|
Скачать 350.2 Kb.
|
![]() А дминистрация города Нижнего Новгорода Департамент образования и социально-правовой защиты детствамуниципальное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 181 --------------------------------------------------------------------------------------------------- 603124, г. Нижний Новгород, улица Лесной городок, дом 6-а. тел./факс (831) К О Н К У Р С Н А Я Р А Б О Т А №_____________ НИЖЕГОРОДСКИЙ ТУР ЕЖЕГОДНОЙ ОЛИМПИАДЫ НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ " Взаимодействие семьи, школы и социума в процессе профилактики наркомании среди детей и подростков" АВТОР: Пологова Елизавета Евгеньевна Шибаева Алена Сергеевна 7 «А» класс МОУ СОШ № 181 Научный руководитель: Дубова Светлана Владимировна Педагог - психолог (высшая категория) МОУ СОШ № 181 Тел. 8-906-34-92228 2218983 Г. Нижний Новгород 2011 Содержание
Введение. ^ или виноваты все, или виноват неизвестно кто, то… что? Наркомания - это проблема нынешнего поколения. Детская наркомания - это проблема будущего поколения. Как защитить будущее наших детей? Как оградить их от наркомании? Наркомания стремительно распространяется по России. Цифры статистики с каждым днем становятся все ужаснее. Страшно еще и то, что в последнее время отмечается значительная тенденция "омоложения" наркомании - возрастная граница наркозависимых опустилась до 10-12 лет. Даже школа стала отнюдь не безопасным местом для детей. Как не стараются учителя, в школьных туалетах все равно время от времени находят использованные шприцы. Для наркоторговцев школа стала очень выгодным и благодатным полем для деятельности. Для них каждый школьник - это потенциальный потребитель их "товара". Дети сильно подвержены влиянию, и пользуясь их наивностью, их "взрослые друзья" предлагают им первую дозу совершенно бесплатно. Дети учатся друг у друга, и практика показывает, что один наркоман втягивает еще около 10 человек Как много соблазнов и опасностей таит в себе жизнь. И как порой трудно их разглядеть, почувствовать, распознать, особенно, когда ты молод, полон надежд и веришь, что впереди только лучшее. Но соблазны, буквально подстерегают тебя на пути, и ты можешь без особых усилий попасть в их тонкие сети. Одним из таких соблазнов, пожалуй, самых страшных, часто смертельно опасных, стала наркомания. Человечество давно пытается найти способы борьбы с этим злом: социальные, политические, медицинские, правовые. Но сегодня не одна страна мира перед этой угрозой не может чувствовать себя в полной безопасности. Беда, под названием «наркомания», приходит в дом неожиданно, для неё нет ни возрастных, ни социальных границ. Она не выбирает среди бедных или богатых, среди мужчин, женщин или детей. Она не щадит никого. Наркотики известны с глубокой древности. Начало их применения, вероятно, совпадает с возникновением человеческого рода. Во всех обществах существует обычай принимать активные вещества, способные изменять психическое состояние человека. С давних времен их проглатывали, жевали, вдыхали, а в последнее время еще и вводят шприцем. Средства, вызывающие чувство особого подъема и нарушения сознания использовались для проведения социальных, религиозных обрядов или мистических ритуалов. Известно, что многие цивилизации пользовались наркотическими веществами. Майя и ацтеки клали под язык листья коки - для поддержания сил в дальнем походе; китайцы тысячелетиями курили опиум - для снятия стресса и как снотворное; жители древней Аравии с теми же целями употребляли гашиш (от арабского "трава"). Воины-измаилиты перед боем принимали гашиш, а приняв, становились активными и жестокими. В Древнем Египте, Древней Греции и Риме были знакомы также с лечебными свойствами (подавления боли или недомогания) опия, индийской конопли и других наркотических веществ. Об употреблении древними египтянами каннабиса упоминает Геродот, а Гиппократ использовал опиаты в медицинской практике. Первый этап профилактики наркоманий относится к 50-70 годам, когда общество (прежде всего Соединенные Штаты Америки и Западная Европа) признало, что наркомания из проблемы отдельных личностей превратилась в трагедию больших масс молодежи. Тогда профилактика приема наркотиков сводилась к распространению представлений о риске, связанном с употреблением наркотических веществ, выработке у молодого человека страха, и таким образом, отрицательных установок по отношению к наркотикам. Страх и запреты - вот ключевые слова для понимания смысла этого этапа. Любому здравомыслящему человеку понятна низкая эффективность этой политики. Второй этап приходится на 80-е годы и логика его разворачивания - в опоре на разум человека. Многочисленная информация о наркотиках, их воздействии на человека, статистические данные и суждения ученых становились основой новой профилактической компании, в надежде на то, что знание беды поможет человеку не поддаться ее влиянию. Как и любая ограниченная политика - она тоже не дала желаемого эффекта. И вот во второй половине 90-х гг. в список «вредных привычек», профилактикой которых традиционно занималась школа, была добавлена еще одна, новая – наркомания. Учась в своей школе, мы задумались, а сели среди нас наркоманы, и что нужно делать, чтобы не пополнить ряды зависимых от наркотиков. Целью нашего исследования явилось определить роль взаимодействия семьи, школы и социума в процессе профилактики наркомании среди детей и подростков В связи с целью мы поставили перед собой следующие задачи: 1.Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу профилактических мер наркомании 2.Провести исследования причин и мотивации употребления наркотических веществ 3.Проанализировать совместно с психологом и социальным педагогом школы результативность деятельности взаимодействия семьи, школы и социума по профилактики наркомании среди подростков На основании изучения психолого-педагогической литературы и собственных наблюдений мы выдвинули следующие гипотезы. Можно предположить что:
Изучив соответствующую психолого - педагогическую литературу по вопросу профилактических мер, мы совместно с психологом решили провести исследование среди учеников нашей школы их родителей и учителей и выяснить их мнение: « Почему, по их мнению, дети становятся наркоманами?» ![]() По результатам данного опроса можно сделать выводы: Среди факторов, которые повышают риск начала употребления наркотиков, учителями, родителями и учащимися принявшими участие в исследовании, были названы следующие: 1. Обстановка в семье: отчуждение между детьми и родителями, которое часто встречается не только в проблемных, но в среднестатистических семьях (стиль воспитания, когда «детям всецело доверяют, совершенно всецело») и в «благополучных» семьях (где «некуда применить лишние деньги», и дети имеют на руках средства на карманные расходы). 2. Психологические проблемы подросткового возраста:
3. Личностные особенности:
Как учителями, так и родителями слабость характера часто называется основным фактором, так как в одинаковых условиях разные дети реагируют по-разному. «Есть дети слабые, и есть дети сильные, которые могут противостоять», «... и получается, что если в ребенке стержень родителями заложен, то он уже сможет выбрать, как было» 4. Социальные проблемы:
Перечисленный учителями, родителями и учащимися набор факторов создает впечатление, что практически каждый оказывается подвержен риску употребления наркотиков. Складывается парадоксальная ситуация, когда учителя достаточно хорошо информированы и осознают всю опасность наркомании, и в тоже время высока степень уверенности в том, что большинство их учеников, как и их собственные дети, сумеют ее избежать. Анализируя ответы учителей, можно утверждать, что постепенно происходит разрушение стереотипов, что к употреблению наркотиков склонны в большей степени мальчики по сравнению с девочками, и первое знакомство с наркотиками происходит не раньше 9-10 класса (14-15 лет). Изменения эти связаны с личным опытом учителей и их коллег, приобретенным не только в школе, но и вне ее, и поэтому их интенсивность значительно коррелирует как с остротой проблемы в школе, так и степенью открытости этой проблемы для обсуждения (хотя бы внутри школы). Постепенно в школе стало формироваться мнение, что профилактику наркомании нужно начинать в начальных классах, подыскивая соответствующие возрасту формы и методы, самые же «опасные годы» – это 7–8 классы, «...у них идет становление своего «Я», они должны утвердиться, к 9 классу они уже как-то определились. Мы провели еще одно анкетирование учащихся из полных семей, учащихся неполных семей и, учащихся попавших в трудную жизненную ситуацию, с целью определить стиль воспитания в каждой семье и сколько времени проводят дети со своими родителями. ![]() В результате опроса можно сделать выводы: что в семьях детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, преобладают авторитарный, попустительский стиль воспитания, в полных семьях преобладают демократический стиль воспитания, в семьях неполных на первом месте преобладает опекающий стиль, на втором месте демократический стиль. ![]() Хочется отметить, что независимо от стиля воспитания и от статуса семьи все опрошенные учащиеся 6-9 классов предпочитают проводить время только с друзьями. А как же родители? Почему дети не могут открыть свои тайны взрослым, близким людям, с чем это связано? На вопрос к родителям: « Какое самое запоминающее мероприятие с ребенком они могут назвать выяснилось, что 34% родителей смогли вспомнить только совместные прогулки в детстве 28%- совместное посещение кинотеатра 12%- совместный просмотр телепередач вечером перед телевизором 9%-не смогли ничего 21%-совместное проведение отпуска По опросу детей можно сделать выводы, что 12% детей назвали совместное посещение зоопарка в детском садике 23% совместное посещение кинотеатра 31 % ничего не смогли назвать и среди этих детей оказались , дети попавшие в трудную жизненную ситуацию 18% - совместное проведение отпуска Результаты опроса позволяют сделать вывод, что родители очень мало уделяют внимание детям. Это связано ( по мнению родителей)с рядом проблем:
Опираясь на исследования Н.К Харитоновой о роли семьи в приобщении подростков к употреблению наркотических веществ, мы делаем вывод ,что большое значение имеет фактор «неполной или конфликтной семьи». Имеются данные о том, что нежеланные дети чаще вовлекаются в употребление наркотических веществ. Практически все исследователи отмечают, к нарушению характера воспитания в семьях подростков относятся жесткий контроль, недоверие к подростку, недостаточность общения родителей с подростком, противоречивое отношение к его самостоятельности, требование уважать родителей и отказ в уважении к нему, а так же хаотичный тип воспитания. Повышенный риск развития зависимости отмечается в асоциальных семьях, при воспитании по типу гипоопеки, эмоционального отвержения, гиперопеки. Расположение значимости факторов по степени тяжести и психотравмирующему влиянию на подростка выглядит следующим образом:
Ряд исследователей уделяет особое внимание отсутствию взаимопонимания с родителями и подчеркивают значение авторитарности отношений в семьях, в которых воспитываются подростки, злоупотребляющие наркотическими веществами. Результаты нашего исследования и исследования психологов подтверждают нашу гипотезу о том, что важным фактором, оказывающим влияние на начало употребления наркотиков является стиль взаимоотношений в семье. Традиционное мнение, что к употреблению наркотических веществ, предрасполагает « проблема свободного времени» мы проверяем с помощью анкетирования учащихся нашей школы. Учащимся было предложено составить режим дня и как они предпочитают проводить свободное время от школы. По результатам опроса учащихся были получены следующие результаты: ![]() ![]() ![]() По результатам нашего исследования мы выяснили, что почти 40 % учащихся предпочитают проводить время у компьютеров, а дети из семей попавших в трудную жизненную ситуацию предпочитают проводить время на улице с друзьями . Среди детей , попавших в трудную жизненную ситуацию 12 % не посещают ни творческие мастерские, не секции. По мнению А.Е Личко, приему наркотиков подвержены больше те подростки и молодые люди, которые самоустранились от активного участия в жизни своих школьных, студенческих коллективов, выполняя при этом непосредственные обязанности намного ниже своих потенциальных возможностей. При этом тоже срабатывает фактор подражания худшему. У таких подростков, молодых людей быстро возникает проблема свободного времени. При опросе был так же задан вопрос: «Много ли у вас обнаружится свободного времени, если вы будете ежедневно добросовестно и с наилучшим качеством готовить домашние задания, выполнять общественные поручения, помогать родителям по дому, систематически заниматься своим физическим развитием (занятия в спортивной секции), расширять свой кругозор путем чтения книг, посещения театра?» А ведь это соответствует полному гармоничному развитию подростка, будущей взрослой личности. Такой распорядок дня исключает проблему свободного времени. Его просто не может возникнуть. Систематическое следование обязанностям есть не просто та или иная работа – это, прежде всего воспитание у себя ответственности перед окружающими и, несомненно, прежде всего, перед самим собой. Анализ времяпрепровождения некоторых подростков и молодых людей убеждает в том, что именно безделье порождает дурные привычки. Возникает чувство сожаления и досады, когда видишь, как в подъездах, на лестничных площадках некоторые подростки буквально изнывают от скуки - ничегонеделание всегда утомляет. При этом они, как правило, в разговоре с взрослыми сетуют на отсутствие организованного досуга. Но общение, необходимое молодым ребятам, подросткам, может быть интересным, когда они сами сделают его таковым. Чтобы каким-то образом скрасить свое безделье, некоторые подростки начинают прибегать к приему наркотиков, делая, таким образом, сознательно первый шаг к беде. В том, что такое приобщение подростков к веществам, приносящим непоправимый вред здоровью, есть результат слепого подражания, легко убедиться, если рассмотреть данные ответов на два вопроса, которые были заданы двум группам подростков пятнадцати-шестнадцатилетнего возраста: «Почему вы начали курить?» и «Почему начали прием наркотиков?» Их ответы были следующие: «глядя на других», «от нечего делать», «по глупости», «не задумывался» (просто так). Но самое главное здесь, что каждый из ответов говорит о неоправданности, необоснованности, бессмысленности поведения этих подростков. Праздное безделье породило неопределенность интересов, которые способствовали стремлению подростков к несодержательному времяпрепровождению и распространению различных вредных привычек, в том числе и наркомании. Появление свободного времени, а затем его бесцельное препровождение являются благодатной почвой для нее. Особую роль в противостоянии личности к употреблению наркотических веществ играют ее психологические особенности и внутренние механизмы реагирования, взаимодействия, приспособления к жизненным обстоятельствам. Опыт специалистов занимающихся профилактикой наркомании показывает, что социальная, педагогическая и медицинская профилактика употребления наркотических веществ без учета психологического аспекта обречена на неудачу. Яркая выраженность определенных черт характера (акцентуация) влияет на поведение человека, его направленности и склонности, а следовательно в какой-то мере и на способ адаптации личности к жизненным условиям. У каждой акцентуации, помимо этих особенностей, есть так называемые «слабые места но», т.е. жизненные ситуации, невыносимые для данного типа личности. Если такие ситуации регулярно создаются, то возникает декомпенсация-превращение нормативного поведения в ту или иную патологическую форму вплоть до расстройства личности. ^ для этих людей характерно постоянное возбуждение, повышенное настроение. Неиссякаемая энергия, хорошее физическое развитие делают их привлекательными для сверстников. Физическая акселерация, развитый интерес ко всему новому может подтолкнуть к раннему употреблению наркотических веществ и антисоциальным поступкам. ^ для психологии такого человека является вынужденное ограничение бурной активности, строго регламентируемый режим, одиночество, безделье. В ответ на это они декомпрессируются и выдают бурную реакцию эмансипации. Истероидный тип. Его часто называют демонстративным по причине постоянной жажды внимания к себе со стороны окружающих в любой форме. ^ удар по самолюбию или отсутствие внимания окружающих. Употребление наркотических веществ носит так же демонстративный характер и используется для поднятия престижа. ^ -внешне эти люди мелочные, склонные к резким вспышкам злобности и агрессивности. Они склонны делить все вокруг на «правильное» и «неправильное» ^ - ущемление интересов и стремлений. Декомпенсация наступает быстро в виде злопамятности, мстительности. Из-за повышенной развитости инстинктов в сочетании с заботой о своем здоровье, эти личности обычно употребляют официально разрешенные, наркотические вещества. Но при употреблении у них очень быстро развивается тяжелая зависимость. ^ . Из-за волевого дефицита в поведенческой сфере возникает подчиняемость, ведомость и уход ,как универсальная реакция на любые жизненные трудности ^ у данных лиц является отсутствие дисциплины, безнадзорность. Декомпенсация наступает в форме антисоциального поведения, обширного употребления наркотических веществ ,уклонения от работы и учебы ^ . Они характеризуются прежде всего психологической чувствительностью, тревожностью. Повышенная эмоциональность(переживания по поводу критических замечаний, неудач и т. д. Избыточная критичность к себе и природная осторожность этих лиц приводит к тому, что среди них крайне редко встречается анти социальность и злоупотребление наркотических веществ. ^ для них является отвержение эмоционально значимых лиц, социальные конфликты. Аутистический тип. Меньше всего их волнует « что скажут другие» эти люди предпочитают одиночество. Следствие этого их слабое место-необходимость установления контактов и близкие отношения с кем либо. Отсутствие приспособления к реальности, отрыв от действительности приводит к дезадаптации личности. В случае антисоциального поведения, аутисты совершают правонарушения не в компаниях, а в одиночку, хладнокровно, продуманно. Употреблять наркотические вещества они могут для стимуляции навыков общения. Отсюда мы можем утверждать, что одним из важнейших факторов, влияющих на приобщение подростков к наркотическим веществам, является нарушение личностных особенностей подростка. ^ «Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучше, а плохое изменилось и стало хорошим» Древнегреческий философ Лукиан Профилактика злоупотребления наркотическими веществами на современном этапе имеет разнообразные формы организации. На уровне государства выделяют два основных направления профилактической деятельности:
Основой профилактической работы в образовательных учреждениях является Концепция профилактики злоупотребления псих активными веществами в образовательной среде,уивержденная приказом №619 от 28.02.2000 Министерства образования Российской Федерации и одобрена решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 22.05.2000 Современный этап развития психолого- педагогической профилактики характеризуется многообразием технологических подходов и организационных форм. Выделяют следующие подходы: ^ базируется на предоставлении информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления. Отечественные и зарубежные специалисты оценивают эффективность такого подхода как низкую. ^ Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях человека, навыках их распознавать и управлять ими. В рамках этого подхода выделяют несколько задач:
Основное внимание в этом подходе уделяется, развитию важных личностных качеств Данный подход рассматривается как относительно успешный. Подход, основанной на формировании жизненных навыков, цель- повышение у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе к употреблению наркотических веществ. Этот подход оценивается как достаточно эффективный 3. ^ , исходит из того, что влияние сверстников и семьи играет очень важную роль в жизни подростка, способствуя или препятствуя началу наркотизации ^ Сторонники данного подхода предполагают, что значимая деятельность способствует снижению распространению зависимого поведения ^ Проанализировав ситуацию, сложившуюся в нашей школе, возникла необходимость проводить раннюю профилактику с семьями, и особое внимание уделяется семьям попавшими в трудную жизненную ситуацию. Мы знаем, что в школе ведется работа по программе « СПЕКТР» цель которой, создание системы первичной профилактики всех видов зависимостей, профилактика асоциального поведения подростков. Для достижения этой цели были разработаны ряд задач:
Этапы реализации. 1.Организационно-подготовительный (2008) 2. Организационно- деятельности (2009-2011) 3. Аналитико-прогностический (2012) 1.Организационно-подготовительный этап
^
^
рмы-2003ФЖурнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003Журнал «Санкт-
В основе представления «Форум-театра» используется методика театрального сценического действия и обратная связь с аудиторией. Совместно с с психологом, родителями, классными руководителями, а так же учащимися старших классов разыгрывались перед ребятами мини-спектакли из нескольких мизансцен, в котором показаны типичные ситуация взаимоотношений современных подростков между собой и своими родителями, показаны причины, приводящие человека к употреблению наркотических веществ. Ситуации эти легко узнаваемы, так как происходят с подростками и окружающими их людьми на улице, дома, в семье, в школе. В финальной части яркая по содержанию мизансцена прерывалась «стоп кадром», и зрителям предлагали изменить каждую предшествующую ей ситуацию таким образом, чтобы трагедии в дальнейшем не произошло. Таким образом, ребята оставались не просто пассивными зрителями, а активно вовлекались в спектакль, им предоставлялась возможность выступить в роли актера. Цель мероприятия - заставить подростка задуматься над проблемой наркомании, улучшает навыки поведения в типичных для подростков ситуациях общения, связанных с высоким риском приобщения к незаконному потреблению и распространению наркотиков. Важным и существенным моментом является обсуждение проблемы зрителями во время спектакля и после него. В конечном итоге выбор делает сам человек, и никто, в том числе и психолог, сотрудник правоохранительных органов не может сказать, как он должен поступить в данной ситуации. Организация совместно с классными руководителями и родителями воспитательных мероприятий и детской организации в соответствии с возрастными и личностными особенностями
Роль взаимодействия семьи, школы и социума в процессе профилактики наркомании среди детей и подростков, несомненно играет большую роль и эффективность В результате проведенного социально - психологического исследования в 2008 - 2010 учебные года были получены следующие результаты: К участникам программы «Школы будущей семьи» присоединились дети «попавшие в трудную жизненную ситуацию». ![]() В период с 2008- 2010 учебный год в МОУ СОШ № 181 открылось много спортивных творческих объединений. В классах ведется активная работа по оздоровлению детей, привлечение детей к занятиям спортом, а так же одно из направлений деятельности летнего городского лагеря с дневным пребыванием « Берендеева слобода» - спортивно- оздоровительное. В результате чего детей имеющих основную группу стало больше, по наблюдению школьного врача , детская заболеваемость простудными заболеваниями снизилась . ![]() ![]() ![]() ![]() Заключение. Позитивная профилактика ,целью которой является воспитание «личностно-развитого человека, способного справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме наркотических веществ» В соответствии с Концепцией профилактики злоупотребления наркотических веществ в образовательной среде, именно эта стратегия профилактической деятельности является приоритетной. «По статистике, на 1 января 2010 года в Нижегородской области на учете стояло 11 подростков с диагнозом «наркомания», 86 с диагнозом «токсикомания и 11 с диагнозом «алкоголизм». Но если нашим родителям, учителям, педагогам, работникам культуры и самими детям своей деятельностью, активностью и неравнодушием к всеобщей проблеме хоть на несколько процентов удастся снизить эти показатели, значит, они делают свою работу не зря и им удастся спасти хоть несколько детских жизней. Список литературы.
Глоссарий Акцентуа́ция хара́ктера, Акцентуа́ция ли́чности, Акцентуи́рованная ли́чностная черта́ — нормальная особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи. одна из проблем, связанных с трудностями поддержания нормального образа жизни Девиантное поведение-сисьтема поступков или отдельные поступки,противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам Дезадаптация- психическое состояние,возникающее в результате несоответьствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка новой социальной ситуации Декомпенсация-превращение нормативного поведения в ту или иную патологическую форму вплоть до расстройства личности Наркомания (греческое оцепенение, сон + безумие, страсть, влечение) — хронические заболевания, вызываемые злоупотреблением лекарственными или лекарственными наркотическими средствами. Характеризуются возникновением патологического влечения к наркотическому средству (психической зависимости), изменением толерантности к наркотическому средству с тенденцией к увеличению доз и развитием физической зависимости, проявляющейся абстинентным синдромом, при прекращении его приема. ^ совокупность включение индивида в различные сферы жизнедеятельности общества и приобщение его к культуре конкретной социальной среды учреждений, служб системы образования, а так же семей, выполняющих подготовку и ^ Общий термин для обозначения любой ситуации, когда индивид лишен эмоциональных реакций, исходящих от других людей. Этот термин используется почти исключительно в отношении детей, которые растут в ситуации отсутствия любви, привязанности и контактов. См. анаклитическая депрессия и созревания синдром депривации Приложение Акция « С родителями в кино, театр…» ![]() Классный час «Посеешь характер- привычку пожнешь» ![]() ![]() Занятия в бассейне , походы в лес ( программа « Мы вместе») ![]() Акция « Нет наркотикам» ![]() ![]() ![]() Работа с педагогическими кадрами ![]() Индивидуальная работа с родителями ![]() ^ ![]() Профориентационная деятельность ![]() Участие в конкурсе « Верить! Жить! Творить!» ![]() Тренинговые занятия с родителями детей «попавшими в трудную жизненную ситуацию» ![]() Беседы с инспектором ОДН ![]() ![]() Заседание совета профилактики ![]() ![]() Страйкбол совместно с родителями и детьми учащихся 7 класса ![]() ![]() Поход совместно с родителями и детьми и облагораживание памятника войнам ВОВ, д. Зуево ![]() Анкета для учащихся Закончи предложения:
10.Иногда мне хочется, чтобы мама и папа…. «Мой досуг» Закончи предложения
|
![]() |
Половое воспитание и планирование семьи. 392 000 г. Тамбов >ул. Коммунальная 21а. (0752) 72-9101 Республиканский центр социально-правовой и психолого-педагогической помощи детям и молодёжи |
![]() |
Департамент Образования Северо Западного Окружного Управления Образования |
![]() |
Департамент развития социальной защиты по вопросу выплаты инвалидам войны денежной компенсации за |
![]() |
Департамент образования г. Нефтеюганска |
![]() |
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада |
![]() |
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада |
![]() |
Департамент образования, науки и молодежной политики воронежской области |
![]() |
Минсельхоз России Департамент научно-технической политики и образования |
![]() |
Департамент здравоохранения администрации амурской области управление федеральной службы по надзору |
![]() |
И выполнении шиномонтажных работ И. Не стал тому исключением как прошедший 2011 г., так и только начавшийся 2012 г. Причем за истекший... |