Вопросы для подготовки к вступительным испытаниям по биологии icon

Вопросы для подготовки к вступительным испытаниям по биологии





Скачать 124.72 Kb.
НазваниеВопросы для подготовки к вступительным испытаниям по биологии
Дата01.02.2013
Размер124.72 Kb.
ТипДокументы
Вопросы для подготовки к вступительным испытаниям по биологии (на базе 9 классов)

Вопросы составлены в соответствии со школьным курсом биологии за 6- 9 класс. Особенностью является практическая направленность - профилактика, лечение заболеваний систем органов; профилактика и лечение инфекций, глистных инвазий; знание основ ботаники, зоологии.


I Многообразие живых организмов.
Ботаника - наука о растениях.


Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие, распространение на Земле.

Общие свойства растений. Растение как целое.

Роль света в жизни растения. Фотосинтез.

Ткани высших растений.

Цветковое растение и его строение.

Семя. Строение семян (на примере двудольного и однодольного растения). Состав семян. Условия прорастания семян. Дыхание семян. Питание и рост проростка. Время посева глубина заделки семян.

Корень. Развитие корня из зародышевого корешка. Виды корней. Типы корневых систем (стержневая и мочковатая). Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Зоны корня. Рост корня. Понятие о ткани. Поглощение корнями воды и минеральных солей, необходимых растению. Удобрения. Дыхание корня. Значение обработки почвы, внесения удобрений, полива для жизни культурных растений. Видоизменения корня (корнеплоды, воздушные подпорки).

Стебель. Понятие о побеге. Почки листовые и цветочные, их строение и расположение на стебле. Развитие побега из почки. Рост стебля в длину. Анатомическое строение древесного стебля в связи с его функциями: кора, камбий, древесина, сердцевина. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец, передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Значение стебля.

Видоизмененные побеги: корневища, клубень, луковица, их строение, биологическое и хозяйственное значение.

Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями, кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки. Дыхание листьев. Питание растений из воздуха. Испарение воды листьями. Листопад. Значение листьев в жизни растений. Видоизменения листьев.

Вегетативное размножение цветковых растений. Размножение растений по средством побегов, корней, листьев в природе и растениеводстве (видоизмененными побегами, стеблевыми и корневыми черенками, отводками, делением куста, прививкой). Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения.

Цветок и плод. Строение цветка, цветоножка, цветоложе, околоцветник (лепестки, тычинки, пестик или пестики). Строение тычинки и пестика. Цветки однополые и многополые. Соцветия и их биологическое значение. Перекрестное опыление насекомыми, ум.

Самоопыление. Оплодотворение. Образование семян и плодов. Значение цветков, плодов и семян в природе и жизни человека.

Растение - целостный организм. Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания.

Классификация цветковых растений. Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений и их классификация. Элементарные понятия о систематических категориях - вид, род, семейство, класс. Значение международных названий растений.

Класс двудольных растений. Семейство крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых, сложноцветных.

Класс однодольных растений. Семейство злаков, семейство линейных.
Отличительные признаки растений основных семейств; их биологические особенности народнохозяйственное значение.

Типичные культурные и дикорастущие растения этих семейств. Влияние хозяйственной деятельности на видовое многообразие этих цветковых растений.

Охрана редких видов растений. Красная книга. Основные группы растений.

Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Распространение бактерий в воздухе, почве, воде, живых организмах. Роль бактерий в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.

Водоросли. Строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей (хламидомонад, плеврококк, хлорелла). Размножение водорослей. Нитчатые водоросли. Значение водорослей в природе и хозяйстве.

Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение. Условия жизни грибов в лесу. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы, дрожжи. Грибы - паразиты, вызывающие болезни растений. Роль грибов в природе и хозяйстве.

Лишайники. Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль лишайников в природе и хозяйстве.

Мхи. Зеленые мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Мох сфагнум, особенности его строения. Образование торфа, его значение.

Плауновидные. Рост. Размножение. Использование.

Хвощевидные. Строение. Размножение.

Папоротникообразные. Папоротник. Строение. Размножение. Использование.

Голосеменные. Строение и размножение голосеменных (на примере сосны и ели). Распространение хвойных, их значение в природе и народном хозяйстве.

Покрытосеменные, (цветковые). Приспособленность покрытосеменных к различным условиям жизни на Земле и господство в современной флоре.
Влияние хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие растений.

Охрана растений.

Развитие растительного мира на Земле. Основные этапы исторического развития и усложнения растительного мира на Земле. Создание культурных растений человеком. Достижения российских ученых в выведении новых сортов растений.

Растительные сообщества. Понятие о растительном сообществе. Взаимосвязь растений, животных, микроорганизмов, неживой природы в сообществе. Цепи питания. Ярусность надземная и подземная. Сезонные изменения сообщества.

II. Зоология.
Зоология - наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека. Родство и отличие животных и растений. Классификация животных.

Тип Простейшие. Общая характеристика типа.

Класс Корненожки. Обыкновенная амеба. Среда обитания. Движение. Питание. Дыхание. Выделение. Размножение. Инцистирование.

Класс Жгутиковые. Зеленая эвглена - одноклеточный организм с признаками животного и растения.

Класс Инфузории. Инфузория - туфелька. Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Раздражимость.

Многообразие и значение простейших. Малярийный плазмодий - возбудитель малярии как массового заболевания.

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа. Пресноводный полип – гидра. Среда обитания и внешнее строение. Лучевая симметрия. Внутреннее строение (двухслойность, разнообразие клеток). Питание. Дыхание. Нервная система. Рефлекс. Регенерация. Размножение вегетативное и половое. Морские кишечнополостные (полипы и медузы) и значение.

Тип Плоские черви. Общая характеристика типа.
Класс Ресничные черви. Белая планария - представитель свободноживущих червей, инее строение. Двусторонняя симметрия. Мускулатура. Питание. Дыхание. Выделение. Нервная система. Размножение. Регенерация.

Класс Сосальщики. Печеночный сосальщик. Жизненный цикл. Приспособления к паразитизму.

Класс Ленточные черви. Бычий цепень. Паразитический образ жизни. Особенности внешнего и внутреннего строения. Цикл развития и смена хозяев. Меры предупреждения заражения.

Тип Круглые черви. Общая характеристика типа. Человеческая аскарида. Внешнее строение. Полость тела. Питание. Размножение и развитие. Вред аскариды. Меры предупреждения заражения. Острица. Многообразие паразитических червей и борьба с ними.

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа.
Класс Малощетинковые. Дождевые черви. Среда обитания. Внешнее строение. Ткани. Кожно - мускульный мешок. Полость тела. Системы органов пищеварения, кровообращения и выделения. Процессы жизнедеятельности. Нервная система. Регенерация. Размножение. Значение дождевых червей в почвообразовании.

Тип Моллюски. Общая характеристика типа.

Класс Брюхоногие. Большой прудовик. Среда обитания и внешнее строение. Особенности процессов жизнедеятельности. Морские и наземные брюхоногие, их значение.

Класс Двустворчатые. Беззубка. Образ жизни и внешнее строение. Особенности процессов жизнедеятельности. Морские двустворчатые. Значение двустворчатых моллюсков.

Тип Членистоногие. Общая характеристика типа.

Класс Ракообразные. Речной рак. Среда обитания. Внешнее строение. Размножение Внутреннее строение. Пищеварительная, кровеносная и дыхательная системы. Органы пищеварения. Питание, дыхание, выделение. Особенности процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств.

Класс Паукообразные. Паук - крестовик. Среда обитания. Внешнее строение. Ловчая сеть ее устройство и значение. Питание, дыхание, размножение. Роль клещей в природе и практическое
значение, меры защиты человека от клещей.

Класс Насекомые. Майский жук. Внешнее и внутреннее строение. Размножение. Типы развития.

Отряды насекомых с полным превращением. Чешуекрылые. Капустная белянка. Тутовый шелкопряд. Шелководство. Двукрылые. Комнатная муха, оводы. Перепончатокрылы юносная пчела и муравьи. Инстинкт. Наездники.

Биологический способ борьбы с вредителями. Отряд насекомых с неполным превращением. Прямокрылые. Перелетная саранча - опасный вредитель сельского хозяйства.

Роль насекомых в природе, их практическое значение. Сохранение их видового многообразия.

Тип Хордовые. Общая характеристика типа.

Класс Ланцетники. Ланцетник - низшее хордовое животное. Среда обитания. Внешнее строение. Хорда. Особенности внутреннего строения. Сходство ланцетников с позвоночными и беспозвоночными.

Класс Рыбы. Общая характеристика класса. Речной окунь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Пищеварительная, кровеносная, дыхательные системы. Плавательный пузырь. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение. Забота о потомстве. Многообразие рыб. Отряды рыб: акулы, скаты, осетровые сельдеобразные, карпообразные, кистеперые.

Хозяйственное значение рыб. Промысел рыб. Искусственное разведение рыб. Прудовое хозяйство. Влияние деятельности человека на численность рыб.

Необходимость рационального использования рыбных богатств, их охр; защита вод от загрязнения и др.).

Класс Земноводные. Общая характеристика класса. Лягушка. Особенности среды образования. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Особенности строение внутренних орган процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Разнообразие земноводных и их значение.

Происхождение земноводных.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Прыткая ящерица. Среда обитания. Внешнее строение. Особенности внутреннего строения. Размножение. Регенерация. Разнообразие современных пресмыкающихся.

Отряд Чешуйчатые. Отряд Черепахи. Древ пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры.

Происхождение пресмыкающихся.

Класс Птицы. Общая характеристика класса. Голубь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие.

Сезонные явления в жизни птиц, гнездование, кочевки и перелеты. Происхождение птиц, приспособленность птиц к различным средам обитания. Птицы парков, садов, лугов и полей. Птицы леса. Хищные птицы. Птицы болот и побережий водоемов. Птицы степей и пустынь.

Роль птиц в природе и их значение в жизни человека. Роль заповедников и зоопарков в сохранении редких видов птиц. Привлечение птиц. Птицеводство.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса. Домашняя собака. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полости тела. Система органов. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие.

Забота о потомстве.

Отряды млекопитающих.

Первозвери. Происхождение млекопитающих.

Рукокрылые: летучие мыши, крыланы. Грызуны. Хищные: собачьи, кошачьи. Ластоногие. Китообразные.

Парнокопытные. Особенное строения пищеварительной системы жвачных. Породы крупного рогатого скота. Кабан. Домашние свиньи. Непарнокопытные. Дикая лошадь. Породы домашних лошадей.

Приматы. Обезьяны. Роль млекопитающих в природе и в жизни человека. Влияние деятельности человека на численность и видовое многообразие млекопитающих, их охрана.

III. Человек и его здоровье.
Анатомия, физиология и гигиена человека - науки, изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья. Гигиенические аспекты охраны окружающей среды.
Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека (органы, системы органов).

Элементарные сведения о строении, функциях и размножении клеток. Рефлекс. Краткие сведения о строении и функциях тканей (эпителиальная, соединительная и нервная).

Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы. Строение скелета человека. Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, суставы. Движение в суставах. Состав, строение (макроскопическое) и рост костей в толщину.

Мышцы, их строение и функции.

Нервная регуляция деятельности мышц. Рефлекторная дуга. Работа мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.

Предупреждение искривления по очника и развития плоскостопия.

Кровь. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Относительное постоянство внутренней среды.

Состав крови: плазма, форменные элементы. Группы крови. Значение переливания крови. Свертывание крови как защитная реакция. Эритроциты, лейкоциты и тромбоциты, их строение и функции. Малокровие.

Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет. Борьба с эпидемиями.
Лимфатическая система. Строение и основные функции.

Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, вены, капилляры). Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Автоматия сердца. Понятие о нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца. Движение крови по сосудам. Пульс. Кровяное давление. Депо крови. Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функция. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Транспорт газов кровью. Дыхательные движения. Внешнее дыхание и жизненная емкость легких. Понятие о гуморальной регуляции дыхания. Гигиена дыхания.

Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварение, ферменты, роль в пищеварении. Строение органов пищеварения. Пищеварение в полости рта. Глотание.

Работы И.П. Павлова по изучению деятельности слюнных желез. Пищеварение в желудке. Понятие о нервно-гуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Работы И.П. Павлова по изучению пищеварения в желудке. Печень, поджелудочная железа и их роль пищеварении. Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание. Гигиена питания.

Обмен веществ. Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмен. Распад и окисление органических веществ в клетках. Ферменты. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны единого процесса обмена веществ. Обмен веществ между организмом и окружающей средой.

Нормы питания. Значение правильного питания. Витамины и их значение для организма.

Выделение. Органы мочевыделительной системы. Строение почки. Нефрон. Образование мочи. Регуляция работы почек. Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ.

Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в регуляции теплоотдачи. Закаливание организма. Гигиена кожи и одежды.

Нервная система. Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга: продолговатого, среднего, промежуточного, мозжечка. Понятие о вегетативной нервной системе. Большие полушария головного мозга. Значение коры больших полушарий.
Анализаторы. Органы чувств. Значение органов чувств. Анализаторы. Строение и функции органа зрения. Гигиена зрения. Строение и функции органа слуха. Вестибулярный аппарат. Гигиена слуха.
Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Образование и биологическое значение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности; его сущность.

Эволюция условнорефлекторной деятельности нервной системы. Значение слова. Сознание и мышление человека как функции высших отделов головного мозга. Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха.

Сон, его значение.

Отрицательное влияние табака и спиртных напитков на нервную систему.
Железы внутренней секреции. Значение желез внутренней секреции.

Понятие о гормонах. Гормоны гипофиза, щитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников. Роль гормональной регуляции в организме. Эволюция эндокринной системы.
Развитие человеческого организма. Воспроизводство организмов. Половые железы и половые клетки.

Оплодотворение. Развитие зародыша человека.

Особенности развития ого и юношеского организмов.


Общие закономерности биологии.


Биология- наука о живой природе.

Биология: предмет, цели и задачи курса. Взаимосвязи биологии с другими науками.

Многообразие живых организмов. Царства живой природы: вирусы, бактерии, грибы, растения, животные. Уровни организации живых организмов. Свойства живых организмов.

Клетка.

Клетка: растительная, животная, сравнение: на уровне органоидов, их функций. Химический состав клетки: органические, неорганические вещества, их значение в жизни организмов. Вирусы- неклеточные формы жизни.

Транспорт веществ в организме.

Внутренняя среда организма – кровь, лимфа, межклеточное вещество: строение, роль.

Фотосинтез: фазы, образуемые вещества. Сосуды, ситовидные трубки. Значение испарения воды для транспорта.

Выделение. Обмен веществ и энергии.

Обмен веществ у одноклеточных, беспозвоночных, позвоночных животных.

Обмен веществ у грибов. Листопад и его роль для растений ( фенологические явления в жизни растений).

Координация и регуляция.

Древняя регуляция деятельности организма- гуморальная регуляция у растений и животных. Нервная регуляция у беспозвоночных и позвоночных животных. Типы нервных систем: сетчатая, ганглиозная (узловая), трубчатая. Принцип работы нервной системы . Раздражимость. Рефлекс, условный, безусловный рефлексы, инстинкт , импульс: понятия. Строение нейрона- единицы нервной системы. Головной мозг: эволюция у хордовых, отделы, роль. Спинной мозг: расположение, строение, роль.

Размножение и развитие.

Митоз (интерфаза, фазы митоза), его биологическое значение. Мейоз (мейоз1, 2: интерфаза, фазы мейоза), его биологическое значение. Бесполое размножение у одноклеточных организмов: бактерий, простейших, одноклеточных грибов, одноклеточных растений. Спорообразование. Чередование поколений у споровых растений. Вегетативное размножение: побегами и т.д.; прививками. Половое размножение: животных (раздельнополые, гермафродизм, партеногенез; виды оплодотворения). Двойное оплодотворение у растений. Способы опыления: само-; перекрестное ветром, насекомыми, животными. Приспособления к разным способам опыления: однодомных, двудомных, обоеполых, раздельнополых; нектарники, венчик, околоцветник, соцветия; сроки вегетации.

Онтогенез.

Онтогенез, филогенез: понятия. Стадии развития растений. Образование семени, его строение (семя однодольных, двудольных растений). Способы распространения семян и плодов. Виды плодов: сухие, сочные; по количеству семян. Овогенез, сперматогенез у млекопитающих. Партеногенез у пчел и др. животных. Прямое, непрямое развитие приспособления. Полное и неполное развитие: преимущества и значение

Организм и среда.

Факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные. Среды жизни: водная, наземновоздушная, почвенная, организм как среда обитания: экто-, эндопаразитизм. Физиологические адаптации : спячка, оцепенение, зимний покой и др. Биоценоз ( микро -, мезо -, макроценозы; агроценозы) структура, виды, устойчивость, смена - причины. Типы взаимоотношений организмов: взаимополезные, полезнонейтральные, полезновредные, взаимовредные; прямые, косвенные. Пищевая цепь. Ярусность растений, листовая мозаика, прикорневые розетки: значение. Биосфера - глобальная экосистема: структура, функции биокостного, костного, биогенного вещества. Границы биосферы.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Вопросы для подготовки к вступительным испытаниям по биологии iconВопросы для подготовки к вступительным испытаниям по биологии для выпускников образовательных учреждений

Вопросы для подготовки к вступительным испытаниям по биологии iconПеречень вопросов для подготовки к вступительным испытаниям по биологии на базе среднего (полного)

Вопросы для подготовки к вступительным испытаниям по биологии iconКонтрольные вопросы для подготовки к вступительным экзаменам в аспирантуру по специальности

Вопросы для подготовки к вступительным испытаниям по биологии iconКонтрольные вопросы для подготовки к вступительным экзаменам в клиническую ординатуру по специальности

Вопросы для подготовки к вступительным испытаниям по биологии iconСтоматологический факультет экзаменационные вопросы по биологии биология: определение, современный

Вопросы для подготовки к вступительным испытаниям по биологии iconСтоматологический факультет экзаменационные вопросы по биологии с экологией биология: определение,

Вопросы для подготовки к вступительным испытаниям по биологии iconВопросы для подготовки к тестированию по биологии «Паразитология»

Вопросы для подготовки к вступительным испытаниям по биологии iconВопросы по биологии 9 класс Вопросы для проведения вступительных испытаний по биологии в государственных

Вопросы для подготовки к вступительным испытаниям по биологии iconВопросы к вступительным экзаменам в ординатуру

Вопросы для подготовки к вступительным испытаниям по биологии iconЭкзаменационные вопросы к вступительным экзаменам в клинической ординатуре

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы