|
Скачать 135.31 Kb.
|
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Кафедра «Психология» Специальность: 030301.65 «Психология» Дисциплина: Нейрофармакология Статус дисциплины: Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин, региональный компонент (ЕН.Р). Данная дисциплина является обязательной. Общая трудоемкость дисциплины: 40 часов, в т.ч. лекции 10 ч., семинары 4 ч., практические занятия – 2 ч., самостоятельная работа - 24 ч. Семестр : 2 семестр Преподаватель: д.б.н., с.н.с. Лебедев Андрей Андреевич. Часы консультаций: согласно расписанию Телефон: 575-03-21 Email: [email protected] ^
Целью изучения дисциплины «Нейрофамакология» является формирование у будущих психологов системы знаний о биохимических закономерностях функционирования нервной системы человека, современных лекарственных препаратах нейропсихотропного действия, фармакологических и психологических аспектах их практического применения. Предметом изучения дисциплины являются механизмы действия лекарственных средств на нервную систему. Задачи обучения по дисциплине:
2. Организационно-методическое построение курса: Структурно курс состоит из 5 тем. Тема 1. Предмет нейрофармакологии. Механизмы действия лекарственных средств. Тема 2. Лекарственные средства периферического действия. Тема 3. Лекарственные средства, активирующие ЦНС. Тема 4. Лекарственные средства, угнетающие ЦНС. Тема 5. Основные понятия психофармакотерапии, принципы и практика применения психотропных средств. Виды занятий: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Контроль успеваемости включает: текущий контроль, рубежный контроль (проводится в середине семестра) и промежуточную аттестацию – зачет. 3. Литература Основная литература:
Дополнительная литература
^ Успешность изучения дисциплины студентом оценивается суммой набранных за все виды учебной работы баллов (из 100 возможных) с последующим переводом их в Европейскую систему оценок и числовые эквиваленты традиционной 4-х балльной шкалы оценивания. При определении общего количества баллов за изучение курса учитываются две составляющие: первая - баллы, начисляемые за работу студента в течение семестра (не более чем 70 баллов); вторая – баллы, начисляемые по результатам зачета (до 30 баллов). Элементами оценивания работы студента в ходе семестра являются:
Кроме того, студенту могут начисляться дополнительные «премиальные» баллы за написание рефератов, участие в олимпиадах, научных студенческих конференциях и т.п. Премиальные баллы учитываются только при выведении семестровой (итоговой) оценки. При этом общая сумма баллов, набранная конкретным студентом при изучении дисциплины, включая премиальные, не может превышать 100 баллов. Если результат промежуточной аттестации не превышает 25 баллов, все премиальные баллы аннулируются. Если к моменту проведения промежуточной аттестации с учетом набранных дополнительных (премиальных) баллов студент получает количество баллов, достаточное для получения оценки «зачтено», она может быть поставлена ему по результатам текущей успеваемости без проведения экзамена. Результаты текущей успеваемости доводятся преподавателем до студентов заблаговременно. Студенты имеют право повысить результаты текущей успеваемости прохождением промежуточной аттестации по данной учебной дисциплине. Для студентов первого курса обучения прохождение промежуточной аттестации является обязательным. ^ Баллы, начисляемые за учебную работу студента в ходе семестра: 1. Посещение лекционных занятий – 2 балла за одно занятие, максимально 10 баллов из расчета 5 лекций. 2. Посещение семинарских занятий 1 балл за одно занятие, максимально 2 балла из расчета 2 семинаров. 3. Посещение практических занятий – 1 балл за одно занятие, максимально 1 балл из расчета 1 практического занятия. 4. Активность студента на семинарских и практических занятиях и качество его ответов - до 7 баллов за одно занятие, максимально 21 балл из расчета 2 семинаров и 1 практического занятия. 5. Выполнение домашних заданий – до 4 баллов за одно задание, максимально 20 баллов из расчета 5 заданий. 6. Прохождение рубежного контроля, проводится в форме бланкового тестирования, – до 16 баллов. Итого максимально – 70 баллов. Прохождение промежуточной аттестации (зачет) – максимально 30 баллов. Всего – 100 баллов. К зачету допускаются студенты, набравшие по результатам работы в ходе семестра не менее 31 балла. ^
^ Предмет нейрофармакологии. Механизмы действия лекарственных средств Учебные вопросы:
Тема 2. Лекарственные средства периферического действия Лекция 2. Лекарственные средства периферического действия
Тема 3. Лекарственные средства, активирующие ЦНС Лекция 3. Лекарственные средства, активирующие ЦНС
Тема 4. Лекарственные средства, угнетающие ЦНС Лекция 4. Лекарственные средства, угнетающие ЦНС
Тема 5. Основные понятия психофармакотерапии, принципы и практика применения психотропных средств Лекция 5 Основные понятия психофармакотерапии, принципы и практика применения психотропных средств Учебные вопросы:
Занятие 1 (семинарское). Тема: «Типовые механизмы действия лекарственных веществ и их характеристика» Учебные вопросы:
Литература
Занятие 2 (семинарское). Тема: «Принципы психофармакотерапии» Учебные вопросы:
Литература
Занятие 3 (практическое) Тема: «Психофармакотерапия с использованием ароматических веществ, для оценки работоспособности человека» Цель занятия: определить влияние различных ароматических веществ на работоспособность человека. Вопросы к занятию:
Практические навыки: В процессе подготовки к работе и при ее выполнении студенты приобретают навыки использования ароматических масел для воздействия на поведение человека. Выполняя работу, приобретают навыки анализа полученного в работе материала, убеждаются, что аромат розмарина, мелиссы, апельсина и лаванды увеличивают работоспособность. ^ эфиромасляные растворы ароматических веществ: розмарина, мелиссы, апельсина, лаванды, таблицы корректурной пробы Анфимова, испытуемый. ^ Эксперимент проводится с группой студентов. Испытуемые в течение пяти минут выполняют фоновую (в отсутствии ароматического вещества) корректурную пробу с таблицей Анфимова. Работа проводится в следующей последовательности: по команде преподавателя начинают корректуру текста таблицы, например, зачеркивают букву «а» вертикальной линией, букву «в» обводят кружком, букву «е» зачеркивают горизонтальной линией, букву «р» подчеркивают. Через каждую минуту преподаватель говорит слово «черта» и испытуемые проводят вертикальную линию после последней просмотренной буквы. Далее в течение десяти минут испытуемые вдыхают из пробирок ароматы указанных эфирных масел (возможно использование и аромаламп). Через 1 - 3 мин студенты вновь выполняют корректурную пробу по той же методике. ^ участники эксперимента подсчитывают количество пропущенных букв (ПБ) и количество ошибок (КО) за 1-ую, 2-ую, 3-ью 4-ую и 5-ую минуты работы и эти результаты вносят в таблицу.
Примечание: Ошибкой считается пропущенная буква или вычеркнутая неправильно. По данным литературы известно, что запах розмарина, является универсальным мощным стимулятором когнитивных процессов, повышает скорость и объем обрабатываемого материала. Запах апельсина сильно активирует мыслительную деятельность, снижает количество допущенных ошибок по сравнению с фоном. Ароматы лаванды и мелиссы оказывают успокаивающее и релаксирующее действие. Выводы: провести анализ полученных экспериментальных данных и сделать рекомендации по применению ароматов апельсина, розмарина, лаванды и мелиссы для оптимизации работоспособности человека, а также в качестве успокаивающих средств и снятия напряжения. Литература
|