|
Скачать 34.47 Kb.
|
Содержание
Список используемой литературы |
Чудненко Екатерина Сергеевна Ставропольский государственный университет г. Ставрополь, Россия Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Коваленко Марина Валентиновна ПРОБЛЕМА СУИЦИДАЛЬНОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. В последние годы проблема суицидального поведения стоит в центре внимания философов, социологов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов и других специалистов. Статистика фиксирует небывалый рост числа суицидов и суицидальных попыток среди молодежи.[4] Одной из основных причин совершения суицидальных действий в подростковом возрасте являются конфликты с родителями. Отчужденность от родительской семьи, обусловленная реакцией эмансипации, при одновременной потребности подростка в близких, эмоционально окрашенных отношениях, приводят к стремлению вырваться из семейного окружения и поиску тепла вне дома, часто в компании людей старших по возрасту, с асоциальными наклонностями.[5] Нередко протестное поведение играет роль условно выгодного симптома, когда в дисфункциональной семье поведенческие проблемы ребенка играют роль фактора примирения родителей. В таких случаях отчаявшийся подросток совершает суицидальную попытку с единственной целью: повлиять на отношения между родителями, заставить их обратить внимание на его потребности, восстановить мир в семье.[6] Таким образом, семья может выступать в качестве важного источника психической травматизации. Больше всего травмируют детей психологическая непостоянность родителей, обиды, равнодушие, а при психореактивных расстройствах - сверхсильные воздействия (тяжелое личное горе, издевательства, истязания). Другим источником усиления социально – психологического кризиса, который может привести к возникновению суицидальной ситуации, является утрата подростком или юношей высоко значимой для него позиции. Позиция в общении может быть охарактеризована как сильная или слабая в зависимости от того, сколько коммуникативных возможностей она дает личности и в какой мере он удовлетворен своим местом в системе общения.[2] Суицидальное поведение является крайним средством манипуляции с целью оказать давление на окружение и вернуть таким образом утраченную позицию. В других случаях, когда подросток или юноша осознает необратимость прежней позиции в общении и вместе с тем не чувствует в себе сил для продолжения жизни, возможен истинный суицид.[1] По данным А.Е.Личко, частота законченных суицидов среди подростков относительно невелика и не превышает 1% от всех суицидальных действий. Суицидальные действия в этом возрасте чаще имеют демонстративный характер и нередко могут носить черты "суицидального" шантажа. Б.Н.Алмазов, обследовав группу подростков 14 - 18 лет, умышленно нанесших себе порезы, установил, что только 4% из них в момент самопореза имели мысли суицидального содержания, у 30% самопорезы были совершены в результате ссоры со сверстниками, у 20% как обряд "братанья кровью", у 20% как демонстрация, бравада перед сверстниками и сверстницами. Однако дифференцировать покушения и демонстративные суицидальные попытки у подростков бывает чрезвычайно трудно. А.Е. Личко, А.А. Александров обследовав группу подростков в возрасте 14-18 лет, нашли, что примерно у половины из них (49%) суицидальные действия совершаются на фоне острой аффективной реакции (аффективный тип суицидальных действий), которая развивается по механизму "короткого замыкания ", когда порой малозначительный повод играет роль " последней капли" и провоцирует суицидальное действие. При этом действия подростка в момент суицидальной попытки нередко внешне кажутся демонстративными. Они совершаются на глазах у обидчика, сопровождаются плачем или, наоборот, бравадой спокойствия. Однако эта игра в "самоубийство" часто заходит слишком далеко и может закончиться трагично. [3] В проведенном психологическом исследовании лиц юношеского возраста с использованием методик: «Акцентуации характера» (К.Леонгард), «Оценка склонности к суицидным реакциям» (методика предназначена для выявления склонности к суицидальным реакциям), «Уровень тревожности» (Р.Спилбергер) с целью определения уровня личностной и ситуативной тревожности у лиц с акцентуированными чертами характера для оценки риска суицидальной опасности. Была выявлена прямая корреляционная связь между показателями личностной тревожностью и суицидальной предрасположенностью. В целом, суицидальное поведение в подростковом и юношеском возрасте можно рассматривать как проявление дезадаптации и психологического кризиса. ^
|