|
Скачать 389.31 Kb.
|
ИЗУЧЕНИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ (Материалы подготовлены кандидатом психологических наук В.Э.Пахальяном, 1992г.) Цель - оказать помощь школьному психологу в работе с подростками - наиболее сложной возрастной группой. С помощью опросных листов, шкал субъективной и объективной оценки ПДО психолог сможет определить акцентуацию характера. Как известно из практики воспитания, подростки представляют наиболее сложную для педагогической работы возрастную группу, и хотя в этом возрасте мы встречаемся с трудностями воспитания, имеющими различную природу, детский практический психолог в большинстве случаев работает с проблемами личностного характера. Крупнейший исследователь данной проблемы К. Леонгард отмечает, что в развитых странах более половины популяции относится к акцентуированным личностям. Под акцентуацией характера принято понимать крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, что приводит к избирательной уязвимости в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Это отличает их от психопатий. Психопатии представляют собой аномалии характера, определяющие весь психический облик индивида, не подвергающийся в течение жизни сколько-нибудь резким изменениям и создающий трудности адаптации к среде. Поэтому исследователи и практики выделяют три основных признака психопатий: тотальность, относительная стабильность, нарушение социальной адаптации (А. Личко, 1983). Для школьного психолога определение типа акцентуации у подростка имеет немаловажное практическое значение. Диагностика типа служит одним из главных ориентиров для психолого-педагогических рекомендаций, для разработки коррекционных программ, для советов и консультаций по проблемам семейных отношений и профессиональной ориентации. В последнем случае реализуется и психопрофилактическая функция, так как помощь в выборе профессии и будущем трудоустройстве во многом устраняет и предотвращает социальную дезадаптацию. В то же время установление типа акцентуации значительно облегчает налаживание контакта с подростками, позволяет отдать предпочтение тем или иным формам психокоррекционной работы. Наконец, без знания типа акцентуации характера значительно осложняется решение семейных проблем, роль которых трудно переоценить. ^ Одна из сложностей в определении акцентуации характера заключается в том, что на фоне акцентуаций могут возникать такие нарушения поведения, которые производят впечатление психопатических. Поэтому, прежде всего, следует помнить, что, в отличие от психопатии, особенности акцентуированной личности проявляются не везде и не всегда. Во многих случаях эти особенности обнаруживаются только в определенных условиях. Другое отличие акцентуаций от психопатий выражается в том, что особенности характера вообще не препятствуют удовлетворению социальной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими, ситуативными. В связи с выделенными выше особенностями на практике выделяют две формы (степени) акцентуации характера: а) явная акцентуация, которая относится к крайним вариантам нормы; б) скрытая акцентуация, относящаяся к обычным вариантам нормы. О соотношении этих двух степеней можно в определенной мере судить по данным обследования 300 подростков мужского пола от 14 до 18 лет, поступивших в подростковую психиатрическую клинику. От общего числа поступивших явная акцентуация обнаружена у 31%, а скрытая - у 11% (всего 42%). У остальных поступивших (58%) диагностированы различные степени психопатии. Из 126 подростков с акцентуациями у 93 человек (74%) обнаружена явная, а у 33 человек (26%) - скрытая форма. Имеющиеся в психологической литературе данные позволяют говорить о том, что скрытая или явная степень акцентуации характера у подростков 14-17 лет обнаруживается в диапазоне от 30 до 88% в разных контингентах. ^ На сегодняшний день принято считать, что наиболее точные результаты получаются при использовании именно этого метода. Он включает в себя детально собранную информацию о жизни подростка, как с его собственных слов, так и со слов каждого, кто связан с воспитанием данного ребенка. Естественно, что наибольшую ценность представляют данные, полученные от самого ребенка и членов его семьи. Определенную ценность представляют характеристики с места учебы или работы, которые могут быть как письменные, так и устные. Последние обычно избавлены от тех недостатков, которые появляются в письменных характеристиках, в связи с тем, что они чаще воспринимаются как документ, отмечены печатью формальности и осторожности в оценках. ^ возможен и эффективен при установлении психологического контакта. Для этого обычно бывает достаточно спокойного и доброжелательного тона, но довольно часто приходится использовать специальные приемы. Один из таких приемов, применяемых при затруднительном контакте, заключается в том, что опроса как такового нет, а психолог сообщает подростку сведения, которые он получил о нем от разных лиц, из различных источников и предлагает исправить или дополнить, прокомментировать или объяснить их. Как при обычном опросе, так и в ситуации применения особых приемов, для преодоления трудности контакта необходимо обратить внимание на те вопросы, темы, на которые подросток говорит легко и свободно, и те, которые он старается обойти. Процедуру опроса лучше проводить в два приема в тех случаях, когда разговор о психотравмирующей ситуации не отличается полнотой, откровенностью. На первом этапе следует удовлетвориться тем, что сможет сказать подросток, а далее перейти к разговору о жизни вообще. Здесь необходимо коснуться таких тем, как учеба, планы на будущее, отношения со сверстниками, увлечения; отношения с родителями и внутрисемейные отношения; нарушения поведения в прошлом; наиболее тяжелые события в прошлой жизни; перенесенные соматические заболевания; сексуальные проблемы. Опрос на тему "учеба" включает в себя вопросы о любимых и нелюбимых предметах, о причинах учебных неудач, об отношениях с учителями, об участии во внеурочной работе в школе, об имевшихся учебных конфликтах, нарушениях дисциплины. В разговоре о планах на будущее важно выяснить, как подросток оценивает свои возможности в отношении продолжения учебы, выбора профессии, насколько он способен учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности. Переход от темы будущего к теме отношений до сверстниками можно начать с вопроса о том, кто из сверстников оказывает влияние на выбор профессии или же с кем из сверстников он предпочитает обсуждать эту тему. В этой группе вопросов наиболее информативны те, которые выявляют предпочтение одного близкого друга или компании приятелей, положение подростка среди товарищей ("душа" компании, независимый, одиночка и т.п.), причины выбора приятелей (общность увлечений, общий досуг и т.п.). От темы отношения со сверстниками легко перейти к увлечениям в настоящем и прошлом, так как здесь важны вопросы о том, под чьим влиянием увлекся или почему забросил те или иные увлечения, каковы были результаты и как они оценивались сверстниками и взрослыми. ^ выясняются через вопросы о составе семьи (кто назван первым, кого забыл упомянуть и т.п.), о том, кто занимался его воспитанием, с кем чаще конфликтует, с кем отношения ближе, причины конфликтов и взаимопонимания с каждым из членов семьи, впечатление об основных чертах характера родителей. Если семья неполная, то необходимо выяснить, в каком возрасте был ребенок, когда из семьи ушел один из родителей, как он относится к разводу, какие отношения между подростком и тем, кто ушел из семьи. Последние темы опроса подростка наиболее болезненны, так как касаются наиболее интимных и субъективно тяжелых проблем. Во-первых, это все, что касается нарушений поведения в прошлом: прогулы, хулиганство, выпивки, наркотики, побеги; состоит ли на учете в милиции (за что и с какого времени) и т.п. Во-вторых, наиболее тяжелые события в прошлой жизни и, прежде всего - реакция на них. Здесь важно выяснить, были ли мысли о том, чтобы лишить себя жизни, чем они были вызваны, что остановило и т.п. В-третьих, перенесенные соматические заболевания. Здесь важно установить, как повлияли эти заболевания на учебу, на отношения со сверстниками, на состояние сна, аппетита, самочувствие и настроение. Прежде чем перейти к последней теме подростку необходимо объяснить, что вопросы о сексуальных проблемах интересуют психолога не сами по себе, а только в связи с теми переживаниями, которые испытывает он как развивающаяся личность. Подросток получает гарантии анонимности, психолог обещает ему, что без его согласия эти сведения не будут сообщены никому. Среди вопросов этой темы наиболее важны те, которые касаются первой влюбленности, связанные с этим психические травмы, самооценки своей привлекательности, начала половой жизни и скрытых опасений по поводу своей сексуальной неполноценности. Показателем степени откровенности подростка могут служить как полное, многостороннее раскрытие своих сексуальных переживаний, так и подтверждение суицидных мыслей. В конце опроса следует снова вернуться к психотравмирующей ситуации и, пользуясь установленным контактом, постараться получить более подробные и точные сведения, включая те вопросы, от которых подросток уходил или просто не отвечал. Не рекомендуется в течение опроса делать записи или вести его по строгой, зафиксированной схеме. ^ Практика показывает, что опрашивать родителей лучше порознь и начинать с матери. Опрашивать других членов семьи стоит только тогда, когда есть основания полагать, что они обладают дополнительной важной информацией или способны более объективно осветить, оценить события и отношения в семье. Среди вопросов этой группы наиболее информативными обычно являются те, которые связаны с детскими годами подростка, оценка его важнейших личностных качеств, поведение в семье и дошкольных учреждениях, раскрывающее особенности адаптации ребенка к школе, переходы из класса в класс, пребывание в пионерских лагерях, санаториях и пансионатах, отношения со сверстниками и с учителями и т.п. Особо следует остановиться на вопросах нарушений поведения: когда они начались, чем были вызваны (по мнению родителей), реакция на них родителей. ^ Здесь важна оценка физического развития, гармоничность этого развития. Эту информацию можно получить от терапевта, школьного врача, а также с помощью специальной схемы оценки (А. Личко, 1979). Особое внимание обращается на те особенности физического развития, которые могут послужить причиной и стать предметом тягостных переживаний (полнота, худоба, кривые ноги, пятна на теле и т.п.). ^ начинается в момент опроса подростка, продолжается во время его осмотра, осуществляется опосредованно через дальнейший опрос учителей и родителей и может осуществляться непосредственно через присутствие психолога на уроках, во время различных внеурочных мероприятий. Имеющийся в нашей стране опыт изучения акцентуаций характера у подростков показывает, что клиническая диагностика типов акцентуаций нередко представляет нелегкую задачу. Поэтому в 1970 году была начата работа по созданию апробации и усовершенствованию специального экспериментально-психологического метода «Патохарактерологического диагностического опросника для подростков» (ПДО). С помощью такого опросника стали возможны массовые обследования, выявление суммарно как явных, так и скрытых акцентуаций. Основу опросника составляют наборы утверждений (фраз), отражающих отношения представителей разных типов акцентуаций характера к ряду жизненных проблем, актуальных для подросткового возраста. В эти наборы включены и фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения. Проводится два обследования, в каждом из которых подростку предлагается свобода выбора одного или нескольких (но не более трех) ответов из набора 10-20 утверждений по какой-либо проблеме (самочувствие, сон, настроение, аппетит, секс, алкоголь, отношение с родителями, друзьями, школа и т.п.). В первом обследовании выбирается наиболее подходящий для подростка ответ, а во втором из тех же утверждений выбирается то, что менее всего подходит ему. Выбор или отвержение фиксируется в «БЛАНКЕ ОТВЕТОВ». Для обработки результатов применяется специальный код. Первоначальный вариант ПДО (1976) включал две шкалы: шкалу субъективной и объективной оценки и, соответственно, коды для каждой из них. В последнем варианте (1981) используется усовершенствованная процедура с применением только шкалы объективной оценки и. как следствие, нового кода этой шкалы для первого и второго обследования. В связи с тем, что последний вариант более точен в распознавании типов и менее трудоемок, мы рассмотрим особенности работы именно с ним. ^ Используется 25 таблиц - наборов, каждый из которых включает фразы (утверждения), отражающие отношение подростка к какой-либо проблеме: "Самочувствие", "Настроение", "Сон" и т.п. (Приложение 1). В первом обследовании подростку предлагается отметить на «^ » (приложение 4) в графе (колонке) «ДА» номера тех фраз, которые более всего ему подходят (но не более трех!). Желательно, чтобы подросток не стремился делать строго фиксированное количество выборов, и поэтому надо объяснить, что в отношении проблемы "Сон" у него может быть три выбора, а в отношении "Самочувствие" только один, а может быть, и почти везде только один выбор, а в отношении двух проблем - два и т.д. и т. п. Выбор фразы под номером «0» означает, соответственно, отказ от выбора, и поэтому следует сразу же обратить внимание подростка, что число таких отказов должно быть в обоих исследованиях не более семи в сумме, т.е. надо стараться все-таки осуществлять выбор в большинстве случаев. Во втором обследовании, которое может проводиться сразу же после первого, подростку объясняют, что он будет работать с теми же таблицами-наборами, но должен теперь выбирать из каждого набора не более трех утверждений, которые являются для него самыми неподходящими, и проставить номера этих фраз в «БЛАНКЕ ОТВЕТОВ» в графе (колонке) «НЕТ». Вариант ПДО 1976 года позволяет выяснить, каким свой характер видит или хочет показать сам подросток (шкала субъективной оценки) и к какому типу (если будет диагностирована акцентуация) он в действительности относится (шкала объективной оценки). В варианте 1981 года, который приводится в нашем пособии, дана усовершенствованная диагностическая процедура, более точная в отношении распознавания типов и менее трудоемкая. Но в этом варианте нет шкалы субъективной оценки, вернее, в публикации этого варианта сделана ссылка на вариант 1976 года для тех, кому понадобится шкала субъективной оценки. В приложении к нашему пособию мы приводим код шкалы субъективной оценки (СО) и образец построения графика, позволяющего облегчить процедуру диагностики типа акцентуации по этой шкале (Приложение 2). ПДО имеет также несколько дополнительных шкал, позволяющих оценить ряд важнейших показателей особенностей характера подростка. ^ ), то, пользуясь кодом шкалы СО, он расшифровывает (переводит в буквенные обозначения) те цифры, которые подросток отметил как номера выбранных утверждений в 1-ом, а затем во 2-ом обследовании. Эти буквенные обозначения заносятся психологом соответственно в 1-ю или во 2-ю колонку показателя СО в графе "Расшифровка по шкалам". Затем эти буквенные обозначения переносятся на график шкалы СО (образец которого приведен в Приложении). Вверх от горизонтали откладываются баллы (ставятся крестики) за выборы в 1-ом исследовании, а вниз - за выборы во 2-ом исследовании. Заключение о диагностировании субъективного представления типа акцентуации делается на основании алгебраической суммы баллов, набранных вверх и вниз от горизонтали. Причем баллы вверх зачитываются со знаком «+», а баллы вниз - со знаком «-» . Если алгебраическая сумма по какому-то типу составляет +7 и более, то можно сделать заключение о том, что подросток относит себя к данному типу. Если сумма составляет -7 или большую отрицательную величину, то можно считать, что подросток отвергает черты данного типа. При диагностике по шкале СО могут быть случаи амбивалентности в самооценке. Заключение об амбивалентности делается, если по данному типу набрано не менее +7 и -7 баллов, т.е. подросток активно как находит, так и отвергает у себя эти черты. 2. Обработка результатов по шкале объективной оценки (^ (см. Приложение 3). Так же, как и при обработке ответов по шкале СО, психолог сопоставляет номер выбора в 1-ом и во 2-ом исследовании с кодом и вносит буквенные обозначения в соответствующую 1-ому и 2-ому обследованию колонку графы ОО в разделе бланка "Расшифровка по шкалам". После окончания этой работы строится график шкалы ОО. Правила диагностики типа акцентуации приведены в тексте, следующем далее. В шкале ^ - показатель диссимуляции действительного отношения к рассматриваемым проблемам и стремления не раскрывать особенностей своего характера; ^ - показатель черт характера, присущих органическим психопатиям; Е - степень отражения реакции эмансипации в самооценке; d - показатель психологической склонности к делинквентности. Для подсчета баллов, полученных в пользу каждого типа, удобно строить график. Баллы в пользу каждого типа и каждого показателя, полученные в l-ом и во 2-ом исследованиях суммируются арифметически, т.е. все они откладываются на графике вверх по горизонтали. К ним приплюсовываются дополнительные баллы (см. далее). Пример. На приведенном графике знаком «^ » отложены дополнительные баллы в пользу типа Ш (1 балл за К-1 и 1 балл за d -6).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ КОНФОРМНОСТИ. Если К=1 или К=0, то это свидетельствует о низкой конформности или даже о нонконформизме. В самооценке это наиболее присуще представителям шизоидного и истероидного типов. При К=2 и К=3 конформность умеренная, при К=4 и К=5 средняя, а при К≥6б. - высокая. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИССЛЕДОВАНИЮ. Величина показателя О≥б, свидетельствует о скрытом негативном отношении к исследованию. Надежность правильности диагностики типа при этом снижается. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОЙ СКЛОННОСТИ К ^ >Т на 4б. и более (см. график), то это свидетельство в пользу возможной диссимуляции. Констатация возможной диссимуляции снижает надежность диагностики типа и практически полностью исключает правильную диагностику типов Ц и К. Сам по себе высокий показатель Д (безотносительно с величиной Т), особенно если Д≥б, наиболее часто встречается у представителей типа Н. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ОТКРОВЕННОСТИ. Если Т больше Д, то это указывает на значительную откровенность в самооценке. Чаще других это встречается у представителей типов Ц и особенно П. Высокий показатель Е≥6б. чаще всего встречается у представителей типов Ш и И. По-видимому, это связано с нередко присущим представителям этих типов нонконформизмом. Следует отметить, что у гипертимного типа реакция эмансипации нередко бывает сильно выражена в поведении, но ее отражение в самооценке гораздо более умеренное. ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СКЛОННОСТИ К ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ на основании показателя d неодинакова для подростков мужского и женского пола и для представителей разных типов. В опубликованном коде даны баллы d для подростков мужского пола. Низкий балл делинквентности вовсе не свидетельствует об отсутствии психологической склонности к ней (кроме случаев, где диагностирован тип С). Указанием на возможную склонность к делинквентности служит показатель d,если он равен: - при типах Г и Л – ≥2б.; - при типах Э и И – ≥4 б. При типах Ш и Н склонность к делинквентности не может быть определена с помощью данного показателя. У представителей типа Ш этот показатель может быть весьма высоким без всякой склонности к делинквентности. При типе Н он обычно низок, но представители этого типа не нуждаются в выявлении склонности к делинквентности с помощью особого показателя, т.к. в условиях безнадзорности они, как правило, обнаруживают делинквентное поведение. ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СКЛОННОСТИ К АЛКОГОЛИЗАЦИИ. Цифровые баллы за выборы, сделанные по теме "Отношение к спиртным напиткам" в 1-ом и во 2-ом исследованиях, суммируются алгебраически, т.е. с учетом знака. При суммарной величине ≥+2б. можно говорить о наличии психологической склонности к употреблению спиртных напитков. Очень высокие показатели, ≥6б. свидетельствуют не об интенсивной алкоголизации, а о стремлении демонстрировать свою склонность к выпивкам (чаще встречается у представителей типа И). Отрицательная величина говорит об отсутствии психологической склонности к алкоголизации. Величина, равная 0 или +1, является неопределенным результатом. ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ПСИХОПАТИИ ИЛИ АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА. Указание на возможную органическую природу может быть получено с помощью индекса В, если его величина ≥5б.. Показатель В<5 не исключает органического генеза, так как лишь в 45% органических психопатий показатель В≥5б. Обратная ошибка (В≥5б.) при отсутствии каких-либо признаков органического резидиума, черепно-мозговых травм, мозговых инфекций или тяжелых нейроинтоксикаций в анамнезе не превышает 8%. Высокий индекс В часто встречается также у представителей типа Э. ОЦЕНКА РЕАКЦИИ ЭМАНСИПАЦИИ и, точнее, ее отражение в самооценке, но не в поведении, проводится на основании показателя Е: если Е=0 или Е=1 - реакция эмансипации слабая; если Е=2 или Е=3 – умеренная; если Е≥4б. - выраженная. В последнем случае типы С и П не диагностируются, независимо от числа баллов в их пользу, так как представителям этих типов выраженная реакция эмансипации не свойственна. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ БАЛЛЫ, НАЧИСЛЯЕМЫЕ ПО ШКАЛЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ.
Низкий балл по шкале психологической склонности к делинквентности не свидетельствует об отсутствии склонности к ней. Указанием на возможную склонность к делинквентности служат: - при гипертимном и лабильном типах ≥2 б., - при эпилептоидном и истероидном типах ≥4б. При шизоидном и неустойчивом типах склонность к делинквентности не может быть оценена с помощью данной шкалы. Впрочем, если диагностирован неустойчивый тип, это само по себе служит указанием на возможную делинквентность в условиях безнадзорности. ^ Правило 0. Тип считается неопределенным, если по шкале объективной оценки не достигнуто минимальное диагностическое число (МДЧ) в отношении ни одного типа. МДЧ неодинаково для разных типов и равно:
Правило 1. Если МДЧ достигнуто или превышено только в отношении одного типа, то диагностируется этот тип (кроме случаев, предусмотренных правилами 2 и 3). Правило 2. Если констатирована возможность диссимуляции (Д-Т ≥4), то типы Ц и К не диагностируются, независимо от числа набранных в их пользу баллов. Правило 3. Если Сильно выражена реакция эмансипации (Е≥4), то типы С и П не диагностируются, независимо от числа набранных в их пользу баллов. Правило 4. Если МДЧ достигнуто или превышено в отношении типа К и еще другого (других типов), то тип не диагностируется, независимо от числа набранных в его пользу баллов. Правило 5. Если после исключений, сделанных соответственно правилам 2, 3, 4, оказывается, что МДЧ достигнуто или превышено в отношении двух типов, то: а) в случае нижеперечисленных совместимых сочетаний диагностируется смешанный тип (исключение представляет случай, предусмотренный правилом 6):
б) в случаях остальных сочетаний, признанных несовместимыми, диагностируется тот из двух типов, в пользу которого получено большее превышение в баллах над его МДЧ; в) если в отношении двух несовместимых типов имеется одинаковое в числе баллов превышение над их МДЧ или оба они только достигают МДЧ, то для исключения одного из них руководствуются следующим принципом доминирования (сохраняется тип, указанный после знака равенства):
Правило 6. Если в пользу какого-либо типа набрано столь большое число баллов, что возвышение его МДЧ превышает возвышение другого (других) типа над его (их) МДЧ ≥4 балла, то эти отстающие на 4 и более баллов типы не диагностируются, даже если сочетание совместимо. Правило 7. Если МДЧ достигнуто или превышено в отношении трех или более типов и по правилам 2, 3, 4 и 6 их число не удается сократить до двух, то среди этих типов отбираются два, в пользу которых получено наибольшее превышение в баллах над их МДЧ, и далее руководствуются правилом 5. Правило 8. Во всех остальных случаях при необходимости сделать выбор между несколькими типами, в отношении которых МДЧ только достигнуто или набрано одинаковое число баллов, превышающее их МДЧ, диагностируются 1-2 типа, которые в соответствии с правилом 5-а совмещаются с наибольшим числом из остальных сравниваемых. В соответствии с этим правилом оценка графика в приведенном примере будет следующей. Диагностируется шизоидный тип. Обнаружена склонность к диссимуляции, личностных отношений, низкая конформность и выраженная реакция эмансипации. Высокий показатель склонности к делинквентности вследствие диагностики шизоидного типа о ней свидетельствовать не может. ^
Главная черта гипертимных подростков - почти всегда очень хорошее, приподнятое настроение. Вспышки раздражения, агрессии, гнева, обычно вызваны противодействием со стороны окружающих, их стремлением слишком круто подавить желания, стремления и намерения подростка, подчинить его чужой воле. Такие подростки очень плохо переносят строгий дисциплинарный режим, одиночество, ситуации, где невозможно применить брызжущую из них энергию. Специфические подростковые поведенческие реакции выражены достаточно сильно. Ярко выражена реакция эмансипации. Делинквентное поведение во многом определяется легкомыслием, жаждой развлечений, стремлением к риску, а также престижем среди асоциальных сверстников. Реакция группирования связана не только с тяготением к компаниям, но и со стремлением к лидерству. Склонны к выпивке, могут проявлять интерес к другим дурманящим средствам. В увлечениях непостоянны, в то же время увлекаются многим и в разных формах. Не отличаются аккуратностью ни в делах, ни в выполнении обещании. Сексуальное влечение проявляется ярко. Половое чувство раннее и сильное. Это в сочетании с отсутствием застенчивости и легкости контактов приводит к ранним сексуальным связям. Самооценка отличается достаточной искренностью. Гипертимость в чистом виде чаще встречается в явной форме.
У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны - 1-2 недели и субдепрессия сменяется обычным состоянием, реже - подъемом, где циклоид больше похож на гипертима. Слабые места у циклоида различны в период подъема и в субдепрессивной фазе. В первом случае - непереносимость одиночества, однообразия, размеренности и т.п.; во втором - коренная ломка жизненного стереотипа. Реакции эмансипации и группирования усиливаются в период подъемов. Увлечения нестойкие, т.к. в период подъема ими активно занимаются, а в период спадов забрасывают. Сексуальная активность также зависит от фазы. Самооценка формируется по мере накопления опыта "хороших" и "плохих" периодов.
Сексуальная активность ограничивается флиртом и ухаживанием, но в силу малой дифференцированности влечений возможен подростковый гомосексуализм. Чрезмерные сексуальные эксцессы избегаются. Самооценка отличается искренностью. "Слабым местом" данного типа является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрата близких, вынужденная разлука с ними.
Самооценка тесно связана с ипохондрической установкой. Наиболее глубокие и точные оценки связаны ее-здоровьем и тем, что зависит от здоровья. "Слабым местом" этого типа является повышенная чувствительность к напряженным умственным нагрузкам, к событиям, провоцирующим ипохондричность (болезнь близких и т.п.).
В школе их пугает скопище сверстников, возня и шум перемен, однако, привыкнув к одному классу (школе), с трудом и крайне неохотно переходят в другие. Пугаются проверок, контрольных, экзаменов, ответов перед классом, у доски и т.п. Реакция эмансипации выражена слабо. Самооценки слишком самокритичны, особенно много недостатков отмечают у себя в области волевых и морально-этических качеств. Чувство собственной неполноценности делает выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения именно в той области, где остро ощущают свою неполноценность. Реакция группирования внешне мало выражена. Сенситивные подростки разборчивы в выборе приятелей, близкого друга предпочитают большой компании. Среди увлечений могут быть как искренние, так и связанные с реакцией гиперкомпенсации. В истинных преобладают интеллектуально-эстетические хобби. Среди увлечений, связанных с гиперкомпенсацией, преобладают "лидерские" или "телесно-мануальные". В сексуальной сфере переживания окрашены чувством собственной неполноценности. Робость и застенчивость могут не позволить реализовать свои чувства. В то же время реакция гиперкомпенсации может вызвать столь решительные и неожиданные действия, что отпугнет и оттолкнет объект влюбленности. Суицидное поведение отмечается двумя особенностями: а) повторными вспышками суицидных мыслей без осуществления каких-либо попыток; б) в критических ситуациях - истинными суициидными действиями, лишенными всякого элемента демонстративности. Подростки этого типа менее всего склонны к алкоголизации, противоправному поведению. При опьянении впадают не в эйфорию, а в депрессию с возрастанием переживаний собственной неполноценности. Самооценка довольно объективна. "Слабое место" - отношение окружающих: непереносимы ситуации, где подросток становится объектом насмешек, подозрения и т. п. Очень развита интуиция.
В 1-ом классе школы при предъявлении постоянных требований, при возникновении ответственности обнаруживается высокая чувствительность и неготовность к их принятию. Главными чертами у подростка этого типа являются нерешительность, склонность к «рассуждательству», тревожная мнительность, любовь к самоанализу, легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений. Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее могут быть придуманные приметы и ритуалы, формализм, педантизм. Подростковые реакции выражены слабо и своеобразно. Вместо реакции эмансипации нередко проявляется патологическая привязанность к кому-нибудь из членов семьи, увлечения чаще всего относятся к интеллектуально-эстетическим хобби. Сексуальное развитие опережает физическое. Самооценка далеко не всегда бывает правильной.
Главные черты этого типа - замкнутость, отгороженность, неспособность или нежелание устанавливать контакты. Отличаются сочетанием противоречивых черт в характере и поведении - холодности и утонченной чувствительности, упрямства и податливости, настороженности и легковерия и т.п. Отсутствуют или очень плохо развиты интуиция, способность к сопереживанию. Реакция эмансипации проявляется весьма своеобразно: шизоидный подросток может терпеть многое, что нетерпимо для других подростков, но бурно реагирует на малейшую попытку вторгнуться в мир его интересов, увлечений, фантазии. Реакция группирования выражена слабо. Увлечения выражены ярче, чем у других подростков, отличаются силой, устойчивостью и необычностью. Чаще всего это интеллектуально-эстетическое хобби. В сексуальной сфере отличаются скрытностью и необычно богатыми эротическими фантазиями, необычностью форм сексуальной активности. Алкоголизация встречается редко, но как алкоголь, так и другие дурманящие вещества представляют опасность для шизоидов, т.к. могут лить воду на мельницу их фантазий, делая их более красочными и чувственными. Противоправное поведение встречается не часто, отличается стремлением действовать в одиночку. Самооценка отличается признанием того, что связано с замкнутостью, одиночеством, трудностью контактов. В отношении других проблем оценка не так глубока и точна.
В первые школьные годы может обнаруживаться мелочная скурпулезность, переходящая в самоцель и заслоняющая учебу. Главными чертами эпилептоидных подростков являются склонность к раздражительности на основе злобно-тоскливого настроения, эффектная взрывчатость, напряженность инстинктивной сферы, вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность. Сексуальное влечение проявляется с особой силой. Любовь почти всегда окрашена мрачными тонами ревности. Склонны к сексуальным эксцессам. Довольно часто напиваются до полного "отключения". Предпочитают крепкий табак, крепкие напитки. Реакция эмансипации может протекать довольно тяжело. Дело может доходить до полного разрыва с родными, сопровождаться мстительностью, озлобленностью. Реакция группирования связана со стремлением к властвованию. Реакция увлечения выражена ярко. Почти все эпилептоидные подростки предпочитают азартные игры. В целом это самый трудный для социальной адаптации тип.
В подростковом возрасте истероидные черты заостряются. Зачастую такие дети попадают в поле зрения психиатра и психолога после суицидальных демонстраций. Способы "суицидов" обычно избираются безопасные (порезы на предплечье, лекарства из домашней аптечки и т. п.), либо рассчитаны на то, что попытка будет предупреждена окружающими. При трудных ситуациях истероидные натуры могут изображать бегство в болезнь, вплоть до стремления попасть в психиатрическую клинику. Алкоголизация и противоправные действия носят несерьезный и демонстративный характер, во многом обусловленный все тем же желанием привлечь внимание к себе. Реакция группирования со сверстниками всегда сопряжена с притязанием на лидерство, на исключительное положение в группе. увлечение почти целиком сосредоточивается на хобби эгоцентричного типа, т.е. все. что может дать возможность покрасоваться, выделить себя среди других, становится объектом внимания и интереса. Сексуальное поведение не отличается ни силой, ни напряжением. В сексуальном поведении истероидных подростков много театральной игры. "Слабым местом" подростков этого типа является ущемленное самолюбие, утрата внимания окружающих, особо значимых лиц, крах надежд на престижное положение, развенчанная исключительность. Их самооценка далека от объективности. Обычно отмечаются те черты, которые в данный момент могут произвести впечатление.
С первых классов школы нет желания учиться. Только при непрестанном и жестком контроле нехотя подчиняются и выполняют задание. Всегда ищут способы отлынивания от занятий. Рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Это становится благоприятной почвой для ранних выпивок и противоправного поведения. Реакция эмансипации тесно связана с теми же потребностями в развлечениях, удовольствиях. Реакция группирования выражена ярко и проявляется в тяге к уличным подростковым группам, но трусость и недостаточная инициативность не позволяют им быть лидерами. Обычно дети этого типа - послушное орудие в руках группы, лидера. Увлечения ограничиваются информативно-коммуникативным типом хобби да азартными играми. Сексуальное влечение не отличается силой. Однако раннее вовлечение в асоциальные группы ведет к богатому сексуальному опыту, включая знакомство с развратом и извращениями. Противоправное поведение обусловлено потребностью в развлечениях, удовольствиях. "Слабое место " - безнадзорность, обстановка попустительства. Самооценка отличается приписыванием себе черт конформного или гипертимного типов.
Дети этого типа слепо подчиняются своей среде, "плывут по течению". Их главное качество - жить "как все", поступать "как все", стараться, чтобы все было "как у всех". Но это прежде всего касается привычного окружения. Подростки конформисты трудно адаптируются к новой среде, поразительно некритичны, так как истина - это только то, что говорится в привычном для них окружении. Они консервативны по натуре и поэтому первыми начинают демонстрировать нелюбовь к новичкам. Они не инициативны, дорожат своим местом в привычной группе сверстников. Реакция эмансипации проявляется тогда, когда родители, педагоги, старшие пытаются оторвать их от привычной среды. Самооценка может быть не плохой, но часто приписывают себе гипертимные черты, которые привлекательны в подростковой среде. Приложение 1. ОПРОСНЫЕ ЛИСТЫ Приложение 2. Код шкалы субъективной оценки ПДО и образец построения графика. Приложение 3. Код шкалы субъективной оценки ПДО. Приложение 4. БЛАНК ОТВЕТОВ **) В первом варианте ПДО (1976), включающем две шкалы - шкалу субъективной и шкалу объективной оценки, выделялись следующие типы: ^ - гипертимный; Ц - циклоидный; Л - лабильный (эмоционально-лабильный); А - астено-невротический; С - сенситивный; П - психастенический; Ш - шизоидный; Р - паранояльный; Э - эпилептоидный; И - истероидный; Н - неустойчивый; К - конформный. Причем указывалось, что типы М и Р в подростковой среде встречаются довольно редко и поэтому в шкале объективной оценки их нет. В усовершенствованном варианте ПДО (1981) об этих типах вообще не упоминается. Поэтому здесь дается характеристика всех типов, кроме М и Р. |