|
Скачать 107.71 Kb.
|
решение Работы 2 (ноябрь-декабрь 2012) Задание 1 Укажите, какие заболевания вызываются вирусами: а) мозаичная болезнь табака; б) ботулизм; в) столбняк; г) сифилис; д) герпес; е) грипп. 1) а, д, е; 2) б, г, д; 3) а, в, е; 4) а, в, д. Заболевания вирусной природы: мозаичная болезнь листьев табака, герпес, грипп. Заболевания бактериальной природы: ботулизм, столбняк, сифилис. Правильный ответ: 1) а, д, е (0,5 балла). Задание 2 В каких ответвлениях от A до E этого филогенетического древа зеленых растений были приобретены признаки от 1 до 6, перечисленные ниже? 1 ![]() 2. Трахеиды. 3. Кутикула. 4. Семя. 5. Плодолистик. 6. Многоклеточный зародыш. Для каждого номера укажите соответствующую букву. Ответ дайте в виде соответствия 1А2B3C4A5D6C
^ Задание 3 Какая зона корня ответственна за восприятие геотропизма? 1) Корневой чехлик; 2) Зона деления; 3) Зона растяжения; 4) Зона корневых волосков; 5) Зона проведения; 6) Нет правильного ответа. ^ 1) корневой чехлик – состоит из рыхлых тонкостенных клеток, которые постоянно заменяются новыми. Функции: а) защита точки роста; б) обеспечение корню положительного геотропизма. ^ – клетки верхушечной меристемы корня. Меристема в процессе митотических делений образует массу клеток, обеспечивая рост корня в длину. 3) зона растяжения – происходит увеличение длины корня в результате роста клеток и приобретения ими нормальной формы и размера. ^ клетки первичной покровной ткани корня – ризодермы – образуют многочисленные корневые волоски, которые всасывают почвенный раствор минеральных веществ. ^ – основная часть корня, имеет типичное строение. Правильный ответ: 1) Корневой чехлик (0,5 балла). Задание 4 Выберите признаки, характерные для представителей класса Брюхоногие: а) дыхание легочное; б) развитие с метаморфозом; в) дыхание жаберное; г) развитие прямое; д) замкнутая кровеносная система; е) слаборазвитые органы чувств. 1) а, б, в, г; 2) а, г, д, е; 3) б, в, д, е; 4) а, в, г, д. К брюхоногим моллюскам относятся как легочнодышащие виды (прудовик, улитка, слизень), так и жабернодышащие первичноводные представители (катушки, шаровки, горошинки). Среди брюхоногих моллюсков есть и виды, развивающиеся с полным метаморфозом (например, у прудовика имеется личиночная стадия – трохофора), и представители с прямым типом развития (например, у наземных улиток и слизней). Однако, у всех брюхоногих моллюсков незамкнутая кровеносная система и достаточно хорошо развитые органы чувств. ^ Задание 5 Установите соответствие между животным и органами дыхания, ему присущими. Ответ дайте в виде соответствия А1Б2В1…
Дафния – низшее планктонное ракообразное, дышащее всей поверхностью тела (А4). Мокрица – наземное ракообразное, органы дыхания – примитивные трахеи (Б2). Лангуст – высший морской рак, органы дыхания – жабры (В1). Бражник – чешуекрылое насекомое, дышит трахеями (Г2). ^ Задание 6 Найдите соответствие между витаминами и авитаминозами, вызванными их недостатком. Ответ дайте в виде соответствия 1А2Б3В4Г5Д.
^ – необходим для нормального развития эпителиальной, костной, нервной ткани; образования родопсина в колбочках сетчатки. При авитаминозе происходит нарушение сумеречного зрения («куриная слепота»), дерматиты, замедление роста у детей. ^ – принимает участие в обмене углеводов, образовании соединительной ткани, антиоксидант, участвует в реакциях иммунитета. При авитаминозе развивается цинга – ломкость сосудов, кровоточивость, многочисленные кровоизлияния; снижение иммунитета. 3 Тиамин (витамин В1) – кофермент одного из ферментов цикла Кребса, участвует в проведении нервных импульсов по нервным волокнам. При авитаминозе развивается полиневрит (бери-бери) – нарушение проведения импульсов по нервным волокнам, судороги, атрофия мышц, параличи. ^ 3, РР) – кофермент ферментов переноса электронов в ряде процессов, принимает участие в обменных процессах. При авитаминозе развивается пеллагра (фотодерматиты), расстройства кишечника. ^ – основной регулятор обмена кальция и фосфора в костях, принимает участие в процессах костеобразования и окостенения. При авитаминозе развивается рахит – нарушение роста костей и их окостенения. ^ Задание 7 Найдите соответствие между рефлексами (1, 2) и их свойствами (А, Б, В, Г, Д):
^ – приобретенные организмом в процессе индивидуального развития на основе жизненного опыта. Свойства: а) рефлекторные дуги условных рефлексов временны, замыкаются в коре больших полушарий; б) способствуют выживанию в меняющихся условиях среды; в) индивидуальны; г) появляются в ответ на условные раздражители. ^ – врожденные рефлексы, передающиеся по наследству. Свойства: а) рефлекторные дуги безусловных рефлексов постоянны, замыкаются в спинном мозге и стволе головного мозга; б) жизнь без них невозможна; в) видоспецифичны; г) вызываются безусловными раздражителями. ^ Задание 8 Молекула и-РНК имеет следующую нуклеотидную последовательность: УУГ УУГ ГУА УЦГ АУЦ УАУ ГУУ ГУГ ЦУУ АУЦ ^ Для того, чтобы определить процентное содержание аденина в той цепи участка молекулы ДНК, на которой синтезирована указанная и-РНК, необходимо по принципу комплементарности построить эту цепь ДНК: и-РНК: УУГ УУГ ГУА УЦГ АУЦ УАУ ГУУ ГУГ ЦУУ АУЦ ДНК: ААЦ ААЦ ЦАТ АГЦ ТАГ АТА ЦАА ЦАЦ ГАА ТАГ Таким образом, в полученной цепи ДНК из 30 нуклеотидов 15 составляют адениловые нуклеотиды, т.е. половина (50%). ^ Задание 9 Найдите соответствие между путями достижения биологического прогресса и их характерными признаками. Ответ дайте в виде соответствия 1АБВ2ГД3Е.
^ 1 Морфофизиологический прогресс (арогенез) – приобретение крупных изменений в строении (ароморфозов), при этом существенно повышается уровень организации организмов. Ароморфозы дают возможность расширить использование условий окружающей среды, освоить новые среды обитания и обязательно сохраняются при дальнейшей эволюции. Примеры: появление челюстей у позвоночных, замена гладкой мускулатуры червей на поперечно-полосатую у членистоногих, появление семян у семенных растений. ^ – приобретение частных приспособлений к условиям среды (алломорфозов), к специфике определенного местообитания. Изменения уровня организации не происходит. Примеры: крючковидные клювы у хищных птиц, ласты у китов и тюленей, плоская форма тела у камбалы и скатов. ^ – упрощение организации, исчезновение органов активной жизни (общая дегенерация). Связан с переходом организмов к паразитическому или сидячему образу жизни. Пример: утрата корней и листьев у растений-паразитов, исчезновение многих систем органов у ленточных червей. ^ Задание 10 Мать имеет вторую группу крови, отец – третью. У них родился ребенок, больной дальтонизмом, с первой группой крови. Родители не страдают данным заболеванием. Ген дальтонизма локализован в Х-хромосоме. Чему равна вероятность рождения (%) в данной семье здорового ребенка с первой группой крови? Ответ запишите цифрами в виде целого числа. Генотипы родителей: ♀ IAI0 XaX – вторая группа крови, носитель дальтонизма, здорова. ♂ IBI0 XY – третья группа крови, здоров. Оба родителя гетерозиготны по группе крови, так как у них родился ребенок с первой группой крови (I0I0). Рецессивный аллель а, ответственный за дальтонизм будет находится в Х-хромосоме только у матери, так как оба родителя здоровы (мать является носителем дальтонизма). Решение: Р: ♀ IAI0 XaX х ♂ IBI0 XY G: IAXa IAX IBX IBY I0Xa I0X I0X I0Y F1:
Примечание: в решетке Пенета красным цветом выделен ребенок, родившийся у этих родителей, а синим цветом – искомые дети. Таким образом, 16 генотипов – 100% 3 генотипа – х% х = (3×100)/16 = 18,75 (19%). ^ Бланк ответов
|