|
Скачать 0.58 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ Практикум ![]() Минск 2009УДК 612.1 (076.5) (075.8) ББК 28.707.3 я73 Н 83 Утверждено Научно-методическим советом университета в качестве практикума . .2009 г., протокол № Авторы: А. И. Кубарко, В. А. Переверзев, Л. И. Белорыбкина, Н. А. Башаркевич, М. Л. Колесникова, Р.И. Дорохина, А.А. Семенович, Г. А. Прудников, Т. Г. Северина, А.Н. Харламова, Д. А. Александров Рецензенты: зав. каф. патологической физиологии Белорусского государственного медицинского университета, д-р мед. наук, проф., член-корр. Национальной академии наук Беларуси Ф. И. Висмонт; зав. каф. анатомии, физиологии и валеологии Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, д-р мед. наук Ю. М. Досин
Представлены вопросы к практическим занятиям по нормальной физиологии. Приведены описания лабораторных работ и протоколы их оформления, списки рекомендуемой литературы. Предназначается студентам 2-го курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и военно-медицинского факультетов, а также медицинского факультета иностранных учащихся. УДК 612.1 (076.5) (075.8) ББК 28.707.3 я73 Оформление. Белорусский государственный медицинский университет, 2009 ![]() ВВЕДЕНИЕ Практикум предназначается студентам для подготовки к занятиям и протоколирования практических работ по курсу нормальной физиологии. Составлен с учётом требований утверждённой Министерством здравоохранения Республики Беларусь в 2005 г. программы по дисциплине «НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ» для студентов учреждений образования, обеспечивающих получение высшего медицинского образования. Характер студенческого практикума кафедры нормальной физиологии постоянно изменяется в связи с улучшением уровня технического оснащения и появлением возможности моделирования многих классических физиологических экспериментов на виртуальных животных, ориентацией практикума на исследование состояния физиологических функций организма здорового человека. В практикум введены работы, предусматривающие использование компьютерной техники для обучения и контроля знаний студентов, моделирования известных физиологических феноменов. Представлено описание техники проведения исследований состояния некоторых функций у человека современными методами клинического анализа крови, газоанализа, электроэнцефалографии, исследования резервов кардиореспираторной системы и др. К каждому занятию в компьютерном классе кафедры имеются обучающие и контролирующие программы, которыми студенты могут воспользоваться при подготовке к текущим и итоговым занятиям; для освоения учебных материалов во время и после занятий; при отработке пропущенных занятий, а также при подготовке к экзаменам. В конце изучения раздела физиологии, при условии освоения студентом практических навыков и достаточных теоретических знаний по выполненным работам и рассмотренным вопросам занятий, а также при соблюдении учебной дисциплины и правил техники безопасности, ставится подпись преподавателя (тема зачтена). Список литературы прилагается к каждому занятию. Рекомендуется внимательно читать настоящее издание при подготовке каждого занятия. Авторы будут благодарны за рекомендации и замечания, способствующие дальнейшему улучшению данного практикума. ![]() Раздел «ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ» Занятие 1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ^ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КРОВИ Основные вопросы:
Вопросы для самоконтроля:
ЛИТЕРАТУРА
Инструктаж по технике безопасности Программа обучения на кафедре нормальной физиологии предусматривает выполнение студентами практических работ, овладение практическими навыками работы с некоторыми электроприборами, компьютерной техникой, исследовательским оборудованием, лабораторной посудой, химическими реактивами и биологическими жидкостями. Кроме того, студентам может быть предоставлено право выполнять научную работу в лабораториях кафедры во внеучебное время. ^ Студенты до входа в учебное помещение должны надевать халат. Для общего наблюдения за порядком, соблюдением правил и выполнением требований техники безопасности при работе в учебных помещениях назначаются дежурные из числа студентов группы. Дежурные обязаны получать различные материалы, необходимые для выполнения практических работ занятия. По окончании работы дежурный должен сдать полученные материалы и проверить стояние практикума – выключены ли вода и электричество. ^ При работе с электрооборудованием и электроприборами возможны случаи поражения людей электрическим током и возникновения пожара. Причиной тому может послужить:
В случае обнаружения неисправности электроприбора или электрооборудования необходимо сообщить об этом преподавателю. При работе с электрооборудованием и электроприборами строго запрещается:
Действия в случае возникновения пожара В случае возникновения загорания нужно немедленно отключить напряжение, вызвать помощь и приступить к тушению пожара. Огнетушители имеются в комнатах 104, 131, 135, 138. Прежде, чем приступить к тушению возгорания, необходимо обесточить электросеть помещения. Затем применить огнетушитель. Для тушения можно также использовать имеющиеся пожарные рукава: размотать рукав, открыть кран. Пожарные краны с рукавами находятся в конце коридора за 136-й комнатой, в нише между комнатами 139 и 140, 133 и 132, а также напротив 104-й комнаты. ^ Первая медицинская помощь пострадавшим должна оказываться немедленно и правильно. От этого зависит жизнь и последствия травм, ожогов и отравлений. С конкретными правилами ее оказания вы будете знакомиться на клинических кафедрах. Если при поражении электрическим током получены серьезные травмы, ожоги, нужно обязательно вызвать скорую медицинскую помощь, при легких поражениях после оказания первой помощи пострадавшие направляются в медицинское учреждение. Следует помнить, что, оказывая помощь человеку, находящемуся под действием тока, нельзя прикасаться к нему голыми руками. Прежде всего, нужно отключить установку (прибор), которой касается пострадавший. При невозможности отключения всей установки необходимо отделить пострадавшего от токоведущих частей, используя палки, доски и другие сухие предметы, не проводящие электрический ток, или перерубить провода топором с сухой рукояткой. Во всех случаях необходимо вызвать дежурного лаборанта, который находится в комнате 131, или преподавателя кафедры. ^ Работа 1.1. Освоение методики занятий в компьютерном классе Компьютерный класс кафедры позволяет контролировать степень усвоения студентами учебного материала, а также предоставлять в наглядном виде учебную информацию для усвоения дисциплины. Использование компьютерных программ, позволяющих моделировать ответную реакцию органов и систем на различные воздействия, облегчает усвоение и понимание учебного материала. На вступительном занятии студенты знакомятся с правилами работы в классе, с видами учебных материалов, предлагаемых к занятиям и, в частности, с содержанием материалов вступительного и следующего занятия. ^ Таблица 1 Некоторые важнейшие показатели гомеостаза
^ Гемолиз разрушение мембраны эритроцитов с выходом гемоглобина в плазму крови. В зависимости от причины, вызывающей гемолиз, различают следующие его виды: осмотический, механический, термический, химический, биологический. Физиологический гемолиз является результатом естественного старения и разрушения эритроцитов. ^ 0,9 % раствор NaCl; нашатырный спирт; спирт; йод; дистиллированная вода; 3 пробирки; скарификаторы в стерилизаторе; вата; резиновые перчатки; маски, 3 % раствор хлорамина. ^ В одну из пробирок наливают 2 мл 0,9 % раствора NaCI, во вторую — 2 мл 0,9 % раствора NaCI и 5 капель нашатырного спирта, в третью 2 мл дистиллированной воды. В каждую пробирку вносят по 2 капли крови и перемешивают содержимое. Результат оценивают через 45 мин.
Р ![]() (демонстрация) Осмотическое давление плазмы крови зависит от количества (суммарной концентрации) молекул всех растворенных в ней веществ (электролитов и неэлектролитов). Осмотическое давление является одной из жестких гомеостатических констант и определяет распределение воды между внутренней средой и клетками организма. Величина осмотического давления плазмы крови составляет у здорового человека в среднем 29010 мосмоль/кг (7,3 атм, или 5600 мм рт. ст., или 745 кПа). Определение осмотического давления биологических жидкостей (кровь, ликвор, лимфа и др.) проводят криоскопическим методом. Известно, что температура замерзания жидкости тем ниже, чем выше суммарная концентрация мелких ионов и молекул. У человека температура замерзания крови ниже нуля на 0,560,58С, а температура замерзания плазмы крови ниже нуля на 0,54С. ^ Демонстрация учебного видеофильма. Прибор «OSMOMETER MO 801» позволяет определить осмоляльность биологической жидкости (оsmol/kg) в объеме 0,05 мл. Полученные в фильме результаты внести в протокол.
Занятие 2. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА КЛЕТКИ ^ Основные вопросы:
Вопросы для самоконтроля:
ЛИТЕРАТУРА
^ Работа 2.1. Изучение рецепторного механизма влияния адреналина на частоту сокращения сердца Работа выполняется с помощью программы ^ . Заполните таблицу и сделайте вывод о рецепторном механизме влияния адреналина на ЧСС, сравнив его эффект при действии антагониста β-адренорецепторов пропранолола с исходным эффектом.
|