|
Скачать 182.8 Kb.
|
Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостатки, которые вы хотите в человеке исправить, выглядели легко исправимыми, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым. Американский психолог, Дейл Карнеги Психологические аспекты успешности ребёнка в системе образования Комфортность образовательного пространства напрямую связана с успешностью обучения ребенка. Идея успешности образовательного процесса всегда была одним из основных направлений в развитии современной педагогической мысли. Среда успешности вокруг ребенка предполагает осознание им ряда ценностей, чувства защищенности и безопасности, создание условий для его самореализации, самоудовлетворения, самопроявления. Успех – это не просто хорошая оценка результатов деятельности. Успех – состояние человека, качественная характеристика деятельности ученика, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Такие ощущения возникают у человека при достижении полного физического, душевного и социального благополучия. Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализовать личностно-ориентированные подходы в образовании, использовать технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся. ^
Итак, в основе учебно-воспитательного процесса лежит не социальный заказ, а программа развития личности ребенка. Личность ребенка должна быть здоровой и физически, и нравственно, и эмоционально. Общество и школа стремятся к гуманизации. На передний план выходят ценности свободы, ненасилия, терпимости, созидания человека без разрушения его здоровья. Однако, существует множество проблем в развитии и обучении ребенка, которые, помимо прочих причин, свидетельствуют также о низком уровне гуманитарной (психологической, нравственной, валеологической) культуры субъектов педагогического взаимодействия: — ослабление жизненных сил, рост нервно-психических и соматических заболеваний; — снижение генетического потенциала как следствие нездорового образа жизни; — слабая социализация личности, выражающаяся в агрессивности (немотивированная жестокость, насилие, суицид, жестокое обращение с детьми); — нетерпимое отношение к «иным» по этническим признакам, политическим ориентациям и т. д.; — неблагополучие семейных отношений, отказ от выполнения родительских функций; — чувство беспомощности, зависимости, безысходности, возникающее в результате индивидуализма в поведении людей, особенно у маргинальной части населения и др. Данные факторы негативно влияют на успешность развития ребёнка, приводят к нарушению его психического здоровья и депрессивным состояниям. Депре́ссия (от лат. deprimo «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. Ребёнок с такими симптомами успешным стать не может не только психологически, но и физически. ^ Полная процедура тестирования с обработкой занимает 20-30 минут. Испытуемый отмечает ответы на бланке. ИнструкцияПрочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле: УД=∑пр + ∑обр. где ∑пр – сумма зачеркнутых цифр к "прямым" высказываниям № 1,3,4,7,8,9,10,13,15,19; ∑обр. – сумма цифр, "обратных" зачеркнутым, к высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12,14,16,17, 18,20. Например:
В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.
Фамилия_____________ Дата___________ Инструкция: "Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет".
/Методика «Тревожность и депрессия» Цель: выявить у школьников состояние тревожности и депрессии, обусловленное неуравновешенностью нервных процессов./ Тяжелой депрессией страдало много известных и знаменитых людей, в том числе композиторы Бетховен (депрессия скорее всего была вызвана прогрессирующей глухотой) и Моцарт, художник Винсент ван Гог (в состоянии депрессии отрезал себе ухо, а позже лишил себя жизни), поэты Джон Китс и Сильвия Платт, музыканты Курт Кобейн, Тупак Шакур, Сид Вишез, Йен Кёртис. Речь не только о людях искусства — «непоколебимый» Уинстон Черчилль тоже не избежал этой участи. НО мы поговорим о детских депрессиях. Детские депрессии Большинство взрослых убеждено, что депрессивные состояния детям не свойственны. Какие у детей могут быть проблемы? Живи да радуйся. Однако результаты современных исследований ошеломляют - депрессиям подвержено от 20% до 85% школьников. Мало того, депрессивные состояния наблюдаются даже у грудничков (например, при несвоевременном прекращении грудного вскармливания). Кто виноват и что делать? Попробуем понять. ^ Поставить подобный диагноз ребенку не так просто, поскольку он не всегда может (и хочет) описать свои эмоции и переживания, а симптомы депрессии бывают неявными или «замаскированными» (например, школьная неуспеваемость). Тем не менее, о депрессивных состояниях ребенка могут «сигнализировать» следующие факторы:
Как психолог в своей работе я использую «Почту доверия» в целях выявления причин и профилактики депрессивных состояний школьников. ^
Я ненавижу этот мир. Я ненавижу это небо Я ненавижу те цветы, Благоухающие на рассвете. Я ненавижу это солнце, Что греет нас своим теплом. Я ненавижу всё, что есть на планете И живёт вместе со мной. Кто я? И в чём моё предназначение?» Облако. ^ всегда являлась предметом пристального внимания человека. С давних времен отмечалось то, что в радости человек совершенно другой, чем в горе, и это касается не только его внешнего вида, поступков, различных видов деятельности, но и его влияния на других людей. Кроме того, самочувствие и состояние здоровья в большей степени связаны с эмоциональным тонусом, и в конечном итоге, с настроением индивидуума. Нарушение нормального функционирования механизмов регуляции эмоций дезорганизует целесообразное адаптированное поведение. Депрессия - серьезное эмоциональное расстройство, которому подвержены люди всех возрастов, включая детей и подростков. Она характеризуется устойчивым состоянием грустного и раздражительного настроения и потерей интереса и удовольствия в жизни. Эти чувства сопровождаются рядом дополнительных симптомов, влияющих на аппетит и сон, уровень активности и концентрации внимания, а также на самочувствие. Депрессия влияет на весь организм человека, на его чувства, мысли и поступки, а также на его социальную адаптацию. Если не «лечить» депрессию, это может привести к плохой успеваемости в учебе, к алкогольной или наркотической зависимости или к суициду. ^ находится в центре внимания многих исследователей разных стран. Интерес к проблеме депрессии особенно возрос в связи с увеличением числа таких больных. Несколько лет назад многие детские психиатры отвергали возможность возникновения депрессии в детском и подростковом возрасте, считая ее присущей только созревающей или зрелой личности, а признаки угнетения и печали не признавали симптомом депрессии в детстве. Хотя с тех пор произошло значительное продвижение в предположениях многих исследователей, что депрессия в детском возрасте может быть просто определенной фазой, которая с течением времени сама собой исчезнет. В настоящее время существование депрессии в детстве признано большинством исследователей и получило большое распространение в связи с увеличением больных детей, подверженных ей. Современные исследования депрессии свидетельствует о том, что психотические и эндогенные формы депрессии чаще встречаются у детей, чгм у взрослых. Выяснили, что у школьников и подростков могут проявляться и легкая и тяжелая формы депрессии. Также была выявлена связь между депрессией и суицидальной наклонностью в молодом возрасте. На сегодняшний день, несмотря на огромное количество исследований, проблема депрессивных расстройств у детей и подростков остается и актуализируется в связи с тем, что увеличивается число детей с личностными отклонениями.У детей наблюдаются вегетативные нарушения, неуспеваемость в учебе, эпизоды тревоги и страха, навязчивость, грубость и другие поступки как курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, преступность и общие нарушения социального порядка. Распространенность депрессии у детей и подростков за последние 10-20 лет значительно увеличилась. Особое место среди психических факторов, влияющих на школьную успеваемость, принадлежит депрессивным состояниям, особенно «маскированным» и стертым субдепрессиям большой длительности. Депрессивные дети, несмотря на старательность в учебе, оцениваются учителями ниже, иногда они проявляют гнев и агрессию к себе и другим. Такие, связанные с этим поведением проблемы, как воровство, лживость, мошенничество, агрессивность, приступы гнева, неподатливость, протестное поведение и другие формы делинквентного поведения, становятся причиной того, что окружающие описывают таких детей как наглых, недисциплинированных и непослушных. Школьная неуспеваемость означает неспособность ребенка адаптироваться к учебным требованиям школы. Наиболее ярко это проявляется в ситуациях, когда ребенок дублирует класс. Эта обстановка нередко вызывает у детей отрицательное отношение не только к учебе, но и к любой деятельности, требующей волевых усилий. Причиной низкой школьной успеваемости служит, как правило, совокупность факторов, включающих недостаток мотивации к успеху. Проблемы и конфликты в семье или с ровесниками, невыработанные навыки систематического обучения, эмоциональные и поведенческие проблемы, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), задержку умственного развития или способности ниже среднего и другие медицинские проблемы, включая депрессию. К сожалению, медико-психологические аспекты школьной неуспеваемости, в том числе депрессия, до сих пор остаются недостаточно изученными. Существует выраженное взаимовлияние между депрессивными тенденциями и успешностью обучения школьников. У детей с высокими показателями по шкале депрессии отмечается низкий уровень академической успеваемости. Академическая неуспеваемость имеет самый высокий удельный вес в развитии депрессивных тенденций школьников. Вывод: депрессивное состояние ребенка становится помехой на пути самореализации в персональных проектах, отражающих специфические для детского и подросткового возраста задачи развития. В этом отношении депрессия может тормозить или нарушать академическое развитие и успех школьника или, наоборот, академическая неуспеваемость может стать провоцирующей причиной развития депрессивного эпизода у школьника. ^ 1. При переходе из семьи в образовательное учреждение или на другую ступень образования, дети переживают адаптационный стресс, который может привести к дезадаптивному варианту развития. У детей с психофизическими нарушениями риск дезадаптации выше по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. 2. Основными стрессирующими факторами являются: • отсутствие или нарушение привычного контакта со взрослыми (особенно - с матерью), дающего ему чувство защищенности; • переход в незнакомую обстановку и вызванная этим дестабилизация условий существования ребенка. • недостаточная готовность педагога к оказанию необходимой психолого-педагогической поддержки детям в адаптационный период. ^ 3. В основе психологических критериев адаптационных возможностей ребенка младшего школьного возраста лежат: • общий эмоциональный фон поведения; • уровень и характер познавательной и поведенческой активности; • интенсивность и гибкость реакций на изменения привычной ситуации; • инициативность ребенка в установлении контакта со взрослым и детьми. 4. Длительность и тяжесть протекания адаптационного периода зависят от адаптационных возможностей ребенка, возраста, предшествующего соционального опыта (типа воспитания в семье, разнообразия контактов и т.п.) 5. Коррекционно-воспитателъная работа должна строиться с учетом индивидуальных адаптационных возможностей ребенка, которые удобно представлять в виде адаптационных профилей. Основой для такой работы могут стать разработанные индивидуальные программы для установления эмоционально-тактильного и делового контакта с ребенком, переживающим адаптационный стресс. Данные положения обеспечивают психологическое здоровье обучающегося и являются критериями успешности ребёнка в системе образования. ^
Для эффективного оказания психолого-педагогической поддержки необходимо определить факторы риска. Их можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности). Что можно отнести к средовым и субъективным факторам? ^ неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с образовательным учреждением. В образовательном учреждении психотравмирующей может стать конфликтная ситуация в системе общения педагог-ученик, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в школе ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности. ^ характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка. ^ Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или педагогов, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют, занимаются и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости. ^
^
Как показывают результаты исследований, стиль педагогического общения учителя на уроке оказывает влияние на учебные результаты и умственное развитие учеников, на соматическое и психическое здоровье детей.
Научить ребенка достойному поведению может только учитель, для которого достойное поведение является стилем жизни. Уважать достоинство ученика способен только тот учитель, который осознает значимость своего труда, видит уважение к этому труду и уважение к себе как к личности. Личностный рост, саморазвитие, ориентированность на личность и индивидуальность как ученика, так и учителя — вот что определяет гуманистическую направленность образования. ^ Для установления и поддержания оптимальных межличностных взаимодействий, организации своего общения с окружающими, в нашем случае с учениками, коллегами, необходимо обладать некоторой системой знаний и умений, которую принято называть «социально-психологическая или коммуникативная компетентность». Эпиграфы:
^ Его должны мы подготовить к пониманью Всей жизни смысла наперёд, Что все едино в этом мирозданье, И по одним Законам все живет. Наполнить жизнь его добром и красотой, Раскрыть и углубить его сознанье, Он в жизнь приходит не пустой- С потенциалом скрытых знаний. Из прошлых жизней он несёт с собой Способности, возможности, таланты. И мы должны с любовью, добротой Помочь раскрыть, отшлифовать брильянты. |