|
Скачать 80.51 Kb.
|
Что нужно знать родителям об исследованиях, которые могут быть назначены ребенку с речевой патологией
К сожалению, вы заметили, что ваш ребенок отстает в нервно-психическом развитии от своих сверстников, плохо говорит или не говорит совсем. Вы повели ребенка на прием к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу. Ребенка осмотрели специалисты, а невролог назначил ряд исследований. Что это за исследования? Не опасны ли они для ребенка? Для чего их назначают? НЕЙРОСОНОГРАФИЯ (УЗИ головного мозга) – метод ультразвукового исследования головного мозга, который позволяет оценить структуры мозга и приобретает решающее значение в ранней диагностике поражения мозга в результате нарушения мозгового кровообращения, выявляет пороки развития центральной нервной системы. Этот метод позволяет диагностировать повышенное внутричерепное давление, применяется при диагностике инфекционно-воспалительных процессов и в диагностике черепно-мозговых травм. ^ (УЗДГ) используется для оценки артериального и венозного кровотока в сосудах шеи и головного мозга. Метод совершенно безвреден и используется во всех возрастных группах, позволяет диагностировать состояния, обусловленные острым нарушением мозгового кровообращения, возникшим вследствие травмы шейного отдела позвоночника. ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ (ЭЭГ) используется для диагностики судорожных состояний, эпилепсии, в случаях функциональных расстройств центральной нервной системы, при заикании, недержании мочи и кала, различных тиках, страхах, в случае повышенной возбудимости, раздражительности, нервозности, утомляемости, при резких перепадах настроения, а также если у ребенка есть отставание в нервно-психическом развитии. ЭЛЕКТРОМИОГРАФИЯ (ЭМГ) используется для оценки мышечной деятельности, функций всех отделов спинного мозга, а также работы ствола головного мозга. ^ Важное значение в дошкольном возрасте имеет развитие различных форм мыслительной деятельности: понятия, суждения и умозаключения. Перед поступлением в школу ребенок должен овладеть не только единичными, но и общими понятиями типа: кошка – это животное, машина – это транспорт и т.п. Наряду с формированием понятий о конкретных предметах, важно формировать абстрактные понятия о причинно-следственных связях, о временных отношениях, представления о количестве, пространстве и т.д. Важным условием умственного развития считается приобретение знаний и умение оперировать ими. Важной задачей обучения считается не только формирование у ребенка конкретных знаний и представлений, а активизация познавательной деятельности самого ребенка. Развитие познавательной деятельности направлено на формирование логического мышления ребенка. В логическом мышлении выделяют две основные стадии: конкретно-понятийную; абстрактно-понятийную. На конкретно-понятийной стадии ребенка учат выделению признаков предметов на основе цвета, формы, величины, сравнению предметов по определенным заданным признакам. Например, сравнению предметов по длине, ширине, высоте. Ребенок усваивает такие понятия как: одинаковые, длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, больше – меньше и т.п. Затем ребенка учат сравнивать предметы по степени выраженности того или иного признака, например, по интенсивности цвета, по убывающей величине. Для этого используют ряды матрешек, которые ребенок выстраивает по убывающей величине или ставит недостающую матрешку в ряд. Умение строить последовательный ряд по величине является важным этапом в развитии конкретно-понятийного мышления. Важное значение имеют занятия, направленные на обучение ребенка узнавать предметы по определенным признакам. С этой целью широко используются загадки. На конкретном, знакомом для ребенка материале, развивают обобщающие понятия и просят назвать определенные группы слов, например, стол, стул, шкаф, кровать - ...., чашка, тарелка, стакан, блюдце - .... и т.п. Ребенка учат отвечать на вопросы; - Каких ты знаешь животных? - Какие ты знаешь фрукты? - Назови овощи. - Какие ты знаешь игрушки? - Что такое посуда? Перечисли предметы, которые относятся к посуде. - Что такое одежда? Назови предметы одежды и т.д. Очень важно научить ребенка группировать предметы по одному главному признаку: по форме, цвету или величине, предметные картинки по родовым и видовым понятиям (посуда, одежда, игрушки, овощи, фрукты и т.д.). Важное значение для развития логического мышления имеют специальные игры-упражнения на классификацию предметов. Ребенку дается набор картинок с изображением отдельных предметов и предлагается разложить их на группы и назвать одним словом, например, овощи, фрукты, одежда, посуда и т.п. (В домашних условиях игры можно проводить на реальных предметах). Кроме того, проводят специальные занятия по развитию у детей понимания скрытого смысла рассказа или сказки. Например: ^ Жили на одном дворе кот, петух и собака. Жили они дружно, но один раз поссорились, так как не могли согласится друг с другом, что вкуснее всего. - Вкуснее всего молоко, - сказал кот Васька. - Ничего подобного, - сказал петух. – Вкуснее всего крупа или овес. - Пустяки вы говорите, - сказала собачка Жучка, - вкуснее всего косточка. Так и спорят они до сих пор. Помогите помириться. Как решить спор? Важное значение для развития мышления и речи имеют рассказы по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок, а также упражнения на простейшие умозаключения, понимание метафор. Пословиц, а также обучение счетным операциям. Для развития и активизации познавательной деятельности детей учат отгадывать загадки. В процессе отгадывания загадок задают наводящие вопросы. Для стимуляции логического мышления проводятся занятия по выделению лишней четвертой картинки. Для развития познавательной деятельности и подготовки ребенка к обучению ведется работа по совершенствованию связной речи, развитию словообразования, правильного употребления в речи предлогов, обучение рассказыванию, разучиванию стихотворений. Работа с загадками, а также развитие памяти и внимания. На абстрактно-понятийной стадии ребенок усваивает абстрактные понятия, формируются обобщенные мыслительные операции. В развитии абстрактного мышления ведущее значение принадлежит речи. ^ «Путешествие с теленком Вопросиком» - это игры, представленные в виде сказки. Маленький теленок Вопросик задает вопросы своей маме, между ними происходит диалог, в котором мама предлагает теленку выполнить то или иное действие и постараться самому получить ответ на вопрос. Ребенку предлагается выполнить определенные действия, «опыты», чтобы самостоятельно ответить на вопросы. Путешествие с теленком Вопросиком Жил-был маленький теленок. Он был очень веселый и любопытный. Он всегда и всем задавал вопросы; «Где? Когда? Зачем? Почему?» и его так и звали – Вопросик. Однажды он гулял с мамой у ручейка. Это была его первая весна и первый ручеек, который он увидел. - Мама, это что? - Ручеек. - Почему? - Весна пришла. Весной всегда есть ручьи, потому что тает снег. - Почему тает снег? -Греет солнце, снег от тепла тает и превращается в воду. Вот и бегут ручьи, там, где лежал снег. - А ручей – он холодный или теплый? - Сейчас – теплый, а потом будет холодный. - Когда потом? - Вечером. - Почему? - Днем греет солнце, вода становится теплая. А вечером солнце уходит, и вода остывает. - Мама, я хочу потрогать. Можно? ^ «Теплая – холодная». Перед ребенком ставят две емкости, одна наполнена холодной водой, а другая теплой. Взрослый вместе с ребенком опускает кисти рук попеременно то в холодную, то в теплую воду, параллельно комментируя свои ощущения. Инструкция; «Посмотри, что в тазу? Вода. Какая здесь холодная вода. Потрогай сам. Достанем скорее ручки, а то они совсем замерзнут. А здесь, какая вода? Теплая. Где твоим ручкам лучше. В теплой или холодной воде? Покажи, где теплая вода, а где холодная. Что надо сделать, чтобы узнать, теплая вода или холодная? Правильно, воду надо потрогать». ^ *** Теленок Вопросик ждал бабушку. -Дорогой, к нам сегодня приезжает бабушка. Помоги мне, пожалуйста, приготовить обед. - А что мы будем варить? - Гороховый суп и фасолевую кашу. Только вот беда – в мешке горох и фасоль перепутались. Надо все перебрать, поможешь? Горох надо сложить в желтую коробочку, а фасоль – в белую. - Я не перепутаю. Горох желтый, его надо складывать в желтую коробочку, а фасоль белая, ее надо складывать в белую коробочку. Правильно? - Молодец! ^ «Наполни фасолью коробочки». Перед ребенком находятся две коробки желтого и белого цветов, а также емкость с горохом и фасолью. Взрослый вместе с ребенком уточняет названия и характерные формы: цвет, размер, форму предметов. Предлагает ребенку положить горошину в желтую коробку, а затем фасоль в белую по одной. При этом ребенок одной рукой придерживает коробку, а другой опускает горошину, удерживая ее тремя пальцами. Задание можно усложнить, предложив ребенку использовать пластмассовые бутылки с узким горлышком. Данный вид задания требует от ребенка более точной координации движений пальцев рук. *** Сегодня Вопросик с мамой ходил гулять к озеру. Мама сказала теленку; - Не заходи далеко в озеро. Там глубоко. - Мама, а что такое глубоко? Я вошел в озеро, и вода закрыла мои копытца. Это глубоко? - Нет, это мелко. - А сейчас я дотронулся до воды своим животиком. Это глубоко? - Это глубоко. Возвращайся обратно. - Теперь я понял, ручей – мелкий, я могу его перейти, а озеро – глубокое. Правильно? - Правильно, молодец. Надо быть очень осторожным там, где глубоко, понял? -Конечно, мама? ^ «Пускаем кораблики в глубоком и мелком озерах». Перед ребенком вода в двух емкостях; в одной – много воды, в другой – меньше половины. Взрослый вместе с ребенком исследует их, опуская руки то в одну, то в другую емкость, выясняя тем самым, что одно «озеро» глубокое, а другое мелкое. Поскольку в одной емкости «спрятались» под водой только ладошки, а в другой – руки спрятались по локоть. После этого взрослый предлагает ребенку поиграть с корабликами и спрашивает, в каком озере будет запускать ребенок кораблики, в глубоком или мелком. Материал подготовила учитель-дефектолог Кизуб А.О. (по работам Мастюковой Е.А., Нищевой Н.В., Кондратьевой С.Ю.) |
![]() |
Какой диагноз может быть поставлен ребенку с речевой патологией? |
![]() |
Что нужно знать родителям? |
![]() |
«Что нужно знать родителям о детской стоматологии.» |
![]() |
Перечень медицинских услуг, которые при наличии медицинских показаний могут быть назначены пациенту |
![]() |
Какой диагноз может быть поставлен ребенку с речевой патологией? Общее недоразвитие речи (онр) — это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование... |
![]() |
Летом непоседливые детишки наиболее часто подвержены риску травмирования. Часто такие травмы сопровождаются |
![]() |
Что нужно знать родителям о детских инфекциях Невосприимчивы к кори только дети до трех месяцев, так как у них еще сохраняется пассивный иммунитет,... |
![]() |
Что нужно знать о гриппе? |
![]() |
Что нужно знать о герпесе |
![]() |
Что нужно знать о хроническом миелолейкозе |