Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частич­ного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействии icon

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частич­ного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействии





Скачать 463.75 Kb.
Название Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частич­ного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействии
Дата 30.03.2013
Размер 463.75 Kb.
Тип Лекция
Лекция 27


Профилактика «эмоционального выгорания».

Антистрессовая программа


1. СИНДРОМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»


Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно, лет 20 тому назад. В последнее время оно широко используется в научных текстах и лексиконе пси­хиатров, медицинских и социальных психологов, звучит с экра­нов телевизоров и мелькает на страницах популярных изданий. Дело в том, что представители многих профессий, чья деятель­ность связана с общением, подвержены симптомам постепен­ного эмоционального утомления и опустошения. Прежде всего это касается врачей, педагогов, воспитателей, работников тор­говли и сферы обслуживания.

Прямо скажем, термин «эмоциональное выгорание» не стро­го научный, однако за ним стоят очень серьезные психологические и психофизиологические реалии, имеющие свои причины, формы проявления и коммуникатив­ные следствия.

Прежде всего отметим, что эмоциональное выгорание, (будем пользоваться этим понятием, коль оно есть) приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами — свойства­ми нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосо­матическими нарушениями.

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частич­ного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействии.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретен­ный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходо­вать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрица­тельно сказывается на исполнении профессиональной деятель­ности и отношениях с партнерами.

^ Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности.

Данный стереотип эмоционального восприятия действительности складывается под воздействием ряда факторов предпосылок — внешних и внутренних.


^ Внешние факторы, провоцирующие «выгорание», таковы.

  • Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность

Такая деятельность связана с интенсивным общением, точ­нее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействи­ем на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно восприни­мать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуаль­ную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.

  • ^ Дестабилизирующая организация деятельности.

Основные ее признаки общеизвестны: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо струк­турированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бю­рократического шума» — мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана професси­ональная деятельность, например, учащихся в классе, пациен­тов, принимаемых за рабочую смену, клиентов, обслуживаемых за день. При этом следует учитывать, что дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения — клиенте, потребителе, пациенте и т. п., а затем на взаимоотно­шения обеих сторон,

  • ^ Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции.

Представители массовых профессий обычно работают в ре­жиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего это ка­сается медиков, педагогов, воспитателей, социальных работников, блюстителей общест­венного порядка, обслуживающего персонала. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осу­ществляется совместная деятельность. Надо всматриваться, вслу­шиваться, вчувствоваться в него; сопереживать, сострадать, со­чувствовать; предвосхищать его слова, настроения, поступки. А главное, постоянно приходится принимать на себя энергети­ческие разряды партнеров.

На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответствен­ность за благополучие вверенных деловых партнеров — заказчи­ков, пациентов, учащихся, клиентов, пассажиров, покупателей. Плата высока — нервное перенапряжение.

Любой профессионал в сфере межличностных отношений на­ходится под постоянным прессингом особых социальных ин­ститутов, призванных побуждать к ответственности за исполняе­мые функции и операции. Среди таких институтов жесткие и конкретные ролевые предписания, права личности и потребителя и т.д.

неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности.

Таковая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель—под­чиненный», и по горизонтали, в системе «коллега—коллега». Нер­возная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а дру­гих — искать способы экономии cвоиx психических ресурсов.

Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держать­ся от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы;

психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения.

У врачей это тяжелые и умирающие больные. У педагогов и воспитателей — дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. У руководителя или ко­мандира — подчиненные с акцентированными характерами, нев­розами, признаками психопатизации, нарушители дисциплины, безответственные работники, неумеренно пьющие. У обслужи­вающего персонала — капризные и грубые клиенты. Если вы работаете с людьми, то почти ежедневно попадается клиент или пациент, который «попортит вам нервы» или «дове­дет до белого каления». Невольно вы начинаете упреждать подобные случаи и прибегаете к экономии эмоциональных ресур­сов, убеждая себя при помощи формулы: «не следует обращать внимание...». В зависимости от статистики своих наблюдений, вы добавляете, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнрав­ственных. Механизм психологической зашиты найден, но эмо­циональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда вы не включаетесь в нужды и требования вполне нор­мального партнера по деловому общению. На этой почве возни­кают недоразумение и конфликт — эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной.


^ Внутренние факторы, обусловливающие эмоциональное выго­рание

  • Склонность к эмоциональной ригидности.

Естественно, эмоциональное выгорание как средство психо­логической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реакти­вен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медлен­нее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервны­ми процессами. Повышенная впечатлительность и чувствитель­ность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко случается так, что проработав «в людях» до пенсии, человек тем не менее не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способ­ность к соучастию и сопереживанию.

  • ^ Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности

Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль.

Довольно часто молодые специалисты воспринимают все слишком эмоционально, отдаются делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Типичный вариант экономии ресурсов - эмоциональное выгорание. Учителя спустя.11-16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения про­фессиональной деятельности.

Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются пе­риоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень переживает стрессовые си­туации конфликты, допущенные ошибки. К примеру, педагог научившийся спокойно реагировать на аномалии ха­рактеров подросткового возраста, вдруг «срывается» в общении с определенным ребенком, возмущен его бестактными выходка­ми и грубостью. Но случается - тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание обернулось безразличием и апатией.

  • ^ Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

Здесь два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности - а это означает безразличие, равнодушие, душевную черствость.

Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооце­нок он поддерживает иными средствами - материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Иное дело личность с альтруистическими ценностями. Для нее важно помогать и сочувствовать другим. Утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности.

  • ^ Нравственные дефекты и дезориентация личности.

Возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесгь, до6родетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами – неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого личности.

В случае нравственного дефекта, так и при нали­чии нравственной дезориентации, формирование эмоциональ­ного выгорания облегчается.


Теперь перейдем к поведенческим проявлениям, то есть симп­томам эмоционального выгорания. Каковы они и как их опре­делить? Чтобы ответить на эти вопросы важно подчеркнуть очевидную связь эмоционального выгорания и стресса.

^ Эмоциональное выгорание — динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.

Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал его как неспецифическую (то ecть всеобщего действия) защит­ную реакцию организма в ответ на психотравмирующие факто­ры разного свойства.

При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:

1) нервное (тревожное) напряжение —- его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестаби­лизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

2) резистенция, то есть сопротивление, — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприят­ных впечатлений;

3) истощение — оскудение психических ре­сурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось не­эффективным. Соответственно каждому этапу возникают от­дельные признаки, или симптомы нарастающего эмоциональ­ного выгорания.


^ ФАЗА «НАПРЯЖЕНИЯ».

Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «за­пускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обу­словливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколько симптомов:

^ 1. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».

Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явле­ний «выгорания».

  1. ^ Симптом «неудовлетворенности собой».

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недоволь­ство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, кон­кретными обязанностями. Действует «механизм «эмоционального переноса» — энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя. По крайней мере, возникает замкнутый энергетический контур «Я и обстоятельства»: впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмируюшие элементы профессиональной деятельности.

В этой схеме особое значение имеют известные нам внутрен­ние факторы, способствующие появлению эмоционального вы­горании: интенсивная интериоризация обязанностей, роли, об­стоятельства деятельности, повышенная совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах «выгорания» они нагне­тают напряжение, а на последующих провоцируют психологи­ческую защиту.

  1. ^ Симптом «загнанности в клетку».

Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим про­должением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит чувство безысходности. Мы пытаемся что-то из­менять, еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные ас­пекты своей работы. Это приводит к усилению психической энер­гии за счет индукции идеального: работает мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы долж­ного и желаемого. Сосредоточение психической энергии дости­гает внушительных объемов. И если она не находит выхода, если не сработало какое-либо средство психологической защиты, включая эмоциональное выгорание, то человек переживает ощущение «загнанности в клетку», интеллектуально-эмоционального затора, тупика.

В таких случаях мы в отчаянии произносим: «неужели это не имеет пределов», «нет сил с этим бороться», «я чувствую безыс­ходность ситуации". Нас повергает в исступление бюрократи­ческая казенщина, организационная бестолковщина, людская непорядочность, повседневная рутинность.

^ 4. Симптом «тревоги и депрессии».

Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоцио­нальному выгоранию как средству психологической защиты. Чув­ство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной про­фессии, в конкретной должности или месте службы. Симптом «тревоги и депрессии», — пожалуй, крайняя точка в формиро­вании тревожной напряженности при развитии эмоционально­го выгорания.


^ ФАЗА «РЕЗИСТЕНЦИИ»

Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фак­тически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологи­ческому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирова­ние зашиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:

^ 1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».

Несомненный признак «выгорания», когда профессионал пере­стает улавливать разницу между двумя принципиально отлича­ющимися явлениями: экономичное проявление эмоций и не­адекватное избирательное эмоциональное реагирование.

В первом случае речь идет о выработанном со временем по­лезном навыке подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции довольно ог­раниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыб­ка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержан­ные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. Такой режим общения можно приветствовать, ибо он свиде­тельствует о высоком уровне профессионализма.

Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно «эконо­мит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным — уделю внимание данному партнеру, будет настроение — откликнусь на его со­стояния и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в . том, что человеку чаще всего кажется, будто он поступает до­пустимым образом. Однако субъект общения или сторонний наблюдатель фиксирует иное — эмоциональную черствость, не­учтивость, равнодушие.

Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включе­ния эмоций в профессиональное общение интерпретируется парт­нерами как неуважение к их личности, то есть переходит в плос­кость нравственных оценок.

^ 2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».

Он углубляет неадекватную реакцию в отношениях с партнером. Нередко у профессионала возникает по­требность в самооправдании. Не проявляя должного эмоцио­нального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию. При этом заучат суждения: «это не тот случай, чтобы пережи­вать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться».

Подобные мысли и оценки бесспорно свидетельствуют о том, что эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нрав­ственные чувства. Ведь профессиональная деятельность, постро­енная на человеческом общении, не знает исключений. Учитель не должен решать педагогические проблемы подопечных по собственному выбору. К сожалению, в жизни мы зачастую сталкиваемся с проявле­ниями эмоционально-нравственной дезориентации. Как прави­ло, это вызывает справедливое возмущение, мы осуждаем по­пытки поделить нас на достойных и недостойных уважения. Но с такой же легкостью почти каждый, занимая свое место в систе­ме служебно-личностных отношений, допускает эмоционально-нравственную дезориентацию.

В нашем обществе привычно исполнять свои обязанности в зависимости от настроения и субъ­ективного предпочтения.

  1. ^ Симптом «расширения сферы экономии эмоций».

Такое доказательство эмоционального выгорания имеет мес­то тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне про­фессиональной области — в общении с родными, приятелями и знакомыми. Случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, что вам не хочется общаться даже с близкими. Кстати часто именно домашние ста­новятся первой «жертвой» эмоционального выгорания. На службе вы еще держитесь соответственно нормативам и обязанностям, а дома замыкаетесь или, хуже того готовы послать всех подаль­ше, а то и просто, «рычите» на всех. Мож­но сказать, что вы пресыщены человеческими контактами.

  1. ^ Симптом «редукции профессиональных обязанностей».

Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности ре­дукция проявляется в попытках облегчить или сократить обя­занности, которые требуют эмоциональных затрат.

По пресловутым законам редукции нас, субъектов сферы обслуживания, обделяют эле­ментарным вниманием. В ответ мы тоже не спешим к нашим партнерам - ни подробного опроса, ни доброго слова, одним словом, редукция профессиональных обязанностей - привычная спутница бескультурья в контактах.


^ ФАЗА «ИСТОЩЕНИЯ»

Характеризуется более или менее выраженным падением обще­го энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъ­емлемым атрибутом личности.

^ 1. Симптом «эмоционального дефицита».

К профессионалу приходят ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. По­степенно симптом усиливается и приобретает более осложнен­ную форму: все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, оби­ды, капризы — дополняют симптом «эмоционального дефицита».

  1. ^ Симптом «эмоциональной отстраненности».

Личность почти полностью исключает эмоции из сферы про­фессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика — ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный. дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а при­обретенная за годы обслуживания людей эмоциональная за­щита. Человек постепенно научается работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.


Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной дефор­мации личности и наносит ущерб субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас».

^ 3. Симптом «личностной отстраненности, или деперсонали­зации».

Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушев­ленный предмет, как объект для манипуляций – с ним прихо­дится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, по­требностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования.

Метастазы «выгорания» проникают в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интерес­на, не доставляет удовлетворения, не проставляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах «выгорания» личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: «не­навижу...», «презираю...», «взять бы автомат и всех...». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана сия пpoфессиональная деятельность.

^ 4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений».

Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образу­ется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: субъекты профессиональной дея­тельности, провоцируют отклонения в соматических или психи­ческих состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциа­ции, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в об­ласти сердца, сосудистые реакции, обострения хронических за­болеваний.

Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная зашита — «выгора­ние» — самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энер­гия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разруши­тельной мощи эмоциональней энергии.


Проверьте себя


Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — паци­енты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

^ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ:

1. Организационные недостатки на работе постоянно застав­ляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в на­чале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее про­дуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2—3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не об­щался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, свя­занных с работой. .

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась воз­можность.

16. Меня часто расстраивают то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу. помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого на­строения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношени­ях с деловым партнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усгалости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вы­зывают раздражение.

  1. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии парт­неров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контак­ты с деловыми партнерами.

  1. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошиб­ки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п.

29. Если партнер мне не приятен, я стараюсь ограничить вре­мя общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не де­лай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоцио­нальную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе oтдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от ниx признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появ­ляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу. людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неуда­чи в работе.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глу­бокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».

43. Усталость .от работы приводит к тому, что я стараюсь со­кратить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические или пси­хологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безыс­ходной (почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего .года была жалоба (были жало­бы) в мой адрес со стороны партнера(ов). .

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу. .

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к парт­нерам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду ни работу с тяжелым чувством: как все надое­ло, никого бы не видеть и не cлышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень труд­ный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе, у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хо­тел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься. домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кон­чился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защи­щающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессио­нала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка данных


Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов – указывается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максималь­ную оценку — 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие под­счеты:

1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»,

2) подсчитывается сумма показате­лей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгора­ния»,

3) находится итоговый показатель синдрома «эмоциональ­ного выгорания» — сумма показателей всех 12 симптомов.


«НАПРЯЖЕНИЕ»

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10),+61(5), -73(5)

2. Неудовлетворенность собой: -2(3),+14(2).+26(2),-38(10),-50(5),+62(5),+74(3),

3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5),+63(1), -75(5)

  1. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3),+28(5),'+40(5), +52(10), +64(2), +76(3) .

«РЕЗИСТЕНЦИЯ»

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)

2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3). +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

3. Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(2),.+43(5), +55(3), +67(3),-79(5)

4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3),.+68(3), +80(10)

«ИСТОЩЕНИЕ»

1. Эмоциональный дефицит: +9(3),+21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10)., +81(2)

  1. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5). +70(5), +82(10)

  2. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5),+72(2), +83(10)

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), 36(5), 48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Интерпретация результатов


Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симп­томы. Покaзатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов – не сложившийся симптом,

10—15 баллов – складывающийся симптом,

16 и более – сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к до­минирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стрес­са относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наи­большее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — ос­мысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возмож­на в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической за­шиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов – фаза не сформировалась;

37—60 баллов – фаза в стадии формирования;

61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показа­телями, подсчитанными для разных фаз формирования синдро­ма «выгорания», можно дать достаточно объемную характерис­тику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следую­щие вопросы:

  • какие симптомы доминируют;

  • какими сложившимися и доминирующими симптомами со­провождается «истощение»;

  • объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;

  • какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмо­циональное состояние личности;

  • в каких направлениях надо влиять на производственную об­становку, чтобы снизить нервное напряжение;

  • какие признаки и аспекты поведения самой личности подле­жат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.




  1. АНТИСТРЕССОВАЯ ПРОГРАММА



    1. ^

      Способы выхода из стресса



Стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. Возникает вопрос, как человеческий организм может противостоять стрессу и управлять им?

Что может быть противопоставлено стрессу?

Обратимся к активным способам повышения общей устойчивости человеческого организма. Их можно попытаться разделить на три группы:

Первая группа включает способы, использующие физические факторы воздействия – это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой и т.д.

Вторая группа аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз.

Третья группа способов повышения общей устойчивости организма связана с биологически активными веществами.

Начало этого явления уходит в далекую древность, а масштабы потрясающи.

Распространение кокаина в Южной Америке (XIV в.) и опия на Среднем Востоке (XVII в.) произошли в критический период, когда в этих районах Земли свирепствовал голод. Попытки лечить депрессию (влиять на пониженное настроение) относятся к глубокой древности: так еще в VIII в. до нашей эры ассирийцы употребляли листья кокаина, чтобы “создать сытость у голодных, силу у слабых и забвение невзгод”.

Определенной притягательной силой обладает и алкоголь, которая заключается в особенностях его действия на человеческую психику. Воздействие алкоголя разносторонне. Умеренное и эпизодическое употребление алкоголя повышает настроение, смягчает беспокойство, тревогу, напряженность, делает человека более общительным, контактным.

Не будем отрицать временное антистрессорное действие алкоголя и никотина, но наряду с этими особенностями им присуща еще одна, - болезненное пристрастие к их употреблению. Но по сравнению с хроническим алкоголизмом или наркоманией стрессор – просто ягненок. Мы можем представить действие стрессора на организм в виде небольшой схемы.





Обладая антистрессорным действием, алкоголь, очевидно, должен оказывать определенное влияние на центральную нервную систему, хотя нет практически ни одной системы, ни одного органа в организме человека, которые не подвергались бы изменениям под воздействием систематического приема алкоголя.

Таким образом, не вызывает сомнения, что алкоголь - не лекарство от стрессора, а очень опасная вещь. Притупив несколько ощущение отрицательных эмоций, люди рискуют попасть в сети хронического алкоголизма, что несоизмеримо хуже любого стрессора.

Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса – полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта, например, поискать оправдания для своего обидчика. Можно выделить различные способы снижения значимости конфликта.

Первый из них можно охарактеризовать словом “зато”. Суть его – суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Второй прием успокоения – доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем («а другому гораздо хуже») позволяет стойко и спокойно отреагировать на неудачу. Интересный способ успокоения по типу “зелен виноград”: подобно лисице из басни сказать себе, что «то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо».

Один из лучших способов успокоения – это общение с близким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, «излить душу», т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости.

Когда человек выговорится, его возбуждение снижается, и в этот момент появляется возможность разъяснить ему что-либо, успокоить, направить его. Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-то. Для того чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку.

Важный способ снятия психического напряжения – это активизация чувства юмора. Суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным, т.е. суметь отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему и недостойному серьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в трудной ситуации. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано. По своей функциональной значимости смех так могущественен, что его называют даже «стационарным бегом трусцой».


^ Рекомендации для повышения Стрессоустойчивости


«Закаливание» от стрессов

Для успешного противостояния воздействию стрессовых факторов человек должен обладать определенными характеристиками, которые сделают его более адаптивным и помогут пережить стрессовую ситуацию. Такие особенности мы сами можем в себе развивать и совершенствовать.

К ним относятся:

^ 1. Анализ ошибок мышления

Существует ряд ошибок мышления, которые могут приводить к неоправданно сильному, чрезмерному стрессу.

К наиболее частым ошибкам относятся:

  • «Чёрно-белое мышление». Мир видится в чёрно-белых тонах, без цвета и полутонов. Человек мыслит категориями «всё» или «ничего» и считает себя полным неудачником при малейшем несовпадении ожиданий с реальностью.

  • ^ Чрезмерные обобщения. На основании единичных фактов формулируется глобальный (и ничем не подтверждённый) вывод. Часто используются слова «никогда, никто, ничего, все, всё, всегда».

  • Катастрофизация. Это своеобразное «раздувание из мухи слона». Происходит преувеличение негативного события до тех пор, пока оно не вырастает в сознании человека до размеров катастрофы. Могут использоваться слова «кошмарный, ужасный, страшный, трагический» и т.д.

  • Субъективизация. Другой вариант «превращения мухи в слона», когда человек настроен на определённое объяснение событий и упорно пытается найти этому подтверждение. Если же подходящих фактов не обнаруживается, «подтверждения» формируются из всего, что находится под рукой, в том числе из собственных эмоций.

  • ^ Чрезмерный пессимизм. «Эффект подзорной трубы», при котором преуменьшаются хорошие новости и преувеличиваются плохие. Человек обращает внимание только на негативные стороны жизни, при этом упорно игнорируя позитивные моменты.

  • ^ Мечтательность и отрицание реальности. Человек полон красочных, но абсолютно нереалистичных ожиданий насчёт себя, других людей, работы, профессии, окружающего мира и т.д. При этом часто не видит реальной проблемы или убеждает себя, что проблемы не существует, хотя на самом деле она очень актуальна.

  • ^ Чрезмерная требовательность. Человек предъявляет к себе, другим людям и миру в целом неадекватные, завышенные требования и прикладывает неимоверные усилия к выполнению этих требований. Часто используются слова «должен, обязан».

  • ^ Осуждение и ярлыки. Человек занимает позицию строгого судьи и выносит мысленный приговор себе или другому. Например: «я неудачник», «он плохой человек», и т.д.

  • ^ Гедонистическое мышление. Мышление, нацеленное на максимальное удовольствие и полное устранение страданий и любых ограничений. Часто встречаются фразы: «я этого не выдержу», «мне это нужно прямо сейчас», «это слишком тяжело».

  • ^ Вязкое мышление. Человек снова и снова возвращается к одной и той же мысли, пока она не заполняет собой все пространство сознания. При этом каждая последующая попытка решить проблему все менее успешна.


^ 2. Распределение времени

Проанализируйте, как вы используете свое время.

  • Составьте список из шести наиболее важных целей вашей жизни, конкретно­го месяца, недели, дня. Включите в список то, что вам труд­но делать, и обязательно хотя бы одну глубоко личную и приятную цель.

  • Составьте полный отчет об одном своем самом обычном дне, указывая, чем вы занимались и сколько времени на это потратили. Обратите внимание, сколько времени исчезает неизвестно куда! За­тем составьте список этих дел, выделив среди них наиболее важные. В конце дня, пока все еще свежо в памяти, запи­шите время, которое вы затратили на выполнение основных дел. Сравните это время с тем, какое вы предполагали затра­тить.

График позволяет сразу заметить, где вы потрати­ли время впустую, а где торопились безо всякой на то необ­ходимости.

Вот два полезных совета, помогающих «найти» потерян­ное время:

  • ведите учет времени;

  • составляйте себе план на каждый день, неделю, месяц или год.


^ 3. Позитивное мышление

Люди, овладевшие навыками позитивного мышления, воспринимают возникшую проблему как возможность развить свое уме­ние справляться со сложными ситуациями. Вы можете влиять на свой образ мыслей.

  • Возьмите себе за правило думать позитивно о любой проблеме, не лишайте себя права быть оптимистом.

  • Избегайте чувства безысходности. Поймите: всегда есть нечто, что вы можете сделать для изменения ситуации.

  • Смотрите на проблему широко, стараясь проанализировать ее со всех сторон.

  • Создайте себе мысленную модель, позволяющую найти успешное решение, находясь в состоянии стресса.

  • Относитесь спокойно к неопределенности.

  • Ищите в неприятностях скрытые преимущества. Исполь­зуйте свои ошибки и просчеты для того, чтобы лучше разобраться в проблеме.


Упражнение «Проблемная ситуация»

Инструкция: вспомните любую проблемную ситуацию, которая случилась с вами недавно, лучше в профессиональной деятельности. Выделите в ней:

  1. положительные и отрицательные моменты сложившейся ситуации;

  2. свои положительные и отрицательные черты в данной ситуации;

  3. положительные и отрицательные черты человека, с которым произошел конфликт.


^ 4. От отрицания к утверждению.

Научитесь проделывать такое трехэтапное преобразование:

  • В каждом предложении найдите слово с отрицанием или негативным смыслом.

  • Исключите это слово или перефразируйте предложение так, чтобы оно звучало позитивно, позволяя «проявиться» вашему желанию.

  • Чтобы сделать свое желание более реальным, добавьте к позитивному высказыванию конструкцию с «если...» или «когда...».


Пример. Есть предложение «Никогда этого не переживу».

1. Отрицательные слова: ^ Никогда. Не переживу. Исключите их из предложения и измените его так, чтобы оно выражало ваше желание.

2. Желание, сформулированное позитивно: «Я это переживу».

Оно реалистично? Не очень. Если вас настигли травмиру­ющие переживания, нужно...

3. Добавить к полученному предложению что-нибудь, делающее его более реалистичным. Например: «Я это переживу, если получу квалифицированную помощь», — или любой другой вариант в соответствии с вашими обстоятельствами. С этого начинается решение проблемы.

^ 5. Позитивные утверждения

Иногда нужно иметь в запасе позитивные высказывания, особенно если вы испытываете постоянный стресс или сталкиваетесь время от времени с одной и той же проблемой. В таких случаях помогает периодическое повторение утверди­тельных позитивных фраз. Вот несколько примеров простых утверждений относительно целей и возможностей.

  • «Я становлюсь сильнее и энергичнее, как в интеллектуальном, так и в физическом плане»

  • «День ото дня я становлюсь спокойнее и легче приспосабливаюсь к обстоятельствам»

  • «Я все больше верю в свою способность преодолеть трудности»

  • «Я могу научить свое сознание и тело работать согласованно»

  • «Я могу положительно относиться к людям и событиям»

  • «Я легче справляюсь со стрессом»


^ 6. Умение брать ответственность за свою жизнь на себя

Жизненная установка оказывает громадное влияние на то, как мы переживаем стресс. Она представляет собой способ осмысления мира, проблем, возможностей и испытаний, встречающихся на нашем пути.

Установки людей, наилуч­шим образом справляющихся со стрессом, отличаются сле­дующими тремя чертами.

  • ^ Контроль над ситуацией. Эти люди — хозяева своей жизни, потому что они уверены в том, что смогут добиться поставленной цели, применив свои знания в решении стоящих перед ними задач.

  • Преданность цели. Эти люди видят смысл в том, что делают, и считают резуль­таты своего труда нужными и полезными.

  • ^ Радость преодоления. Эти люди рассматривают возникающие на их пути трудно­сти и препятствия как вызов своим способностям, а не как преграды, поэтому воспринимают любые испытания не с не­гативной, а с позитивной точки зрения.


^ 7. Уверенность в себе

Благодаря современным исследованиям психологи обнаружили очень простой способ, позволяющий повысить уверенность человека в себе: нужно предоставить возможность телу и сознанию действовать каждому по-своему, но совместно. Наше тело «помнит» эмоции, и мы можем научиться менять собственное настроение за счет сильных позитивных чувств, вспомнив их в нужную минуту, например, при столкновении со стрессовой ситуацией.

Если вы немного потренируетесь, чтобы связывать в своем сознании позитивные чувства с каким-либо действием, например, сжатием кулака, и будете повторять это довольно часто, то в скором времени столь простой жест поможет вам вспомнить это позитивное чувство!

В любой момент, когда вам понадобятся положительные эмоции, вы сможете воспользоваться этой связью, всего лишь сжав кулак.

Этот прием работает на увеличение силы вашей личности. Тренируйтесь описанным ниже способом хотя бы по 10 минут в день в течение месяца.

Упражнение. Сядьте удобно, глубоко расслабьтесь и «выдохните из себя» все напряжение. Представляйте себе приводимые далее сцены, вспоминая как можно живее зрительные, слуховые и тактильные ощущения. Когда они достигнут уровня реальности, сожмите ведущую руку (ту, которой пишете) в кулак. Держите кулак в течение 30 секунд. Расслабьтесь и откройте глаза. Через минуту повторите упражнение.

  • Сцена 1. Вспомните тот момент в своей жизни, когда вы чувствовали абсолютную уверенность в себе и были собой довольны (какое-нибудь личное достижение, особый выходной, новое платье).

  • Сцена 2. Вспомните минуту, когда вы радовались чьей-то серьезной и очень важной для вас похвале (друга, отца, матери, учителя или возлюбленного).

  • Сцена 3. Подумайте о ком-нибудь, кем вы восхищаетесь. Неважно, приходилось вам встречаться с этим человеком или нет. Представьте себе, что вы стоите с ним рядом и по мановению волшебной палочки можете войти в его тело и посмотреть на мир его глазами! Пусть вызывающие ваш восторг качества этого человека наполнят вас.


^ 8. Держаться с чувством собственного достоинства.

Это значит:

  • Дышать ровно и спокойно.

  • Использовать слово «я», говоря о себе, например: «Я предпочитаю, когда вы говорите более спокойно» или «Я хотел бы прояснить этот вопрос».

  • Поддерживать контакт глазами.

  • Использовать соответствующую мимику и жесты.

  • Говорить естественным, но решительным тоном.

  • Избегать упреков в адрес другого человека.

  • Быть оптимистично настроенным и надеяться на благополучный исход.

Задумав что-нибудь, посмотрите, соответствуют ли время и место вашим намерениям. К сожалению, приходится признать, что очень часто человек, с которым вы общаетесь, бывает не готов к сотрудничеству и, скорее всего, попытается уйти от предмета обсуждения всеми возможными способами. Ваш собеседник может прибегнуть к сарказму и другим проявлениям гнева, повести себя иррационально или просто вспылить. Вот несколько способов преодоления общепринятых приемов «блокировки», или противодействия.


^ 9. Как погасить гнев

Откажитесь от разговора, пока собеседник не успокоится и не будет в состоянии вас выслушать. Скажите, например: «Я согласен говорить об этом, но не сейчас, когда ты так расстроена» или «Не кричи, пожалуйста. Успокойся и мы поговорим».


^ 10. Избирательное игнорирование

Это означает, что не надо замечать провокационных или обидных замечаний.

Например:

Бывшая жена: «Когда ты будешь платить алименты на ребенка, как обещал?»

Бывший муж: «Ты ничего не понимаешь в деньгах. Ведешь себя, словно ребенок».

Экс-супруга не отвечает. Она отказывается реагировать на провокацию, но готова ответить на высказывание, касающееся предмета разговора, то есть вопроса о том, когда отец ребенка сможет заплатить алименты и почему он этого не делает. Любое деструктивное или несправедливое замечание должно быть встречено молчанием, причем вы сами должны сохранять полное спокойствие. Если собеседник продолжает грубить, всячески избегая ответа на вопрос, женщина может сказать: «Я слышу тебя, но надеюсь, ты понимаешь, что я не буду реагировать на подобные выпады. Я буду с тобой говорить только по делу».

Для того чтобы добиться успеха, нужно действовать последовательно. Не раздражайтесь ни на какие выходки собеседника, иначе он поймет, что сумел отвлечь вас от вопроса, который не хотелось обсуждать.

^ 11. «Испорченная пластинка»

Спокойный отказ, повторенный несколько раз безо всяких пояснений и ответов на вопросы, также позволяет добиться желаемого.

Например:

Очень назойливый продавец: «Надеюсь, это изделие доставит вам массу удовольствия!»

Уверенный в себе покупатель: «Спасибо, оно мне не нужно».

Очень назойливый продавец: «Разве у вас нет детей? Им это понравится!»

Уверенный в себе покупатель: «Меня ваше изделие не интересует».

Очень назойливый продавец: «Оно сэкономит вам деньги!»

Уверенный в себе покупатель: «Меня это не волнует».


^ 12. Чувство вины

Вы постоянно ощущаете на своих плечах груз упреков, и вам хочется все время оправдываться? Чувство вины — мощный источник стресса. Вы готовы взять на себя ответственность? Но есть более достойные способы сделать это. Вот пример.

Приятель А: «Ты заставил меня торчать на этом углу целых 20 минут!»

Приятель Б: «Извини, пожалуйста, за задержку: на мосту была пробка».

Приятель А: «Мне от этого не легче».

Приятель Б: «Случилось непредвиденное. Давай посмотрим, чем я теперь могу тебе помочь».

^ 13. Отделите «мух от котлет»

Очень важно уметь отсечь вопросы, которые только запутывают разговор, отвлекая от того, что вы хотели сказать. Сосредоточьтесь на проблеме, которая для вас действительно важна.

Пример:

А: «Я обращаюсь к тебе насчет денег только потому, что считаю тебя своим настоящим другом».

Б: «Я рад бы тебе одолжить, но у меня сейчас ничего нет».

А: «А может, ты мне и не друг вовсе?»

Б: «Дружба здесь ни при чем. Просто у меня самого сейчас безденежье. А больше я тебе ничем не могу помочь?»

Высказав свои чувства уверенно и с достоинством, вы почувствуете удовлетворение: стрессовая ситуация разрядится, возрастет ваша уверенность в себе, давление со стороны окружающих станет слабее.

Всегда помните о том, что вы имеете право:

- совершать ошибки;

- менять свои взгляды;

- говорить «нет» и отказываться от объяснений;

- быть хозяином своей жиз­ни.

Помните и о том, что ок­ружающие люди обладают точно такими же правами.


^ 14. Умение расслабляться

Смотрите приемы релаксации и медитации в лекции «Работа с особенным клиентом»


15. Умение сохранять эмоциональное равновесие с помощью любимых занятий


Наше бессознательное «успокаивается», когда мы занимаемся приятными делами – хобби, увлечениями.

Перестраивая свое внутреннее состояние с негативного на позитивное, человек может заниматься:

  • игрой на музыкальных инструментах, периодически посещать эстрадные концерты или консерваторию;

  • различным собиранием, коллекционированием, классифицированием, раскладыванием, упорядочиванием;

  • выращиванием цветов, редких растений, разведением сада или огорода на даче;

  • воспитанием щенка или котенка и в дальнейшем общением с ними;

  • созерцанием красивых природных ландшафтов, особенно хорошо успокаивает спокойная, зеркальная гладь озерной или речной воды.


Вспомните, что Вы делаете дома и на работе, чтобы улучшить свое настроение и успокоиться? Есть ли у Вас свои «секреты», помогающие Вам обрести эмоциональный баланс?

- ……

- ……


^ Некоторые практические советы


Начало рабочего дня

Первый совет: «Ваш будильник должен звонить мягко и нежно. Помните, что резкий звонок будильника - это стрессовый фактор, воздействие которого на наше настроение такое же, как и среднего по напряжению удара электротоком, не опасного для жизни. И тот, и другой - стресс-факторы, которые вызывают страх и напряжение. Стоит ли начинать свой день с таких неприятных эмоций?»

^ Второй совет: «Встаньте немного раньше обычного времени, чтобы утром не нужно было сразу начинать спешить. Ограничения во времени, которые испытывает спешащий человек - это тоже стресс. Если Ваше утро начнется с беспокойства, нервозность и раздражительность будут обеспечены Вам в течение всего дня».

^ Третий совет: «Не вставайте сразу и рывком! Поставьте будильник на несколько минут раньше необходимого времени, чтобы утром не спешить. Откройте глаза и потянитесь! Посмотрите на небо, почувствуйте начало нового дня - как начало новой жизни».

^ Четвертый совет: «Подумайте о приятном! Приучите себя к тому, что каждое утро Вы начинаете свой день с мысли о чем-то приятном. Так, потянувшись, спросите себя: «Что хорошего будет для меня в этот день?»

^ Пятый совет: «Встаньте и наденьте удобную одежду».

Шестой совет: «Сделайте несколько физических упражнений, чтобы зарядиться энергией. Сделанная утром гимнастика дает возможность почувствовать «мышечную радость».

^ Седьмой совет: «Идите в ванную и принимайте душ, который усилит Ваше чувство начала и свежести».

Восьмой совет: «Посмотрите на себя в зеркало: глаза лучатся энергией, кожа - свежестью. Можно причесаться и направиться в кухню».

^ Девятый совет: «Завтрак должен быть легким и состоять из любимых продуктов. Наверное, это - йогурты или каши. Кроме приятного вкуса, они еще и полезны. Затем - что-то горячее и жидкое, например, кофе или чай. Возможны также разные сухарики и джемы».

^ Десятый совет: «Не торопясь, оденьтесь и спокойно выходите из дома».


Завершение дня

Главное предназначение вечера – это отдых после напряженного дня и подготовка к сокойному сну, восстанавливающему силы.

^ Первый совет: «Не совершайте действий, идущих вразрез с Вашей совестью и Вашими убеждениями, это обеспечит душевное спокойствие вечером и хороший сон. Старайтесь быть самой собой, верьте и доверяйте себе».

^ Второй совет: «Не реагируйте на чужие поступки, особенно негативные».

Третий совет: «Цените свое человеческое достоинство. Чаще говорите себе фразу: «Я - умный, успешный и хороший человек». Свои поступки сверяйте по высоте этой фразы».

^ Четвертый совет: «В течение вечера поддерживайте в себе спокойствие, при возможности старайтесь перед сном погулять или принять теплую ванну. Позвольте себе быть вечером немного расслабленным и ленивым, никуда не торопитесь».

^ Пятый совет: «Каждый вечер делайте что-то приятное для себя: поваляйтесь немного на диване, просматривая иллюстрированный журнал, скушайте что-то легкое и вкусное, послушайте хорошую музыку или посмотрите хороший фильм».

^ Шестой совет: «Не пейте кофе или крепкий чай в вечернее время, чтобы не нарушить сон».

Седьмой совет: «Подведите итоги дня, выделяя самое позитивное. Засыпая, вспоминайте счастливые моменты своей жизни в течение дня, свои достижения и успехи, радости, добрые взгляды людей, их внимание и заботу».

^ Восьмой совет: «Каждый прожитый день воспринимайте как подарок жизни, чувствуйте удовлетворение, что этим подарком Вы владеете».

Девятый совет: «Не ругайте себя, если что-то не получилось в течение дня. Воспринимайте события дня с доверием к общему течению своей жизни. Думайте о том, что все, что происходит, - к лучшему.

^ Десятый совет: «Перед сном продумайте планы на будущий день, опираясь исключительно на собственные достоинства».


Вредные советы (или как довести себя до инфаркта)

  1. Работайте больше! Особенно по вечерам и выходным!!!

  2. Все время, даже не находясь на работе, думайте о своих самых трудных клиентах.

  3. Ругайте себя за то, что вы не делаете чего-то, что следовало бы делать.

  4. Верьте в то, что сможете помочь каждому, причем за очень короткий срок.

  5. Помните, что у вас никогда нет свободного времени, и вы не позволяете себе потерять ни секунды!

  6. Никому не рассказывайте о себе. Не общайтесь с коллегами. Не выражайте чувств.

  7. Ни в коем случае не теряйте время на такую ерунду, как наслаждение хорошей пищей или беседой, которая не имеет отношения к вашим делам и работе, а поэтому никакой практической отдачи от этой беседы не предвидится.

  8. Главное, не относитесь к вещам с юмором, так как в жизни все обстоит чрезвычайно серьезно. И все ужасно трудно и плохо.







Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частич­ного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействии icon Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеров в условиях коммерческой организации

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частич­ного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействии icon Перенос, или трансференция, разновидность психологической защиты, при котором в человеке, с которым

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частич­ного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействии icon Оценка эффективности средств индивидуальной защиты кожи при воздействии соединений никеля 14. 00.

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частич­ного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействии icon Задачи: Рассказать о роли кожи, слизистой в защитной системе организма Раскрыть механизм иммунной

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частич­ного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействии icon Задания в тестовой форме I уровня Выберите один правильный ответ

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частич­ного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействии icon 21 июля – День профилактики стоматологических заболеваний
Всем без исключения нравятся красивые здоровые белоснежные улыбки. И некоторым почему-то кажется,...
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частич­ного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействии icon 1. Древнейшим наркотиком является алкоголь. Самая большая опасность это привыкание к алкоголю. Сдревности

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частич­ного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействии icon Задания в тестовой форме Отвечая на вопросы теста, выберите только один правильный ответ

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частич­ного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействии icon Задания в тестовой форме Отвечая на вопросы теста, выберите только один правильный ответ

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частич­ного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействии icon Программа семинара Имплантация с немедленной нагрузкой миф или реальность. Имплантаты под углом.
Туберо – Птериго – Палатинальная зона: нужно ли это, надежно ли это, сложно ли это, опасно ли это....
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы