной системы при острых респираторных вирусных инфекциях, бронхитах, пневмониях, бронхиальной астме. Техника подсчета частоты дыхания и пульса, сердечных сокращений, измерения артериального давления. Подготовка к проведению функциональных исследований (методика пикфлоуметрии, спирометрии, спирографии, забор мокроты для исследования. Техника лечебных манипуляций при этих заболеваниях.

^ Тема 18. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями с повышенной кровоточивостью. Виды кро­воточивости. Уход за детьми с заболеваниями системы гемостаза и органов кроветворения. Особенности двигательного режима детей при повышенной кровоточивости. Оказание доврачебной помощи при носовых, маточных, желудочно-кишечных и других видах кровотечений.


^ Рубежный контроль: тестирование, решение ситуационных задач и собеседование.




2. Перечень практических навыков (умений), которые необходимо освоить студенту:


знать

  • морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения;

  • деонтологические принципы работы медицинского персонала, юридическую ответственность медицинского персонала;

  • значение ухода за детьми;

  • устройство, оборудование и лечебно-охранительный режим детской больницы;

  • санитарный и противоэпидемический режим детской больницы; виды санитарной обработки больных детей и подростков;

  • требования к организации рабочего места медицинской сестры,
    функциональные обязанности младшего (младшей медицинской сестры) и среднего (медицинская сестра) медицинского персонала;

  • перечень и ведение медицинской документации на сестринском
    посту в больнице; порядок хранения и учета лекарств;

  • правила личной гигиены персонала;

  • технику влажной уборки помещений, проветривания палат, технику текущей и заключительной дезинфекции;

  • способы и методы применения лекарственных средств;

  • правила личной гигиены ребенка, технику манипуляций по уходу за детьми (умывание, ванны, уход за кожей, глазами и т.д.);

  • физиологические и лечебные столы для детей разного возраста,
    правила кормления детей и способы обработки посуды;

  • технику выполнения медицинских манипуляций (термометрия, антропометрия, подсчет частоты пульса, дыхания, измерения АД);

  • методы взятия материала для лабораторных исследований;

  • способы подготовки ребенка к рентгенологическому, ультразвуковому и др. исследованиям;

  • технику выполнения медицинских лечебных процедур (ингаляции, горчичники и др.);

  • особенности наблюдения и ухода за больными детьми и подростками с заболеваниями различных систем организма (патологией кожи и органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, кроветворения, нервной, эндокринной и мочевыделительной системы).



Уметь:

      • устанавливать контакт с родителями больных детей и подростков;

      • выстраивать и поддерживать рабочие отношения со всеми членами коллектива;

      • проводить опрос родителей и ребенка;

      • произвести санитарную обработку больного при поступлении в стационар и в период пребывания в стационаре, смену нательного и постельного белья больного;

    • осуществлять уход за больными различного возраста, страдающими заболеваниями различных органов и систем, транспортировку;

    • измерять температуру тела, проводить антропометрию;

    • собирать у детей и подростков биологический материал для лабораторных исследований, проводить детям и подросткам;

    • проводить кормление больных детей и подростков;

    • осуществить дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария, материалов и средств ухода за больными.


III. Рабочая учебная программа (учебно-тематический план) раздела «Учебная практика. Общий уход за больными детьми терапевтического профиля» дисциплины «Учебная практика. Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля».

^ Учебно-тематический план (в академических часах) раздела дисциплины и матрица компетенций*


Наименование раздела модуля и тем


Аудиторные занятия (час)

Всего часов на аудиторную работу

Итого часов

Формируемые

компетенции

Используемые образовательные технологии, способы и методы обучения

Формы текущего и рубежного контроля успеваемости

клинические практические занятия

ОК-1

ОК-8

ПК-1

ПК-7

ПК-9

ПК-19

ПК-25

ПК-26

ПК-27

ПК-29



^ Учебная практика. Общий уход за больными детьми терапевтического профиля.



36


36

36

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

ЗК, Кл. С, Р, ЗС

Т, ЗС, ОКВ

^ Тема 1. Введение в специальность. Цели и задачи ухода за больным детьми и подростками. Педиатрия как наука. История педиатрии и сестринского дела. Этапы развития. Вклад отечественных педиатров в развитие науки (Максимович-Амбодик Н.С., С.Ф. Хотовицкий, Н.А. Тольский, Н.П. Гундобин, Н.Ф. Филатов, К.А. Раухфус, А.А. Кисель, Г.Н. Сперанский, М. С. Маслов, А. Ф. Тур и др.). Проблемы профилактической педиатрии. Периоды детского возраста. Значение анатомо-физиологических особенностей детского организма при организации ухода за детьми.

1,5

1,5

1,5

X

X

X

X



















ЗК

ОКВ

^ Тема 2. Организация работы детских лечебно-профилактических учреждений. Структура оказания лечебно-профилактической помощи детям и подросткам на современном этапе. Организация работы детских лечебно-профилактических учреждений. Лечебно-охранительный режим детской больницы. Понятие о системе ухода за здоровыми и больными детьми. Принципы инициативы Всемирной Организации Здравоохранения и Детского фонда ООН «Больница, доброжелательная к ребенку». Роль и место младшего и среднего медицинского персонала при уходе и воспитании детей. Сестринский процесс в педиатрии, организация этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в стационаре. Особенности сестринского процесса при уходе за детьми различного возраста. Этико-деонтологические принципы деятельности медицинского работника. Функциональные обязанности млад­шего и среднего медицинского персонала (палатной, процедурной медицинской сестры).


2

2

2

X

X

X

X

X




X




X

X

ЗК

ОКВ



^ Тема 3. Устройство и задачи детской больницы. Устройство детской больницы. Основные структурные единицы больницы: приемное отделение, лечебные отделения, отделения специальных видов лечения, отделения или кабинеты диагностической службы, хозяйственной службы, организационно-методический отдел. Задачи и функции отделений и служб. Санитарно-противоэпидемический режим. Прием больных в стационар, профилактика педикулеза и инфекционных заболеваний. Осуществление контроля за посещением больного ребенка родителями и передачами. Виды дезинфекции. Техника влажной уборки палат, текущая и заключительная дезинфекция. Техника приготовления и использования дезинфицирующих растворов. Контроль за санитарным состоянием палат, порядок хранения чистого и грязного белья, смена белья. Медицинская документация медсестры и передача дежурств. Организация рабочего места медицинской сестры и младшей медицинской сестры. Правила смены и передачи дежурств. Хранение и учет лекарств.



2

2

2




X

X

X

X




X




X

X

ЗК

ОКВ



^ Тема 4. Профилактика ВИЧ-инфекции Знакомство с профилактикой ВИЧ- инфекции в детской больнице. СПИД - эпидемиологические и социальные аспекты. Общие вопросы ранней диаг­ностики, лечения. Показания для обследования на ВИЧ-инфекции, правила ведения учетной и отчетной документации. Профилактика ВИЧ- инфекции в детской больнице.



2

2

2

X

X

X

X

X




X




X

X

ЗК

Т, ОКВ



^ Тема 5. Личная гигиена персонала детских учреждений. Правила личной гигиены персонала детских учреждений. Оборудование детских учреждений. Личная гигиена детей грудного, раннего и преддошкольного возрастов. Правила личной гигиены больного, смены нательного и постельного белья. Техника проведения гигиенических и лечебных ванн. Помощь при отправлении физиологических потребностей детям преддошкольного возраста.



2

2

2




X

X

X

X




X




X

X

ЗК, Р

Т, ОКВ



^ Тема 6. Транспортировка больных. Правила транспортировки больных с различной патологией. Особенности транспортировки детей грудного, раннего и преддошкольного возрастов, тяжелобольных. Личная гигиена ребенка. Правила личной гигиены больного, смены нательного и постельного белья. Профилактика пролежней, техника проведения гигиенических и лечебных ванн. Помощь при отправлении физиологических потребностей детям старших возрастов.



2

2

2




X

X

X

X




X




X

X

ЗК, Р

Т, ОКВ



Тема 7. Термометрия. Регистрация температуры тела. Техника выполнения медицинских манипуляций: антропометрия, термометрия, регистрация результатов. Правила и методика проведения термометрии. Основные места измерения температуры: подмышечная впадина, паховая складка, прямая кишка. Требования к внешнему виду больного.



2

2

2




X

X

X

X




X




X

X

ЗК, ЗС

Т, ОКВ, ЗС



^ Тема 8. Питание детей в больнице. Питание здоровых и больных детей. Понятие о физиологических и лечеб­ных столах детей различного возраста. Кормление тяжелых больных. Порядок и правила работы буфетной-раздаточной отделения, транспортировка готовой пищи в отделения больницы. Правила кормления детей, обра­ботка посуды. Техника кормления детей 1 года жизни. Питание детей дошкольного возраста и тяжелых больных.



2

2

2




X

X

X

X




X




X

X

ЗК, Р, ЗС

Т, ОКВ, ЗС


^ Тема 9. Уход за ребенком грудного возраста. Элементы воспитания детей раннего воз­раста, режим дня, сон. Одежда детей первого года жизни, техника пеле­нания. Понятие о закаливании, взвешивании, измерении роста. Питание грудных детей, техника кормления. Обработ­ка и хранение столовой посуды, бутылочек и сосок. Правила при естественном, смешанном и искусственном вскармливании детей грудного возраста.

2

2

2




X

X

X

X




X




X

X

ЗК, Р, ЗС

Т, ОКВ, ЗС


^ Тема 10. Воспитание детей раннего возраста. Уход за детьми с патологией нервной системы. Средства физического и нервно-психического воспитания детей раннего возраста. Элементы воспитания детей раннего возраста, режим дня, сон. Система воспитания детей первых лет жизни с использованием средств нервно-психического и физического воздействия. Понятие о режиме, контроле за развитием и поведением детей. Внешняя обстановка, окружающая детей, эстетическое оформление помещений. Состояние участка для прогулок. Мебель и оборудование манежей, подбор игрушек. Поведение и внешний вид персонала и детей. Санитарно-гигиенические требования к одежде для детей раннего возраста. Комплекс элементов физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Режим дня детей различного возраста. Организация досуга детей. Контроль за развитием и поведением детей. Особенности ухода за ребенком с патологией нервной системы. Оказание доврачебной помощи при судорогах.

2

2

2




X

X

X

X




X




X

X

ЗК, Р, ЗС

Т, ОКВ, ЗС

^ Тема 11. Методы и правила забора, хранения, доставки биологического материала (кровь, моча, кал, мокрота и др.) для лабораторных исследований в зависимости от целей диагностики.. Методы подготовки больного к ультразвуковому, эндоскопическому, рентгенологическому исследования; подготовка и проведение электрокардиографии, суточного мониторирования артериального давления.


1,5

1,5

1,5




X

X

X

X




X




X

X

ЗК, ЗС

Т, ОКВ, ЗС

Тема 12. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями мочевыводящей системы. Уход за больными детьми с патологией почек и мочевыделительной системы. Особенности питания, водного и солевого режи­ма. Методика контроля за количеством выпитой и выделенной жидкости. Сбор мочи для лабораторных исследований. Особенности сбора мочи у детей раннего возраста. Методы подготовки больного к ультразвуковому и рентгенологическому исследованиям. Оказание доврачебной помощи при острой задержке мочи.

1,5

1,5

1,5




X

X

X

X

X

X




X

X

ЗК, Кл. С, ЗС

Т, ОКВ, ЗС


^ Тема 13. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Уход за больными детьми с патологией сердечно-сосудистой системы. Техника подсчета пульса, частоты сердечных сокращений и дыхания, измерения артериального давления. Особенности питания, водного и солевого режи­ма при сердечно-сосудистых заболеваниях. Обеспечение наблюдения за выполнением двигательных режимов детьми с патологией сердечно-сосудистой системы. Методы оказания доврачебной помощи при об­мороке, коллапсе, остановке сердца и дыхания.


1,5

1,5

1,5




X

X

X

X

X

X




X

X

ЗК, Р, ЗС

Т, ОКВ, ЗС



^ Тема 14. Способы и методы применения лекарственных средств. Техника и методика введения лекарств детям через рот. Знакомство с техникой парентерального введения лекарственных средств. Методы и средства парентерального введения лекарственных средств (внутрикожные, подкожные, внутримышечные, внутривенные инъекции). Показания для парентеральных вмешательств. Правила и методики проведения парентеральных вмешательств. Осложнения (гематома, кровотечение и др.). Особенности проведения парентеральных вмешательств у детей грудного и раннего возраста с лечебной и диагностической целью. Контроль при проведении внутривенных введений и инфузий.



2

2

2




X

X

X

X

X

X




X

X

ЗК, Р, ЗС

Т, ОКВ, ЗС


^ Тема 15. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов пищеварения и эндокринной системы. Особенности питания при гастритах и язвенной болезни желудка, болезнях желчевыводящей системы, сахарном диабете. Техника желудочного и дуоденального зондирования, опорожнения кишечника, методы контроля уровня сахара в крови при сахарном диабете. Контроль за характером стула у ребенка. Методики промывания желудка и постановка очистительных и лечебных клизм. Оказание доврачебной помощи при рвоте, диарее, болях в животе, гипергликемических и гипогликемических состояниях. Основные этапы доврачебной помощи при желудочно-кишечном кровотечении.



2

2

2




X

X

X

X

X

X




X

X

ЗК, Р, ЗС

Т, ОКВ, ЗС



^ Тема 16. Уход за больными с заболеваниями кожи. Уход за лихорадящими больными. Особенности питания, водно-солевого режи­ма при лихорадочных состояниях и заболеваниях кожи. Термометрия, регистрация результатов. Профилактика мокнутий, опрелостей, потницы, гнойничковых поражений кожи. Уход за больными с кожными поражениями. Техника выполнения медицинских ма­нипуляций по уходу за кожей, полостью рта, глазами, носом, половыми органами, гигиенические ванны. Оказание доврачебной помощи. Техника выполнения гигиенических процедур (утренний туалет, ванна, подмывание, уход за волосистой частью головы, за ногтями и др.). Применение лечебных ванн, примочек. Правила использования болтушек, мазей.



2

2

2




X

X

X

X

X

X




X

X

ЗК, Р, ЗС

Т, ОКВ, ЗС


^ Тема 17. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов дыхания. Уход за больными детьми с патологией дыхательной системы при острых респираторных вирусных инфекциях, бронхитах, пневмониях, бронхиальной астме. Техника подсчета частоты дыхания и пульса, сердечных сокращений, измерения артериального давления. Техника лечебных манипуляций при этих заболеваниях.


2


2

2




X

X

X

X

X

X




X

X

ЗК, Р, ЗС

Т, ОКВ, ЗС


^ Тема 18. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями с повышенной кровоточивостью. Виды кро­воточивости. Уход за детьми с заболеваниями системы гемостаза и органов кроветворения. Особенности двигательного режима детей при повышенной кровоточивости. Оказание доврачебной помощи при носовых, маточных, желудочно-кишечных и других видах кровотечений.


2

2

2




X

X

X

X

X

X




X

X

ЗК, ЗС

Т, ОКВ, ЗС

^ Рубежный контроль (Тестирование. Решение ситуационных задач. Собеседование).


2


2

2

X

X

X

X

X

X

X




X

X




Т, ЗС


ИТОГО:

36

36


36


X




X

X

X

X

X




X

X

ЗК, Кл. С, Р, ЗС

Т, ЗС, ОКВ



^ Список сокращений: * ЗК занятие–конференция, Кл.С разбор клинических случаев, Р подготовка и защита рефератов (тематических бесед с родителями), Т – тестирование, ЗС – решение ситуационных задач, ОКВ – опрос по контрольным вопросам.


IV. Оценочные средства для контроля уровня сформированности компетенций (текущий контроль успеваемости, рубежный - по итогам освоения раздела дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов)


  1. ^ Оценочные средства для текущего и рубежного контроля успеваемости

Оценка уровня сформированности компетенций осуществляется в процессе следующих форм контроля:


текущего - проводится оценка выполнения студентами заданий в ходе аудиторных занятий в виде тестовых заданий исходного уровня знаний, решения типовых и ситуационных задач, ответов на контрольные вопросы по теме, оценки овладения практическими умениями (прилагаются тестовые задания, ситуационные задачи, контрольные вопросы); оценивается самостоятельная работа студентов: подготовленный тематический реферат или конспект беседы с матерями или пациентами стационара;


рубежного - по окончании цикла занятий в I семестре проводится в форме решения тестовых заданий и собеседования по ситуационным задачам с оценкой знаний по балльно-рейтинговой системе в соответствии с внутрикафедральным положением о рейтинге по дисциплине, разработанном на основе «ПОЛОЖЕНИЯ о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости в Волгоградском государственном медицинском университете».


^ Варианты оценки текущего и рубежного тестирования


% выполнения задания

Балл по 100-балльной системе

91-100

91-100

81-90

81-90

71-80

71-80

61-70

61-70

0-60

0




  1. ^ Оценочные средства для текущего контроля успеваемости заданий к темам №1-18


Контрольные вопросы для текущего контроля уровня знаний по основным темам занятий, тестовые задания и ситуационные задачи прилагаются (приложение).


^ Критерии оценки работы студента

на клинических практических занятиях при текущем и

рубежном контроле успеваемости


«5» (отлично) – студент подробно отвечает на теоретические вопросы, решает более 90% тестов (из 100 тестовых заданий), решает ситуационную задачу.

«4» (хорошо) – студент в целом справляется с теоретическими вопросами, выполняет более 80% тестовых заданий, решает ситуационную задачу при этом делает несущественные ошибки.

«3» (удовлетворительно) – поверхностное владение теоретическим материалом, допускает существенные ошибки при решении ситуационных задач; выполняет 61-80% тестовых заданий;

«2» (неудовлетворительно) – не владеет теоретическим материалом и делает грубые ошибки при решении ситуационных задач. Не справляется с тестовыми заданиями (результат менее 61 %).


^ Критерии оценки

рубежного тестового контроля и решения ситуационных задач

по окончании изучения раздела

«Общий уход за больными детьми терапевтического профиля»


«5» (отлично) – студент подробно отвечает на теоретические вопросы, решает более 90% тестов (из 100 тестовых заданий), решает ситуационную задачу.

«4» (хорошо) – студент в целом справляется с теоретическими вопросами, выполняет более 80% тестовых заданий, решает ситуационную задачу при этом делает несущественные ошибки.

«3» (удовлетворительно) – поверхностное владение теоретическим материалом, допускает существенные ошибки при решении ситуационных задач; выполняет 61-80% тестовых заданий;

«2» (неудовлетворительно) – не владеет теоретическим материалом и делает грубые ошибки при решении ситуационных задач. Не справляется с тестовыми заданиями (результат менее 61 %).


^ Критерии оценки

по решению ситуационной задачи и ответов на контрольные вопросы

по теме занятия:


- оценка «отлично» ставится обучающемуся, давшему полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показавшему совокупность осознанных знаний об объекте, доказательно раскрывшему основные положения темы, в ответе которого прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. демонстрируется знание об объекте на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ излагается литературным языком в терминах науки. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа;

- оценка «хорошо» ставится обучающемуся, давшему полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показавшему умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. При этом ответ четко структурирован, логичен, изложен литературным языком в терминах науки. Могут быть допущены недочеты или незначительные ошибки, исправленные студентом с помощью преподавателя;

- оценка «удовлетворительно» ставится обучающемуся, давшему недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ, логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допускаются ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. обучающийся может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции;

- оценка «неудовлетворительно» ставится обучающемуся, допустившему при ответе на вопросы множественные ошибки принципиального характера или не представившему ответов по базовым вопросам дисциплины.


^ Таблица перевода среднего балла в 100-балльную систему





Результирующая оценка по итогам изучения раздела дисциплины в семестре рассчитывается как средняя, полученная при собеседовании и тестировании на итоговом занятии с учетом дополнительных премиальных баллов (бонусов) и штрафов.

Бонусы


1. Публикация статьи в ВУЗовской газете – 3 балла.


Штрафные баллы


1. Пропуски занятий без уважительной причины (1 занятие) – 3 балла.

2. Опоздания на занятия (1 занятие) – 1 балл.

3. Невыполнение отработок пропущенных занятий в течение 10 дней – 3 балла

4. Явка на занятия без специальных принадлежностей (белый халат, маска, сменная обувь, неопрятный внешний вид) – от 1до 3 баллов.


^ Таблица

взаимного перевода по пяти и сто-балльной системе оценки знаний для формирования рубежного рейтинга



оценка по

5-балльной системе

оценка по 100-балльной

системе

5.0

превосходно

 96-100

5.0

отлично

 91-95

4.0

хорошо

 81-90

4.0

хорошо с недочетами

76-80

3.0

удовлетворительно

 61-75

2.0

неудовлетворительно

41-60

2.0


неудовлетворительно

(необходимо повторное изучение)

 

0-40




^ 3. Методические указания для самостоятельной работы студента


Темы для УИРС


по разделу «Общий уход за больными детьми терапевтического профиля»:


  • Медицинская этика и деонтология медицинской сестры детской больницы.


Тематика бесед с матерями пациентов в педиатрическом стационаре

и рефератов:

  • современные средства ухода за кожей новорожденных и детей раннего возраста;

  • подгузники промышленного производства – за и против?

  • уход за кожей и слизистыми новорожденных детей;

  • традиционные способы закаливания детей;

  • секреты грудного кормления;

  • уход за новорожденным ребенком;

  • безопасность лекарственных средств в период беременности и кормления грудью, помощь ребенку при различных состояниях;
  • ^

    преимущества грудного вскармливания для малыша;

  • преимущества грудного вскармливания для мамы и семьи;


  • памятка для населения о пользе грудного вскармливания;

  • воспитание ребенка раннего возраста;

  • здоровье ребенкасчастье родителей;

  • физическая активность ребенка при диабете;

  • питание ребенка, больного сахарным диабетом;

  • рациональное питание ребенка;

  • первый год жизни ребенка;

  • воспитание годовалого ребенка;

  • влияние игры на обучение и развитие ребенка.

^ V. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а). Основная литература:


  1. МазуринА.В., Запруднов А.М., Григорьев K.И. Общий уход за детьми. М., Медицина, 1994 (1998).

  2. Запруднов А.М., Григорьев K.И. Общий уход за детьми. Изд. 4-е переработ. и доп. М., «ГЭОТАР-Медиа», 2011. - 292 с.


б). Дополнительная литература:

  1. Дружинин В.И. Диагностические и лечебные медицинские процедуры. Техника и осложнения. Уч.-метод. пособие для студентов высших медицинских заведений и врачей стажеров. Изд. 4-е переработ. и доп. Мн.: БГМУ, 2003. – 95 с.


в). Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:


  • [Электронный ресурс]: режим доступа: //www. Consilium-medicum.com. каталог медицинских ресурсов INTERNET;

  • «Медлайн»;

  • е-library;

  • каталог «Корбис»;

  • профессионально-ориентированный сайт www. Medpsy.ru;

  • Энциклопедия Российского законодательства (программа поддержки учебных заведений). «Гарант-студент. Специальный выпуск для студентов, аспирантов, преподавателей»;

  • Компьютерные справочные системы: «Консультант Плюс», «Система Гарант»:

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".

  • Федеральный закон «О предупреждении распространения в российской федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита Человека (вич-инфекции) (в ред. Федерального закона от 12.08.96 № 112-фз, от 09.01.97 № 8-фз).

  • СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов" (зарегистрированы в Минюсте России 06.06.2003, регистрационный N 4654.).

  • СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно- профилактических учреждений».

  • Сан ПиН 3.2.1333-03 «Профилактика паразитарных болезней на территории РФ».

  • СП. 3.1.958-00 «Профилактика вирусных гепатитов. Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами».

  • СП 3.1.1.2341-08 Профилактика вирусного гепатита В.

  • СП.3.1./3.2. 1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».

  • СП 3.2.1317 -03 «Профилактика энтеробиоза».

  • ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения».

  • Методические указания № 287-113 от 30.12.1998г. «По дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения».

  • МР. 3.5.904-04 «Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях».



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ к теме занятий


1.1. К теме

1. Назовите лечебно-профилактические учреждения.

2. Назовите основные структурные подразделения больницы.

3. Какие сопровождающие документы необходимо представить для оформления госпитализации ребенка?

4. Какую информацию можно получить о больном ребенке через справочную приемного отделения?

5. Как осуществляется транспортировка тяжелобольного в отделе­ние?

6. Перечислите основные помещения лечебного отделения детской больницы.

7. Что такое мельцеровский бокс?

8. Назовите детские учебно-воспитательные учреждения, в которых проводится лечебно-профилактическая работа..

9. Перечислите основные помещения детской поликлиники.


1.2. К теме

1. Какое значение имеет функциональное состояние нервной си­стемы детей при организации ухода и в процессе воспитания?

2. Какое значение имеют особенности строения кожи и костной системы у детей?

3. В чем заключается специфика ухода за детьми в связи с анатомо-физиологическими особенностями их сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, мочеобразования и мочевыделения?

4. Как строится режим питания и водный режим детей различного возраста?


1.3. К теме

1. Что такое медицинская этика?

2. В чем заключается этический долг медицинского работника?

3. Что изучает деонтология?

4. Каковы задачи медицинской деонтологии?

5. Как строятся взаимоотношения медицинских работников в усло­виях детской больницы?

6. Какова этика взаимоотношений медицинской постовой сестры с родителями больного ребенка?

7. Какие правила и принципы поведения должен соблюдать меди­цинский работник?

8. Что такое врачебная тайна?


1.4. К теме


  1. Что такое двух- и трехступенчатая система обслуживания детей в больнице?

2. Перечислите обязанности младшем медицинском сестры.

3. Перечислите обязанности палатной медицинской сестры.

4. Каков примерный план работы палатной медицинской сестры в течение суток?

  1. Какими манипуляциями должна владеть медицинская сестра?

  2. В чем заключается сдача и прием дежурства в детском отделении больницы?

  3. Как оборудован пост медицинской сестры?

  4. Какие виды медицинском документации используются в терапевтическом отделении?

  5. Какие данные заносятся в температурный лист?

  6. Назовите правила хранения лекарственных средств.

  7. Назовите особенности раздачи лекарственных средств, принимаемых через рот, детям разного возраста.

12. Как регламентированы сроки хранения отдельных лекарственных средств?


1.5. К теме

1. Назовите основные элементы противоэпидемического режима.

2. В чем заключается личная гигиена персонала детских учреждений?

З. Как обработать волосистую часть головы при педикулезе?

  1. Какие факторы способствуют педикулезу?

  2. Как проводится санитарная обработка больного ребенка?

  3. Какие существуют основные способы дезинфекции?'

  4. Какой инвентарь необходимо иметь для проведения влажной
    уборки помещения?

  5. Как проводится текущая и заключительная дезинфекция?

  6. Какие дезинфицирующие растворы используются чаще всего
    в детских учреждениях?

10. Какие продукты разрешается передавать больному ребенку и где их можно хранить?


1.6. К теме


  1. Назовите элементы утреннего туалета больного ребенка.

  2. Какие требования предъявляются к устройству постели и
    ее гигиеническому содержанию?

З. Как пользоваться функциональной кроватью?

4. Какова техника смены постельного и нательного белья у детей?

  1. Из чего состоит ежедневный уход за кожей?

  2. В чем заключаются правила ухода за ушами, глазами,
    полостью рта, волосами больного?

  3. Как правильно положить подкладной резиновый круг?

  4. Каковы правила хранения чистого и грязного белья



1.7. К теме

1. Назовите системы питания детей, применяемые в больнице,
2. Дайте общую характеристику диеты №1 и приведите
примеры используемых блюд.

3. Определите показания к назначению диеты № 3 и перечислите продукты, запрещенные к использованию.

4. Для каких больных назначена диета №7?

S. Какие продукты запрещены детям, страдающим сахарным

диабетом?

  1. Что такое порционник? Каковы правила его заполнения?

  2. Как организуется раздача пищи детям?

  3. В чем заключаются обязанности медицинского персонала
    при кормлении детей в столовой?

  4. Какие продукты разрешено хранить в буфете-раздаточной?

  5. Какие санитарно-гигиенические правила должны соблюдать
    работники пищеблока и буфета-раздаточной?

  6. Как проводятся мойка и дезинфекция посуды?

  7. Какие требования предъявляются к хранению посуды в
    больнице?

  8. Как организуется питание тяжелобольных?

  9. Как пользоваться поильником при кормлении тяжелобольного?


1.8. К теме

1. Как осуществляется контроль высосанного молока при
грудном вскармливании?

2. Какие требования предъявляются к хранению и употреблению

сцеженного грудного молока?

3. В чем заключаются особенности кормления ребенка из

бутылочки с соской?

  1. Как проводится стерилизация детских сосок и буты почек?

  2. Как регистрируют стул у детей грудного возраста?

  3. Как предупредить развитие деформаций скелета у детей

грудного возраста?

7. Как подготовить кувез к работе?


1.9. К теме



  1. В чем состоит работа по умственному воспитанию ребенка?

  2. Какие примеры игр-занятий вы можете привести для детей
    в возрасте 1 года, 2, 3, 4 лет?

3. Какие принципы используются при составлении комплекса
гимнастических упражнений?

4. В чем заключаются особенности режима дня для детей
различного возраста?

5. В чем состоит контроль за деятельностью ребенка со
стороны медицинского персонала?

6. Какие мероприятия проводятся для предупреждения срывов

в поведении детей?

  1. Какие существуют приемы массажа?

  2. Перечислите три основных правила закаливания?

  3. В чем заключаются особенности техники проведения воздушных ванн, водных процедур, солнечных ванн?

10. Составьте комплекс упражнений для детей в возрасте 1,
3, 6 и 9 мес.


1.10. К теме


  1. Что такое гипертермия?

  2. Какую помощь оказывают ребенку в период повышения температуры

тела?

3. Как рассчитать дополнительное количество жидкости, которую надо дать ребенку с температурой тела 390с (масса тепа ребенка 30 кг)?

4. При каких условиях может возникнуть тепловой удар у детей первого года жизни!

5. Какую неотложную помощь оказывают ребенку, получившему солнечный удар?


1.11. К теме


  1. Назовите правила ухода за кожей ребенка.

  2. В чем заключается уход за кожей ребенка с опрелостями?

  3. Как используются примочки?

  4. Как используются болтушки?

  5. Как приготовить ванну с перманганатом калия?

  6. Как обрабатывают гнойничковые элементы на коже?

  7. Как накладывают гипертоническую повязку?

  8. Как обрабатывают грибковые опрелости кожи?


1.12. К теме


В чем заключаются особенности ухода и соблюдения
санитарно-гигиенического режима у больных с заболеваниями органов дыхания?

2. Как проводят туалет носа?

3. В чем состоит помощь при попадании инородного тепа в

носовые ходы и дыхательные пути?

  1. В чем заключается помощь при одышке, кашле?

  2. Как проводится постуральный дренаж?

  3. В чем состоит уход за ребенком с плевральными болями?

  4. Какая должна быть доврачебная помощь при крупе?
    В. В чем состоит уход за ребенком, больным гриппом?

9. Как проводить оксигенотерапию ребенку с дыхательной
недостаточностью?

10. В чем заключается техника ИВЛ?


    1. 1.13. К теме


Назовите правила санитарно-гигиенического режима детей
с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

2. Какие лечебно-охранительные режимы назначают детям с

сердечно-сосудистыми заболеваниями?

З. Что необходимо сделать ребенку с одышкой и сердцебиением?

  1. В чем заключается помощь больному в состоянии обморока?

  2. Какие мероприятия помогают вывести ребенка из коллапса?

  3. В чем заключается доврачебная помощь ребенку с болями в области сердца?

7. Какая неотложная доврачебная помощь оказывается при

пароксизмальной тахикардии?

8. Какие мероприятия необходимо проводить при остановке

сердца?

9. В чем заключается техника непрямого массажа сердца?


    1. 1.14. К теме



Каковы основные симптомы заболеваний желудочно-кишечного тракта?

2. В чем заключаются особенности питания детей при заболеваниях желудочно-кишечного тракта?

З. Как следует кормить тяжелобольного с поражением органов

пищеварения?

4. В чем состоит уход за больным при рвоте?

S. Как помочь детям при тошноте, отрыжке?

6. Что необходим сделать при изжоге, икоте у ребенка с заболеванием желудочно-кишечного тракта?

7. В чем заключаются мероприятия по борьбе с метеоризмом?

В. Как помочь больным, страдающим запорами?

  1. Как помочь ребенку при поносе?

  2. Какая должна быть оказана помощь ребенку с болями в животе?

  1. Как приготовить раствор для пероральной регидратации?

  2. В чем состоит помощь ребенку с острым гастритом?


1.15. К теме №


1. Каковы особенности питания детей при заболеваниях почек
и мочевыводящих путей?

2. Какой водно-солевой режим показан детям с заболеваниями
почек?

3. Как осуществляется контроль за диурезом?

4. За какими клиническими показателями осуществляют контроль
медицинская сестра при заболеваниях почек и мочевыводящих

путей?

5. В чем заключается уход за больным ребенком с недержанием
мочи?

6. Как оказать доврачебную помощь больному при острой задержке мочи?

7. Как помочь ребенку при почечной колике?

В. В чем заключается уход за ребенком с вульвитом?

9. Как осуществляется помощь ребенку с почечной недостаточностью?


1.16. К теме №


1. В чем заключаются особенности ухода при наблюдении за
детьми с повышенной кровоточивостью?

2. Как остановить кровотечение из носа?

  1. В чем заключается техника тампонада носовых ходов?

  2. Что необходимо сделать при кровотечении из альвеолы
    удаленного зуба?

5. В чем заключается помощь при кровотечении из слухового
прохода?

6. В чем состоят помощь и уход за больными с легочным
кровотечением?

7. Что следует предпринять при кровотечении из желудочно-кишечного тракта?

8. В чем заключается уход за девочками при маточном
кровотечении?

9. За чем должна· следить медицинская сестра при почечном

кровотечении у ребенка?

10. В чем заключается помощь ребенку при кровоизлиянии в

сустав?


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебная программа дисциплины: Учебная практика. Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля. Раздел. Общий уход за больными детьми терапевтического профиля icon Рабочая программа дисциплины Учебная практика. Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического
Учебная практика. Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля
Учебная программа дисциплины: Учебная практика. Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля. Раздел. Общий уход за больными детьми терапевтического профиля icon Учебной практике «Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля»
«Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля»
Учебная программа дисциплины: Учебная практика. Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля. Раздел. Общий уход за больными детьми терапевтического профиля icon В. А. Беляков Контрольные вопросы по дисциплине «общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического

Учебная программа дисциплины: Учебная практика. Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля. Раздел. Общий уход за больными детьми терапевтического профиля icon Ы учебной дисциплины «Учебная практика общий уход за больными детьми хирургического профиля»

Учебная программа дисциплины: Учебная практика. Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля. Раздел. Общий уход за больными детьми терапевтического профиля icon Учебной практике «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» для специальности
Перечень вопросов к экзамену по учебной практике «Уход за больными терапевтического и хирургического...
Учебная программа дисциплины: Учебная практика. Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля. Раздел. Общий уход за больными детьми терапевтического профиля icon Календарно-тематический план лекций «общий уход за больными» (терапевтического профиля) для 1-го

Учебная программа дисциплины: Учебная практика. Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля. Раздел. Общий уход за больными детьми терапевтического профиля icon Вопросы к собеседованию по учебной практике «Уход за больными хирургического и терапевтического профиля»

Учебная программа дисциплины: Учебная практика. Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля. Раздел. Общий уход за больными детьми терапевтического профиля icon Учебной практике Общий уход за детьми терапевтического профиля №1 Уничтожение в окружающей среде

Учебная программа дисциплины: Учебная практика. Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля. Раздел. Общий уход за больными детьми терапевтического профиля icon Контрольные тесты для обучения по теме «общий уход за хирургическими больными» 1 Что такое общий

Учебная программа дисциплины: Учебная практика. Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля. Раздел. Общий уход за больными детьми терапевтического профиля icon Рабочая программа учебной дисциплины общий уход за хирургическими больными для специальности

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы