|
Скачать 3.48 Mb.
|
Рационально-эмоционально-поведенческая психотерапия Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия: когнитивно-бихевиоральный подход. Пер. с англ. Общ. ред. — М.: Институт Гуманитарных Знаний, 1997. — 257 с. Walen, S. R., DiGiuseppe, R., & Wessler, R. L. A practitioner's guide to rational-emotive therapy. New York: Oxford University Press, 1980. Книга представляет собой практическое руководство по психотерапевтическому консультированию на основе бихевиорального и когнитивного подходов. Подробно освещены техники работы с иррациональными верованиями, поведенческими нарушениями, тревогой, неуверенностью, «трудными» клиентами и т.д. Приведен подробный разбор конкретных ситуаций. Данные методы просты для освоения и эффективны в работе, они могут использоваться самостоятельно или дополнять другие терапевтические подходы. Это руководство для тех, кто хочет работать действительно профессионально. Впервые на русском языке, для русскоязычных читателей. © Уолен С, ДиГусепп Р., Уэсслер Р. 1980 (все авторские права сохранены) © Институт Гуманитарных Знаний (научное редактирование, оформление) — 1997 Многие всемирно признанные направления психологии и психотерапии в России пока еще мало известны. К их числу относятся бихевиоральная и когнитивная терапия. На Западе они пользуются заслуженным уважением, популярностью и признанием. Их достоинство в серьезном научном обосновании и конкретности рекомендаций и процедур. На основе этих подходов американский психотерапевт А. Эллис создал новое направление названное им РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческая терапия). Личность в РЭПТ рассматривается на трех уровнях: эмоциональном, мыслительном и поведенческом. В РЭПТ отсутствует налет мистицизма и иррациональности так характерный для российского рынка психотерапевтических услуг, напротив, всё предельно точно, ясно и конкретно. Техники РЭПТ можно использовать самостоятельно, но они являются также прекрасным дополнением к другим методикам, расширяя возможности для работы с «сознательной частью» клиента. Данное руководство можно рекомендовать тем, кто хочет работать действительно профессионально. Материал, представленный в книге публикуется на русском языке впервые. СодержаниеСодержание 1 Введение 4 Глава 1. Основные принципы РЭПТ и как их излагать 6 Рационально-эмоционально-поведенческая теория 6 Мифы и заблуждения 8 Рационально-эмоционально-поведенческая философия 9 Эпистемология 9 Диалектика 9 Ценности 10 Этика 10 Ответственный гедонизм 11 Этический гуманизм 12 Рациональность как индивидуальная философия 12 Рационально-эмоционально-поведенческая терапия 13 Модель АВС 13 Обучение пациентов тому, что внешние события не являются источником наших чувств. 14 Обучение пациентов тому, что другие люди не являются источником наших чувств 15 Преодоление возражений пациентов 16 Симптомный стресс 17 Расширение модели АВС 18 ^ Начало работы с пациентом 18 Выбор проблемы 23 Цели терапии 24 Глава 3. Работа над «А» 25 Распознавание «А» 25 Уточнение А 27 Излишние детали об «А» 27 Неопределенность в описании «А» 28 Слишком много «А» 29 Когда «А» вне компетенции психотерапевта 30 Когда «С» становятся «А» 31 Об изменении «А» 32 ^ Устранение затруднений с «С» 33 Чувство вины по поводу «С» 33 Чувство стыда по поводу «С» 34 Слабый аффект или его отсутствие во время сеанса 34 Уплощённый или неадекватный аффект 34 Тягостные эмоции 34 Когда путают мысли с чувствами («В» и «С») 35 Затруднения описания 36 Дихотомическое мышление 36 Ошибочная самооценка эмоций 37 Непонятное описание эмоций 37 Отсутствие видимого дистресса 37 Эмоции во время сеанса 39 Решение изменить «С» 39 Учебные стенограммы 40 ^ Слова и их значение 45 Основные иррациональные верования 46 Выявление «иВ» 51 Поиск «иВ» при определенных эмоциях 54 Другие рекомендации 55 Заключительное предостережение 56 ^ Когнитивная дискуссия 57 Образная дискуссия 59 Поведенческая дискуссия 61 Что важно знать о дискуссии 62 Схема дискуссии 64 Работа над «С» 65 Выявление наиболее важных иВ 65 Этапы 2 и 3 65 Допущение худшей альтернативы 66 Этап 4 66 Этап 1 66 Этап 5 66 Этап 6 67 Этап 7 67 ^ Обсуждение основных иррациональных концепций 67 Выражения долженствования 68 Я должен 69 Окружающие должны 71 Мир должен 72 Драматизация 73 Человеческая ценность 76 Потребности 80 Низкая фрустрационная толерантность 81 ^ Преодоление затруднений в дискуссии 83 Трудные пациенты 85 Предостережения 88 Заключение 90 ^ Активно-директивный стиль 95 Лекция в сравнении с сократическим диалогом 96 Форма вопросов 98 Темп опроса 99 Удержание внимание пациента на проблеме 99 Избыточность 101 Стиль языка 101 Неприличные слова 102 Интонации 103 Молчание 103 Некоторые заключительные замечания 104 Ригидность привычек психотерапевта 104 Роль психотерапевта 105 Перенос и контрперенос 106 Завершение лечебного сеанса 108 Резюме: как избежать распространенных ошибок 108 ^ Тренировка самоподдержки 110 Продолжение работы над «А» 112 Восприятие «А» 112 Изменение «А» 116 Тренировка самоутверждающего поведения 121 Как давать практические советы, помогающие изменить «А» 122 ^ Обоснование 124 Примеры домашней работы 125 Предписание чтения 125 Предписание слушания 126 Письменные задания 126 Задания с использованием воображения 128 Предписание наблюдения за мыслями 129 Предписание релаксации 129 Предписание действий 129 Преодоление проблем с домашними заданиями 132 Изменение роли психотерапевта 134 ^ Пример плана терапии 135 Продолжение терапии 137 Окончание терапии 138 Повторная иммунизация 139 Глава 13. Рациональный подход к консультированию по вопросам семьи и брака 140 Выяснение намерений супругов 142 Решение развестись 144 Неспособность принять решение в отношении брака 146 Улучшение отношений 147 Проблемы общения 149 Повышение удовольствия в браке 150 Улучшение сексуальной жизни 150 Резюме 151 Ответы на вопросы 151 Приложение 152 Содержание 153 |