|
Скачать 155.34 Kb.
|
Тема курсов повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта (Обзор программ для СКОУ VIII вида)» Дисциплина: Информационно-коммуникационные технологии в специальном образованииПреподаватель: Алексеев И.А., старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Объем дисциплины и виды учебной работы
^ Зачет ставится по результатам самостоятельного выполнения слушателями практических заданий, предложенных преподавателем. В частности, должны быть разработаны конспекты уроков для специальной школы, в содержании которых описаны приемы использования ИКТ для обучения и развития детей с различными патологиями. Кроме этого, слушатели должны предоставить созданную ими электронную презентацию, содержащую в себе мультимедийную информацию по произвольной теме, которая может быть использована при проведении уроков в специальных школах различных типов. Оценивание ответа слушателя производится по следующим критериям: ^ Слушатель в полной мере владеет основными понятиями, терминами по данной дисциплине. Полно, правильно и последовательно раскрывает содержание ответа на поставленный вопрос. Приводит примеры, раскрывающие содержание понятий, опираясь на свой педагогический опыт. Слушатель знает основную литературу по вопросам обучения и воспитания: в ответе опирается на изученную литературу. При ответе допускаются небольшие неточности в формулировке и раскрытии основных понятий, некоторые педагогические ошибки при общем правильном понимании сущности специального (коррекционного) педагогического процесса с использованием средств ИКТ. ^ Преподаватель: Скоробогатова Н.В., канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Объем дисциплины и виды учебной работы
^ Составить перечень актуальных проблем развития специальной педагогики и специальной психологии в обучении и воспитании детей с нарушениями интеллекта на современном этапе Оценивание ответа слушателя производится по следующим критериям: ^ Слушатель в полной мере владеет основными понятиями, терминами по данной дисциплине; ориентируется в этапах становления системы специального образования; способен выделить современные тенденции в обучении и воспитании детей с нарушениями интеллекта на современном этапе. ^ Преподаватель: Лихачева Н.Л., канд. психол. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Объем дисциплины и виды учебной работы
Вопросы для самостоятельной работы 1. Чем характеризуются познавательные интересы умственно отсталых детей? 2. Особенности восприятия сюжетных карт и литературных текстов учащимися специальных учреждений. 3. Восприятие каких свойств, признаков предметов и явлений представляет наибольшую сложность для детей? 4. В чем проявляются трудности пространственного восприятия у умственно отсталых детей? 5. Какие мыслительные операции наиболее сложны для умственно отсталых детей? 6. Назовите основные особенности мышления умственно отсталых. 7. Какие особенности умственных действий проявляются у умственно отсталых учащихся при выполнении счетных операций, при звуковом анализе, при чтении и письме? 8. Какие педагогические средства способствуют активизации и коррекции мышления умственно отсталых школьников? i 9. Особенности разных процессов памяти умственно отсталых школьников. 10. В чем основные трудности запоминания и воспроизведения у умственно отсталых? 11. Какие индивидуальные особенности памяти проявляются у умственно отсталых детей в зависимости от структуры дефекта? 12. Какие приемы можно использовать для формирования осмысленной памяти? 13. Особенности представлений умственно отсталых школьников. 14. В чем заключается особенности фонетико-фонематической стороны речи умственно отсталых школьников? 15. Особенности словарного запаса и активного использования слов в речи умственно отсталого школьника. 16. В чем особенности грамматического оформления устной и письменной ре умственно отсталых учащихся? 17. Какие свойства внимания в наибольшей степени влияют на качество деятельности умственно отсталых детей? 18. Какие приемы должен использовать учитель при формировании внимания учащихся? ' 19. В чем своеобразие эмоций и чувств у умственно отсталых учащихся? 20. В чем проявляется недоразвитие волевых качеств у умственно отсталых школьников? 21. Какие патологические особенности эмоции и воли могут проявляться умственно отсталых учащихся? 22. Особенности взаимоотношений умственно отсталых школьников. 23. особенности самооценки и уровня притязаний умственно отсталых школьников. ^ Подобрать психологические игры и упражнения, которые Вы можете использовать на своих предметных уроках для развития внимания, памяти, мышления (по 10 упражнений на каждый процесс). ^ Преподаватель: Коротовских Т.В., канд. психол. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологииОбъем дисциплины и виды учебной работы
^ 1.Общая система и классификация методов обучения в коррекционной школе. 2.Методы обучения умственно отсталых школьников, применяемые в дидактических целях. 3. Общая структура урока. 4. Типы уроков в коррекционной школе VIII вида. 5. Учебные экскурсии. Предметные уроки. Домашняя учебная работа. 6. Методика преподавания «Истории культуры родного края». 7. Специальные коррекционные занятия. 8. Особенности устного опроса в системе проверки знаний. 9. Письменные работы в системе проверки знаний. 10. Задачи, содержание и структура курса истории в школе VIII вида. 11. Специфика внеклассной работы по истории в обучении школьников с нарушенным интеллектом. 12. Особенности изучения вопросов права в специальных (коррекционных) школах VIII вида. 13. Методика чтения произведений различных жанров. 14.Специфика работы по подготовке и написанию сочинений учащимися с нарушением интеллекта. 15. Особенности организации учебных занятий по окружающему миру в 1-4 классах(коррекционной) школы VIII вида. 16. Специфика работы по подготовке и написанию сочинений учащимися с нарушением интеллекта. 17. Специфика организации самостоятельной работы на уроках географии. 18. Методические рекомендации по оснащению и оформлению кабинета географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида. 19. Обучение детей с легкой умственной отсталостью познанию организма и здоровья человека на уроках «Мой мир». 20. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников ^
Задания для самостоятельной работы: (1 конспект на выбор слушателя) 1. Подготовить конспект классного собрания для 2 четверти в соответствии с тематическим планом классного руководителя. 2. Подготовить и оформить конспект открытого внеклассного мероприятия с учетом возрастных особенностей класса. 3. Подготовить конспект открытого комбинированного урока по профильному предмету с учетом возрастных особенностей школьников. 4. Подготовить конспект учебной экскурсии (ознакомительной экскурсии, учебной прогулки) в соответствии с профилем предмета и возрастом школьников. ^ Оценивание ответа слушателя производится по следующим критериям: Отметка «5» (отлично) ставится, если: Слушатель в полной мере владеет основными понятиями, терминами по данной дисциплине. Полно, правильно и последовательно раскрывает содержание вопросов ответа. Приводит примеры, раскрывающие содержание понятий, опираясь на свой педагогический опыт. Слушатель знает основную литературу по вопросам обучения и воспитания: в ответе опирается на изученную литературу. Не допускает речевых ошибок. ^ Слушатель допускает небольшие неточности в формулировке понятий. Раскрывает содержание педагогических понятий, но допускает неполное их раскрытие. Умеет формулировать собственную педагогическую позицию. Слушатель умеет логически правильно выстроить ответ, делает выводы. Допускает некоторые речевые ошибки. ^ Слушатель при ответе испытывает определенные затруднения в правильном формулировании теоретических положений. Затрудняется в приведении примеров из собственной практики. Допускает некоторые педагогические ошибки при общем правильном понимании сущности специального (коррекционного) педагогического процесса. Допускает ошибки в логике построения ответа, путается в формулировке выводов. Допускает некоторые речевые ошибки. ^ Слушатель не может сформулировать специальные педагогические понятия, не может раскрыть их содержание. Допускает ошибки в логике построения ответа, не делает выводы, допускает речевые ошибки. ^ Преподаватель: Филютина Т.Н., канд. пед. наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и специальной психологииОбъем дисциплины и виды учебной работы
Задания к экзамену Задание 1. Изучите рекомендательный «Перечень профессий и специальностей, рекомендуемых для профессиональной подготовки и трудоустройства лиц с умственной отсталостью» в источниках:
Проанализируйте состояние трудового обучения в вашей школе и напишите план перспективного развития организации и содержания данной дисциплины согласно требованиям регионального рынка труда. Структура плана может быть разной, например:
Задание 2. Изучите теорию и практику преподавания курса «Социально-бытовая ориентировка» в вашей школе. Сравните программу по социально-бытовой ориентировке в 10-12 классах, предложенную в книге Девятковой Т.А. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида». – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. С. 190. И программу преподавания данного курса в вашей школе.
Задание 3. Пользуясь различными источниками, подберите средства обучения для коррекционного курса «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности». ^ Оценивание ответа слушателя производится по следующим критериям: Отметка «5» (отлично) ставится, если: Слушатель в полной мере владеет основными понятиями, терминами по данной дисциплине. Полно, правильно и последовательно раскрывает содержание вопросов ответа. Приводит примеры, раскрывающие содержание понятий, опираясь на свой педагогический опыт. Слушатель знает основную литературу по вопросам обучения и воспитания: в ответе опирается на изученную литературу. Не допускает речевых ошибок. ^ Слушатель допускает небольшие неточности в формулировке понятий. Раскрывает содержание педагогических понятий, но допускает неполное их раскрытие. Умеет формулировать собственную педагогическую позицию. Слушатель умеет логически правильно выстроить ответ, делает выводы. Допускает некоторые речевые ошибки. ^ Слушатель при ответе испытывает определенные затруднения в правильном формулировании теоретических положений. Затрудняется в приведении примеров из собственной практики. Допускает некоторые педагогические ошибки при общем правильном понимании сущности специального (коррекционного) педагогического процесса. Допускает ошибки в логике построения ответа, путается в формулировке выводов. Допускает некоторые речевые ошибки. Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если: Слушатель не может сформулировать специальные педагогические понятия, не может раскрыть их содержание. Допускает ошибки в логике построения ответа, не делает выводы, допускает речевые ошибки. |