Учебные вопросы занятия: Определение и классификации пневмонии icon

Учебные вопросы занятия: Определение и классификации пневмонии





Скачать 420.42 Kb.
Название Учебные вопросы занятия: Определение и классификации пневмонии
Дата 25.03.2013
Размер 420.42 Kb.
Тип Методическая разработка
ГБОУ ВПО

«Ставропольская государственная медицинская академия

Минздрава России»

Кафедра поликлинической педиатрии


«Утверждаю»

заведующая кафедрой

поликлинической педиатрии

д.м.н., профессор Н.А. Федько

«___»_________________ 20__г.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию

для студентов V курса

специальности «Лечебное дело»

по учебной дисциплине «Педиатрия»


Занятие № 3 «Острые пневмонии у детей. Дифференциальная диагностика бронхитов и пневмоний у детей. Роль иммунной патологии, аномалий конституции в формировании возможных осложнений. Этиология пневмоний в онтогенезе. Особенности течения внутрибольничных пневмоний. Критерии диагностики. Составление плана обследования и лечения у курируемых больных. Работа в кабинете пульмонолога поликлиники»




^

Обсуждена на заседании кафедры


« » 20___г.

Протокол №____


Методическая разработка составлена ассистентом, к.м.н. Поповой Е.В.

«___»_________________ 20___г.


г. Ставрополь, 2013 г.

Занятие № 3 «Острые пневмонии у детей. Дифференциальная диагностика бронхитов и пневмоний у детей. Роль иммунной патологии, аномалий конституции в формировании возможных осложнений. Этиология пневмоний в онтогенезе. Особенности течения внутрибольничных пневмоний. Критерии диагностики. Составление плана обследования и лечения у курируемых больных. Работа в кабинете пульмонолога поликлиники»



Учебные вопросы занятия:

  1. Определение и классификации пневмонии.

  2. Этиология пневмонии в онтогенезе.

  3. Факторы риска развития пневмонии у детей, патогенез заболевания и развития осложнений. Роль иммунной патологии, аномалий конституции.

  4. Критерии диагностики (анамнестические, клинические и параклинические) очаговой и сегментарной пневмонии.

  5. Критерии диагностики (анамнестические, клинические и параклинические) крупозной пневмонии.

  6. Критерии диагностики (анамнестические, клинические и параклинические) интерстициальной пневмонии.

  7. Основные особенности пневмоний, вызванных разными возбудителями (пневмококковые, стрептококковые, стафилококковые, клебсиеллезные, микоплазменные, орнитозные, хламидийные и пр.).

  8. Внелегочные осложнения пневмоний (инфекционно – токсический шок, сердечно – сосудистая недостаточность, респираторный дистресс – синдром, двс – синдром).

  9. Легочные осложнения пневмоний, деструктивные пневмонии.

  10. Дифференциальная диагностика пневмонии.

  11. Лечение больных пневмонией на дому, показания к госпитализации.

  12. Современные представления об антибактериальной терапии пневмоний, особенностях лечения больных с токсикозом, дыхательной и сердечно–сосудистой недостаточностью.

  13. Принципы диспансерного наблюдения детей с пневмонией, их реабилитация.


^ Место проведения занятия – Клинические базы кафедры: ДККБ, ул. Семашко, 3; ГДП №2, ул. М.Жукова, ГДП №3, ул. Тухачевского,27; ДГКБ им. Г.К. Филиппского, ул. Пономарева, 5.


Материально-лабораторное обеспечение: клиническая и лабораторная база.

  • Лечебно-диагностическая аппаратура, муляжи, фантомы и др.

  • Педиатрические отделения ГДП №2, 3, педиатрическое отделение и отделение функциональной диагностики ДГКБ, пульмонологическое и лабораторно-диагностическое отделения ДККБ.

  • Методические рекомендации для студентов по теме.

  • Истории развития детей – форма 112/у, истории болезни детей с пневмониями.

  • Тематические больные дети, посещающие прием педиатра и находящиеся в отделениях детской краевой и городской больниц.

  • Ситуационные задачи по тематике занятий.

  • Результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (рентгенография легких, мазки из зева и носа на флору).

  • Тестовый контроль по теме.

  • Тематические учебные комнаты.

  • Персональный компьютер (с мультимедийной системой).

  • Мультимедийные презентации по теме: пневмонии у детей.

  • Учебные видеофильмы.


Учебные и воспитательные цели

а) общая цель – овладеть учебной программой данного занятия и научиться применять учебный материал в своей будущей профессии врача, изучить различные формы пневмонии у детей разного возраста

б) частные цели занятия

В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны

ЗНАТЬ:

  1. Ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации.

  2. Определение и классификацию пневмонии

  3. Этиологию пневмоний в онтогенезе.

  4. Факторы риска развития пневмоний у детей, патогенез заболевания и развития осложнений. Роль иммунной патологии, аномалий конституции.

  5. Критерии диагностики различных форм пневмоний у детей

  6. Легочные и внелегочные осложнения пневмоний.

  7. Дифференциальную диагностику пневмоний.

  8. Принципы лечения, современную антибактериальную терапию пневмоний у детей разного возраста.

  9. Особенности организации медицинской помощи и диспансеризации детского населения при пневмониях.

УМЕТЬ:

  1. Работать с типовой учетно-отчетной медицинской документацией.

  2. Оценивать и анализировать показатели заболеваемости пневмонией, факторы, влияющие на эту заболеваемость (социальные, эпидемиологические, психо-эмоциональные, генетические).

  3. Выполнять профилактические, противоэпидемические и гигиенические мероприятия.

  4. Определить статус пациента: собрать анамнез, провести физикальное обследование и оценить его состояние.

  5. Наметить объем дополнительных исследований, уметь интерпретировать их результаты.

  6. Выделить ведущие синдромы поражения при пневмониях у детей.

  7. Сформулировать клинический диагноз.

  8. Провести дифференциальный диагноз пневмоний.

  9. Подобрать индивидуальный вид оказания медицинской помощи, разработать план терапевтических мероприятий.

  10. Обосновать фармакотерапию при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных средств, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.

  11. Проводить реанимационные мероприятия при возникновении клинической смерти.

  12. Заполнять историю болезни.


ВЛАДЕТЬ:

  1. Правильным ведением медицинской документации.

  2. Методами общеклинического обследования больного.

  3. Интерпретацией результатов лабораторных и инструментальных методов диагностики.

  4. Алгоритмом развернутого клинического диагноза, дифференциального диагноза.

  5. Основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.


^ ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

  1. Способностью анализировать полученную медицинскую информацию, опираясь на принципы доказательной медицины.

  2. Способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, клиническое и лабораторно-инструментальное обследование и оформить медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного.

  3. Способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически современные методы диагностики и лечения и профилактики.

  4. Владеть техникой ухода за больными, методами асептики и антисептики.

  5. Способностью и готовностью осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению пневмонии, давать рекомендации по здоровому питанию, режиму для этой категории больных.

  6. Способностью и готовностью выявлять основные патологические симптомы и синдромы при пневмонии, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-X.

  7. Способностью и готовностью анализировать результаты современных лабораторных исследований и использовать их в постановке диагноза.

  8. Способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия.

  9. Способностью и готовностью назначать и использовать медикаментозные средства.

  10. Способностью и готовностью к проведению основных гигиенических мероприятий, формированию здорового образа жизни.

  11. Способностью и готовностью использовать нормативную документацию (медицинские стандарты, приказы и рекомендации).


^ ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

  1. о правильном ведении медицинской документации;

  2. о методах общеклинического обследования больного;

  3. о технике ухода за больными, методах асептики и антисептики;

  4. о клинических синдромах, современных методах диагностики, лечения и профилактики пневмонии у детей;

  5. о профилактических мероприятиях по предупреждению пневмонии;

  6. об алгоритмах постановки диагноза с учетом МКБ-X.


Рекомендуемая литература:

Обязательная:

  1. «Детские болезни»: учебник + CD/ под редакцией А.А. Баранова – 2-е изд., испр. и доп.- М., 2007. – 1008с.

  2. «Педиатрия»: учебник + CD/ под редакцией Н.А. Геппе – М., 2009. – 352с.

  3. Пропедевтика детских болезней: учебник + CD/ под редакцией Н.А. Геппе – М., 2008. – 464с.

  4. Лекционный материал


Дополнительная:

  1. Актуальная педиатрия: учебное пособие / под ред. Н.А.Федько – Ставрополь, 2006. – 314 с.

  2. «Болезни детей раннего возраста». Руководство для врачей / под ред. Р.Р. Шиляева – М.: Медпресс-информ, 2002 г.

  3. «Детские болезни»: учебник в 2 т. + CD/ под ред. И.Ю. Мельниковой. – М., 2009.–540с.

  4. Иммунопрофилактика-2007 (справочник). Таточенко В.К., Озерецковская Н.А., Федоров А.Н. и др. М., 2007. - 176 с.

  5. Инфекции респираторного тракта у детей раннего возраста / под ред. Самсыгиной Г.А. – М. – 2006. – 280 с.

  6. Рациональная фармакотерапия детских заболеваний / под ред. А.А.Баранова, Н.Н. Володина, Г.А.Самсыгиной, - М. – 2007. – в 2 книгах.

  7. Руководство по практическим умениям педиатра / под ред. В.О.Быкова. – изд.2-е. – Ростов н/Д:Феникс, 2009. – 574 с.

  8. Тимченко В.Н. Воздушно-капельные инфекции в практике педиатра и семейного врача. – СПб. – 2007. – 644 с.


^ ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ И ОТРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЯ:

  1. При подготовке к данному занятию

Проработайте учебный материал ранее изученных (базовых) дисциплин. Это очень важно, т.к. на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на приобретенные на предыдущих курсах знания из разделов нормальной физиологии и анатомии, патологической физиологии и анатомии, пропедевтики детских болезней, инфекционных болезней, клинической фармакологии.

Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. При необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 1).

Ответьте на следующие вопросы. Решите тесты 1-20 тест-контроля.

Заготовьте в рабочей тетради таблицы дифференциальной диагностики различных форм пневмонии у детей, схемы антибактериальной терапии пневмонии у детей разного возраста. Они Вам пригодятся при работе на занятии.

При наличии возможности ознакомьтесь накануне занятия с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Вспомните правила и меры безопасности при работе с аппаратурой и препаратами. Заблаговременно приготовьте униформу.

  1. ^ По выполнению программы учебного занятия:

Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю.

По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что у Вас вызвало затруднения.

^ 3. При проведении заключительной части учебного занятия

Решите тестовые задания выходного тест-контроля и ситуационные задачи.

Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий.

Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой. Попрощайтесь с преподавателем.










^

Приложение 1

Аннотация


Пневмония — острое инфекционно-воспалительное заболевание лёгочной паренхимы с вовлечением в процесс всех структурных элементов, преимуществен­но респираторных отделов лёгких.

В структуре лёгочной патологии детей раннего воз­раста острые пневмонии составляют около 80%. До настоящего времени пневмонии входят в число 10 наи­более частых причин смерти. Заболеваемость пневмо­нией в разных регионах составляет в среднем от 4 до 17 случаев на 1000 детского населения.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Условия инфицирования ребёнка.

  • Внебольничные пневмонии развиваются в домашних условиях, чаще всего как осложнение ОРВИ. Госпитальными (нозокомиальными) считают пневмонии, развивающиеся не ранее 72 ч с момента госпитализации ребёнка и в течение 72 ч после его выписки. Среди госпитальных пневмоний выделяют пневмонии у детей, находящихся на искусственной вентиляции легких – вентилятор-ассоциированные: ранние (первые 72 ч. ИВЛ) и поздние (4 и более суток ИВЛ).

  • ^ Внутриутробными, или врождёнными, называют пневмонии, возникшие в первые 72 ч после рождения ребёнка (связаны с антенатальным инфицированием); развившиеся в более поздние сроки считают приобретёнными или постнатальными. При интранатальном инфицировании врожденная пневмония может развиваться в первые 72 часа жизни, но чаще – на 4-7 сутки, при инфицировании Cl.trachomatis – на 6-8 неделях жизни ребенка.

  • Пневмонии у лиц с иммунодефицитными состояниями.

^ По рентгеноморфологическим признакам выделяют пневмонии.

  • Очаговые пневмонии характеризуются катаральным воспалением лёгочной ткани с образованием экссудата в просвете альвеол. Очаги инфильтрации размером 0,5-1 см могут быть расположены в одном или нескольких сегментах лёгкого, реже билатерально, могут быть единичными или множественными. Один из вариантов очаговой пневмонии — очагово-сливная форма. При этой форме отдельные участки инфильтрации сливаются, образуя большой, неоднородный по плотности очаг, занимающий нередко целую долю и имеющий тенденцию к деструкции.

  • Сегментарные пневмонии (моно- и полисегментарные) характеризуются воспалением целого сегмента, воздушность которого снижена из-за выраженного ателектатического компонента. Такие пневмонии нередко имеют склонность к затяжному течению. Исходом затяжной пневмонии могут быть фиброзирование лёгочной ткани и деформации бронхов.

  • Крупозная пневмония (обычно пневмококковая) отличается гиперергическим крупозным воспалением, имеющим циклическое течение с фазами прилива, красного, затем белого опеченения и разрешения. Воспаление имеет лобарное или сублобарное распространение с вовлечением в процесс плевры. Встречается у детей старше 5 лет. Характерны бурное начало, высокая лихорадка с ознобом, болями в грудной клетке при дыхании и кашле. Выраженный токсикоз, дыхательная недостаточность достигает III степени.

  • Интерстициальная пневмония характеризуется развитием мононуклеарной или плазматической клеточной инфильтрации и пролиферацией интерстициальной ткани лёгкого очагового или распространённого характера. Такую пневмонию чаще всего вызывают определённые возбудители (вирусы, хламидии, микоплазмы, пневмоцисты, грибы и т.д.). Свойственна в основном детям первых месяцев жизни; в более старшем возрасте возникает при иммунодефицитных состояниях. На рентгенограммах на фоне эмфиземы лёгких обнаруживают усиленный и деформированный сетчатый интерстициальный рисунок или крупные инфильтраты («хлопья снега»). В клинической картине преобладают симптомы дыхательной недостаточности II—III степени

^ По степени тяжести выделяют нетяжёлые и тяжёлые формы пневмонии. При оценке тяжести пневмонии опираются на степень функциональных нарушений со стороны респираторной системы и наличие легочных и внелегочных осложнений. К нетяжелым пневмониям относят заболевания с одышкой, не превышающей 50 дыханий в минуту, температурой не более 38,5оС, умеренной дыхательной недостаточностью. К тяжелой пневмонии относят заболевания с тахипноэ более 70 в мин, гипертермией более 38,5оС, наличием цианоза, апноэ, выраженной дыхательной недостаточностью. Осложненные пневмонии рассматриваются как тяжелые. Осложнения: внелегочные (инфекционно-токсический шок, сердечная недостаточность, медиастинит) и легочные (плеврит синпневмонический и метапневмонический; деструкция легочной паренхимы – абсцесс, булла; легочно-плевральная деструкция - пневмоторакс, пиоторакс, пиопневмоторакс)

^ По течению:

  • При остром течении клинико-рентгенологическое разрешение пневмонии наступает через 4—6 нед от начала заболевания.

  • Средняя продолжительность затяжной пневмонии — 2—4 мес и более (до 6 мес), после чего, при адекватном лечении, наступает выздоровление.

ЭТИОЛОГИЯ

Возбудители пневмонии многообразны: вирусы, бактерии, патогенные грибы, простейшие, микоплазмы, хламидии и другие микроорганизмы, которые нередко образуют ассоциации.

Вирусная инфекция чаще всего играет роль фактора, способствующего возникновению пневмонии. Однако у детей раннего возраста, особенно у новорождённых и недоношенных, самостоятельное этиологическое значение в развитии пневмонии в периоды сезонных эпидемий (до 20-25%) могут иметь вирусы гриппа, парагриппа, респираторно-синцитиальный вирус (РСВ). При врождённых пневмониях нередко диагностируют цитомегаловирусные интерстициальные процессы. Зарегистрированы и ранние коревые пневмонии.

Этиология пневмонии в существенной степени зависит от условий её возникновения (домашняя, госпитальная и т.д.), а также от возраста ребёнка, поэтому эти факторы надо обязательно учитывать при назначении антибактериальной терапии.

  • Пневмонии у новорождённых обычно развиваются в результате внутриутробного и внутрибольничного инфицирования стрептококками группы В, кишечной палочкой, клебсиеллой, золотистым стафилококком. Нередко диагностируют пневмонии, вызванные герпесвирусами (цитомегаловирусом, вирусом простого герпеса типов 1 и 2) тосоплазмой. листериями.

  • Внебольничные пневмонии у детей до 6 мес жизни чаще всего обусловлены грамотрицательной кишечной флорой и стафилококками. Основной возбудитель атипичных пневмоний, протекающих на фоне нормальной или субфебрильной температу­ры, — Chlamydia trachomatis, инфицирующая ребёнка интранатально, а манифестирующая через 1,5—2 мес. У недоношенных и детей с иммунодефицитом пневмонии могут быть вызваны условно-патогенной микрофлорой и простейшими (например, Pneumocystis carinii).

  • Начиная с 6 мес и до 6-7 лет внебольничные пневмонии в основном вызывает S. Pneumoniae(60%). Реже выявляется гемофильная палочка (типа b) (7-10%) и представители семейства Neisseriaceae (Moraxella catarrhalis). Пневмонии, вызванные S. aureus и S, pyogenis, выявляют в 2—3% случаев обычно в качестве осложнений тяжёлых вирусных инфекций. Пневмонии, вызванные атипичными возбудителями у детей этот возраста, обусловлены в основном М. pneumoniae и С. Pneumoniaе. Микоплазменную инфекцию в основном диагностируют на втором или третьем году жизни, а инфицирование С. pneumo­niae — у детей старше 5 лет. Вирусы у детей этой возрастной группы могут быть самостоятельной причиной заболевания и участником вирусно-бактериальных ассоциаций.

  • Внебольничные пневмонии у детей старше 7 лет и подростков наиболее часто вызывают S. pneumoniae (35—40%) и М. pneumoniae (23-44%), реже — С. pneumoniae (10—17%).

  • Ведущая роль в возникновении внутрибольничных пневмоний принадлежит грамотрицательной флоре {Escherichia coli, Proteus, Klebsiella pneumoniae, Enterobacter, Pseudomonas aeruginosa), реже золотистому стафи­лококку. Больничная флора нередко бывает резистентна к большинству применяемых антибиотиков. Внутрибольничные пневмонии имеют наиболее тяжёлые течение и исход.

  • Патогенная флора у детей с иммунодефицитным состоянием зависит от его типа: при нарушении клеточного иммунитета процесс в лёгких может быть обусловлен не только обычными, но и условно-патогенными возбудителями (Pneumocystis carinii, Candida albicans), а также вирусами. При нарушении гуморального иммунитета первичные пневмонии чаще вызывают пневмококки, стафилококки и грамотрицательные энтеробактерии.

  • Пневмонии, развивающиеся у детей, находящихся на ИВЛ, в начале бывают связаны с аутофлорой, которая довольно быстро сменяется госпитальными штаммами бактерий.


ПАТОГЕНЕЗ

Основной путь проникновения инфекции в лёгкие — аэрогенный. Возбудители, попадая в дыхательные пути, распространяются по ним в респираторные отделы лёгких, чему способствует предшествующая ОРВИ. Вирусы, поражающие слизистую оболочку дыхательных путей, нарушают защитную барьерную функцию эпителия и мукоцилиарный клиренс. Избыточная продукция слизи в верхних дыхательных путях защищает микроорганизмы от бактерицидного действия бронхиального секрета, способствуя их проникновению в терминальные респираторные бронхиолы. Здесь микроорганизмы интенсивно размножаются и вызывают воспаление с вовлечением прилегающих участков паренхимы лёгкого. Формированию воспалительного очага в лёгких способствуют также нарушение проходимости бронхов и развитие гипопневматозов. Нарушения проходимости бронхов, расстройства микроциркуляции, воспалительная инфильтрация, интерстициальный отёк и снижение воздушности лёгочной паренхимы приводят к нарушению диффузии газов и гипоксемии. Последняя сопровождается респираторным ацидозом, гиперкапнией, компенсаторной одышкой и появлением клинических признаков дыхательной недостаточности и гипоксии тканей. Пневмония у детей нередко сопровождается не только дыхательной, но и сердечно-сосудистой недостаточностью, возникающей в результате циркуляторных нарушений, перегрузки малого круга кровообращения, обменно-дистрофических изменений миокарда.

^ Факторы риска развития пневмонии у детей

Факторы риска развития врожденных пневмоний:

■ инфекционные заболевания матери во время беременности;

■ лихорадочное состояние роженицы;

■ хориоамнионит, цервицит, вагинит, эндометрит у роженицы;

■ внутриутробная гипоксия плода, асфиксия в родах;

■ аспирационный синдром, особенно синдром мекониальной ас­пирации новорожденного.

Факторы риска развития внебольничных пневмоний:

■ повторные острые респираторные инфекции (часто болеющие дети),

■ повторные эпизоды бронхообструкции в анамнезе,

■ повторные острые средние отиты до 2-летнего возраста, потре­бовавшие проведения тимпаноцентеза.

Факторы риска развития госпитальной пневмонии:

■ возраст госпитализированного ребенка до 6 месяцев;

■ врожденные пороки развития, особенно пороки развития серд­ца и легких;

■ врожденные инфекции, особенно вирусные;

■ онкогематологические заболевания;

■ длительная иммуносупрессивная терапия (глюкокортикоиды, не­стероидные противовоспалительные препараты и цитостатики);

■ нейро-мышечная блокада;

■ первичные и вторичные иммунодефициты;

■ у новорожденных детей особое значение имеют также:

1. недоношенность;

2. синдром дыхательных расстройств;

3. нарушение сердечно-легочной адаптации, пневмопатии.


^ КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

Наиболее частые общие симптомы пневмонии — повышение температуры тела до фебрильных значений (выше 38°С), сохраняющееся более 3 дней (при отсутствии лечения), и признаки интоксикации (бледность, сероватый оттенок кожи с мраморным рисунком, вялость, расстройства сна и аппетита). У грудных детей нередко возникают срыгивания и рвота.

Респираторная (лёгочная) симптоматика может быть представлена одышкой, влажным, реже сухим кашлем, цианозом носогубного треугольника и стонущим дыханием при тяжёлых формах заболевания. Однако все эти признаки непостоянны.

Укорочение перкуторного звука над отдельным участком лёгкого, усиление бронхофонии, изменение характера дыхания (ослабление) и локальные мелкопузырчатые хрипы или крепитация в том же месте позволяют поставить диагноз пневмонии по клиническим данным. Однако обнаружить эти локальные признаки удаётся далеко не всегда (только у 50—70% больных). Отсутствие симптомов локального поражения лёгких при наличии общетоксических, воспалительных и «респираторных» проявлений не позволяет исключить диагноз острой пневмонии!

Клинические признаки пневмонии по ВОЗ

  • температура более 38 оС в течение 3 суток и более и/или

  • одышка в 1 мин >60 у детей до 2 мес, >50 - 2-12 мес, >40 – 1-5 лет и/или

  • втяжение уступчивых мест грудной клетки в отсутствие бронхиальной обструкции

Дополнительные методы исследования выявляют типичные для пневмонии изменения в анализах крови воспалительного характера (нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом в лейкоцитарной формуле влево, увеличение СОЭ).

Инфильтративные изменения на рентгенограммах ВОЗ определяет как «золотой стандарт» диаг­ностики пневмонии. Рентгенодиагностика подтверждает клинический диагноз и уточняет форму пневмонии. Гомогенные тени (полисегментарная, долевая, очаговая) характерны для типичных бактериальных пневмоний, негомогенные - для пневмоний, вызванных микоплазмой. Диссеминированные процессы у грудных детей свидетельствуют в пользу хламидиоза или пневмоцистоза, у старших - в пользу стрептококковой пневмонии. Очагово-сливные, плотные, с выбухающей границей тени характерны для пневмоний, осложнившихся деструкцией. Уменьшенные в объеме гомогенные сегментарные тени с вогнутой границей говорят о наличии ателектатического компонента с тенденцией к затяжному течению. Локализация тени в верхней доле (чаще правой) типична для аспирационной пневмонии. Рентгенологический контроль при неосложненных пневмониях в случае полного эффекта от лечения не обязателен, так как полное рассасывание инфильтрации происходит в течение 2-4 недель.

^ Степань тяжести пневмонии

По тяжести клинических проявлений различают лёгкие, среднетяжёлые (неосложнённые) и тяжёлые (осложнённые) формы пневмонии.

  • Лёгкие формы пневмонии характеризуются умеренной фебрильной лихорадкой (температура тела до 39 °С), незначительным нарушением самочувствия. Непостоянный периоральный цианоз, тахипноэ возникают только при физической нагрузке. В покое газовый состав крови не изменён.

  • При среднетяжёлой форме заболевания появляются симптомы интоксикации (ухудшение самочувствия, беспокойство или вялость, снижение аппетита, нередко тошнота, рвота). Характерны фебрильная лихорадка (температура тела 39оС и выше), периоральный цианоз, усиливающийся при крике, тахикардия, одышка с участием вспомогательной мускулатуры и втяжением межрёберных промежутков. В крови выявляют компенсиро­ванный дыхательный ацидоз, нередко со снижением содержания кислоро­да до 80% при физической нагрузке.

  • Для тяжёлой (осложнённой) формы пневмонии характерны выраженные ды­хательная и сердечно-сосудистая недостаточности, токсический синдром и признаки нарушения КЩС. Нередко развивается инфекционно-токсический шок. Общее состояние ребёнка тяжёлое, иногда угрожающее. Характерны гипертермия (температура тела до 40°С и выше), цианоз и мраморность кож­ных покровов, акроцианоз, интенсивная одышка смешанного характера, воз­буждение, возможны судороги. Серьёзное осложнение тяжёлой пневмонии — деструкция лёгочной ткани в области воспалительного инфильтрата.

^ Патологические синдромы, осложняющие течение пневмонии

Тяжесть пневмонии чаще всего зависит от наличия и степени выраженно­сти синдромов, осложняющих течение пневмонии (дыхательная недостаточ­ность, токсический синдром, сердечно-сосудистая недостаточность, наруше­ние КЩС).

^ Дыхательная недостаточность. Выделяют три степени дыхательной недоста­точности.

  • Дыхательная недостаточность I степени: одышка и периоральный цианоз непостоянны, усиливаются при физической нагрузке, исчезают при инга­ляции 40—50% кислорода. Соотношение ЧСС/ЧДД составляет 3,5—2,5:1. Газовый состав крови в покое не изменён, при физической нагрузке Sa02 снижается до 90%.

  • Дыхательная недостаточность II степени: постоянная одышка, периоральный цианоз и акроцианоз, бледность, тахикардия, не исчезающие при ды­хании 40—50% кислородом. Вялость, периодическое возбуждение. Соот­ношение ЧСС/ЧДД составляет 2—1,5:1. Sа02 снижается до 70—80%, компенсированный или субкомпенсированный дыхательный (реже мета­болический) ацидоз (рН 7,34—7,25).

  • Дыхательная недостаточность III степени — резкая одышка (тахипноэ более 150% от нормы), возможно появление парадоксального дыхания. Со­отношение ЧСС/ЧДД варьирует. Генерализованный цианоз не исчезает при вдыхании даже 100% кислорода. Бледность и мраморность кожи, липкий пот. Вялость, сонливость, могут быть судороги. Sа02 сохраняется на уровне ниже 70%, декомпенсированный смешанный ацидоз (рН менее 7,2).

Сердечно-сосудистая недостаточность возникает в связи с централизацией кровообращения, а также токсическим поражением миокарда. Клинически сердечно-сосудистая недостаточность проявляется бледностью, акроцианозом, холодным потом, тахикардией, снижением АД. Сердечная недостаточ­ность может быть смешанного характера (право- и левожелудочковая): симп­томы перегрузки малого круга кровообращения (отёк лёгких с клокочущим дыханием, пеной в углах рта, цианозом, одышкой, влажными хрипами) соче­таются с признаками недостаточности кровообращения по большому кругу (глухость тонов сердца, олигурия, увеличение печени, отёки).

^ Токсический синдром развивается в результате накопления в организме бак­териальных токсинов, продуктов нарушения обмена веществ, распада клеток, выделения медиаторов воспаления, клеточных ферментов, биологически активных веществ и др. Он сопровождается гемодинамическими микроциркуляторными нарушениями, полиорганной недостаточностью и поражением ЦНС. Сочетание токсикоза и гипоксии при свойственной ребёнку высокой гидрофильности ткани головного мозга приводит к его отёку, проявляющемуся менингеальными симптомами, судорогами и нарушением сознания.

^ Нарушение КЩС — наиболее частый синдром тяжёлой пневмонии. Гипоксия тканей приводит к смене дыхательного ацидоза на преимущественно метаболический: возникают гипертермия, бледность и цианоз кожи с мраморным рисунком, появляются патологические типы дыхания, артериальная гипотензия, гиповолемия, экстрасистолия, олигурия. В то же время более чем у половины детей развивается алкалоз вследствие гипервентиляции (связанной с одышкой), повторной рвоты, широкого применения ощелачивающих средств (например, натрия бикарбоната, гемодеза). Алкалоз сопровождается ещё более значительными расстройствами микроциркуляции, сосудистыми стазами, мышечной гипотонией, адинамией, нарушением ритма сердца, рвотой, парезом кишечника. Разграничить клинические симптомы ацидоза и алкалоза не всегда возможно. Для диагностики необходимо исследование газового состава крови и показателей КЩС.

^ Легочные осложнения

Внутрилёгочные деструкции представляют собой нагноение с образованием булл или абсцессов на месте клеточной инфиль­трации в лёгких, вызываемых некоторыми серотипами пневмо­кокка, стафилококками, Н. influenzae типа b, гемолитическим стрептококком, клебсиеллой, синегнойной палочкой. Лёгочные нагноения сопровождаются лихорадкой и нейтрофильным лей­коцитозом до момента опорожнения, которое происходит либо в бронх, сопровождаясь усилением кашля, либо в полость плевры, вызывая пиопневмоторакс.

^ Синпневмонический плеврит могут вызывать любые бактерии и вирусы, начиная с пневмококка и завершая микоплазмои и аденовирусом. Для гнойного экссудата характерен низкий рН (7,0-7,3, цитоз выше 5000 лейкоцитов в 1 мкл. Кроме того, экссудат может быть фибринозно-гнойным или геморрагическим. При адекватной антибактериальной терапии экссудат теряет гнойный характер и плеврит постепенно разрешается. Однако полное выздоровление происходит через 3—4 нед.

^ Метапневмонический плеврит обычно развивается в стадии разрешения пневмококковой, реже — гемофильной пневмонии. Основная роль в его развитии принадлежит иммунологический процессам, в частности образованию иммунных комплексов и полости плевры на фоне распада микробных клеток.

Метапневмонический плеврит развивается через 1—2 дня нормальной или субнормальной температуры. Температура тела вновь повышается до 39,5—40,0°С, выражено нарушение общего состояния. Лихорадочный период продолжается в среднем 7 дней, при» чём антибактериальная терапия не оказывает на него влиянии Рентгенологически обнаруживают плеврит с хлопьями фибрина, у части детей при эхокардиографии выявляют перикадит. В анализе периферической крови число лейкоцитов нормальное или сниженное, а СОЭ увеличена до 50—60 мм/ч. Рассасывание фибрина происходит медленно, в течение 6—8 нед, из-за низкой фибринолитической активности крови.

Пиопневмоторакс развивается в результате прорыва абсцесса или буллы в полость плевры. Происходит увеличение количества воздуха в плевральной полости и, как следствие, смещение средостения. Пиопневмоторакс обычно развивается неожиданно: остро воз­никают болевой синдром, нарушения дыхания вплоть до дыха­тельной недостаточности. При напряжённом клапанном пиопневмотораксе показана срочная декомпрессия.


^ Особенности пневмоний в зависимости от этиологии

Пневмонии, вызываемые респираторными вирусами. При тяжелой форме гриппа в первые часы развиваются геморрагические пневмонии, описывают аденовирусные пневмонии, РС-вирусные пневмонии.

^ Пневмококковая пневмония составляет до 90% всех пневмоний у детей до 6 лет и 40-60% - у старших детей. Крупозная пневмония свойственна подросткам и взрослым, у детей раннего возраста выраженность проявлений зависит от объема поражения. Крупные, сливные очаги коррелируют с плевритом. Отличительная особенность на снимках — гомогенность круглого очага, сегментарного или долевого поражения.

^ Стрептококковая (БГСА) пневмония развивается чаще у детей 2-7 лет. Лимфогенное распространение определяет интерстициальный компонент с рассеянными в обоих легких очагами (часто с полостями), плеврит. Клиническая картина с бурным началом неотличима от таковой при пневмококковой пневмонии.

^ Гемофильная типа b пневмония встречается в основном у детей до 5 лет. Сопровождается гомогенным инфильтратом с плевритом и деструкцией. Характерны невысокий лейкоцитоз и СОЭ, геморрагический экссудат.

^ Стафилококковые пневмонии вне стационара возникают преимущественно у детей первых месяцев жизни и у иммунодефицитных больных. Внугрибольничные заболевания обусловлены штаммами, резистентными к пенициллинам, а в хирургических отделениях - к метициллину. S. aureus при аэрогенном заражении вызывает в легких сливные очаги со склонностью к некрозу, при сепсисе — очаг в интрестиции со склонностью к некрозу.

^ Mycoplasma pneumoniae вызывает пневмонии чаще у школьников. Характерны кашель, масса мелкопузырчатых хрипов, чаще асимметричных, покраснение конъюнктив при скудных катаральных явлениях, высокая температура при нетяжелом состоянии, что ведет к позднему (на 9-12 день) обращению. На рентгенограмме негомогенность инфильтрации, в крови нормальное количество лейкоцитов, умеренно ускоренное СОЭ.

^ Chlamidia trachomatis вызывает пневмонии у детей первых 6 мес. жизни. Характерны конъюнктивит в анамнезе (на 1-м мес. жизни), кашель стоккато, тахипноэ без температуры, мелкопузырчатые хрипы, отсутствие обструкции, лейкоцитоз (более 30*10 /л) и эозинофилия (>5%). На снимках — множество мелких очажков.

^ Chlamidia pneumoniae вызывает пневмонии чаще у школьников, ей часто сопутствуют фарингит и шейный лимфаденит с болями в горле, лихорадкой, нередко - развитием бронхоспазма. Изменения в OAK не характерны. Без лечения течет длительно. Диагноз: наличие IgM к Chlamidia pneumoniae в тигре 1:8 и выше, IgG — 1:512 и выше.

^ Пневмоцистная пневмония. Возбудитель — Pneumocystis jiroveci (ранее Р. carinii) — комменсал дыхательных путей, вызывает пневмонию только у лиц с нарушением клеточного иммунитета (ВИЧ-инфекция, иммуносупрессия, комбинированный иммунодефицит, реже - глубокая недоношенность). Развивается остро с температурой 38-39°, кашлем, тахипноэ (90-100 в мин.), быстрым нарастанием дыхательной недостаточности. На рент­генограммах лёгких — изменения интерстициального рисунка и обилие оча­говых теней с расплывчатыми контурами («ватное» лёгкое, «матовое стекло», «хлопья снега»).

^ Аспирациоиная пневмония при массивной аспирации возникает как острая, с токсикозом, высокой температурой, одышкой, но часто малосимптомна. Бактериальный процесс обусловлен кишечной флорой (Proteus spp., К. Pneumoniae, P. aeruginosa), а также анаэробами. Ее локализация - правая, реже левая верхняя доля. В фазе обратного развития имеет вид негомогенной тени, часто с вогнутой нижней границей. Разрешение пневмонии длительное.

^ Деструктивные формы пневмонии

Тяжесть течения пневмонии, особенности клинических проявлений, ис­ходы заболевания во многом определяются состоянием макроорганизма (преморбидный фон, возможности иммунного ответа на инфекцию и т.д.) и виру­лентностью возбудителя, вызвавшего заболевание. Так, деструктивные формы пневмонии могут быть вызваны гемофильной палочкой, некоторыми серотипами пневмококка (1, 3, 5, 6, 9, 14, 19), грамотрицательными микроорганиз­мами (клебсиелла, синегнойная палочка и др.), многими штаммами стафило­кокков. Тенденцию к нагноению и образованию полостей деструкции нередко имеют пневмонии с крупными сливными инфильтратами в лёгких. Клини­ческая картина такой пневмонии соответствует септическому процессу: ги­пертермия, токсические проявления, централизация кровообращения. Часто деструкция лёгких осложняет пневмонию в первые 1—2 дня, поэтому антибиотикотерапия не всегда может изменить течение патологического процесса.

В крови обнаруживают нейтрофильный лейкоцитоз, высокую СОЭ. На рент­генограммах грудной клетки выявляют массивную неод­нородную инфильтрацию в лёгком, в котором часто бывают видны полости с уровнем жидкости и воздушные полости (буллы). В таких случаях обычно на­ходят реакцию со стороны плевры, нередко пиопневмоторакс со смещением средостения в сторону здорового лёгкого.

^ Атипичные формы пневмонии

В последнее время увеличился удельный вес атипичных форм пневмонии, вызываемых внутриклеточными возбудителями — микоплазмами и хламидиями. Заболевание может начинаться с подъёма температуры тела, далее формируется стойкий субфебрилитет или происходит нормализация температуры тела. Характерны упорный кашель, непостоянная одышка. При физикальном обследовании выявляют достаточно скудные данные: перкуторный звук лёгочный, иногда выслушивают разнокалиберные хрипы. В крови нередко отмечают нейтрофильный лейкоцитоз, но возможны и лейкопения, анемия, эозинофилия, увеличение СОЭ. На рентгенограммах грудной клетки выявляют неоднородную очаговую инфильтрацию лёгочных полей, выраженное, длительно сохраняющееся усиление лёгочного рисунка за счёт интерстициально-сосудистого компонента. Микоплазмы и хламидии могут длительно персистировать в эпителиальных клетках дыхательных путей и вызывают затяжное течение пневмонии.

^ Пневмония новорождённых

Пневмонии новорождённых выделяют в отдельную группу в связи с осо­бенностями этиологии, условий инфицирования, тяжестью клинических про­явлений и неблагоприятностью прогноза.

Врождённые пневмонии связаны с ВУИ (наиболее частые возбудители — ци-томегаловирусы, вирусы простого герпеса, микоплазмы) или интранатальным инфицированием при аспирации околоплодных вод (стрептококки группы В, кишечная палочка, клебсиеллы, хламидии, анаэробная флора, вирус прос­того герпеса типа 2, цитомегаловирусы, условно-патогенные грибы).

Неонатальные пневмонии могут быть ранними (развиваются в первые 5—6 дней жизни) и поздними (развиваются на 2-й неделе жизни). В пос­леднем случае пневмонии часто обусловлены госпитальной микрофлорой. По морфологическим изменениям в лёгких пневмонии новорождённых чаще всего бывают очаговыми и интерстициальными. Нередко при них развиваются ателектазы и диффузный отёк интерстициальной ткани лёг­ких, что приводит к значительным нарушениям диффузии газов. В клинической картине преобладают симптомы общей интоксикации, ды­хательной недостаточности и метаболических нарушений. Температура тела бывает нормальной или повышается до субфебрильных (редко до фебрильных) значений. Выражены адинамия, вялость, мышечная слабость, низкая двигательная активность. Имеются симптомы раздражения ЦНС: угнетение сменяется возбуждением, могут возникнуть судороги. Ребёнок перестаёт со­сать грудь, у него появляются срыгивания и рвота. Респираторный синдром представлен частым поверхностным стонущим дыханием с периодами апноэ. Выражены напряжение и раздувание крыльев носа при дыхании, в носовых ходах и углах рта появляется пенистое отделяемое. Кашель редкий, иногда отсутствует. Физикальные данные скудны: умеренное вздутие и ригидность грудной клетки, перкуторный звук над лёгкими преимущественно тимпанический, дыхание ослаблено. Крепитацию и мелкопузырчатые хрипы можно выслушать далеко не всегда и лишь при форсированном вдохе (при крике). При тяжёлом течении пневмонии появляются симптомы недостаточности сер­дечно-сосудистой системы, перегрузки малого и большого круга кровообра­щения, отёк лёгких, увеличение печени, отёчный синдром и т.д. При ослож­нённом течении пневмонии прогноз может быть достаточно серьёзным, нередко развиваются критические состояния. Возможны деструкция лёгоч­ной ткани, пиопневмоторакс. Летальные исходы чаще связаны с выраженной сердечно-лёгочной недостаточностью, однако при адекватной терапии забо­левание в большинстве случаев заканчивается выздоровлением.

^ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

Пневмонию чаще всего дифференцируют от ОРВИ, на фоне которой она в большинстве случаев развивается, а также от острого бронхита и бронхиолита.

  • Для ОРВИ характерны интоксикация, нарушение самочувствия, ката­ральные изменения в носоглотке, высокая температура тела в первые дни заболевания. Температура тела нормализуется у большинства больных в первые 3 дня болезни. В лёгких отсутствуют локальные физикальные и рентгенологические изменения.

  • Для острого бронхита, развившегося на фоне ОРВИ, характерны умерен­ное повышение температуры тела, кашель, сначала сухой, затем влажный. Одышки, как правило, нет. При перкуссии определяют коробочный отте­нок звука. Часто дыхание становится жёстким, появляются рассеянные разнокалиберные хрипы с обеих сторон, исчезающие или меняющие ха­рактер после кашля. При рентгенологическом исследовании выявляют уси­ление лёгочного рисунка, снижение структурности корней лёгких. Локаль­ные клинико-рентгенологические изменения в лёгких отсутствуют.

  • Бронхиолит развивается преимущественно у детей первого года жизни. По остроте и выраженности клинических симптомов интоксикации и дыха­тельной недостаточности он часто сходен с острой пневмонией. При этом на первый план быстро выходит дыхательная недостаточность, определяя тяжесть заболевания. Развиваются выраженная одышка с участием вспо­могательной мускулатуры, эмфизема, периоральный и общий цианоз, бы­стро присоединяется лёгочно-сердечная недостаточность. При перкуссии над лёгкими определяется коробочный звук, аускультативно дыхание чаще ослаблено, выслушивается большое количество рассеянных мелкопузыр­чатых хрипов. В отличие от пневмонии отсутствуют клинически выявляе­мые локальные изменения в лёгких и инфильтративно-воспалительные очаги в лёгочной паренхиме при рентгенологическом исследовании.

ЛЕЧЕНИЕ

Лечение больного пневмонией можно осуществлять в стационаре или дома при условии постоянного контроля за его состоянием, организации «стацио­нара на дому» с ежедневными посещениями участкового врача и медсестры. Показания для госпитализации: осложнённое тяжёлое течение заболевания и наличие факторов риска неблагоприятного течения болезни (модифицирующие факторы риска):

  • возраст ребёнка менее 2 мес независимо от тяжести и распространённости процесса;

  • возраст ребёнка до 3 лет при лобарном характере поражения лёгких;

  • поражение двух и более долей лёгких (независимо от возраста);

  • дети с тяжёлой энцефалопатией любого генеза;

  • дети первого года жизни с внутриутробной инфекцией;

  • дети с гипотрофией II—III степени любого генеза;

  • дети с врождёнными пороками развития, особенно с врожденными пороками сердца и крупных сосудов;

  • дети, страдающие хроническими заболеваниями лёгких (бронхолёгочной дисплазией и бронхиальной астмой), сердечно-сосудистой системы, почек, а также онкогематологическими заболеваниями;

  • пациенты с иммунодефицитом (длительно принимавшие глюкокортикоиды, цитостатики);

  • невозможность адекватного ухода и выполнения всех врачебных предписаний в домашних условиях (социально неблагополучные семьи, плохие социально-бытовые условия, религиозные воззрения родителей и др.).

При госпитализации больного в специализированное пульмонологическое отделение необходимо придерживаться принципа одномоментного заполнения палат, соблюдения элементарных противоэпидемических мероприятий (влаж­ная уборка, проветривание и кварцевание помещений, ношение ухаживающим персоналом масок и т.д.). Целесообразно ограничить время пребывания ре­бёнка в стационаре острым периодом заболевания во избежание реинфицирования его вновь поступающими больными.

Режим. Необходима организация охранитель­ного режима: все манипуляции и исследования должны быть максимально щадящими, необходим индивидуальный уход за ребёнком, лучше всего мате­рью. Ребёнку назначают постельный режим, при этом ему надо часто менять положение, брать на руки. Детский сад или школу ребёнок может посещать не ранее чем через 3-4 недели после выздоровления. Физические на­грузки после тяжёлой пневмонии противопоказаны ещё в течение 6—12 нед.

Диета. Питание ребёнка должно соответствовать возрастным потребностям в энер­гии, белках, жирах и углеводах. Однако, учитывая снижение аппетита в острый период заболевания, больного следует кормить часто, малыми порциями, пред­лагать ему любимые блюда. Сле­дует ограничить количество углеводов, так как они усиливают бродильные про­цессы в кишечнике, а метеоризм, высокое стояние диафрагмы затрудняют дыхательные движения, усиливают одышку. Очень важен рациональный питье­вой режим с учётом физиологической суточной потребности в жидкости и патологических потерь (повышенная температура тела и одышка).

^ Этиотропное лечение

Сразу же после установления диагноза острой пневмонии следует начать антибиотикотерапию. Выбор антибактериального препарата в большинстве случаев бывает эмпирическим, так как выделение возбудителя из дыхатель­ных путей и установление его чувствительности к антибиотикам требуют вре­мени и не всегда бывают возможны даже в стационарных, а тем более в до­машних условиях. Выбор стартового препарата производят по косвенным признакам, позволяющим предположить этиологию пневмонии у каждого конкретного больного с учётом его возраста, условий возникновения пнев­монии (домашняя, госпитальная), особенностей клинических проявлений заболевания, преморбидного фона (наличие тяжёлой соматической патоло­гии, иммунодефицита, проводимой ИВЛ и т.д.), предшествующей антибак­териальной терапии.

В детской практике для лечения пневмоний чаще всего используют препа­раты пенициллинового ряда (природные и полусинтетические), цефалоспорины I—IV поколения, макролиды и аминогликозиды. Эти препараты, при­меняемые как монотерапия или в комбинации друг с другом, чаще всего позволяют подавить основной спектр возбудителей пневмонии у детей. В слу­чаях тяжёлых осложнённых пневмоний, обусловленных антибиотикоустойчивой микрофлорой, или при недостаточной эффективности терапии первого выбора в педиатрии используют и другие группы антибиотиков: гликопептиды (ванкомицин), карбапенемы [имипенем+циластатин (тиенам), меропенем (меронем)]. У детей старшего возраста (старше 12 лет) в лечении могут быть использованы фторхинолоны (офлоксацин, ципрофлоксацин), тетрациклины (доксициклин).

Особенности этиологии пневмонии детей первых 6 мес жизни делают препаратами выбора даже при нетяжёлой пневмонии ингибитор-защищённый амоксициллин (амоксициллин + клавулановая кислота) или цефалоспорин II поколения (цефуроксим или цефазолин), при тяжёлой пневмонии — цефалоспорины III поколения (цефтриаксон, цефотаксим) в монотерапии или и комбинации с аминогликозидами, или в комбинации амоксиклав с аминогликозидами.

У ребёнка до 6 мес с нормальной или субфебрильной температурой, особенно при наличии обструктивного синдрома и указаний на вагинальный хламидиоз у матери, можно думать о пневмонии, обусловленной С. trachomatis. В этих случаях целесообразно сразу назначить макролидный антибиотик (азитромицин, рокситромицин или спирамицин) внутрь.

У недоношенных детей следует помнить о возможности пнев­монии, вызванной P. carinii. В этом случае наряду с антибио­тиками назначают ко-тримоксазол. При подтверждении пнгвмоцистной этиологии переходят на монотерпию ко-тримоксазолом длительностью не менее 3 нед.

При пневмонии, отягощенной наличием модифицируощих факторов или с высоким риском неблагоприятного исхода, препа­раты выбора — ингибитор-защищённый амоксициллин в комбинации с аминогликозидами или цефалоспорины III или IV поколения (цефтриаксон, цефотаксим, цефепим) в монотерапии или в сочетании с аминогликозидами в зависимости от тяжести заболевания, карбапенемы (имипенем + циластатин, меропенем). При стафилококковой этиологии назначают линезолид или ванкомицин отдельно или в комбинации с аминогликозидами в зависимости от тяжести заболевания.

Альтернативные препараты, особенно в случаях развития деструктивных процессов в лёгких, — линезолид, ванкомицин, карбапенемы.


^ Выбор антибактериальных препаратов у детей первых 6 мес жизни при пневмонии

Форма пневмонии

Препараты выбора

Альтернативная терапия

Нетяжёлая типичная пневмония

Амоксициллин + клавулановая кислота или цефа­лоспорины 11 поколения

Цефалоспорины 11 и III поколения в монотерапии

Тяжёлая типичная пневмония

Амоксициллин + клавулановая кислота + аминогликозид или цефалоспорины III или IV поколения в моноте­рапии или в комбинации с аминогликозидами. Линезолид или ванкомицин в моноте­рапии или в сочетании с аминогликозидами

Карбапенемы

Атипичная пневмония

Макролидный антибиотик



Атипичная пневмо­ния у недоношенного ребёнка

Ко-тримоксазол




В возрасте от 6—7 мес до 6—7 лет при выборе стартовой анти бактериальной терапии выделяют три группы больных:

  • больные с нетяжёлой пневмонией, не имеющие модифицирующих факторов или имеющие модифицирующие факторы социального плана;

  • больные с тяжёлой пневмонией и больные, имеющие модифи­цирующие факторы, утяжеляющие прогноз заболевания;

  • больные с тяжёлой пневмонией и высоким риском неблагопри­ятного исхода.

Пациентам первой группы наиболее целесообразно назначить антибактериальные препараты внутрь (амоксициллин, амоксициллин + клавулановая кислота или цефалоспорин II поколения цефуроксим). Но в некоторых случаях (отсутствие уверенности в выполнении назначений, достаточно тяжёлое состояние ребенка, при отказе родителей от госпитализации и др.) оправдан ступенчатый метод проведения лечения: в первые 2-3 дня антибиотики вводят парентерально, а затем, при улучшении или стабилизации состояния тот же препарат назначают внутрь. Для этого используют амоксициллин + клавулановую кислоту, но его нужно вводить внутривенно, что затруднительно в домашних условиях. Поэтому чище назначают цефуроксим.

Помимо В-лактамов, лечение можно проводить макролидами. Но учитывая этиологическую значимость гемофильной палочки у детей этой возрастной группы, препаратом выбора стартовой эмпирической терапии считается только азитромицин к которому чувствительна Н. influenzae. При неэффективности препаратов выбора используют цефалоспорины III поколения.

Пациентам второй группы показано парентеральное введение антибиотиков или использование ступенчатого метода. Препараты выбоpa в зависимости от тяжести и распространённости про­цесса, характера модифицирующего фактора, - амоксициллин + клавулановая кислота, цефтриаксон, цефотаксим и цефурок­сим Альтернативные препараты при неэффективности стартовой терапии - цефалоспорины III или IV поколения, карбапенемы. Макролиды в этой группе используются редко, поскольку подавляющее число пневмоний, вызванных атипичными возбудителя­ми протекает нетяжело.

Пациентам с высоким риском неблагоприятного исхода или с тяжёлыми гнойно-деструктивными осложнениями назначают антибакгериальные препараты по деэскалационному принципу, предполагающему использование в начале лечения линезолид отдельно или в комбинации с аминогликозидом, а также комбинацию гликопептида или цефалоспорина IV поколения с аминогликозидами. Альтернатива — назначение карбапенемов.

^ Выбор антибактериальных препаратов для лечения пневмонии

у детей от 6-7 мес до 6-7 лет

Форма пневмонии

Препараты выбора

Альтернативная терапия

Нетяжёлая пневмония

Амоксициллин.

Амоксициллин + клавулановая кислота.

Цефуроксим.

Азитромицин

Цефалоспорин II поколения. Макролиды


Тяжёлая типичная пневмония при наличии модифицирующих фак­торов

Амоксициллин+ клавулановая кислота.

Цефуроксим или цефтриаксон. Цефотаксим

Цефалоспорины III или IV поколения отдельно или в комбинации с аминогликозидом.

Карбапенемы

Тяжёлая пневмония с

высоким риском неблагоприятного исхода


Линезолид отдельно или

в комбинации с амино-

ликозидом.

Ванкомицин отдель­но или в комбинации с аминогликозидом.

Цефепим отдельно или в комбинации с аминоликозидом

Карбапенемы


При выборе антибактериальных препаратов при пневмонии у детей старше 6—7 лет и подростков выделяют две группы паци­ентов:

• с нетяжёлой пневмонией;

• с тяжёлой пневмонией, требующей госпитализации, или с пневмонией у ребёнка или подростка, имеющего модифицирующие факторы.

Антибиотики выбора для первой группы — амоксицил­лин и амоксициллин + клавулановая кислота или макролиды. Альтернативные препараты — цефуроксим или доксициклин, а также макролиды, если до этого назначали амоксициллин или амоксициллин + клавулановая кислота.

Антбиотики выбора для второй группы — амоксициллин + клавулановая кислота или цефалоспорины II поколения. Альтернативные препараты — цефалоспорины III или IV поколения. Макролидам следует отдавать предпочтение при непереносимости β-лактамных антибиотиков и при пневмонии, предположительно вызванной М. pneumoniae и С. pneumoniae.

Выбор антибактериальных препаратов для лечения пневмонии

у детей и подростков (7-18 лет)

^ Форма пневмонии

Препарат выбора

Альтернативная терапия

Нетяжелая пневмония

Амоксициллин, амоксициллин + кла­вулановая кислота. Макролиды

Макролиды. Цефуроксим. Доксациклин

Тяжелая пневмония, иевмония у детей и подростков, имеющая модифицирующие факторы

Амоксициллин + кла­вулановая кислота.

Цефалоспорины II поколения

Цефалоспорины III или IV поколе­ния

При пневмонии у пациентов с нарушениями иммунитета эмпирическую терапию начинают с цефалоспоринов III или IV поколения, ванкомицина или линезолида в сочетании с аминогликозидами. Затем, по мере уточнения возбудителя, или про-олжают начатую терапию, например, если пневмония вызвана Еnterobacteriaceae (К. pneumoniae, E. coli и др.), S. aureus или Streptoccus pneumoniae, или назначают ко-тримоксазол (20 мг/кг по триметоприму) при выявлении пневмоцистоза, или назначают флуконазол при кандидозе и амфотерицин В при других микозах. Если пневмония вызвана вирусными агентами, то назначают противовирусные препараты.


^ Выбор стартового антибиотика при внутрибольничной пневмонии

Терапия до пневмонии

Вероятный возбудитель

^ Рекомендуемые препараты

Не проводилась

пневмококк, М. pneumoniae

В/м, в/в: пенициллин, ампициллин

Внутрь: макролид

Пенициллин, ампициллин

S. aureus, M. pneumoniae

В/м, В/в: оксациллин, линкомицин, цефазолин, ванкомицин Внутрь: амоксициллин/клавуланат, макролид

Цефазолин, оксациллин, линкомицин

Е. coli, др. энтеробактрии, резистентный S. aureus

В/м, в/в: амоксициллин/клавуланат, цефалоспорин II-Ш, аминогликозид, ванкомицин (при резистентном S. aureus)

Макролиды

Н. influenzae, устойчивый пневмококк

Внутрь, в/м, в/в: амоксициллин/клавуланат, цефуроксим, цефтриаксон

Аминогликозиды

Пневмококк,

резистентная Грам (-) флора, резистентный S. Aureus

В/в, в/м: пенициллин, ампициллин, цефуроксим, амоксициллин/клавуланат При отсутствии эффекта: карбопенемы, цефепим, ванкомицин, рифампицин, аминогликозиды в высоких дозах

Аминогликозид+цефало-спорин II-Ш

Резистентные Грам(-) флора или S. aureus

В/м, в/в: карбопенемы, цефепим, ванкомицин, азтреонам, рифампицин, тикарциллин/клавуланат, фторхинолоны или аминогликозиды в высоких дозах

Эффективность терапии антибиотиками оценивают через 36—48 ч.

  • Улучшение общего состояния и аппетита, снижение температуры тела до субфебрильных значений, уменьшение одышки и отсутствие отрицатель­ной динамики воспалительного процесса в лёгких следует расценивать как положительный результат антибактериального лечения.

  • Сохранение фебрильной лихорадки при улучшении общего состояния, уменьшении симптомов интоксикации и одышки, отсутствии отрицатель­ной динамики изменений в лёгких свидетельствует о неполном терапевти­ческом эффекте. В этой ситуации обязательной смены антибактериально­го препарата не требуется.

  • Сохранение высокой лихорадки, ухудшение общего состояния и/или от­рицательная динамика изменений в лёгких или плевральной полости сви­детельствуют об отсутствии эффекта от проводимой антибактериальной те­рапии. Необходимо в обязательном порядке сменить антибиотик.

Длительность курса антибиотиков зависит от их эффективности, тяжести процесса, наличия осложнений и преморбидного фона. Обычная длительность — 2—3 дня после получения стойкого эффекта, т.е. около 6—10 дней. Осложнённая и тяжёлая пневмония обычно требуют курса антибиотикотерапии не менее 2-3 нед. У пациентов с нарушениями иммунитета курс антибакте­риальных препаратов составляет не менее 3 нед, но может быть и более длительным.

Наряду с антибактериальной терапией для успешного лечения пневмонии необходимы коррекция осложняющих её состояний и симптоматическое ле­чение.

  • Дыхательная недостаточность: восстановить бронхиальную проводи­мость (бронхолитические, муколитические и отхаркивающие средства), уменьшить рестриктивные изменения (например, назначить очиститель­ную клизму при выраженном метеоризме и высоком стоянии диафрагмы). Необходима постоянная оксигено- или аэроионотерапия с помощью кис­лородной палатки, редко ИВЛ.

  • Сердечно-сосудистые нарушения: кардиотропные препа­раты (строфантин-К, коргликон, дигоксин) и средства, восстанавливаю­щие микроциркуляцию (внутривенное введение среднемолекулярных кол­лоидных растворов, средства, улучшающие реологические свойства крови, и сосудорасширяющие препараты).

  • Токсический синдром: инфузионная терапия с адекватным форсированным диурезом. В тяжё­лых случаях показано парентеральное введение глюкокортикоидов в дозе 4—5 мг/кг/сут. При инфекционно-токсическом шоке эффективным может быть проведение плазмафереза.

ПРОФИЛАКТИКА острой пневмонии в первую очередь заключается в здоро­вом образе жизни, хорошем уходе за ребёнком и рациональном его закалива­нии с первых месяцев жизни. Большое значение имеет профилактика возник­новения ОРВИ у детей, особенно первого года жизни: ограничение контактов с другими детьми в период сезонных вспышек респираторных инфекций, вак­цинация против гриппа, немедленная изоляция заболевших. Целесообразно использовать в профилактике пневмоний такие препараты, как ИРС-19, бронхомунал, рибомунил, обладающие не только стимулирующим действием на все звенья неспецифической защиты организма, но и вызывающие вакциналь­ный эффект против основных возбудителей заболеваний органов дыхания.

Специфическая профилактика пневмококковой инфекции: Пневмо23 (смесь очищенных капсульных полисахаридов 23 серотипов пневмококка) применяется у детей с 2 лет, Превенар (7-валентная конъюгированная вакцина) применяется у детей с 2 мес. Специфическая профилактика гемофильной инфекции с 3 мес: АКТ-Хиб, Хиберикс, Пентаксим.

ПРОГНОЗ пневмонии зависит от вирулентности возбудителя, возраста боль­ного, его преморбидного фона, состоятельности иммунного ответа на инфек­цию и адекватности проводимого лечения. Внебольничные пневмонии в подавляющем большинстве случаев закан­чиваются выздоровлением. Прогностически неблагоприятны пневмонии, осложнённые гнойно-деструк­тивными процессами, сопровождающиеся пневмотораксом. Тяжёлые сома­тические заболевания, дефицитные состояния, на фоне которых развивается острая пневмония, также утяжеляют исход лёгочного процесса. Высокая ви­рулентность возбудителя и его резистентность к проводимой антибактериаль­ной терапии нередко делают прогноз весьма неблагоприятным. Летальность детей первого года жизни при тяжёлых осложнённых пневмониях, вызван­ных стафилококками, клебсиеллой или синегнойной палочкой, достигает 10—30%. У детей раннего возраста пневмонии в 6,5 раз чаще, чем у старших детей, принимают затяжное течение и нередко приводят к формированию хро­нического бронхолёгочного процесса.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебные вопросы занятия: Определение и классификации пневмонии icon Учебные вопросы занятия: Определение понятия лихорадки и гипертермии, их отличие друг от друга, локализация

Учебные вопросы занятия: Определение и классификации пневмонии icon Учебные вопросы занятия: а Теоретическая часть занятия

Учебные вопросы занятия: Определение и классификации пневмонии icon Учебные вопросы занятия: теоретическая часть занятия

Учебные вопросы занятия: Определение и классификации пневмонии icon Учебные вопросы занятия: теоретическая часть занятия

Учебные вопросы занятия: Определение и классификации пневмонии icon Учебные вопросы занятия

Учебные вопросы занятия: Определение и классификации пневмонии icon Учебные вопросы занятия

Учебные вопросы занятия: Определение и классификации пневмонии icon Учебные вопросы занятия

Учебные вопросы занятия: Определение и классификации пневмонии icon Учебные вопросы занятия

Учебные вопросы занятия: Определение и классификации пневмонии icon Учебные вопросы занятия

Учебные вопросы занятия: Определение и классификации пневмонии icon Учебные вопросы занятия: Глистные инвазии: классификация, распространенность

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы