|
Скачать 32.28 Kb.
|
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ, ИМЕЮЩЕЙ НАРУШЕНИЯ СЛУХА Ковалева О.И., Нечитайло Т.А. Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь Проблемой изучения личности глухих и слабослышащих людей в нашей стране занимались В.Л. Белинский, Т.Г. Богданова, Э.И. Вийтар, В. Петшак, Н.Г. Морозова, М.М. Нудельман, В.Г.Петрова, Т.Н. Прилепская, Т.Э. Пуйк и другие. Особенности развития личности, имеющей нарушения слуха зависят от ряда факторов: времени поражения слуха, степени потери слуха, уровня интеллектуального развития, отношений в семье, сформированности межличностных отношений. Отставание в овладении речью приводит к ограниченности социальных контактов неслышащих детей, появление фрустрации у них и их родителей. Трудности в обсуждении жизненных планов, описании событий внутренней жизни приводит к ограничениям социальных взаимодействий. Из-за того, что окружающие иначе относятся к глухому, чем к слышащему, у него возникают и закрепляются специфические черты личности. Глухой ребенок замечает неодинаковое отношение к нему и к слышащим братьям, сестрам: с одной стороны он чувствует по отношению к себе любовь, жалость, сострадание, с другой – испытывает исключительность своего положения и у него порой начинает складываться мнение, что он является обузой для близких. Формирование личности детей происходит в условиях взаимодействия их с окружающей средой, которая оказывает на них воспитывающее воздействие. В процессе жизни и деятельности в коллективе происходит постоянное взаимовлияние воспитанников друг на друга, в ходе которого формируются их оценка и самооценка, взгляды на события окружающей жизни. Нарушение слуха - социальный дефект, он сужает межличностные контакты и с глухими сверстниками и со слышащим социумом, что в свою очередь ведет к обеднению опыта общения, замедленному формированию социально зрелых межличностных отношений; примитивности и замедленному темпу формирования социальной перцепции и рефлексии. Способы коммуникации являются важным аспектом исследования межличностных отношений неслышащих индивидов. Смысловой, ценностный, эмоциональный обмен, составляющий суть межличностных отношений, реально осуществляется между слабослышащими и глухими на основе жестовой речи с вкраплениями дактильной речи, между слабослышащими и слышащими на основе словесной речи в устной и письменной форме. Жестовый язык объединяет глухих и слабослышащих в особое культурно-лингвистическое меньшинство; жестовая коммуникация -один из способов сохранения культурных традиций сообщества глухих людей [1]. Оценка психолингвистического потенциала жестовой речи в истории сурдопедагогики была неоднозначной. Изначально бытовала отрицательная оценка природы жестовой речи. Она рассматривалась как несамостоятельная, примитивная, лишенная собственной грамматики система знаков. В настоящее время в рамках социо-культурной концепции образования и воспитания глухих оценка жестовой речи принципиально иная. Она ведет свое начало и возрождает идеи В. И. Флери и Л. С. Выготского. В. И. Флери, рассматривал жестовую речь как богатую систему общения, в которой «существует великое разнообразие оттенков и чрезвычайно точных измерений, коих на бумаге выразить не возможно» [2]. Л. С. Выготский указывал на необходимость «полиглосии», т.е. словесно-жестового двуязычия глухих: «Педагогика не может закрыть глаза на то, что, изгоняя мимику из пределов дозволенного речевого общения неслышащих детей, она тем самым вычеркивает из своего круга огромную часть коллективной жизни и деятельности глухого ребенка» [3]. Жестовая речь -не только полноценное и, несомненно, реальное средство коммуникации между неслышащими, но и средство их когнитивного развития. Результаты исследований Г. Л. Зайцевой показали, что дети, свободно владея разговорным жестовым языком, существенно лучше понимают, перерабатывают, запоминают информацию, сообщаемую им средствами жестового языка. В общении с миром слышащих глухие и слабослышащие используют словесный язык в устной и письменной форме. Изучив различные источники литературы по этому вопросу мы сделали вывод, что дети с нарушениями слуха не достаточно глубоко понимают всю проблемность и сложность социальных отношений.У них замедленное формирование социально зрелых межличностных отношений, примитивный и замедленный темп формирования социальной перцепции и рефлексии и неадекватность самооценки. У таких детей слабо формируются положительные отношения к товарищам, отзывчивость, чуткость, внимательность, взаимопомощь. Но эти чувства формируются под руководством педагога. Литература: 1. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология. М., 1992. 2. Флери В. И. Глухонемые, рассматриваемые в отношении к способам образования, самым свойственным их природе. СПб. 1935. 3.Выготский Л. С. Основы дефектологии СПб., М., Краснодар, 2003 |