|
Скачать 200.25 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Зареченская средняя общеобразовательная школа Собинского района Владимирской области Материалы на муниципальный фестиваль «Калейдоскоп педагогических идей -2009» Конкурс методических материалов «Лучший методический материал -2009» НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ в школе (печатные материалы, фотографии) Автор Лисова Светлана Владимировна, педагог-психолог МОУ Зареченской СОШ 2008-2009 уч. год Пояснительная записка Неделя психологии — это совокупность психологических акций, подчиненных одной теме, одной идее, которая для включенного в нее человека разворачивается как некое целостное завершенное действо. Принципы построения недели психологии: * неделя должна быть целостной и законченной, то есть психологически очерченными начало и конец, основную идею и девиз; * каждый день плавно должен перетекать в следующий; * необходимо иметь виды работы, которые делали бы каждый день неповторимым; * каждый день должен быть целостным и законченным, то есть содержать некоторое центральное мероприятие, иметь смысловую направленность, которая также может выражаться в девизе дня; * события недели должны охватывать как можно больше детей и взрослых; * мероприятия недели не должны, по возможности, вмешиваться в учебный процесс; по крайней мере это вмешательство необходимо сделать минимальным и строго оговорённым с педагогами и администрацией. ^
^
В понедельник утром каждому входящему в фойе психолог предлагал один цветной жетончик, что бы отметить своё настроение в начале дня на “радуге настроений». В конце дня результаты опроса были вывешены в виде диаграммы. (см. приложение №1) Девиз дня: «Пусть в жизни не будет черных полос». На линейке после 1 урока было объявлено, что неделя будет необычной – пройдёт неделя психологии в школе. Хотелось бы, что бы все ребята приняли участие. ( см. приложение №2) В коридоре прошла презентация «забора психологической разгрузки» (На стене прикреплён лист бумаги ) Предлагалось, что все желающие смогут написать на нем, все, что угодно. Забор пользовался огромным успехом – на нем не осталось ни сантиметра свободного пространства. Вторник –начался с раздачи ребятам листков с заданиями для игры «Следопыт». На переменах звучала веселая музыка, группы ребят бегали по школе, считая ступеньки, двери, задавая вопросы учителям, другие просто танцевали в фойе. ( см. приложение №3) Девиз дня: «А кому сейчас легко?» После уроков состоялась игра для учащихся 5-6 классов «Мир фантазии» с веселыми конкурсами. (см. приложение №4) ^
Вопросы можно придумывать любые. В конце дня подводятся итоги игры. ^ Развивающая игра «Мир фантазии» Цель игры: -развитие коммуникативных навыков, наблюдательности, внимания, памяти; -развитие навыков межличностного общения; -развитие саморегуляции; -воспитание чувства коллективизма, ответственности, взаимовыручки; -создание атмосферы психологического комфорта; -воспитание взаимоуважения и доверия. Участники : команды 5-6 классов (по 6 человек от класса) Жюри : учителя, гости . Оборудование: по числу команд
Бланки для оценивания конкурсов членам жюри. Каждая команда располагается вокруг своего стола. Ход игры 1 конкурс Команды-участницы в течение 5 минут придумывают название, девиз, приветствие. Жюри оценивает конкурс по 5-балльной системе. 2 конкурс Команды на листах ватмана делают коллаж из рисунков, вырезанных из цветных журналов на тему «Страна фантазия» и готовят рассказ о ней. Время выполнения 10 минут Жюри оценивает оригинальность, смысловое сопровождение по 5-балльной шкале. 3 конкурс «Капитаны» Все участники встают вокруг своего стола, наблюдатель следит за правильностью выполнения заданий. По команде участники выполняют различные движения, но условие таково: движение выполняется только в том случае, если сначала ведущий произнес «Капитан сказал» , если эта фраза не произнесена, то команда не выполняется, невнимательные садятся на свое место. Побеждает та команда, у которой на конец игры остается наибольшее количество стоящих участников. Жюри присуждает команде столько очков, сколько стоящих участников осталось на момент окончания игры. 4 конкурс Эстафета. 1. Участники каждой команды встают друг за другом, первый участник завязывает на голове косынку, поворачивается к следующему, улыбается, отдает ему косынку и т.д. до последнего участника. 2.Первый участник надувает воздушный шар и передает его над головой следующему и так до последнего, затем передают обратно по полу пропуская шар между ногами. 5.конкурс Московский хор зверей. Каждая команда выбирает себе животное, которому будет подражать. Затем на мотив любой известной детской песни участники должны пропеть голосами тех животных, которых они выбрали. Побеждает команда, которая громче и правильно споет. Оценивается по 5-балльной системе. Пока жюри подводит итоги можно провести с участниками и зрителями кольцовку песен о дружбе и др. Подведение итогов конкурса. Жюри не присуждает места , а объявляет победителей по номинациям: самые внимательные, самые быстрые, самые музыкальные, лучшие фантазеры. ПРИЛОЖЕНИЕ№5 ^ Цели:
Содержание занятия: 1. Разминка. Игра “Общий ритм” Все стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши, задавая ритм, который группа поддерживает. 2. Вступление Ведущий: Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя (Я тебе свое "Я", а ты мне – свое "Я"). Вопросы для обсуждения: – Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? – Нужно ли учиться общению? – Как вы считаете для чего это нужно? ^ Чтение стихотворения Б.Липановича “Интересный разговор”. Лягушонок “Квак-квак!”, А Утенок “Кряк-кряк!”, Все сказали, все спросили… Хорошо поговорили! Дети стоят возле парт. Ведущий в произвольной последовательности произносит слова “Лягушонок” и “Утенок”. Мальчики хором говорят слова лягушонка (“Квак-квак” ), девочки – слова утенка (“Кряк-кряк”). Игра проводится в быстром темпе на выбывание: кто ошибется – садится. В конце подводится итог, кто был внимательнее (“Утенок” или “Лягушонок?” ^ – Согласны ли вы с тем, что герои стихотворения “хорошо поговорили”? Почему? – Зачем люди разговаривают между собой? – Известно, что Робинзон Крузо 28 лет провел на необитаемом острове. Как вы думаете, что было для него самым трудным? (Несмотря на то, что добывать огонь, заниматься строительством,. охотой, земледелием, изготавливать мебель, одежду и т. д. было непросто, тяжелее всего было одиночество (“Не с кем поговорить”.) Задание классу: попробуйте как можно дольше не говорить, сколько вы выдержите? ^ Ведущий предлагает одному из учащихся протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: “Я рад общаться с тобой”. Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому ребенку, произнеся эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг. Завершает упражнение ведущий словами:“Ребята, я рада общаться с вами!” ^ Дети стоят в кругу, а ведущий в кругу показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки “Если нравится тебе, то делай так…”, остальные дети повторяют движение, продолжая песенку:“Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так…”. Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока каждый побывает в роли ведущего. ^ Ведущий предлагает детям взять из коробки по одному или по два разноцветных камешка и подарить их тому, кому они захотят, но обязательно со словами:“Я дарю тебе камешки, потому что ты самый…(сказать о том, что тебе нравится в этом человеке). Тем детям, которым никто не подарит камешек, это нужно сделать ведущему, который обязательно отмечает лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок. 10. Подведение итогов занятия – Что понравилось больше всего? – Что вам дало это занятие? ^ Занятие для учащихся подросткового возраста Необходимые средства: листки бумаги и ручки по количеству участников, фломастеры, шарф, 1. Приветствие Все участники берутся за руки и здороваются друг с другом, называя соседей по имени. 2. Разминка Упражнение «Солдат и тряпичная кукла» Инструкция. Участникам предлагается представить, что они солдаты, которые стоят на плацу, вытянувшись в струнку и замерев. Как только ведущий произносит слово «Солдат!», дети изображают таких военных. После того, как участники постоят в напряженной позе, произносится команда «Тряпичная кукла!». Выполняя ее, дети должны максимально расслабиться: слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Затем следует первая команда и т.д. Игра заканчивается на стадии расслабления3. Работа по теме занятия Упражнение «Закончи предложение» Инструкция. Участникам предлагается закончить предложение, текст котор писан на доске:
Затем ведущий подводит итог: друзья это те, кому мы верим, кто не прс не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем дс свои секреты. ^ Инструкция. Упражнение выполняется в парах. Тонким шарфом или платке завязываются руки детей (правая и левая), стоящих рядом. При этом кисти остаются свободными. Детям дают по одному фломастеру разного цвета. 3. нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Условие: рисовать м только рукой, которая привязана к партнеру. Тему рисунка предлагает ведущий или выбирают сами участники. Комментарий. Необходимо предупредить играющих, что оценивается не только качество рисунка, но и процесс работы: были ли споры и конфликты v. участниками, одинаковое ли участие они принимали в работе (легко определить по количеству цвета, которым рисовал ребенок), обсуждали ли дети с-рисунка, порядок рисования и т.д. Можно тактично напомнить об ошибках при сотрудничестве, допущенных детьми, но перед этим необходимо обязательно отметить положительные стороны общения. Анализ упражнения:
Рефлексия занятия. Синквейн «Дружба-это…» (ребята пишут на листочках свои синквейны на заданную тему) ^ Анкета «Я выбираю…» Оцените важность для вас данной сферы жизни от 1 до 5 баллов.
Общие итоги оформляются в виде диаграмм и вывешиваются на стенде в коридоре. ^ Задания для ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО МАРАФОНА.
8.Из слова ОДУВАНЧИК (только из этих букв, два раза букву использовать нельзя) составь как можно больше других слов. Время выполнения 3 минуты. Если за отведенное время ты написал 9 и более слов, то результат можно считать высоким. 9.Напиши как можно больше предложений из 5 слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы: Р, И, С, Н, К. Предложение должно иметь смысл, слова должны быть согласованы по родам, падежам и числам. Добавлять другие слова или предлоги нельзя. Буквы можно использовать в виде предлогов. Время работы 5 минут. Результат можно считать хорошим, если ты смог написать больше 5 предложений. 10.Измени одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое (название какого-либо насекомого или млекопитающего): Пример: сода - сова. ВОСК - ЛИСТ - МОТ- РОЗА- ^ ТИР - ОБОД - ЛЕС - ГОРКА - ГОЛ- ЩИТ- 11. Следующие задания направлены на формирование качеств, необходимых для творческой работы с изучаемым предметом. Задания состоят из 6 элементов, соединенных между собой логическими, ассоциативными или иными связями. Определив тип связи по этим элементам, напишите вместо знака вопроса правильный ответ. Пример. Утро - з День - ? Вечер - у Ответ. Утром - Завтрак (з) Днем — обед (о) Вечером - ужин (у).
(ответы: отчим - мачеха осень-сентябрь платье - одежда осень - желтый земля - женский род пятница - суббота, мокрый – сухой) 12. Для развития ассоциативных способностей можно- использовать следующее упражнение: к трем словам надо подобрать четвертое, такое, чтобы оно подходило ко всем трем. Ответы:
|