|
Скачать 178.27 Kb.
|
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова Вопросы для поступающих в аспирантуру 13.00.03 КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА « ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА» Москва 2010 Олигофренопедагогика – составная часть специальной (коррекционной) педагогики Олигофренопедагогика – наука о закономерностях обучения, воспитания и развития детей с нарушениями интеллекта. Понятие, предмет исследования, задачи, категориальный аппарат олигофренопедагогики (обучение, воспитание, развитие, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация, интеграция). Разделы олигофренопедагогики общие основы олигофренопедагогики, олигофренодидактика, теория воспитания умственно отсталых детей, дошкольная олигофренопедагогика, социально-трудовая реабилитация лиц с выраженной интеллектуальной недостаточностью, основы управления специальным образованием, семейное воспитание лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями). История становления олигофренопедагогики и ее современное состояние. Место олигофренопедагогики в системе педагогических наук, ее связь с другими науками. Научные и методологические основы олигофренопедагогики. Ведущие направления научного поиска, актуальные проблемы и перспективы развития олигофренопедагогики. ^ Роль биологических и социальных предпосылок в психическом развитии человека. Общие закономерности психического развития нормального и умственно отсталого ребенка. Л.С. Выготский о структуре и путях компенсации интеллектуального дефекта. Эндогенные и экзогенные причины умственной отсталости. 3начение клинико-генетических, психологических, социологических исследований для предупреждения возникновения и правильной диагностики интеллектуальных нарушений. ^ Понятие о научном исследовании. Специфика научных исследований в олигофренопедагогике, требования к организации и проведению. Понятие о методах педагогического исследования, их классификации. Характеристика основных эмпирических методов познания, методов теоретического исследования, математических и статистических методов исследования. Инновационные процессы в педагогической деятельности. Взаимосвязь между педагогической наукой, исследовательской деятельностью, педагогической инновацией. ^ Этапы, принципы, методы психолого-медико-педагогического обследования. Организация работы ПМПК. Понятие умственной отсталости: этиология, клиника, патогенез, прогноз развития. Разграничение умственной отсталости с учетом времени наступления поражения ЦНС (олигофрения и деменция). Современная международная классификация по степени выраженности интеллектуальной недостаточности (МКБ-10). Клинико-патогенетическая классификация умственной отсталости (по Г.Е. Сухаревой). Этиопатогенетическая классификация олигофрении (по М.С. Певзнер). Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью. Педагогическая дифференциация учащихся по возможностям обучения. Контингент специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для детей с нарушением интеллекта: медицинские показания и противопоказания к приему детей в школу; характеристика состава учащихся школы. Психолого-педагогическое изучение учащихся в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида: основные подходы, принципы, этапы, методы и формы изучения школьников. Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения. ^ . Правовые основы специального образования в России: принципы государственной политики в области специального образования; Конституция РФ (1993); Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992, ред. 1996, 1997); проект Закона РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (1996); Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся с отклонениями в развитии (1997, 2000); Концепция реформирования системы специального образования (1999); Национальная доктрина образования в Российской Федерации и др. Система специального образования: характеристика ее структуры, компонентов, форм. Реформирование системы специального образования на современном этапе развития общества, экономики, педагогической науки и практики. Основные идеи, подходы, этапы и социально-педагогические условия осуществления реформы, их характеристика и анализ реализации. Типы и виды образовательных учреждений, оказывающих помощь детям с отклонениями в интеллектуальном развитии (дошкольные, школьные, учреждения профессионального образования). Специальная (коррекционная) школа VIII вида, как основное образовательное учреждение для детей с нарушениями интеллекта: ее структура, задачи, направления развития и совершенствования. ^ . Особенности педагогического процесса в специальной (коррекционной) школе. Роль и место коррекционной работы в системе образования. Различные исторические подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми детьми (Э. Сеген, М. Монтессори, О. Декроли, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев и др.). Характеристика современной системы коррекционно-педагогической работы. Значение ранней коррекционно-компенсаторной помощи для развития ребенка. Определяющая роль обучения и воспитания в развитии и преодолении имеющихся нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью. Методологические основы коррекционной работы. Учение Л.С. Выготского о структуре дефекта, соотношении обучения и развития, коррекции и компенсации, социальной направленности коррекционной работы. Комплексные медико-психолого-педагогические мероприятия, осуществляемые на различных этапах преодоления последствий основного дефекта. Содержание и критерии эффективности коррекционно-образовательного процесса. ^ Определение принципа обучения. Характеристика общедидактических принципов(воспитывающая и развивающая направленность обучения, научность и доступность обучения, практическая направленность обучения, систематичность и последовательность в обучении, индивидуальный и дифференцированный подходы, принципы наглядности, активности и сознательности, прочности), особенности их реализации в коррекционно-педагогическом процессе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с нарушением интеллекта. Сущность и значение принципа коррекционной направленности, как ведущего принципа обучения детей с отклонениями в развитии. ^ Понятие, сущность, функции, основные принципы и подходы к его формированию. Система и взаимосвязь носителей содержания образования: государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, учебные планы, образовательные программы, учебники и учебные пособия. Требования к содержанию специального образования (коррекционная направленность обучения, его завершенность, доступность, научность, практическая направленность, систематичность, последовательность расположения учебного материала, наличие пропедевтического этапа обучения, реализация внутри- и межпредметных связей, вариативность требований). Характеристика учебных предметов специальной (коррекционной) школы VIII вида, их роль и место в системе образовательной и профессионально-трудовой подготовки детей с интеллектуальной недостаточностью. Развитие и совершенствование содержания специального образования на современном этапе: ведущие направления, тенденции и актуальные проблемы. ^ Определение методов обучения. Современные классификации методов обучения: по источнику знаний (словесные, наглядные, практические), характеру познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый), дидактическим целям (приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, закрепления, проверки знаний, умений и навыков), ведущему виду деятельности учителя и учащихся (преподавания и учения). Характеристика методов обучения. Требования, предъявляемые к выбору и применению методов обучения. Сущность и специфика методов обучения, применяемых в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта. Характеристика факторов, определяющих выбор методов обучения. ^ Понятие о формах обучения. Характеристика основных и дополнительных форм организации обучения умственно отсталых школьников: урок, экскурсия, домашняя учебная работа, специальные коррекционные занятия. Требования к их организации и проведению. Структура, этапы, содержание урока. Разновидности типов урока в зависимости от основной дидактической цели. Требования, предъявляемые к оценке уровня знаний, умений и навыков учащихся. Функции оценки. Подготовка учителя к организации обучения: основные этапы работы, виды планирования, выбор форм и методов обучения. ^ Сущность трудовой подготовки учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Основные виды труда, осваиваемые учащимися специальной школы. Система трудового обучения; формы обучения различным видам труда. Типы занятий по трудовому обучению, требования к их проведению. Этапы трудового обучения. ^ Роль и значение воспитания в разностороннем развитии личности умственно отсталого ребенка, повышении уровня познавательной активности, нормализации эмоционально-поведенческих расстройств. Комплексный подход к учебно-воспитательному процессу в образовательном учреждении. Цель, задачи воспитания умственно отсталых детей. Принципы, методы воспитания детей с нарушением интеллекта. ^ Основные виды воспитательных занятий. Организация воспитательной работы. Массовые формы работы: праздники, спартакиады, выставки и др. Система дополнительного образования (студии, секции, творческие объединения и др.). Предметные, художественные, краеведческие, технические и спортивные объединения. Роль дополнительного образования в преодолении недостатков личности воспитанников. Групповая работа. Воспитательное занятие. Внеклассное чтение. Организация игр в системе воспитательной работы. Просмотр и обсуждение телепередач. Индивидуальная воспитательная работа. Структура воспитательных мероприятий. Оборудование групповых помещений. Специфика воспитательной работы в зависимости от эмоционально-поведенческих расстройств и возрастной динамики умственно отсталых детей, различных клинических групп (возбудимые, заторможенные, соматически ослабленные и т.д.). Индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам в процесс е проведения занятий. ^ Основные направления работы по нравственному воспитанию. Особенности формирования нравственных представлений и понятий. Методы нравственного воспитания. Этическая беседа: особенности содержания и проведения. Формирование нравственного поведения. Воспитание морально-волевых черт характера. Роль охранительного педагогического режима в приучении умственно отсталых детей к правильному поведению. Учёт эмоционально-волевой сферы и патологических черт характера детей в воспитании нравственного поведения. ^ Формы работы по трудовому воспитанию. Самообслуживающий труд, хозяйственно-бытовой труд, общественно-полезный труд, производительный труд, труд в процессе самостоятельной деятельности, работа в мастерских дополнительного образования, организация дежурства воспитанников. Профориентационная работа. Трудоустройство и социально-трудовая адаптация выпускников. ^ Цель, задачи, формы и содержание эстетического воспитания. Особенности воспитания эстетических чувств, представлений, понятий, вкусов у умственно отсталых детей. Ознакомление с различными видами искусств. Развитие эстетических оценок и суждений, эстетических вкусов. Использование различных видов творческой деятельности. Художественные студии и их значение в эмоциональном развитии личности воспитанников. Организация и проведение конкурсов, выставок с целью эстетического воспитания. Оформление помещения, эстетика труда, социальных отношений. Средства эстетического воспитания. Роль эстетического воспитания в осуществлении коррекционных задач специальной школы. Взаимосвязь эстетического, нравственного, физического и трудового воспитания. ^ Задачи школы в работе с родителями: общие и специфические. Методы работы педагогов с родителями: изучение семьи воспитанника, педагогическое просвещение родителей, оказание консультативной помощи практического характера и др. Формы взаимодействия педагогов и родителей в процессе коррекционно-педагогического воспитания: индивидуальные, классно-групповые, массовые, общешкольные. Литература Основная
Дополнительная
Вопросы
|