Дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации icon

Дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации





Скачать 379.72 Kb.
Название Дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации
Дата 03.04.2013
Размер 379.72 Kb.
Тип Документы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН

дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации

«Психопрофилактика кризисных состояний у детей и подростков»


п/п

Наименование модулей (дисциплин)



Всего

Трудоемкость в часах:

Формы контроля

аудиторные занятия, в том числе:

Самостоя-тельная работа


Всего

лекции

практические, лабораторные, семинарские занятия, тренинги и др.

1.

Современные представления о кризисных состояниях у детей и подростков, сопряженных с высоким риском суицида. Феномен суицида в свете мировой истории

4

2

1

1

2




2.

История развития теорий о причинах, приводящих к суициду

4

2

1

1

2




3.

Основные диагностические принципы и положения работы клинического психолога с детьми и подростками с высоким риском суицида

3

2

1

1

1




4.

Задачи первой консультации в работе психолога с суицидентом

3

2

1

1

1




5.

Зависимость частоты самоубийств от социально-демографических характеристик суицидентов

3

2

1

1

1




6.

Ситуативные причины истинного суицида среди детей и подростков, специфика психологического состояния суицидента и методы работы психолога - консультанта

7

4

2

2

3




7.

Психологические и психосоциальные причины самоубийства среди детей и подростков

7

4

2

2

3




8.

Специфика когнитивной сферы у суицидентом и методы ее коррекции

7

4

2

2

3




9.

Внутриличностные причины суицидальной интенции и методы глубинного личностно - реконструирующего консультирования

8

4

2

2

4




10.

Феноменология детского суицида. Особенности и методы работы с детьми - суицидентами

8

4

2

2

4




11.

Скрытый суицид, методы диагностики и превенции

8

4

2

2

4




12

Демонстративный суицид, его специфика и методы работы клинического психолога

8

4

2

2

4




13.

Итоговая аттестация

2

2

-

2

-

зачет




Итого:

72

40

19

21

32







СОГЛАСОВАНО:
















Начальник

учебно-методического управления








О.В. Акулова











Директор института постдипломного образования

(подпись)






И.В.Головина













(подпись)

(Ф.И.О.)










Руководитель программы







Алехин А.Н.




Доктор медицинских наук, профессор, зав.кафедрой клинической психологии РГПУ им. А.И.Герцена




(подпись)




(Ф.И.О.)




(ученая степень, звание, должность)



^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цель и задачи дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «Психопрофилактика кризисных состояний у детей и подростков»


Цель: знакомство с основными тенденциями в развитии современных психологических представлений о кризисных состояниях у детей и подростков, приводящих к самоубийствам, ключевым содержанием теоретических концепций о причинах данного явления, наиболее важными эмпирическими фактами и важнейшими методами работы при организации и проведении профилактической работы

Задачи:

  • ознакомить слушателей с организационным и правовыми аспектами современных психопрофилактических обследований населения, с определениями психического здоровья по критериям ВОЗ, группами риска неблагополучия и отклонений в психическом здоровье и критериями их выделения, с международными и отечественными правовыми документами, регламентирующими охрану психического здоровья.

  • представить специалистам, повышающим квалификацию, новые психодиагностические методики, с упором на методы экспресс-оценки и мониторинга психического состояния как основной формы профилактики кризисных ситуаций, отклонений и неблагоприятных последствий, позволяющих оперативно обследовать большие группы людей для выявления и своевременного оказания профилактической помощи, для превенции кризисных состояний и работы с ними на ранних этапах, а также осуществления контроля за эффективностью помощи

  • при проведении практических занятий предоставить возможность слушателям цикла получить собственный опыт работы с некоторыми новыми психодиагностическими методиками.

  • расширить методические возможности специалистов посредством представления информации о возможностях новых методов экспресс-оценки и мониторинга психического состояния при проведении психопрофилактических обследований

  • организовывать клинические разборы с иллюстрацией возможностей методик экспресс-оценки и мониторинга психического состояния непосредственно во время работы с пациентами.

  • ознакомить слушателей с новыми подходами при интерпретации данных психологического тестирования, с вариантами стандартизованных компьютерных заключений оценки психического состояния.

  • представить иллюстрации результатов применения вербальных социометрических и объективных психофизиологических психодиагностических методов для получения данных о психическом состоянии различных популяций взрослых и детей (на конкретных примерах обследования взрослых популяций - операторов ЛАЭС, подводников, участников антарктических экспедиций идр., а также детских коллективов: учащихся средних школ, детей детсадовского возраста, профессиональных училищ и др.)


^ Категории обучающихся

  • педагогические работники (в том числе руководители образовательных учреждений, педагоги-психологи, социальные педагоги),

  • сотрудники служб социальной помощи населению,

  • медицинские работники (врачи, психологи, социальные работники и пр.)

  • сотрудники системы МВД и РС ЧС


Требования к результатам освоения программы

Слушатель, успешно освоивший программу, будет обладать компетенциями (профессиональными компетенциями), включающими в себя:

  • способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

  • способность и готовность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-9);

  • способность и готовность к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений, в проблемных ситуациях (ОК-11);

  • умение выявлять и анализировать информацию, необходимую для определения целей психологического вмешательства, самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик (ПК-10);

  • владение навыками консультирования медицинского персонала (или сотрудников других учреждений) по вопросам взаимодействия с пациентами (клиентами), создания необходимой психологической атмосферы и терапевтической среды, навыками психологического консультирования населения в целях психопрофилактики и развития (ПК-13);

  • владение навыками формирования установок, направленных на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром (ПК- 22);

  • способность и готовность к взаимодействию со специалистами лечебных, образовательных учреждений, органов социальной защиты и Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) в связи с решением задач психологической помощи ребенку и семье (ПСК-4.11)


знать:

  • историю феномена самоубийства, историю развития концепций о его причинах за рубежом и в России, основные теоретические положения, касающиеся кризисных состояний, сопряженных с высоким риском суицидального поведения, видов суицида и личности суицидента

уметь:

  • оценивать психический статус обратившегося за помощью ребенка/подростка, остроту, намеренность, интенсивность, планируемость, осознанность суицидальных намерений, проводить первичную сортировку по тяжести состояния; выбирать адекватные и эффективные методы и техники психологической работы на основании проводимой диагностики аспектов суицидального поведения и личности суицидента

владеть:

  • необходимыми навыками психолога-консультанта, работающего с детьми и подростками, находящимися в ситуации кризиса

иметь представление:

  • о современном состоянии проблемы кризисных состояний среди детей и подростков


^ Актуальность программы и сфера применения слушателями полученных компетенций (профессиональных компетенций)

В настоящее время в России острую актуальность приобрела проблема самоубийств среди молодежи, количество их неуклонно растет. В связи с этим важным направлением образования лиц, оказывающих медико-психологическую и социально-педагогическую помощь населению приобретает систематическое повышение квалификации педагогических работников (в том числе руководителей образовательных учреждений, педагогов-психологов, социальных педагогов), медиков (врачей, психологов и пр.) и сотрудников МВД и РС ЧС по вопросам профилактики суицидального поведения среди молодежи и оказания психолого-педагогической помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В связи с этим особую актуальность приобретают программы повышения квалификации, акцентирующие внимание на практико-ориентированных технологиях профилактики суицидального, ориентированные на различные возрастные группы и социальные слои населения.


Объем программы: 72 часа трудоемкости, в том числе 40 ауд. часов.


^ Форма обучения, режим и продолжительность занятий


График обучения


Форма обучения

^ Ауд. часов

в день

Дней

в неделю

Общая продолжительность программы, месяцев (дней, недель)

с отрывом от работы (очная)

8

5

неделя


^ Документ, выдаваемый после завершения обучения: удостоверение государственного образца о повышении квалификации


Дополнительная информация


Отбор учебного материала основывается на ведущих педагогических принципах – теоретическая обоснованность, научность, системность, этапность изложения материала, наглядность, доступность, сознательность, активность.

  1. Принцип интеграции знаний изучаемой дисциплин в систему базовых знаний, освоенных при изучении курсов: клиническая психология, психофизиология, психиатрия.

  2. Принцип «от общих положений к частным закономерностям», закрепление лекционного курса на практических занятиях.

  3. Принцип содействия формированию у слушателей клинико-психологического мышления (единства диагностики и коррекции).

  4. Принцип содействия формированию у слушателей навыков самостоятельной практической работы


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п

Наименование модулей, тем

(дисциплин, разделов, тем)

^ Трудоемкость в часах:

Формы контроля




Всего

аудиторные занятия, в том числе:

самостоятельная работа




Всего

лекции

практические, лабораторные, семинарские занятия, тренинги и др.




всего

в т.ч. выездные




1.

Современные представления о кризисных состояниях у детей и подростков, сопряженных с высоким риском суицида. Феномен суицида в свете мировой истории

4

2

1

1




2







2.

История развития теорий о причинах, приводящих к суициду

4

2

1

1




2







3.

Основные диагностические принципы и положения работы клинического психолога с детьми и подростками с высоким риском суицида

3

2

1

1




1







4.

Задачи первой консультации в работе психолога с суицидентом

3

2

1

1




1







5.

Зависимость частоты самоубийств от социально-демографических характеристик суицидентов

3

2

1

1




1







6.

Ситуативные причины истинного суицида среди детей и подростков, специфика психологического состояния суицидента и методы работы психолога - консультанта

7

4

2

2

2

3







7.

Психологические и психосоциальные причины самоубийства среди детей и подростков

7

4

2

2

2

3







8.

Специфика когнитивной сферы у суицидентом и методы ее коррекции

7

4

2

2

2

3







9.

Внутриличностные причины суицидальной интенции и методы глубинного личностно - реконструирующего консультирования

8

4

2

2

2

4







10.

Феноменология детского суицида. Особенности и методы работы с детьми - суицидентами

8

4

2

2

2

4







11.

Скрытый суицид, методы диагностики и превенции

8

4

2

2

2

4







12

Демонстративный суицид, его специфика и методы работы клинического психолога

8

4

2

2

2

4







13.

Итоговая аттестация

2

2

-

2




-

зачет




Итого:

72

40

19

21

14

32








^ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕМАМ


Тема 1. Современные представления о кризисных состояниях у детей и подростков, сопряженных с высоким риском суицида. Феномен суицида в свете мировой истории. (4 часа)

^ Содержание Темы 1 (дидактические единицы): Отношения и представления о самоубийстве в древние времена на основании изучения антропологами культуры первобытных племен и малоразвитых народностей. Представление и отношение к самоубийству в Эпоху Античности, Средневековье, Эпоху Возрождения, Новые и Новейшие времена. История суицидального поведения в России. Литература и эпидемии самоубийств. Влияние произведений художественной литературы на количество суицидов.


^ Тема 2. История развития теорий о причинах, приводящих к суициду. (4 часа)

Содержание Темы 2 (дидактические единицы): Религиозно-мистические представления о причинах суицида в Средние века. Трансформация представлений о причинах самоубийства в эпоху Просвещения. Теории Дж. Монтескье, М. Монтеня. Д. Юма. Психиатрические теории суицида ХIХ века: Э. Эспирель, Фальре, С.Т. Бурдье, Ф. Винслоу. Теории моральной статистики: Э. Марсели, А. Кетле, Г. Бокль. Основные положения теории Э.Дюргейма. Основные школы суицидологии ХХ века: социологическая (М. Хальбвакс, R Cavan, Дж. Дуглас, Р. Марис, Р. Мертон, Дж. Шорт - А. Генри), биолого - антропологическая (С. Пеппер, Г. Мюррей, Р. Докинс, Г. Мерфи, А.Бек, Ф.Гудвин, Дж. Мен, Э.Кречмер, В.Шелдон, Фарбероу-Сайман), психиатрическая, психоаналитическая (З. Фрейд, К. Меннингер, Г. Зилбург, Э.Берглер, С. Блат), Э. Шнейдмана. Психокультурная теория М. Фарбера. Представления о причинах самоубийства в теориях бихевиорального и экзистенциального направлений. Основные современные психологические теории причин, приводящих к суициду у здоровых людей, и методов работы с суицидентами: Теория Э. Шнейдмана, Э. Гролмана, Х. Хензелера, А. Моховикова. Развитие суицидологии в России.


^ Тема 3. Основные диагностические принципы и положения работы клинического психолога с детьми и подросткоами с высоким риском суицида (3 часа)

Содержание Темы 3 (дидактические единицы): Суицид, его виды. Значение диагностики вида суицида для выбора стратегии дальнейшей работы психолога и используемые критерии: острота, намеренность, интенсивность, планируемость, осознанность. Истинный, скрытый и демонстративный суицид, виды и характеристики. Аспекты суицидального поведения: ситуационные, конативные, аффективные, когнитивные, коннотативные, коммуникативные, внутриличностные, психические. Проблема превенции, интервенции и поственции в суицидологии. Основные положения психологической работы с потенциальными или неуспешными суицидентами: постоянный мониторинг интенсивности суицидальных намерений, уделение времени в каждой консультации превенции суицида, уважение личности суицидента в самом поступке (не ставить под сомнении ценность причины суицида, прав личности его совершить, полный отказ от морально-этической оценки акта самоубийства), отказ от использования фрустрирующих психотерапевтических техник, острая кризисная ситуация в жизни психолога - противопоказание к работе. Основные требования к личности психолога в суицидологической практике: гармоничная связь сензитивности, эмоциональной откликаемости с эмоциональной устойчивостью, толерантностью к агрессии и фрустрации, жизнерадостности и жизнелюбия с социальной компетентностью и развитыми способностями к рефлексии, наблюдательности; атеизм.


^ Тема 4. Задачи первой консультации в работе психолога с суицидентом. (3 часа)

Содержание Темы 4 (дидактические единицы): Задачи первой консультации: контакт и диагностика. Специфика установления контакта с неуспешным суицидентом - психолог - инициатор контакта. Трудности и методы установления контакта с самоубийцей. Методы установления контакта в случае отказа суицидента от психологической помощи: использования формального ресурса и контекста актуальной ситуации суицидента, техник межличностного и социального влияния, пассивное психофизиологическое присоединение. Особенность контакта с суицидентом - обсуждение темы самоубийства начинается только после того, как клиент ее затронул. Значение, методы и критерии диагностики истинности - ложности, интенсивности намерений, психического статуса индивида. Суицид - как форма инициации психического заболевания. Значение диагностики психического статуса суицидента и привлечение психиатра к совместной работе. Признаки наличия психических заболеваний: шизофрении, паранойи, депрессивного психоза. Признаки реактивных психотических состояний и специфика и опасности работы психолога для суицидента в состоянии реактивного психоза. Психопатии и признаки наличия психопатического расстройства личности того или иного вида.


^ Тема 5. Зависимость частоты самоубийств от социально-демографических характеристик суицидентов. (3 часа)

Содержание Темы 5 (дидактические единицы): Частота суицидов в мире, в каждой отдельной стране. Расовые, этнические, половые и культурные различия в количестве самоубийц в популяции. Возрастные группы суицидентов и основные причины самоубийств, характерные для них: дети (5-14 лет - насилие в семье, заброшенность, отверженность), молодежь (15- 24 - отсутствие социальных перспектив, ранние психологические травмы, приведшие к негативным психическим образованием: низкая самооценка, перфекционизм, социальная маргинализация), зрелый возраст (40-60 - неудачная профессиональная карьера, утрата социального статуса, внешнего вида, семейного положения), пожилые (старше 60 лет - физическая и социальная изоляция, тяжелые болезни). Частота суицидов в связи с семейным положением, местом проживания, экономическими условиями жизни, профессиональным статусом, религией, временем года, днем недели. Специфика суицидального поведения у заключенных и осужденных. Индуцированные и групповые суициды. Самоубийство и гомосексуализм. Суицид и другие формы аутодеструктивного поведения (алкоголизм, наркомания, игромания и пищевые аддикции). Динамика самоубийств в России за последние годы.


Тема 6 .Ситуативные причины истинного суицида среди детей и подростков, специфика психологического состояния суицидента и методы работы психолога - консультанта. (7 часов)

^ Содержание Темы 6 (дидактические единицы): Суицид - как острая эмоциональная реакция личности на стресс. Социально- экономические факторы (безработица, разорение, утрата высокого социального статуса, занимаемого поста, денежные долги) и направленность работы психолога (снятие острой эмоциональной реакции, изменение иерархии ценностей). Насилие физическое, сексуальное, психологическое (угроза физической расправы, систематические избиения, изнасилование, семейное насилие, публичное унижение, коллективная травля) и направленность работы психолога (психологическая поддержка, социально-психологическое сопровождение, методы систематической десенсибилизации, фасилитация сознания пострадавшим своих чувств и их выражения, актуализация психологических резервов и ресурсов для дальнейшей жизни, установление реальных целей и последовательности их достижения для выхода из сложившейся ситуации). Самоубийства в связи с расстройством здоровья (получение тяжелой инвалидности, неизлечимая болезнь и ожидание смерти) и методы работы (толерантное принятие чувств больного, эмпатическая поддержка, переключение внимания больного с собственного значения суицида на его значение для близких). Специфика суицидального поведения у страдающих онкологическими заболеваниями и методов работы клинического психолога. Социальные стереотипы и предписание самоубийства (религиозные, политические, социально-культурные, подражание кумиру).


^ Тема 7.Психологические и психосоциальные причины самоубийства среди детей и подростков (7 часов)

Содержание Темы 7 (дидактические единицы): Психологические причины суицидальной интенции поведения: аффективные, когнитивные, коннотативные. Общие правила и методы превенции. Острая травма и аффект, методы работы в подобной ситуации. Психосоциальный кризис, здоровье, зрелость личности или суицид. Экзистенциальный кризис как следствие не успешности разрешения психосоциального кризиса и самоубийство. Стадии психосоциального развития и характерные для них новообразования личности в теории Э. Эриксона. Позитивный и негативный компонент, причины их появления. Понятие Эго-идентичности, его значение для развития личности и последствия кризиса идентичности. Диффузная, преждевременная, достигнутая идентичность и психосоциальный мораторий. Психологические методы помощи подростку в обретении Эго-идентичности. Три основных причины не успешности прохождения кризиса ранней зрелости (изоляция, исключительность - разрушение социальной сферы - аномия - суицид), используемые методы и этапы работы клинического психолога.


^ Тема 8 .Специфика когнитивной сферы у суицидентов и методы ее коррекции. (7 часов)

Содержание Темы 8 (дидактические единицы): Суицидальная интенция сознания личности связана с особенностями организации системы убеждений, системы мировоззрения, когнитивных комплексов; с особенностями социально-культурных стереотипов, национально-культурного, семейного и другого происхождения. Использование Рационально-эмотивной терапии А. Эллиса в суицидологической практике. Виды иррациональных суждений (долженствования, катастрофы, надлежания и предписания, порицания). 12 иррациональных сердцевинных идей, лежащих в основе большинства эмоциональных расстройств в терапии А. Эллиса и альтернативные рациональные убеждения. 7 стадий работы РЭТ. Когнитивная терапия Бека. Ошибки когнитивной интерпретации и альтернативные способы интерпретации в представлении Бека. Принципы и стадии в когнитивной терапии. Логотерапия Виктора Франкла. Категорический императив логотерапии. Способы реализации смысла жизни. Логодрама.


^ Тема 9 .Внутриличностные причины суицидальной интенции и методы глубинного личностно - реконструирующего консультирования(8 часов)

Содержание Темы 9 (дидактические единицы): Чувства, порождаемые чрезмерно строгим, преследующим Супер-Эго (субличностью интроецированного родителя), исходящие из желания убить (убивая себя человек, символически убивает своего гонителя). Повышенная агрессивность и бессознательный посыл суицидента к другому - ты нехороший. Основные направления и методы консультационной работы. Ненависть, ее истоки и методы работы психолога консультанта. Чувство несправедливости (бессознательное восприятие любого требования как неприемлемого, невыносимого). Основные направления и методы консультационной работы. Чувство протеста (принятие реальности и одновременное постоянное сражение с ней). Основное направление работы. Месть (Идентификация с агрессором). Основное направление работы Чувства, порождаемые игнорирующим Супер-Эго (желание умереть). Чувство бессилия, несостоятельности (феномен выученной беспомощности, внутренний перфекционизм структуры Супер-Эго). Основные направления и методы консультационной работы. Крайняя форма инфантильности Я, чувство одиночества и "психологический вампиризм". Основные методы работы. Чувства, порождаемые отвергающим, не любящим Супер-Эго. Депрессия/безнадежность (желание умереть). Чувство бесценности. Основное направление работы. Нелюбимые и не любящие (психо-эмоциональная изоляция Эго в самом себе). Основные направления и методы консультационной работы. Чувство вины (желание быть убитым как самонаказание и неизжитый комплекс всемогущества). Основные направления и методы работы.


^ Тема 10 .Феноменология детского суицида. Особенности и методы работы с детьми – суицидентами (8 часов)

Содержание Темы 10 (дидактические единицы): Особенности суицидальной интенции у детей - не осознание последствий деяния, отсутствие понимания явления смерти и ее необратимости, сказочно-мистическое толкование смерти, как временного убежища. Методы работы с ребенком - суицидентом в направлении разъяснении феномена смерти и формирования знаний о смерти: игровая драматизация, обсуждаемых представлений ребенка о смерти и реальности феномена, арт - терапевтические техники, сказкотерапия. Семья - основной источник детской суицидальной направленности. Виды хронического субъективно-невыносимого дистресса у ребенка, порождаемые нездоровой семьей. Факторы риска применения насилия в семье (социально-экономические, структурно-культурологические, функциональные, личностные: родителей и ребенка). Виды семейного насилия и их выражение в деяниях родителя. Виды и причины психической травматизации ребенка в условиях социального сиротства и беспризорности. Главное направление работы с детьми суицидентами - семейное консультирование, его задачи, этапы, виды и основные техники. Виды психологической работы с ребенком-суицидентом при категорическом отказе семьи участвовать в семейном консультировании или невозможности его проведения в силу алкоголизма, наркомании, психопатологии родителей (работа с эмоциями, систематическое и длительное психологическое сопровождение, психологическая поддержка, использование механизмов психо-эмоциональной привязанности для формирования чувства защищенности, потенциальной предсказуемости мира, необходимых социальных навыков, внутренних ресурсов, гармонизация внутри личностной структуры в сторону большего самопринятия и повышения самооценки) и применение игровых, гельштальт, арт, психодраматических, бихевиориальных техник в превенции детского суицида.


^ Тема 11 .Скрытый суицид, методы диагностики и превенции. (8 часов)

Содержание Темы 11 (дидактические единицы): Скрытый суицид, определение понятия и его специфика. Основные характеристики непрямого суицида и причины его появления. Формы бессознательного аутодеструктивного поведения в зависимости от принадлежности суицидальной интенции внутриличностным структурам. Виды внутри личностного конфликта и деструкции взаимоотношений субличностей. Нервно-психическая неустойчивость - как фактор риска суицида, причины ее появления. Методы диагностика скрытого суицидального намерения: наблюдение, опросники, проективные методы. Поведенческие признаки скрытой суицидальной интенции. Прогностическое значение сексуальной активности индивида в плане определения склонности к саморазрушению (теория Нормана Табачника). Виды эмоциональных нарушений в качестве признаков суицидальной мотивации. Выявление суицидальной мотивации с помощью стандартизированных опросников СЛ-19, ФСР-26, САНТ-30, ХОЛП-124, ХОЛП-576, СР-45. Проективные методики: "Человек", "Дерево", " Метод незаконченных предложений", тест «Смысложизненных ориентаций» А.Н.Леонтьева и критерии-признаки в определении суицидального риска в них. Методики применения контент-анализа для выявления суицидальной интенции. Значение составления истории покушений на самоубийство в прогностической практике. Основные методы превенции скрытого суицида и формы работы клинического психолога с личностью суицидента.


^ Тема 12 .Демонстративный суицид, его специфика и методы работы клинического психолога. (8 часов)

Содержание Темы 12 (дидактические единицы): Критерии оценки истинности - ложности суицидального намерения. Демонстративный суицид как крайняя форма манипулятивного поведения и недостатка коммуникативной компетентности личности. Феномен психологической манипуляции, ее виды и приемы. Психологические характеристики человека-маннипулятора. Внутри личностные особенности и психологические характеристики лиц, прибегающих к демонстративному суициду, их выражение в межличностном контакте. Причины нарушения эмоциональной сферы, патологии эмпатических и сознательных процессов, нарциссизма и психологического инфантилизма личности демонстративного суицидента. Демонстративный суицид и психопатии, акцентуации характера личности. Специфика демонстративного суицида у психопатов, причины исполнения самоубийства. Особенности психологической работы и существующие угрозы. Принципиальное отличие характера и методов работы психолога в плане коррекции демонстративно-суицидального поведения. Манипулятивные угрозы самоубийства у детей и использование парадоксальных техник.


Список рекомендуемой литературы и других информационных ресурсов:


Основная литература

  1. Амбрумова А.Г. Бородин С.В. Предупреждение самоубийств. - М., 1980.

  2. Амбрумова А.Г. Личность. Психология одиночества и суицид // Актуальные вопросы суицидологии.- М.,1988.- С.69-81.

  3. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства //Мед. помошь, 1994, №3.с.15-19.

  4. Бачериков Н. Е., Згонников П. Т. Клинические аспекты суицидологии // Клиническая психиатрия (Под ред. Н. Е. Бачерикова). Киев 1989. с. 456-479.

  5. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Как предотвратить самоубийство. - М., 1994.

  6. Гилинский Я.И, Юнацкевич П. И. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологии. - СПб., 1999. - 338 с.

  7. Зиновьев С.В. Суицид. Попытка системного анализа. - Спб., 2002. - 144 с.

  8. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия // ребенок в кризисной ситуации. - СПб.: Речь, 2003. - 248 с.

  9. Лукас К., Сейден Г. Молчаливое горе // Жизнь в тени самоубийства. - М.: Смысл, 2000. -255 с.

  10. Меннингер К. Война с самим собой. – М., 2000.

  11. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование // работа с кризисными и проблемными ситуациями. - М.: Смысл, 2002. - 182 с.

  12. Моховиков А.Н. Суицидальный клиент: Взгляд гештальт-терапевта // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. - М., 2001. с.453-462.

  13. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. - М.: Смысл, 1999. - 416 с.

  14. Неотложная психотерапевтическая помощь в суицидологической практике / методические рекомендации А.Г. Абрумова, А.М Полеев. - М. 1986. - 24 с.

  15. Паперно Самоубийство как культурный институт. - М. 1999.

  16. Предотвращение самоубийств // Психиатрия (Под ред. Р. Шейдера).— М.: Практика, 1998.— С. 212—221.

  17. Пурич-Пейакович Й., Дуньич Д.Й. Самоубийство подростков М., 2000.-167с

  18. Суицидология // Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах //Под редакцией А.Н. Моховикова. - М., Когито-центр, 2001. - 569 с.

  19. Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. Изд. 2-е.-М.,2001.

  20. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. - М.: Смысл, 2001. - 315 с.


Дополнительная литература.

  1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. – СПб.: Речь, 2004.

  2. Актуальные Проблемы суицидологии (Сборник). - М. 1978.

  3. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства (Руководство для врачей).- Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.-С.224-235.

  4. Алиев М.Г.Актуальные проблемы суицидологии. – Баку, 1987.

  5. Амбрумова А. Г. Непатологические ситуационные реакции
    в суицидологической практике // Научные и организационные проблемы суицидологии: Сбор. науч. трудов. — М., 1983. — С. 40—53.

  6. Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения: Методич. рекоменд. — М., 1980. - 24 с.

  7. Амбрумова А. Г., Тнхоненко В. А. Профилактика суицидального поведения: Методич. рекоменд. — М., 1980. — 24 с.

  8. Амбрумова А. Г., Трайнина Е. Г., Ратинова Н. А. Аутоагрессивное поведение подростков с различными формами социальных девиаций // VI Всероссийский съезд психиатров, Томск, 24—26 октября 1990: Тез. докл. — т. 1. — М., 1990. С. 105— 106.

  9. Амбрумова А.Г Индивидуально-психологические аспекты суицидального поведения // Актуальные проблемы суицидологии. - М., 1978. С. 40 – 52.

  10. Амбрумова А.Г., Постовалова Л.И. Социально-психологические факторы в формировании суицидального поведения // Метод. рекомендации. М., 1991.

  11. Банщикова Е.Г. Философские и методологические основы психопатологического анализа самоубийства. // http://www.rusmedserv.com/psychsex/su.shtml (Русский Мед. Сервер; 24.01.2002).

  12. Баскаков В. Танатотерапия – искусство жизни. М., 1996.

  13. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. - СПб.: Питер, 2003. - 304 с.

  14. Белоглазов Г. Социологический анализ самоубийств в России. // http://katatonia.musica.mustdie.ru/ssuicide.html (24.01.2002).

  15. Бехтерев В.М. О причинах самоубийств и возможной борьбе с ними. - СПб., 1912.

  16. Борисов С.Б. Символы смерти в русской ментальности // Журнал Социологические исследования .- 1995 , №2 С. 58 - 63.

  17. Булацель П.Ф. Самоубийство с древнейших времен и до наших дней. - СПб., 1900.

  18. Вагин Ю., Трегубов Л. Эстетика самоубийства. - Пермь, 1993.

  19. Василюк Ф.Е. Пережить горе // О человеческом в человеке. М., 1991.

  20. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).- М.: МГУ, 1984.- 200с.

  21. Гасанов А. X., Агазаде Н. В. Применение батареи психологических методик для активного выявления суицидальных тенденций // Проблемы неотложной психиатрии. М., 1985. — С. 52—54.

  22. Геген Н. Психология манипуляции и подчинения - СПб., 2004. - 208 с.

  23. Гиндин Г. И., Духова О.Б. Социально-психологическая помощь жертвам сексуального насилия в семье. Вологда, 1997.

  24. Голубчик в.М., Тверская Н.М. Человек и смерть: поиски смысла. - М., 1994.

  25. Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция. // Суицидология: Прошлое и настоящее.- М.,2001. с.270-352.

  26. Гроф С. Духовный кризис. М.: Класс, 2000. - 288 с.

  27. Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти.- М., 1996.-244с.

  28. Дюркгейм Э. Самоубийство (социологический этюд). М., 1994.- С.286.

  29. Изменяющиеся модели поведения, ведущего к самоубийству // Отчет о совещ. ВОЗ, Афины, 29 сентября -2 октября 1981. Женева, ВОЗ, 1984. - 57 с.

  30. Исаев Д.Н. Формирование понятия смерти в детском возрасте и реакции детей на процесс умирания // Журн. обозрение психиатр. и мед. психологии им. В.М. Бехтерева.-1992.-2. -С. 17-28.

  31. Калшед Д. Внутренний мир травмы. - М.:, 2001. - 368 с.

  32. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Бунтующий человек.- М., 1990.

  33. Кедьюсон Х, Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб 2001 416с

  34. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. - М.:, 1993. - 224 с.

  35. Комплексные исследования в суицидологии (Сборник). - М., 1986.

  36. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М. 1984.

  37. Красненкова И. П. “Социально-философские и политико-правовые аспекты феномена суицида”. - Вестник МГУ Сер. 12, №6, 1998 г.

  38. Красненкова И. П. “Философский анализ суицида под углом зрения взаимоотношения человека с искусственной средой”. - Вестник МГУ Сер.12, № 3, 1997 г. 8.

  39. Куракин А. А. О демонстративных суицидальных действиях и их экспериментально-психологической оценке // Неврозы и пограничные состояния (Под ред. В. Н. Мясищева, Б. Д. Карвасарского, А Е. Личко): Сбор. науч. трудов НИИ психиатрии им. В. М. Бехтерева. Л., 1992. С. 90-96.

  40. Юрьева Л.Н., Каракчеева В.Е. К вопросу о профилактике суицидального риска среди врачей-психиатров // Киев, 1998.

  41. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков Л, 1983 208с.

  42. Оклендер В. Окна в мир ребенка. - М.: Класс, 1997. - 336 с.

  43. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. СПб., 1997

  44. Плюс - минус жизнь: Соц-психологические аспекты проблемы суицида / Составитель А.М. Полеев. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 122 с.

  45. Проаль Л. Воспитание и самоубийство детей. Психологический и социологический этюд. - СПб., 1908. - 208 с.

  46. Психиатрия. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Под ред. В.П. Самохвалова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

  47. Психологические особенности как фактор риска суицида у больных с пограничными состояниями (метод. рекомендации М.В. Бехтерева) - Л. 1983

  48. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Диктат, 1992. - 256 с.

  49. Рязанцев С. Танатология - наука о смерти. Санкт-Петербург, 1994.-с.87-258.

  50. Семейная диагностика в суицидологической практике (методические рекомендации А.Г. Амбрумова, Л.И. Постовалова). - М. 1983.

  51. Семичев С.Б. Теория кризисов и психопрофилактика // институт им. М.Бехтерева. Сессия: Труды. Л., 1972. Т. 63. с. 96-99.

  52. Старшенбаум Г. В. Психотерапия острого горя //Социальная и клиническая психиатрия. М. 1994. 3. c.73-77

  53. Старшенбаум Г.В. Формы и методы кризисной психотерапии: Методические рекомендации. - М., 1987.-20с

  54. Суицид. Хрестоматия по суицидологии.— К.: А. Л. Д., 1996.—216 с.

  55. Татевосян А.С. Суицидальность - концептуальная точка зрения // Стрессология - наука о страдании - Ереван, 1996.- С.54-64.

  56. Трегубов Л. Вагин Ю. Эстетика самоубийств. - Пермь, 1993.

  57. Уоллес В., Холл Д. Психологическая консультация. - СПб., 2003. - 544 с.

  58. Франкл В. Психотерапия на практике.- СПб.: Речь, 2000. - 256с..

  59. Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990.- 366с.

  60. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. - М., 1993. - 144 с.

  61. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции: Пер. с нем.- М.,1989.- 455с.

  62. Фрейд З. Мы и смерть. - Санкт-Петербург, 1994.

  63. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений М., 1989, 448с.

  64. Хорошко В.К. Самоубийство детей. - М., 1909.

  65. Хьел Л., Д. Зиглер Теории личности. - СПб.: Питер, 1997. - 608 с.

  66. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 1998. - 272 с.

  67. Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм. - М.: Класс, 1998. - 496 с.

  68. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996.-344 с.

  69. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – М.: Прогресс, 1994.-204с.

  70. Ялом И. Д Экзистенциональная психотерапия. - М.: Класс, 2000. - 576с.


Форма и методы итоговой аттестации слушателей по программе: зачет


Вопросы для итоговой аттестации.

  1. Истинный, скрытый и демонстративный суицид, критерии дифференциальной диагностики.

  2. Аспекты суицидального поведения: ситуационные, конативные, аффективные, когнитивные, коннотативные, коммуникативные, внутриличностные, психические.

  3. Задачи первой консультации в работе психолога с суицидентом.

  4. Трудности и методы установления контакта с самоубийцей.

  5. Значение и критерии диагностики психического статуса суицидента.

  6. Расовые, этнические, половые и культурные различия в количестве самоубийц в популяции.

  7. Основные школы суицидологии и современные психологические теории.

  8. Теория Э. Шнейдмана.

  9. Основные ситуативные причины суицидального поведения.

  10. Психологические причины суицидальной интенции.

  11. Психосоциальные причины суицидальных намерений.

  12. Специфика когнитивной сферы у суицидентом и методы ее коррекции.

  13. Внутри личностные причины суицидальной интенции личности.

  14. Специфика детского суицида.

  15. Причины и виды скрытого суицидального поведения и методы его коррекции.

  16. Методы диагностики скрытого суицидального намерения.

  17. Демонстративный суицид, его специфика.

  18. Феномен психологической манипуляции, ее виды и приемы.

  19. Психологические характеристики человека - маннипулятора.

  20. Проблема превенции, интервенции и поственции в суицидологии.


Глоссарий.


Суицид - акт саморазрушения, ведущий к физической смерти под воздействием факторов (внутриличностных или ситуационных), при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл.

^ Истинный суицид (намеренная смерть) - осознанный акт устранения человеком себя из жизни в самой острой, выраженной и интенсивной форме, при котором явно выражены намерения человека лишить себя жизни и готовность к исполнению этих намерений.

^ Истинный успешный суицид - акт самоубийства, завершившийся смертью человека

Скрытый суицид (полунамеренная смерть) - совершение действий (над которыми у человека имеется реальный или потенциальный волевой контроль), способствующих продвижению индивида в направлении более ранней физической смерти.

^ Демонстративный суицид - поведенческий акт, в котором человек выказывает окружающим намерения лишить себя жизни, не имея внутренних побуждений к саморазрушению и истинного желания физической смерти, стремясь повлиять на окружающих людей для достижения каких-либо собственных целей.

^ Девиация поведенческая - поведение, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

Деяние - форма появления активности субъекта, определяемая ее социально значимыми результатами, ответственность за которые несет сам субъект, даже в том случае, когда они выходят за рамки его намерений.

Мотив - побуждение к деятельности, связанный с удовлетворением потребностей субъекта, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Мотивация - внешняя или внутренняя стимуляция субъекта, приводящая к возникновению стойкого состояния, побуждающего человека к активной деятельности и определяющая направленность данной деятельности.

Намерение - сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата.

Переживание - любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние по поводу происходящего события, явления действительности, непосредственно пред-ставленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни.

Поведение - целеориентированная активность индивида, служащая для осуществления контакта с окружающим миром, в его основе лежат потребности, над которыми надстраиваются исполнительные действия, которые служат их удовлетворению.

Поступок - личностная форма поведения, в которой осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения, за который личность несет ответственность.

Превенция - комплекс мероприятий направленных на своевременную диагностику суицидальных намерений, предвосхищения и предотвращения акта саморазрушения.

Интервенция - комплекс мероприятий, представляющий собой насильственное (со стороны специалиста) вмешательство в поведенческий акт человека, для предотвращения акта саморазрушения.

Поственция - комплекс мероприятий оказания помощи ближайшему окружению (родственникам, друзьям, коллегам) человека, совершившего успешный суицид.


Приложение 2


Кадровое обеспечение образовательного процесса


п/п

Наименование модулей (дисциплин, модулей, разделов, тем)

Фамилия, имя, отчество,

^ Ученая степень, ученое звание

Основное место работы, должность

Место работы и должность по совместительству

1

Современные представления о кризисных состояниях у детей и подростков, сопряженных с высоким риском суицида. Феномен суицида в свете мировой истории

Алехин Анатолий Николаевич

Доктор медицинских наук, профенссор

РГПУ им. А.И.Герцена, заведующий кафедрой клинической психологии




2

История развития теорий о причинах, приводящих к суициду

Кулганов Владимир Александрович

Доктор медицинских наук, профессор, академик

СПбГИПиСР, проректор по научной работе




3

Основные диагностические принципы и положения работы клинического психолога с детьми и подростками с высоким риском суицида

Малкова Елена Евгеньевна

Кандидат психологических наук, доцент

РГПУ им. А.И.Герцена, доцент кафедры клинической психологии

СПбНИПНИ им. В.М.Бехтерева,

Старший научный сотрудник лаборатории клинической психологии

4

Задачи первой консультации в работе психолога с суицидентом

Фролов Борис Серафимович

Доктор медицинских наук, профессор

ЦВЛ «Детская психиатрия, научный руководитель

СПбМАПО, заведующий кафедрой психиатрии

3

Зависимость частоты самоубийств от социально-демографических характеристик суицидентов

Бочаров Виктор Викторович

Кандидат психологических наук, доцент

СПбНИПНИ им. В.М.Бехтерева, заведующий лабораторией клинической психологии

СПбГУ, доцент кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций

6

Ситуативные причины истинного суицида среди детей и подростков, специфика психологического состояния суицидента и методы работы психолога - консультанта

Фролов Борис Серафимович

Доктор медицинских наук, профессор

ЦВЛ «Детская психиатрия, научный руководитель

СПбМАПО, заведующий кафедрой психиатрии

7

Психологические и психосоциальные причины самоубийства среди детей и подростков

Кулганов Владимир Александрович

Доктор медицинских наук, профессор, академик

СПбГИПиСР, проректор по научной работе




8

Специфика когнитивной сферы у суицидентов и методы ее коррекции

Бочаров Виктор Викторович

Кандидат психологических наук, доцент

СПбНИПНИ им. В.М.Бехтерева, заведующий лабораторией клинической психологии

СПбГУ, доцент кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций

9

Внутриличностные причины суицидальной интенции и методы глубинного личностно - реконструирующего консультирования

Карпова Эльвира Борисовна

Кандидат психологических наук, доцент

СПбНИПНИ им. В.М.Бехтерева, старший научный сотрудник лаборатории клинической психологии

СПбГУ, доцент кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций

10

Феноменология детского суицида. Особенности и методы работы с детьми-суицидентами

Фролов Борис Серафимович

Доктор медицинских наук, профессор

ЦВЛ «Детская психиатрия, научный руководитель

СПбМАПО, заведующий кафедрой психиатрии

11

Скрытый суицид, методы диагностики и превенции

Овечкина Ирина Валерьевна




СПбМАПО, ассистент кафедры медицинской психологии

ЦВЛ «Детская психиатрия, медицинский психолог

12

Демонстративный суицид, его специфика и методы работы клинического психолога

Овечкина Ирина Валерьевна




СПбМАПО, ассистент кафедры медицинской психологии

ЦВЛ «Детская психиатрия, медицинский психолог

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации icon Учебный план среднесрочной дополнительной образовательной программы повышения квалификации

Дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации icon Учебный план дополнительной образовательной программы

Дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации icon Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации icon Учебное пособие для врачей циклов повышения квалификации и профессиональной

Дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации icon Календарный план циклов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов здравоохранения

Дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации icon Рабочая программа сертификационного цикла общего усовершенствования по специальности “хирургия” Факультет

Дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации icon Профессор, заведующая кафедрой неврологии и нейрохирургии, декан факультета повышения квалификации

Дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации icon Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной

Дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации icon Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной

Дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации icon Программа повышения квалификации «Психология в экспертной практике» Директор программы

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы