Стратегия действий в интересах детей icon

Стратегия действий в интересах детей





Скачать 0.75 Mb.
Название Стратегия действий в интересах детей
страница 1/4
Дата конвертации 03.04.2013
Размер 0.75 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4
Стратегия действий в интересах детей

на 2012 -2017 годы в Рязанской области


1.Введение


Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность к работе мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

В Российской Федерации в рамках очередного этапа социально-экономического развития страны принят новый документ - Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.

Стратегия действий в интересах детей Рязанской области на 2012 -2017 годы (далее - Стратегия) разработана на основании Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы.

Главная цель Стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Реализацию Стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; охрана здоровья детей и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; дети - участники реализации Стратегии.

За последнее десятилетие в Рязанской области принят ряд законодательных актов, направленных на охрану прав и законных интересов детей, улучшение положения семей с детьми, в том числе на охрану их здоровья.

На территории области реализуются региональные законы, устанавливающие дополнительные социальные гарантии семьям с детьми: меры социальной поддержки предоставляются беременным женщинам, кормящим матерям, детям-инвалидам, детям из многодетных семей; осуществляется единовременная выплата пособия при рождении третьего и последующих детей; производится выплата ежемесячного пособия детям до достижения ими возраста 16 лет (обучающимся в общеобразовательных учреждениях - до 18 лет).

Увеличился объем финансирования социальных расходов из областного бюджета, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми (региональный материнский капитал, ежемесячное пособие на третьего и последующего ребенка до трех лет).

Решение проблем детства и пути их решения нашли свое отражение в реализации межведомственных планов и программ, концепций, сформированных в Рязанской области при отработке направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стало участие области в реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов, Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов.

Создан институт Уполномоченного по правам ребенка в Рязанской области.

На территории региона действует единый общероссийский детский «Телефон доверия».

Рязанская область приняла активное участие в общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.

Одним из приоритетных направлений социальной политики Рязанской области является организация отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.

Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.

Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.

В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.

Свыше 30% детей, проживающих в области, имеют ослабленное здоровье и состоят на диспансерном учете. Одной из причин ухудшения здоровья детей является недостаточная эффективность профилактических, коррекционных, спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.

Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Рязанской области, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.

Используемый программно-целевой метод обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является действенным инструментом реализации мер по улучшению положения детей и семей с детьми, именно поэтому в настоящее время в Рязанской области реализуются долгосрочные целевые программы, которыми предусмотрены мероприятия по поддержке семей и детей:

долгосрочная целевая программа «О дополнительных мерах по реализации концепции демографического развития Рязанской области на 2011-2014 годы» (постановление Правительства Рязанской области от 07.09.2010 г. № 215);

долгосрочная целевая программа «Развитие образования Рязанской области на 2010-2014 годы» (постановление Правительства Рязанской области от 21.10.2009г. № 295), в том числе подпрограммы:

подпрограмма «Реализация модели образования Рязанской области, ориентированной на инновационное развитие региона»;

подпрограмма «Одаренные дети»;

подпрограмма «Организация помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации»;

подпрограмма «Финансовая поддержка негосударственных образовательных учреждений»;

подпрограмма «Комплексная безопасность образовательного учреждения»;

подпрограмма «Совершенствование организации питания и медицинского обслуживания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Рязанской области»;

подпрограмма «Развитие начального и среднего профессионального образования Рязанской области»;

подпрограмма «Развитие дошкольного образования в Рязанской области»;

подпрограмма «Поддержание уровня здоровья и укрепление физического потенциала обучающихся и педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений»;

долгосрочная целевая программа «Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Рязанской области на 2011-2014 годы» (постановление Правительства Рязанской области от 17.11. 2010 г. № 294);

«Комплекс мер по модернизации общего образования Рязанской области в 2012 году (постановление Правительства Рязанской области от 15.02.2012 г. № 27);

долгосрочная целевая программа «Комплексное развитие профессионального образования Рязанской области на 2011-2014 годы» (постановление Правительства Рязанской области от 13.04.2011 г. № 74);

долгосрочная целевая программа «Модернизация здравоохранения Рязанской области на 2011-2012 годы» (постановление Правительства Рязанской области от 24.03.2011 г. № 59);

долгосрочная целевая программа «Здоровый ребенок на 2011-2014 годы» (постановление Правительства Рязанской области от 06.10.2010 г. № 245);

долгосрочная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Рязанской области на 2012-2014 годы» (постановление Правительства Рязанской области от 28.09.2011 г. №309), в том числе подпрограммы «Сахарный диабет», Туберкулез», «ВИЧ-инфекция», «Онкология» «Инфекции, передаваемые половым путем», «Психические расстройства», «Вакцинопрофилактика», «Артериальная гипертония»;

долгосрочная целевая программа «Почка на 2010-2014 годы» (постановление Правительства Рязанской области от 21.10.2009 г. № 283);

долгосрочная целевая программа «Детская гематология/онкология в Рязанской области на 2011-2014 годы» (постановление Правительства Рязанской области от 04.08.2010 г. № 176);

долгосрочная целевая программа «Социальная поддержка и реабилитация детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья на 2012-2014 годы» (постановление Правительства Рязанской области от 28.09.2011г. № 308);

долгосрочная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Рязанской области на 2011-2014 годы» (постановление Правительства Рязанской области от 22.12.2010 г. № 343);

долгосрочная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению алкогольной продукцией и формирования здорового образа жизни населения в Рязанской области на 2011-2015 годы» (постановление Правительства Рязанской области от 17.11.2010г. № 290), в том числе подпрограммы «Профилактика алкоголизации населения», «Формирование здорового образа жизни у населения Рязанской области»;

долгосрочная целевая программа «Комплексная программа профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Рязанской области на 2011-2015 годы» (постановление Правительства Рязанской области от 10.11.2010 г. № 282);

долгосрочная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Рязанской области на 2011-2014 годы» (постановление Правительства Рязанской области от 15.12. 2010 г. № 324);

долгосрочная целевая программа «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей в Рязанской области на 2012 – 2014 годы» (постановление Правительства Рязанской области от 14.11.2011 г. № 276);

долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание населения Рязанской области на 2010-2015 годы» (постановление Правительства Рязанской области от 13.10.2009 г. № 277);

долгосрочная целевая программа «Социальное развитие Рязанской области 2011-2014 годы» (постановление Правительства Рязанской области от 14.09.2010г. № 222);

долгосрочная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Рязанской области на 2011-2014 годы» (постановление Правительства Рязанской области от 01.12.2010 г. № 308);

долгосрочная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Рязанской области на 2010 - 2014 годы» (постановление Правительства Рязанской области от 05.08.2009 г. № 206);

долгосрочная целевая программа «Культура Рязанской области на 2010-2015 годы» (постановление Правительства Рязанской области от 21.10.2009 г. № 296);

долгосрочная целевая программа «О дополнительных мерах по стабилизации ситуации на рынке труда в Рязанской области в 2011-2014 годах» (постановление Правительства Рязанской области от 17.01.2011г. №1), в том числе подпрограмма «Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих инвалидов, многодетных родителей в 2012-2014 годах».

В области реализуется комплекс мер, направленных на повышение качества жизни детей и семей с детьми на 2011-2013 годы (утвержден распоряжением Правительства Рязанской области от 22.06.2011 № 283-р).

Решение первоочередных проблем детей и семей с детьми осуществляется на основе взаимодействия исполнительных органов государственной власти Рязанской области, территориальных органов федеральной исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений.


Основные проблемы в сфере детства


Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.

Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.

Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.

Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.

Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).

Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.

Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.


2. Ключевые принципы Стратегии


Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье: создание условий для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, принятие мер по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Защита прав каждого ребенка: совершенствование системы, обеспечивающей реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.

Максимальная реализация потенциала каждого ребенка: создание условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

Сбережение здоровья каждого ребенка: реализация мер, направленных на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.

Разработка и внедрение новых технологий социальной помощи, направленных на развитие внутренних ресурсов семьи, внедрение эффективных технологий социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей (членов семей), предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами.

Особая забота о детях, нуждающихся в помощи государства в соответствии с их потребностями: разработка и внедрение форм работы, позволяющих преодолевать социальную исключенность уязимых категорий детей, способствующих реабилитации и полноценной интеграции в общество детей, нуждающихся в помощи и заботе государства (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении).

Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей: реализация социальной политики в области детства на основе использования последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере; обеспечение условий для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, связанных с работой с детьми и их семьями.

Социальное партнерство во имя ребенка: принятие мер, направленных на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей. Применение технологий социального партнерства, общественно-профессиональной экспертизы, реализация их с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей.

Расширение возможности доступа к культурным ценностям: сохранение и развитие сети учреждений культуры, работающих с детьми, создание условий для выявления и поддержки одаренных детей, развитие новых формы работы учреждений культуры и искусства с детьми и семьями с детьми.


II. Семейная политика детствосбережения


1. Краткий анализ ситуации


Численность населения Рязанской области на 01 января 2012 года составила 1148,5 тыс. человек (2011г. - 1151,8 тыс. человек; 2010г. – 1160,8 тыс. человек; 2009г. – 1157,7 тыс. человек).

Несмотря на наблюдающийся в последние годы рост рождаемости (2009г. – 11643 ребенка, 2010г. – 11844 детей, 2011 г. – 11788 детей), она остается на низком уровне и не обеспечивает простое замещение родительского поколения поколением детей.

Численность детей в возрасте от 0 – 17 лет на начало 2011 года составляла 180,5 тыс. человек (2010г. – 182,2 тыс. человек; 2009г. – 184,7 тыс. человек).

Имеет устойчивую тенденцию к снижению младенческая и детская смертность. За 2000-2011 годы уровень младенческой смертности в Рязанской области снизился более чем в 2 раза: с 14,8 до 7,3 на 1000 детей, родившихся живыми.

В последние годы в Рязанской области наблюдается рост показателей общей и первичной заболеваемости детей всех возрастов. Доля здоровых подростков в Рязанской области не превышает 14 процентов, хроническая заболеваемость среди подростков составляет 30-33 процента, около 50 процентов подростков имеют пограничные состояния. Установлен факт ухудшения здоровья каждого следующего поколения относительно предыдущего. Наблюдаются проблемы здоровья среди детей и молодежи, которые были характерны в предыдущие годы лишь для лиц пожилого возраста.

В Рязанской области зарегистрировано 3522 ребёнка-инвалида, что составляет 2 процента от общей численности детей в Рязанской области. Основными причинами инвалидности являются психические расстройства и расстройства поведения (30,3 %), болезни нервной системы (19,3%) и врождённые аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (18,1%), которые напрямую связанны с образом жизни будущих родителей, низким уровнем ответственности за свое здоровье и здоровье будущего ребенка.

Для многодетных (2011г. – 6034 семьи; 2010г. – 5731; 2009г. – 5423) и неполных семей (2011г. – 18058 семей; 2010г. – 17425 семей; 2009г. – 18057 семей), проживающих в Рязанской области, характерны максимальные риски бедности.

В 2011 году располагаемые ресурсы в домохозяйствах с 1 ребенком составили 10530 рублей в месяц, с 2 детьми – 7888 рублей, с 3 детьми – 3087 рублей. Расходы на питание остаются основной статьей расходов семейного бюджета. Особенно велика доля расходов на питание в малоимущих семьях. Для семей с детьми доля расходов на питание в потребительских расходах колеблется от 34% в семьях с 1 ребенком до 40% в семьях с тремя детьми. Величина прожиточного минимума для детей в 2 квартале 2012 года составляла 5916 рублей.

В целях социальной поддержки малоимущих семей с детьми, семей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных семей в области установлены пособия на детей.

На 1 июля 2012 года ежемесячное пособие на ребенка получили 58,6 тыс. малоимущих семей на 85,2 тыс. детей (в 2009 г. – 64,3 тыс. семей на 91,1 тыс. детей, в 2010 г. – 59,7 тыс. семей 86,5 тыс. детей, в 2011 – 56,3 тыс. семей на 80,7 тыс. детей).

Дополнительное ежемесячное пособие на ребенка-инвалида в 2012 году получают 2,8 тыс. семей (в 2011г. – 3,0 тыс. семей, в 2010г. – 3,2 тыс. семей, в 2009г. – 3,4 тыс. семей).

В I полугодии 2012 года ежемесячные денежные выплаты произведены на 11905 детей из многодетных семей (в 2009 г. – на 11218 детей, в 2010г. – на 11939 детей, в 2011г. – на 12939 детей).

Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством.

Работа в сфере социального обслуживания семьи и детей направлена на профилактику социального сиротства, детской безнадзорности и жестокого обращения.

В течение последних пяти лет продолжалось формирование сети учреждений социального обслуживания населения, создавались новые подразделения в их структуре.

В настоящее время в области функционируют «Служба сопровождения семьи» и служба «Горячей линии» на базе 22 комплексных центров социального обслуживания населения, 4 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, ГБУ РО «Комплексный центр социального обслуживания «Семья», 2 государственных стационарных учреждения социального обслуживания для детей-инвалидов, в том числе детей - сирот (212 стационарных места), ГБУ Рязанской области «Центр социальной реабилитации инвалидов». Ежегодно более 220 несовершеннолетних поступают в специализированные учреждения, нуждающихся в социальной реабилитации (2011г. – 233 ребенка; 2010г. – 231 ребенок; 2009г. – 216 детей).

Увеличивается охват семей области социальными услугами. В 2011 году оказано 89,2 тыс. различных социальных услуг 15,7 тыс. семей; в 2010 году 49,8 социальных услуг получили более 20,1 тыс. семей.

В 2010 году в социально-реабилитационных центрах области социальную реабилитацию прошли 224 ребенка из семей группы социального риска, в 2011 году – 262 ребенка, из них более 82% переданы в семьи (родные, приемные, опекунские). Особое внимание уделяется совершенствованию форм и методов работы с семьей, внедрению инновационных технологий, направленных на сохранение для ребенка семейных условий проживания, предупреждение лишения родительских прав.

Несмотря на принимаемые меры, в области сохраняется довольно широкий спектр проблем, связанных с семейным неблагополучием, детской безнадзорностью, жестоким обращением.

На 1 июля 2012 года 734 семьи находятся в социально опасном положении и не обеспечивают нормальных условий для воспитания и развития более 1445 детей (2011 г. – 786 семей, в них 1511 детей; 2010г. – 884 семьи, в них 1647 детей; 2009г. – 889 семей, в них 1725 детей). Дети, растущие в асоциальных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении.

Значительное число детей, учитываемых в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации в качестве оставшихся без попечения родителей, являются социальными сиротами. Ежегодно субъектами системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних области вновь выявляется до 500 таких детей, около 40 женщин отказываются от новорожденных детей.

Благодаря развитию системы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактики вторичного сиротства, предупреждения причин отказов от новорожденных детей и профилактики жестокого обращения с детьми наметилась тенденция постепенного снижения числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В Рязанской области на 1 января 2012 года проживает 3654 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Несмотря на то, что за последние три года количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось на 12,8 %, большинство из них - «социальные сироты». Среди причин, по которым дети остались без родительского попечения, преобладает алкоголизм родителей, жестокое обращение с детьми, нахождение родителей в местах лишения свободы, как следствие – это лишение родительских прав или ограничение в родительских правах.

В Рязанской области остается высоким количество родителей, лишенных родительских прав в отношении детей: 2009 г. – 404 ребенка, 2010 г. – 315 детей, 2011 г. – 315 детей.

Более 99,6% процентов детей в Рязанской области проживает в семьях. Вызывает беспокойство большое число детей, воспитывающихся вне родной семьи.

По состоянию на 01.07.2012 года на полном государственном обеспечении в учреждениях различных ведомств проживали и воспитывались 794 ребенка, в том числе: 60 детей в доме ребенка, 104 - в учреждениях социального обслуживания семей и детей, 630 - в образовательных учреждениях Рязанской области.

На 1 января 2012 года в муниципальных образованиях Рязанской области учтено 236 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, у которых наступило право на обеспечение жилыми помещениями в текущем году.

Социально-экономические проблемы существенно ослабили институт семьи, его роль в воспитании детей.

Остаются актуальными проблемы уклонения родителей от воспитания детей, семейного насилия, насилия над детьми в семье. В 2011 г. совершенно 122 (2010г. – 114; 2009г. – 146) преступления в отношении детей, сопряженных с насильственными действиями, из которых 20 (2010г. – 20; 2009г. – 19) – преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних и малолетних детей.

В органы предварительного следствия в текущем году направлено 16 материалов в отношении родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию детей и допускающих жестокое обращение с ними (2011г. – 25; 2010г. – 46; 2009 г. – 41).

По фактам жестокого обращения с детьми (ст. 156 УК Российской Федерации) за 2011 год расследовано 17 (2010 г. - 21) уголовных дел, за 6 месяцев 2012 года – 7.

К административной ответственности за уклонение от воспитания и содержания детей в 2011 году привлечено 1437 человек (2010 г. - 1399), за 6 месяцев 2012 г. – 764.

В 2011 году на учет в органы внутренних дел поставлено 157 родителей (2010г. – 260), отрицательно влияющих на поведение детей, за 6 месяцев 2012 года – 87.

На учете в органах внутренних дел Рязанской области состоит 854 родителя, отрицательно влияющего на поведение детей, за 6 месяцев 2012 года дополнительно поставлено на учет 87 родителей (2011г. – 116).

Комплекс принимаемых мер в Рязанской области позволил сократить преступность в отношении несовершеннолетних в 2011 году на 10,1% (с 296 до 266), за истекший период 2012 г. роста подростковой преступности не допущено (подростками совершено 162 преступления) (АППГ-162).


2. Основные задачи


Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода.

Повышение качества и доступности социальных услуг для семей с детьми в учреждениях социального обслуживания семей и детей.

Активизация работы по повышению качества социальны услуг семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним.

Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.

Обеспечение межведомственного взаимодействия в организации работы по профилактике семейного неблагополучия.


3. Меры, направленные на сокращение бедности среди семей с детьми


Соблюдение и финансирование минимальных государственных гарантий в области доходов и социальных услуг, определяющих основные показатели качества жизни семей с детьми.

Внедрение в деятельность социальных служб технологий активизации ресурсов семьи, повышающих уровень адаптационных возможностей семей с детьми, направленных на формирование мотивации трудовой занятости и самообеспечения.

Внедрение социальных технологий, повышающих социальную компетентность членов семей, в том числе направленных на оптимизацию домашней экономики, бюджета семьи, освоение приемов эффективного расходования времени, поиска информации, обучение алгоритмам взаимодействия с областными службами.

Разработка новых мер по усилению гарантий занятости на рынке труда работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите.

Реализация мероприятий по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности, а также безработных матерей.

Поддержка развития семьи как субъекта собственности и предпринимательства, содействие в развитии малого семейного бизнеса, индивидуального предпринимательства; внедрение социальных технологий обучения семей основам семейного предпринимательства и ведения бизнеса, в том числе в сфере социальных услуг на местном уровне.

Реализация мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.

Содействие развитию практики привлечения безработных родителей, имеющих несовершеннолетних детей, к оплачиваемым общественным работам.

Совершенствование и развитие мер адресной государственной социальной поддержки семьям, в том числе семьям, имеющим двух и более детей, совершенствование механизмов компенсации социальных рисков семьи.


4. Меры, направленные на формирование безопасного

и комфортного семейного окружения для детей


Реализация законодательных актов, принятых на региональном уровне, направленных на усиление государственной поддержки семей, имеющих детей.

Организация и проведение социально-культурных акций, направленных на пропаганду семейных ценностей, традиций и семейного образа жизни, приоритета ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей.

Обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми.

Разработка и проведение мониторинга эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семей и детей.

Ежегодное участие в общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.

Формирование действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в том числе закрепление порядка межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей.

Формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей.

Организация распространения и внедрения передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших.

Информирование населения области через средства массовой информации области, другими доступными способами о действующих в области программах, проектах, направленных на обеспечение физического, нравственного и социального благополучия детей, и реализуемых исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления общественными организациями.


5. Меры, направленные на профилактику изъятия ребенка

из семьи, социального сиротства


Организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав (при участии министерств социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи.

Обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам, в том числе на основе развития служб сопровождения семей, участковых социальных служб, мобильных бригад, кризисных центров для детей, пострадавших от жестокого обращения, и кризисных центров для матерей с детьми в целях осуществления работы с ними по предотвращению отказа от ребенка.

Участие Рязанской области в общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.

Обеспечение повсеместного внедрения эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми.

Внедрение системы профилактики отказов от детей при рождении и (или) помещении в медицинские учреждения, особенно в случаях выявления у ребенка нарушений развития и несовершеннолетия матерей.


6. Ожидаемые результаты


Повышение благосостояния семей с детьми.

Рост месячных среднедушевых доходов семей по отношению к величине прожиточного минимума.

Рост реальных денежных доходов опережающими темпами у наименее обеспеченных семей.

Существенное снижение доли семей с доходами ниже прожиточного уровня с тенденцией к полному преодолению бедности семей с детьми.

Рост числа семей, имеющих свободный доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Сокращение числа неработающих родителей.

Рост доли трудоустроенных граждан, имеющих семьи с детьми, из числа обратившихся в государственную службу занятости.

Создание эффективной системы социальных гарантий, направленных на повышение благосостояния семей с детьми, а также на стимулирование выполнения репродуктивной функции по рождению второго и последующих детей.

Формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства.

Создание действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи.

Ликвидация дефицита услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями.

Сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме.

Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении.

Повышение качества услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях.

Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.


III Доступность качественного обучения и воспитания, приобщенность к культурным ценностям и информационная безопасность детей


  1. Краткий анализ ситуации


Стратегической целью развития образования Рязанской области является обеспечение доступности качественного образования.

В настоящее время в Рязанской области работают 403 дошкольных образовательных учреждения, из них 227 – в городах и поселках городского типа, 176 – в сельской местности. Функционирует 121 дошкольная группа в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей. Актуальной проблемой семей с детьми является нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях. Прогнозируемый дефицит мест для детей дошкольного возраста на 01.09.2012 года составляет 4640, из которых 993 – для детей в возрасте от трех до семи лет. Всего дошкольными образовательными услугами в регионе охвачено 83,6% детей 3-7 лет.

Задачей в сфере дошкольного образования является повышение его доступности и качества. К 2016 году потребность населения в дошкольном образовании будет полностью удовлетворена за счет строительства 12 новых детских садов, реконструкции существующих, открытия около 50 новых групп в действующих садах и на базе общеобразовательных учреждений.

В сфере общего образования приоритетной является задача обеспечения доступности и качества образования путем его модернизации как института социального развития.

Сеть общеобразовательных учреждений Рязанской области удовлетворяет запросы населения региона на получение начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и включает в себя 303 общеобразовательных учреждения: из них муниципальных дневных общеобразовательных учреждений – 272; государственных общеобразовательных учреждений – 20; вечерних (сменных) – 4; негосударственных – 7.

В рамках оптимизации сети общеобразовательных учреждений в области сформирована новая структура системы общего образования, включающая опорные и базовые школы с филиалами, а также самостоятельные общеобразовательные учреждения.

Такая структура позволила улучшить условия получения общего образования более чем для 2 500 обучающихся из сельских малочисленных школ, повысить образовательный потенциал школ за счет перераспределения учебного оборудования и концентрации кадров, создать систему сетевого взаимодействия между всеми общеобразовательными учреждениями в муниципальных образованиях области.

С 2011 года начата реализация государственного проекта по модернизации системы общего образования, в рамках которого особое внимание уделяется созданию условий для повышения качества образования за счет укрепления материально-технической базы образовательных учреждений, повышения социального статуса профессии учителя.

В ходе реализации проекта в школы региона поставляются комплекты современного учебного оборудования (кабинеты начальных классов, русского языка, биологии, химии, физики, истории, географии, спортивный инвентарь и оборудование).

С целью создания в общеобразовательных учреждениях необходимых условий для сохранения здоровья обучающихся поставлено современное технологическое оборудование для школьных столовых и специальное оборудование для медицинских кабинетов, что позволило довести долю школьных столовых, отвечающих современным требованиям до 66 % , а медицинских кабинетов - до 69,3 %.

За счет средств, выделяемых на модернизацию системы общего образования, дополнительно в 23 % общеобразовательных учреждений (всего в 80 %) увеличена пропускная способность сети Интернет до 512 Кбит / с.

Для обеспечения более широкого внедрения в образовательный процесс ИК'Г разработана Концепция единой информационной среды в сфере образования Рязанской области, которая направлена на создание сети межшкольных центров методической поддержки и внедрение автоматизированной системы «Электронная школа Рязанской области».

В Рязанской области проводится целенаправленная работа по созданию региональной системы независимой оценки качества образования, важнейшими компонентами которой являются государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, и проведение мониторинговых исследований качества образования.

Министерство образования Рязанской области уделяет особое внимание повышению доверия общества к проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 (12) классов. Привлечение общественности к наблюдению за процедурой проведения экзаменов позволяет сделать максимально прозрачной и объективной процедуру проведения Г(И)А, усилить режим информационной безопасности, обеспечить общественный контроль за проведением экзаменов, что помогает избежать нарушений и защитить права учеников от необоснованных обвинений.

За последние три года в Рязанской области проводится системная работа по обеспечению равного доступа к качественному образованию детям с ограниченными возможностями здоровья. Для организации дистанционного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья распоряжением создано инновационное областное государственное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа - Центр дистанционного образования». Образовательный процесс в данном учреждении строится с использованием дистанционных образовательных технологий. Учащиеся, на время обучения, за счет средств областного бюджета на безвозмездной основе обеспечиваются средствами компьютерной техники, связи и специальным комплексом программно-технических средств.

В 3-х муниципальных образованиях Рязанской области созданы филиалы центра для обучения детей-инвалидов из сельских районов. В центре и его филиалах обучаются 130 детей-инвалидов.

В настоящее время на территории Рязанской области реализацию права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на получение качественного образования осуществляет 21 областное государственное бюджетное образовательное учреждения, из них: 6 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 4 общеобразовательные школы- интернаты,  11 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

В целях создания в образовательных учреждениях благоприятных условий для детей предполагается проведение капитального ремонта, приобретение лечебно-профилактического оборудования, современных технических средств обучения, оснащение учебно-лабораторным, спортивным, технологическим оборудованием, мебелью, учебно-наглядными пособиями.

С 1 сентября 2011 года во всех общеобразовательных учреждениях региона начата реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального образования.

С 1 сентября 2012 года начнется эксперимент федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в 5-х классах опорных школ.

Для планомерного социально-экономического подъема страны, укрепления позиций России в мировом сообществе необходим интеллектуально развитый творческий потенциал нации, высокопрофессиональная российская элита.

Основная роль здесь принадлежит учреждениям дополнительного образования детей.

В настоящее время в систему работы по поиску и поддержке одарённых детей включены 79 учреждений (72 – муниципальных и 7 областных) системы образования, 24 детско-юношеские спортивные школы, 62 школы искусств Рязанской области. Общий контингент воспитанников в них около 80 000 чел. Активно ведется работа с одаренными детьми и в общеобразовательных учреждениях области, в которых работают свыше 4000 кружков с охватом более 60 000 школьников, из них около 18 000 занимаются в 2-х и более кружках.

В 72 муниципальных учреждениях дополнительного образования действует 3914 объединений технического творчества, эколого-биологического, туристско-краеведческого, спортивного, художественно-эстетического, военно-патриотического профилей, которые предоставляют каждому ребенку воз­можность свободного выбора образовательной области, профиля программ, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных склонностей.

Более 500 одаренных школьников Рязанской области – победителей областных мероприятий представляют регион на федеральном уровне, не менее 10% из них ежегодно становятся победителями и призерами.

В области предприняты реальные шаги к созданию регионального кластера художественного образования. С этой целью с 2010 года в регионе действует структура зональных методических объединений, которая объединила все образовательные учреждения сферы культуры по трем направлениям: музыкальное, художественное и хореографическое. Благодаря появившемуся организационному и финансовому ресурсу зональными объединениями были созданы условия для участия талантливых детей из отдалённых районов Рязанской области и их преподавателей в мастер-классах ведущих педагогов области и России, образовательных семинарах, концертах, творческих конкурсах.

В регионе сохранена традиция проведения областных конкурсов по творческим специальностям. В 2011/12 учебном году в них смогли принять участие около 200 юных музыкантов-исполнителей из 20 муниципальных образований области.

Важным фактором выявления одаренных в сфере физической культуры и спорта детей и молодежи является активное развитие в регионе материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта. За последние годы в области введен в строй ряд крупнейших спортсооружений. Благодаря открытию спортивных школ на базе новых спорткомплексов количество занимающихся детей ежегодно увеличивается.

Для создания условий качественной подготовки талантливых спортсменов к соревнованиям международного уровня в Рязанской области создан Центр спортивной подготовки сборных команд.

В целях выполнения задач, поставленных Президентом РФ по работе с одаренными детьми, в Рязанской области совершенствуется механизм проведения всех этапов всероссийской олимпиады школьников, которая является показателем результативности субъектов РФ по работе с талантливой молодежью, основой формирования интеллектуальной элиты и молодого кадрового резерва страны, путевкой в жизнь для лучших школьников России. С 2010 г. ежегодно проводятся областные учебно-тренировочные сборы для победителей муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. В г. Рязани действуют 4 «Центра развития одаренных детей» по подготовке школьников к участию в олимпиадах различного уровня.

В 2011-2012 учебном году в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие 1171 школьник (в 2010/2011 учебном году – 1011 чел.), из них победителями и призерами стали 235, что на 33 человека больше, чем в предыдущем учебном году.

В Рязанской области выстроена система поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

Традицией региона являются такие мероприятия как форум «Интеллектуальный потенциал Рязанского края», Губернаторский бал выпускников общеобразовательных учреждений, окончивших школу с золотой медалью «За особые успехи в учении», а также поощрение и чествование одаренных детей и талантливой молодежи.

Р
  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Стратегия действий в интересах детей icon По иску Поповой С. С. в своих интересах и интересах несовершеннолетней П. Д. М. к Корнееву А. Г.

Стратегия действий в интересах детей icon Обращение участников встречи конкурса городов России в интересах детей

Стратегия действий в интересах детей icon 2. Характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих

Стратегия действий в интересах детей icon №1: Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих

Стратегия действий в интересах детей icon Диагностика и коррекция зрительного опознания и зрительно контролируемых действий у детей 3-7 лет

Стратегия действий в интересах детей icon "Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных

Стратегия действий в интересах детей icon 2. опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных

Стратегия действий в интересах детей icon Образовательная программа. Начальная школа программа формирования универсальных учебных действий
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий
Стратегия действий в интересах детей icon Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных

Стратегия действий в интересах детей icon 2. Подразделение заказчика, в интересах которого проводится запрос ценовых котировок

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина