|
Скачать 1.83 Mb.
|
Министерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
^ с высшим медицинским образованием по специальности № 040115 «Психиатрия» Москва - 2001 Дополнение к Государственному стандарту разработано коллективом кафедры психиатрии и психосоматики ФППО ММА им. И.М.Сеченова Авторы: Зав. кафедрой психиатрии и психосоматики ФППО ММА им. И.М.Сеченова, академик РАМН, профессор ^ Профессор, д.м.н. Э.Б. Дубницкая Зав. учебной частью, доцент к.м.н. И.Ю. Дороженок ВведениеВозрастающая актуальность изучения пограничных психических и психосоматических расстройств связана прежде всего с их широкой распространенностью не только среди больных, находящихся в поле зрения психиатрических учреждений, но и среди пациентов общемедицинской сети . В частности, частота этих расстройств в Москве достигает среди пациентов территориальной поликлиники 30,7%, а среди больных многопрофильного стационара - 44,8%. Соответственно, обнаруживаются и высокие показатели потребности в психофармакотерапии: почти 50% больных многопрофильного стационара нуждаются в назначении хотя бы одного психотропного препарата (в среднем 0,8 препарата на одного больного). Экономический аспект проблемы определяется чрезмерными затратами на частые визиты к врачам и различным специалистам, проведением необоснованных дорогостоящих диагностических процедур, неадекватностью терапии, длительными сроки снижения или утраты работоспособности. Решение проблемы психосоматических и пограничных психических расстройств осложняется из-за недостаточно развитой сети специализированной помощи, а также отказом пациентов от обращения в специализированные психиатрические учреждения. В связи с этим представляется актуальным внедрение модели интегрированной медицины, предполагающей расширение психиатрической помощи в общесоматической сети. В свою очередь, такой подход предусматривает необходимость подготовки кадров как врачей психиатров, специализирующихся в области психосоматических и пограничных психических расстройств, так и расширение знаний врачей общей практики по диагностике и терапии указанных состояний. ^ Клиническая практика убедительно показывает, что специалистам, проходящим последипломную подготовку по специальности «психиатрия», необходим комплекс знаний в области пограничных психических и психосоматических расстройств, соответствующих современному уровню научных представлений и отвечающих международным стандартам. Объем преподаваемого материала, который содержится в единой учебной программе по пограничным психическим и психосоматическим расстройствам, варьируется в зависимости от формы последипломного обучения и органично входит в учебные планы первичной специализации (интернатуры), клинической ординатуры, общего усовершенствования (переподготовки), аттестационных (сертификационных) циклов для психиатров, циклов тематического усовершенствования для психиатров и для врачей других терапевтических специальностей. Типовые планы циклов усовершенствования составлены в соответствии с нормативными документами. При очно-заочной форме обучения объем подготовки может быть сокращен на 25-30% за счет самостоятельной работы. ^ Врач, окончивший обучение по специальности «Психиатрия» должен знать и уметь: - выявлять в процессе обследования больных симптомы пограничных психических и психосоматических расстройств; - квалифицировать синдромы выявленных расстройств; - проводить диагностику пограничных психических и психосоматических расстройств в соответствии с традиционной систематикой психических болезней и в соответствии с Международной классификацией болезней Х пересмотра (МКБ-10); - проводить дифференциальную диагностику пограничных психических и психосоматических расстройств на симптоматологическом, синдромологическом и нозологическом уровнях; - проводить дифференцированную психофармакотерапию пациентам с пограничными психическими и психосоматическими расстройствами с использованием новейших психотропных средств; - владеть современными тестовыми методиками (клиническими шкалами) по выявлению пограничных психических и психосоматических расстройств; - владеть основами психотерапии, применяемой при пограничных психических и психосоматических расстройствах; - оказывать помощь при неотложных состояниях в клинике пограничных психических и психосоматических расстройств. ^ Работа врача в процессе обучения осуществляется помимо общепсихиатрических отделений городской психиатрической больницы, в т.н. санаторном отделении, а также в централизованном и децентрализованном психосоматических отделениях крупных соматических стационаров и в кабинете неврозов городской территориальной поликлиники. Врач обязан участвовать в работе семинаров и практических занятий согласно тематическому плану; готовить и докладывать тематические (развернутые, с научным психопатологическим обоснованием) истории болезни курируемых пациентов на клинических разборах под руководством наиболее опытных преподавателей; регулярно пополнять свои знания в области пограничной психической патологии и психосоматических расстройств из отечественной и зарубежной литературы.
|
![]() |
И. Н. Денисов 24 января 2001 г |
![]() |
И. Н. Денисов 31 января 2001 г |
![]() |
И. Н. Денисов 31 января 2001 г Государственный стандарт послевузовской профессио-нальной подготовки по специальности «терапия» подготовлен... |
![]() |
И. Н. Денисов 31 января 2001 г Государственный стандарт послевузовской профессио-нальной подготовки по специальности «терапия» подготовлен... |
![]() |
И. Н. Денисов 15 января 2001 г Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалиста с высшим медицинским... |
![]() |
Приказ от № Г. Москва Оприсвоении группы 1 по электробезопасности неэлектротехническому персоналу Минэнерго России от 13 января 2003 г. №6, Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности)... |
![]() |
И. Н. Денисов 8 февраля 2001 г |
![]() |
И. Н. Денисов 17 апреля 2001 г |
![]() |
И. Н. Денисов 17 апреля 2001 г |
![]() |
И. Н. Денисов 17 апреля 2001 г «анестезиология-реаниматология», разработан коллективом кафедры анестезиологии-реаниматологии факультета... |