УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации
«Психопрофилактика кризисных состояний у детей и подростков»
№ п/п
|
Наименование модулей (дисциплин)
|
Всего
|
Трудоемкость в часах:
|
Формы контроля
|
аудиторные занятия, в том числе:
|
Самостоя-тельная работа
|
Всего
|
лекции
|
практические, лабораторные, семинарские занятия, тренинги и др.
|
1.
|
Современные представления о кризисных состояниях у детей и подростков, сопряженных с высоким риском суицида. Феномен суицида в свете мировой истории
|
4
|
2
|
1
|
1
|
2
|
|
2.
|
История развития теорий о причинах, приводящих к суициду
|
4
|
2
|
1
|
1
|
2
|
|
3.
|
Основные диагностические принципы и положения работы клинического психолога с детьми и подростками с высоким риском суицида
|
3
|
2
|
1
|
1
|
1
|
|
4.
|
Задачи первой консультации в работе психолога с суицидентом
|
3
|
2
|
1
|
1
|
1
|
|
5.
|
Зависимость частоты самоубийств от социально-демографических характеристик суицидентов
|
3
|
2
|
1
|
1
|
1
|
|
6.
|
Ситуативные причины истинного суицида среди детей и подростков, специфика психологического состояния суицидента и методы работы психолога - консультанта
|
7
|
4
|
2
|
2
|
3
|
|
7.
|
Психологические и психосоциальные причины самоубийства среди детей и подростков
|
7
|
4
|
2
|
2
|
3
|
|
8.
|
Специфика когнитивной сферы у суицидентом и методы ее коррекции
|
7
|
4
|
2
|
2
|
3
|
|
9.
|
Внутриличностные причины суицидальной интенции и методы глубинного личностно - реконструирующего консультирования
|
8
|
4
|
2
|
2
|
4
|
|
10.
|
Феноменология детского суицида. Особенности и методы работы с детьми - суицидентами
|
8
|
4
|
2
|
2
|
4
|
|
11.
|
Скрытый суицид, методы диагностики и превенции
|
8
|
4
|
2
|
2
|
4
|
|
12
|
Демонстративный суицид, его специфика и методы работы клинического психолога
|
8
|
4
|
2
|
2
|
4
|
|
13.
|
Итоговая аттестация
|
2
|
2
|
-
|
2
|
-
|
зачет
|
|
Итого:
|
72
|
40
|
19
|
21
|
32
|
|
СОГЛАСОВАНО:
|
|
|
|
|
|
Начальник
учебно-методического управления
|
|
|
О.В. Акулова
|
|
|
|
Директор института постдипломного образования
|
(подпись)
|
|
И.В.Головина
|
|
|
|
|
(подпись)
|
(Ф.И.О.)
|
|
|
|
Руководитель программы
|
|
|
Алехин А.Н.
|
|
Доктор медицинских наук, профессор, зав.кафедрой клинической психологии РГПУ им. А.И.Герцена
|
|
(подпись)
|
|
(Ф.И.О.)
|
|
(ученая степень, звание, должность)
|
^
Цель и задачи дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «Психопрофилактика кризисных состояний у детей и подростков»
Цель: знакомство с основными тенденциями в развитии современных психологических представлений о кризисных состояниях у детей и подростков, приводящих к самоубийствам, ключевым содержанием теоретических концепций о причинах данного явления, наиболее важными эмпирическими фактами и важнейшими методами работы при организации и проведении профилактической работы
Задачи:
ознакомить слушателей с организационным и правовыми аспектами современных психопрофилактических обследований населения, с определениями психического здоровья по критериям ВОЗ, группами риска неблагополучия и отклонений в психическом здоровье и критериями их выделения, с международными и отечественными правовыми документами, регламентирующими охрану психического здоровья.
представить специалистам, повышающим квалификацию, новые психодиагностические методики, с упором на методы экспресс-оценки и мониторинга психического состояния как основной формы профилактики кризисных ситуаций, отклонений и неблагоприятных последствий, позволяющих оперативно обследовать большие группы людей для выявления и своевременного оказания профилактической помощи, для превенции кризисных состояний и работы с ними на ранних этапах, а также осуществления контроля за эффективностью помощи
при проведении практических занятий предоставить возможность слушателям цикла получить собственный опыт работы с некоторыми новыми психодиагностическими методиками.
расширить методические возможности специалистов посредством представления информации о возможностях новых методов экспресс-оценки и мониторинга психического состояния при проведении психопрофилактических обследований
организовывать клинические разборы с иллюстрацией возможностей методик экспресс-оценки и мониторинга психического состояния непосредственно во время работы с пациентами.
ознакомить слушателей с новыми подходами при интерпретации данных психологического тестирования, с вариантами стандартизованных компьютерных заключений оценки психического состояния.
представить иллюстрации результатов применения вербальных социометрических и объективных психофизиологических психодиагностических методов для получения данных о психическом состоянии различных популяций взрослых и детей (на конкретных примерах обследования взрослых популяций - операторов ЛАЭС, подводников, участников антарктических экспедиций идр., а также детских коллективов: учащихся средних школ, детей детсадовского возраста, профессиональных училищ и др.)
^
педагогические работники (в том числе руководители образовательных учреждений, педагоги-психологи, социальные педагоги),
сотрудники служб социальной помощи населению,
медицинские работники (врачи, психологи, социальные работники и пр.)
сотрудники системы МВД и РС ЧС
Требования к результатам освоения программы
Слушатель, успешно освоивший программу, будет обладать компетенциями (профессиональными компетенциями), включающими в себя:
способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
способность и готовность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-9);
способность и готовность к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений, в проблемных ситуациях (ОК-11);
умение выявлять и анализировать информацию, необходимую для определения целей психологического вмешательства, самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик (ПК-10);
владение навыками консультирования медицинского персонала (или сотрудников других учреждений) по вопросам взаимодействия с пациентами (клиентами), создания необходимой психологической атмосферы и терапевтической среды, навыками психологического консультирования населения в целях психопрофилактики и развития (ПК-13);
владение навыками формирования установок, направленных на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром (ПК- 22);
способность и готовность к взаимодействию со специалистами лечебных, образовательных учреждений, органов социальной защиты и Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) в связи с решением задач психологической помощи ребенку и семье (ПСК-4.11)
знать:
историю феномена самоубийства, историю развития концепций о его причинах за рубежом и в России, основные теоретические положения, касающиеся кризисных состояний, сопряженных с высоким риском суицидального поведения, видов суицида и личности суицидента
уметь:
оценивать психический статус обратившегося за помощью ребенка/подростка, остроту, намеренность, интенсивность, планируемость, осознанность суицидальных намерений, проводить первичную сортировку по тяжести состояния; выбирать адекватные и эффективные методы и техники психологической работы на основании проводимой диагностики аспектов суицидального поведения и личности суицидента
владеть:
необходимыми навыками психолога-консультанта, работающего с детьми и подростками, находящимися в ситуации кризиса
иметь представление:
о современном состоянии проблемы кризисных состояний среди детей и подростков
^
В настоящее время в России острую актуальность приобрела проблема самоубийств среди молодежи, количество их неуклонно растет. В связи с этим важным направлением образования лиц, оказывающих медико-психологическую и социально-педагогическую помощь населению приобретает систематическое повышение квалификации педагогических работников (в том числе руководителей образовательных учреждений, педагогов-психологов, социальных педагогов), медиков (врачей, психологов и пр.) и сотрудников МВД и РС ЧС по вопросам профилактики суицидального поведения среди молодежи и оказания психолого-педагогической помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В связи с этим особую актуальность приобретают программы повышения квалификации, акцентирующие внимание на практико-ориентированных технологиях профилактики суицидального, ориентированные на различные возрастные группы и социальные слои населения.
Объем программы: 72 часа трудоемкости, в том числе 40 ауд. часов.
^
График обучения
Форма обучения
|
^
в день
|
Дней
в неделю
|
Общая продолжительность программы, месяцев (дней, недель)
|
с отрывом от работы (очная)
|
8
|
5
|
неделя
|
^ удостоверение государственного образца о повышении квалификации
Дополнительная информация
Отбор учебного материала основывается на ведущих педагогических принципах – теоретическая обоснованность, научность, системность, этапность изложения материала, наглядность, доступность, сознательность, активность.
Принцип интеграции знаний изучаемой дисциплин в систему базовых знаний, освоенных при изучении курсов: клиническая психология, психофизиология, психиатрия.
Принцип «от общих положений к частным закономерностям», закрепление лекционного курса на практических занятиях.
Принцип содействия формированию у слушателей клинико-психологического мышления (единства диагностики и коррекции).
Принцип содействия формированию у слушателей навыков самостоятельной практической работы
^
№
п/п
|
Наименование модулей, тем
(дисциплин, разделов, тем)
|
^
|
Формы контроля
|
|
Всего
|
аудиторные занятия, в том числе:
|
самостоятельная работа
|
|
Всего
|
лекции
|
практические, лабораторные, семинарские занятия, тренинги и др.
|
|
всего
|
в т.ч. выездные
|
|
1.
|
Современные представления о кризисных состояниях у детей и подростков, сопряженных с высоким риском суицида. Феномен суицида в свете мировой истории
|
4
|
2
|
1
|
1
|
|
2
|
|
|
2.
|
История развития теорий о причинах, приводящих к суициду
|
4
|
2
|
1
|
1
|
|
2
|
|
|
3.
|
Основные диагностические принципы и положения работы клинического психолога с детьми и подростками с высоким риском суицида
|
3
|
2
|
1
|
1
|
|
1
|
|
|
4.
|
Задачи первой консультации в работе психолога с суицидентом
|
3
|
2
|
1
|
1
|
|
1
|
|
|
5.
|
Зависимость частоты самоубийств от социально-демографических характеристик суицидентов
|
3
|
2
|
1
|
1
|
|
1
|
|
|
6.
|
Ситуативные причины истинного суицида среди детей и подростков, специфика психологического состояния суицидента и методы работы психолога - консультанта
|
7
|
4
|
2
|
2
|
2
|
3
|
|
|
7.
|
Психологические и психосоциальные причины самоубийства среди детей и подростков
|
7
|
4
|
2
|
2
|
2
|
3
|
|
|
8.
|
Специфика когнитивной сферы у суицидентом и методы ее коррекции
|
7
|
4
|
2
|
2
|
2
|
3
|
|
|
9.
|
Внутриличностные причины суицидальной интенции и методы глубинного личностно - реконструирующего консультирования
|
8
|
4
|
2
|
2
|
2
|
4
|
|
|
10.
|
Феноменология детского суицида. Особенности и методы работы с детьми - суицидентами
|
8
|
4
|
2
|
2
|
2
|
4
|
|
|
11.
|
Скрытый суицид, методы диагностики и превенции
|
8
|
4
|
2
|
2
|
2
|
4
|
|
|
12
|
Демонстративный суицид, его специфика и методы работы клинического психолога
|
8
|
4
|
2
|
2
|
2
|
4
|
|
|
13.
|
Итоговая аттестация
|
2
|
2
|
-
|
2
|
|
-
|
зачет
|
|
Итого:
|
72
|
40
|
19
|
21
|
14
|
32
|
|
|
^
Тема 1. Современные представления о кризисных состояниях у детей и подростков, сопряженных с высоким риском суицида. Феномен суицида в свете мировой истории. (4 часа)
^ : Отношения и представления о самоубийстве в древние времена на основании изучения антропологами культуры первобытных племен и малоразвитых народностей. Представление и отношение к самоубийству в Эпоху Античности, Средневековье, Эпоху Возрождения, Новые и Новейшие времена. История суицидального поведения в России. Литература и эпидемии самоубийств. Влияние произведений художественной литературы на количество суицидов.
^
Содержание Темы 2 (дидактические единицы): Религиозно-мистические представления о причинах суицида в Средние века. Трансформация представлений о причинах самоубийства в эпоху Просвещения. Теории Дж. Монтескье, М. Монтеня. Д. Юма. Психиатрические теории суицида ХIХ века: Э. Эспирель, Фальре, С.Т. Бурдье, Ф. Винслоу. Теории моральной статистики: Э. Марсели, А. Кетле, Г. Бокль. Основные положения теории Э.Дюргейма. Основные школы суицидологии ХХ века: социологическая (М. Хальбвакс, R Cavan, Дж. Дуглас, Р. Марис, Р. Мертон, Дж. Шорт - А. Генри), биолого - антропологическая (С. Пеппер, Г. Мюррей, Р. Докинс, Г. Мерфи, А.Бек, Ф.Гудвин, Дж. Мен, Э.Кречмер, В.Шелдон, Фарбероу-Сайман), психиатрическая, психоаналитическая (З. Фрейд, К. Меннингер, Г. Зилбург, Э.Берглер, С. Блат), Э. Шнейдмана. Психокультурная теория М. Фарбера. Представления о причинах самоубийства в теориях бихевиорального и экзистенциального направлений. Основные современные психологические теории причин, приводящих к суициду у здоровых людей, и методов работы с суицидентами: Теория Э. Шнейдмана, Э. Гролмана, Х. Хензелера, А. Моховикова. Развитие суицидологии в России.
^
Содержание Темы 3 (дидактические единицы): Суицид, его виды. Значение диагностики вида суицида для выбора стратегии дальнейшей работы психолога и используемые критерии: острота, намеренность, интенсивность, планируемость, осознанность. Истинный, скрытый и демонстративный суицид, виды и характеристики. Аспекты суицидального поведения: ситуационные, конативные, аффективные, когнитивные, коннотативные, коммуникативные, внутриличностные, психические. Проблема превенции, интервенции и поственции в суицидологии. Основные положения психологической работы с потенциальными или неуспешными суицидентами: постоянный мониторинг интенсивности суицидальных намерений, уделение времени в каждой консультации превенции суицида, уважение личности суицидента в самом поступке (не ставить под сомнении ценность причины суицида, прав личности его совершить, полный отказ от морально-этической оценки акта самоубийства), отказ от использования фрустрирующих психотерапевтических техник, острая кризисная ситуация в жизни психолога - противопоказание к работе. Основные требования к личности психолога в суицидологической практике: гармоничная связь сензитивности, эмоциональной откликаемости с эмоциональной устойчивостью, толерантностью к агрессии и фрустрации, жизнерадостности и жизнелюбия с социальной компетентностью и развитыми способностями к рефлексии, наблюдательности; атеизм.
^
Содержание Темы 4 (дидактические единицы): Задачи первой консультации: контакт и диагностика. Специфика установления контакта с неуспешным суицидентом - психолог - инициатор контакта. Трудности и методы установления контакта с самоубийцей. Методы установления контакта в случае отказа суицидента от психологической помощи: использования формального ресурса и контекста актуальной ситуации суицидента, техник межличностного и социального влияния, пассивное психофизиологическое присоединение. Особенность контакта с суицидентом - обсуждение темы самоубийства начинается только после того, как клиент ее затронул. Значение, методы и критерии диагностики истинности - ложности, интенсивности намерений, психического статуса индивида. Суицид - как форма инициации психического заболевания. Значение диагностики психического статуса суицидента и привлечение психиатра к совместной работе. Признаки наличия психических заболеваний: шизофрении, паранойи, депрессивного психоза. Признаки реактивных психотических состояний и специфика и опасности работы психолога для суицидента в состоянии реактивного психоза. Психопатии и признаки наличия психопатического расстройства личности того или иного вида.
^
Содержание Темы 5 (дидактические единицы): Частота суицидов в мире, в каждой отдельной стране. Расовые, этнические, половые и культурные различия в количестве самоубийц в популяции. Возрастные группы суицидентов и основные причины самоубийств, характерные для них: дети (5-14 лет - насилие в семье, заброшенность, отверженность), молодежь (15- 24 - отсутствие социальных перспектив, ранние психологические травмы, приведшие к негативным психическим образованием: низкая самооценка, перфекционизм, социальная маргинализация), зрелый возраст (40-60 - неудачная профессиональная карьера, утрата социального статуса, внешнего вида, семейного положения), пожилые (старше 60 лет - физическая и социальная изоляция, тяжелые болезни). Частота суицидов в связи с семейным положением, местом проживания, экономическими условиями жизни, профессиональным статусом, религией, временем года, днем недели. Специфика суицидального поведения у заключенных и осужденных. Индуцированные и групповые суициды. Самоубийство и гомосексуализм. Суицид и другие формы аутодеструктивного поведения (алкоголизм, наркомания, игромания и пищевые аддикции). Динамика самоубийств в России за последние годы.
Тема 6 .Ситуативные причины истинного суицида среди детей и подростков, специфика психологического состояния суицидента и методы работы психолога - консультанта. (7 часов)
^ : Суицид - как острая эмоциональная реакция личности на стресс. Социально- экономические факторы (безработица, разорение, утрата высокого социального статуса, занимаемого поста, денежные долги) и направленность работы психолога (снятие острой эмоциональной реакции, изменение иерархии ценностей). Насилие физическое, сексуальное, психологическое (угроза физической расправы, систематические избиения, изнасилование, семейное насилие, публичное унижение, коллективная травля) и направленность работы психолога (психологическая поддержка, социально-психологическое сопровождение, методы систематической десенсибилизации, фасилитация сознания пострадавшим своих чувств и их выражения, актуализация психологических резервов и ресурсов для дальнейшей жизни, установление реальных целей и последовательности их достижения для выхода из сложившейся ситуации). Самоубийства в связи с расстройством здоровья (получение тяжелой инвалидности, неизлечимая болезнь и ожидание смерти) и методы работы (толерантное принятие чувств больного, эмпатическая поддержка, переключение внимания больного с собственного значения суицида на его значение для близких). Специфика суицидального поведения у страдающих онкологическими заболеваниями и методов работы клинического психолога. Социальные стереотипы и предписание самоубийства (религиозные, политические, социально-культурные, подражание кумиру).
^
Содержание Темы 7 (дидактические единицы): Психологические причины суицидальной интенции поведения: аффективные, когнитивные, коннотативные. Общие правила и методы превенции. Острая травма и аффект, методы работы в подобной ситуации. Психосоциальный кризис, здоровье, зрелость личности или суицид. Экзистенциальный кризис как следствие не успешности разрешения психосоциального кризиса и самоубийство. Стадии психосоциального развития и характерные для них новообразования личности в теории Э. Эриксона. Позитивный и негативный компонент, причины их появления. Понятие Эго-идентичности, его значение для развития личности и последствия кризиса идентичности. Диффузная, преждевременная, достигнутая идентичность и психосоциальный мораторий. Психологические методы помощи подростку в обретении Эго-идентичности. Три основных причины не успешности прохождения кризиса ранней зрелости (изоляция, исключительность - разрушение социальной сферы - аномия - суицид), используемые методы и этапы работы клинического психолога.
^
Содержание Темы 8 (дидактические единицы): Суицидальная интенция сознания личности связана с особенностями организации системы убеждений, системы мировоззрения, когнитивных комплексов; с особенностями социально-культурных стереотипов, национально-культурного, семейного и другого происхождения. Использование Рационально-эмотивной терапии А. Эллиса в суицидологической практике. Виды иррациональных суждений (долженствования, катастрофы, надлежания и предписания, порицания). 12 иррациональных сердцевинных идей, лежащих в основе большинства эмоциональных расстройств в терапии А. Эллиса и альтернативные рациональные убеждения. 7 стадий работы РЭТ. Когнитивная терапия Бека. Ошибки когнитивной интерпретации и альтернативные способы интерпретации в представлении Бека. Принципы и стадии в когнитивной терапии. Логотерапия Виктора Франкла. Категорический императив логотерапии. Способы реализации смысла жизни. Логодрама.
^
Содержание Темы 9 (дидактические единицы): Чувства, порождаемые чрезмерно строгим, преследующим Супер-Эго (субличностью интроецированного родителя), исходящие из желания убить (убивая себя человек, символически убивает своего гонителя). Повышенная агрессивность и бессознательный посыл суицидента к другому - ты нехороший. Основные направления и методы консультационной работы. Ненависть, ее истоки и методы работы психолога консультанта. Чувство несправедливости (бессознательное восприятие любого требования как неприемлемого, невыносимого). Основные направления и методы консультационной работы. Чувство протеста (принятие реальности и одновременное постоянное сражение с ней). Основное направление работы. Месть (Идентификация с агрессором). Основное направление работы Чувства, порождаемые игнорирующим Супер-Эго (желание умереть). Чувство бессилия, несостоятельности (феномен выученной беспомощности, внутренний перфекционизм структуры Супер-Эго). Основные направления и методы консультационной работы. Крайняя форма инфантильности Я, чувство одиночества и "психологический вампиризм". Основные методы работы. Чувства, порождаемые отвергающим, не любящим Супер-Эго. Депрессия/безнадежность (желание умереть). Чувство бесценности. Основное направление работы. Нелюбимые и не любящие (психо-эмоциональная изоляция Эго в самом себе). Основные направления и методы консультационной работы. Чувство вины (желание быть убитым как самонаказание и неизжитый комплекс всемогущества). Основные направления и методы работы.
^
Содержание Темы 10 (дидактические единицы): Особенности суицидальной интенции у детей - не осознание последствий деяния, отсутствие понимания явления смерти и ее необратимости, сказочно-мистическое толкование смерти, как временного убежища. Методы работы с ребенком - суицидентом в направлении разъяснении феномена смерти и формирования знаний о смерти: игровая драматизация, обсуждаемых представлений ребенка о смерти и реальности феномена, арт - терапевтические техники, сказкотерапия. Семья - основной источник детской суицидальной направленности. Виды хронического субъективно-невыносимого дистресса у ребенка, порождаемые нездоровой семьей. Факторы риска применения насилия в семье (социально-экономические, структурно-культурологические, функциональные, личностные: родителей и ребенка). Виды семейного насилия и их выражение в деяниях родителя. Виды и причины психической травматизации ребенка в условиях социального сиротства и беспризорности. Главное направление работы с детьми суицидентами - семейное консультирование, его задачи, этапы, виды и основные техники. Виды психологической работы с ребенком-суицидентом при категорическом отказе семьи участвовать в семейном консультировании или невозможности его проведения в силу алкоголизма, наркомании, психопатологии родителей (работа с эмоциями, систематическое и длительное психологическое сопровождение, психологическая поддержка, использование механизмов психо-эмоциональной привязанности для формирования чувства защищенности, потенциальной предсказуемости мира, необходимых социальных навыков, внутренних ресурсов, гармонизация внутри личностной структуры в сторону большего самопринятия и повышения самооценки) и применение игровых, гельштальт, арт, психодраматических, бихевиориальных техник в превенции детского суицида.
^
Содержание Темы 11 (дидактические единицы): Скрытый суицид, определение понятия и его специфика. Основные характеристики непрямого суицида и причины его появления. Формы бессознательного аутодеструктивного поведения в зависимости от принадлежности суицидальной интенции внутриличностным структурам. Виды внутри личностного конфликта и деструкции взаимоотношений субличностей. Нервно-психическая неустойчивость - как фактор риска суицида, причины ее появления. Методы диагностика скрытого суицидального намерения: наблюдение, опросники, проективные методы. Поведенческие признаки скрытой суицидальной интенции. Прогностическое значение сексуальной активности индивида в плане определения склонности к саморазрушению (теория Нормана Табачника). Виды эмоциональных нарушений в качестве признаков суицидальной мотивации. Выявление суицидальной мотивации с помощью стандартизированных опросников СЛ-19, ФСР-26, САНТ-30, ХОЛП-124, ХОЛП-576, СР-45. Проективные методики: "Человек", "Дерево", " Метод незаконченных предложений", тест «Смысложизненных ориентаций» А.Н.Леонтьева и критерии-признаки в определении суицидального риска в них. Методики применения контент-анализа для выявления суицидальной интенции. Значение составления истории покушений на самоубийство в прогностической практике. Основные методы превенции скрытого суицида и формы работы клинического психолога с личностью суицидента.
^
Содержание Темы 12 (дидактические единицы): Критерии оценки истинности - ложности суицидального намерения. Демонстративный суицид как крайняя форма манипулятивного поведения и недостатка коммуникативной компетентности личности. Феномен психологической манипуляции, ее виды и приемы. Психологические характеристики человека-маннипулятора. Внутри личностные особенности и психологические характеристики лиц, прибегающих к демонстративному суициду, их выражение в межличностном контакте. Причины нарушения эмоциональной сферы, патологии эмпатических и сознательных процессов, нарциссизма и психологического инфантилизма личности демонстративного суицидента. Демонстративный суицид и психопатии, акцентуации характера личности. Специфика демонстративного суицида у психопатов, причины исполнения самоубийства. Особенности психологической работы и существующие угрозы. Принципиальное отличие характера и методов работы психолога в плане коррекции демонстративно-суицидального поведения. Манипулятивные угрозы самоубийства у детей и использование парадоксальных техник.
Список рекомендуемой литературы и других информационных ресурсов:
Основная литература
Амбрумова А.Г. Бородин С.В. Предупреждение самоубийств. - М., 1980.
Амбрумова А.Г. Личность. Психология одиночества и суицид // Актуальные вопросы суицидологии.- М.,1988.- С.69-81.
Амбрумова А.Г. Психология самоубийства //Мед. помошь, 1994, №3.с.15-19.
Бачериков Н. Е., Згонников П. Т. Клинические аспекты суицидологии // Клиническая психиатрия (Под ред. Н. Е. Бачерикова). Киев 1989. с. 456-479.
Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Как предотвратить самоубийство. - М., 1994.
Гилинский Я.И, Юнацкевич П. И. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологии. - СПб., 1999. - 338 с.
Зиновьев С.В. Суицид. Попытка системного анализа. - Спб., 2002. - 144 с.
Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия // ребенок в кризисной ситуации. - СПб.: Речь, 2003. - 248 с.
Лукас К., Сейден Г. Молчаливое горе // Жизнь в тени самоубийства. - М.: Смысл, 2000. -255 с.
Меннингер К. Война с самим собой. – М., 2000.
Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование // работа с кризисными и проблемными ситуациями. - М.: Смысл, 2002. - 182 с.
Моховиков А.Н. Суицидальный клиент: Взгляд гештальт-терапевта // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. - М., 2001. с.453-462.
Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. - М.: Смысл, 1999. - 416 с.
Неотложная психотерапевтическая помощь в суицидологической практике / методические рекомендации А.Г. Абрумова, А.М Полеев. - М. 1986. - 24 с.
Паперно Самоубийство как культурный институт. - М. 1999.
Предотвращение самоубийств // Психиатрия (Под ред. Р. Шейдера).— М.: Практика, 1998.— С. 212—221.
Пурич-Пейакович Й., Дуньич Д.Й. Самоубийство подростков М., 2000.-167с
Суицидология // Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах //Под редакцией А.Н. Моховикова. - М., Когито-центр, 2001. - 569 с.
Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. Изд. 2-е.-М.,2001.
Шнейдман Э. Душа самоубийцы. - М.: Смысл, 2001. - 315 с.
Дополнительная литература.
Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. – СПб.: Речь, 2004.
Актуальные Проблемы суицидологии (Сборник). - М. 1978.
Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства (Руководство для врачей).- Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.-С.224-235.
Алиев М.Г.Актуальные проблемы суицидологии. – Баку, 1987.
Амбрумова А. Г. Непатологические ситуационные реакции
в суицидологической практике // Научные и организационные проблемы суицидологии: Сбор. науч. трудов. — М., 1983. — С. 40—53.
Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения: Методич. рекоменд. — М., 1980. - 24 с.
Амбрумова А. Г., Тнхоненко В. А. Профилактика суицидального поведения: Методич. рекоменд. — М., 1980. — 24 с.
Амбрумова А. Г., Трайнина Е. Г., Ратинова Н. А. Аутоагрессивное поведение подростков с различными формами социальных девиаций // VI Всероссийский съезд психиатров, Томск, 24—26 октября 1990: Тез. докл. — т. 1. — М., 1990. С. 105— 106.
Амбрумова А.Г Индивидуально-психологические аспекты суицидального поведения // Актуальные проблемы суицидологии. - М., 1978. С. 40 – 52.
Амбрумова А.Г., Постовалова Л.И. Социально-психологические факторы в формировании суицидального поведения // Метод. рекомендации. М., 1991.
Банщикова Е.Г. Философские и методологические основы психопатологического анализа самоубийства. // http://www.rusmedserv.com/psychsex/su.shtml (Русский Мед. Сервер; 24.01.2002).
Баскаков В. Танатотерапия – искусство жизни. М., 1996.
Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. - СПб.: Питер, 2003. - 304 с.
Белоглазов Г. Социологический анализ самоубийств в России. // http://katatonia.musica.mustdie.ru/ssuicide.html (24.01.2002).
Бехтерев В.М. О причинах самоубийств и возможной борьбе с ними. - СПб., 1912.
Борисов С.Б. Символы смерти в русской ментальности // Журнал Социологические исследования .- 1995 , №2 С. 58 - 63.
Булацель П.Ф. Самоубийство с древнейших времен и до наших дней. - СПб., 1900.
Вагин Ю., Трегубов Л. Эстетика самоубийства. - Пермь, 1993.
Василюк Ф.Е. Пережить горе // О человеческом в человеке. М., 1991.
Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).- М.: МГУ, 1984.- 200с.
Гасанов А. X., Агазаде Н. В. Применение батареи психологических методик для активного выявления суицидальных тенденций // Проблемы неотложной психиатрии. М., 1985. — С. 52—54.
Геген Н. Психология манипуляции и подчинения - СПб., 2004. - 208 с.
Гиндин Г. И., Духова О.Б. Социально-психологическая помощь жертвам сексуального насилия в семье. Вологда, 1997.
Голубчик в.М., Тверская Н.М. Человек и смерть: поиски смысла. - М., 1994.
Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция. // Суицидология: Прошлое и настоящее.- М.,2001. с.270-352.
Гроф С. Духовный кризис. М.: Класс, 2000. - 288 с.
Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти.- М., 1996.-244с.
Дюркгейм Э. Самоубийство (социологический этюд). М., 1994.- С.286.
Изменяющиеся модели поведения, ведущего к самоубийству // Отчет о совещ. ВОЗ, Афины, 29 сентября -2 октября 1981. Женева, ВОЗ, 1984. - 57 с.
Исаев Д.Н. Формирование понятия смерти в детском возрасте и реакции детей на процесс умирания // Журн. обозрение психиатр. и мед. психологии им. В.М. Бехтерева.-1992.-2. -С. 17-28.
Калшед Д. Внутренний мир травмы. - М.:, 2001. - 368 с.
Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Бунтующий человек.- М., 1990.
Кедьюсон Х, Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб 2001 416с
Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. - М.:, 1993. - 224 с.
Комплексные исследования в суицидологии (Сборник). - М., 1986.
Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М. 1984.
Красненкова И. П. “Социально-философские и политико-правовые аспекты феномена суицида”. - Вестник МГУ Сер. 12, №6, 1998 г.
Красненкова И. П. “Философский анализ суицида под углом зрения взаимоотношения человека с искусственной средой”. - Вестник МГУ Сер.12, № 3, 1997 г. 8.
Куракин А. А. О демонстративных суицидальных действиях и их экспериментально-психологической оценке // Неврозы и пограничные состояния (Под ред. В. Н. Мясищева, Б. Д. Карвасарского, А Е. Личко): Сбор. науч. трудов НИИ психиатрии им. В. М. Бехтерева. Л., 1992. С. 90-96.
Юрьева Л.Н., Каракчеева В.Е. К вопросу о профилактике суицидального риска среди врачей-психиатров // Киев, 1998.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков Л, 1983 208с.
Оклендер В. Окна в мир ребенка. - М.: Класс, 1997. - 336 с.
Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. СПб., 1997
Плюс - минус жизнь: Соц-психологические аспекты проблемы суицида / Составитель А.М. Полеев. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 122 с.
Проаль Л. Воспитание и самоубийство детей. Психологический и социологический этюд. - СПб., 1908. - 208 с.
Психиатрия. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Под ред. В.П. Самохвалова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
Психологические особенности как фактор риска суицида у больных с пограничными состояниями (метод. рекомендации М.В. Бехтерева) - Л. 1983
Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Диктат, 1992. - 256 с.
Рязанцев С. Танатология - наука о смерти. Санкт-Петербург, 1994.-с.87-258.
Семейная диагностика в суицидологической практике (методические рекомендации А.Г. Амбрумова, Л.И. Постовалова). - М. 1983.
Семичев С.Б. Теория кризисов и психопрофилактика // институт им. М.Бехтерева. Сессия: Труды. Л., 1972. Т. 63. с. 96-99.
Старшенбаум Г. В. Психотерапия острого горя //Социальная и клиническая психиатрия. М. 1994. 3. c.73-77
Старшенбаум Г.В. Формы и методы кризисной психотерапии: Методические рекомендации. - М., 1987.-20с
Суицид. Хрестоматия по суицидологии.— К.: А. Л. Д., 1996.—216 с.
Татевосян А.С. Суицидальность - концептуальная точка зрения // Стрессология - наука о страдании - Ереван, 1996.- С.54-64.
Трегубов Л. Вагин Ю. Эстетика самоубийств. - Пермь, 1993.
Уоллес В., Холл Д. Психологическая консультация. - СПб., 2003. - 544 с.
Франкл В. Психотерапия на практике.- СПб.: Речь, 2000. - 256с..
Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990.- 366с.
Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. - М., 1993. - 144 с.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции: Пер. с нем.- М.,1989.- 455с.
Фрейд З. Мы и смерть. - Санкт-Петербург, 1994.
Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений М., 1989, 448с.
Хорошко В.К. Самоубийство детей. - М., 1909.
Хьел Л., Д. Зиглер Теории личности. - СПб.: Питер, 1997. - 608 с.
Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 1998. - 272 с.
Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм. - М.: Класс, 1998. - 496 с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996.-344 с.
Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – М.: Прогресс, 1994.-204с.
Ялом И. Д Экзистенциональная психотерапия. - М.: Класс, 2000. - 576с.
Форма и методы итоговой аттестации слушателей по программе: зачет
Вопросы для итоговой аттестации.
Истинный, скрытый и демонстративный суицид, критерии дифференциальной диагностики.
Аспекты суицидального поведения: ситуационные, конативные, аффективные, когнитивные, коннотативные, коммуникативные, внутриличностные, психические.
Задачи первой консультации в работе психолога с суицидентом.
Трудности и методы установления контакта с самоубийцей.
Значение и критерии диагностики психического статуса суицидента.
Расовые, этнические, половые и культурные различия в количестве самоубийц в популяции.
Основные школы суицидологии и современные психологические теории.
Теория Э. Шнейдмана.
Основные ситуативные причины суицидального поведения.
Психологические причины суицидальной интенции.
Психосоциальные причины суицидальных намерений.
Специфика когнитивной сферы у суицидентом и методы ее коррекции.
Внутри личностные причины суицидальной интенции личности.
Специфика детского суицида.
Причины и виды скрытого суицидального поведения и методы его коррекции.
Методы диагностики скрытого суицидального намерения.
Демонстративный суицид, его специфика.
Феномен психологической манипуляции, ее виды и приемы.
Психологические характеристики человека - маннипулятора.
Проблема превенции, интервенции и поственции в суицидологии.
Глоссарий.
Суицид - акт саморазрушения, ведущий к физической смерти под воздействием факторов (внутриличностных или ситуационных), при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл.
^ (намеренная смерть) - осознанный акт устранения человеком себя из жизни в самой острой, выраженной и интенсивной форме, при котором явно выражены намерения человека лишить себя жизни и готовность к исполнению этих намерений.
^ - акт самоубийства, завершившийся смертью человека
Скрытый суицид (полунамеренная смерть) - совершение действий (над которыми у человека имеется реальный или потенциальный волевой контроль), способствующих продвижению индивида в направлении более ранней физической смерти.
^ - поведенческий акт, в котором человек выказывает окружающим намерения лишить себя жизни, не имея внутренних побуждений к саморазрушению и истинного желания физической смерти, стремясь повлиять на окружающих людей для достижения каких-либо собственных целей.
^ - поведение, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
Деяние - форма появления активности субъекта, определяемая ее социально значимыми результатами, ответственность за которые несет сам субъект, даже в том случае, когда они выходят за рамки его намерений.
Мотив - побуждение к деятельности, связанный с удовлетворением потребностей субъекта, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.
Мотивация - внешняя или внутренняя стимуляция субъекта, приводящая к возникновению стойкого состояния, побуждающего человека к активной деятельности и определяющая направленность данной деятельности.
Намерение - сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата.
Переживание - любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние по поводу происходящего события, явления действительности, непосредственно пред-ставленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни.
Поведение - целеориентированная активность индивида, служащая для осуществления контакта с окружающим миром, в его основе лежат потребности, над которыми надстраиваются исполнительные действия, которые служат их удовлетворению.
Поступок - личностная форма поведения, в которой осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения, за который личность несет ответственность.
Превенция - комплекс мероприятий направленных на своевременную диагностику суицидальных намерений, предвосхищения и предотвращения акта саморазрушения.
Интервенция - комплекс мероприятий, представляющий собой насильственное (со стороны специалиста) вмешательство в поведенческий акт человека, для предотвращения акта саморазрушения.
Поственция - комплекс мероприятий оказания помощи ближайшему окружению (родственникам, друзьям, коллегам) человека, совершившего успешный суицид.
Приложение 2
Кадровое обеспечение образовательного процесса
№ п/п
|
Наименование модулей (дисциплин, модулей, разделов, тем)
|
Фамилия, имя, отчество,
|
^
|
Основное место работы, должность
|
Место работы и должность по совместительству
|
1
|
Современные представления о кризисных состояниях у детей и подростков, сопряженных с высоким риском суицида. Феномен суицида в свете мировой истории
|
Алехин Анатолий Николаевич
|
Доктор медицинских наук, профенссор
|
РГПУ им. А.И.Герцена, заведующий кафедрой клинической психологии
|
|
2
|
История развития теорий о причинах, приводящих к суициду
|
Кулганов Владимир Александрович
|
Доктор медицинских наук, профессор, академик
|
СПбГИПиСР, проректор по научной работе
|
|
3
|
Основные диагностические принципы и положения работы клинического психолога с детьми и подростками с высоким риском суицида
|
Малкова Елена Евгеньевна
|
Кандидат психологических наук, доцент
|
РГПУ им. А.И.Герцена, доцент кафедры клинической психологии
|
СПбНИПНИ им. В.М.Бехтерева,
Старший научный сотрудник лаборатории клинической психологии
|
4
|
Задачи первой консультации в работе психолога с суицидентом
|
Фролов Борис Серафимович
|
Доктор медицинских наук, профессор
|
ЦВЛ «Детская психиатрия, научный руководитель
|
СПбМАПО, заведующий кафедрой психиатрии
|
3
|
Зависимость частоты самоубийств от социально-демографических характеристик суицидентов
|
Бочаров Виктор Викторович
|
Кандидат психологических наук, доцент
|
СПбНИПНИ им. В.М.Бехтерева, заведующий лабораторией клинической психологии
|
СПбГУ, доцент кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций
|
6
|
Ситуативные причины истинного суицида среди детей и подростков, специфика психологического состояния суицидента и методы работы психолога - консультанта
|
Фролов Борис Серафимович
|
Доктор медицинских наук, профессор
|
ЦВЛ «Детская психиатрия, научный руководитель
|
СПбМАПО, заведующий кафедрой психиатрии
|
7
|
Психологические и психосоциальные причины самоубийства среди детей и подростков
|
Кулганов Владимир Александрович
|
Доктор медицинских наук, профессор, академик
|
СПбГИПиСР, проректор по научной работе
|
|
8
|
Специфика когнитивной сферы у суицидентов и методы ее коррекции
|
Бочаров Виктор Викторович
|
Кандидат психологических наук, доцент
|
СПбНИПНИ им. В.М.Бехтерева, заведующий лабораторией клинической психологии
|
СПбГУ, доцент кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций
|
9
|
Внутриличностные причины суицидальной интенции и методы глубинного личностно - реконструирующего консультирования
|
Карпова Эльвира Борисовна
|
Кандидат психологических наук, доцент
|
СПбНИПНИ им. В.М.Бехтерева, старший научный сотрудник лаборатории клинической психологии
|
СПбГУ, доцент кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций
|
10
|
Феноменология детского суицида. Особенности и методы работы с детьми-суицидентами
|
Фролов Борис Серафимович
|
Доктор медицинских наук, профессор
|
ЦВЛ «Детская психиатрия, научный руководитель
|
СПбМАПО, заведующий кафедрой психиатрии
|
11
|
Скрытый суицид, методы диагностики и превенции
|
Овечкина Ирина Валерьевна
|
|
СПбМАПО, ассистент кафедры медицинской психологии
|
ЦВЛ «Детская психиатрия, медицинский психолог
|
12
|
Демонстративный суицид, его специфика и методы работы клинического психолога
|
Овечкина Ирина Валерьевна
|
|
СПбМАПО, ассистент кафедры медицинской психологии
|
ЦВЛ «Детская психиатрия, медицинский психолог
|
|