Практикум Минск 2009 удк 612. 1 (076. 5) (075. 8) icon

Практикум Минск 2009 удк 612. 1 (076. 5) (075. 8)





Скачать 0.58 Mb.
Название Практикум Минск 2009 удк 612. 1 (076. 5) (075. 8)
страница 1/4
А. И. Кубарко
Дата 03.04.2013
Размер 0.58 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ


НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ


Практикум





Минск 2009


УДК 612.1 (076.5) (075.8)

ББК 28.707.3 я73

Н 83


Утверждено Научно-методическим советом университета в качестве
практикума . .2009 г., протокол №


Авторы: А. И. Кубарко, В. А. Переверзев, Л. И. Белорыбкина, Н. А. Башаркевич,
М. Л. Колесникова, Р.И. Дорохина, А.А. Семенович, Г. А. Прудников, Т. Г. Северина, А.Н. Харламова, Д. А. Александров


Рецензенты: зав. каф. патологической физиологии Белорусского государственного медицинского университета, д-р мед. наук, проф., член-корр. Национальной академии наук Беларуси Ф. И. Висмонт; зав. каф. анатомии, физиологии и валеологии Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, д-р мед. наук
Ю. М. Досин




Н 83

Нормальная физиология : практикум / А. И. Кубарко [и др.]. – Минск: БГМУ, 2009. – 157 с.


Представлены вопросы к практическим занятиям по нормальной физиологии. Приведены описания лабораторных работ и протоколы их оформления, списки рекомендуемой литературы.

Предназначается студентам 2-го курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и военно-медицинского факультетов, а также медицинского факультета иностранных учащихся.


УДК 612.1 (076.5) (075.8)

ББК 28.707.3 я73


 Оформление. Белорусский государственный

медицинский университет, 2009




ВВЕДЕНИЕ


Практикум предназначается студентам для подготовки к занятиям и протоколирования практических работ по курсу нормальной физиологии. Составлен с учётом требований утверждённой Министерством здравоохранения Республики Беларусь в 2005 г. программы по дисциплине «НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ» для студентов учреждений образования, обеспечивающих получение высшего медицинского образования. Характер студенческого практикума кафедры нормальной физиологии постоянно изменяется в связи с улучшением уровня технического оснащения и появлением возможности моделирования многих классических физиологических экспериментов на виртуальных животных, ориентацией практикума на исследование состояния физиологических функций организма здорового человека. В практикум введены работы, предусматривающие использование компьютерной техники для обучения и контроля знаний студентов, моделирования известных физиологических феноменов. Представлено описание техники проведения исследований состояния некоторых функций у человека современными методами клинического анализа крови, газоанализа, электроэнцефалографии, исследования резервов кардиореспираторной системы и др.

К каждому занятию в компьютерном классе кафедры имеются обучающие и контролирующие программы, которыми студенты могут воспользоваться при подготовке к текущим и итоговым занятиям; для освоения учебных материалов во время и после занятий; при отработке пропущенных занятий, а также при подготовке к экзаменам.

В конце изучения раздела физиологии, при условии освоения студентом практических навыков и достаточных теоретических знаний по выполненным работам и рассмотренным вопросам занятий, а также при соблюдении учебной дисциплины и правил техники безопасности, ставится подпись преподавателя (тема зачтена).

Список литературы прилагается к каждому занятию. Рекомендуется внимательно читать настоящее издание при подготовке каждого занятия.

Авторы будут благодарны за рекомендации и замечания, способствующие дальнейшему улучшению данного практикума.




Раздел «ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ»


Занятие 1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

^ В ПРАКТИКУМАХ И ЛАБОРАТОРИЯХ КАФЕДРЫ.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ.
ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КРОВИ



Основные вопросы:

  1. Правила техники безопасности при выполнении работ практикума.

  2. Физиологические представления о гомеостазе как о постоянстве внутренней среды организма, функций и механизмов, их регулирующих.

  3. Основные показатели гомеостаза крови, сердечно-сосудистой, респираторной и других систем организма. Понятие об их относительном постоянстве в состоянии покоя и изменениях при различных воздействиях на организм.

  4. Роль воды для жизнедеятельности. Содержание и распределение воды в организме; возрастные особенности. Жидкие среды организма.

  5. Кровь. Понятие о системе крови. Количество, состав, основные физико-химические свойства крови. Функции крови.

  6. Осмотическое и коллоидно-осмотическое (онкотическое) давление крови, их роль в обмене воды и электролитов между кровью и тканями. Состояние гипер- и гипогидратации тканей.

  7. Гемолиз и его виды, плазмолиз. Понятие о гипо-, гипер- и изотонических растворах.

  8. Кислотно-основное состояние внутренней среды организма. Понятие об ацидозе и алкалозе.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Чему равна масса крови в организме молодого человека?

  2. Чему равна осмоляльность плазмы крови?

  3. Расположите в порядке уменьшения вклада в величину осмотического давления плазмы следующие осмотически активные вещества: белки, глюкоза, натрий, калий, хлор, бикарбонат.

  4. Почему 0,9 % раствор NaCI является изотоническим раствором?

  5. Чему равна величина коллоидно-осмотического (онкотического) давления плазмы крови?

  6. Какие белковые компоненты (глобулины или альбумины) и почему в наибольшей степени определяют величину онкотического давления?

  7. Какие последствия для распределения жидкости в организме может иметь гипопротеинемия? Введением каких растворов в сосудистое русло можно корригировать эти последствия?


ЛИТЕРАТУРА

  1. Лекционный материал кафедры нормальной физиологии и смежных дисциплин. Учебные материалы компьютерного класса к занятию, а также обучающие компьютерные программы.

  2. Физиология человека / под ред. В. М. Смирнова. М.: Медицина, 2001. 608 с. С. 544, 96, 206209.

  3. Физиология человека : учеб. В 2-х т. Т. 1. / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. М.: Медицина, 1998. 447 с. С. 276–284, 288.

  4. Физиология человека : учеб. Изд. 2-е, перераб. и доп. / под ред. В.М. Покровского,
    Г.Ф. Коротько. М.: Медицина, 2003. 656 с. С. 25–26, 229–230, 233–237, 239–240.

  5. Сборник нормативных документов по проблеме ВИЧ/СПИД. Минск, 1999. 132 с. Приказ № 351 от 16.12.1998 г. Приложение № 8 «Инструкция о профилактике внутрибольничного заражения ВИЧ-инфекцией и предупреждению профессионального заражения мед. работников». С. 3135.


Инструктаж по технике безопасности


Программа обучения на кафедре нормальной физиологии предусматривает выполнение студентами практических работ, овладение практическими навыками работы с некоторыми электроприборами, компьютерной техникой, исследовательским оборудованием, лабораторной посудой, химическими реактивами и биологическими жидкостями.

Кроме того, студентам может быть предоставлено право выполнять научную работу в лабораториях кафедры во внеучебное время.

^ Общие требования

Студенты до входа в учебное помещение должны надевать халат.

Для общего наблюдения за порядком, соблюдением правил и выполнением требований техники безопасности при работе в учебных помещениях назначаются дежурные из числа студентов группы. Дежурные обязаны получать различные материалы, необходимые для выполнения практических работ занятия. По окончании работы дежурный должен сдать полученные материалы и проверить стояние практикума – выключены ли вода и электричество.

^ Правила безопасности при работе с электрооборудованием

При работе с электрооборудованием и электроприборами возможны случаи поражения людей электрическим током и возникновения пожара.

Причиной тому может послужить:

  • работа с неисправным электрооборудованием (рубильники, розетки и др.);

  • отсутствие заземления электроприборов;

  • нарушения правил пользования электроприборами;

  • прикосновение руками или металлическими предметами к токоведущим элементам.

В случае обнаружения неисправности электроприбора или электрооборудования необходимо сообщить об этом преподавателю. При работе с электрооборудованием и электроприборами строго запрещается:

  • проверять наличие напряжения пальцами и касаться токоведущих частей;

  • работать на незаземленном электрооборудовании и приборах, если это не разрешено инструкцией к прибору;

  • пользоваться неисправным электрооборудованием и электропроводкой;

  • оставлять без надзора электрическую схему под напряжением.

Действия в случае возникновения пожара

В случае возникновения загорания нужно немедленно отключить напряжение, вызвать помощь и приступить к тушению пожара. Огнетушители имеются в комнатах 104, 131, 135, 138. Прежде, чем приступить к тушению возгорания, необходимо обесточить электросеть помещения. Затем применить огнетушитель. Для тушения можно также использовать имеющиеся пожарные рукава: размотать рукав, открыть кран. Пожарные краны с рукавами находятся в конце коридора за 136-й комнатой, в нише между комнатами 139 и 140, 133 и 132, а также напротив 104-й комнаты.

^ Общие правила оказания первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь пострадавшим должна оказываться немедленно и правильно. От этого зависит жизнь и последствия травм, ожогов и отравлений. С конкретными правилами ее оказания вы будете знакомиться на клинических кафедрах.

Если при поражении электрическим током получены серьезные травмы, ожоги, нужно обязательно вызвать скорую медицинскую помощь, при легких поражениях после оказания первой помощи пострадавшие направляются в медицинское учреждение. Следует помнить, что, оказывая помощь человеку, находящемуся под действием тока, нельзя прикасаться к нему голыми руками. Прежде всего, нужно отключить установку (прибор), которой касается пострадавший. При невозможности отключения всей установки необходимо отделить пострадавшего от токоведущих частей, используя палки, доски и другие сухие предметы, не проводящие электрический ток, или перерубить провода топором с сухой рукояткой.


Во всех случаях необходимо вызвать дежурного лаборанта, который находится в комнате 131, или преподавателя кафедры.


^ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ


Работа 1.1. Освоение методики занятий в компьютерном классе


Компьютерный класс кафедры позволяет контролировать степень усвоения студентами учебного материала, а также предоставлять в наглядном виде учебную информацию для усвоения дисциплины. Использование компьютерных программ, позволяющих моделировать ответную реакцию органов и систем на различные воздействия, облегчает усвоение и понимание учебного материала.

На вступительном занятии студенты знакомятся с правилами работы в классе, с видами учебных материалов, предлагаемых к занятиям и, в частности, с содержанием материалов вступительного и следующего занятия.


^ Работа 1.2. Знакомство с основными показателями гомеостаза крови, сердечно-сосудистой и респираторной систем организма

Таблица 1

Некоторые важнейшие показатели гомеостаза

Показатель

Пределы нормальных
значений


Единицы

измерения

Кровь







Объем циркулирующей крови

_________

литры

Вязкость крови

_________

отн. ед.

Содержание форменных элементов крови:

_________




Эритроциты

_________

клеток / л крови

Лейкоциты

_________

клеток / л крови

Тромбоциты

_________

клеток / л крови

Гематокрит

_________

-

Осмотическое давление крови

_________

мсм/кг

Онкотическое давление крови

_________

мм рт.ст.

рН крови

_________

-

Содержание глюкозы в крови

_________

ммоль/л

Содержание белка в крови

_________

г/л

^ Сердечно-сосудистая система







Частота сокращений сердца (ЧСС) в покое

_________

сокр. / мин

Ударный объем сердца (УО) в покое

_________

мл

Минутный объем кровотока (МОК) в покое

_________

л/мин

^ Респираторная система







Частота дыхания (ЧД) в покое

_________

в минуту

Дыхательный объем (ДО) в покое

_________

мл

Минутный объем дыхания (МОД) в покое

_________

л/мин

Альвеолярная вентиляция (АВ) в покое

_________

л/мин



^ Работа 1.3. Гемолиз и его виды (демонстрация)


Гемолиз  разрушение мембраны эритроцитов с выходом гемоглобина в плазму крови. В зависимости от причины, вызывающей гемолиз, различают следующие его виды: осмотический, механический, термический, химический, биологический. Физиологический гемолиз является результатом естественного старения и разрушения эритроцитов.

^ Материалы и оборудование: 0,9 % раствор NaCl; нашатырный спирт; спирт; йод; дистиллированная вода; 3 пробирки; скарификаторы в стерилизаторе; вата; резиновые перчатки; маски, 3 % раствор хлорамина.

^ Ход работы. В одну из пробирок наливают 2 мл 0,9 % раствора NaCI, во вторую — 2 мл 0,9 % раствора NaCI и 5 капель нашатырного спирта, в третью 2 мл дистиллированной воды. В каждую пробирку вносят по 2 капли крови и перемешивают содержимое. Результат оценивают через 45 мин.



ПРОТОКОЛ

Пробирки

^ Наличие осадка эритроцитов

Окраска раствора

0,9 % NaCI







0,9 % NaCI + NH4OH







^ Дистиллированная вода







Вывод:

Наличие или отсутствие гемолиза

Вид гемолиза (если есть)

0,9 % NaCI







0,9 % NaCI + NH4OH







Дистиллированная вода








Работа 1.4. Определение осмотического давления плазмы крови
(демонстрация)



Осмотическое давление плазмы крови зависит от количества (суммарной концентрации) молекул всех растворенных в ней веществ (электролитов и неэлектролитов). Осмотическое давление является одной из жестких гомеостатических констант и определяет распределение воды между внутренней средой и клетками организма. Величина осмотического давления плазмы крови составляет у здорового человека в среднем 29010 мосмоль/кг (7,3 атм, или 5600 мм рт. ст., или 745 кПа).

Определение осмотического давления биологических жидкостей (кровь, ликвор, лимфа и др.) проводят криоскопическим методом. Известно, что температура замерзания жидкости тем ниже, чем выше суммарная концентрация мелких ионов и молекул. У человека температура замерзания крови ниже нуля на 0,560,58С, а температура замерзания плазмы крови ниже нуля на 0,54С.

^ Ход работы. Демонстрация учебного видеофильма. Прибор «OSMOMETER MO 801» позволяет определить осмоляльность биологической жидкости (оsmol/kg) в объеме 0,05 мл. Полученные в фильме результаты внести в протокол.


ПРОТОКОЛ

1. Полученные результаты: осмотическое давление в исследуемой пробе

плазмы крови = _____ оsmol/kg, или ______ mоsmol/kg.


2. Вывод: осмотическое давление в исследуемой пробе плазмы крови: ___________________________________________.

(в норме, снижено или повышено)



Занятие 2. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА КЛЕТКИ
^ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ: ХИМИЧЕСКАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ. ГЕМОПОЭЗ



Основные вопросы:

  1. Обмен информацией между клеткой и окружающей средой. Понятия: информация, сигнал. Виды сигналов.

  2. Химическая сигнализация. Основные способы межклеточной коммуникации с участием сигнальных молекул, их характеристика.

  3. Классификация молекулярных рецепторов. Виды сигнальных молекул (лигандов).

  4. Лиганд-рецепторные взаимодействия. Основные пути внутриклеточной передачи сигнала с участием мембранных рецепторов. Вторичные посредники, их функции. Лиганды, действующие через мембранные рецепторы.

  5. Внутриклеточная передача сигнала с участием внутриклеточных рецепторов. Лиганды, действующие через внутриклеточные рецепторы.

  6. Основные физиологические эффекты лиганд-рецепторного взаимодействия на уровне клетки.

  7. Понятие о стволовой кроветворной клетке, роль микроокружения стволовой клетки. Понятие о сигнальных молекулах, имеющих значение для регуляции кроветворения (цитокины, гормоны, нейромедиаторы и др.)

  8. Потребности организма в незаменимых питательных веществах, витаминах и микроэлементах для поддержания нормального кроветворения. Общее понятие о нарушениях кроветворения при дефиците поступления этих веществ в организм.

  9. Объем циркулирующей крови. Понятие о важнейших клеточных рецепторах и механизмах, контролирующих объем циркулирующей крови.


Вопросы для самоконтроля:

  1. С какими рецепторами связываются липофильные лиганды, и с какими – гидрофильные лиганды?

  2. Какие вещества являются классическими вторичными посредниками? Какие вещества выполняют роль первичных посредников?

  3. Какие ферменты активируются вторичными посредниками цАМФ, цГМФ и диацилглицеролом?

  4. Какую функцию выполняет вторичный посредник инозитолтрифосфат (ИФ3)?

  5. Почему эффекты тиреоидных и кортикостероидных гормонов развиваются медленно по сравнению с эффектами гормонов белковой природы?



ЛИТЕРАТУРА

  1. Лекционный материал кафедры нормальной физиологии и смежных дисциплин. Учебные материалы компьютерного класса к занятию, а также обучающие компьютерные программы.

  2. Физиология человека / под ред. В. М. Смирнова. М.: Медицина, 2001. 608 с. С. 3337, 6163, 180187, 206224, 235238.

  3. Физиология человека : учеб. В 2-х т. Т. 1. / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. М.: Медицина, 1998. 447 с. С. 242253, 271325.

  4. Физиология человека : учеб. Изд. 2-е, перераб. и доп. / под ред. В.М. Покровского,
    Г.Ф. Коротько. М.: Медицина, 2003. 656 с. С. 24, 211–213, 241–242, 512–513.


^ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ


Работа 2.1. Изучение рецепторного механизма влияния адреналина на частоту сокращения сердца


Работа выполняется с помощью программы ^ «PHYSIOL 2».

Заполните таблицу и сделайте вывод о рецепторном механизме влияния адреналина на ЧСС, сравнив его эффект при действии антагониста β-адренорецепторов пропранолола с исходным эффектом.





Воздействия

Частота сокращений сердца

Крыса 1

Исходное значение




Введение адреналина 5 g/kg




Крыса 2

Исходное значение




Введение пропранолола 100 g/kg




Введение адреналина 5 g/kg




ВЫВОД: адреналин увеличивает ЧСС через стимуляцию ____ (α- или β-) адренорецепторов. Они находятся на плазматических мембранах клеток (в частности, кардиомиоцитов) и относятся к семейству ________________ мембранных рецепторов. Вторичным посредником действия адреналина на сердце является _________ .
  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Практикум Минск 2009 удк 612. 1 (076. 5) (075. 8) icon Практикум Издание третье, переработанное и дополненное Минск 2004 удк 616. 15-092 (076. 5)

Практикум Минск 2009 удк 612. 1 (076. 5) (075. 8) icon Методические рекомендации Минск 2002 удк 612. 273. 2(075. 8)

Практикум Минск 2009 удк 612. 1 (076. 5) (075. 8) icon Учебно-методическое пособие Минск 2009 удк 616. 24(075. 8)

Практикум Минск 2009 удк 612. 1 (076. 5) (075. 8) icon Учебно-методическое пособие Минск бгму 2009 удк 616. 8-092 (075. 8)

Практикум Минск 2009 удк 612. 1 (076. 5) (075. 8) icon Учебно-методическое пособие минск 2009 г. Удк 616. 31-053. 2-08-039. 57-089 (075. 8)

Практикум Минск 2009 удк 612. 1 (076. 5) (075. 8) icon Учебно-методическое пособие Минск бгму 2009 удк 616-056. 3-071 (075. 8)

Практикум Минск 2009 удк 612. 1 (076. 5) (075. 8) icon Учебно-методическое пособие Минск 2009 удк 618. 19-006. 03 (075. 9) Ббк 57. 15я73

Практикум Минск 2009 удк 612. 1 (076. 5) (075. 8) icon Учебно-методическое пособие Минск. Белмапо. 2009 удк 616. 149-088. 341. 1-053. 2 (075. 9) Ббк 54.

Практикум Минск 2009 удк 612. 1 (076. 5) (075. 8) icon Методические указания Майкоп, 2012 удк 612. 43 (075. 8) Ббк 28. 970 Я 73

Практикум Минск 2009 удк 612. 1 (076. 5) (075. 8) icon Методические указания Майкоп, 2012 удк 612 (075. 8) Ббк 28. 975 я73

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы