|
Скачать 400.04 Kb.
|
Проект МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТЕ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Часть 1 ЛЕТНИЕ СПОРТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ Москва 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Настоящий Специальный федеральный государственный стандарт разработан в соответствии с приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 1684 «Об утверждении тематического плана государственного задания по выполнению прикладных научных исследований в области физической культуры и спорта для подведомственных Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации научно-исследовательских институтов и вузов на 2012-2014 годы». В Российской Федерации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, проходящих спортивную подготовку, устанавливаются специальные федеральные стандарты спортивной подготовки, обязательные при разработке и реализации программ спортивной подготовки. Специальные федеральные государственные стандарты спортивной подготовки предназначены для обеспечения: 1) единства основных требований к спортивной подготовке инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на всей территории Российской Федерации; 2) планомерности осуществления спортивной подготовки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на всей территории Российской Федерации; 3) подготовки спортсменов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья для спортивных сборных команд, в том числе паралимпийских сборных команд Российской Федерации. В системе спортивной подготовки специальной стандартизации подлежат основные требования к планированию, построению и контролю тренировочного процесса в паралимпийских видах спорта, нормативы спортивной подготовленности, наиболее значимые и существенные на каждом этапе подготовки, требования к лицам, осуществляющим (паралимпийцы) и обеспечивающим спортивную подготовку (тренерский состав и специалисты в области физической культуры и спорта) в физкультурно-спортивных организациях, в которых проводится спортивная подготовка на отдельных ее этапах, а также требования к лицам, обеспечивающим организацию и проведение спортивных соревнований (корпус классификаторов и судей). Требования настоящего Специального федерального государственного стандарта распространяются на организации, осуществляющие спортивную подготовку в спорте лиц с интеллектуальными нарушениями по летним видам, (включая руководителей таких организаций, тренерский состав, паралимпийцев, и иных представителей) и являются обязательными при реализации программ спортивной подготовки. Специальный федеральный государственный стандарт не применяется работодателями в отношении спортсменов, с которыми заключены трудовые договора, а также федерациями паралимпийских летних видов в спорте лиц с интеллектуальными нарушениями в отношении членов спортивных сборных команд Российской Федерации по паралимпийским летним видам спорта. Специальные федеральные государственные стандарты спортивной подготовки утверждаются не реже чем один раз в четыре года. 2. Утвержден и введен в действие приказом Министерства спорта Российской Федерации от _______________ № __________. 3. Введен впервые. 4. Настоящий Стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Министерства спорта Российской Федерации. СОДЕРЖАНИЕ
^ 1.1. Настоящий Специальный федеральный государственный стандарт спортивной подготовки (CФГС СП) спортсменов с интеллектуальными нарушениями в летних видах спорта представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных программ спортивной подготовки паралимпийцев в летних видах спорта всеми общероссийскими спортивными федерациями, аккредитованными региональными спортивными федерациями и спортивными сборными командами Российской Федерации. 1.2. Право на реализацию основных программ спортивной подготовки спортивные федерации и физкультурно-спортивные организации имеют только при наличии соответствующей аккредитации, выданной уполномоченным органом исполнительной власти. 1.3. Основными пользователями CФГС СП являются: - тренеры спортивных сборных команд, физкультурно-спортивных организаций и образовательных учреждений, осуществляющие подготовку спортсменов-паралимпийцев, ответственные за качественную разработку, эффективную реализацию и обновление основных программ спортивной подготовки с учетом достижений науки, техники и социальной сферы по данному направлению и уровню подготовки; - паралимпийцы, ответственные за эффективную реализацию своей спортивной подготовленности в условиях международных и всероссийских соревнований; - специалисты научно-методического и медицинского обеспечения, отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки спортсменов; - объединения специалистов и работодателей в сфере адаптивной физической культуры; - организации, обеспечивающие разработку примерных основных программ спортивной подготовки по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти; - органы, обеспечивающие финансирование адаптивного спорта; - уполномоченные государственные органы исполнительной власти, осуществляющие аттестацию, аккредитацию и контроль качества в сфере спорта и физической культуры; - уполномоченные государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие контроль соблюдения законодательства в паралимпийском спорте. ^ При разработке CФГС СП были использованы следующие нормативные документы: Федеральный закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с последними изменениями, внесенными на основании Федерального закона от 06.12.2011 г. № 412-ФЗ); Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. № 233 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»; ГОСТ Р 52024-2003 от 18.03.2003 г. «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования» (Постановление Госстандарта России № 80-ст); ГОСТ Р 52025-2003 от 18.03.2003 г. «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей» (Постановление Госстандарта России № 81-ст); ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения»; ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»; ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения»; Приказ Госкомспорта РФ от 28 июня 2001 г. № 390 «Об утверждении Типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и УОР)»; Приказ Минспорттуризма России от 09.03.2009 г. «Об утверждении содержания этапов спортивной подготовки»; Приказ Минспорттуризма России от 27.12.2011 г. № 1684 «Об утверждении тематического плана государственного задания по выполнению прикладных научных исследований в области физической культуры и спорта для подведомственных Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации научно-исследовательских институтов и вузов, на 2012-2014 годы»; Единая Всероссийская спортивная классификация; Всероссийский реестр видов спорта; СанПиН 1567-76 (от 08.06.2004 г.). Физкультура и спорт. Требования; СанПиН 2.4.3.1186-03. О допуске к занятиям физической культурой и спортом и распределении занимающихся по группам; СанПиН 2.4.4.1251-03. Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). ^ В настоящем Стандарте используются следующие термины и определения: Паралимпийское движение России - часть международного паралимпийского движения, целями которого являются содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, укрепление международного сотрудничества в указанной сфере, участие в Паралимпийских играх. ^ – составная часть спорта, сложившаяся в форме специальной теории и практики подготовки лиц с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата, зрения и интеллекта к спортивным соревнованиям и участия в них с целью физической реабилитации, социальной адаптации и интеграции, формирования здорового образа жизни и достижения спортивных результатов на базе создания специальных условий. Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты ^ — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Спортсмен-паралимпиец – основной субъект паралимпийского спорта, физическое лицо, занимающееся паралимпийским видом (видами) спорта, выступающее на спортивных соревнованиях с целью углубленной физической реабилитации, социальной адаптации, интеграции и достижения спортивных результатов. ^ (далее ПСП) - программа поэтапной подготовки физических лиц, определяющая основные направления и условия спортивной подготовки на каждом ее этапе, разработанная и реализуемая организацией, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федерального стандарта спортивной подготовки. ^ - тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки. ^ – педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Подразделяется на общую и специальную. ^ – физкультурно-спортивные мероприятия, соревнования по видам спорта, тренировочные сборы, международные соревнования и другие мероприятия, проводимые на основании положений и иных регламентирующих документов. ^ (мероприятия) – соревнования (мероприятия), включенные в календарные планы: федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта; органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта; физкультурно-спортивных организаций, имеющих право присваивать спортивные разряды. ^ – официальный документ, регламентирующий условия и порядок проведения соревнований, права и обязанности участников, судей, тренеров и членов персонала. Разрабатываются высшими спортивными организациями на основе утвержденных международных правил. ^ – основной документ, определяющий условия и порядок организации и проведения соревнований: цели и задачи соревнования; организацию и руководство соревнованием; место и сроки проведения; условия допуска участников и команд; характер соревнований и принцип определения спортивных результатов; судейство соревнований; награждение победителей; порядок и сроки подачи заявок. К положению о соревнованиях могут быть приложены: точный или ориентировочный календарь соревнований; указания о времени и месте работы оргкомитета, мандатной комиссии и судейской коллегии. ^ – присваиваются спортсменам, выполнившим установленные нормы и требования на официальных спортивных соревнованиях. Спортивные разряды и звания присваиваются в соответствии с действующей Единой всероссийской спортивной классификацией (далее - ЕВСК). ^ – организации, имеющие право присваивать спортивные разряды, утверждаются органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации. ^ СФГС СП – специальный федеральный государственный стандарт спортивной подготовки; ПСП – программа спортивной подготовки; ГНП – группа начальной подготовки; ТГ – тренировочная группа; ГСС – группа спортивного совершенствования; ГВСМ – группа высшего спортивного мастерства; ОФП – общая физическая подготовка; СФП – специальная физическая подготовка; ТехП – техническая подготовка; ТакП – тактическая подготовка. 4. Характеристика направления подготовки в паралимпийских летних видах спорта 4.1. Спортивная подготовка лиц с интеллектуальными нарушениями осуществляется по следующим направлениям паралимпийских летних видов спорта: циклические виды спорта (легкая атлетика, плавание, академическая гребля), игровые виды спорта (настольный теннис). 4.2. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, организуются занятия, направленные на социальную адаптацию, физическую реабилитацию, с учетом индивидуальных способностей и особенностей ограничения в состоянии здоровья. 4.3. Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом. 4.4. Наполняемость групп занимающихся инвалидов определяется тяжестью заболевания и спецификой спортивной дисциплины. Применяются как индивидуальные занятия при занятиях с лицами с тяжелой степенью инвалидности, так и групповые занятия, причем наполняемость увеличивается от низких паралимпийских классов к более высоким. 5. Требования к структуре и содержанию программ спортивной подготовки, В том числе к освоению их теоретических и практических разделов применительно к каждому этапу спортивной подготовки 5.1 Подготовка спортсменов по различным видам спорта в учреждениях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, проводится в соответствии с программами спортивной подготовки. Организация тренировочной деятельности без использования программ спортивной подготовки по различным видам спорта не допускается. 5.2. Типовые программы спортивной подготовки спортсменов по различным видам спорта разрабатываются в соответствии нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих тренировочный процесс, основываются на результатах соответствующих научных исследований и практики проведения физкультурных и спортивных мероприятий и включают следующие обязательные разделы: титульный лист, пояснительная записка, нормативная часть, методическая часть, система контроля и зачетные требования, информационное обеспечение программы. 5.3. Программы спортивной подготовки должны предусматривать следующие утвержденные наименования этапов спортивной подготовки: - этап начальной подготовки; - тренировочный этап (этап спортивной специализации); - этап совершенствования спортивного мастерства; - этап высшего спортивного мастерства. 5.4. Утверждены наименования групп занимающихся спортивной подготовкой в физкультурно-спортивных организациях на всей территории Российской Федерации – группы начальной подготовки (НП), тренировочные группы (ТГ), группы спортивного совершенствования (ГСС), группы высшего спортивного мастерства (ГВСМ, до вступления в состав сборной команды по виду спорта). 5.5.1. Группы начальной подготовки формируются лицами, имеющими физический недостаток, который препятствует освоению (достижению) результатов в физической и спортивной подготовке, соизмеримых с результатами лиц, не имеющих указанных ограниченных возможностей, без создания для этого специальных условий и имеющие медицинский допуск к занятиям спортом. Основные задачи: социальная адаптация; физкультурно-оздоровительная, коррекционная, воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта; выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на тренировочный этап подготовки. 5.5.2. Тренировочные группы формируются на конкурсной основе лицами, прошедшими начальную подготовку не менее одного года, выполнившими переводные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Основные задачи: дальнейшее развитие физических качеств, функциональной подготовленности, совершенствование технико-тактического навыков избранной спортивной дисциплины и приобретение соревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов, воспитание специальных психических качеств. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке. 5.4.3. Группы спортивного совершенствования формируются из спортсменов, выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Основные задачи: дальнейшее повышение специальной физической, технической, тактической и психической подготовленности, совершенствование соревновательного опыта. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. 5.4.4. Группы высшего спортивного мастерства формируются из спортсменов, выполнивших нормативы мастера спорта и мастера спорта международного класса. Основные задачи: совершенствование техники и тактической подготовленности в избранном виде спорта, специальных физических качеств. Освоение должных тренировочных нагрузок. Достижение высоких спортивных результатов на российских и международных соревнованиях (Паралимпийских играх). 5.6 Рекомендуемая наполняемость занимающихся, исходя из группы степени функциональных возможностей, нормативный объем недельной нагрузки, в том числе и по индивидуальным планам на этапах спортивной подготовки по периодам обучения представлены. 5.7 Этапы спортивной подготовки, период обучения, наполняемость групп и объем тренировочной нагрузки по группам степени функциональных возможностей занимающихся:
Примечание: Рекомендуемое отклонение на этапе начальной подготовки – не более 10 %, на других этапах – не более 25 %. 5.8. Содержание теоретических разделов программ спортивной подготовки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе применительно к каждому этапу спортивной подготовки:
5.9. Требования к структуре, содержанию и объему практических разделов программ спортивной подготовки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе применительно к каждому этапу спортивной подготовки (в процентах):
6 Требования к нормативам физической подготовки и иным спортивным нормативам с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенностей вида спорта (спортивных дисциплин) 6.1 Основными нормативами в подготовке лиц с интеллектуальными нарушениями, занимающихся летними видами спорта лиц, на этапах многолетнего тренировочного процесса являются: - общая посещаемость тренировок в паралимпийском спорте; - уровень и динамика спортивных результатов в избранной спортивной дисциплине; - участие в соревнованиях; - нормативные требования спортивной квалификации для вида спорта; - теоретические знания адаптивного и паралимпийского спорта, спортивной тренировки, гигиены, здоровья человека, антидопингового образования. 6.2 На каждом этапе многолетней спортивной подготовки осуществляется научно-методическое сопровождение, предусматривающее оценку динамики функционального состояния с учетом успешности социализации и реабилитации инвалида. 6.2.1 Нормативные характеристики и основные показатели выполнения программных требований этапов спортивной подготовки: - стабильность состава обучающихся, посещаемость ими тренировочных занятий; - положительная динамика индивидуальных показателей развития физических качеств обучающихся; - уровень освоения основ гигиены и самоконтроля. 6.2.2 Нормативы по физической подготовке лиц, проходящих спортивную подготовку:
6.3. Специальные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку:
7 Требования к участию лиц, проходящих Спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях, предусмотренных в соответствии с реализуемой программой спортивной подготовки 7.1 Лица с интеллектуальными нарушениями имеют своеобразие системы управления движениями в результате расстройства ее высших иерархических уровней. Основные классификации задержек психического развития строятся по степени тяжести, а также по этиопатогенетическому принципу. Олигофрения – это группа различных по этиологии и патогенезу болезненных состояний, которые характеризуются в первую очередь двумя особенностями: 1) преобладанием интеллектуального дефекта; 2) отсутствием проградиентности (прогрессирования). По степени тяжести интеллектуального дефекта различают разные степени олигофрении: легкая – дебильность; средней тяжести – имбецильность; тяжелая – идиотия. У умственно отсталых наблюдается недоразвитие целенаправленности деятельности, при отсутствии необходимого направляющего воздействия олигофрены приступают к выполнению поставленной задачи без должной предварительной ориентировки в ней. При столкновении с определенными препятствиями и трудностями в процессе деятельности: они обнаруживают тенденцию производить такие действия и операции, которые уводят их в сторону от первоначальной цели. В результате органического поражения мозга у умственно отсталых прослеживается ряд особенностей высшей нервной деятельности, затрудняющих формирование навыков. Слабость замыкательной функции коры головного мозга, приводящая к слабой дифференцировке уже выработанных условно-рефлекторныых связей, при их формировании требуется большое количество повторений. Уже сформированные связи без длительного подкрепления имеют тенденцию быстро утрачиваться. Этот недостаток приводит к тому, что у умственно отсталых формирование любого навыка требует специально организованной длительной работы. Неуравновешенность процессов возбуждения и торможения затрудняет локализацию процесса возбуждения при формировании навыка. Поэтому для умственно отсталых характерно затрудненное формирование всех видов навыков: двигательных, интеллектуальных, сенсорных, поведения, общения и др. Требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, в соответствии с реализуемой программой спортивной подготовки включают: - наличие инвалидности или ограниченных возможностей здоровья; - медицинские показания и рекомендации. 7.2 Группа, к которой относится занимающийся, определяется в зависимости от степени функциональных возможностей спортсмена, требующихся для занятий определенным видом спорта. 7.3 Распределение спортсменов на группы по степени функциональных возможностей для занятий определенным видом спорта возлагается на учреждение и осуществляется один раз в год (в начале учебного года). Для определения группы по степени функциональных возможностей спортсмена с интеллектуальными нарушениями приказом учреждения создается комиссия, в которую входят: директор учреждения, старший тренер-преподаватель (или тренер-преподаватель) по адаптивной физической культуре и спорту, врач. Если у спортсмена уже имеется класс, утвержденный классификационной комиссией субъекта РФ, комиссией спортивной федерации инвалидов общероссийского уровня, или международной комиссией, то отнесение спортсмена к группе по степени функциональных возможностей осуществляется на основании определения его класса, данного этой комиссией. Всех спортсменов с интеллектуальными нарушениями (INAS-FID) рекомендуется относить к группе III по степени функциональных возможностей. ^ . К группе относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены незначительно, в связи с чем, они нуждаются в относительно меньшей посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях. 7.4 В игровых видах спорта комплектование учебных групп производится с учетом композиции функциональных классов в команде в соответствии с правилами соревнований. 7.5 Распределение спортсменов на группы в соответствии с функционально-медицинскими классами, установленными международными спортивными организациями инвалидов:
7.6 Тренеры, обеспечивающие спортивную подготовку, проходят аттестацию и тарификацию в законодательно установленном порядке. 7.7 Стандарт устанавливает также требования к судейскому корпусу по проведению спортивных соревнований: - наличие сертификата на право осуществления судейства в порядке, установленном действующим законодательством в области физической культуры и спорта; - наличие соответствующей судейской категории; - обеспечение объективного, не предвзятого судейства, особенно в соревнованиях начинающих спортсменов. 8 Требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки 8.1 Требования к результатам реализации программы подготовки на этапе начальной подготовки: - наличие достаточной мотивации к занятиям адаптивной физической культурой; - посещение занятий адаптивной физической культуры; - положительная динамика состояния здоровья занимающихся; - наличие первичной социализации инвалида. 8.2. Требования к результатам реализации программы подготовки на тренировочном этапе: - наличие устойчивой мотивации к занятиям адаптивным спортом; - регулярное посещение занятий адаптивной физической культурой и спортом; - повышение уровня знаний адаптивной физической культуры и спорта; - владение основами спортивно-технического мастерства в избранной спортивной дисциплине; - положительная динамика двигательных способностей; - участие в соревнованиях; - выполнение контрольных нормативов в соответствии с программой спортивной подготовки; - положительная тенденция социализации инвалида. 8.3 Требования к результатам реализации программы подготовки на этапе спортивного совершенствования: - наличие высокой мотивации к занятиям адаптивным спортом и росту спортивных достижений; - регулярные занятия адаптивным спортом, выполнение основных этапов круглогодичной тренировки в адаптивном спорте; - освоение теоретических основ адаптивного и паралимпийского спорта, спортивной тренировки, гигиены, здоровья человека, антидопингового образования; - освоение стабильного уровня спортивно-технического мастерства в избранной спортивной дисциплине; - наличие национальной или международной классификации в соответствии с избранной спортивной дисциплиной; - регулярная соревновательная деятельность спортсмена; - положительная динамика спортивных результатов в избранной спортивной дисциплине; - выполнение контрольных нормативов в соответствии с программой спортивной подготовки; - социализация инвалида. 8.4 Требования к результатам реализации программы подготовки на этапе высшего спортивного мастерства: - наличие высокой мотивации к спортивной борьбе, морально-волевых качеств, устойчивых навыков честной спортивной борьбы; - выполнение всех этапов круглогодичной тренировки в соответствии с выбранной спортивной дисциплиной; - овладение знаниями о паралимпийском спорте, спортивной тренировке, гигиене, здоровье человека, противодействие использованию запрещенных средств и допинга; - достижение высокого уровня спортивно-технического мастерства в избранной спортивной дисциплине; - наличие международной классификации в соответствии с избранной спортивной дисциплиной; - регулярное участие во всероссийских или международных соревнованиях; - высокая социализация спортсмена-инвалида. 9 особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам соответствующего вида спорта 9.1 Настоящий Стандарт предусматривает в качестве основного критерия реализации программы этапные спортивные результаты спортсменов и выполнение разрядных требований, определенных ЕВСК действующей редакции, с обязательным учетом возраста, пола и квалификации спортсменов. 9.2 В группах начальной подготовки для перехода на следующий этап спортивной подготовки рекомендуются условия: посещаемость занятий не менее 50 %; участие в соревнованиях; наличие положительной динамики индивидуальных показателей физической подготовленности. 9.3 В тренировочных группах для перехода на следующий этап спортивной подготовки рекомендуется: выполнение нормативов для зачисления на следующий этап спортивной подготовки и присвоение первого юношеского разряда ЕВСК. 9.4 В группах спортивного совершенствования для перехода на следующий этап спортивной подготовки рекомендуется: выполнение нормативов для зачисления на следующий этап спортивной подготовки и присвоение звания кандидата в мастера спорта России. 9.5 Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам данного вида спорта 9.5.1 Легкая атлетика Совокупность видов спорта, включающая бег, ходьбу, прыжки и метания. Объединяет следующие дисциплины: беговые виды, спортивная ходьба, технические виды (прыжки и метания), различные виды многоборья. Соревнования проводятся в соответствии с правилами Международной федерации легкой атлетики с дополнениями Международного паралимпийского комитета. Классы:
Бег - классы T20. Метания и прыжки - классы F20. Система классификации Комитета по легкой атлетике Международного паралимпийского комитета определяет, какую максимальную функцию спортсмен может иметь в отдельном классе. Дисциплины:
9.5.2 ^ Спортивная игра, основанная на перекидывании специального мяча ракетками через игровой стол с сеткой по определённым правилам. Целью игроков является достижение ситуации, когда мяч не будет отбит противником, или же отбитый мяч из-за слишком большого динамического усилия перелетит за территорию стола игрока. Правила настольного тенниса для паралимпийцев идентичны правилам Международной федерации настольного тенниса с дополнениями Международного паралимпийского комитета. Классы:
Классификационная система в настольном теннисе включает 1 класс для спортсменов с интеллектуальными нарушениями. Дисциплины: Индивидуальная, командная игра. 9.5.3 ^ Правила проведения международных регат и чемпионатов по гребным гонкам Международной федерации академической гребли применяются также в отношении соревнований по адаптивной гребле. Принимать участие в регатах могут только гребцы, прошедшие классификацию. Рулевые в рамках соревнований по адаптивной гребле не имеют ограничений по классификации, полу и возрасту. Классы:
Класс LTA включает гребцов-инвалидов, у которых функционируют ноги, туловище и руки, и которые могут использовать подвижную банку. Гребцы класса LTA должны соответствовать минимуму требований по степени поражения. Дисциплины: Академическая гребля спортсменов с интеллектуальными нарушениями включает одну дисциплину: смешанная лодка-четверка распашная. Классы лодок: LTA4+ (ноги, туловище и руки рулевой четыре): - гонки на дистанциях свыше 1000м; - подвижное сиденье; - смешанная лодка (мужчины и женщины). 9.5.4 Плавание Вид спорта, заключающийся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций. Правила проведения соревнований регламентируются Международным паралимпийским комитетом по плаванию. Спортсмены классифицируются для участия в соревнованиях согласно классификационному кодексу. Классы:
Все обозначения классов начинаются с буквы ^ относится к классам в вольном стиле, спине и баттерфляе. Обозначение SB относится к классам в брассе. Обозначение SM относится к классам в индивидуальном комбинированном плавании. Дисциплины: 100 м на спине; 100 м брассом; 200 м вольным стилем; эстафета 4x100 м вольным стилем и эстафета 4x100 м комплексным плаванием. 10. Требования к условиям реализации программ спортивной подготовки, в том числе кадрам, материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и иным условиям 10.1 Организация тренировочного процесса включает в себя проведение тренировочных мероприятий и других спортивных мероприятий, а также обеспечение спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием, питанием на тренировочных мероприятиях и других спортивных соревнованиях, медицинское обслуживание, научно-методическое сопровождение, проезд на тренировочные мероприятия и другие спортивные соревнования. Обеспечение принципов честной игры, через защиту прав всех спортсменов и классификаторов, выполнение классификационных правил, возможности протестов и апелляций. 10.2 При реализации программ спортивной подготовки уровень риска для жизни и здоровья потребителей как в обычных условиях, так и во внештатных ситуациях должен быть минимальным. 10.3 Организации, реализующие программы спортивной подготовки по паралимпийскому спорту, должны быть технически оборудованы, иметь соответствующий специализированный инвентарь, спортивное и другое имущество и гарантированные беспрепятственные доступы для занятий различных категорий инвалидов. При отсутствии необходимых технических условий могут быть созданы отделения по адаптивной физической культуре и паралимпийскому спорту при ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, УОР, спортивных клубах, при этом к занятиям привлекаются те категории инвалидов, которым доступны имеющиеся технические условия и инвентарь. 10.4 Финансирование реализации программ спортивной подготовки по паралимпийским видам спорта должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов. 10.5 Подготовку спортсменов-инвалидов осуществляют специалисты, имеющие базовое образование, соответствующее профилю спортивной подготовки в соответствующей профессиональной сфере. 10.6 Контроль соблюдения организациями, осуществляющими спортивную подготовку, положений настоящего Специального федерального государственного стандарта осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 10.7 Федерация по виду спорта России и аккредитованные региональные федерации по данному виду спорта (далее - уполномоченные спортивные федерации) и их представители вправе осуществлять общественный контроль соблюдения организациями, осуществляющими спортивную подготовку, положений настоящего специального федерального государственного стандарта спортивной подготовки. 11 Список организаций и учреждений, принимавших участие в разработке и экспертизе специального федерального государственного Стандарта спортивной подготовки Организация-разработчик: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры». Экспертиза: Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями; Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России).
|