Основные понятия психологии развития. Наследственность и среда icon

Основные понятия психологии развития. Наследственность и среда





Скачать 0.56 Mb.
Название Основные понятия психологии развития. Наследственность и среда
страница 1/2
Ланцбург М.Е
Дата 30.03.2013
Размер 0.56 Mb.
Тип Программа
  1   2






УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом МГППУ

Протокол №___от «____»__________2006г.


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

________________________________________________________________
Факультет «Психология образования»

Кафедра «Возрастная психология»


ПРОГРАММА

курса

«Перинатальная психология»


Автор и составитель программы – кандидат биологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология» МГППУ Ланцбург М.Е.


Рецензент – кандидат психологических наук, заведующая кафедрой клинической психологии и психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ Холмогорова А.Б.


Общее количество часов по программе – 504 часа


Количество часов в неделю – 8 часов


МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ

^ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


«Перинатальная психология»
Дисциплина 1. Практические и прикладные проблемы психологии развития

Раздел 1. 1. Теоретические основы и прикладные проблемы психологии развития


Тема 1. Основные понятия психологии развития. Наследственность и среда.

  1. Составные части предмета (развитие функций и процессов, перинатальная психология, детская психология, акмеология, геронтопсихология).

  2. Основные методологические принципы (системности, детерминизма, развития) и их применение в практической психологии. Этапы развития науки.

  3. Методы психологии развития (общенаучные – наблюдение, эксперимент, моделирование; специфические – срезы, метод анализа продуктов деятельности, психогенетические и др.). Возможности и ограничения методов.

  4. Понятие развития, возраста. Составляющие психологического возраста. Ведущая деятельность. Периодизации развития.

  5. Наследственность и среда; их вклад в психическое развитие. Структура и характеристики среды.

Тема 1.1.2. Роль общения в психическом развитии.

  1. Роль общения в психическом развитии. Развитие форм общения со сверстниками и взрослыми в онтогенезе

  2. Понятие депривации, госпитализма.


Тема 1.1.3. Младенческий возраст. Ранний возраст. Кризисы развития.

  1. Младенческий возраст. Основные новообразования младенчества. Комплекс оживления. Кризис одного года.

  2. Ранний возраст. Познавательное, социальное и личностное развитие. Кризис трех лет и его проявления.

Тема 1.1.4. Дошкольное детство. Младший школьный возраст. Подростковый возраст. Общая характеристика юности и молодости.


  1. Дошкольное детство. Особенности детской игры и ее развитие. Новообразования дошкольного возраста. Проблема школьной зрелости.

  2. Младший школьный возраст. Структура учебной деятельности. Трудности ребенка при поступлении в школу.

  3. Подростковый возраст. Основные новообразования: развитие идентичности, особенности мышления и общения. Подростковый кризис.

  4. Общая характеристика юности и молодости. Профессионально-учебная деятельность. Жизненные выборы.


Раздел 1.2. Основы возрастно-психологического консультирования

Тема 1.2.1. . Возрастно-психологическое консультирование как часть практической психологии.

  1. Возрастно-психологическое консультирование как часть практической психологии. Взаимодействие с психодиагностикой и психотерапией. Различные формы консультирования.

  2. Избранные направления психологического консультирования: бихевиоральное, психоаналитическое, гуманистическое.

Тема 1.2..2. Основные понятия возрастно-психологического консультирования.

  1. Понятия «запрос», «проблема», «клиент».

  2. Профессиональные и этические принципы консультирования.

  3. Содержание типичных обращений за помощью к психологу в зависимости от возраста и пола.

Тема 1.2.3. Применение приемов возрастно-психологического консультирования в практической деятельности.

  1. Применение адекватных детским возрастам приемов сказко- и игротерапии.

  2. Технологические цепочки обследования по типичным проблемам (психологическая готовность к школе, психогенная школьная дезадаптация, родительско-детские отношения).

Тема 1.2.4. Методики возрастно-психологического консультирования.

  1. Обзор методик диагностики семейных отношений в практике возрастно-психологического консультирования

  2. Диагностика эмоциональных взаимодействий детей и родителей. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Бене—Антони. Проективная методика «Родительское сочинение». Проективная методика «Рисунок семьи». Тест межличностных отношений Рене Жиля. Пиктограммы. Опросник Эйдемиллера. .Цветовой тест отношений.

3. Демонстрация особенностей краткосрочного консультирования (на примере радио-консультирования).

Требование к организации занятия: наличие аудимагнитофона

Форма итогового контроля – экзамен.


Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Предмет психологии развития.

  2. Вненаучные источники знаний о психическом развитии.

  3. Взаимодействие психологии развития с другими науками.

  4. Наследственность и среда. Развитие и современное содержание понятий.

  5. Двухфакторные теории; их критика в отечественной психологии.

  6. Понятие нормы психического развития; его составляющие.

  7. Психологические кризисы и их детерминанты.

  8. Всевозрастной подход П.Бальтеса.

  9. Принцип развития и его прикладное значение.

  10. Принцип детерминизма и его практическое значение.

  11. Принцип системности и его прикладное значение.

  12. Общение как фактор развития ребенка. Депривация и госпитализм.

  13. Развитие общения в онтогенезе.

  14. Теория привязанности, ее научная ценность и ограничения.

  15. Методы психологии развития.

  16. Малый социум как источник искаженного психического развития ребенка.

  17. Развитие ребенка до рождения.

  18. Психологические проблемы появления ребенка на свет («кризис оживления»).

  19. Новорожденность и комплекс оживления.

  20. Общая характеристика младенчества.

  21. Кризис одного года.

  22. Общая характеристика раннего детства.

  23. Кризис трех лет.

  24. Общая характеристика дошкольного возраста.

  25. Психологический смысл и развитие ролевой игры.

  26. Психологическая готовность к школе.

  27. Общая характеристика младшего школьного возраста.

  28. Учебная деятельность как основное новообразование младшего школьного возраста.
  29. ^

    Общая характеристика подросткового возраста.


  30. Формирование идентичности; варианты ее искажения в подростковом возрасте.



Основная литература:

  1. Бальтес П. Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психол. журн. 1994. Том 15. № 1. C. 60-81.

  2. Лисина М.И.. Проблемы онтогенеза общения. -М, 1986.

  3. Нартова-Бочавер С.К., Потапова А.В. Введение в психологию развития. –М.:Флинта:МПСИ,2005.-216с.

  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология М., Роспедагенство, 1996

  5. Смирнова Е.О. Психология ребёнка (учебник для педвузов и педучилищ). М., Школа-пресс, 1997.



Дополнительная литература

  1. Детская практическая психология / Под ред. Марцинковской Т.Д. М., Гардарики, 1998.

  2. Нартова-Бочавер С.К., Кислица Г.К., Потапова А.В., Мухортова Е.А. Мир дошкольника. М., Дрофа, 2002.

  3. Нартова-Бочавер С.К., Кислица Г.К., Потапова А.В. 140 вопросов семейному психологу. М., Генезис, 2002.

  4. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. Спб., Питер, 2002.

  5. Основы возрастно-психологического консультирования / Под ред. А.Г.Лидерса. М., МГУ, 1991.



Дисциплина 2. Физиология плода и младенца.

Тема 2.1. Физиология плода

  1. Перинатальный онтогенез.

  2. Факторы риска развития плода.


Тема 2. 2. Физиология младенца

  1. Период новорожденности. Понятия «доношенный плод», «недоношенный плод», «переношенный плод». Методика обследования новорожденного. Шкала Апгар. Неврологическое обследование младенца.

  2. Рефлексы новорожденного.



Форма итогового контроля – зачет.


Вопросы для подготовки к зачету

  1. Перинатальный онтогенез.

  2. Факторы риска развития плода.

  3. Период новорожденности.

  4. Понятия «доношенный плод», «недоношенный плод», «переношенный плод»..

  5. Методика обследования новорожденного.

  6. Нарушения в развитии новорожденного.

  7. Шкала Апгар.

  8. Неврологическое обследование младенца.

  9. Рефлексы новорожденного.


Основная литература

  1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка).- Изд.: Академия, 2002г, 416с

  2. Бердникова О.В Беременность - неделя за неделей: Современный справочник для будущих мам.. "РИПОЛ классик" - 2004, 192 стр.

  3. Брусиловский А. И. Жизнь до рождения — М.: «Знание», 1991. 224 с.

  4. Ежова Н.В., Русакова Е.М., Кащеева Г.И . Педиатрия. "Феникс" - 2003, 559 стр.


Дисциплина 3. Взаимодействие матери с ребенком в младенческом и раннем возрасте

Раздел 3.1. Психология младенческого и раннего возраста


Тема 3.1.1. Младенческий возраст

  1. Подходы в изучении данного возраста в различных психологических теориях.

  2. Периоды младенчества

  3. Историческая модель младенчества

  4. Врожденные рефлексы младенца

  5. Психомоторное развитие младенца

  6. Когнитивное развитие младенца

  7. Взаимодействие матери и ребенка

  8. Рассмотрение периода младенчества в отечественной психологии

  9. Рассмотрение периода младенчества в зарубежной психологии

Тема 3.1.2. Депривация. Привязанность

  1. Понятие «депривация»

  2. История изучения депривации

  3. Психологические теории, объясняющие понятие «депривация»

  4. Формы депривации

  5. Психологические потребности ребенка

  6. Исследования привязанности

  7. Измерение и классификация привязанности


Тема 3.1.3. Общение и психическое развитие ребенка 1-го года жизни

Теоретические обоснования отечественных психологов: Л.С. Выготский, М.И. Лисина, С. , С.Ю.Мещерякова


Тема 3.1.4. Ранний возраст

  1. Предметная деятельность

  2. Речь. Теории развития речи

  3. Отечественные теории развития речи

Ю. Мещерякова и др.

Тема 3.1.5. Методологические принципы работы с детьми младенческого и раннего возраста

  1. Диагностическая ситуация

  2. Шкала оценки выраженности «комплекса оживления»

  3. Шкала оценки параметров общения



Раздел 3.2. Факторы риска во взаимодействии матери и ребенка

Тема 3.2..1. Социальные и биологические детерминанты материнского поведения.

  1. Биологические детерминанты материнского поведения.

  2. Поведение ребенка, стимулирующее мать

  3. Социальные детерминанты материнского поведения

Тема 3.2.2. Взаимодействие и привязанность матери и ребенка

  1. Теория привязанности

  2. Индивидуальные особенности матери. Взаимодействие и привязанность матери и младенца

  3. Взаимосвязь между индивидуальными особенностями матери и социальным поведением младенца.

  4. Индивидуально предпочитаемый оптимальный уровень стимуляции и возбуждения.

Тема 3.2.3. Детско-родительские отношения.

  1. Стили детско-родительских отношений

  2. Влияние стилей детско-родительских отношений на развитие ребенка

  3. Родительские установки

  4. Методики, выявляющие специфику детско-родительских отношений

Тема 3.2.4. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев групп риска

  1. Младенцы из групп риска

  2. Матери из групп риска

Тема 3.2.5. Послеродовая депрессия

  1. Феномен послеродовой депрессии

  2. Стрессогенные факторы для матери после рождения ребенка

  3. Исследования послеродовой депрессии



Форма итогового контроля – экзамен.

Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Младенческий возраст.

  2. Подходы в изучении младенческого возраста в различных психологических теориях.

  3. Периоды младенчества.

  4. Историческая модель младенчества.

  5. Врожденные рефлексы младенца.

  6. Психомоторное развитие младенца.

  7. Когнитивное развитие младенца.

  8. Взаимодействие матери и ребенка.

  9. Рассмотрение периода младенчества в отечественной психологии.

  10. Рассмотрение периода младенчества в зарубежной психологии.

  11. Понятие «депривация». История изучения депривации.

  12. Психологические теории, объясняющие понятие «депривация».

  13. Формы депривации.

  14. Психологические потребности ребенка.

  15. Исследования привязанности.

  16. Измерение и классификация привязанности.

  17. Общение и психическое развитие ребенка 1-го года жизни.

  18. Ранний возраст.

  19. Предметная деятельность.

  20. Речь. Теории развития речи.

  21. Отечественные теории развития речи.

  22. Методологические принципы работы с детьми младенческого и раннего возраста.

  23. Диагностическая ситуация.

  24. Шкала оценки выраженности «комплекса оживления».

  25. Шкала оценки параметров общения.

  26. Биологические детерминанты материнского поведения.

  27. Поведение ребенка, стимулирующее мать

  28. Социальные детерминанты материнского поведения

  29. Теория привязанности

  30. Индивидуальные особенности матери. Взаимодействие и привязанность матери и младенца

  31. Взаимосвязь между индивидуальными особенностями матери и социальным поведением младенца.

  32. Индивидуально предпочитаемый оптимальный уровень стимуляции и возбуждения.

  33. Стили детско-родительских отношений

  34. Влияние стилей детско-родительских отношений на развитие ребенка

  35. Родительские установки

  36. Методики, выявляющие специфику детско-родительских отношений

  37. Младенцы из групп риска

  38. Матери из групп риска

  39. Феномен послеродовой депрессии

  40. Стрессогенные факторы для матери после рождения ребенка

  41. Исследования послеродовой депрессии



Основная литература

  1. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. Издательство: "Смысл" 2003, 150 с.

  2. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец.//Питер, 2003.

  3. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. «Семья и ребенок: психологический аспект детского развития», «Жизнь и мысль», 1999г.

  4. Боулби Дж. Привязанность. Пер.с англ./ Общ. ред. и вступ. статья Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.

  5. Мещерякова С.Ю. Ребенок младенческого возраста / Сб. Психическое развитие воспитанников детского дома. М., 1990, с.23-99

Дополнительная литература

  1. Баженова О.В., Баз Л.Л. Влияние супружеской коммуникации на развитие общения у ребенка первых двух лет жизни // Психологический журнал. 1996, Т. 17, № 1. С. 97- 109

  2. Баженова О.В., Козловская Г.В. Теоретические проблемы первичной профилактики психических расстройств в раннем возрасте (первое сообщение) // Социальная и клиническая психиатрия. 1992. № 2. С. 70-75

  3. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. – СПб: Питер, 2001. – 256 с.

  4. Эмоциональное развитие дошкольника. \ Кошелева А.Д. М., Просвещение, 1985


Дисциплина 4. Репродуктивная система женщины, физиология и патология беременности и родов

Раздел 4.1. Репродуктивная система женщины: онтогенез, патология, методы обследования, вспомогательные репродуктивные технологии

Тема 4.1.1. Онтогенез репродуктивной системы

  1. Репродуктивная система женщины

  2. Онтогенез репродуктивной системы женщины

  3. Регуляция функции репродуктивной системы


Тема 4.1.2. Патологические состояния репродуктивной системы женщины

  1. Аномалии положения половых органов

  2. Нарушение развития репродуктивной системы

  3. Нарушение функции репродуктивной системы

  4. Воспалительные заболевания женских половых органов

  5. Эндометриоз



Тема 4.1.3. Методы обследования в гинекологии

  1. Осмотр пациента

  2. Методы гормонального обследования

  3. Эндоскопические методы

  4. Ультразвуковое исследование

  5. Прочие методы, применяемые в гинекологии

Тема 4.1.4. Современные методы контрацепции

  1. Внутриматочная контрацепция

  2. Гормональная контрацепция

  3. Другие методы.


Тема 4.1.5.Вспомогательные репродуктивные технологии

  1. Бесплодный брак: понятие, методы обследования

  2. Искусственное осеменение

  3. Экстракорпоральное оплодотворение и трансплантация эмбриона


Раздел 4.2. Диагностика, физиология и патология беременности


Тема 4.2.1.Диагностика беременности


  1. Значение для психологов, работающих в перинатальной сфере,

знаний по различным разделам акушерства.

  1. Диагностика ранних сроков беременности

Тема 4.2.2. Физиология беременности


  1. Оплодотворение, развитие зародышевых оболочек и плаценты.

  2. Общие сведения о развитии плода. Плод как объект родов.

  3. Физиологические изменения в организме женщины при беременности.

  4. Женский таз : норма и патология.

Тема 4.2.3. Патология беременности


  1. Гестозы первой и второй половины беременности.

  2. Беременность при различных экстрагенитальных заболеваниях.

  3. Преждевременное прерывание беременности.


Раздел 4.3. Физиология, патология родов и послеродового периода, общие сведения о современном акушерстве


Тема 4.3.1. Физиология родов и послеродового периода

  1. Предвестники родов (прелиминарный период). Норма и патология. Поведение беременной во время его, действия акушера-гинеколога.

  2. Течение первого периода родов. Механизм родовой деятельности. Биомеханизм родов в заднем виде затылочного предлежания.

  3. Течение второго периода родов. Потужной промежуток.

  4. Третий период родов.

  5. Послеродовой период.

  6. Ведение первого, второго, третьего периода родов, послеродового периода.

  7. Обезболивание родов: показания, методы, способы.


Тема 4.3.2. Патология родов и послеродового периода

  1. Особенности течения родов в тазовом предлежании, при многоплодной беременности, поперечном, косом и других предлежаниях плода.

  2. Аномалии родовой деятельности.

  3. Роды при предлежании плаценты и отслойке нормально расположенной плаценты.

  4. Особенности течения родов у женщин с гестозом .


Тема 4.3.3. Приемы и методы родовспоможения

  1. Методы коррекции аномалий родовой деятельности. Приемы и методы родовспоможения

  2. Операции , применяемые в родах и в послеродовом периоде.


Формы итогового контроля - зачет


Перечень примерных вопросов к зачёту

  1. Что понимается под онтогенезом репродуктивной системы

  2. Какие основные нарушения репродуктивной системы Вы знаете?

  3. На какие основные группы можно разделить методы обследования в гинекологии?

  4. На какие основные группы можно разделить все заболевания репродуктивной системы?

  5. Какие виды контрацепции Вы можете выделить?

  6. Что называется «бесплодным браком»?

  7. Какие виды бесплодия можно выделить?

  8. Какие основные методы репродуктивных технологий можно назвать?

  9. Что такое оплодотворение, где оно происходит?

  10. Продолжительность беременности

  11. Какие изменения происходят в организме беременной женщины?

  12. Особенности женского таза, его аномалии и их влияние на течение беременности и родов.

  13. Диагностика беременности

  14. Гестоз первой половины беременности

  15. Гестоз второй половины беременности

  16. Самопроизвольный выкидыш

  17. Преждевременные роды

  18. Как много времени проходит от предвестников родов до их начала?

  19. Если при ложных схватках беременная не может отдыхать, как это расценивается?

  20. С чего начинается первый период родов?

  21. Полное открытие шейки матки , что это такое? Что это такое?

  22. Основной механизм родов.

  23. Что происходит во втором периоде родов?

  24. Что такое потуга?

  25. Для чего нужен третий период родов?

  26. Изменения в организме родильницы в послеродовом периоде.

  27. Какие виды аномалий родовой деятельности известны?

  28. Показания к операции наложения полостных акушерских щипцов

  29. Плановое и экстренное кесарево сечение.


Основная литература

  1. Акушерство от десяти учителей. Под ред. С.Кэмпбелла : М.:Издательство:ООО "Медицинское информационное агентство", 2004, 204 с.

  2. Бодяжина В.И., Семенченко И.Б. Акушерство, Ростов-на-Дону: Феникс, 2005, 477 стр.

  3. Гуськова Н.А., Солодейникова М.В., Харитонова С.В. Акушерство. С-Петербург:

Спецлит, 2006, 527 с.

  1. Лебойе Ф. За рождение без насилия. Пер.с фр. Репрод.изд. М., 1988

  2. Дик Рид. Роды без страха М, 2006


Дополнительная литература

  1. Бабичев В.Н. Нейрогумаральная регуляция овариального цикла. – М.: Медицина, 1994. – 240 с.

  2. Бесплодный брак/ Под ред. Р. Пепперелла и др.: Пер. с анг. – М.: Медицина, 1993. – 336.с

  3. Бодяжина В.И., Сметник В.П., Тумилович Л.Г. Неоперативная гинекология: руководство для врачей. – М.: Медицина. 1990. – 544 с.

  4. Горелова Л.В. Планирование семьи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004, 251 стр.

  5. Мануилова И.А. Современные контрацептивные средства. – М.: Медицина. – 2002. – 127с.

  6. Полянская Р.Т., Цхай В.Б., Кузнецова О.В. и др. Женская консультация: Организация лечебной и профилактической работы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006, 90 стр.

  7. Симкин П., Вэлли Дж., Кепплер Э. Гид по беременности: Перевод с английского,

Минск: Фаир-пресс, 2006, 576 стр.


Дисциплина 5. Психология репродуктивной сферы

Раздел 5.1. Сравнительно-психологические аспекты репродуктивной сферы.

Тема 5.1.1. Теоретические подходы к психологии репродуктивной сферы

  1. Основные теоретические подходы, обращающиеся к изучению репродуктивной сферы.

  2. Физиология, психофизиология, психосоматика, психотерапия.

  3. Системный подход к психологии репродуктивной сферы.


Тема 5.1.2. Строение репродуктивной сферы. Взаимосвязь родительской и половой составляющих репродуктивной сферы.

  1. Понятие функциональных сфер поведения в биологии и мотивационно-потребностной сферы в психологии.

  2. Репродуктивная потребностно-мотивационная сфера.

  3. Компоненты репродуктивной сферы: физиологический, телесный, психический компоненты и их взаимосвязь.

  4. Половая и родительская составляющие репродуктивной сферы, их взаимосвязь и особенности у женщин и мужчин.
^

Тема 5.1.3. Эволюционные основы репродуктивной сферы.


  1. Особенности репродуктивной сферы у млекопитающих. Специфика размножения и особенности репродуктивной сферы приматов.

  2. Изменение репродуктивной сферы в антропогенезе.

  3. Особенности материнской сферы и половой сферы, связанные с прямохождением. Особенности материнско-детского взаимодействия и раннего развития ребенка у гоминид.

Тема 5.1.4. Исторические и культурные аспекты репродуктивной сферы.

  1. Исторические и культурные аспекты раннего развития ребенка, родительских функций и полового поведения.

  2. Взаимосвязь культурной модели личности и особенностей раннего воспитания ребенка.

  3. Исторические и культурные особенности оформления зачатия, беременности, ведения родов и послеродового периода.

Раздел 5.2. Психология репродуктивного цикла.

Тема 5.2.1. Структура и содержание родительской части репродуктивной сферы

  1. Представления о роли матери и отца в развитии ребенка.

  2. Различие и специфика материнских и отцовских функций в разных психологических подходах.

  3. Родительская потребностно-мотивационная сфера как часть репродуктивной сферы. Специфика материнской сферы.

  4. Структура материнской потребностно-мотивационной сферы.

  5. Содержание потребностно-эмоционального блока, операционального блока и ценностно-смыслового блока.

  6. Особенности отцовской сферы и ее содержание.

  7. Готовность к родительству.
^

Тема 5.2.2. Онтогенез родительской сферы


  1. Общие представления об онтогенезе репродуктивной сферы. Особенности онтогенеза материнской и отцовской сфер.

  2. Этапы развития материнской сферы в онтогенезе человека.

  3. Развитие отцовской сферы в онтогенезе. Основные этапы и их содержание.

Тема 5.2.3. Психология менструального цикла

  1. Роль психики в регуляции менструального цикла.

  2. Эволюционная обусловленность эмоционального компонента регуляции менструального цикла.

  3. Фазы менструального цикла и их психологическая составляющая.

  4. Возможность неосознаваемой регуляции фаз менструального цикла.

Тема 5.2.4. Психология зачатия.

  1. Физиология зачатия.

  2. Роль психики в зачатии.

  3. Психотерапевтические аспекты психологии зачатия.

  4. Формы планирования беременности.

  5. Страхи, связанные с ситуацией зачатия. Психологическая подготовка к зачатию.
^

Тема 5.2.5. Психология беременности

  1. Психологические и физиологические компоненты беременности.
  2. Гестационная доминанта. Формирование ГД.
  3. Периоды беременности.
  4. ^
    Стили переживания беременности.
  5. Динамика психических процессов, формирование привязанности, образа ребенка, материнской позиции в беременности.
  6. Позиция мужчины, партнерские отношения в период беременности.

Тема 5.2.6. Психология родов

  1. Психофизиология родов.

  2. Психологическая составляющая родов.

  3. Периоды родов и состояние сознания женщины в родах.

  4. Переживание боли в родах.

  5. Партнерские отношения в родах. Сопровождение в родах.

  6. Типы отношения к родам («формула родов»).

Тема 5.2.7. Психология послеродового периода.

  1. Психофизиология послеродового периода.

  2. Сензитивные периоды установления бондинга.

  3. Формирование материнской компетентности в послеродовом периоде.

  4. Послеродовые расстройства.

  5. Партнерские отношения после родов.



Форма итогового контроля – экзамен

Вопросы для подготовки к экзамену


  1. Составляющие репродуктивной сферы и их взаимосвязь.

  2. Роль матери и отца в становлении базовых личностных образований у ребенка в раннем онтогенезе.

  3. Особенности репродуктивной сферы человека

  4. Антропогенез репродуктивной сферы

  5. Исторические аспекты родительства

  6. культурные особенности родительскиой сферы

  7. Культурные аспекты взаимосвязи родительской и половой составляющих репродуктивной сферы.

  8. Основные подходы к изучению материнства и отцовства в зарубежной и отечественной психологии.

  9. Взаимосвязь онтогенеза половой и родительской составляющих репродуктивной сферы

  10. Основные этапы онтогенеза материнской потребностно-мотивационной сферы.

  11. Особенности онтогенеза отцовской сферы

  12. Взаимосвязь психики и физиологии в регуляции менструального цикла

  13. Влияние психологических особенностей личности на успешность зачатия

  14. Строение и функционирование гестационной доминанты

  15. Психологический компонент беременности

  16. Стили переживания беременности

  17. Психологические особенности родов

  18. Партнерские роды, позиция участников родов

  19. Формирование материнско-детской взаимосвязи в послеродовом периоде

  20. Послеродовые расстройства


Основная литература


  1. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. М., 2004

  2. Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М., 2002


Дополнительная литература

  1. Абрамченко В.В. Психосоматическое акушрество. СПб., 2001

  2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. М., 2004

  3. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии,1997,№7. С. 38-47

  4. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии, №1, 2002, с. 59-69

  5. Винникотт Д. Маленькие дети и их матери. М., 1998

  6. Дерягина М.А. Эволюционная антропология. М., 1999

  7. Кон И.С. Ребенок и общество. - М. 1988

  8. Крайг Г. Психология развития. Спб., 2000

  9. М.Мид. Культура и мир детства. - М., 1989

  10. Мозг и поведение младенца. М., Ин-т Психологии РАН, 1993

  11. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец. СПб., 1999


Дисциплина 6. Перинатальная психотерапия

Тема 6.1. Теория психотерапии.

  1. Психотерапия как часть практической психологии.

  2. Взаимодействие психотерапии с психодиагностикой и психологическим консультированием.

  3. Различные виды психотерапии.

  4. Отдельные направления психотерапии: бихевиоральное, психоаналитическое, гуманистическое.

Тема 6.2. Основные понятия психотерапии.

  1. Понятия «запрос», «проблема», «клиент», «рапорт», «присоединение», «терапевтический альянс».

  2. Профессиональные и этические принципы консультирования.

Тема 6.3. Основы психотерапевтической работы с разными контингентами

населения.

  1. Основы индивидуальной психотерапии

  2. Основы групповой психотерапии.

  3. Особенности семейной психотерапии, психотерапии детей и родителей.

Тема 6.4. Перинатальная психотерапия.

  1. Содержание типичных обращений к психологу беременных женщин и кормящих матерей в условиях стационара.

  2. Особенности психотерапии беременных и кормящих женщин и их семей.

Тема 6.5. Язык невербального общения. дистанция, телесный контакт, мимика, взгляд, интонация, жесты, позы.

Тема 6.6. Тренинг навыков эмпатийного и активного слушания

Тема 6.7. Демонстрация психотерапевтических сеансов – практикум.


Форма итогового контроля – экзамен

Вопросы для подготовки к экзамену:

  1. Психотерапия как часть практической психологии. Взаимодействие с психодиагностикой и психологическим консультированием.

  2. Различные виды психотерапии.

  3. Отдельные направления психотерапии: бихевиоральное, психоаналитическое, гуманистическое.

  4. .Понятия «запрос», «проблема», «клиент», «рапорт», «присоединение».

  5. «Терапевтический альянс» и «терапевтический сговор».

  6. Профессиональные и этические принципы консультирования.

  7. Основы индивидуальной психотерапии

  8. Основы групповой психотерапии.

  9. Особенности семейной психотерапии

  10. Основы психотерапии детей и родителей.

  11. Особенности психотерапии беременных и кормящих женщин и их семей.

  12. Язык невербального общения: дистанция, телесный контакт, мимика, взгляд, интонация, жесты, позы.

  13. Эмпатийное слушание

  14. Активное слушание


Основная литература

  1. Витакер Д.С. Группы как инструмент психологической помощи/ М.: Класс, 2000.-432с.

  2. Групповая психотерапия/ Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. – М.: Медицина, 1990 – 384 с.

  3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования в групповой психотерапии. – 2-е изд.,М.: Академический проект; ОППЛ, 2003.-464 с.

  4. Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни.// Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А.н.ВАСИНА.- м.:Изд-во УРАО, 2005.- с.121-128

Дополнительная литература

  1. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи. М., 1998.

  2. Добряков И.В. Перинатальная семейная психотерапия // Системная семейная психотерапия/ Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. (Серия «Практикум по психотерапии»)- С-Пб.: Питер. 2002.- с.265-285.

  3. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер с англ./ - М.: Прогресс, 1993.-368 с.

  4. Степанов С.С. Язык невербального общения М, 2002.

  5. Степаносова А.В. Варианты запроса на психологическую помощь у беременных женщин и женщин с новорожденными детьми в условиях стационара // ж. «Перинатальная психология и психология родительства» 2004. №1. с. 77-85

  6. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Николаевская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003, 336 с.

  7. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., Класс, 1999.


Дисциплина 7. Основы перинатальной психологии

Раздел 7.1.Введение в перинатальную психологию и психологию родительства

Тема 7.1.1. Основные понятия перинатальной психологии.

  1. Перинатальная психология как наука.

  2. Определение предмета перинатальной психологии в узком и широком контекстах.

  3. Составные части предмета (диада «мать-дитя», развитие отношений в системе).

  4. Родительство как предмет научного сследования.

  5. Методы исследования младенчества: три истрорических этапа.



Тема 7.1.2. Обзор зарубежных исследований в области перинатальной психологии и психологии родительства

  1. Психоаналитический подход. Микропсихоанализ.

  2. Культурно-исторический подход.

  3. Этологический подход.

  4. Трансперсональный подход.

  5. Теория привязанности

Тема 7.1.3. Обзор отечественных исследований в области перинатальной психологии и психологии родительства

  1. Исследование родительства и младенчества в отечесвтенной детской психологии (Выготский Л.С.., Блонский П.П., Лисина М.И., Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Захарова Е.И.)

  2. Биопсихосоциальный подход (Брутман В.И., Радионова М.С., Юсупова А.А.)

  3. Концепция психологии материнства Г.Г.Филипповой. Материнская сфера женщины. Онтогенез материнства. Функции матери.

  4. Исследования базовых качеств матери и их предпосылок (Е.И.Исенина, Е.В.Барановская, О.И.Попцова)

  5. Перинатальная семейная психотерапия (И.В.Добряков)

  6. Экзистенциальный гуманистический подход в психологическом сопровождении беременных женщин и молодых родителей (М.Е.Ланцбург)

Раздел 7.2.Психология беременности. Комплексная подготовка к материнству и отцовству.


Тема 7.2.1. История развития психологической и социальной работы с беременными женщинами в России.

  1. История становления психопрофилактической работы с беременными женщинами в России.

  2. История развития альтернативного акушерства в России.

  3. Современное состояние проблемы оказания психологической помощи будущим родителям в России и странах СНГ..

Тема 7.1.2..Зарубежные практические направления пре- и перинатальной психологии и психологии родительства

  1. Развитие альтернативного акушерства (Франция, США) .Развитие «духовного акушерства» в США.

  2. Подготовка инструкторов к работе с будущими родителями в Канаде.

Тема 7.1..3.Понятие «психологическая готовность к материнству»

  1. Зарубежные подходы (Винникотт Д, Дж. Боулби, Р. Шпитц)

  2. Отечественные взгляды на психологическую готовность к материнству (исследования группы О.В.Баженовой, исследования С.Ю. Мещеряковой, Г.Г.Филиппова, М.Е.Ланцбург)

  3. Содержание понятия «психологическая готовность к материнству».

Тема 7.1.4.Цели и задачи комплексной подготовки к материнству и отцовству.

  1. Значение работы с будущими родителями для формирования запроса на психологическую помощь и профилактики нарушений детско-родительских отношений.

  2. Психологические задачи подготовки родителей на этапе ожидания ребенка.

Тема 7.1.5.Мотивации сохранения беременности.

  1. . Неблагоприятные мотивации зачатия и сохранения ребенка (замещение, социальные, самореализации, сохранения здоровья матери, поддержки в старости и др.).

  2. Психологическая работа по повышению ценности ребенка ( «сдвиг мотива на цель»)

Тема 7.1.6. Исследования психологической составляющей беременности.

  1. Исследования психологического компонента гестационной доминанты И.В.Добрякова

  2. Исследования стилей переживания беременности Г.Г.Филипповой.

Тема 7.1.7.Основы организации групповой работы с будущими родителями

  1. Принципы работы групп по подготовке к материнству и отцовству.

  2. Формы организации групповой работы с беременными.

  3. Взаимодействие психологов с учреждениями здравоохранения и образования.


Форма итогового контроля – зачет


Вопросы для подготовки к зачету

  1. История развития психологической и социальной работы с беременными женщинами в России.

  2. Психологические основы работы с будущими родителями Современное состояние проблемы оказания психологической помощи будущим родителям в стране.

  3. Содержание понятия «психологическая готовность к материнству».

  4. Задачи комплексной подготовки к материнству и отцовству.

  5. Значение работы с будущими родителями для формирования запроса на психологическую помощь и профилактику нарушений детско-родительских отношений.

  6. Мотивации сохранения беременности.

  7. Классификации психологической составляющей беременности.

  8. Основы организации групповой работы с будущими родителями.

  9. Взаимодействие психологов с учреждениями здравоохранения и образования.

  10. Перинатальная психология как наука.

  11. Опредление предмета перинатальной психологии в узком и широком смыслах.

  12. Составные части предмета (диада «мать-дитя», развитие отношений в диадае).

  13. Методы исследования младенчества: три исторических этапа .

  14. Психоаналитический подход.

  15. Микропсихоанализ.

  16. Этологический подход.

  17. Трансперсональный подход.

  18. Теория привязанности.

  19. Биопсихосоциальный подход.

  20. Концепция материнства Г.Г.Филипповой.

  21. Материнская сфера женщины.

  22. Онтогенез материнства.

  23. Функции матери.

  24. Взаимосвязь базовых качеств матери на первом году жизни и их предпосылок.

  25. Перинатальная семейная психотерапия.

  26. Экзистенциальный гуманистический подход в психологическом сопровождении беременных женщин и молодых родителей.


Основная литература

  1. Исенина Е.И. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери // Журнал практического психолога. Тематический выпуск: Перинатальная психология и психология родительства. №4-5, 2003, Москва. – С.49-63.

  2. Ланцбург М.Е. Психологическая служба поддержки беременных женщин и молодых родителей. // Психологическая наука и образование./ 2004 N 3.

  3. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001.-288 с.

  4. Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М., 2002 – 240 с.

  5. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А.н.ВАСИНА.- м.:Изд-во УРАО, 2005.- 328 с.


Дополнительная литература

  1. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия // Психологический журнал, 1999, том 20, № 1, с. 39-48

  2. Боулби Дж. Привязанность. Пер.с англ./ Общ. ред. и вступ. статья Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.

  3. Бертин А. Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях. Спб., МНПО “Жизнь”, 1992.

  4. Воронцов И.М. К обоснованию некоторых общеметодических и частных подходов для формирования валеологической концепции в педиатрии и педологии/ Сб. «Методология и социология педиатрии». СПб:1991.

  5. Захарова Е.И. Личностные изменения, связанные с появлением ребенка // Тематический выпуск: Перинатальная психология и психология родительства. Журнал практического психолога № 4-5, 2003, Москва. – с.38-45



  6. Копыл О.А., Баз Л.Л., Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка //Синапс. 1993. N 4.

  7. Ланцбург М.Е. О применении экзистенциального гуманистического подхода в психологическом консультировании беременных женщин и молодых родителей.// Перинатальная психология и психология родительства. Журнал практического психолога № 4-5 2003г., Москва, с22-38

  8. Мещерякова С.Ю. Ребенок младенческого возраста / Сб. Психическое развитие воспитанников детского дома. М., 1990, с.23-99

  9. Крайг Г. Психология развития. СпБ, изд-во «Питер», 2000

  10. М. Малер, Дж.Б. Мак-Девитт Процесс сепарации-индивидуации и формирование идентичности // Журнал практической психологии и психоанализа. М. Институт практической психологии и психоанализа., 2005, №2

  11. Марконе М.Д. Девятимесячный сон. Сны в период беременности., М. 1993, 111 с.

  12. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. СпБ.: Б.С.К. 1997

  13. Фанти С. Микропсихоанализ. М., “ЦПП”, 1997

  14. Чемберлен Д. Разум Вашего новорожденного ребенка / Пер. с англ. – М: Класс, 2004 – 224 с.

  15. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность // Человек, 1994, №6, с. 24-37

  16. Шпиц Р. А. Психоанализ раннего детского возраста. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. — 159 с.


Дисциплина 8. Методы психологической диагностики и коррекции беременных женщин в перинатальном периоде. Практические навыки перинатального психолога.

Раздел 8.1.Принципы и методы психологического консультирования беременных женщин в перинатальном периоде.

Тема 8.1.1. Принципы консультирования в перинатальной психологии.

Тема 8.1.2. Диагностика готовности к материнству и ресурсов будущих родителей на основе наблюдений и интервью по шевелению (анализ видеоматериалов)

Тема 8.1..3.Анализ рисунков «Я и мой ребенок» и «Я и моя мама»

Тема 8.1.4. Совокупный анализ анкет, рисунков и наблюдений. Разбор случаев.

Тема 8.1.5.Прогноз родительско-детских отношений на основе оценки ресурсов будущих родителей.

Тема 8.1.6..Составление плана психологического сопровождения на основе оценки готовности к родительству.


Раздел 8.2. Методы диагностики и коррекции психологической готовности к материнству

Тема 8.2.1.. Классификация методик, используемых в диагностической и коррекционной работе.

  1. Ограничения при выборе психологических методик для беременных и кормящих женщин.

  2. Прямые и проективные методы. .

  3. Методы, используемые в группе, при семейной консультации, в индивидуальной работе.


Тема 8.2.2. Принципы выбора методик и построения коррекционной и диагностической работы с беременными женщинами и с молодыми матерями в зависимости от срока беременности, наличия патологии, психологических особенностей женщины, ее семейной и социальной ситуации.

  1. Психологическая диагностика в трех триместрах беременности.

  2. Психологическая диагностика и психокоррекция беременных женщин и родильниц, пребывающих в стационаре.

Тема 8.2. 3. Ознакомление с методиками диагностики психологической готовности к материнству

  1. Структурированная беседа.

  2. Рисуночные методики.

  3. Интервью. Опросники.

  4. «Зеркало».

  5. Тест Фигур.

Тема 8.2.4.. Ознакомление с методиками коррекции психологической готовности к материнству.

  1. Рисуночные методики.

  2. Гаптономия.

  3. Телесноориентированные методики.

  4. Релаксация.

  5. Визуализация.

  6. Сказкотерапия.

  7. Игротерапия.

  8. Сочинение.

  9. Дневник.


Форма итогового контроля – экзамен


Вопросы для подготовки к экзамену:

  1. Классификация методик, используемых в диагностической и корекционной работе с беременными женщинами и кормящими матерями.

  2. Ограничения при выборе психологических методик для беременных и кормящих женщин.

  3. Прямые и проекционные методы.

  4. Методы диагностики и коррекции психологической готовности к материнству, используемые в группе, при семейной консультации, в индивидуальной работе.

  5. Принципы выбора методик в зависимости от срока беременности, наличия патологии, психологических особенностей женщины, ее семейной и социальной ситуации.

  6. Психологическая диагностика в трех триместрах беременности.

  7. Психологическая диагностика и психокоррекция беременных женщин и родильниц, пребывающих в стационаре.

  8. Структурированная беседа с беременной женщиной.

  9. Опросники для беременных женщин.

  10. Рисуночные методики.

  11. Интервью по шевелению.

  12. Методика «Зеркало».

  13. Тест Фигур.

  14. Гаптономия.

  15. Телесноориентированные методики для беременных женщин.

  16. Релаксация для беременных женщин.

  17. Визуализация.

  18. Сказкотерапия в практике работы с беременными женщинами..

  19. Игротерапия в практике работы с беременными женщинами и матерями.

  20. Сочинение в практике работы с беременными женщинами и матерями.

  21. Дневник в психологической работе с беременными женщинами и матерями.

  22. Анализ материалов, полученных слушателем в результате самостоятельного обследования


Основная литература



  1. В.И. Брутман, А.Я. Варга, И.Ю. Хамитова . Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери //«Психологический журнал», 2000, № 2.

  2. Геринг Т., Вилер И. Системный тест семьи. М., 1986.

  3. .Хоментаускас Г.Т. Социометрия, прожективные методики «Рисунок семьи». М., 1985.

  4. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А.н.ВАСИНА.- м.:Изд-во УРАО, 2005.- 328 с.

  5. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Николаевская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003, 336 с.


Дополнительная литература

  1. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи. М., 1998.

  2. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта – СПб: Питер, 2001. – 304с.




Дисциплина 9. Системная семейная психотерапия

и психологическое консультирование

Тема 9.1. Основы семейной психотерапии.

  1. История возникновения системной семейной психотерапии

  2. Жизненный цикл американской семьи

  3. Особенности жизненного цикла российской семьи

Тема 9.2. Параметры семейной системы

  1. Структура семейных ролей

  2. Семейные подсистемы и границы

  3. Семейные правила

  4. Семейная история

  5. Нарушения жизнедеятельности семьи

Тема 9.3. Методологические принципы работы с семьёй

  1. Методологические принципы работы с семьёй

  2. Рисунок семьи

  3. Семейная социограмма

  4. Шкала семейного окружения

  5. Шкала семейной адаптации и сплоченности

Тема 9.4. Ознакомление с методиками семейного консультирования

  1. Циркулярное интервью

  2. Техника позитивной коннотации

  3. Предписания

  4. Техника генограммы

Тема 9.5. Общие принципы конструктивизма в психотерапии

  1. Теоретические аспекты

  2. Теория семьи

  3. Практика конструктивной психотерапии

Тема 9.6. Семейная психотерапия BFST

  1. Построение терапевтической сессии в BFST

  2. Тренинг BFST



Форма итогового контроля – зачет.


Вопросы для подготовки к зачету

  1. История возникновения системной семейной психотерапии

  2. Жизненный цикл американской семьи

  3. Особенности жизненного цикла российской семьи

  4. Параметры семейной системы

  5. Структура семейных ролей

  6. Семейные подсистемы и границы

  7. Семейные правила

  8. Семейная история

  9. Нарушения жизнедеятельности семьи

  10. Методологические принципы работы с семьёй

  11. Рисунок семьи

  12. Семейная социограмма

  13. Шкала семейного окружения

  14. Шкала семейной адаптации и сплоченности

  15. Циркулярное интервью

  16. Техника позитивной коннотации

  17. Предписания

  18. Техника генограммы

  19. Общие принципы конструктивизма в психотерапии

  20. Теоретические аспекты конструктивной психотерапии

  21. Теория семьи в конструктивной психотерапии

  22. Практика конструктивной психотерапии

  23. Построение терапевтической сессии в BFST


Основная литература

  1. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 208 с.

  2. Варга А.Я. Системная психотерапия. Краткий лекционный курс. – СПб.: Речь, 2001. 144 с.

  3. Семейная психотерапия/ Сост.: Э.Г. Эйдемиллер., Н.В. Александрова, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.: ил. – (Серия «Хрестоматия о психологии»)



Дополнительная литература

  1. Аккерман Н. Теория семейной динамики// Семейная психотерапия., СПб.: Питер, 2000.

  2. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с. – (Серия «Золотой фонд психотерапии»)

  3. Коттер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб.: Питер, 2001. 464 с.

  4. Марковский М.С., Олсон Д.Н., Гурко Т.А. Семья на пороге третьяго тысячелетия. – М., 1995

  5. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2000. – 507 с.

  6. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Николаевская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003, 336 с., илл.

  7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. 656с. (Серия «Золотой фонд психотерапии»)



Дисциплина 10. Психология родов, психологическое сопровождение в послеродовом периоде и при утрате


Раздел 10.1..Психология родов

Тема 10.1. 1.Психология родов: теоретические основы

  1. Трансперсональный подход: критический анализ.

  2. Психоаналитический подход: критический анализ.

  3. Психопрофилактический подход в отечественной и зарубежной медицине.

  4. Подготовка к мягким родам (М.Оден, Б.Харпер, Д. Рид)

  5. Экзистенциальный гуманистический подход

Тема 10.1.2. Психологические задачи подготовки к родам.

  1. Анализ запроса на подготовку к беременности и родам.

  2. Психологические задачи, решаемые в процессе подготовки к родам.

  3. Место темы «подготовки к родам» в общем курсе для беременных пар.

  4. Формы подготовки к родам.

Тема 10.1..3. Методики работы со страхом родов.

  1. Причины и основания страха родов.

  2. Методы выявления страха родов (в индивидуальной и групповой работе).

  3. Методы психотерапии страха родов: когнитивные, поведенческие, суггестивные, экзистенциальные, арттерапия, эмоциональная поддержка.

Тема 10.1. 4. Психолого-педагогические средства формирования адекватного отношения к родам.

  1. Ориентация на целостное и адекватное восприятие опыта родов.

  2. Ценность опыта родов для ребенка и матери, ориентация на проживание опыта родов.

  3. Мотивация на проживание опыта родов.

  4. Ориентация на взаимодействие с медицинским персоналом в родах.

Тема 10.1.5. Психологическая работа с болью в родах.

  1. Физиологический смысл боли в родах.

  2. Культурные и «народные» мифы о боли в родах и их критический анализ.

  3. Когнитивная, аффективная и операциональная составляющие адекватного отношения к боли в родах.

  4. Психологические и поведенческие средства уменьшения восприятия боли в родах.

Тема 10.1.6. Ориентация матери на присоединение к ребенку в родах.

  1. Ориентация матери на идентификацию с ребенком.

  2. Содержание психологической помощи матери ребенку в трех периодах родов.

  3. Раннее прикладывание: значение и формы.

Тема 10.1.7. Психологические аспекты партнерских родов.

  1. История партнерских родов. Кто может выступать партнером в родах.

  2. Мотивация партнерских родов со стороны роженицы, со стороны отца ребенка. Условия успешности партнерских родов.

  3. Функции партнера в родах и формы помощи.

  4. Направления исследований партнерских родов.



Раздел 10.2. Психологическое сопровождение при утрате

Тема 10.2.1. Определение и виды утрат в перинатальном периоде.

  1. Классификация утрат.

  2. Смерть ближнего или вынужденная разлука с ним.

  3. Потеря органов.

  4. Переживание разочарования в результате несбывшихся ожиданий.

  5. Страхи потери себя.

Тема 10.2.2 Цикл проживания горя и психотерапия утраты..

  1. Три стадии горя.

  2. Характеристики социальных, психологических и физических проявлений на каждой стадии горя.

  3. Задачи, содержание и критерии успешности психологического сопровождения на каждой стадии горя.

  4. Психотерапия горя с позиций экзистенциальной психологии.

  5. Критерии выделения факторов риска для направления на консультацию к психиатру.

Тема 10.2.3. Ориентация на общение с ребенком беременных женщин и кормящих матерей, переживших опыт беременности и родов как травматический

  1. Определение момента в цикле переживания горя, когда можно ориентировать женщину на общение с ребенком.

  2. Формы присоединения к ребенку и критерии включенности женщины в общение.

  3. Психологическая работа с семьей в период проживания женщиной опыта утраты.



Форма итогового контроля – зачет.

Вопросы для подготовки к зачету

  1. Психология родов: теоретические подходы.

  2. Психологические задачи подготовки к родам.

  3. Анализ запросов на подготовку к беременности и родам.

  4. Содержание психологических задач, решаемых в процессе подготовки к родам.

  5. Причины и основания страха родов.

  6. Методы выявления страха родов (в индивидуальной и групповой работе).

  7. Методы психотерапии страха родов.

  8. Психолого-педагогические средства формирования адекватного отношения к родам.

  9. Психологическая работа с болью в родах.

  10. Ориентация матери на присоединение к ребенку в родах.

  11. Раннее прикладывание: значение и формы.

  12. Психологические аспекты партнерских родов: мотивации к участию партнера в родах, функции и формы помощи, условия успешности.

  13. Определение и виды утраты.

  14. Психологическое сопровождение женщины при потере ребенка в беременности и в родах. Психологическое сопровождение женщины при потере одного из близнецов в родах..

  15. Психологическое сопровождение женщины при рождении маловесного ребенка.

  16. Психологическое сопровождение женщины при рождении больного ребенка.

  17. Психологическое сопровождение женщины при несоответствии опыта родов и образа ребенка ожиданиям матери и членов семьи.

  18. Психологическое сопровождение женщины при потере отца ребенка или дисгармоничных отношениях с отцом ребенка.

  19. Характеристика фаз цикла проживания горя.

  20. Задачи и содержание психотерапевтической работы в каждой фазе цилка горя.

  21. Психотерапия горя с позиций экзистенциальной психологии.

  22. Ориентация на общение с ребенком беременных женщин и кормящих матерей, переживших опыт утраты.

  23. Психологическая работа с семьей в период проживания женщиной опыта утраты.


Основная литература

  1. И.В. Добряков. Перинатальная психотерапия / Детская психиатрия. Учебник / под ред. Э.Г.Эйдемиллера. – СПб: Питер, 2005. – 1120 с. – (Серия «Национальная медицинская библиотека»), с. 795-802

  2. Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни.// Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. Мат. Росс. Конф. 26-28 мая 1999г., Санкт-Петербург-Иваново 2000 с.312-320.

  3. Ланцбург М.Е. О применении экзистенциального гуманистического подхода в психологическом консультировании беременных женщин и молодых родителей.// Перинатальная психология и психология родительства. Журнал практического психолога № 4-5 2003г., Москва, с22-38

  4. Ланцбург М.Е. Раскрытие темы родов в групповой подготовке к родам в роддоме.// Перинатальная психология и медицина. Материалы конференции по перинатальной психологии. 25-27 мая 2001г., С-Пб. 2001, с.107-108

  5. Сорокина Т.Т. Роды и психика: Практич. рук /Мн.:Новое знание, 2003. – 352 с..


Дисциплина 11. Психические нарушения и личностные расстройства

в период беременности, родов и лактации. Девиантное материнство.


Раздел 11.1. Психические и поведенческие нарушения в связи с беременностью,

родами и лактацией


Тема 11.1.1 Психическое здоровье и психическая болезнь.

  1. Особенности и типы течения психических расстройств.

  2. Содержание понятий : патологическая реакция, патологическое развитие личности, психическая болезнь, личностное расстройство, обострение, ремиссия, интермиссия, выздоровление, дефект. Современные взгляды на причины возникновения психогенных, соматогенных, эндогенных психических заболеваний.

Тема 11.1.2. Роль репродуктивных циклов в возникновении и течении

психических нарушений

  1. Роль эндокринно-гинекологических сдвигов и нарушений в формировании психической патологии.

  2. Знакомство с предикторной ролью транизиторных психовегетативных расстройств в рамках предменструального синдрома.

  3. Современный взгляд на систематику личностных и поведенческих реакций в связи с вынашиванием нежеланной беременности и в послеродовом периоде.
  1   2

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Основные понятия психологии развития. Наследственность и среда icon Локализация высших психических функций
Понятия первого класса,7 Основные понятия,8 Психологическая система,9 Узкий локализационализм,10...
Основные понятия психологии развития. Наследственность и среда icon Наследственность и ее роль в патологии медицинская генетика и ее задачи Наследственность

Основные понятия психологии развития. Наследственность и среда icon Риторика рекламного текста Глава Основные понятия классической риторики и основные виды логического

Основные понятия психологии развития. Наследственность и среда icon Основные понятия

Основные понятия психологии развития. Наследственность и среда icon Основные понятия

Основные понятия психологии развития. Наследственность и среда icon 1 История, основные понятия 8

Основные понятия психологии развития. Наследственность и среда icon Основные понятия физиологии возбуждения

Основные понятия психологии развития. Наследственность и среда icon Пранаяма. Основные понятия и практика

Основные понятия психологии развития. Наследственность и среда icon Основные понятия медицины катастроф

Основные понятия психологии развития. Наследственность и среда icon Основные понятия и термины по Ботанике

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы