Задачи обучения по дисциплине: cформировать представление о направленности действия лекарственных средств; сформировать систему знаний о лекарственных средствах, действующих на периферическую нервную систему icon

Задачи обучения по дисциплине: cформировать представление о направленности действия лекарственных средств; сформировать систему знаний о лекарственных средствах, действующих на периферическую нервную систему





Скачать 135.31 Kb.
Название Задачи обучения по дисциплине: cформировать представление о направленности действия лекарственных средств; сформировать систему знаний о лекарственных средствах, действующих на периферическую нервную систему
Дата 31.03.2013
Размер 135.31 Kb.
Тип Документы
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра «Психология»


Специальность: 030301.65 «Психология»

Дисциплина: Нейрофармакология

Статус дисциплины: Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин, региональный компонент (ЕН.Р). Данная дисциплина является обязательной.

Общая трудоемкость дисциплины: 40 часов, в т.ч. лекции 10 ч., семинары 4 ч., практические занятия – 2 ч., самостоятельная работа - 24 ч.

Семестр : 2 семестр

Преподаватель: д.б.н., с.н.с. Лебедев Андрей Андреевич.

Часы консультаций: согласно расписанию

Телефон: 575-03-21

Email: [email protected]


^ ОПИСАНИЕ КУРСА


  1. Цель курса:


Целью изучения дисциплины «Нейрофамакология» является формирование у будущих психологов системы знаний о биохимических закономерностях функционирования нервной системы человека, современных лекарственных препаратах нейропсихотропного действия, фармакологических и психологических аспектах их практического применения.

Предметом изучения дисциплины являются механизмы действия лекарственных средств на нервную систему.

Задачи обучения по дисциплине:

  • cформировать представление о направленности действия лекарственных средств;

  • сформировать систему знаний о лекарственных средствах, действующих на периферическую нервную систему;

  • сформировать систему знаний о лекарственных средствах, действующих на центральную нервную систему;

  • развить у студентов умение диагностировать патологические расстройства нервной системы;

  • научить студентов свободно пользоваться классификацией психотропных средств, необходимых психотерапии.


2. Организационно-методическое построение курса:


Структурно курс состоит из 5 тем.

Тема 1. Предмет нейрофармакологии. Механизмы действия лекарственных средств.

Тема 2. Лекарственные средства периферического действия.

Тема 3. Лекарственные средства, активирующие ЦНС.

Тема 4. Лекарственные средства, угнетающие ЦНС.

Тема 5. Основные понятия психофармакотерапии, принципы и практика применения психотропных средств.

Виды занятий: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа.

Контроль успеваемости включает: текущий контроль, рубежный контроль (проводится в середине семестра) и промежуточную аттестацию – зачет.


3. Литература


Основная литература:

  1. Кукес В.Г. Клиническая фармакология: Учебник для медицинских вузов. – М.: Гэотар Медицина, 2005, 944с.

  2. Базисная и клиническая фармакология / под ред. Бертрама Г., Катцунга ; Пер. с англ. под ред. докт. мед. наук, проф. Э.Э. Звартау: в 2-х томах. – М. – СПб.: Бином – Невский диалект,1998, Т. 1,2.

  3. Принципы и практика психофармакотерапии: Пер. с англ./ Ф.Дж.Яничак, Дж.М.Дэвис и др. – К.: Ника-Цент, 1999. -728с.

  4. Джордж Арана, Джеральд Розенбаум Фармакотерапия психических расстройств / пер. с англ. под ред. докт. мед. наук, проф. С.Н.Мосолова – М.: Бином- 2004.- 415с.

  5. Белова И.А. Основы нейрофармакологии. – М.:– Диалект. 2006.-315 с


Дополнительная литература

  1. Бертрам Г., Катцунг Т. Базисная и клиническая фармакология: В 2 т. / Пер. с англ. – М.; – СПб.: Бином-Невский диалект, 1998.

  2. Зеймаль Э. В., Шелковников С. А. Мускариновые холинорецепторы. – Л., 1989.

  3. Каркищенко Н. Н., Хоронько В. В. и др. Фармакокинетика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

  4. Лаврецкая Э.Ф. Фармакологическая регуляция психических процессов. – М.: Наука, 1985.- 285с.

  5. Михельсон М. Я. Теория химической передачи нервного импульса (этапы развития). – Л., 1981.

  6. Нил М. Дж. Наглядная фармакология / Под ред. М. А. Демидовой; Пер. с англ. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999.

  7. Самойлов В. О. Медицинская биофизика. – Л., 1986.

  8. Харкевич Д. А. Фармакология: Учебник. 6-е изд. – М.: ГЭОТАР Медицина, 1999.

  9. Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека: В 3 т. – М., 1996. Т. 1.



^ 4. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости


4. 1. Условия и показатели оценки успеваемости


Успешность изучения дисциплины студентом оценивается суммой набранных за все виды учебной работы баллов (из 100 возможных) с последующим переводом их в Европейскую систему оценок и числовые эквиваленты традиционной 4-х балльной шкалы оценивания.

При определении общего количества баллов за изучение курса учитываются две составляющие: первая - баллы, начисляемые за работу студента в течение семестра (не более чем 70 баллов); вторая – баллы, начисляемые по результатам зачета (до 30 баллов).

Элементами оценивания работы студента в ходе семестра являются:

  • посещаемость аудиторных занятий;

  • активность студента на занятиях и качество его ответов (выступлений);

  • результаты выполнения домашних заданий;

  • результаты рубежного контроля;

  • количество и качество выполняемых дополнительных заданий преподавателя (не менее 3).

Кроме того, студенту могут начисляться дополнительные «премиальные» баллы за написание рефератов, участие в олимпиадах, научных студенческих конференциях и т.п.

Премиальные баллы учитываются только при выведении семестровой (итоговой) оценки. При этом общая сумма баллов, набранная конкретным студентом при изучении дисциплины, включая премиальные, не может превышать 100 баллов. Если результат промежуточной аттестации не превышает 25 баллов, все премиальные баллы аннулируются.

Если к моменту проведения промежуточной аттестации с учетом набранных дополнительных (премиальных) баллов студент получает количество баллов, достаточное для получения оценки «зачтено», она может быть поставлена ему по результатам текущей успеваемости без проведения экзамена. Результаты текущей успеваемости доводятся преподавателем до студентов заблаговременно. Студенты имеют право повысить результаты текущей успеваемости прохождением промежуточной аттестации по данной учебной дисциплине. Для студентов первого курса обучения прохождение промежуточной аттестации является обязательным.


^ 4.2. Балльная структура оценки

Баллы, начисляемые за учебную работу студента в ходе семестра:

1. Посещение лекционных занятий – 2 балла за одно занятие, максимально 10 баллов из расчета 5 лекций.

2. Посещение семинарских занятий 1 балл за одно занятие, максимально 2 балла из расчета 2 семинаров.

3. Посещение практических занятий – 1 балл за одно занятие, максимально 1 балл из расчета 1 практического занятия.

4. Активность студента на семинарских и практических занятиях и качество его ответов - до 7 баллов за одно занятие, максимально 21 балл из расчета 2 семинаров и 1 практического занятия.

5. Выполнение домашних заданий – до 4 баллов за одно задание, максимально 20 баллов из расчета 5 заданий.

6. Прохождение рубежного контроля, проводится в форме бланкового тестирования, – до 16 баллов.

Итого максимально – 70 баллов.

Прохождение промежуточной аттестации (зачет) – максимально 30 баллов.

Всего100 баллов.

К зачету допускаются студенты, набравшие по результатам работы в ходе семестра не менее 31 балла.


^ 4.3. Шкала оценок по дисциплине


Набранные баллы

<50

51-60

61-67

68-84

85-93

94-100

Зачет\незачет

Незачет

Зачет

Оценка по шкале ECTS

F Fx

Д

С

В

А



^ 5. Лекционные занятия


По теме 1. Предмет нейрофармакологии. Механизмы действия лекарственных средств

Лекция 1.
Предмет нейрофармакологии. Механизмы действия лекарственных средств

Учебные вопросы:

  1. Цель, задачи, предмет и методы изучения нейрофармакологии.

  2. Место нейрофармакологии в системе научных знаний.

  3. Исторические этапы становления нейрофармакологии.

  4. Создание современных психотропных лекарственных веществ.

  5. Пути введения лекарств.

  6. Плацебо эффект и его психофизиологические механизмы.

  7. Индивидуальные реакции на прием лекарств, их основные причины.

  8. Медиаторные системы мозга.


Тема 2. Лекарственные средства периферического действия

Лекция 2. Лекарственные средства периферического действия

  1. Местные анестетики.

  2. Вяжущие средства. Обволакивающие средства. Адсорбирующие средства. Раздражающие средства.

  3. Холинореактивные средства.

  4. Холиномиметики. Медиатор ацетилхолин.

  5. Антихолинэстеразные средства.

  6. Ганглиоблокаторы.

  7. Миорелаксанты.

  8. Адренореактивные средства. Адреналин.

  9. Альфа - и бета-адреномиметики.

  10. Альфа - и бета-адреноблокаторы.


Тема 3. Лекарственные средства, активирующие ЦНС

Лекция 3. Лекарственные средства, активирующие ЦНС

  1. Вещества центрального действия.

  2. Классификация средств, активирующих ЦНС.

  3. Антидепрессанты.

  4. Атипичные антидепрессанты.

  5. Антидепрессанты с седативным и стимулирующим и сбалансированным действием.

  6. Тимостабилизирующие средства (нормотимики).

  7. Психомоторные стимуляторы.

  8. Особенности и механизм действия кофеина.

  9. Общетонизирующие средства и адаптогены.

  10. Алкалоиды группы стрихнина.

  11. Препараты растений с общетонизирующим действием.

  12. Препараты растений с адаптогенным действием

  13. Ноотропные средства.

  14. Пептиды и метаболиты.

  15. Актопротекторы.


Тема 4. Лекарственные средства, угнетающие ЦНС

Лекция 4. Лекарственные средства, угнетающие ЦНС

  1. Психолептики, транквилизаторы, нейролептики, антиконвульсанты. психодизлептики. седативно-снотворные средства.

  2. Нейролептики

  3. Атипичные нейролептики

  4. Транквилизаторы (анксиолитики) — вещества, избирательно устраняющие эмоциональную неустойчивость, напряженность, тревогу, страх при невротических нарушениях. Производные бензодиазепина.

  5. Условное подразделение транквилизаторов на «сильные» и «дневные».

  6. Сильные транквилизаторы.

  7. Дневные транквилизаторы.

  8. Седативные средства


Тема 5. Основные понятия психофармакотерапии, принципы и практика применения психотропных средств

Лекция 5 Основные понятия психофармакотерапии, принципы и практика применения психотропных средств

Учебные вопросы:

  1. Основные понятия психофармакотерапии, принципы и практика применения психотропных средств.

  2. Определение психотропной активности лекарственных средств.

  3. Принципы психофармакотерапии: комплексность, клиническая обоснованность, непрерывность, преемственность лечения

  4. Вовлечение больного и его родственников в терапевтический процесс.

  5. Значимость индивидуальной разъяснительной работы на всех этапах лечения.

  6. Критерии отнесения лекарственных средств к психотропным препаратам.




  1. Семинарские и практические занятия


Занятие 1 (семинарское).

Тема: «Типовые механизмы действия лекарственных веществ и их характеристика»

Учебные вопросы:

    1. Механизмы действия лекарственных средств.

    2. Синапс, механизмы его работы в ЦНС

    3. Создание современных психотропных лекарственных веществ.

    4. Пути введения лекарств.

    5. Плацебо эффект и его психофизиологические механизмы.

    6. Индивидуальные реакции на прием лекарств, их основные причины.

    7. Медиаторные системы мозга.

    8. Этапы медиаторной передачи.


Литература

  1. Кукес В.Г. Клиническая фармакология: Учебник для медицинских вузов. – М.: Гэотар Медицина, 2005, 944с

  2. Белова И.А. Основы нейрофармакологии. – М.:– Диалект. 2006.-315 с

  3. Нил М. Дж. Наглядная фармакология / Под ред. М. А. Демидовой; Пер. с англ. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999.

  4. Харкевич Д. А. Фармакология: Учебник. 6-е изд. – М.: ГЭОТАР Медицина, 1999.


Занятие 2 (семинарское).

Тема: «Принципы психофармакотерапии»

Учебные вопросы:

  1. Основные понятия психофармакотерапии, принципы и практика применения психотропных средств.

  2. Определение психотропной активности лекарственных средств.

  3. Принципы психофармакотеррапии: комплексность, клиническая обоснованность, непрерывность, преемственность лечения

  4. Вовлечение больного и его родственников в терапевтический процесс.

  5. Значимость индивидуальной разъяснительной работы на всех этапах лечения.

  6. Критерии отнесения лекарственных средств к психотропным препаратам.



Литература

    1. Кукес В.Г. Клиническая фармакология: Учебник для медицинских вузов. – М.: Гэотар Медицина, 2005, 944с

    2. Принципы и практика психофармакотерапии: Пер. с англ./ Ф.Дж.Яничак, Дж.М.Дэвис и др.- К.: Ника-Цент, 1999. -728с.

    3. Джордж Арана, Джеральд Розенбаум Фармакотерапия психических расстройств / пер. с англ. под ред. докт. мед. наук, проф. С.Н.Мосолова. – М.: Бином- 2004.- 415с.


Занятие 3 (практическое)

Тема: «Психофармакотерапия с использованием ароматических веществ, для оценки работоспособности человека»

Цель занятия: определить влияние различных ароматических веществ на работоспособность человека.

Вопросы к занятию:

  1. Внимание человека.

  2. Мозговые механизмы формирования внимания.

  3. Виды внимания.

  4. Основные характеристики внимания.

  5. Ароматерапия как метод психокоррекция.

Практические навыки: В процессе подготовки к работе и при ее выполнении студенты приобретают навыки использования ароматических масел для воздействия на поведение человека. Выполняя работу, приобретают навыки анализа полученного в работе материала, убеждаются, что аромат розмарина, мелиссы, апельсина и лаванды увеличивают работоспособность.

^ Для работы необходимо: эфиромасляные растворы ароматических веществ: розмарина, мелиссы, апельсина, лаванды, таблицы корректурной пробы Анфимова, испытуемый.

^ Практические задания: Эксперимент проводится с группой студентов. Испытуемые в течение пяти минут выполняют фоновую (в отсутствии ароматического вещества) корректурную пробу с таблицей Анфимова. Работа проводится в следующей последовательности: по команде преподавателя начинают корректуру текста таблицы, например, зачеркивают букву «а» вертикальной линией, букву «в» обводят кружком, букву «е» зачеркивают горизонтальной линией, букву «р» подчеркивают. Через каждую минуту преподаватель говорит слово «черта» и испытуемые проводят вертикальную линию после последней просмотренной буквы. Далее в течение десяти минут испытуемые вдыхают из пробирок ароматы указанных эфирных масел (возможно использование и аромаламп). Через 1 - 3 мин студенты вновь выполняют корректурную пробу по той же методике.

^ Оценка результатов эксперимента: участники эксперимента подсчитывают количество пропущенных букв (ПБ) и количество ошибок (КО) за 1-ую, 2-ую, 3-ью 4-ую и 5-ую минуты работы и эти результаты вносят в таблицу.

Время работы

1-ая минута

2-ая минута

3-ья минута

4-ая минута

5-ая минута

Среднее значение

Кол-во просмотренных букв (ПБ) до ароматерапии



















ПБ после ароматерапии



















Кол-во ошибок (КО) до ароматерапии



















КО после ароматерапии




















Примечание: Ошибкой считается пропущенная буква или вычеркнутая неправильно.

По данным литературы известно, что запах розмарина, является универсальным мощным стимулятором когнитивных процессов, повышает скорость и объем обрабатываемого материала. Запах апельсина сильно активирует мыслительную деятельность, снижает количество допущенных ошибок по сравнению с фоном. Ароматы лаванды и мелиссы оказывают успокаивающее и релаксирующее действие.

Выводы: провести анализ полученных экспериментальных данных и сделать рекомендации по применению ароматов апельсина, розмарина, лаванды и мелиссы для оптимизации работоспособности человека, а также в качестве успокаивающих средств и снятия напряжения.


Литература

  1. Джордж Арана, Джеральд Розенбаум Фармакотерапия психических расстройств / пер. с англ. под ред. докт. мед. наук, проф. С.Н.Мосолова – М.: Бином- 2004.- 415с.

  2. Белова И.А. Основы нейрофармакологии. – М.:– Диалект. 2006.-315 с

  3. Нил М. Дж. Наглядная фармакология / Под ред. М. А. Демидовой; Пер. с англ. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999.

  4. 4.Самойлов В. О. Медицинская биофизика. – Л., 1986.

  5. Харкевич Д. А. Фармакология: Учебник. 6-е изд. – М.: ГЭОТАР Медицина, 1999.




Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Задачи обучения по дисциплине: cформировать представление о направленности действия лекарственных средств; сформировать систему знаний о лекарственных средствах, действующих на периферическую нервную систему icon Комитет по здравоохранению санкт-петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Предмет аукциона: поставка лекарственных средств, действующих на нервную сердечно сосудистую систему...
Задачи обучения по дисциплине: cформировать представление о направленности действия лекарственных средств; сформировать систему знаний о лекарственных средствах, действующих на периферическую нервную систему icon «Клиническая ревматологическая больница №25»
Наименование предмета закупки: поставка лекарственных средств, действующих на вегетативную нервную...
Задачи обучения по дисциплине: cформировать представление о направленности действия лекарственных средств; сформировать систему знаний о лекарственных средствах, действующих на периферическую нервную систему icon Классифицированы по их влиянию на те или иные системы организма человека: нервную систему, сердечно-сосудистую

Задачи обучения по дисциплине: cформировать представление о направленности действия лекарственных средств; сформировать систему знаний о лекарственных средствах, действующих на периферическую нервную систему icon Лекарственные средства, действующие преимущественно на периферическую нервную систему

Задачи обучения по дисциплине: cформировать представление о направленности действия лекарственных средств; сформировать систему знаний о лекарственных средствах, действующих на периферическую нервную систему icon Особенности действия алкоголя на нервную систему

Задачи обучения по дисциплине: cформировать представление о направленности действия лекарственных средств; сформировать систему знаний о лекарственных средствах, действующих на периферическую нервную систему icon Энцефалит весенне-летнего типа, таежный энцефалит вирусная инфекция, поражающая центральную и периферическую

Задачи обучения по дисциплине: cформировать представление о направленности действия лекарственных средств; сформировать систему знаний о лекарственных средствах, действующих на периферическую нервную систему icon Энцефалит весенне-летнего типа, таежный энцефалит вирусная инфекция, поражающая центральную и периферическую

Задачи обучения по дисциплине: cформировать представление о направленности действия лекарственных средств; сформировать систему знаний о лекарственных средствах, действующих на периферическую нервную систему icon Клещевой энцефалит (энцефалит весенне-летнего типа, таежный энцефалит) вирусная инфекция, поражающая

Задачи обучения по дисциплине: cформировать представление о направленности действия лекарственных средств; сформировать систему знаний о лекарственных средствах, действующих на периферическую нервную систему icon Резюме предложения на включение, исключение, изменение лекарственных средств в Республиканский формулярный

Задачи обучения по дисциплине: cформировать представление о направленности действия лекарственных средств; сформировать систему знаний о лекарственных средствах, действующих на периферическую нервную систему icon 1. Резюме предложения на включение, исключение, изменение лекарственных средств в Республиканский

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы