Департамент образования и социально-правовой защиты детства icon

Департамент образования и социально-правовой защиты детства





Скачать 350.2 Kb.
Название Департамент образования и социально-правовой защиты детства
Пологова Елизавета Евгеньевна
Дата конвертации 01.04.2013
Размер 350.2 Kb.
Тип Реферат



А


дминистрация города Нижнего Новгорода

Департамент образования и социально-правовой защиты детства

муниципальное образовательное учреждение


средняя общеобразовательная школа № 181

---------------------------------------------------------------------------------------------------

603124, г. Нижний Новгород, улица Лесной городок, дом 6-а. тел./факс (831)


К О Н К У Р С Н А Я Р А Б О Т А №_____________

НИЖЕГОРОДСКИЙ ТУР ЕЖЕГОДНОЙ ОЛИМПИАДЫ

НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ


" Взаимодействие семьи, школы и социума в процессе профилактики наркомании среди детей и подростков"


АВТОР: Пологова Елизавета Евгеньевна

Шибаева Алена Сергеевна

7 «А» класс МОУ СОШ № 181


Научный руководитель: Дубова Светлана Владимировна

Педагог - психолог (высшая категория)

МОУ СОШ № 181

Тел. 8-906-34-92228

2218983

Г. Нижний Новгород

2011


Содержание


1.

Содержание


1

2.

Введение


2

3.

Цель и задачи


4

4.

Причины употребления наркотических веществ



5

5.

Формы профилактической работы с детьми и подростками


14

6.

Результативность профилактической работы




7.

Заключение




8.

Список литературы





9.


Глоссарий













10.

Приложение
























Введение.


^ Если виноватых нет,

или виноваты все,

или виноват неизвестно кто,

то… что?

Наркомания - это проблема нынешнего поколения. Детская наркомания - это проблема будущего поколения. Как защитить будущее наших детей? Как оградить их от наркомании?

Наркомания стремительно распространяется по России. Цифры статистики с каждым днем становятся все ужаснее. Страшно еще и то, что в последнее время отмечается значительная тенденция "омоложения" наркомании - возрастная граница наркозависимых опустилась до 10-12 лет.

Даже школа стала отнюдь не безопасным местом для детей. Как не стараются учителя, в школьных туалетах все равно время от времени находят использованные шприцы. Для наркоторговцев школа стала очень выгодным и благодатным полем для деятельности. Для них каждый школьник - это потенциальный потребитель их "товара". Дети сильно подвержены влиянию, и пользуясь их наивностью, их "взрослые друзья" предлагают им первую дозу совершенно бесплатно. Дети учатся друг у друга, и практика показывает, что один наркоман втягивает еще около 10 человек

Как много соблазнов и опасностей таит в себе жизнь. И как порой трудно их разглядеть, почувствовать, распознать, особенно, когда ты молод, полон надежд и веришь, что впереди только лучшее. Но соблазны, буквально подстерегают тебя на пути, и ты можешь без особых усилий попасть в их тонкие сети. Одним из таких соблазнов, пожалуй, самых страшных, часто смертельно опасных, стала наркомания.

Человечество давно пытается найти способы борьбы с этим злом: социальные, политические, медицинские, правовые. Но сегодня не одна страна мира перед этой угрозой не может чувствовать себя в полной безопасности. Беда, под названием «наркомания», приходит в дом неожиданно, для неё нет ни возрастных, ни социальных границ. Она не выбирает среди бедных или богатых, среди мужчин, женщин или детей. Она не щадит никого.

Наркотики известны с глубокой древности. Начало их применения, вероятно, совпадает с возникновением человеческого рода. Во всех обществах существует обычай принимать активные вещества, способные изменять психическое состояние человека. С давних времен их проглатывали, жевали, вдыхали, а в последнее время еще и вводят шприцем. Средства, вызывающие чувство особого подъема и нарушения сознания использовались для проведения социальных, религиозных обрядов или мистических ритуалов.

Известно, что многие цивилизации пользовались наркотическими веществами. Майя и ацтеки клали под язык листья коки - для поддержания сил в дальнем походе; китайцы тысячелетиями курили опиум - для снятия стресса и как снотворное; жители древней Аравии с теми же целями употребляли гашиш (от арабского "трава"). Воины-измаилиты перед боем принимали гашиш, а приняв, становились активными и жестокими. В Древнем Египте, Древней Греции и Риме были знакомы также с лечебными свойствами (подавления боли или недомогания) опия, индийской конопли и других наркотических веществ. Об употреблении древними египтянами каннабиса упоминает Геродот, а Гиппократ использовал опиаты в медицинской практике.

Первый этап профилактики наркоманий относится к 50-70 годам, когда общество (прежде всего Соединенные Штаты Америки и Западная Европа) признало, что наркомания из проблемы отдельных личностей превратилась в трагедию больших масс молодежи. Тогда профилактика приема наркотиков сводилась к распространению представлений о риске, связанном с употреблением наркотических веществ, выработке у молодого человека страха, и таким образом, отрицательных установок по отношению к наркотикам. Страх и запреты - вот ключевые слова для понимания смысла этого этапа. Любому здравомыслящему человеку понятна низкая эффективность этой политики.

Второй этап приходится на 80-е годы и логика его разворачивания - в опоре на разум человека. Многочисленная информация о наркотиках, их воздействии на человека, статистические данные и суждения ученых становились основой новой профилактической компании, в надежде на то, что знание беды поможет человеку не поддаться ее влиянию. Как и любая ограниченная политика - она тоже не дала желаемого эффекта.

И вот во второй половине 90-х гг. в список «вредных привычек», профилактикой которых традиционно занималась школа, была добавлена еще одна, новая – наркомания.

Учась в своей школе, мы задумались, а сели среди нас наркоманы, и что нужно делать, чтобы не пополнить ряды зависимых от наркотиков.


Целью нашего исследования явилось определить роль взаимодействия семьи, школы и социума в процессе профилактики наркомании среди детей и подростков

В связи с целью мы поставили перед собой следующие задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу профилактических мер наркомании 2.Провести исследования причин и мотивации употребления наркотических веществ

3.Проанализировать совместно с психологом и социальным педагогом школы результативность деятельности взаимодействия семьи, школы и социума по профилактики наркомании среди подростков

На основании изучения психолого-педагогической литературы и собственных наблюдений мы выдвинули следующие гипотезы.

Можно предположить что:

  1. Важным фактором, оказывающим влияние на начало употребления наркотиков является стиль взаимоотношений в семье.

  2. К употреблению наркотиков предрасполагает « проблема времени», т.е. неспособность организовать подростками его с пользой для себя и общества.

  3. Одним из важнейших факторов, влияющих на приобщение подростков к наркотическим веществам, является нарушение личностных особенностей подростка.

Изучив соответствующую психолого - педагогическую литературу по вопросу профилактических мер, мы совместно с психологом решили провести исследование среди учеников нашей школы их родителей и учителей и выяснить их мнение: « Почему, по их мнению, дети становятся наркоманами?»



По результатам данного опроса можно сделать выводы:

Среди факторов, которые повышают риск начала употребления наркотиков, учителями, родителями и учащимися принявшими участие в исследовании, были названы следующие:

1. Обстановка в семье: отчуждение между детьми и родителями, которое часто встречается не только в проблемных, но в среднестатистических семьях (стиль воспитания, когда «детям всецело доверяют, совершенно всецело») и в «благополучных» семьях (где «некуда применить лишние деньги», и дети имеют на руках средства на карманные расходы).

2. Психологические проблемы подросткового возраста:

  • Любопытство: «... то, что запретно, то и как бы хочется принять»;

  • Беззаботность: «... возможно, считает: что со мной этого не произойдет, да, он сел, а я не такой – у меня получится бросить, я к этому не привыкну»

  • эффект компании: «...из-за того, чтобы быть, как все, не быть «белой вороной» в компании»

  • потребность в самоутверждении и др.

3. Личностные особенности:

  • неумение расслабиться: наркотики становятся способом ухода от проблем;

  • опыт употребления алкоголя «... алкоголь и наркомания – они взаимосвязаны, потому что после алкоголя надо наркотики принять»;

  • слабый характер.

Как учителями, так и родителями слабость характера часто называется основным фактором, так как в одинаковых условиях разные дети реагируют по-разному.

«Есть дети слабые, и есть дети сильные, которые могут противостоять»,

«... и получается, что если в ребенке стержень родителями заложен, то он уже сможет выбрать, как было»

4. Социальные проблемы:

  • неорганизованность досуга «... проблема в этом заключается процентов на 60... мама не может 24 часа в сутки следить за ребенком, также, как и учителя»

  • создание привлекательного имиджа наркотиков и человека, «употребляющего наркотики», через СМИ и продукты массовой культуры;

  • физическое принуждение к употреблению наркотиков.

Перечисленный учителями, родителями и учащимися набор факторов создает впечатление, что практически каждый оказывается подвержен риску употребления наркотиков. Складывается парадоксальная ситуация, когда учителя достаточно хорошо информированы и осознают всю опасность наркомании, и в тоже время высока степень уверенности в том, что большинство их учеников, как и их собственные дети, сумеют ее избежать.

Анализируя ответы учителей, можно утверждать, что постепенно происходит разрушение стереотипов, что к употреблению наркотиков склонны в большей степени мальчики по сравнению с девочками, и первое знакомство с наркотиками происходит не раньше 9-10 класса (14-15 лет). Изменения эти связаны с личным опытом учителей и их коллег, приобретенным не только в школе, но и вне ее, и поэтому их интенсивность значительно коррелирует как с остротой проблемы в школе, так и степенью открытости этой проблемы для обсуждения (хотя бы внутри школы). Постепенно в школе стало формироваться мнение, что профилактику наркомании нужно начинать в начальных классах, подыскивая соответствующие возрасту формы и методы, самые же «опасные годы» – это 7–8 классы, «...у них идет становление своего «Я», они должны утвердиться, к 9 классу они уже как-то определились.

Мы провели еще одно анкетирование учащихся из полных семей, учащихся неполных семей и, учащихся попавших в трудную жизненную ситуацию, с целью определить стиль воспитания в каждой семье и сколько времени проводят дети со своими родителями.



В результате опроса можно сделать выводы:

что в семьях детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, преобладают авторитарный, попустительский стиль воспитания,

в полных семьях преобладают демократический стиль воспитания,

в семьях неполных на первом месте преобладает опекающий стиль, на втором месте демократический стиль.



Хочется отметить, что независимо от стиля воспитания и от статуса семьи все опрошенные учащиеся 6-9 классов предпочитают проводить время только с друзьями. А как же родители? Почему дети не могут открыть свои тайны взрослым, близким людям, с чем это связано?

На вопрос к родителям: « Какое самое запоминающее мероприятие с ребенком они могут назвать выяснилось, что 34% родителей смогли вспомнить только совместные прогулки в детстве

28%- совместное посещение кинотеатра

12%- совместный просмотр телепередач вечером перед телевизором

9%-не смогли ничего

21%-совместное проведение отпуска

По опросу детей можно сделать выводы, что 12% детей назвали совместное посещение зоопарка в детском садике

23% совместное посещение кинотеатра

31 % ничего не смогли назвать и среди этих детей оказались , дети попавшие в трудную жизненную ситуацию

18% - совместное проведение отпуска

Результаты опроса позволяют сделать вывод, что родители очень мало уделяют внимание детям. Это связано ( по мнению родителей)с рядом проблем:

  • занятость родителей на работе, так как в современных экономических условиях они вынуждены подчиняться правилам, установленным работодателями. Иногда работают на нескольких работах.

  • перекладывание проблем в воспитании детей на сотрудников и педагогов школы.

  • родители, ведущие аморальный образ жизни – отклоняются от воспитания своих детей.



Опираясь на исследования Н.К Харитоновой о роли семьи в приобщении подростков к употреблению наркотических веществ, мы делаем вывод ,что большое значение имеет фактор «неполной или конфликтной семьи». Имеются данные о том, что нежеланные дети чаще вовлекаются в употребление наркотических веществ. Практически все исследователи отмечают, к нарушению характера воспитания в семьях подростков относятся жесткий контроль, недоверие к подростку, недостаточность общения родителей с подростком, противоречивое отношение к его самостоятельности, требование уважать родителей и отказ в уважении к нему, а так же хаотичный тип воспитания.

Повышенный риск развития зависимости отмечается в асоциальных семьях, при воспитании по типу гипоопеки, эмоционального отвержения, гиперопеки. Расположение значимости факторов по степени тяжести и психотравмирующему влиянию на подростка выглядит следующим образом:

  1. Эмоциональная депривация

  2. Потеря родителей или одного из них

  3. Жестокие отношения в семье

  4. Отсутствие эмоциональной теплоты и заинтересованности в ребенке

  5. Психологический дискомфорт

Ряд исследователей уделяет особое внимание отсутствию взаимопонимания с родителями и подчеркивают значение авторитарности отношений в семьях, в которых воспитываются подростки, злоупотребляющие наркотическими веществами.

Результаты нашего исследования и исследования психологов подтверждают нашу гипотезу о том, что важным фактором, оказывающим влияние на начало употребления наркотиков является стиль взаимоотношений в семье.


Традиционное мнение, что к употреблению наркотических веществ, предрасполагает

« проблема свободного времени» мы проверяем с помощью анкетирования учащихся нашей школы. Учащимся было предложено составить режим дня и как они предпочитают проводить свободное время от школы. По результатам опроса учащихся были получены следующие результаты:





По результатам нашего исследования мы выяснили, что почти 40 % учащихся предпочитают проводить время у компьютеров, а дети из семей попавших в трудную жизненную ситуацию предпочитают проводить время на улице с друзьями . Среди детей , попавших в трудную жизненную ситуацию 12 % не посещают ни творческие мастерские, не секции.

По мнению А.Е Личко, приему наркотиков подвержены больше те подростки и молодые люди, которые самоустранились от активного участия в жизни своих школьных, студенческих коллективов, выполняя при этом непосредственные обязанности намного ниже своих потенциальных возможностей. При этом тоже срабатывает фактор подражания худшему. У таких подростков, молодых людей быстро возникает проблема свободного времени.

При опросе был так же задан вопрос: «Много ли у вас обнаружится свободного времени, если вы будете ежедневно добросовестно и с наилучшим качеством готовить домашние задания, выполнять общественные поручения, помогать родителям по дому, систематически заниматься своим физическим развитием (занятия в спортивной секции), расширять свой кругозор путем чтения книг, посещения театра?»

А ведь это соответствует полному гармоничному развитию подростка, будущей взрослой личности.

Такой распорядок дня исключает проблему свободного времени. Его просто не может возникнуть. Систематическое следование обязанностям есть не просто та или иная работа – это, прежде всего воспитание у себя ответственности перед окружающими и, несомненно, прежде всего, перед самим собой.

Анализ времяпрепровождения некоторых подростков и молодых людей убеждает в том, что именно безделье порождает дурные привычки. Возникает чувство сожаления и досады, когда видишь, как в подъездах, на лестничных площадках некоторые подростки буквально изнывают от скуки - ничегонеделание всегда утомляет. При этом они, как правило, в разговоре с взрослыми сетуют на отсутствие организованного досуга. Но общение, необходимое молодым ребятам, подросткам, может быть интересным, когда они сами сделают его таковым.

Чтобы каким-то образом скрасить свое безделье, некоторые подростки начинают прибегать к приему наркотиков, делая, таким образом, сознательно первый шаг к беде. В том, что такое приобщение подростков к веществам, приносящим непоправимый вред здоровью, есть результат слепого подражания, легко убедиться, если рассмотреть данные ответов на два вопроса, которые были заданы двум группам подростков пятнадцати-шестнадцатилетнего возраста: «Почему вы начали курить?» и «Почему начали прием наркотиков?» Их ответы были следующие: «глядя на других», «от нечего делать», «по глупости», «не задумывался» (просто так).

Но самое главное здесь, что каждый из ответов говорит о неоправданности, необоснованности, бессмысленности поведения этих подростков. Праздное безделье породило неопределенность интересов, которые способствовали стремлению подростков к несодержательному времяпрепровождению и распространению различных вредных привычек, в том числе и наркомании.

Появление свободного времени, а затем его бесцельное препровождение являются благодатной почвой для нее.


Особую роль в противостоянии личности к употреблению наркотических веществ играют ее психологические особенности и внутренние механизмы реагирования, взаимодействия, приспособления к жизненным обстоятельствам. Опыт специалистов занимающихся профилактикой наркомании показывает, что социальная, педагогическая и медицинская профилактика употребления наркотических веществ без учета психологического аспекта обречена на неудачу. Яркая выраженность определенных черт характера (акцентуация) влияет на поведение человека, его направленности и склонности, а следовательно в какой-то мере и на способ адаптации личности к жизненным условиям. У каждой акцентуации, помимо этих особенностей, есть так называемые «слабые места но», т.е. жизненные ситуации, невыносимые для данного типа личности. Если такие ситуации регулярно создаются, то возникает декомпенсация-превращение нормативного поведения в ту или иную патологическую форму вплоть до расстройства личности.

^ Гипертимный тип - для этих людей характерно постоянное возбуждение, повышенное настроение. Неиссякаемая энергия, хорошее физическое развитие делают их привлекательными для сверстников. Физическая акселерация, развитый интерес ко всему новому может подтолкнуть к раннему употреблению наркотических веществ и антисоциальным поступкам.

^ Слабым местом для психологии такого человека является вынужденное ограничение бурной активности, строго регламентируемый режим, одиночество, безделье. В ответ на это они декомпрессируются и выдают бурную реакцию эмансипации.

Истероидный тип. Его часто называют демонстративным по причине постоянной жажды внимания к себе со стороны окружающих в любой форме.

^ Слабое место-удар по самолюбию или отсутствие внимания окружающих.

Употребление наркотических веществ носит так же демонстративный характер и используется для поднятия престижа.

^ Экслюзивный тип-внешне эти люди мелочные, склонные к резким вспышкам злобности и агрессивности. Они склонны делить все вокруг на «правильное» и «неправильное»

^ Слабое место - ущемление интересов и стремлений. Декомпенсация наступает быстро в виде злопамятности, мстительности. Из-за повышенной развитости инстинктов в сочетании с заботой о своем здоровье, эти личности обычно употребляют официально разрешенные, наркотические вещества. Но при употреблении у них очень быстро развивается тяжелая зависимость.

^ Неустойчивый тип. Из-за волевого дефицита в поведенческой сфере возникает подчиняемость, ведомость и уход ,как универсальная реакция на любые жизненные трудности

^ Слабым местом у данных лиц является отсутствие дисциплины, безнадзорность.

Декомпенсация наступает в форме антисоциального поведения, обширного употребления наркотических веществ ,уклонения от работы и учебы

^ Астенический тип . Они характеризуются прежде всего психологической чувствительностью, тревожностью. Повышенная эмоциональность(переживания по поводу критических замечаний, неудач и т. д. Избыточная критичность к себе и природная осторожность этих лиц приводит к тому, что среди них крайне редко встречается анти социальность и злоупотребление наркотических веществ.

^ Слабым местом для них является отвержение эмоционально значимых лиц, социальные конфликты.

Аутистический тип. Меньше всего их волнует « что скажут другие» эти люди предпочитают одиночество. Следствие этого их слабое место-необходимость установления контактов и близкие отношения с кем либо. Отсутствие приспособления к реальности, отрыв от действительности приводит к дезадаптации личности. В случае антисоциального поведения, аутисты совершают правонарушения не в компаниях, а в одиночку, хладнокровно, продуманно. Употреблять наркотические вещества они могут для стимуляции навыков общения.

Отсюда мы можем утверждать, что одним из важнейших факторов, влияющих на приобщение подростков к наркотическим веществам, является нарушение личностных особенностей подростка.


^ Формы профилактической работы с детьми и подростками

«Нам кажется недостаточным оставить

тело и душу детей в таком состоянии,

в каком они даны природой,

мы заботимся об их воспитании и обучении,

чтобы хорошее стало много лучше,

а плохое изменилось и стало хорошим»

Древнегреческий философ Лукиан


Профилактика злоупотребления наркотическими веществами на современном этапе имеет разнообразные формы организации. На уровне государства выделяют два основных направления профилактической деятельности:

  1. Меры, направленные на борьбу с незаконным оборотом наркотиков

  2. Меры, направленные на предотвращение употребления наркотических веществ и развитие зависимости от них, а так же уменьшение вредных последствий.

Основой профилактической работы в образовательных учреждениях является Концепция профилактики злоупотребления псих активными веществами в образовательной среде,уивержденная приказом №619 от 28.02.2000 Министерства образования Российской Федерации и одобрена решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 22.05.2000

Современный этап развития психолого- педагогической профилактики характеризуется многообразием технологических подходов и организационных форм.

Выделяют следующие подходы:

^ 1.Информационный подход-базируется на предоставлении информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления.

Отечественные и зарубежные специалисты оценивают эффективность такого подхода как низкую.

^ 2.Подход основанный на аффективном (эмоциональном обучении.) Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях человека, навыках их распознавать и управлять ими. В рамках этого подхода выделяют несколько задач:

  • Повышение самооценки

  • Определение значимых личностных ценностей

  • Развитие навыков распознавания и выражения эмоций

  • Развития навыка обдуманного принятия решения

  • Формирование способности справляться со стрессом.

Основное внимание в этом подходе уделяется, развитию важных личностных качеств Данный подход рассматривается как относительно успешный.

Подход, основанной на формировании жизненных навыков, цель- повышение у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе к употреблению наркотических веществ.

Этот подход оценивается как достаточно эффективный

3. ^ Подход на учете роли социальных факторов, исходит из того, что влияние сверстников и семьи играет очень важную роль в жизни подростка, способствуя или препятствуя началу наркотизации

^ 4.Подход основанный на альтернативной наркотиком деятельности

Сторонники данного подхода предполагают, что значимая деятельность способствует снижению распространению зависимого поведения

^ 5.Подход, основанный на укреплении здоровья.


Проанализировав ситуацию, сложившуюся в нашей школе, возникла необходимость проводить раннюю профилактику с семьями, и особое внимание уделяется семьям попавшими в трудную жизненную ситуацию. Мы знаем, что в школе ведется работа по программе « СПЕКТР» цель которой, создание системы первичной профилактики всех видов зависимостей, профилактика асоциального поведения подростков. Для достижения этой цели были разработаны ряд задач:

  • Обеспечить взаимодействие участников программы для решения проблем детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;




  • Развивать социальную компетентность подростков с целью формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;




  • Способствовать изменению отношения социума к проблемам подростков, склонным к асоциальному поведению;




  • Воспитывать ребенка как члена семьи, школьного коллектива, общества;




  • Оказывать компетентную помощь семьям, оказавшимся в социально опасном положении, педагогическая защита детей в этих семьях.



Этапы реализации.

1.Организационно-подготовительный (2008)

2. Организационно- деятельности (2009-2011)

3. Аналитико-прогностический (2012)

1.Организационно-подготовительный этап


№ п/п

Виды деятельности

Цель

Действия

Сроки

Ответственный

1.

Комплекс диагностических методик

Сбор информации об учащихся и их семьях. Формирование банка данных


Анкеты

сентябрь

Соц. педагог,

Классные руководители

3.

Создание методической базы программы

Изучение новых педагогических методов и приемов

Подбор методической литературы

В течение года

Пед. колектив

4

Установление

межведомственного

взаимодействия учреждений

и организаций.


Совместная деятельность для достижения целей и задач

Разработка совместных планов

работы с ОДН Канавинского

района, ПДО2- Семья,

реабилитационным центром «Бригантина»


В течение года

Зам. директора по ВР, соц. педагог

5

Освоение новых методов и приемов, форм работы.

Повышение профессиональной компетентности

Семинары, курсы

В течение года

Зам. дир. по ВР

6

Оформление правового уголка

Информирование учащихся о правах и обязанностях

Сбор информации

сентябрь

Соц. педагог


^ 2.Организационно - деятельностный этап


№ п/п

Виды деятельности

Цель

Действия

Ответственный

1.

Профилактическая работа с классами

Предупреждение асоциального поведения учащихся

Классные часы

Классные

руководители

2

Индивидуальная работа с учащимися состоящих на разных формах учета

Развивать социальную компетентность подростков с целью формирования ценностных ориентаций

Организация встреч с инспектором

Индивидуальные консультации

Соц. педагог

Психолог

3.

Профилактическая работа с родителями

Ранняя профилактика семейного неблагополучия

Создание проекта

« Притяжение»

«Школа молодой семьи»

« Мы вместе»

Соц. педагог

психолог

4

Работа с педагогическими кадрами

Учебно- просветительная деятельность

Тренинги

Заседание МО

Работа психолого-педагогического консилиума

Зам. дир по УВР

5

Участие в районных , городских профилактических мероприятиях

Предупреждение асоциального поведения учащихся

Участие в кокурсах, акциях

« Верить, жить, творить!»

Зам. дир по УВР

6

Совет профилактики

Предупреждение асоциального поведения учащихся

Заседание совета профилактики

Зам. дир по УВР

7

Работа на микроучастке

Сбор информации

Индивидуальные беседы

Зам. дир по УВР

8

Профилактика наркомании, негативных привычек

Предупреждение асоциального поведения учащихся

Деятельность

« Форум- театра»

Соц. педагог- психолог

9

Деятельность психологической службы

Соц. психологическая помощь

Консультирование коррекционно- развивающая работа

психолог

10

Профориентация

Помощь в выборе профессии, трудоустройстве

Дни открытых дверей

Экскурсии


Зам. дир.по ВРСоц. педагог


^ 3.Аналитико-прогностический этап


№ п/п

Виды деятельности

Цель

Действия

Сроки

Ответственный

1.

Диагностика

Анализ деятельности

по всем направлениям

Анкетирование, опросы, беседы

Май, сентябрь

Психолог, соц педагог

2.

Прогнозирование деятельности на последующий год

Выявление трудностей при реализации программы.

Подведение итогов работы

Круглый стол

Сентябрь

Зам. дир по ВР, соц педагог, психолог


рмы-2003ФЖурнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2003Журнал «Санкт-


Поскольку профилактическая работа в школе ориентирована в первую очередь на социально-педагогические и психологические факторы, влияющие на формирование у детей и подростков аддиктивного поведения, мы предлагаем рассмотреть именно эту группу факторов и используемые методы и формы деятельности по профилактике наркомании в сотрудничестве школа +социум + семья.




Факторы риска

Защитные факторы

Вид деятельности

личностные

  • Низкая самооценка

  • Недостаточный самоконтроль

  • Эмоциональная неустойчивость

  • Отсутствие жизненных перспектив

  • Отсутствие необходимых коммуникативных навыков

  • само приятие

  • развитый самоконтроль

  • гармоничное эмоциональное развитие

  • развитие навыков преодоления стрессовых ситуаций

  • личная и социальная компетентность

  • навыки уверенности в себе

  • Тренинг стратегии преодоления проблем, на котором

  • Тренинг навыков самоконтроля, цель данного тренинга научить участников лучше разбираться в себе, контролировать свое поведение

семейные

  • Дисфункциональные воспитательные стили

  • Отсутствие чувства принадлежности к семье

  • Отсутствие или нарушение семейной коммуникации

  • Злоупотребление наркотическими веществами членами семьи

  • Несоблюдение членами семьи социальных норм

  • Гармоничные семейные отношения

  • Сочетание высокой требовательности контроля с демократичностью и принятием

  • Ведение членами семьи здорового образа жизни

Семинар «Демократия отношений» цель – освоение демократических принципов взаимодействия в семье

Тренинг Родительско-детских отношений цель обучение навыкам активного слушания

Деятельность по программе « МЫ вместе» цель – совместный отдых детей и родителей

« Школа молодой семьи»


Связанные с процессом обучения и пребыванием ребенка в школе

  • Низкая успеваемость

  • Нарушение отношений со сверстникм и и педагогами

  • Употребление наркотческих веществ в ближайшем социальном окружении

  • Негласное одобрение или лояльность по отношению к употреблению наркотических веществ

  • Принятие себя в социальной роли ученика

  • Успешная учебная деятельность

  • Конструктивное взаимодействие по отношению со сверстниками и педагогами

  • Эффективная антинаркотическая политика

  • Проведение мероприятия способствующих формированию и развитию ЗОЖ

  • Развитая система дополнительного образования

Деятельность по программе «^ Работа классного руководителя по формированию ценностных жизненных ориентиров на основе социального партнерства с семьей».

Цель деятельности – способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей, детей, учителей, классных руководителей, формированию ценностных жизненных ориентиров.

^ Занятие в творческих мастерских, секциях

Участие в акциях

Деятельность

« ФОРУМ - Театра»




Какой вклад по профилактики наркомании можем внести мы – ученицы 7 класса?

Старшеклассники активно принимали участие в представлении « Форум - театра» и проигрывали, предлагаемы роли по-своему, тем самым, пытаясь изменить существующее положение дел, обучаясь при этом навыкам поведения в стрессовых ситуациях, а так же умениям принимать правильные решения в сложных жизненных ситуациях.

И вот теперь мы , ученицы 7 класса, проводим активную деятельность организации

« Форум –театра»




В основе представления «Форум-театра» используется методика театрального сценического действия и обратная связь с аудиторией. Совместно с с психологом, родителями, классными руководителями, а так же учащимися старших классов разыгрывались перед ребятами мини-спектакли из нескольких мизансцен, в котором показаны типичные ситуация взаимоотношений современных подростков между собой и своими родителями, показаны причины, приводящие человека к употреблению наркотических веществ. Ситуации эти легко узнаваемы, так как происходят с подростками и окружающими их людьми на улице, дома, в семье, в школе.
В финальной части яркая по содержанию мизансцена прерывалась «стоп кадром», и зрителям предлагали изменить каждую предшествующую ей ситуацию таким образом, чтобы трагедии в дальнейшем не произошло. Таким образом, ребята оставались не просто пассивными зрителями, а активно вовлекались в спектакль, им предоставлялась возможность выступить в роли актера.
Цель мероприятия - заставить подростка задуматься над проблемой наркомании, улучшает навыки поведения в типичных для подростков ситуациях общения, связанных с высоким риском приобщения к незаконному потреблению и распространению наркотиков.
Важным и существенным моментом является обсуждение проблемы зрителями во время спектакля и после него. В конечном итоге выбор делает сам человек, и никто, в том числе и психолог, сотрудник правоохранительных органов не может сказать, как он должен поступить в данной ситуации.

Организация совместно с классными руководителями и родителями воспитательных мероприятий и детской организации в соответствии с возрастными и личностными особенностями

  • Организация акций « Вторая жизнь» ( сбор вещей для детских домов)

  • Акция по облагораживанию памятника войнам великой Отечественной войны

  • Организация совместной игры детей и родителей в Страйк боле

  • Круглый стол « Растить гражданина»

  • Постановка театральных миниатюр для учащихся младших классов

  • Организация студии « Компик» ( библиотека им. Пешкова), где дети знакомятся с секретами новых информационных технологий

  • И т.д.

Роль взаимодействия семьи, школы и социума в процессе профилактики наркомании среди детей и подростков, несомненно играет большую роль и эффективность


В результате проведенного социально - психологического исследования в 2008 - 2010 учебные года были получены следующие результаты:


К участникам программы «Школы будущей семьи» присоединились дети «попавшие в трудную жизненную ситуацию».




В период с 2008- 2010 учебный год в МОУ СОШ № 181 открылось много спортивных творческих объединений. В классах ведется активная работа по оздоровлению детей, привлечение детей к занятиям спортом, а так же одно из направлений деятельности летнего городского лагеря с дневным пребыванием « Берендеева слобода» - спортивно- оздоровительное. В результате чего детей имеющих основную группу стало больше, по наблюдению школьного врача , детская заболеваемость простудными заболеваниями снизилась .











По результатам проведенной работы хочется отметить результаты проведенного анкетирование среди учащихся 6-8 классов всего на 8 %увеличилось число детей , которые предпочли провести время с родителями , чем с друзьями, а самое главное увеличилось число детей и родителей которые изменили взгляды на свои взаимоотношения , дети «могут рассказать, поделиться своими сокровенными тайнами с родителями» . Появилось взаимопонимание, взаимоуважение. Пусть это небольшие изменения в лучшую сторону , но все же это результат.


Заключение.

Позитивная профилактика ,целью которой является воспитание «личностно-развитого человека, способного справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме наркотических веществ»

В соответствии с Концепцией профилактики злоупотребления наркотических веществ в образовательной среде, именно эта стратегия профилактической деятельности является приоритетной.

«По статистике, на 1 января 2010 года в Нижегородской области на учете стояло 11 подростков с диагнозом «наркомания», 86 с диагнозом «токсикомания и 11 с диагнозом «алкоголизм». Но если нашим родителям, учителям, педагогам, работникам культуры и самими детям своей деятельностью, активностью и неравнодушием к всеобщей проблеме хоть на несколько процентов удастся снизить эти показатели, значит, они делают свою работу не зря и им удастся спасти хоть несколько детских жизней.


Список литературы.



  1. Алферов В.П. " Наркотики и человек". Москва, " Луч". 1997 г.

  2. Альтшулер В.Б. , Надеждин А.В. " Наркомания: дорога в бездну ". Москва, " Просвещение ". 2000

  3. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска/Н.В.Вострокнутов, Министерство образования и науки Рос. Федерации.-М.: Московский городской фонд поддержки книгоиздания,2004г.

  4. Белогуров С.Б. " Популярно о наркотиках и наркоманиях". Москва, "Бином". 1999г.
    г.

  5. Еникеева Д. Д. "Как предупредить наркоманию и алкоголизм у подростков".Москва, "Академ А". 1999 г.
    Моисеев А.П,Добролюбов А.В,Куковенко Е.П, Левицкая Е.А. «Профилактика потребления ПАВ среди детей и подростков» Методическое пособие для социальных педагогов Н.Новгород,2004г.

  6. Игры обучение тренинг досуг /под редакцией Петрусинского.М,2000.

  7. Ланцман М. Н., "Психология современного подростка". Москва, "Луч". 1998 г.
    Савина Л. Б., "Наркотики и наркомания". Москва, "Иллойн".

  8. Личко А. Е. Подростковая наркомания — М, 1983. — С. 85–90.

  9. Личко А.Е Типы акцентуаций характера и психопатий у подросиков.М.,1999

  10. Максимова Н.Ю Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних : Учебное пособие Р/н Д ,Феникс 2000

  11. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.СПБ,1998

  12. Петров В. И., "Наркомания: избавление от зависимости, лечение и профилактика". Новгород, Современный литератор". 1998 г.

  13. Правовые и нормативные документы: Концепция профилактики злоупотребления псих активными веществами в образовательной среде. Министерство образования РФ М 2000

  14. Профилактика злоупотребления пстхактиными еществами несовершеннолетними и молодежью/Под науч. ред.з аслуж. деят.науки РФ,д.б.н.,проф.Л.М.Шипициной и д.м.н.проф.Л.С.Шпилени М. -2003

  15. Свеженцева Ю. А. Социокультурные аспекты приобщения к наркотикам: качественный анализ проблемы // Молодёжь и наркотики (социология наркотизма) / Под ред. В. А. Соболева, И. П. Рущенко. — Харьков: Торсинг, 2000. — С. 124–127.



Глоссарий


Акцентуа́ция хара́ктера, Акцентуа́ция ли́чности, Акцентуи́рованная ли́чностная черта́ — нормальная особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи. одна из проблем, связанных с трудностями поддержания нормального образа жизни

Девиантное поведение-сисьтема поступков или отдельные поступки,противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам

Дезадаптация- психическое состояние,возникающее в результате несоответьствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка новой социальной ситуации

Декомпенсация-превращение нормативного поведения в ту или иную патологическую форму вплоть до расстройства личности

Наркомания (греческое оцепенение, сон + безумие, страсть, влечение) — хронические заболевания, вызываемые злоупотреблением лекарственными или лекарственными наркотическими средствами. Характеризуются возникновением патологического влечения к наркотическому средству (психической зависимости), изменением толерантности к наркотическому средству с тенденцией к увеличению доз и развитием физической зависимости, проявляющейся абстинентным синдромом, при прекращении его приема.

^ Образовательная среда- совокупность включение индивида в различные сферы жизнедеятельности общества и приобщение его к культуре конкретной социальной среды учреждений, служб системы образования, а так же семей, выполняющих подготовку и

^ Эмоциональная депривация – Общий термин для обозначения любой ситуации, когда индивид лишен эмоциональных реакций, исходящих от других людей. Этот термин используется почти исключительно в отношении детей, которые растут в ситуации отсутствия любви, привязанности и контактов. См. анаклитическая депрессия и созревания синдром депривации


Приложение

Акция « С родителями в кино, театр…»



Классный час «Посеешь характер- привычку пожнешь»






Занятия в бассейне , походы в лес ( программа « Мы вместе»)





Акция « Нет наркотикам»









Работа с педагогическими кадрами





Индивидуальная работа с родителями




^ Профилактическая работа в классах





Профориентационная деятельность





Участие в конкурсе « Верить! Жить! Творить!»





Тренинговые занятия с родителями детей «попавшими в трудную жизненную ситуацию»




Беседы с инспектором ОДН








Заседание совета профилактики








Страйкбол совместно с родителями и детьми учащихся 7 класса





Поход совместно с родителями и детьми и облагораживание памятника войнам ВОВ, д. Зуево




Анкета для учащихся

Закончи предложения:

  1. Я считаю ,что я…

  2. Главное в моей жизни это….

  3. Мне хорошо когда…

  4. Мне плохо когда….

  5. Мне нравиться , когда взрослые…

  6. Мне не нравиться когда взрослые…

  7. В свободное время я…

  8. Самая большая радость в моей жизни…

  9. В свободное время….

10.Иногда мне хочется, чтобы мама и папа….


«Мой досуг»

Закончи предложения

  1. Мое свободное время-это…

  2. В свободное время я обычно…

  3. Я посещаю кружок секцию…

  4. Мне нравиться, что в свободное время..

  5. Я мечтаю, что в свободное время мы всей семьей…



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Департамент образования и социально-правовой защиты детства icon Половое воспитание и планирование семьи. 392 000 г. Тамбов >ул. Коммунальная 21а. (0752) 72-9101
Республиканский центр социально-правовой и психолого-педагогической помощи детям и молодёжи
Департамент образования и социально-правовой защиты детства icon Департамент Образования Северо Западного Окружного Управления Образования

Департамент образования и социально-правовой защиты детства icon Департамент развития социальной защиты по вопросу выплаты инвалидам войны денежной компенсации за

Департамент образования и социально-правовой защиты детства icon Департамент образования г. Нефтеюганска

Департамент образования и социально-правовой защиты детства icon Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада

Департамент образования и социально-правовой защиты детства icon Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада

Департамент образования и социально-правовой защиты детства icon Департамент образования, науки и молодежной политики воронежской области

Департамент образования и социально-правовой защиты детства icon Минсельхоз России Департамент научно-технической политики и образования

Департамент образования и социально-правовой защиты детства icon Департамент здравоохранения администрации амурской области управление федеральной службы по надзору

Департамент образования и социально-правовой защиты детства icon И выполнении шиномонтажных работ
И. Не стал тому исключением как прошедший 2011 г., так и только начавшийся 2012 г. Причем за истекший...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина