Особенности развития личности icon

Особенности развития личности





Скачать 32.28 Kb.
Название Особенности развития личности
Дата 26.03.2013
Размер 32.28 Kb.
Тип Документы
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ,

ИМЕЮЩЕЙ НАРУШЕНИЯ СЛУХА

Ковалева О.И., Нечитайло Т.А.

Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь


Проблемой изучения личности глухих и слабослышащих людей в нашей стране занимались В.Л. Белинский, Т.Г. Богданова, Э.И. Вийтар, В. Петшак, Н.Г. Морозова, М.М. Нудельман, В.Г.Петрова, Т.Н. Прилепская, Т.Э. Пуйк и другие.

Особенности развития личности, имеющей нарушения слуха зависят от ряда факторов: времени поражения слуха, степени потери слуха, уровня интеллектуального развития, отношений в семье, сформированности межличностных отношений. Отставание в овладении речью приводит к ограниченности социальных контактов неслышащих детей, появление фрустрации у них и их родителей. Трудности в обсуждении жизненных планов, описании событий внутренней жизни приводит к ограничениям социальных взаимодействий.

Из-за того, что окружающие иначе относятся к глухому, чем к слышащему, у него возникают и закрепляются специфические черты личности. Глухой ребенок замечает неодинаковое отношение к нему и к слышащим братьям, сестрам: с одной стороны он чувствует по отношению к себе любовь, жалость, сострадание, с другой – испытывает исключительность своего положения и у него порой начинает складываться мнение, что он является обузой для близких.

Формирование личности детей происходит в условиях взаимодействия их с окружающей средой, которая оказывает на них воспитывающее воздействие. В процессе жизни и деятельности в коллективе происходит постоянное взаимовлияние воспитанников друг на друга, в ходе которого формируются их оценка и самооценка, взгляды на события окружающей жизни.

Нарушение слуха - социальный дефект, он сужает межличностные контакты и с глухими сверстниками и со слышащим социумом, что в свою очередь ведет к обеднению опыта общения, замедленному формированию социально зрелых межличностных отношений; примитивности и замедленному темпу формирования социальной перцепции и рефлексии.

Способы коммуникации являются важным аспектом исследования межличностных отношений неслышащих индивидов. Смысловой, ценностный, эмоциональный обмен, составляющий суть межличностных отношений, реально осуществляется между слабослышащими и глухими на основе жестовой речи с вкраплениями дактильной речи, между слабослышащими и слышащими на основе словесной речи в устной и письменной форме.

Жестовый язык объединяет глухих и слабослышащих в особое культурно-лингвистическое меньшинство; жестовая коммуникация -один из способов сохранения культурных традиций сообщества глухих людей [1].

Оценка психолингвистического потенциала жестовой речи в истории сурдопедагогики была неоднозначной. Изначально бытовала отрицательная оценка природы жестовой речи. Она рассматривалась как несамостоятельная, примитивная, лишенная собственной грамматики система знаков.

В настоящее время в рамках социо-культурной концепции образования и воспитания глухих оценка жестовой речи принципиально иная. Она ведет свое начало и возрождает идеи В. И. Флери и Л. С. Выготского.

В. И. Флери, рассматривал жестовую речь как богатую систему общения, в которой «существует великое разнообразие оттенков и чрезвычайно точных измерений, коих на бумаге выразить не возможно» [2].

Л. С. Выготский указывал на необходимость «полиглосии», т.е. словесно-жестового двуязычия глухих: «Педагогика не может закрыть глаза на то, что, изгоняя мимику из пределов дозволенного речевого общения неслышащих детей, она тем самым вычеркивает из своего круга огромную часть коллективной жизни и деятельности глухого ребенка» [3].

Жестовая речь -не только полноценное и, несомненно, реальное средство коммуникации между неслышащими, но и средство их когнитивного развития. Результаты исследований Г. Л. Зайцевой показали, что дети, свободно владея разговорным жестовым языком, существенно лучше понимают, перерабатывают, запоминают информацию, сообщаемую им средствами жестового языка.

В общении с миром слышащих глухие и слабослышащие используют словесный язык в устной и письменной форме.

Изучив различные источники литературы по этому вопросу мы сделали вывод, что дети с нарушениями слуха не достаточно глубоко понимают всю проблемность и сложность социальных отношений.У них замедленное формирование социально зрелых межличностных отношений, примитивный и замедленный темп формирования социальной перцепции и рефлексии и неадекватность самооценки. У таких детей слабо формируются положительные отношения к товарищам, отзывчивость, чуткость, внимательность, взаимопомощь. Но эти чувства формируются под руководством педагога.

Литература:

1. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология. М., 1992.

2. Флери В. И. Глухонемые, рассматриваемые в отношении к способам образования, самым свойственным их природе. СПб. 1935.

3.Выготский Л. С. Основы дефектологии СПб., М., Краснодар, 2003

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Особенности развития личности icon Тематический план конгресса ребенок и семья: > семейный контекст развития личности; формирование

Особенности развития личности icon Тематический план конгресса ребенок и семья: > семейный контекст развития личности; формирование

Особенности развития личности icon Особенности личности наркомана

Особенности развития личности icon Особенности личности при психопатии

Особенности развития личности icon Психологические особенности личности онкологических больных

Особенности развития личности icon Проблема развития личности с позиций социальной психологии

Особенности развития личности icon Ресурсы развития личности: социализация, трансформация, исцеление, интеграция

Особенности развития личности icon Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Особенности развития личности icon Задачи психологии. Группы психических явлений. Особенности психического отражения. Основные закономерности

Особенности развития личности icon 22 Исследование проблемы самоуправления врачей «Скорой помощи»
Особенности формирования личности слабослышащих детей старшего школьного возраста
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы