|
Скачать 3.09 Mb.
|
ИНСТРУКЦИЯпо организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказываемые населению ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Инструкция по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказываемые населению (далее – Инструкция), разработана с целью установления порядка организации и проведения выборочного государственного статистического наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказываемые населению (далее – государственное статистическое наблюдение), и получения необходимой информации для расчета сводного индекса потребительских цен. 2. Для целей настоящего государственного статистического наблюдения используются следующие основные термины и их определения: базовая организация – репрезентативно отобранный объект государственного статистического наблюдения, в котором осуществляется регистрация цен (тарифов) по сформированному потребительскому набору товаров (услуг)-представителей; выборочная совокупность – совокупность ограниченного числа наблюдений, которая должна быть представительной (репрезентативной), полно и адекватно отражать свойства и пропорции генеральной совокупности (совокупность всех наблюдений); домохозяйство – группа лиц, которые совместно проживают в жилом помещении, обеспечивают себя всем необходимым для жизни, ведут общее хозяйство, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства, либо одно лицо, живущее самостоятельно и обеспечивающее себя всем необходимым для жизни; индекс потребительских цен (далее – ИПЦ) – один из показателей инфляции, характеризующий изменения во времени стоимости фиксированного потребительского набора товаров и услуг, приобретаемого населением; инфляция – обесценивание денежных средств, сопровождающееся ростом цен (тарифов) на товары и услуги; классификация индивидуального потребления по целям (далее –КИПЦ) – Classification Of Individual Consumption By Purpose (COICOP) – одна из четырех функциональных классификаций, описанных в Системе Национальных счетов 1993 года, и используемая при разработке ИПЦ в качестве международного стандарта; потребительская цена (тариф) – фактическая цена (тариф) на товар (услугу), реализуемый в свободной продаже (оказываемую населению), которая является конечной ценой потребления и включает налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж и другие налоги, а также затраты и прибыль базовых организаций; потребительские товары (услуги) – товары (услуги), используемые населением, как правило, для личного и общесемейного потребления; потребительские расходы населения – часть денежных расходов населения, направленная на приобретение потребительских товаров и услуг; потребительский набор товаров (услуг)-представителей – единый для областей и г. Минска репрезентативно отобранный перечень товаров (услуг), наиболее часто потребляемых населением, остающийся в течение определенного периода неизменным; регистрация цен (тарифов) – сбор информации о ценах (тарифах) на товары (услуги), вошедшие в сформированный потребительский набор товаров (услуг)-представителей, в базовых организациях; сезонный товар (услуга) – товар (услуга), который либо отсутствует на рынке в течение определенного сезона (периода в течение года), либо его количество и цена характеризуются периодическими колебаниями, связанными с сезоном (временем года); товар (услуга)-представитель – совокупность определенного вида товара (услуги), который в границах совокупности может отличаться незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства; цена (тариф) – денежная оценка стоимости товара (услуги) в белорусских рублях за количественную единицу товара (услуги); ценовая котировка – цена товара, имеющего конкретные потребительские свойства (наименование, производитель, характерные особенности), зарегистрированная в определенной торговой организации. 3. ИПЦ рассчитывается с целью определения изменения стоимости фиксированного потребительского набора товаров (услуг)- представителей в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен (тарифов) на эти товары и услуги. 4. ИПЦ предназначен для измерения изменения цен (тарифов) на потребительские товары и услуги и не включает: покупку ценных бумаг (облигаций, акций или других финансовых активов); расходы на уплату подоходного налога, отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; стоимость товаров, расходуемых на цели инвестиций (строительство и капитальный ремонт жилых или подсобных помещений и тому подобное), накопления, а также товаров, для которых не существует реальной рыночной цены (собственное потребление сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах граждан). ГЛАВА 2 ^ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ 5. Государственное статистическое наблюдение организуется на выборочной основе. 6. Государственное статистическое наблюдение включает в себя следующие этапы работы: отбор населенных пунктов; отбор базовых организаций; отбор товаров (услуг)-представителей; регистрация цен (тарифов). ГЛАВА 3 ОТБОР^ 7. Государственное статистическое наблюдение проводится на территории Республики Беларусь в г.Минске, во всех областных центрах и выборочно – в районных центрах, отобранных Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь (далее – Белстат) с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения региона. 8. Для государственного статистического наблюдения отобран 31 город в соответствии с перечнем согласно приложению 1 к настоящей Инструкции, где проживает более 50% населения республики и свыше 70% городского населения республики. ГЛАВА 4 ^ 9. В каждом городе в выборочную совокупность базовых организаций включаются юридические лица, осуществляющие продажу товара (услуги) на регулярной основе, включая торговые организации, организации общественного питания, городские рынки (продовольственные, вещевые, смешанные), организации, оказывающие платные услуги населению, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в розничной торговле и сфере услуг на регулярной основе, и физические лица, осуществляющие торговлю на рынках. Базовые организации должны фактически представлять те объекты, где население чаще всего приобретает товары (услуги). 10. В выборочную совокупность базовых организаций в каждом городе должны быть включены крупные, средние и мелкие объекты с различными формами обслуживания, расположенные как в центральной части города, так и на его окраинах. Для отбора базовых организаций используются данные государственной статистической отчетности об объемах реализации товаров (услуг) населению. 11. Отбор базовых организаций производят работники отделов статистики, ответственные за регистрацию цен (тарифов) (далее – уполномоченные работники). Для отбора используются данные выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни о соотношении мест покупки отдельных продовольственных и непродовольственных товаров, согласно приложениям 2 и 3 к настоящей Инструкции. При отборе базовых организаций, осуществляющих реализацию плодоовощной продукции, уполномоченным работникам следует изучить насыщенность потребительского рынка конкретным товаром, уровень цен в магазинах и на рынках, качество товара, предложенного к реализации, и, исходя из сложившейся ситуации в городе, произвести отбор базовых организаций, который в различные сезоны может быть разным. Рекомендуемые соотношения количества регистрируемых цен в магазинах и на рынках на отдельные продовольственные и непродовольственные товары для регистрации цен в районных, областных центрах и в г. Минске определены согласно приложениям 4 и 5 к настоящей Инструкции. В случае отсутствия наименования товара в указанных приложениях, регистрацию цен на него следует осуществлять в магазинах. 12. Уполномоченные работники ежегодно (в декабре) на основании отобранных базовых организаций составляют их перечень с указанием наименования и местонахождения базовой организации, наименования товара (услуги), цены (тарифы) на который регистрируются в базовой организации. Перечни базовых организаций представляются в отделы статистики цен главных статистических управлений областей и города Минска на утверждение. После проверки базовых организаций на соответствие их отбора требованиям, изложенным в пунктах 9-11 настоящей Инструкции, перечни базовых организаций утверждаются начальниками отделов статистики цен главных статистических управлений областей и города Минска. Утвержденный перечень базовых организаций может изменяться в случае: замены базовой организации на другую организацию; включения в государственное статистическое наблюдение дополнительно отобранной организации. 13. Замена базовой организации на другую организацию осуществляется в случае, если на момент регистрации цены (тарифа) в базовой организации невозможно зарегистрировать цену (тариф) на тот же товар (услугу)-представитель, что и во время предыдущей регистрации (например, товар отсутствует в продаже, базовая организация временно не работает и прочее). Замена базовой организации на другую организацию производится на непродолжительный период времени (2-3 месяца), при сохранении в перечне базовых организаций первоначально отобранной базовой организации. В случае более длительного отсутствия товара (услуги) в базовой организации производится исключение этой организации из перечня базовых организаций и организуется постоянное государственное статистическое наблюдение в дополнительно отобранной организации, у индивидуального предпринимателя, физического лица, осуществляющего торговлю на рынке. Обязательным условием для организации государственного статистического наблюдения в дополнительно отобранной организации является ее однотипность с базовой организацией, а также сопоставимость в них уровня цен (тарифов) на товар (услугу), который должен быть аналогичным или максимально близким по потребительским свойствам отобранному товару (услуге). Замена базовой организации производится и в случае не осуществления ею деятельности в течение длительного периода времени (6 месяцев) или ликвидации (прекращения деятельности). Внесение изменений в утвержденный перечень базовых организаций производится в порядке, изложенном в пункте 12 настоящей Инструкции. 14. Информация о базовых организациях является конфиденциальной и распространению не подлежит. ГЛАВА 5 ^ 15. Для государственного статистического наблюдения Белстатом отобраны наименования товаров и услуг, характеризующих фактическую структуру потребительских расходов населения республики в соответствии с Перечнем товаров и услуг для государственного статистического наблюдения за ценами (тарифами) согласно приложению 6 к настоящей Инструкции (далее – Перечень). Белстат определяет общий перечень товаров (услуг) и товарных групп, а территориальные органы государственной статистики детализируют его конкретными наименованиями товаров (услуг)-представителей. 16. Перечень состоит из трех групп: продовольственные товары, непродовольственные товары, платные услуги. Каждая группа представлена конкретными товарами (услугами) или малыми товарными подгруппами. Структура Перечня приведена с использованием КИПЦ. Весь потребительский набор товаров (услуг)-представителей подразделяется на разделы (например, 01 «Продукты питания и безалкогольные напитки»). Раздел подразделяется на группы (например, 01.1 «Продукты питания»). Группа подразделяется на классы (например, 01.1.1 «Хлебопродукты и крупы»). Класс разделяется на однородные подклассы (например, 01.1.1.2 «Мука и другие крупы»), которые подразделяются на виды (например, «Мука») и – на товары (услуги)-представители (например, «Мука пшеничная»). 17. Для поддержания актуальности выборочной совокупности товаров (услуг)-представителей осуществляется ее постепенная ротация (обновление) путем исключения некоторых товаров (услуг)-представителей и включения новых по следующим причинам: товар (услуга) больше не является репрезентативным, так как его доля в потребительских расходах населения постепенно сокращается; реализация товара (услуги) на потребительском рынке не осуществляется (например, в результате изменения технологии или по другим причинам). Новые товары (услуги) включаются в потребительский набор товаров (услуг)-представителей в тех случаях, когда доля расходов на их приобретение составляет не менее 0,01% от общей суммы потребительских расходов населения республики. 18. Отбор конкретного вида товара (услуги)-представителя должен осуществляться уполномоченным работником совместно с работником базовой организации (товароведом или продавцом магазина, приемщиком заказов и тому подобное). Отобранный товар (услуга)-представитель должен пользоваться постоянным спросом у населения. При отборе определенного вида товара (услуги)-представителя преимущество должно отдаваться товару (услуге)-представителю, который будет постоянно присутствовать в реализации в течение последующих месяцев текущего года. Для проведения государственного статистического наблюдения отбираются товары отечественного и импортного производства. ГЛАВА 6 ^ 19. Регистрация цен (тарифов) проводится уполномоченными работниками в период с 10 по 30 число ежемесячно. Регистрация цен (тарифов) в конкретной базовой организации за отчетный месяц должна осуществляться в один из двух календарных дней, предшествующих или следующих за днем регистрации цен (тарифов) в предыдущем месяце. Необходимо соблюдать установленные сроки регистрации цен (тарифов) с тем, чтобы выдерживать интервал в один месяц между двумя регистрациями цен (тарифов). Данные о ценах (тарифах) на услугу–представитель могут быть получены в базовой организации по телефону, если стоимость услуги является неизменной для определенного периода времени (например, одинаковый размер платы за отдельные услуги на все месяцы квартала). В случае регистрации цен (тарифов) по телефону, необходимо по истечении квартала направить запрос в базовую организацию и получить письменное подтверждение данных о ценах (тарифах). Для оценки ИПЦ осуществляется еженедельная (по вторникам) регистрация цен (тарифов) по потребительскому набору товаров (услуг)-представителей согласно приложению 61 к настоящей Инструкции. 20. Регистрации подлежит фактическая потребительская цена (тариф) товара (услуги)–представителя (включая налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж и другие налоги), имеющегося в реализации и оплачиваемого наличными денежными средствами. Регистрации также подлежат цены на товары (услуги)-представители, реализуемые по ценам со скидками в течение определенного периода (по окончании сезона), либо на время проведения акций. Не подлежат регистрации цены на товары, потерявшие товарный вид (поврежденные), распродаваемые вследствие истечения сроков годности, либо из остатков, а также цены (тарифы) на товары (услуги), реализуемые по льготным ценам (тарифам) для отдельных категорий граждан. 21. Для соблюдения принципа непрерывности сбора данных о ценах (тарифах) необходимо чтобы каждый месяц регистрировалась цена (тариф) одного и того же товара (услуги)–представителя. 22. В случае временного отсутствия товаров–представителей, не относящихся к сезонным товарам, возможно применение одного из следующих методов для расчета средней цены: в расчет средней цены за предыдущий месяц не включается цена товара–представителя, отсутствующего в текущем месяце. Не включение цены товара–представителя в расчет эквивалентно предположению, что цена на отсутствующий товар–представитель изменилась бы таким же образом, что и среднее значение цен товаров–представителей, включенных в расчет индекса цен; распространить на более поздние периоды последнюю зарегистрированную цену. Необходимо как можно реже использовать данный метод, особенно в период высоких темпов инфляции или в период быстрых изменений на рынках в результате значительных темпов инноваций и высокой сменяемости товаров, так как применение этого метода допустимо только для ограниченного числа случаев. Этот метод вносит систематическую ошибку в получаемый сводный индекс цен в сторону уменьшения. Возникает вероятность компенсирующего скачкообразного изменения индекса цен в момент, когда цена на отсутствующий товар-представитель будет зарегистрирована вновь; условно исчислить цену на отсутствующий товар-представитель, используя среднее изменение имеющихся в наличии цен на товары-представители в соответствии с примером 1 согласно приложению 7 к настоящей Инструкции. Данный метод равноценен не включению цены товара-представителя в расчет текущего периода, но условное исчисление цены следует произвести, чтобы размер выборочной совокупности в текущем периоде не сокращался; условно исчислить цену на отсутствующий товар, используя изменение цены сопоставимого товара из другой подобной торговой организации. Период, в течение которого применяются условные исчисления цен, не должен быть продолжительным (2-3 месяца). 23. Если товар (услуга) отсутствует на потребительском рынке длительное время (более 6 месяцев), то товар (услуга) считается постоянно отсутствующим. Товар (услуга) может отсутствовать на потребительском рынке в связи с реализацией новых товаров (услуг), или организации могут прекратить его реализацию. В случае отсутствия в продаже товара (услуги)-представителя необходимо произвести его замену. Заменяющий товар (услуга) должен иметь значительную долю реализации и быть репрезентативным в отношении изменений цен (тарифов), включенных в выборочную совокупность товаров (услуг)-представителей. 24. Для определения товара, заменяющего товар, выпуск которого прекращен, могут быть применены следующие методы: прямое сопоставление – если заменяющий товар является непосредственно сопоставимым по качеству с отсутствующим в продаже товаром. При этом, предполагается, что разница в уровне цен между заменяющим и отсутствующим товарами обусловлена изменениями цены, а не различиями в качестве. Замена отсутствующего товара без совмещения приведена в примере 2 согласно приложению 7 к настоящей Инструкции; совмещение применяется в тех случаях, когда отсутствует информация, позволяющая выполнить обоснованные оценки влияния изменения качества на цену, однако заменяющий товар существует в тот же период, что и отсутствующий товар. Замена товара может считаться несопоставимой с отсутствующим товаром, но при этом возможно получение данных о ценах как на отсутствующий, так и на заменяющий товары в период совмещения. Разница в цене между отсутствующим и заменяющим товарами в период совмещения используется затем в качестве показателя различия в качестве. Замена отсутствующего товара с совмещением приведена в примере 3 согласно приложению 7 к настоящей Инструкции. Каждый конкретный случай вынужденной замены товара требует индивидуального анализа. Выбор метода замены товара зависит от специфики условий реализации товаров, их наличия на потребительском рынке и других факторов. 25. Регистрации цен (тарифов) на конкретный товар (услугу) осуществляется путем заполнения бланка формы государственного статистического наблюдения «Сведения о ценах и тарифах на товары и платные услуги населению», утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 75 (далее – бланк формы). Бланк формы рассчитан на регистрацию цен (тарифов) и указание разного рода примечаний по различным базовым организациям. По каждому товару (услуге)-представителю необходимо регистрировать от трех до десяти цен (тарифов), пригодных для ежемесячного расчета ИПЦ по территории каждого города. Количество цен (тарифов) для регистрации в городах определено согласно приложению 1 к настоящей Инструкции. Цены (тарифы) на один и тот же товар (услугу)-представитель или его эквивалент необходимо зарегистрировать в одной и той же базовой организации за два периода (предыдущий и отчетный месяц). Для обеспечения необходимого количества пригодных для расчета изменения цены (тарифа), в ряде случаев (например, для товаров, которые представлены широким ассортиментом: пельмени, молоко, сыры, майонез и прочие, для которых существуют трудности в соблюдении сопоставимости товаров в отчетном и предыдущем месяце) следует зарегистрировать большее количество цен (тарифов), чем определено в приложении 1 к настоящей Инструкции, за каждый отдельный период. Исключение составляют отдельные виды платных услуг населению, цены (тарифы) на которые устанавливаются централизованно и являются едиными для всего населения города (например, тарифы на проезд в городском транспорте, услуги связи, отдельные виды коммунальных услуг). 26. В графе 1 бланка формы указывается порядковый номер базовой организации, в графе 2 бланка формы – ее наименование и адрес местонахождения. Данные о городских рынках включают их наименование, адрес или место нахождения, а также, по возможности, фамилии, номера торговых мест и другие данные по отдельным продавцам. В графе 3 бланка формы указывается дата регистрации цены (тарифа) в предыдущем месяце, а в графе 8 бланка формы – в отчетном месяце. Собранные за отчетный месяц данные заносятся в графы с 8 по 12 бланка формы, а затем переносятся в графы с 3 по 7 бланка формы следующего месяца. В графе 9 бланка формы приводится подробное описание выбранного для оценки изменения цены (тарифа) товара (услуги). Как правило, в описание товара входят его марка, модель, артикул, страна происхождения товара, предприятие-производитель, вид упаковки, размер, цвет изделия, сорт, вес, состав сырья и так далее (цель описания товара (услуги) – предоставить достаточно информации для нахождения его при регистрации цен (тарифов) в последующий месяц). В графе 10 бланка формы отражается единица измерения товара (услуги)-представителя (указывается количество отобранного для регистрации цены товара (услуги), а не стандартная единица измерения). В графе 11 бланка формы указывается цена (тариф) товара (услуги), зарегистрированная в отчетном месяце. В графе 12 бланка формы отражается цена, рассчитанная за стандартную единицу товара (услуги), указанную в скобках в Перечне. В случае, если зарегистрированная и пересчитанная цены (тарифы) совпадают, их значение заносится в графу 12 бланка формы. Если в каком-либо периоде невозможно зарегистрировать цену (тариф), или же эти цены (тарифы) нельзя сравнивать, то делается отметка в бланке формы и цена (тариф) на товар (услугу), не включается в расчет относительного показателя изменения цен (тарифов). 27. Для расчета относительного показателя изменения цен (тарифов) суммируются цены (тарифы) по графам 7 и 12 бланка формы (за исключением отмеченных), полученные данные отражаются по строке «Итого» в соответствующих графах. Строка «сумма из предыдущего бланка» заполняется в том случае, если для регистрации цен (тарифов) на один товар (услугу) используется больше одного бланка формы. По строке «Средняя цена» отражается рассчитанная среднеарифметическая цена, полученная путем деления данных по строке «Итого» в графах 7 и 12 бланка формы на количество зарегистрированных цен (тарифов) (за исключением отмеченных) по соответствующим графам. Данные по строке «Средняя цена» графы 12 бланка формы делятся на данные по строке «Средняя цена» графы 7 бланка формы и рассчитанный показатель отражается по строке «Ценовая относительная». Результат округляется до четырех знаков после запятой. 28. Условные примеры заполнения бланка формы для товаров «свинина тушеная консервированная» (код 01 1 27 036) и «колготки женские» (код 03 1 22 146) приведены согласно приложению 8 к настоящей Инструкции. Если описание товара, отобранного для государственного статистического наблюдения в предыдущем месяце, полностью соответствует характеристике товара в отчетном месяце, то в графе 9 бланка формы достаточно сделать отметку «То же». Если отобранный ранее для регистрации цены товар не поступил в продажу в отчетном месяце, регистрируется цена аналогичного товара. В этом случае подбирается товар, наиболее соответствующий образцу товара. Если нет возможности зарегистрировать в базовой организации цену отобранного в предыдущем месяце товара или подобрать его эквивалент, то регистрация цен осуществляется в другой торговой организации. 29. Заполненные бланки формы уполномоченные работники 1 числа месяца, следующего за отчетным, передают по электронным каналам связи или по почте в отделы статистики цен главных статистических управлений областей и города Минска, где полученные данные выверяются. ГЛАВА 7 ^ (УСЛУГ)-ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ 30. При регистрации цен (тарифов) уполномоченные работники определяют сравним ли товар (услуга)-представитель с тем, который выбран для его замены и последующей регистрации цены (тарифа). Для этого используются следующие основные условия: не следует сравнивать один и тот же вид товара (услуги) или различные товары (услуги) из разных базовых организаций; не рекомендуется сравнивать товары, произведенные в разных странах; товары, произведенные в одной стране, сравниваются, если их качество примерно одинаково (в частности, что касается одежды –возможно сравнение товаров, произведенных разными производителями, однако, это делается лишь в тех случаях, когда невозможно подобрать товары, произведенные одним производителем); рекомендуется сравнивать пересчитанные цены разновидностей одного товара, которые имеют отличия по объему и весу (например, консервы в банке весом 550 и 350 грамм); цены на одинаковые модели одежды, отличающиеся только по размеру, допустимо сравнивать, кроме случаев, если имеется существенное различие в цене одной модели разных размеров. 31. Общий принцип сравнимости товаров (услуг) – определить влияют ли их различия на цену (тариф). Товары (услуги) считаются сравнимыми, если нет значительных различий в их потребительских качествах, которые определяют цену (тариф). ГЛАВА 8 ^ НА СЕЗОННЫЕ ТОВАРЫ (УСЛУГИ)-ПРЕДСТАВИТЕЛИ 32. Сезонными товарами (услугами) являются некоторые продукты питания (овощи, фрукты, картофель, живая рыба и тому подобное), отдельные виды одежды и обуви, услуги отопления, туристические и экскурсионные услуги и прочие. В несезонные периоды года по таким товарам (услугам)-представителям применяется метод расчетных цен, в соответствии с которым уровень цен (тарифов) на отсутствующие товары (услуги)-представители определяется с учетом изменения цен (тарифов) на аналогичные товары (услуги)-представители соответствующей товарной группы, имеющиеся в реализации в течение всего года. 33. Для сезонных товаров (услуг)-представителей, отсутствующих в продаже в течение от одного до нескольких месяцев в году, в бланке формы необходимо сделать пометку, что товар (услуга)-представитель в продаже отсутствует. Последняя зарегистрированная цена (тариф) в бланке формы за отчетный месяц в качестве цены (тарифа) предыдущего месяца не отражается. 34. Регистрацию цен на картофель рекомендуется проводить раздельно на картофель ранний и картофель урожая предыдущего года. В расчет ИПЦ данные о ценах на картофель ранний следует включать с момента массовой реализации данного товара. Месяцем включения в расчеты раннего картофеля является июль (в отдельных случаях – вторая половина июня). Необходимо учитывать постепенно возрастающий удельный вес раннего картофеля в общем объеме реализации данного товара. Для этого цены на картофель ранний и картофель урожая предыдущего года в летний период (учитывая значительную разницу в ценах) необходимо взвесить на их объемы реализации для получения средневзвешенной цены, что позволяет сделать увязку цен на картофель урожая текущего и предыдущего года. Регистрировать цены на раннюю морковь, свеклу, капусту также следует с момента массовой реализации данных товаров, учитывая растущий вес продукции урожая текущего года, постепенно увеличивая количество соответствующих ему ценовых котировок. ГЛАВА 9 ^ ОТДЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ (УСЛУГИ)–ПРЕДСТАВИТЕЛИ |