|
Скачать 0.76 Mb.
|
Содержание
Соотношение понятийСоотношение категорий |
ИНТЕГРАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент – это психический механизм, проявляющийся в постоянстве соотношения комплекса показателей, характеризующих энергетические и временные аспекты реагирования человека на разнообразные жизненные обстоятельства. Темперамент – это дифференциально-типологический механизм психики, формирующийся как констелляция ингредиентов, регулирующих силу, скорость, глубину и направленность психических процессов. Соответственно, люди, принадлежащие разным типам темперамента, отличаются друг от друга по оптимальным для них режимам деятельности, точнее, по режимам функционирования тех фрагментов психической реальности, носителями которых они являются. В свою очередь, режим функционирования психики, задаваемый темпераментом, может быть охарактеризован параметрами психической активности, обеспечивающими комфортность жизнедеятельности. Темперамент проявляется в стационарности ансамбля психических функций, обеспечивающих оптимальный уровень жизнедеятельности. Важно подчеркнуть, что изменчивость свойств темперамента колеблется в гораздо более широком диапазоне, чем изменчивость физиологических процессов, конституирующих организм. С другой стороны, выбор человеком того или иного режима деятельности, стиля поведения в конкретных условиях зависит далеко не только от типа его темперамента. Он обусловлен, в частности, личностным смыслом деятельности, уровнем обученности, социальным контекстом, самочувствием. Можно говорить о двух проблемных областях в теории темперамента. Одна из них касается разработки феноменологии отличий темперамента от других интегративных психических механизмов, установления различий между разными типами темперамента, выделения совокупности (системы) признаков, позволяющих диагносцировать тип темперамента. Другая включает в себя задачи объяснения, выделения комплекса причин, факторов, обусловливающих принадлежность человека к тому или другому типу темперамента. Понятие темперамента принадлежит к числу наиболее древних в понятийно-терминологическом аппарате психологии. В истории психологии относительно темперамента было сформулировано множество не очень согласующихся друг с другом точек зрения. Один из ведущих отечественных психологов советского периода В. С. Мерлин начал свой "Очерк теории темпераментов" следующими словами; "Несмотря на то, что темперамент – один из наиболее древних терминов, введенных около двух с половиной веков тому назад Гиппократом, в психологии до сих пор нет строго определенного понятия "темперамент"". И это. действительно, так. В зависимости от общих концепций психики и личности разные психологи нового и новейшего времени относили к темпераменту разные особенности. Например, к темпераменту относили общительность и замкнутость, "жизненную установку" (Кречмер, 1924), любовь к господству и наслаждение властью (Sheldon, 1942), аффективные предрасположения (Мейман, 1917), индивидуальные особенности детерминирующих тенденций (Ach, 1910), соотношение между силой и устойчивостью эмоций и сопротивлением воли (Klages, 1926), эмоциональные черты характера (Страхов, 1947) и т.д. Противоречивость признаков темперамента у различных авторов столь велика, что еще Бэн (1866) считал темпераменты "ненужной традицией старой и нелепой выдумки". А. Ф. Лазурский (1917), соглашаясь с Бэном, утверждал, что "учение о темпераментах в настоящее время действительно уже отжило свой век". Но несмотря на столь категоричные заявления авторитетных специалистов, понятие темперамента по-прежнему продолжает широко использоваться и в настоящее время. А это вновь и вновь заставляет обращаться к его определению. Центральная задача теории темперамента заключается в нахождении системы показателей, инвариантных многообразию жизненных ситуаций и этапов жизненного пути человека и способных охарактеризовать его психический облик как некую константу. На возможность нахождения такого рода параметров указывают, помимо истории самой проблемы, демонстрирующей факт непрекращающихся усилий многих поколений исследователей найти эти параметры, также и ряд понятий, используемых при характеристике самого феномена жизни. В первую очередь среди них следует назвать понятие гомеостаза (от греч. homoios – подобный, одинаковый + stasis – состояние, неподвижность). Соответствующий термин был предложен американским физиологом У. Кенноном в 1929 г. для обозначения относительного динамического постоянства состава и свойств внутренней среды и устойчивости основных физиологических функций организма человека, животных и растений. Гомеостаз рассматривается как результат сложных координационных и регуляторных взаимоотношений, осуществляемых как в организме, так и на органном, клеточном и молекулярном уровнях. Гомеостаз обеспечивается нейрогуморальными, гормональными, барьерными и выделительными механизмами. Можно предположить, что и в системе психических функций действует аналогичного рода, механизм. Феноменология типов темперамента. Одна из позиций, долгое время пользовавшаяся признанием в науке о темпераменте с учетом сделанных нами оговорок, была сформулирована И. Кантом. С его точки зрения, уточненной впоследствии В. Вундтом, в основе разграничения типов темперамента лежат параметры активности (сильная, слабая) и восприимчивости (быстрая, медленная). Но при описании четырех типов темперамента Кант фактически далеко выходит за пределы указанных параметров. Человек сангвинического темперамента, по его мнению, поражает беззаботностью, легко увлекается надеждами, придает первому впечатлению большую важность, но затем быстро забывает о нем. Он охотно дает обещание, но не держит слова; он приятный собеседник, нередко незлой человек, но грешник неисправимый, хотя и способный к сильному, но непродолжительному раскаянию. Труд его утомляет. Меланхолик, наоборот, придает всему большое значение, везде он усматривает источник забот и трудностей; в противоположность сангвинику он вдумчив. Холерик пылок; он быстро воспламеняется и сгорает. Честолюбие – одна из его особенностей, любит господствовать, слушать похвалы, играть роль в обществе. Противодействие его стремлениям вызывает в нем страдание. Флегматик – человек со слабой эмоциональной возбудимостью и склонностью к действию. Флегматик является трудновозбудимым, но способен дольше сохранять впечатление; он с трудом может быть выведен из равновесия, легко сживается с другими, не задевая их самолюбия. Для сравнения приведем характеристики номинально тех же самых типов из современной справочной литературы. Сангвиник (от лат. sanguis – жизненная сила, кровь) – субъект. характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро откликается на происходящие события, общителен. Эмоции преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживает неудачи. Меланхолик (от греч. melas – черный, chole – желчь) – субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности. замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолика отличают высокая эмоциональная сензитивность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, преобладание отрицательных эмоций. Холерик (от греч. chole – желчь) – субъект, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью движений, быстрым темпом, порывистостью. Склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам. Флегматик (от греч. phlegma – слизь) – субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Трудно переключается с одного вида деятельности на другой, с трудом приспосабливается к новой обстановке. Преобладает спокойное, ровное настроение. Чувства и настроение обычно отличаются постоянством. Сопоставление приведенных характеристик дает основание заявить, что отличительной чертой современных описаний является выраженная в них тенденция ограничиваться выделением формально-динамических сторон поведения, исключать оценочные суждения. Очевидная трудность использования понятия темперамента и при проведении исследовательской работы, и в практике повседневного общения связана с часто встречающейся несоразмерностью числа признаков, на которых строится классификация типов, и числа признаков, учитываемых при описании типа. Последних, как правило, значительно больше, и они не фиксируются явным образом. Наряду с трудностями отнесения конкретного человека к определенному типу темперамента это указывает на то, что многообразие типов темпераментов шире традиционно учитываемого 4-элементного множества. Примером позиции, стремящейся снять указанную трудность путем увеличения многообразия типов темперамента, может служить концепция датского философа и психолога Геффдинга. В основе предложенной им классификации лежат три бинарных оппозиции: удовольствие – неудовольствие, сила – слабость, быстрота – медленность. Соответственно, различаются уже восемь типов темперамента:
Факторы формирования темперамента. В рамках рассмотрения вопроса о факторах, обусловливающих формирование того или иного типа темперамента, в истории психологии сформировались три подхода: гуморальный, конституциональный. нейродинамический. Они различаются способом выделения природно-физиологических причин формирования типа. Но в любом случае важно иметь в виду, что разграничиваемые причины и сам темперамент принадлежат разным сферам реальности. Темперамент, как бы то ни было, – это механизм, принадлежащий психической реальности. В силу этого между выделяемыми факторами и свойствами темперамента нет взаимооднозначного соответствия. С гуморальной теорией темперамента связано и происхождение названий четырех наиболее известных типов темперамента. Согласно Гиппократу, принадлежность человека определенному типу обусловлена относительным преобладанием в организме одной из четырех жидкостей (лат. humor – жидкость): крови, слизи, желчи, черной желчи. С точки зрения современных представлений гуморальная регуляция физиологических процессов, осуществляемая через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость), составляет один из компонентов единой нейро-гормонально-гуморальной регуляции. Продукты обмена веществ действуют как непосредственно на эффекторные органы. так и на рецепторы, вызывая те или иные реакции. Гуморальная передача нервных импульсов осуществляется с помощью особых химических веществ – медиаторов. Важную роль в гуморальной регуляции играют гормоны – биологически активные вещества, вырабатываемые эндокринными железами. В настоящее время в организме человека выделено более 30 гормонов. По характеру действия они разделяются на 2 группы. Одни действуют на определенные органы – мишени, другие обладают общим, генерализованным, действием на все ткани организма. Говорить же о какой-то конкретной зависимости темперамента от параметров гормонально-гуморальной регуляции, с точки зрения современных представлений, затруднительно. Общий тезис о производности свойств – параметров психических механизмов от строения и функционирования организма в целом конкретизируется и в другом варианте теорий происхождения темперамента – конституциональном. Наиболее известные концепции этого направления разработаны немецким ученым Э. Кречмером и американским ученым Шелдоном. Основываясь на данных клинических наблюдений, Кречмер в своей книге "Строение тела и характер" (1921) утверждал, что маниакально-депрессивный психоз чаще наблюдается у людей пикнического телосложения, а среди шизофреников чаще можно встретить людей с лептосомным строением тела. Для первых характерны средний рост, плотная консистенция тканей, мягкие черты лица, округлая голова на массивной шее, живот с хорошо развитой жировой прокладкой, переходящий в выпуклую грудную клетку, расширяющуюся книзу. Для лептосомов характерны уменьшенные поперечные размеры при нормальном росте, т.е. худое и тонкое тело. С точки зрения Шелдона, тип телосложения (конституции) определяется относительной степенью развития организменных структур, вырастающих из трех зародышевых листков. Параметры, соответствующие этим структурам, определяются как эндоморфизм (крупные внутренние органы и слаборазвитые соматические структуры), мезоморфизм (преобладание соматических структур), эктоморфизм (худощавость, преобладание линейных размеров, плоская грудная клетка, хрупкое телосложение). Соматотип по методике Шелдона определяется 17 измерениями, приводимыми к формуле из 3 цифр (принимающих значения от 1 до 7), указывающих степень выраженности каждого из введенных параметров. Наряду с этим Шелдон выделил три компонента в структуре темперамента: висцеротония, соматотония, церебротония и показал, что принадлежность человека определенному соматотипу и степень выраженности у него определенного компонента темперамента, коррелируют между собой. Каждый из признаков, входящих в описание типа темперамента, имеет соответственно числу типов по три градации. Третья группа концепций, сформировавшихся в рамках объяснения факторов происхождения темперамента, связывает природу этих факторов с параметрами процессов нейродинамики. Среди них наибольшее распространение получила разработанная И.П. Павловым концепция типов нервной системы. Классификация типов нервной системы должна быть основана, по Павлову, на учете параметров силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Сила нервных процессов определяется как свойство нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при изменении диапазона интенсивности и длительности стимула. Под уравновешенностью понимают сбалансированность процессов возбуждения и торможения. Параметр подвижности характеризует скорость возникновения и прекращения процессов возбуждения и торможения. И. П. Павлов считал, что с учетом возможных вариаций значений этих параметров теоретически может быть выделено до 24 типов нервной системы. Специально же им описаны четыре типа: 1) сильный неуравновешенный (безудержный) в сторону преобладания возбудимого процесса над тормозным, 2) сильный уравновешенный инертный, 3) сильный уравновешенный подвижный, 4) слабый. Эти типы нервной системы он однозначно соотнес с известными типами темперамента. Названные концепции при всем их отличии друг от друга сходны в двух отношениях. Они ставят темперамент в однозначную зависимость от сомато-физиологических свойств и трактуют темперамент как тип. Это в свою очередь ставит задачу операционализации определения темперамента в системе собственно психологических показателей. В качестве таковых в настоящее время широко используются данные интроспективно ориентированных опросников. Операционализация определения темперамента. Рабочее определение, с которого мы начали рассмотрение темперамента как одного из ингредиентов психической реальности, предполагает, что интроспективно темперамент проявляется в переживаниях удовольствия/неудовольствия, порождаемых разными режимами жизнедеятельности. В качестве параметров жизнедеятельности чаще всего выступают: эргичность, пластичность, скорость реагирования, рассматриваемые как бинарные, т.е. принимающие два значения: высокая, низкая. Приведем примеры высказываний, составляющих соответствующие шкалы. выделяя варианты ответов, указывающих на высокие значения параметров. Эргичность диагностируется на основе согласия/несогласия обследуемого с утверждениями (вопросами), в которых положительно (отрицательно) оцениваются ситуации, требующие от субъекта, мобилизации его усилий. В данной связи, возможно, уместно отметить, что в обыденном словоупотреблении на особую значимость в совокупности параметров темперамента именно энергетических показателей указывает использование прилагательного темпераментный в значении энергичный, подвижный (темпераментный человек, недюжинный темперамент).
Показатель пластичности диагносцируется на основе выявления характера переживаний, связанных с необходимостью изменения (направления, уровня) активности.
Интроспективно оптимальные показатели скорости психических процессов могут быть установлены посредством анализа ответов на вопросы следующего типа:
Мы уже отмечали, что большинство авторов темперамент рассматривают как типологическую характеристику. Иначе говоря, предполагают, что диагносцирование темперамента осуществляется на основе использования особого метода – типологизации. В связи с этим следует иметь в виду наличие разных подходов к пониманию самого метода типологизации. Но к этому вопросу мы обратимся дальше. ЛИЧHОСТЬ Предварительный анализ понятия. Понятие личности многозначно и многопланово. Им широко пользуются не только в психологии, но и в социологии и теологии, в политологии и праве. Понятие личности часто употребляется в повседневном общении. Здесь нередко в качестве его синонима используется – "лицо". Применительно к человеку "лицо" указывает на его социальный статус ("значительное лицо", "важная персона") и на его своеобразие ("он потерял/сохранил свое лицо"). В более широком смысле, и не только в отношении человека, лицо, лицевая часть – это то, что открыто для восприятия Другими людьми ("подать товар лицом"), лучшая, передняя часть предмета в противоположность оборотной стороне. Лицо – это также лик, облик, обличье, физиономия. Лицо, его выражение раскрывает сущность человека ("лица не общим выраженьем") и в то же время требует особых условий для своего восприятия ("лицом к лицу лица не увидать"). Лицо, личность – это одновременно и маска, личина, которые можно надеть, чтобы скрыть свои подлинные намерения, или снять, чтобы их обнаружить. Отсюда – лицедействовать, или действовать под личиною. принимать на себя чужой вид. Лицедей – это человек, чье поведение рассчитано не на то, чтобы выразить себя, а на то, чтобы произвести определенный эффект, приспособится под чужое восприятие. Лицемерить – обманывать, принимать такой облик, который позволяет ввести в заблуждение, скрыть свои подлинные намерения. В этом смысле нелицеприятный – это открытый, честный, не рассчитанный на то, чтобы доставить удовольствие, ублажить. Личные проблемы, личные интересы, личное мнение – это то, что противопоставлено общим проблемам, интересам, мнениям, то, что как бы изолирует человека от общества, противопоставляет его ему. Личное имущество находится в распоряжении данного конкретного человека. Вторгаться в личную жизнь предосудительно (человек имеет право на личную жизнь). Оскорбить, унизить личное достоинство человека – значит поступить с ним, не считаясь с его мнением о себе. Уже из спектра общеупотребительных значений и смыслов слова "личность" как бы просвечивает центральная проблема психологии личности – найти тот механизм, который обеспечивает единство множественности проявлений человека в отношениях с другими людьми. С другой стороны, общий смысл слова указывает и на происхождение самого этого механизма: психическое отражение многообразия взаимоотношений между людьми, взаимоотношений человека с разными типами социальных общностей, его включающих. Об этом же свидетельствуют и клинические наблюдения нарушений личностных механизмов. К таковым в первую очередь могут быть отнесены феномены множественности личности и деперсонализации. Деперсонализация – нарушение, характеристическим признаком которого является чувство отчуждения собственной личности, сопровождаемое жалобами на трудность описания своего состояния, квалификацией его восприятия как необычного. В медицинской литературе разграничивают 3 вида деперсонализации в зависимости от локализации чувства отчуждения в психическом пространстве. Первый вид характеризуется тем, что на фоне инфантильности и склонности к реакциям страха чувство отчуждения захватывает конативную сферу. Преобладает чувство утраты активности – возникают переживания, что все действия, поступки, движения, речь совершаются как бы автоматически, помимо собственной воли. При усугублении этого нарушения возникает чувство раздвоения, больные отмечают, что у них сосуществуют как бы две личности, два ряда душевных процессов развиваются параллельно. Утрачивается чувство реальности своего физического и психического существования. Вся жизнь представляется сном. При втором виде деперсонализации на фоне повышенной чувствительности отчуждение захватывает когнитивную сферу. Появляется чувство потери индивидуальной специфичности, разрыва социальных коммуникаций. Больные начинают воспринимать себя не такими, как прежде, оскудевшими интеллектуально и духовно, в конце концов безликими людьми. Третий вид – это психическая анестезия (anaestesia psychica dolorosa); наиболее характерным для нее является феномен отчуждения высших эмоций. В инициальной стадии преобладает чувство эмоциональной недостаточности, притупленности чувств. В дальнейшем наступает полное бесчувствие к близким людям, утрата способности переживать удовольствие и неудовольствие, радость, любовь, ненависть и грусть. Еще более демонстративными в отношении обнаружения зависимости личностных структур от отражения внутригрупповых взаимодействий оказываются явления множественности личности. У человека, страдающего такого рода нарушением, в разные периоды жизни проявляются как бы разные личностные структуры, обладающие высокой сложностью и целостностью. Каждая из таких "временных" личностей позволяет человеку переживать чувства и побуждения, которые его "главная" личность отвергает и игнорирует. В психологии многообразие сосуществующих подходов к проблемам личности можно разделить на два класса. В рамках одного понятие рассматривается практически как синоним субъекта психической активности в целом, т.е. объявляется "конечным и наиболее сложным объектом психологии". В рамках другого понятие личности рассматривается в его специфическом содержании. Здесь ставится задача отграничить понятие личности от других, сопоставимых с ним по объему и содержанию, в частности, отграничить от понятий "темперамент" и "характер". Мы отмечаем это различие подходов не для того, чтобы заняться сопоставлением их правомерности и обоснованности, а просто для того, чтобы определить границы последующего рассмотрения. Мы будем следовать второму из обозначенных подходов и охарактеризуем личность как один из интегративных механизмов психики, функционирующий наряду и в отличие от механизмов темперамента и характера. В рамках избранного подхода принципиальное значение имеют два положения. Здесь личность рассматривается как сущностная характеристика человека. При этом сущность трактуется не как нечто, находящееся как бы внутри его организма, не как нечто, данное ему в готовом виде или в виде зародыша от природы, с рождения, а как "совокупность общественных отношений". Личность есть психическое отражение инварианта социальных ролей, статусов, связей, в которые данный человек включен. В свою очередь следует разграничивать непосредственные связи и отношения, имеющиеся у данного человека с другими людьми в рамках контактных социальных общностей, и опосредствованные связи, в системе которых человек оказывается членом многих социальных институтов, организаций; неинституциализированных общностей. Последние задают поле социального взаимодействия, относительно более стабильное в отношении данного человека, в сравнении с многообразием ролей и статусов, которые этот человек занимает в рамках контактных социальных общностей. Соответственно, в структуре личностных механизмов можно выделить некое стабильное ядро, характеризующее человека как типичного представителя данного общества на данной ступени его развития, и некоторые периферические образования, актуализируемые в зависимости от того, в каких конкретных социальных обстоятельствах оказывается данный человек. Второе принципиальное положение заключается в тезисе К. Маркса о том, что человек становится личностью, лишь отнесясь к другому человеку как личности (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 62). Казалось бы, чтобы отнестись к другому человеку как личности, нужно уже знать, что такое личность вообще. Но тогда выдвижение подобного тезиса означало бы наличие логического круга в рассуждении. Однако в данном случае такого рода упрек был бы несправедлив, поскольку человек становится личностью именно в акте занятия им соответствующей позиции. Типологизация как познавательная процедура. Типологизация используется во всех отраслях знания, которые имеют дело с разнородными дискретными множествами объектов, для их упорядоченного описания. Типологизация основана на группировке (классификации) изучаемых объектов с помощью обобщенной идеализированной модели (типа). История науки позволяет выделить три линии в трактовке понятия "тип". Уже в греческой античности складывается представление о типе как неизменной и вечной сущности, которая существует до вещей (Платон) или в вещах (Аристотель) и проявляется в видовых и индивидуальных различиях в качестве идеального прообраза, плана, нормы. Вторая линия в трактовке типа связана с историческим и эволюционным подходом к его выявлению. В биологии эволюционный подход привел к формированию филогенетической систематики живых организмов. Ее типологическое основание составляет рассмотрение гомологического сходства как критерия родства, а иерархически организованной системы органического мира как отображения филогении. В языкознании сравнительно-исторический метод, основанный на сопоставлении звучаний и значений языковых единиц, привел к построению генеалогического древа индоевропейских языков. Формирование третьей линии в трактовке типа связано с пониманием его как особого методологического средства, с помощью которого строится теоретическая картина того или иного фрагмента действительности. При этом понятие типа выступает не как непосредственно взятое из реальности, а как результат теоретического конструирования (конструкт). На этой основе в рамках некоторого множества выделяется определенный объект, который рассматривается в качестве представителя всего множества (типичный объект). Переход к истолкованию типа как методологического средства имел в качестве последствия отказ от трактовки типа как полного и однозначного отображения системы: множеству конкретных типологических процедур соответствует множество различных для данной системы типов. Поэтому построение типологии предполагает специальный анализ совокупности вводимых вариантов типологического описания и их сравнение – обоснование. Такой подход открывает путь к построению абстрактных типологий, в которых тип понимается как сложная конструкция, размещенная в многомерном таксономическом пространстве. Тип выступает в качестве особого идеального объекта, а не прямого заместителя эмпирически данного множества объектов. В качестве примера реализации типологизирующей процедуры в психологии можно рассматривать уже изложенный подход к описанию типов темперамента. Аналогичный подход применим и при описании личностных организмов регуляции. Однако прежде чем перейти к операционализации предложенного вначале варианта рабочего определения понятия "личность", рассмотрим характер эмпирических данных, используемых при описании личности. Обычно при проведении типологизации личностных механизмов разграничивают данные трех видов: L, Q, T-данные, L-данные ("Life record data"), получаемые посредством регистрации реального поведения человека внешним наблюдателем (как часто в течение определенного отрезка времени человек нарушал дисциплину, обращался к врачу, участвовал в соревнованиях...). L-данные часто используются так же, как внешний критерий, относительно которого измеряется валид-ность результатов, получаемых на основе другого рода данных. При этом нужно иметь в виду, что особенности личности самого эксперта влияют на (искажают) восприятие оцениваемых черт. В связи с этим возникает проблема оценки надежности эксперта, согласованности мнений различных экспертов. Для устранения систематических и случайных искажений экспертных показаний разработаны специальные требования к процедуре получения экспертных оценок. Вот некоторые из них:
Q-данные ("Questionnaire data") получаются с помощью личностных опросников. Известно большое число широко используемых в практике методик этого типа: MMPJ – Миннесотский многопрофильный личностный опросник, CPJ – Калифорнийский психологический опросник, 16PJ – шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла, GZJS – опросник Гилфорда – Циммермана. Нужно иметь в виду, что в основе этих опросников, как правило, лежит подход, альтернативный тому, в рамках которого мы характеризуем личность в данном случае. В них личность трактуется как интегрирующая в своем составе и темпераментные и характерологические свойства. Обычно считается, что Q-данные подвержены искажениям, прежде всего, вследствие познавательных и мотивационных факторов. Познавательные искажения возникают из-за: 1) нерелевантности интеллектуального и культурного уровня обследуемых (несоответствия интеллектуальных возможностей обследуемых требованиям опросной процедуры, при этом требования могут быть как заниженными, так и завышенными), 2) отсутствия навыков интроспекции, 3) использования неверных эталонов (обследуемые, оценивая свое поведение, обычно сравнивают себя с близким им окружением). Различная мотивация может вести к смещению оценок либо в сторону социальной желательности – диссимуляция, либо, наоборот, в сторону утрирования своих дефектов (того, что в глазах обследуемого имеет негативный смысл) – агравации и симуляции. Одни авторы рассматривали проблему искажений преимущественно в аспекте повышения надежности Q-данных; другие видели в искажениях, прежде всего, проявления определенных личностных черт. Специальные исследования показали, что одинаково неверно трактовать "нежелание откровенно отвечать" и как просто помеху при получении истинных оценок, и как только определенную личностную тенденцию. Т-данные ("Objective test data") получают в результате измерений, исключающих непосредственное использование экспертных оценок и самооценок обследуемых, и применения, по возможности, строго формализованных процедур обработки. Это может быть достигнуто таким образом:
В целом же разграничение L, Q и Т-данных, которыми оперирует психологическая теория личности, оказывается менее существенным, менее значимым в сравнении с разграничением интро– и экстраспективных данных. Оно носит скорее процедурно-методический, чем сущностно-методологический характер. Именно взаимодополнительность всех указанных типов данных позволяет повышать надежность, валидность и дискриминирующую способность используемых методик. Обозначенные позиции позволяют нам заключить, что типологизация как определенная познавательная процедура, используемая нами для раскрытия содержания понятий "темперамент", "личность" и впоследствии "характер", "самосознание", выступает в качестве составляющей гипотетико-дедуктивного метода. В нашем случае реализация этого метода предполагает: 1) построение на основе анализа практики повседневного употребления понятия модельного описания с использованием небольшого числа признаков, 2) развертывание выделенных признаков в многообразие жизненных ситуаций, 3) подтверждение того, что множество сконструированных типов позволяет достаточно полно охарактеризовывать рассматриваемое многообразие фрагментов психической реальности, 4) подтверждение того, что используемые процедуры позволяют достаточно надежно дифференцировать отдельные ингредиенты психической реальности в их видовом многообразии. Операционализация рабочего определения. Чтобы операционализировать то определение личности, к которому мы пришли в результате предварительного анализа, требуется задать множество позиций, которые характеризуют возможные типы отношений человека к другим людям, и конкретизировать эти позиции в множестве жизненных ситуаций. В отношении этих ситуаций сам человек (обследуемый) должен продемонстрировать (в том числе для самого себя), какие из них он отвергает, а какие принимает. Для целей определения представляется достаточным ограничиться двумя бинарными признаками, специфичными с точки зрения выявления характера межличностных отношений: доминантность – покорность (уступчивость), коммуникабельность – некоммуникабельность (замкнутость). В результате априори мы получаем четыре типа личности, которые позволяют пояснить подход к определению этого понятия как способа отражения инварианта множества жизненных позиций, имеющих место в отношениях между людьми: доминантно-коммуникабельный (дивергентный), доминантно-некоммуникабельный (авторитарный), коммуникабельно-уступчивый (конвергентный), уступчиво-некоммуникабельный (конформный). В качестве примера высказываний, образующих шкалу для диагносцирования тенденций доминантности в общении, могут служить следующие.
Примером высказываний, образующих шкалу коммуникабельности, могут служить следующие.
Разумеется, реально наблюдаемое многообразие типов личности, релевантных принятому определению, далеко не исчерпывается охарактеризованной 4-компонентной конструкцией. Но наша задача состояла лишь в том, чтобы в самых общих чертах охарактеризовать подход к выделению типов личности, сохраняющий специфику самого этого понятия. Что же касается личностных опросников, широко используемых в современной исследовательской и консультативной практике, то они включают в свой состав, бывает, десятки шкал (факторов). В качестве примера задания такого рода личностного пространства можно привести хотя бы наименования шкал психодиагностического опросника Мельникова – Ямпольского: невротизм, психотизм, депрессия, совестливость, эстетическая впечатлительность, женственность, расторможенность, общая активность, робость, общительность, психическая неуравновешенность, асоциальность, интровертированность, сензитивность. |