|
Скачать 260.5 Kb.
|
![]() ![]() ПАН-ЕВРОПЕЙСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПО БИОЛОГИЧЕСКОМУИ ЛАНДШАФТНОМУ РАЗНООБРАЗИЮSTRA-CO (2002) 42 28 января 2002 Пункт 2.2 предварительной повестки дня ВТОРАЯ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ “БИОРАЗНООБРАЗИЕ В ЕВРОПЕ ” _________ Шестое совещание Совета Пан-европейскойстратегии в области биологического и ландшафтного разнообразияБудапешт, 24-28 февраля 2002^ Подготовлен Правительством Венгрии при содействии Правительства Объединенного Королевства и Бернской Конвенции ^ Проблема вторжения многочисленных видов растений и животных становится все более актуальной, начиная с прошлого десятилетия, и привлекает большое внимание общественности. Ущерб собственности, ущерб в лесном хозяйстве, перегруженность водных навигационных путей, различные аллергии и отрицательное воздействие некоторых видов заставляют разъяснить проблему чужеродных видов общественности. Однако, инвазии чужеродных видов не всегда заметно влияют на общество и экономику, но оказывают очень сильное воздействие на биоразнообразие и сохранение природы. Биологические инвазии ныне происходят в глобальном, региональном и суб-региональном масштабах, и в ближайшем будущем резко возрастут из-за взаимодействия с другими глобальными переменами, такими как возрастание глобализации рынков, взрывные подъемы в глобальной торговле, перевозки, туризм и товарообмен. Инвазивные чужеродные виды - это виды, интродуцированные намеренно или ненамеренно за пределы своих природных мест обитания, где они имеют возможность вторгнуться, самостоятельно закрепиться, конкурировать с местными видами и занять новые экологические ниши. Они широко распространены по всему миру и обнаруживаются среди всех категорий живых организмов и всех типов экосистем. Известно, что они отрицательно воздействуют на биоразнообразие в пределах и за пределами охраняемых территорий, а также влияют на экосистемы, места обитания и окружающие популяции. Инвазивные чужеродные виды могут вызывать серьезные, необратимые процессы в окружающей среде и экономике на генетическом, видовом и экосистемном уровнях. Следовательно, планирование более эффективных стратегий для борьбы с биологическими инвазиями является приоритетом в мировом масштабе. В этих целях требуются в корне новые действия на национальном, трансграничном, региональном и международном уровнях, основанные на активном, а не реактивном подходе. ВВЕДЕНИЕ Для определения инвазивных видов используются различные термины (неаборигенные, ненативные, экзотические, иноземные, новые), а также для ряда видов, приносящих ущерб (паразиты, сорняки, вредные, вредители, инвазивные, экологически опасные). Существует существенная разница в использовании этих терминов в различных секторах. Санитарные и фитосанитарные службы используют термины "паразиты" и "сорняки", сопровождая их пояснениями, но не различают их по источнику происхождения: а это означает, что в эти термины также входят и нативные виды. Международная Конвенция по защите растений (МКЗР) использует термин "карантинный паразит" для того, чтобы различать их по источнику происхождения и уровню опасности. Многосторонние природоохранные соглашения (МПС) в своих требованиях обычно ссылаются на термины "чужеродные" или "экзотические" (почти всегда без пояснений) в сочетании с критериями вредоносности/инвазивности для идентификации тех видов, которые должны подлежать контролю. Это в общем исключает нативные виды, которые стали инвазивными. Комиссия по выживанию видов МСОП (КВВ) - ГСИВ (Группа специалистов по инвазивным видам) опубликовали "Руководство МСОП по предотвращению потерь, вызванных чужеродными инвазивными видами". Оно было утверждено на 51ом совещании Совета МСОП, Гланд, Швейцария, февраль 2000г. В этом документе мы можем найти следующие "определения": "Чужеродный инвазивный вид" (ЧИВ) - чужеродный вид, который закрепляется в природных или искусственных экосистемах или местообитаниях, является агентом перемен, и угрожает местному биологическому разнообразию. "^ " (не нативный, не аборигенный, иноземный, экзотический) - вид, подвид или низший таксон, встречающийся за пределами своего природного ареала (прошлого или настоящего) и потенциала распространения, (т.е., за пределами ареала, который он занимает в природе, или который не может занять без прямого или непрямого внедрения, или переноса человеком) и включает любые части, гаметы или отростки таких видов, которые могут выжить и соответственно воспроизводиться. ^ "Чужеродный инвазивный вид": чужеродный вид, чье укоренение и распространение угрожает экосистемам, местообитаниям или видам и причиняет экономический или экологический ущерб. Этот вопрос рассматривается в Статье 8 (h) Конвенции о биологическом разнообразии (КБР). "^ " (синонимы: ненативный, неаборигенный, иноземный, экзотический): вид, подвид или низший таксон, внедренный за пределы его начального или нынешнего распространения; включает любые части, гаметы, семена, яйца, или отростки таких видов, которые могут выжить и самостоятельно воспроизводиться. Есть несколько других определений, данных другими организациями, но мы думаем, что это - наиболее приемлемые и всеобъемлющие на сегодняшний день. Инвазивные чужеродные виды ныне считаются одной из основных угроз для биоразнообразия наряду с потерей местообитаний и фрагментацией. Далее, ожидается, что биологические инвазии станут основными двигателями экологической дезинтеграции из-за все увеличивающегося распространения чужеродных видов, что вызвано большей мобильностью человека, резким ростом транспортных технологий, расширением туризма и путешествий, а также свободной всемирной торговли (Сох, 1999, Ruesink et al. 1995). Плюс к угрозе биоразнообразию, затраты, непосредственно связанные с ЧИВ, огромны. Тяжело точно подсчитать экономический ущерб, вызванный биологическими инвазиями. Сюда входят воздействие сорняков на урожайность, возросшая стоимость контроля, уменьшение водоснабжения, затраты на уменьшение изменений, произошедших в охраняемых зонах, негативное влияние интродуцированных патогенов на природу и здоровье людей, а также воздействие морских организмов, транспортируемых кораблями (в основном, балластные воды и сброс отходов). Необходимость предотвратить нежелаемые интродукции чужеродных видов и уменьшить влияние биологических инвазий многократно обсуждались на международном и региональном уровнях. Тем не менее, всеобщая озабоченность угрозой, которую несут с собой биологические инвазии, и общее признание срочных мер по определению и реализации мероприятий по ослаблению этой угрозы, сталкиваются с рядом проблем. Основная трудность заключается в комплексности задействования научного, технического и политического аспектов. Сюда входят много разных источников инвазий, путей и способов их поступления, экономическая значимость многих намеренных интродукций, человеческий фактор, связанный с интродукцией, неадекватность методов обнаружения и контроля новых инвазий и их принятие населением. Чтобы противостоять биологическим инвазиям, очень важно рассмотреть различные аспекты, включая положения международной торговли, контроль во время перевозок, пограничный контроль и карантин, обнаружение новых средств размножения и принятие населением методов контроля. Нужен холистический подход, основанный на большей осведомленности населения и политиков, предотвращении нежелательных интродукций, а также, если предотвратить не удается, устранять интродуцентов, если это возможно и желательно, или проводить эффективный контроль новых ЧИВ. Данный подход требует создания структуры политики биобезопасности, действий и четкого распределения ролей и обязанностей. ЧИВ - это комплексный вопрос, который требует координации и задействования нескольких секторов, тесного сотрудничества между министерствами с различными функциями, а также международной координации соответствующих стратегий и действий. На практике, тем не менее, низкая осведомленность населения и политиков об угрозе ЧИВ зачастую приводит к неправильным действиям и политическим мерам. Чтобы решить проблему биологических инвазий, некоторые страны (особенно Новая Зеландия, Австралия, США, Венгрия и ряд островных государств) и некоторые регионы начали реализовывать соответствующую политику биобезопасности, удачно управляясь в ряде случаев с угрозой ЧИВ. И наоборот, в Европе нет региональной стратегии и общей политики по ЧИВ. Европейские страны должны рассмотреть проблему инвазивных чужеродных видов в рамках ряда международных инструментов. Главная задача заключается в предотвращении или сведении к минимуму потерь биоразнообразия, вызываемых инвазивными чужеродными видами в Европе посредством разработки и выполнения скоординированной европейской стратегии. ^ Признавая данную проблему, некоторые международные конвенции, правительственные и неправительственные организации в разной мере занимаются вопросом потери биоразнообразия, вызываемого чужеродными видами. Согласно Конвенции о биологическом разнообразии (КБР): Статья 8 (h) "Каждая Сторона Конвенции должна, насколько возможно и целесообразно, предотвращать интродукцию, осуществлять контроль и уничтожать те чужеродные виды, которые угрожают экосистемам, местообитаниям или видам". Ответы на ранее сформулированные вопросы 86-102 Вторых национальных докладов по выполнению КБР сконцентрированы на влиянии биологической инвазии и чужеродных видов. Постановления Конференции Сторон (КС) и рекомендации Вспомогательного органа по научным, техническим и технологическим консультациям (ВОНТТК) призывают Стороны осуществлять мониторинг для предотвращения инвазий, а также реабилитировать экосистемы, в которых уже произошли инвазии. В своем постановлении IV/1 С, озаглавленном "Чужеродные виды, которые несут угрозу для экосистем, местообитаний или видов", КС попросила ВОНТТК разработать руководящие принципы для предотвращения интродукции и уменьшения влияния чужеродных видов. ВОНТТК 6 ссылается на обсуждение "руководящих принципов" (РП) и на объяснение оппозиционных точек зрения: РП1 - соблюдение мер предосторожности; РП4 - права и ответственность страны; РП10 - намеренная интродукция (ЮНЕП/КБР/КС//6/3 Приложение). Во время работы ВОНТТК, при сотрудничестве с ГПИВ, еще раз отметили, что интродукция чужеродных видов является главной угрозой для биоразнообразия (ЮНЕП/КБР/ВОНТТК/5/5). Угроза биоразнообразию, вызванная инвазией чужеродных видов, считается второй после потери местообитаний. Они серьезно мешают сохранению и устойчивому использованию глобального, регионального и местного биоразнообразия, вызывая серьезные проблемы в функционирование экосистем. 5-е совещание КБР КС настоятельно рекомендовало Сторонам, прочим правительствам и другим органам отдавать предпочтение разработке и выполнению стратегий и планов действий по инвазивным видам. На 7-м совещании Конференции Сторон Конвенции по водно-болотным угодьям (Рамсарская конвенция) в Сан-Хосе, Коста-Рика, 10-18 мая 1999г. инвазивные виды и их воздействие были в числе наиболее важных вопросов. На 17 совещании Комитета по Животным Конвенции о международной торговле видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), состоявшемся в Ханое, (Вьетнам), 30 июля - 3 августа 2001г., было отмечено, что лишь некоторые виды, занесенные в приложения СИТЕС, действительно инвазивные, но они по прежнему получают поддержку, причем осуществляется сотрудничество по данному вопросу с МСОП/SSC Группой специалистов по инвазивным видам (ГСИВ) и КБР. ГСИВ согласилась сотрудничать в процессе создания списка потенциально инвазивных видов СИТЕС. Комиссия МСОП по выживанию видов (КВВ) - ГСИВ разработали Глобальную базу данных по инвазивным видам (и Систему заблаговременного предупреждения). Основные характеристики этой базы данных - ее доступность (через Интернет) и легкость в обращении. Простая модель местообитаний используется для прогнозирования, какие регионы в мировом масштабе потенциально рискуют быть подвергнутыми инвазии. Эти разработки осуществляются как часть Глобальной программы по инвазивным видам (ГПИВ), координируемой Научным комитетом по проблемам окружающей среды (НКПОС). МСОП, САВ International и ЮНЕП являются партнерами ГПИВ. Список 100 Мировых наиболее опасных инвазивных чужеродных видов и база данных являются составной частью Глобальной базы данных по инвазивным видам. Этот список создан, главным образом, с учетом американских и австралийских обстоятельств, поэтому нужно создать европейский региональный список. В 2002г. в Эстонии будет проводиться региональный Нордический/Балтийский семинар в целях создания сети глобальных баз данных по инвазивным чужеродным видам Нордического/Балтийского региона. В ходе семинара участники будут работать в направлении создания региональной базы данных для обмена информацией по инвазивным чужеродным видам как в пределах региона, так и на глобальном уровне. 6-е совещание ВОНТТК КБР (Монреаль, 12-16 марта 2001г.) было посвящено обсуждению Инвазивных чужеродных видов. "Дополнительное совещание" было организовано во время ВОНТТК-6 для представления деталей о работе Бернской конвенции по ЧИВ и обсуждения с участниками Документа T-PVS (2001) 12. На ВОНТТК-6 был утвержден проект рекомендаций: "приветствовавший инициативу Совета Европы (Бернской конвенции) оказать помощь в реализации Статьи 8 (h), включая разработку Европейской стратегии по инвазивным чужеродным видам". Этот проект рекомендаций включает оптимальные варианты предстоящей работы. Секретариат Бернской конвенции и Европейское отделение Группы специалистов по инвазивным видам Международного союза охраны природы (МСОП-ГСИП) представили 3 документа:
^ Некоторые международные, региональные и суб-региональные инструменты, ратифицированные или утвержденные большим числом Европейских стран, рассматривают различные аспекты проблемы ЧИВ. Основные инструменты предназначены для контроля интродукции и распространения заболеваний и вредителей в целях защиты здоровья человека, животных и растений. Договоры в области охраны рассматривают инвазивные чужеродные виды с точки зрения их возможного воздействия на нативные виды и экосистемы. Эти инструменты указывают на действия, которые необходимо осуществить странам: ряд договоров настоятельно рекомендует странам усовершенствовать рабочие программы, избегать повторов в работе, способствовать сотрудничеству и рассмотреть возможность синергии между участниками. Более того, поскольку чужеродные виды используют транспорт и торговые пути, региональные и национальные меры по предотвращению или сведению к минимуму нежелательных интродукций сталкиваются со сложностями в рамках многосторонней торговой системы. Всемирная торговая организация (ВТО), преимущественно посредством Соглашения о применении санитарных и фитосанитарных мер, определяет принципы и правила, учитывая при этом источники международных стандартов, которым нужно при необходимости следовать, проводя национальные мероприятия. На политическом уровне, в Европе за региональную природоохранную политику ответственны две организации: Совет Европы, который вместе с 42 странами-членами составляет большой процент от всего европейского региона, и Европейский Союз (ЕС), который ныне насчитывает 15 членов, а присоединение новых стран уже в повестке дня. Совет Европы В рамках Совета Европы Конвенция о сохранении европейской дикой природы и природных мест обитания (Бернская конвенция, 1979) является главным юридическим инструментом для разработки и выполнения природоохранной политики. В статье 11, параграф 2б, Конвенция требует, чтобы "каждая Сторона Конвенции … осуществляла строгий контроль над интродукцией ненативных видов". Бернская конвенция является одной из немногих международных инструментов, который разработал особые технические схемы для работы с ЧИВ. Начиная с 1989г. Бернская конвенция осуществила широкий ряд мероприятий по усовершенствованию реализации Сторонами, включая утверждение рекомендаций по общим вопросам ЧИВ и по особым проблемам, возникшим из-за ЧИВ, подготовку технических отчетов, организацию семинаров и создание групп экспертов по чужеродным видам. Европейский Союз В рамках Европейского Союза, природоохранная политика определяется посредством Стратегии ЕС по биоразнообразию, и выполняется с помощью положений и директив, являющихся юридически обязующими инструментами для стран-членов ЕС. В отношении ЧИВ, страны-члены должны принимать меры, гарантирующие, что интродукция любого чужеродного вида птиц не нанесет вреда местной фауне и флоре (Директива Совета 79/409/ЕЕС по Сохранению диких птиц). Они также должны регулировать намеренное высвобождение в природу любого чужеродного вида, чтобы не повредить местообитания и дикую нативную фауну и флору ( Директива Совета 92/43/ЕЕС по сохранению природных местообитаний и дикой фауны и флоры). Положения ЕС о реализации СИТЕС в рамках ЕС представляет основу для контроля импорта отдельных видов, которые могут стать инвазивными (Положение 338/97, Статья 4(д)). Сейчас Стратегия ЕС по биоразнообразию гласит: "Присутствие или интродукция чужеродного вида или подвида потенциально может стать причиной дисбаланса и изменений в экосистемах. Он может оказать потенциально необратимое воздействие, посредством гибридизации или конкуренции, на местные составляющие биоразнообразия. Используя принцип предосторожности, общественность должна принять меры по предотвращению отрицательного воздействия чужеродных видов на экосистемы, приоритетные виды или местообитания, от которых они зависят, а также организовать контроль, управление, и, где можно, устранить возможный риск." (СОМ (1998)42). ^ Нынешний спектр национальных действий разнообразен. Например, Словакия издала ряд популярных брошюр об инвазивных деревьях и прочих сосудистых растениях. Австрийские эксперты подготовили свой список инвазивных видов, включающий два основных раздела. Первый называется "Неозоа/Неофита, встречающиеся в отдельных регионах Австрии, но имеющие тенденцию стать инвазивными", и второй под названием "Неозоа/Неофита, которые представляют прямую либо непрямую угрозу биоразнообразию естественных или близких к естественным Австрийских экосистем".
^ Региональный подход Разработка и реализация регионального подхода к проблемам ЧИВ - одно из действий, которое может оказать существенную помощь на европейском уровне. Далее, следует разрабатывать европейскую политику. Потенциал для законов в области торговли и транспорта для предотвращения нежелательных интродукций следует изучить, включая:
Прочие действия на региональном уровне включают: упрочение и содействие гармонизации юридических структур и процедур предотвращения; повышение осведомленности по вопросам ЧИВ; идентификация приоритетных ЧИВ (т.е., создание списка чужеродных видов, интродуцированных в страны, а также "черный список"); реализация ключевых проектов, требующих совместных усилий и общей экспертизы. Суб-региональные подходы Хотя Европа характеризуется территориальной протяженностью, существуют биогеографические различия в отношении видов, подвидов, популяций и экосистем. Биогеографический подход можно применять при создании "черных списков" и при разработке методов и мероприятий по контролю или устранению ЧИВ, включая определение и реализацию специальных планов действий (т.е., план действий по Средиземному морю, созданный для борьбы с биологическими инвазиями на островах, Альпийский план действий по серой белке, Балтийская политика по утилизации балластных вод). Суб-региональный подход также важен при мониторинге и борьбе с трансграничными ЧИВ. Национальные и суб-национальные подходы Странам предстоит выделить соответствующие ресурсы на проблему ЧИВ; использовать международные инструменты и, при необходимости, утвердить или пересмотреть юридические структуры для устранения помех необходимым действиям в отношении биологических инвазий; назначить национальные ведомства по биобезопасности или координационные механизмы для сбора и циркуляции информации, авторизации процессов и выполнения мероприятий по борьбе с инвазивными видами, включая проекты по их искоренению; повысить осведомленность по вопросам ЧИВ; разработать и ввести в действие европейскую политику по данной проблеме. Следует реализовать суб-национальную политику для островных государств (Португалия: Мадейра и Азорские острова; Испания: Канарские и Балеарские острова; Италия: Сардиния и Тасканский архипелаг) и для экосистемных единиц (т.е., поймы рек). За время своего президентства в Европейском Союзе, Франция провела в Монпелье научное совещание высокого уровня 4-6 декабря в 2000г, под названием "Биология инвазий: стратегические вопросы для исследований в области европейского биоразнообразия", названный BIM 2000. Делегаты совещания Европейской платформы для стратегии исследований биоразнообразия пришли к следующим выводам:
Участники решили, что следующие три ключевых вопроса - высокоприоритетные для исследований в Европе:
Участники этого семинара также договорились, что:
^ Обсуждение должно сконцентрироваться на дальнейшем развитии имеющихся рекомендаций: использование термина "инвазивный чужеродный вид" в соответствии с отчетами ГПИВ; оказание поддержки утверждению ВОНТТК Руководящих принципов по чужеродным инвазивным видам; отразить принцип предосторожности (версия 2), государственная ответственность за интродукцию (намеренную и ненамеренную) подразумевает меры предосторожности, ограничению и контролю (версия 1), отдать предпочтение подготовке региональной стратегии и разработке общей политики по ЧИВ в Европе, что окажет содействие реализации статьи 8 (h), основываясь на утвержденных Руководящих принципах; подчеркнуть потенциальную роль Бернской конвенции, МСОП и прочих форумов, в особенности МКЗР, Европейской научной организации по растениям и синергии в области действий с ЕС и прочими подобными организациями (ФАО, СИТЕС, Рамсарская конвенция, ВТО, ГПИВ), признать необходимость наличия европейского списка инвазивных чужеродных видов как инструмента, стимулирующего использование более эффективных превентивных мер, подтвердить необходимость идентификации и выявления пробелов в регуляторной структуре, возможность утверждения особых юридически обязующих инструментов по чужеродным видам, гармонизация политики, создание потенциала для рассмотрения вопросов ЧИВ, эффективный контроль проблемных видов ЧИВ немыслим без постоянного международного сотрудничества, поддержание и развитие национальной и региональной систем мониторинга чрезвычайно важно, сбор и обработка национальных и региональных данных по распространению ЧИВ на глобальном уровне, инициировать новые проекты по картированию, гармонизация национальных систем картирования, после подготовки общей стратегии по инвазивным видам потребуются проекты по их искоренению (версия 1), в проектах по восстановлению больше внимания следует уделять естественным врагам или прочим экологически безопасным методам контроля, привлечь неправительственные организации в систему местного мониторинга или проекты по восстановлению было бы целесообразно, оказать поддержку поиску и разработке методов прогнозирования и предотвращения инвазивного поведения ГМО, высвобожденных в окружающую среду. ПЕРВОИСТОЧНИКИ: Акт № LXXXI от 1995г. об Обнародовании биоразнообразия Акт № LIII от 1996г. о Сохранении природы Чужеродные виды: руководящие принципы для предотвращения, интродукции, уменьшения воздействия, ЮНЕП/КБР/ВОНТТК/5/5, Монреаль, февраль 2000г. Конвенция о международной торговле исчезающими видами дикой фауны и флоры АС17 Док.20.1 Реализация Постановления 11.00 в отношении торговли чужеродными видами. Семнадцатое совещание Комитета по Животным, Ханой (Вьетнам), 30 июля-3 августа 2001г. Конвенция о сохранении европейской дикой природы и естественных мест обитания. Группа экспертов по юридическим аспекта интродукции и реинтродукции диких видов. 2-е совещание, Страсбург, 11-12 мая 1995г. Конвенция о сохранении европейской дикой природы и естественных мест обитания. Руководство по искоренению наземных позвоночных: европейский вклад в решение вопроса об инвазивных видах. Док. T-PVS (2000) 65rev.2, Страсбург, 14 февраля 2001г. Конвенция о водноболотных угодьях КС7 Док.24 Инвазивные виды и водноболотные угодья. Схема ключевой презентации 7-ой Конференции Сторон Конвенции о водноболотных угодьях. Сан Хосе, Коста-Рика, 10-18 мая 1999г. Cox G.W., 1999 - чужеродные виды в Северной Америке и на Гаваях: воздействие на естественные экосистемы. Island press, Вашингтон, D.C., с.387. Комиссия МСОП по выживанию видов (КВВ): Руководство МСОП по предотвращению потерь биоразнообразия из-за вторжения чужеродных инвазивных видов. Утверждено на 51-м совещании Совета МСОП, Гланд, Швейцария, февраль 2000г. Ruesink J.L., I.M Parker, M.J. Groom and P.M. Kareiva, 1995: уменьшение риска интродукции неаборигенных видов. BioScience 45 (7): 465-477. ЮНЕП/КБР/КС/6/3. Отчет шестого совещания Вспомогательного органа по научным, техническим и технологическим консультациям, Гаага, апрель 2002г. ЮНЕП/КБР/ВОНТТК/4/8. Разработка руководящих принципов для предотвращения воздействия чужеродных видов посредством идентификации приоритетных областей работы с изолированными экосистемами, с помощью оценки и рекомендаций в отношении дальнейшего развития глобальной программы по инвазивным видам, Монреаль, июнь 1999г. ЮНЕП/КБР/ВОНТТК/6/6/ИНФ/7. Инвазивные чужеродные виды: отчет о совещании группы связи по инвазивным чужеродным видам. Кирстенбош, Кейптаун, сентябрь 2000г. ЮНЕП/КБР/ВОНТТК/6/6. Инвазивные чужеродные виды: Итоговый отчет по вопросам, намеченным в постановлении V/5, параграф 5, 11 и 14, а также анализ национальных докладов. Монреаль, март, 2001г. ЮНЕП/КБР/ВОНТТК/6/ИНФ/5. Инвазивные чужеродные виды: отчет об эффективности работающих юридических инструментов, применимых к инвазивным видам. Монреаль, март 2001г. ЮНЕП/КБР/ВОНТТК/6/ИНФ/6. Инвазивные чужеродные виды: отчет о существующих международных процедурах, критериях и потенциале оценки риска воздействия инвазивных чужеродных видов. Монреаль, март 2001г. ЮНЕП/КБР/ВОНТТК/6/ИНФ/11. Инвазивные чужеродные виды: статус, воздействие и тенденции чужеродных видов, которые ставят под угрозу экосистемы, местообитания и виды. Монреаль, март 2001г. ![]() Рисунок 1. Распространение блошки длинноусой (Diabrotica virgifera virgifera) в Европе Согласно C.R. Edwards and J. Kiss (2001) FAO WCR Сеть (предварительная карта) |