ПРОГРАММА
практических занятий по курсу микробиологии с основами иммунологии и вирусологии для студентов III курса медико-биологического факультета на 6 семестр 2009-2010 учебного года
Занятие № 1 Иммунитет. Антигены. Антитела
Контрольные вопросы:
Иммунитет. Понятие и виды иммунитета.
Пути формирования иммунитета.
Понятие об антигенах, химическая природа, свойства, классификация.
Антигенные детерминанты (эпитопы), строение у белковых и полисахаридных веществ. Специфичность антигенов.
Гетерогенные антигены (антигенная мимикрия), их роль в инфекционном процессе.
Антигены микроорганизмов. Антигенная структура эшерихий и сальмонелл.
Антитела (иммуноглобулины), молекулярная структура, классы, функции.
Строение активного центра (паратопа), валентность антител, авидность, аффинитет. Антителообразование и его фазы. Механизм взаимодействия антител с антигеном.
Самостоятельная работа студентов:
Изучение антигенной структуры бактерий на примере сальмонелл, с использованием схемы Кауфмана-Уайта.
Изучение принципиального строения антител, их свойств.
Занятие № 2 Иммунный ответ. Типы иммунного ответа. Аллергия (семинар)
Контрольные вопросы:
Центральные и периферические органы иммунитета. Т- и В-лимфоциты, их функции.
Цитокины. Основные представители монокинов и лимфокинов, их роль в регуляции активности иммунной системы.
Иммунный ответ. Тимус-зависимые и тимус-независимые антигены. Типы иммунного ответа.
Клеточный тип иммунного ответа.
Гуморальный тип иммунного ответа.
Аллергические реакции. Классификация. Понятие о ГНТ и ГЗТ.
Патогенез аллергических реакций немедленного типа. Роль ГНТ в развитии побочных эффектов серотерапии и экстренной серопрофилактики инфекционных заболеваний.
Патогенез аллергических реакций замедленного типа. Роль ГЗТ в развитии инфекционного процесса и нестерильного иммунитета.
Инфекционные аллергены как диагностические препараты. Получение и применение аллергенов.
Самостоятельная работа студентов:
Реферативные доклады по теме занятия.
Изучение диагностических препаратов (аллергенов).
Дополнительная литература к занятию № 2
Фрадкин В.А. Диагностические и лечебные аллергены. М.,1990.
Медуницын Н.В., Вакцинология. – М., «Триада-Х», 1999. – 272 с.
Ройт А., Дж. Бростофф, Д. Мейл. Иммунология. – М.: «Мир», 2000. – 581 с.
Рабсон А., Ройт А., Дэлвз П. Основы медицинской иммунологии. Пер. с англ.-М.; Мир, 2006.
Иммунобиологические препараты для профилактики, лечения и диагностики инфекционных заболеваний: учебное пособие / Под ред. Е.П. Красноженова, Т.Л. Мирютовой. Томск: Из-во «Печатная мануфактура», 2007. – 292 с.
Занятие № 3 Серологические реакции (разновидности, значение). РА, РП, РНГА, РИФ, ИФА, РИА. Иммуноблотинг. Диагностические препараты (диагностикумы)
^
Серологические реакции, понятие, свойства, разновидности.
Реакция агглютинации (РА) и реакция преципитации (РП). Цель и техника постановки.
Реакция непрямой гемагглютинации (РНГА). Цель и техника постановки.
Серологические реакции с использованием меченых антител. Реакция иммунофлюоресценции ( РИФ прямой и непрямой вариант). Реакция иммуноферментного анализа (ИФА) на твердой фазе. Радиоиммунологический анализ (РИА).
Препараты для постановки РА, РНГА, РИФ, ИФА их разновидности и принципы получения.
Иммуноблотинг.
Моноклональные антитела. Получение и применение.
^
Поставка и учет РА на стекле с целью идентификации неизвестной чистой культуры микробов.
Учет результатов развернутой РА с целью обнаружения антител в сыворотке крови больного (пробирочная РА).
Учет результатов РНГА с использованием эритроцитарного антигенного диагностикума.
Поставка и учет РП (кольцепреципитация) с целью определения видовой принадлежности крови.
Учет результатов РП в геле с целью идентификации антигенов или антител.
Изучение принципов постановки РИФ, ИФА, РИА.
Изучение набора для диагностики хламидиоза, с помощью ИФА.
Учет ИФА.
Изучение принципа постановки иммуноблотинга.
Занятие № 4 Иммунобиологические препараты (семинар)
Контрольные вопросы:
Вакцинация. История вопроса.
Вакцины. Их назначение и классификация. Основные требования, предъявляемые к вакцинам. Противопоказания к вакцинации. Побочное действие вакцинных препаратов.
Живые вакцины, принципы получения, контроля, способы введения в организм. Преимущества и недостатки применения.
Убитые (инактивированные) вакцины, принципы получения ,контроля и способы введения в организм. Преимущества и недостатки применения. Лечебные вакцины. Вакцинотерапия.
Химические вакцины и анатоксины. Принципы получения и контроля, способы введения в организм.
Компонентные (субъединичные) вакцины. Создание вакцины против гепатита В.
Ассоциированные вакцины.
Лечебно-профилактические сыворотки, подразделение, принципы получения. Антитоксические сыворотки. Способы контроля, введения в организм, продолжительность действия.
Иммуноглобулины. Принципы получения, контроля и введения в организм. Преимущества.
Виды иммунотерапии и иммунокоррекции инфекционных заболеваний. Иммуномодуляторы, основные группы этих препаратов.
Самостоятельная работа студентов:
Реферативные доклады по теме занятия.
Изучение набор иммунобиологических препаратов, применяемых для профилактики и лечения инфекционных заболеваний.
Дополнительная литература к занятию № 4
Основные иммунобиологические препараты для профилактики и лечения инфекционных заболеваний человека (под ред. Ю.В.Федорова). Томск, 1996.
Вакцинопрофилактика (справочник для врачей). Под ред. В.К.Таточенко и Н.А.Озерецковского, М.,1995.
Справочник по применению бактерийных и вирусных препаратов ( под ред. С.Г.Дзагурова ). М.,1975.
Бактерийные и вирусные препараты (под ред. С.П.Карпова ). Томск,1971.
Прикладная иммунология. ( под ред. А.А.Сохина, Е.Ф.Чернушенко ). Киев, 1984.
Брагинская В.П., Соколова А.Ф. Активная иммунизация у детей. М.,1990.
Бактерийные, сывороточные и вирусные лечебно-профилактические препараты, аллергены.Дезинфекционно-стерилизационные режимы поликлиник. ( под ред. Н.А.Озерецковского и Г.И.Останина ). Санкт-Петербург, 1998.
Медуницын Н.В., Вакцинология. – М., «Триада-Х», 1999. – 272 с.
Иммунобиологические препараты для профилактики, лечения и диагностики инфекционных заболеваний: учебное пособие / Под ред. Е.П. Красноженова, Т.Л. Мирютовой. Томск: Из-во «Печатная мануфактура», 2007. – 292 с.
Занятие № 5 ^
Занятие № 6 Методы диагностики инфекционных заболеваний. ПЦР. Патогенные кокки
Контрольные вопросы:
Методы микробиологической диагностики: микроскопический, бактериологический, биологический, метод кожно-аллергических проб и серологической диагностики.
ПЦР-диагностика инфекционных заболеваний.
Общая характеристика группы патогенных кокков, их таксономическое положение.
Морфологические, тинкториальные, биологические свойства стафилококков. Дифференциация патогенных и непатогенных стафилококков.
Стрептококки, их морфологические, тинкториальные и биологические свойства; классификация, токсинообразование и антигенная структура.
Патогенез стафилококковых и стрептококковых инфекций у человека.
Методы лабораторной диагностики стафилококковых и стрептококковых инфекций.
Характеристика морфологических, тинкториальных и биологических свойств менингококков, патогенез и микробиологическая диагностика вызываемых ими инфекций.
Морфологические, тинкториальные и биологические свойства гонококков. Патогенез гонореи. Микробиологическая диагностика острой и хронической гонореи.
Самостоятельная работа студентов:
Определение методов и составление схемы микробиологической диагностики стафилококковых и стрептококковых инфекций.
Проведение микроскопического этапа: микроскопия мазков из культур стафилококков и стрептококков.
Проведение бактериологического этапа: изучение культуральных свойств стафилококков и стрептококков; изучение дифференциально-диагностических свойств золотистого стафилококка (гемолитическая, плазмокоагулирующая, лецитиназная, гиалуронидазная активность, ферментация маннита) на демонстрационных посевах.
Определение чувствительности золотистого стафилококка и пиогенного стрептококка к антибиотикам (учет демонстрационных посевов).
Определение методов и составление схемы микробиологической диагностики менингококковой и гонококковой инфекций.
Проведение микроскопического этапа: микроскопия препаратов из спиномозговой жидкости больных менингитом и гноя уретры больного гонореей.
Проведение бактериологического этапа: изучение культуральных свойств менингококков и гонококков на демонстрационных посевах.
Определение типовой принадлежности менингококков в реакции агглютинации. Учет реакции Нобля.
Изучение набора препаратов для диагностики, лечения и профилактики инфекций, вызываемых патогенными кокками.
Занятие № 7 Возбудители бактериальных кишечных инфекций. Особенности иммунитета при кишечных инфекциях
Контрольные вопросы:
Общая характеристика бактерий кишечной группы.
Классификация патогенных кишечных палочек. Морфологические, биологические и антигенные свойства эшерихий.
Патогенез эшерихиозов.
Морфологические и биологические свойства сальмонелл.
Классификация сальмонелл. Антигенная структура сальмонелл. Схема Кауфмана-Уайта.
Патогенез тифопаратифозных инфекций и сальмонеллезных пищевых токсикоинфекций.
Классификация, морфологические и биологические свойства шигелл.
Патогенез бактериальной дизентерии (шигеллеза).
Особенности иммунитета при кишечных инфекциях, индуцированного Т-независимыми антигенами.
Самостоятельная работа студентов:
Микроскопия демонстрационных мазков из чистых культур возбудителей эшерихиозов, брюшного тифа, паратифов, сальмонеллезов, дизентерии .
Изучить культуральные свойства возбудителей эшерихиозов, брюшного тифа, паратифов, сальмонеллезов, дизентерии на простых, элективных, дифференциально-диагностических средах и средах накопления.
Изучить биохимические свойства возбудителей кишечных инфекций в демонстрационных «пестрых рядах».
Разобрать антигенную структуру возбудителей эшерихиозов, тифопаратифозных инфекций, сальмонеллезов (схема Кауфмана-Уайта), шигелл
Составить схему микробиологической диагностики кишечных бактериальных инфекций.
Занятие № 8 Микробиологическая диагностика бактериальных кишечных инфекций
Контрольные вопросы:
Методы и особенности диагностики кишечных инфекций. Материал для диагностики.
Микробиологическая диагностика брюшного тифа и паратифов в разные сроки заболевания.
Серологическая диагностика брюшного тифа. Реакция Видаля, РНГА.
Методы микробиологической диагностики сальмонеллезных токсикоинфекций.
Методы микробиологической диагностики дизентерии.
Самостоятельная работа студентов:
Работа №1. Исследование крови больного при подозрении на заболевание брюшным тифом с целью выделения возбудителя и его идентификации.
Работа №2. Исследование испражнений больного при брюшном тифе и паратифах на 3-4 неделях заболевания.
Работа №3. Исследование испражнений больного при подозрении на носительство бактерий брюшного тифа.
Работы №4 и №5. Исследование испражнений больного при сальмонеллезной токсикоинфекции.
Работы №6 и №7. Исследование материала от больного (испражнений и рвотных масс) с целью выделения и идентификации возбудителя дизентерии.
Решение ситуационных задач.
Занятие № 9 Особенности диагностики и иммунитета при туберкулезе, бруцеллезе, туляремии
Контрольные вопросы:
Инфекционные заболевания с клеточным типом иммунного ответа (туберкулез, бруцеллез, туляремия).
Возбудители туберкулеза, бруцеллеза, туляремии. Их биологические свойства, таксономическое положение, культивирование.
Особенности патогенеза при туберкулезе, бруцеллезе, туляремии. Стратегия возбудителя и механизмы саногенеза.
Материал и методы микробиологической диагностики при туберкулезе, бруцеллезе, туляремии.
Специфическая профилактика при туберкулезе, бруцеллезе, туляремии.
Самостоятельная работа студентов:
Определение методов и составление схемы микробиологической диагностики при туберкулезе, бруцеллезе, туляремии.
Проведение микроскопического этапа диагностики. Микроскопия демонстрационных препаратов.
Бактериологический этап: изучение культуральных свойств возбудителей туберкулеза, бруцеллеза, туляремии.
Серодиагностика при бруцеллезе и туляремии.
Изучение набора препаратов для аллергдиагностики туберкулеза, бруцеллеза, туляремии.
Занятие № 10 Микробиологическая диагностика токсических инфекций. Антитоксический иммунитет
Контрольные вопросы:
Инфекционные заболевания с гуморальным типом иммунного ответа (токсикоинфекции).
Возбудители дифтерии, таксономическое положение, биологические свойства.
Патогенные анаэробы, их таксономическое положение, морфология, культуральные свойства. Токсины патогенных клостридий.
Эффекторы патогенеза при дифтерии и клостридиозах.
Микробиологическая диагностика дифтерии. Исследование на носительство дифтерийных бактерий.
Микробиологическая диагностика при ботулизме, газовой гангрене, столбняке.
Особенности иммунитета при токсических инфекциях.
Специфическая профилактика токсических инфекций.
Самостоятельная работа студентов:
Составление схемы диагностики при токсических инфекциях.
Микроскопический этап диагностики: микроскопия демонстрационных препаратов.
Бактериологический этап: изучение культуральных свойств возбудителей дифтерии, столбняка, газовой гангрены, ботулизма.
Иучение дифференциально-диагностических свойств патогенных коринебактерий на кровяно-теллуритовой среде, средах Гиса.
Определение токсигенности возбудителя дифтерии методом преципитации в геле.
Изучение препаратов для специфической профилактики и лечения токсикоинфекций.
Занятие № 11 Особенности диагностики оппортунистических и внутрибольничных инфекций. Иммунитет и диагностика при грибковых заболеваниях
Контрольные вопросы:
Предмет и задачи клинической микробиологии.
Понятие об условно-патогенных микроорганизмах, их роль в патологии человека.
Понятие о внутрибольничных (ятрогенных, госпитальных, нозокомиальных) и оппортунистических инфекциях, условия их возникновения и этиология.
Основные возбудители внутрибольничных инфекций: стафилококк, стрептококк, клебсиелла, протей, синегнойная палочка и кишечная палочка, грибки рода Candida. Таксономическое положение, основные биологические свойства.
Особенности диагностики оппортунистических и внутрибольничных инфекций.
Особенности иммунитета и диагностики при грибковых заболеваниях.
Самостоятельная работа студентов:
Микробиологическая диагностика раневой инфекции:
а) составление схемы поэтапного бактериологического исследования гнойного отделяемого послеоперационной раны больного;
б) проведение бактериологического исследования с целью выделения возбудителя гнойной раневой инфекции (синегнойная палочка).
Микробиологическая диагностика гнойно-воспалительных заболеваний:
а) составление схемы поэтапного бактериологического исследования гнойного отделяемого больного острым отитом;
б) проведение бактериологического исследования с целью выделения возбудителя острого гнойного отита (золотистый стафилококк).
Микробиологическая диагностика бронхолегочных инфекций:
а) составление схемы поэтапного бактериологического исследования мокроты больного хроническим бронхитом;
б) проведение бактериологического исследования мокроты больного с целью выделения возбудителя хронического бронхита (клебсиелла пневмонии).
Микробиологическая диагностика сепсиса:
а) составление схемы поэтапного бактериологического исследования крови больного с подозрением на сепсис;
б) проведение бактериологического исследования крови больного с целью выделения возбудителя сепсиса (пиогенный стрептококк).
Микробиологическая диагностика урологических инфекций:
а) составление схемы поэтапного бактериологического исследования мочи больного острым пиелонефритом;
б) проведение бактериологического исследования мочи больного с целью выделения возбудителя острого пиелонефрита (вульгарный протей).
Занятие № 12^ �
Занятие № 13 Вирусы и прионы.
Контрольные вопросы:
Общая характеристика представителей надцарства Acaryocytes (вирусы, бактериофаги, прионы, вироиды).
Понятие о прионах, прионные заболевания.
Классификация вирусов.
Морфология и ультраструктура вирусов.
Типы взаимодействия вирусов с чувствительной клеткой. Вирогения и персистенция.
Этапы взаимодействия вирусов с чувствительной клеткой.
Репликация вирусов с разным типом нуклеиновой кислоты и полярностью.
Методы культивирования вирусов.
Типы клеточных культур.
Индикация вирусов в культуре пермиссивных клеток.
Самостоятельная работа студентов:
Изучение строения куриного эмбриона и основных способов заражения вируссодержащим материалом.
Изучение основных принципов культивирования вирусов на клеточной культуре.
Изучение демонстрационного набора культуральных сред для культур клеток.
Просмотр демонстрационных препаратов, с целью изучения цитопатического эффекта вирусов.
Занятие № 14 Бактериофаги
Контрольные вопросы:
Классификация, морфология, ультраструктура и химический состав бактериофагов.
Механизмы взаимодействия бактериофагов с бактериальной клеткой.
Типы взаимодействия бактериофагов с бактериальной клеткой. Вирулентные и умеренные бактериофаги.
Лизогения и свойства лизогенных культур. Фаговая конверсия.
Бактериофаги как носители генетической информации и причина рекомбинационной изменчивости бактерий. Трансдукция.
Применение фагов в медицине. Использование бактериофагов в диагностике инфекционных заболеваний.
Получение бактериофагов.
Самостоятельная работа студентов:
Изучение строения бактериофагов по таблицам.
Изучить количественные методы обнаружения фагов (титрование фага по методу Аппельмана и Грация).
Учесть опыт фаготипирования культуры стафилококка.
Изучение набора диагностических и лечебно-профилактических бактериофагов.
Занятие № 15 Иммунный ответ и диагностика вирусных инфекций. Микробиологическая диагностика гриппа, клещевого энцефалита
Контрольные вопросы:
Особенности диагностики вирусных инфекций. Серологические реакции для диагностики вирусных инфекций (РН, РТГА, ИФА, иммуноблотинг).
Противовирусный иммунитет.
Общая характеристика ортомиксовирусов. Вирус гриппа, его особенности: морфология, химический состав, антигенные свойства, резистентность. Антигенный шифт и антигенный дрейф.
Эпидемиология и патогенез гриппа. Методы диагностики гриппа.
Специфическая профилактика и терапия гриппа.
Общая характеристика и классификация арбовирусов.
История открытия вируса клещевого энцефалита. Л.А. Зильбер, Е.Н. Левкович, М.П. Чумаков.
Основные свойства вируса клещевого энцефалита. Эпидемиология и патогенез клещевого энцефалита.
Микробиологическая диагностика клещевого энцефалита.
Специфическое лечение и профилактика клещевого энцефалита.
Самостоятельная работа студентов:
Микроскопия демонстрационного препарата культуры клеток Hela, зараженной вирусом гриппа (реакция гемадсорбции).
Индикация вируса гриппа в аллантоисной жидкости зараженного куриного эмбриона в РГА.
Разобрать постановку и учесть результат РТГА с типоспецифическими сыворотками для идентификации вируса гриппа.
Учет РТГА с парными сыворотками больного гриппом для определения нарастания титра антигемагглютининов.
Изучение цитопатического действия вируса клещевого энцефалита на культуру клеток почек эмбриона свиньи.
Учесть РТГА в парных сыворотках больного клещевым энцефалитом.
Составить схему реакции ИФА для определения вируса клещевого энцефалита в клеще и учесть ее.
Изучить набор препаратов, применяемых для диагностики вирусных инфекций.
Занятие № 16 Микробиологическая диагностика парентеральных гепатитов, герпетических инфекций и ВИЧ-инфекции. Персистенция
Контрольные вопросы:
Взаимоотношения вируса с пермиссивной клеткой. Вирусная персистенция.
Гепатиты с парентеральным путем заражения: гепатиты В, С, D. Патогенез, причины персистенции. Основные маркеры инфекции.
Особенности микробиологической диагностики парентеральных гепатитов. Специфическая профилактика.
Классификация и общая характеристика основных представителей семейства герпесвирусов. Особенности патогенеза отдельных представителей. Персистенция.
Микробиологическая диагностика герпетической инфекции. ВИЧ. Таксономия, основные свойства. Патогенез ВИЧ-инфекции.
Современные методы диагностики ВИЧ-инфекции.
Самостоятельная работа студентов:
Составление схемы накопления основных маркеров гепатита В при острой, хронической, перенесенной инфекции и носительстве.
Индикация вируса простого герпеса в культуре ФЭК.
Составление схемы диагностики ВИЧ-инфекции.
Занятие № 17 Итоговое по разделу «Вирусология»
Литература
Букринская А.Г. Вирусология. М.,1986.
Фролов А,Ф., Шевченко Л.Ф., Широбоков В.П. Практическая вирусология. Киев,1989.
Соринсон С.Н. Вирусные гепатиты. Санкт-Петербург,1998.
Лысенко А.Я.,Турьянов М.Х. и др. Вич - инфекция и СПИД - ассоциируемые заболевания. М.,1996.
Хаитов Р.М., Игнатьева Г.А. СПИД. М.,1992.
Покровский В.В. Вич - инфекция. (Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней. Т.2 ) М.,1993.
Микробиология и иммунология (под ред. А.А.Воробьева ).М..1999.
Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. Санкт-Петербург, 1998.
Медицинская микробиология ( под ред. В.И. Покровского и О.К. Поздеева ). М., 2001.
Вирусология. В 3т.т. ( под ред. Б.Филдса, Д. Найпа ). М.,1989.
Атлас по медицинской микробиологии и вирусологии ( под ред. А.А.Воробьева и А.С.Быкова). М., 2003.
Медицинская вирусология. Под редакцией Д.К. Львова. М.: Медицинское информационное агенство, 2008.
Шлегель Г. Общая микробиология. М.МИР.1987.
Общая микробиология (под ред.А.Е.Вершигоры). Киев.1988.
Елинов Н.П. Химическая микробиология. М.1989
Албертс Б., Брей Д. и др. Молекулярная биология клетки. М. Мир.,1994.т.1,2.
Егоров Н.С. Основы учения об антибиотиках. М.1986.
Спирин А.С. Молекулярная биология. Структура рибосом и биосинтез белка.М.Наука.1986.
Льюин Б. Гены М.Мир.1987
Медицинская микробиология. (под ред. В.И.Покровского) М. Медицина. 2001.
Букринская А.Г. Вирусология.-М.: «Медицина», 1986.
Медицинская вирусология. Под редакцией Д.К. Львова. М.: Медицинское информационное агентство, 2008.
Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. Санкт - Петербург. 2008..
Атлас по медицинской микробиологии и вирусологии (под ред. А.А.Воробьева и А.С.Быкова). М., 2003.
Медицинская микробиология. Справочник. Под редакцией В.И. Покровского и О.К. Поздеева.-М.: «ГЕОТАР Медицина», 1999.-1200 с. (Учебная литература для студентов и врачей).
Поздеев О.К. Медицинская микробиология. Учебник для вузов.-Под ред. В.И. Покровского.-2001.
Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии / Под ред. проф. Е.П. Красноженова.-Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003.-260с.
Частная медицинская микробиология с техникой микробиологических исследований: Учебное пособие / Под ред. А.С. Лабинской, Л.П. Блинковой, А.С. Ещиной. – М.: ОАО Издательство «Медицина», 2005. – 600 с.: ил. (Учебная литература для слушателей сиcтем последипломного образования).
|