|
Скачать 208.82 Kb.
|
Содержание
Модуль по эмбриологии (II).Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа 2. Окрашивание мазков кроки. Анализ полученного результата. I. Нервные окончания. |
Контрольные вопросы для студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов на весенний семестр Модуль по цитологии (I). Тема практического занятия №1: Введение в курс гистологии, цитологии и эмбриологии. К занятию студенты должны иметь:
К первому занятию необходимо повторить материал по правилам работы с микроскопом и основные вопросы цитологии (ранее изучаемые в курсе биологии). Требования к форме одежды: Студентам необходимо приходить на кафедру гистологии в белых халатах, шапочках, а также иметь сменную обувь. Тема практического занятия №2: Ядро клетки. Характеристика ядра как генетического центра клетки. Общий план строения неделящегося ядра: хроматин, ядрышко, ядерная оболочка, кариоплазма (нуклеоплазм
Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа: 1. Зарисовать основные виды межклеточных контактов с их полным описанием: а). Простые. б). Сложные: запирающие (изолирующие) – плотный контакт; заякоривающие (сцепляющий) – адгезивный поясок, десмосомы, полудесмосомы, фокальный контакт; коммуникационные (обменные) – щелевые соединения (нексусы), синаптические соединения. 2. Подготовка к тестовому контролю. Тема практического занятия №3: Воспроизведение клеток.
Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа: 1. Зарисовать с полным описанием органеллы цитоплазмы:
2. Подготовка к тестовому контролю. Тема практического занятия № 4. Рубежный контроль (итоговое занятие) по цитологии. Проводится в форме тестового контроля по вопросам цитологии с обязательной проверкой тетрадей. ^ Тема практического занятия №5: Введение в общую эмбриологию. Основные этапы развития позвоночных. Половые клетки, оплодотворение, дробление. Характеристика бластул. Гаструляция. Формирование осевых органов (на примере развития бесчерепных и амфибий). 1. Предмет и задачи эмбриологии. 2. Понятие об онтогенезе и филогенезе, связь онтогенеза и филогенеза. Характеристика основных этапов эмбриогенеза. 3. Половые клетки. Морфо-функциональная характеристика яйцеклеток и сперматозоидов. Роль ядра и цитоплазмы в передаче и реализации наследственной информации. 4.Оплодотворение (биологическое значение процесса оплодотворения и его основные этапы). 5. Типы дробления. Особенности строения бластул различных позвоночных (на примере ланцетника и амфибий). 6. Гаструляция. Основные способы гаструляции (на примере ланцетника и амфибий). 7. Формирование осевых органов. Дифференцировка мезодермы. ^ - зарисовать в тетрадь для самостоятельной работы основные этапы эмбрионального развития позвоночных на примере ланцетника: дробление – 471,481, 72, 102; гаструляция, дифференцировка зародышевых листков, формирование комплекса осевых органов – 501, 152, 172 стр. Литература: 1. Введение в эмбриологию: учебное пособие для студентов медицинских вузов / А.А. Стадников, Н.Н. Шевлюк, Ю.П. Семченко; под ред. проф. А.А. Стадникова и проф. Н.Н. Шевлюка. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. – 272 с. 2. Методические указания для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинского института по разделу «Общая эмбриология», 1986. Тема практического занятия №6. Эмбриональное развитие человека (половые клетки, оплодотворение, дробление, первая и вторая фазы гаструляции). Особенности развития человека по сравнению с развитием млекопитающих. 1. Морфофункциональная характеристика половых клеток человека. 2. Оплодотворение, дробление и строение бластулы у человека. 3. Имплантация зародыша. Особенности имплантации зародыша человека. 4. Характеристика процесса гаструляции у человека. Особенности 1-й и 2-й фаз гаструляции человека. 5. Особенности эмбрионального развития человека в сравнении с эмбриогенезом млекопитающих. Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа: зарисовать строение половых клеток – 361, 371 стр.;
Литература: 1. Введение в эмбриологию: учебное пособие для студентов медицинских вузов / А.А. Стадников, Н.Н. Шевлюк, Ю.П. Семченко; под ред. проф. А.А. Стадникова и проф. Н.Н. Шевлюка. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. – 272 с. Тема практического занятия №7. Эмбриональное развитие человека (формирование осевых органов, развитие зародышевых оболочек). Типы плацент млекопитающих. Плацента человека. Критические периоды развития человека. 1. Дифференцировка зародышевых листков, образование осевого комплекса зачатков органов у человека на 2-й-3-й неделе развития. Мезенхима. 2. Формирование, строение и функции зародышевых оболочек и провизорных органов у человека. 3. Связь зародыша человека с материнским организмом. Формирование плаценты. Плацента человека, её развитие, строение, функции. 4. Понятие о критических периодах во внутриутробном и постнатальном развитии. Влияние экзо- и эндогенных факторов на развитие. Вклад П.Г. Светлова в разработку о критических периодах. Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа: зарисовать плод человека на стадии 9,5 недель –1263, 1114, 1255 стр. Типы плацент млекопитающих и гематоплацентарный барьер на примере структуры ворсинки плаценты человека – 861, 442 стр. Литература:
Занятие №8. Рубежный контроль по эмбриологии. Проводится в виде тестового контроля по вопросам эмбриологии с обязательной проверкой тетрадей. Модуль по общей гистологии (III). Тема практического занятия №9. Эпителиальные ткани. Многослойные эпителии.
Тема практического занятия №10. Эпителиальные ткани. Однослойные эпителии.
Тема практического занятия №11. Ткани внутренней среды Мезенхима. Кровь. Лимфа.
Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа: I. Гемопоэз и его регуляция.
II. Нарисовать схему гемопоэза в постнатальном периоде онтогенеза. Тема практического занятия №12. Подсчёт лейкоцитарной формулы в клиническом мазке крови. 1. Техника приготовление мазка крови. Предметные стёкла, на которых будут делаться мазки крови, должны быть хорошо обезжирены и промыты. Перед употреблением их сушат, вынув предварительно из смеси спирт-эфир. К кале крови прикасаются предметным стеклом так, чтобы оно не касалось пальца. Капля крови переходит на стекло. Для того, чтобы мазок был величиной в ½ - ¾ предметного стекла, капля должна быть диаметром 2-5 мм. Предметное стекло берут в левую руку большим, указательным и средним пальцами так, чтобы капля крови была сверху. Шлифованное стекло, которым будут делать мазок, ставят под углом 30-450 на расстоянии 1-2 мм перед каплей, держа его большим и указательным пальцами правой руки. Шлифованное стекло сдвигают назад так, чтобы оно коснулось капли крови, и капля растекалась в углу между предметным и шлифованным стеклом (движение назад помогает убрать также лишнюю кровь, если капля была слишком большой). Затем быстрым движением руки вперёд делают мазок. Нужно, чтобы при приготовлении мазка большой и указательный пальцы правой руки скользили по краям предметного стекла и создавали необходимую опору для равномерного наложения слоя крови. Шлифованное стекло должно быть уже, чем предметное, чтобы края предметного стекла были свободны от мазка. ^ Приготовленные указанным способом мазки крови подсушивают на воздухе, затем фиксируют с помощью метилового спирта (3-5 мин.), или абсолютного спирта (100%) – 10-15 мин., или ацетона (5 мин.), или спирта 96 (25 мин.). После фиксации и высушивания мазков приступают к их окрашиванию. Обычно применяют метод Романовского-Гимзы. Краситель Романовского-Гимзы состоит из щелочной (азур II) и кислой (эозин) частей. Азур II окрашивает структуры клеток в ярко-синей цвет, а эозин в розово-красный. Щелочные части клеток связываются и окрашиваются кислыми красителями, а кислые – щелочными. Окраску мазков производят по методу Романовского-Гимзы следующим образом. Препарат помещабт мазком вниз на две стеклянные палочки, положенные на дно чашки Петри. Краску подливают под препарат. Окрашивают 20-40 мин. Затем мазок промывают под струёй воды, сушат и микроскопируют. При окращивании мазков крови по методу Романовского-Гимзы эритроциты окрашиваются в бледно-розовый цвет, ядра клеток – в сине-фиолетовый, гранулы эозинофилов – в ярко-красный, базофилов – в синий, цитоплазма лимфоцитов и моноцитов – в голубой цвет. Подсчёт лейкоцитарной формулы. Лейкоцитарную формулу подсчитывают в окрашенных мазках крови. Находят 100 лейкоцитов и выражают соотношение отдельных их видов в %. Подсчёт клеток крови проводится в полях зрения микроскопа по зигзагу, перемещаясь по мазку сверху вниз, слева направо, снизу вверх, слева направо : Подсчёт лейкоцитов проводится путём заполнения подготовленной сетки с квадратами объёма 10х10 = 100 квадратов. В каждый квадрат вписывается буквенным выражением одна лейкоцитарная клетка. При заполнении всех 100 квадратов, ведётся процентный Результаты подсчёта вписываются в таблицу – лейкоцитарную формулу. ^ Необходимо сравнить полученные результаты с нормой лейкоцитов и дать своё заключение. Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа: I. Гистологическая техника. Дать характеристику основным этапам гистологической обработки материала:
II. Законспектировать в тетрадь для самостоятельной работы технику приготовления мазка крови, окрашивание мазка крови, подсчёт клеток крови. Литература: 1. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов на практических занятиях по цитологии, эмбриологии и гистологии. Оренбург. 1989 год. Тема практического занятия №13. Соединительные ткани: волокнистые и ткани со специальными свойствами.
Тема практического занятия №14. Хрящевые ткани. Костные ткани. Кость как орган.
Тема практического занятия №15. Прямой и непрямой остеогенез.
Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа: зарисовать в тетрадь для самостоятельной работы основные этапы непрямого остеогенеза. Тема практического занятия №16. Мышечные ткани.
Тема практического занятия №17. Тканевые элементы нервной системы.
Занятие №18. Рубежный контроль по разделу общая гистология.
Тема практического занятия №19. Органы нервной системы. Спинной мозг. 1.Общая морфофункциональная характеристика органов нервной системы. Источники развития нервной системы, ход эмбрионального развития. 2.Чувствительные нервные узлы (спинномозговые и черепные). Морфофункциональная характеристика, положение узлов в рефлекторной дуге. 3.Спинной мозг. Морфофункциональная характеристика. Развитие. Строение серого и белого вещества. Собственный аппарат рефлекторной деятельности спинного мозга (эволюционные и морфофункциональные аспекты). Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа. ^
II. Свободные нервные окончания в эпителии. Зарисовать. Осязательные эпителиоциты Меркеля. Зарисовать. Осязательное тельце Мейснера. Зарисовать. См стр 2571, Пластинчатое тельце Фатера-Пачини. См. стр. 2571, Нервно-мышечное веретено. Зарисовать. Двигательное нервное окончание (моторная бляшка). Зарисовать. См. стр. 2551, Литература:
Тема практического занятия №20. Органы нервной системы. Головной мозг.
АТТЕСТАЦИЯ. ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЧЁТНЫХ КНИЖЕК. |