|
Скачать 112.16 Kb.
|
Перечень предлагаемых типологических психологических диагнозов и их кодировка Предлагаемая типология построена по многоосевому принципу, как и классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков (международная классификация болезней десятого пересмотра МКБ-10). Основой типологии является основной психологический синдром (ось I.) соответствующий типологическому анализу отклоняющегося развития, приведенному в наших предыдущих работах, а также используемых в практике отдельных регионов страны. Принципиальной особенностью предлагаемой типологии является то, что она в настоящий момент распространяется на ограниченный, но наиболее представленный в психологической практике возрастной диапазон: от 3-3,5 до 11 -12 лет. В более ранних возрастах можно говорить лишь об определенных тенденциях развития – для детей старше 11-12 лет - даже основные психологические синдромы в определенной степени видоизменяются. В целом следует отметить, что сам типологический психологический диагноз не является раз и навсегда определенным, а обладает характерной динамикой изменения своего содержания даже для описываемого возрастного диапазона. Тем более его (диагноз) нельзя рассматривать как некий ярлык, «навешиваемый» на ребенка. В данном варианте предлагаемой типологии мы сочли необходимым максимально полно представить наиболее значимые показатели психического состояния ребенка, в первую очередь, влияющие на характер адаптации его в образовательной среде. К таким дополняющим основные психологические синдромы показателям относятся: уровень общего психического тонуса (ось II.); особенности функциональной организации мозговых систем (профиль латеральных предпочтений) (ось III.). В таком «расширенном определении» психологический диагноз начинает приближаться к «диагнозу развития» в том качестве, как его описывал Л.С. Выготский. ^ В соответствии с предлагаемой систематикой отклоняющегося развития предусмотрена и соответствующая кодировка. Диагностические коды, в свою очередь, существуют только для статистического анализа (выделено авт.) и, тем более, сами по себе не могут быть основанием для какого-либо административного решения или определения образовательного маршрута ребенка. Как и в описании МКБ-10, «… коды относятся только к ситуации и проблемам человека (ребенка) в настоящее время, а не к самому человеку. Они вовсе не подразумевают постоянства и необратимости и совершенно не предназначены для «навешивания ярлыков» [Многоосевая классификация психических расстройств …, 2003, стр. 19]. В ситуации, когда специалист оценивает развитие ребенка как соответствующее более, чем одному психологическому синдрому, как и в медицинской классификации возможно использование более чем одного психологических синдрома и, соответственно, их кодов. В ряде регионов страны такой вариант оценки состояния ребенка и постановки психологического диагноза (заключения психолога) получил название «сложный дизонтогенез» - в отличие от «простого дизонтогенеза», когда состояние ребенка оценивается как единый психологический синдром[1] (Юдилевич, 2002). Предусмотрена буквенно-цифровая кодировка психологического диагноза по основным показателям (ось: I – основной психологический синдром – буква и три-четыре знака) и дополнительным показателям (ось: II – уровень общего психического тонуса – один знак; ось: III – особенности функциональной организации мозговых систем (профиль латеральных предпочтений) – один знак). Для категорий основного психологического синдрома, имеющих несколько подтипов предусмотрены дополнительные коды после тире «–». При кодировке психологического диагноза предлагается разделение категорий каждой из осей точкой. Степени (группы) выраженности основного психологического синдрома (ось I.) кодируются соответствующим знаком после точки. В ситуации, когда невозможно определить характер и степень выраженности показателей по соответствующим осям – в соответствующих кодах приводится, либо прочерк, либо код «х». Таким образом, код психологического диагноза может быть приведен в общем виде: {Буква}ХХ–Х.Х. Х. Х Подобная кодировка достаточно удобна для использования в компьютерных базах данных, которые находят все большее распространение в образовательных системах (в частности, в деятельности ПМПК как одного из структурных подразделений системы специального образования). ^ Н1 – Н3 Группа: Недостаточное развитие Н1 Тотальное недоразвитие Н11.х Простой уравновешенный тип Н12.х Аффективно-неустойчивый тип Н13.х Тормозимо-инертный тип Для данной группы код «.х» после точки означает необходимость указания выраженности основного психологического синдрома: легкая степень (1); выраженная степень (2); грубая степень (3). Н2 Задержанное развитие Н21 Темпово задержанный тип (гармонический инфантилизм) Н22 Неравномерно задержанный тип (дисгармонический инфантилизм) Н3 Парциальная несформированность психических функций Н31.х Парциальная несформированность преимущественно регуляторного компонента деятельности Н32.х Парциальная несформированность преимущественно когнитивного компонента деятельности В рамках парциальной несформированности преимущественно когнитивного компонента деятельности может быть выделена парциальная несформированность вербально-логического компонента деятельности Н33.х Парциальная несформированность смешанного типа В рамках этого типа возможна дальнейшая дифференциация по ведущему признаку несформированности: регуляторному или когнитивному. Для данной группы код «.х» после точки означает необходимость указания выраженности основного психологического синдрома: легкая степень (1); выраженная степень (2); грубая степень (3). ^ А1 Дисгармоничное развитие А11 Дисгармоничное развитие экстрапунитивного типа А12 Дисгармоничное развитие интропунитивного типа В рамках дисгармоничного развития интропунитивного типа (как предельный случай недостаточности общего психического тонуса) может быть выделен апатический тип дисгармоничного развития. А2 Искаженное развитие А21 Искажение сформированности преимущественно аффективно-эмоциональной сферы В рамках этого типа искаженного развития предусмотрена градация в соответствии с представлениями О.С. Никольской о вариантах раннего детского аутизма (1 – 4 группы). А22 Искажение преимущественно когнитивной сферы А23 Мозаичный (смешанный) тип искаженного развития ^ П1 Локально поврежденное развитие Данная категория может быть оценена и как позднее дефицитарное развитие, в том случае, когда существует медицинская верификация локального повреждения соответствующей анализаторной или опорно-двигательной системы. П2 Диффузно поврежденное развитие Объемность и массивность повреждения ЦНС дает основание относить к этой категории развития и сложное сочетанное бисенсорное дефицитарное развитие и дефицитарность опорно-двигательного аппарата П3 Психическая травма В рамках психической травмы особенности развития могут быть более дифференцированы (например, тотальный или элективный мутизм, регресс навыков или поведенческий регресс и т.п.). В любом случае необходимо подтверждение того, что данные особенности развития возникли вследствие именно психической травмы, а не вызваны какой-либо иной причиной. ^ Д1 Раннее дефицитарное развитие Д11 Развитие в условиях ранней дефицитарности слухового анализатора Д11-1.х Развитие в условиях полного или практически полного отсутствия слуха (глухие или неслышашие) вследствие потери слуха до сформированности речи Возможно дифференцирование этой категории развития (код «.х») в соответствии с объективными данными исследования слуховой функции по 4 группам глухоты (I-я группа наиболее тяжелая) Д11-2.х Развитие в условиях полного или практически полного отсутствия слуха (глухие или неслышашие) вследствие врожденной глухоты. Возможно дифференцирование этой категории развития (код «.х») в соответствии с объективными данными исследования слуховой функции по 4 группам глухоты (от I-й наиболее тяжелой к IV-й – наиболее легкой) Д11-3.х Развитие в условиях слабослышания (тугоухости) Возможно дифференцирование категории развития по 3-м степеням выраженности слабослышания (код «.х»: I-я ст. – наиболее легкая; III-я ст. – наиболее тяжелая), а также дифференцирование в зависимости от степени сформированности речи (I, II-е отделения школы II-го вида) ^ [2] Д12-1 Развитие в условиях потери зрения в возрасте до 14-ти лет Д12-1.1 Абсолютно или тотально слепые: дети с полным отсутствием зрительных ощущений Д12-1.2 Частично, или парциально, слепые: дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой остаточного зрения от 0,005 до 0,04 Д12-2 Развитие в условиях врожденной тотальной слепоты (слепорожденные) Д12-3 Развитие в условиях слабовидения (слабовидящие дети: с остротой зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками). Возможна дальнейшая дифференциация этой категории в зависимости от отклонений в состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущения, периферическое и бинокулярное зрение), а также от форм остаточного зрения при остроте зрения 0,04 и ниже в зависимости от сложности нарушений зрительной функции. Д12-4 Развитие в условиях наличия косоглазия и амблиопии. Возможна дальнейшая дифференциация этой категории в зависимости от особенностей и выраженности данного нарушения. ^ Возможна дальнейшая дифференциация этой категории развития в соответствии с имеющейся психолого-педагогической классификацией ^ Д2 Позднее дефицитарное развитие Данная подгруппа может рассматриваться и как локально поврежденное развитие (какой-либо анализаторной системы или опорно-двигательного аппарата) ^ Д21-1.х Развитие в ситуации позднего наступления полной или практически полной глухоты (позднооглохшие) Д21-2.х Развитие в ситуации позднего снижения слуха (слабослышашие) Категории Д21-х.х могут быть дифференцированы в соответствии с существующей психолого-педагогической классификацией по группам (глухие: 1-4 гр. в соответствии с объективными данными исследования слуховой функции, слабослышашие: 1-3-й ст.). Степень выраженности нарушений в данном случае определяется как соответствующий знак после точки. ^ Д22-1 Развитие в ситуации позднего наступления полной утраты зрения в возрасте 14-ти лет и позже (поздноослепшие). Возможна дальнейшая дифференциация этой категории в зависимости от степени и формы потери зрения в соответствии с имеющимися психолого-педагогическими подходами Д22-2 Развитие в ситуации позднего наступления частичной (парциальной) утраты зрения в возрасте 14-ти лет и позже. Возможна дальнейшая дифференциация этой категории в зависимости от степени и формы потери зрения в соответствии с имеющимися психолого-педагогическими подходами ^ Дальнейшая дифференциация может основываться на особенностях психического состояния ребенка, в первую очередь, его аффективно-эмоциональной сферы и особенностей личностного развития, возникших после различных вариантов поражения опорно-двигательного аппарата в дошкольном возрасте и позже. ^ Д3 Сложное дефицитарное развитие Эта категория дефицитарного развития представляет сочетание двух и более нарушений функциональных систем ^ Д31-1 Врожденная и ранняя слепоглухота Дальнейшая дифференциация проводится по выраженности и сочетанности сенсорных нарушений: тотально слепоглухие; практически слепоглухие; слабовидящие глухие; слепые слабослышащие; слабовидящие слабослышащие Д31-2 Врожденные нарушения слуха и приобретенная с возрастом слепота Д31-3 Врожденная слепота и приобретенная глухота Д31-4 Приобретенная с возрастом слепоглухота Эта категория детей (подростков) может также быть отнесена к группе локального поздно поврежденного развития ^ Д32-1 Развитие в условиях ранней сложной сочетанной дефицитарности Возможна дальнейшая дифференциация в зависимости от сочетания видов дефицитарности Д32-2 Развитие в условиях поздно возникшей сложной сочетанной дефицитарности В связи с массивностью поражения ЦНС эта категория детей может быть отнесена и к группе диффузно поврежденного развития. Дальнейшая дифференциация проводится по сочетанию возраста наступления соответствующей дефицитарности и вида дефицитарности Примечание. В ситуации невозможности в отдельных категориях основных психологических синдромов (в частности, отдельных типов групп поврежденного, дефицитарного развития) оценить степень выраженности по показателям осей: II, III - в соответствующих кодах проставляется код «х». ^ 0 Высокий уровень психического тонуса и достаточно высокая для данного возраста работоспособность 1 Средний уровень психического тонуса, вполне достаточная для возраста работоспособность 2 Сниженный уровень психического тонуса (психической активности), недостаточная работоспособность ^ Сниженный уровень психического тонуса при достаточной, в целом, работоспособности ^ [3] 0 Профиль латеральных предпочтений преимущественно правосторонний (по большинству исследуемых проб и привычных действий) ^ Профиль латеральных предпочтений смешанный Возможна дальнейшая дифференциация профиля латеральных предпочтений. В этом случае может быть добавлен еще один знак. Примечание. Как известно из литературных данных существует нормативная динамика становления межфункциональной асимметрии и окончательное становление профиля латеральных предпочтений обычно относится к возрасту 6,5-8 лет. Именно с этого возраста наличие смешанного типа латеральных предпочтений будет свидетельствовать о своеобразии межфункциональных взаимодействий, что в свою очередь, будет осложнять весь ход развития ребенка. Дети более младшего возраста (вплоть до 7-ми лет) достаточно часто демонстрируют смешанный тип латеральных предпочтений, что может отражать как нормативное становление функциональных взаимодействий, так и свидетельствовать об определенных тенденциях риска формирования «атипичного» варианта. Более позднее становление функциональной ассиметрии скорее свидетельствует о специфике формировании межфункциональных взаимодействий. |