|
Скачать 45.43 Kb.
|
Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма 2 апреля Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни. Численность детей, страдающих аутизмом, высока во всех регионах мира и имеет громадные последствия для детей, их семей, общин и обществ. На всем протяжении своей истории организации системы ООН в своей повседневной деятельности уделяли особое внимание содействию правам человека и улучшению благосостояния инвалидов, в том числе детей с трудностями в развитии. В 2008 году вступила в силу Конвенция о правах инвалидов, подтвердившая фундаментальные принципы всеобщих прав для всех. Генеральная Ассамблея в своей резолюции 62/139 постановила объявить 2 апреля Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма, для того, чтобы подчеркнуть необходимость помощи для повышения уровня жизни людей страдающих аутизмом. ![]() ![]() На состояние здоровья подрастающего поколения все больше внимания обращают специалисты службы психического здоровья, ведь по данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) до 20% детей во всем мире страдают психическими расстройствами, приводящими их к инвалидности. Многие из них не получают какой-либо помощи или лечения. Психические расстройства в настоящее время успешно лечатся в ряде случаев медикаментозно, в некоторых, - компенсируются с помощью психолого-психотерапевтической коррекции. Но есть такие заболевания, которые возникают у детей в раннем детстве и сопровождают их на протяжении всей жизни. К таким расстройствам и относится ранний детский аутизм. В настоящее время данному расстройству уделяется особое значение, так как во всех регионах мира выявляется достаточно большая часть детей, страдающих этим заболеванием, независимо от пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения. Причины возникновения раннего детского аутизма до сих пор чётко не определены. Среди них выделяют такие как: генетическая обусловленность, органическое поражение мозга, нарушения общения матери с ребёнком, её отчуждённость, эмоциональная холодность. Заболевание, отчасти, может быть обусловлено наследственными факторами. Однако через гены передаётся лишь предрасположенность к аутизму, а его развитие происходит при помощи дополнительных вредных воздействий, например, родовой травмы, асфиксии и других нарушений, при беременности и родах. Но, так или иначе, аутизм нередко относят к врождённым заболеваниям. Одно время полагали, что это нарушение имеет меньшую распространенность, но ряд исследований последних лет показал, что примерно 1 из 1 000 детей, выживших в течение первого года жизни, имеет синдром аутизма. Значительно чаще, детский аутизм встречается у мальчиков. Возникает, как правило, в возрасте до 3 лет. Для таких детей характерны: замкнутость, отрешённость от внешнего мира, неспособность контактировать с окружающими, в том числе, и с родителями. Поведение их причудливо и манерно, со стереотипными повторениями одних и тех же движений, гримасами; игры их необычные, с неподходящими для этого предметами, это люди-одиночки, эмоционально холодные, не ощущающие эмоции других людей, не выражающие собственных чувств, избегающие тактильных контактов и контактов глаз. Речь их столь же необычна, развивается со значительной задержкой, и не является средством общения. Для них характерно использование повторяющихся фраз, изменение тембра голоса. Интеллектуальный дефект выражен не всегда и может быть неглубоким, в некоторых случаях даже отмечается блестящая способность к запоминанию наизусть или сложному счету. Им присуще стремление к сохранению всего окружающего в неизменном виде, и сопротивление каким-либо переменам в их мире (обстановке, одежде, еде, распорядке дня, маршрутах передвижения). При появлении перемен или произвольно у них могут возникать вспышки ярости или страха. Они погружены в мир собственных фантазий. С возрастом уровень адаптации таких детей повышается, однако, отмеченные выше качества не исчезают. Как правило, родители не замечают психических нарушений у ребёнка до 3-х лет, и обращаются за помощью специалистов слишком поздно. Этому способствуют отсутствие родительского опыта и характерологические особенности родителей. Когда родители сталкиваются с так называемыми «аномальностями» своего ребёнка это приводит к растерянности, реакции неприятия ситуации, подавленности, тревожным опасениям за будущее. Другая же, гораздо большая часть родителей, начинает бить тревогу вовремя, однако не находит поддержки и адекватного реагирования со стороны специалистов. Часто родители уповают на то, что обращались к специалистам и ранее, когда ребёнку было 1,5-2 года, но, получали успокаивающие ответы о том, что отсутствие речи и особенности характера ребёнка - это не показатели наличия заболевания, которые не являются поводом для волнения, что нужно подождать до того момента, когда ребёнку исполниться 3-4 года. Необходимо отметить, что у 10-20% детей, страдающих аутизмом, наступает улучшение в возрасте от 4 до 6 лет. Таким образом, они в состоянии посещать общеобразовательную школу; еще 10-20% могут жить дома, однако им приходится посещать специальную школу или центр специального обучения. В младшем школьном возрасте часть детей обучается на дому, некоторые - в условиях школы. Дома выполняют задания под контролем родителей. Быстро всем пресыщаются, утрачивают интерес. Избирательно общаются только с теми, кто не мешает их свободному фантазированию. Часто у аутичных детей выявляются неспецифические проблемы (т.е. не характерные для данного возраста) в виде страхов, нарушения сна, приема пищи, вспышки агрессивности, особенно при сопутствующей умственной отсталости. У 60% детей наблюдается незначительное улучшение, но они не способны вести самостоятельный независимый образ жизни и в большинстве случаев нуждаются в постоянном уходе. Таким образом, примерно 2/3 больных, став взрослыми, не в состоянии вести самостоятельное существование. Важным для развития ребёнка является своевременное обращение родителей к специалистам! Такие дети в большей или меньше мере, нуждающиеся в уходе, требуют содружественной работы специалистов различного профиля: психиатров, которые помогут верно установить диагноз, осуществят медикаментозное лечение; психологов и психотерапевтов, которые обучат родителей методам воспитания ребенка, смягчат тревогу и страхи ребёнка, помогут преодолеть агрессию и негативизм; а также педагогов, логопедов, музыкальных работников, при непосредственном участии родителей. В случае данного расстройства у детей медикаментозной терапии не отдается значительного предпочтения, т.к. это один из видов вспомогательного лечения. Основной же залог успешного лечения заключается в сотрудничестве родителей ребенка, имеющего подобные проблемы с вышеперечисленными специалистами и выполнение всех рекомендаций. Это длительная и кропотливая работа по обучению родителей игре с аутистичными детьми, привитие навыков самообслуживания. |