А. А. Рулева, врач-педиатр, мл науч сотрудник отдела профилактики инфекционных заболеваний фгу нии детских инфекций Федерального медико-биологического агентст icon

А. А. Рулева, врач-педиатр, мл науч сотрудник отдела профилактики инфекционных заболеваний фгу нии детских инфекций Федерального медико-биологического агентст





Скачать 71.39 Kb.
Название А. А. Рулева, врач-педиатр, мл науч сотрудник отдела профилактики инфекционных заболеваний фгу нии детских инфекций Федерального медико-биологического агентст
Дата конвертации 27.03.2013
Размер 71.39 Kb.
Тип Документы
А.А. Рулева,

врач-педиатр, мл. науч. сотрудник отдела профилактики инфекционных заболеваний ФГУ "НИИ детских инфекций Федерального медико-биологического агентства России", г. Санкт-Петербург


Головная боль у детей


Экстренная помощь врача требуется в следую­щих случаях:

  • если у прежде здорового ребенка внезапно возникла сильная головная боль, которая сопровождается лихорадкой, рвотой, тошнотой, потерей сознания, судорогами, сыпью на теле;

  • головная боль возникла в течение нескольких дней или недель после травмы головы, падения, ушиба;

  • головная боль появилась после или на фоне острых очагов инфекции: синусита, отита, пневмонии.


Головная боль (цефалгия) - одна из самых распространен­ных жалоб (на втором месте после болей в животе) у взрос­лых и детей. Дети первого года жизни реагируют на боль пла­чем, криком, раздражением, нарушением сна, рвотой, срыгиваниями. К двум годам они уже в состоянии дифференци­ровать боль, могут показать, где болит, формулируют жало­бу. В то же время эта жалоба субъективна, поскольку сложно точно определить, действительно ли у ребенка болит голова, а если болит, то насколько сильно.

Источниками головной боли могут быть:

  • участки твердой мозговой оболочки;

  • внутричерепные артерии и артерии основания мозга;

  • ткани, покрывающие череп (кожа, мышцы, сухожилия, слизистые оболочки);

  • нервы (тройничный, языкоглоточный, блуждающий, два верхних шейных спинномозговых корешка).

Причины головной боли

^ Головные боли органического происхождения вследствие поражения централь­ной нервной системы достаточно редки (по некоторым данным, 0,5-1% случаев). Наиболее частыми у детей являются так называемые головные боли напряжения

(отмечаются почти у 80% детей, жалующихся на цефалгию). Головная боль напря­жения, как правило, носит диффузный характер, может локализоваться в лобной и лобно-височной областях, реже - в теменной. Чаще возникает во второй половине дня и провоцируется переутомлением, стрессами и метеорологическими фактора­ми, иногда голодом, недостатком жидкости. Боль продолжается от одного до не­скольких часов, в большинстве случаев проходит самостоятельно при смене рода занятий, после отдыха, короткого сна. Поэтому любая однообразная деятельность, в т. ч. занятия в детском саду, должна проходить с перерывами, сочетаться с гимна­стическими упражнениями. По мере роста ребенка отмечается тенденция к учаще­нию головных болей напряжения.


^ Выделяют первичную головную боль, при ко­торой симптом является основной клинической картиной (при мигрени), и вторичную, когда головная боль выступает симптомом другого за­болевания (при менингите).


Головная боль может возни­кать при растяжении или сдав­ливании сосудов в результате повышения кровяного или вну­тричерепного давления, расстройствах кровообращения в головном мозге. Такие голов­ные боли нередко сопровождаются тошнотой или рвотой. Сосудистая головная боль является результатом раздражения болевых рецепторов при слишком силь­ном растяжении мозговых артерий и переполнении вен из-за нарушения сосудисто­го тонуса. Аномалии хорошо видны при реоэнцефалографическом исследовании черепа. Среди таких форм головной боли наиболее часто встречается мигрень. Не­редко боли связаны с нарушениями в системе позвоночных артерий вследствие травмы, которая произошла при родах.


^ Для профилактики возникновения головных болей у детей с нарушениями зрения важно пра­вильно подобрать очки


В некоторых случаях стойкие головные боли обусловлены болезнями суставов челю­сти, нарушением прикуса, ко­соглазием и близорукостью, поэтому ребенка с постоянными жалобами на головную боль надо тщательно об­следовать.

Наиболее часто головная боль у детей возникает при инфекционных заболева­ниях - гриппе, ОРВИ, воспалении придаточных пазух носа (у детей старшего воз­раста), нейроинфекции. Причиной болей в таких случаях является интоксикация продуктами воспаления. Изменяются кровоток в сосудах мозга и нормальная цир­куляция спинномозговой жидкости. Особенно сильные боли испытывает больной менингитом, когда воспаление развивается в оболочках мозга. Помощь при дан­ном виде головной боли заключается, прежде всего, в лечении основного заболе­вания.

Головная боль - характерный симптом всех форм черепно-мозговой травмы (да­лее - ЧМТ). При сотрясении и ушибе нарушается циркуляция крови и повышается давление спинномозговой жидкости, развивается отек мозга, повреждаются нерв­ные клетки и волокна. Обычно боль возникает сразу, реже - в первые две недели после травмы. Головная боль в течение восьми недель с момента ЧМТ классифици­руется как острая посттравматическая.

При сотрясении мозга головная боль в первые дни зачастую сопровождается тош­нотой, рвотой и головокружением. Постепенно самочувствие улучшается, головная боль стихает, но может усилиться или вновь появиться, когда больной начинает хо­дить и вести более активный образ жизни.

Ушиб головного мозга обычно проявляется длительным нарушением сознания, оча­говыми неврологическими симптомами. При развитии субдуральной гематомы са­мочувствие больного улучшается на длительный период (дни, недели) - "светлый промежуток", после которого интенсивная головная боль зачастую является пер­вым симптомом развивающейся гематомы. В таком случае необходимо хирургиче­ское вмешательство.

Когда головная боль сохраняется после восьми недель с момента черепно-мозговой травмы, она расценивается как хроническая посттравматическая. При этом, как правило, отмечаются снижение концентрации внимания, повышенная утомляе­мость, эмоциональная лабильность (постконтузионный синдром). Очень сильные головные боли бывают при опухолях мозга (в этом случае резко повышается внутричерепное давление). Головная боль возникает обычно утром, сопровождается тошнотой, рвотой, головокружением, диплопией, атаксией и имеет постоянный характер. Отмечаются также изменения поведения, снижение успевае­мости. Часто головная боль является первым и единственным симптомом объемно­го образования головного мозга.

^ Психогенные головные боли возникают в результате стресса, нервного напряже­ния, в основном у подростков. Эти боли бывает трудно отличить от мигрени. Как правило, их интенсивность нарастает в школе, особенно перед написанием кон­трольных работ и сдачей экзаменов. В отличие от болей, возникающих при повы­шении внутричерепного давления и мигрени, эти боли не сопровождаются тошно­той или рвотой. Нередко дети жалуются на головную боль, подражая кому-то из взрослых в семье.

^ Оказание помощи при головной боли

Способы оказания помощи зависят от вида головной боли.

В первую очередь необходимо исключить наличие у ребенка острого заболевания (гриппа, ОРВИ, менингита).

Головная боль напряжения легкой степени, повторяющаяся эпизодически, не тре­бует специфического лечения. Основные принципы ее нелекарственного лечения и профилактики - соблюдение в дошкольных учреждениях необходимых гигие­нических норм: рациональное питание, режим дня, сон, физическая активность, прогулки.

В отсутствие клинических признаков заболевания при несильной головной боли помогут:

  • покой;

  • тепло или холод на голову;

  • стакан чая;

  • в некоторых случаях - очистительная клизма.

При редких жалобах можно дать ребенку обезболивающие средства:

  • Парацетамол (10-15 мг/кг на прием);

  • Ибупрофен (5-10 мг/кг);

- комбинированные препараты, содержащие кофеин и спазмолитики (Спаз-мовералгин, Спазмалин, Цитрамон и др.).

Если головные боли сильные, часто повторяются и не прекращаются после приема лекарств, ребенка надо показать врачу-невропатологу с последующим проведением необходимых диагностических мероприя­тий (нейросонограмма, допплерография сосудов шеи и головного мозга, электроэнцефалограмма, магнитно-резонансная томография и др.).


^ Лечение и профилактика мигрени

Мигрень - наследственное заболевание, связанное с нарушением тонуса мозговых сосудов, нередко передается в семье из поколения в поколение. Как правило, на­блюдается у детей школьного возраста. У девочек - в подростковом возрасте, у мальчиков - в возрасте до 10 лет, причем более чем у половины мальчиков мигрень с возрастом проходит.

Причины возникновения мигрени:

  • нервное возбуждение, переутомление, стресс, чрезмерные нагрузки;

  • сильный шум, яркий свет;

  • употребление некоторых видов пищи (шоко­лада, газированных напитков, копченостей, пищевой добавки глютамат натрия);

  • изменение метеорологических условий


Приступы головной боли при мигрени возникают с опреде­ленной периодичностью и длят­ся от нескольких часов до трех дней, зачастую сопровождают­ся тошнотой, свето-, звукобоязнью и заканчиваются обильной рвотой, после чего ребенок чувствует облегчение. Приступу головной боли могут предшествовать необычные звуковые, обонятельные или оптические ощущения. Боль обычно пульсирующая, усиливается при ходьбе, иногда бывает столь сильной, что ребенок не находит себе места.

Диагноз "мигрень" ставят ребенку с периодическими головными болями, которые сопровождаются хотя бы тремя из следующих признаков:

  • боли в животе;

  • тошнота или рвота;

  • односторонний характер боли;

  • облегчение боли после сна;

  • наличие мигрени у родственников.

Известны редкие варианты мигрени, например, с острой потерей ориентации, раз­витием парезов. Особой формой мигрени у маленьких детей является ацетонемическая рвота, при которой, естественно, ребенок не жалуется на головную боль, но у него наблюдается неукротимая рвота в течение нескольких дней.

^ Профилактика мигрени заключается в устранении возможных провоцирующих факторов. Иногда достаточно снизить уровень нагрузок или требования к успеваемости ребенка, и приступы мигрени прекращаются. Для того чтобы наполовину сни­зить частоту приступов у детей с головными болями, желательно избегать громких звуков, ярких вспышек света, прямых солнечных лу­чей, избыточной физической нагрузки и чувства голода.

При приступе простой мигрени обычно помога­ют обезболивающие средства: Парацетамол, комбинированные препараты (Аскофен, Цитрамон).

Большое значение при борьбе с мигренью имеют психотерапевтические методы, направленные на изменение по­ведения ребенка, самовнушение позитивных стимулов. Как показывают исследова­ния, по эффективности данные методы не уступают длительному медикаментозно­му лечению.




Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

А. А. Рулева, врач-педиатр, мл науч сотрудник отдела профилактики инфекционных заболеваний фгу нии детских инфекций Федерального медико-биологического агентст icon Автор: А. А. Рулева, мл науч сотр отдела профилактики инфекционных заболеваний фгу нии детских инфекций

А. А. Рулева, врач-педиатр, мл науч сотрудник отдела профилактики инфекционных заболеваний фгу нии детских инфекций Федерального медико-биологического агентст icon Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для специальности 060101 «врач общей

А. А. Рулева, врач-педиатр, мл науч сотрудник отдела профилактики инфекционных заболеваний фгу нии детских инфекций Федерального медико-биологического агентст icon М. Ю. Швецов ведущий научный сотрудник отдела нефрологии, нии уронефрологии и репродуктивного здоровья

А. А. Рулева, врач-педиатр, мл науч сотрудник отдела профилактики инфекционных заболеваний фгу нии детских инфекций Федерального медико-биологического агентст icon Задачи мб: Установление этиологической роли различных микроорганизмов в патологии человека. На этом

А. А. Рулева, врач-педиатр, мл науч сотрудник отдела профилактики инфекционных заболеваний фгу нии детских инфекций Федерального медико-биологического агентст icon Личная гигиена военнослужащих
Понятие об инфекционных заболеваниях и возбудителях. Источники заражения. Пути распространения инфекционных...
А. А. Рулева, врач-педиатр, мл науч сотрудник отдела профилактики инфекционных заболеваний фгу нии детских инфекций Федерального медико-биологического агентст icon Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для специальности 060105 «стоматология»

А. А. Рулева, врач-педиатр, мл науч сотрудник отдела профилактики инфекционных заболеваний фгу нии детских инфекций Федерального медико-биологического агентст icon Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для специальности 060103 «педиатрия»

А. А. Рулева, врач-педиатр, мл науч сотрудник отдела профилактики инфекционных заболеваний фгу нии детских инфекций Федерального медико-биологического агентст icon Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для специальности 060101 «лечебное

А. А. Рулева, врач-педиатр, мл науч сотрудник отдела профилактики инфекционных заболеваний фгу нии детских инфекций Федерального медико-биологического агентст icon Рекомендована к утверждению в качестве типовой
В. М. Цыркунов, заведующий кафедрой инфекционных болезней с курсом детских инфекций Учреждения образования...
А. А. Рулева, врач-педиатр, мл науч сотрудник отдела профилактики инфекционных заболеваний фгу нии детских инфекций Федерального медико-биологического агентст icon Рекомендована к утверждению в качестве типовой
В. М. Цыркунов, заведующий кафедрой инфекционных болезней с курсом детских инфекций Учреждения образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина