|
Скачать 0.71 Mb.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ УЧАЩИХСЯ 1.Эволюция семьи в книге Элвина Тофлера «Третья волна», приложение 1. 2. Методика определения темперамента А.Белова, приложение 2. 3.Методика проведения функциональных проб , приложение 3. 4. Карта сестринского обследования и динамического наблюдения за пациентом (учебная), приложение 4. 5. План сестринского ухода, приложение 5 6. Методика выявления подростков «группы риска» аддиктивного поведения, приложение 6. ^ Мы видели, как по мере продвижения Второй волны семья передавала многие из своих функций другим институтам: образование - школам, заботу о больных - больницам и так далее. Эта постепенная утрата функций семьи сопровождалась возникновением романтической любви. В эпоху Первой волны при подыскивании супруга люди справедливо задавались вопросом: "Будет ли мой предполагаемый супруг хорошим работником? Лекарем? Хорошим учителем для наших будущих детей? Хорошо ли будет работать с ним вместе? Возьмет ли он (она) на себя полную нагрузку или будет уклоняться от нее?" Крестьянские семьи интересовались: "Сильная ли она? Легко ли наклоняется и разгибается? Или она слабая и больная?" Когда эти функции семьи в период Второй волны отпали, вопросы изменились. Семья не была уже сочетанием производственной группы, школы, полевого госпиталя и детского сада. Вместо этого ее психологические функции сделались более важными. Брак предполагал дружеское общение, секс, теплоту и поддержку. Вскоре это изменение функций семьи отразилось в новых критериях при выборе супруга. Они были сведены к одному слову: ЛЮБОВЬ. Это любовь, уверяла нас поп-культура, заставляет вращаться земной шар. Если мы действительно хотим восстановить семью в ее прежней значимости, есть способы, которыми можно это сделать. Вот некоторые из них. 1) Заморозить всю технологию на уровне Второй волны, чтобы сохранить общество, основанное на заводах, на массовом производстве. Компьютер несет в себе большую угрозу семье Второй волны, чем все законы об абортах, движения за права геев и лесбиянок и вся порнография мира, потому что нуклеарная семья нуждается в системе массового производства, чтобы продолжать доминировать, а компьютер уводит нас за пределы массового производства. 2) Субсидировать производство и заблокировать возникновение сектора обслуживания в экономике. "Белые воротнички", профессионалы и техники менее традиционны, менее ориентированы на семью, более мобильны в интеллектуальном и психологическом отношениях, чем "синие воротнички". С возникновением обслуживания процент разводов увеличился. 3) "Спасти" энергетический кризис, применяя ядерные и другие окоцентрализованные энергетические процессы. Нуклеарная семья больше подходит для централизованного типа общества, чем для децентрализованного, и энергетическая система в большой мере воздействует на степень социальной и политической централизации. 4) Наложить запрет на становящиеся все более немассовыми средства информации, начиная с телевизионных кабелей и кассет, и не издавать местных журналов. Нуклеарные семьи лучше работают там, где существуют национальная единая информация и ценности, а не в обществе, основанном на разнообразии. В то время как некоторые наивные критики атакуют средства информации за якобы наносимый тайный вред семье, именно они идеализируют такой тип семьи. 5) Насильственно вернуть женщину на кухню. Свести зарплату женщин к абсолютному минимуму. Затруднить, а не облегчить условия получения выслуги лет, чтобы быть уверенным, что женщина и дальше будет находится в неблагоприятном положении на рынке труда. У нуклеарной семьи нет ядра, если никто из взрослых не остается дома. (Разумеется, можно добиться того же результата обратными методами, позволив женщине работать, а мужчину заставив сидеть дома с детьми.) 6) Одновременно с этим резко сократить зарплату молодых рабочих, чтобы они дольше находились в большей зависимости от своих семей и были бы поэтому менее независимыми в психологическом отношении. Нуклеарная семья теряет свою основу, когда молодежь, начиная работать, выходит из-под родительского контроля. 7) Запретить противозачаточные средства и исследования по половой биологии, которые способствуют независимости женщин и внебрачному сексу, что дает возможность ослабить связи семьи. 8) Снизить уровень жизни всего общества до уровня, предшествующего 1955 г., поскольку изобилие дает возможность одиноким людям, разведенным, работающим женщинам и другим неженатым и незамужним людям "продержаться" в экономическом отношении самостоятельно. Для поддержания семьи требуется достаточно низкий уровень жизни (где-то на грани бедности). 9) Наконец, следует снова сделать общество массовым, отказавшись от всех перемен - в политике, в искусстве, образовании, бизнесе и других областях, которые ведут к разнообразию, свободе передвижения и идей, или к индивидуальности. Семья-ячейка остается господствующей только в массовом обществе. Короче говоря, вот какой должна быть семейная политика, если мы настаиваем на определении семьи как ячейки.…возникает новая система семьи Третьей волны, основанная на разнообразии типов семьи и большей вариативности ролей человека. Это превращение семьи в немассовую открывает много новых возможностей. Цивилизация Третьей волны не будет заставлять каждого создавать единственно существующий тип семьи. Поэтому возникающая система семьи даст каждому из нас возможность найти собственную нишу, выбрать или определить стиль семьи или траекторию, соответствующую его нуждам. Но рано еще плясать победный танец, надо сначала преодолеть боль перехода. Миллионы людей, оказавшись в ситуации, когда старая система рухнула, а новая еще не создалась, сочтут разнообразие скорее угнетающим, чем радостным. Они не станут чувствовать себя свободными, а будут страдать от избытка выбора, ощутят боль, горечь, печаль и одиночество, еще усиленные разнообразием своих возможностей. Чтобы все новое работало на нас, а не против нас, нужны одновременные перемены на многих уровнях: от морали и требований до найма на работу. В сфере ценностей нам необходимо начать избавляться от необоснованного чувства вины, которым сопровождается крах и реструктуризация семей. Средства информации, церковь, суды и политическая система должны стараться не усиливать, а снижать чувство вины. Решение жить вне рамок нуклеарной семьи должно стать легче, а не труднее. Ценности, как правило, изменяются медленнее, чем социальная действительность. У нас еще не развита этика терпимости к многообразию, которого требует и которое порождает уже немассовое общество. Многие люди, воспитанные в условиях Второй волны, твердо усвоившие, что один тип семьи "нормален", а остальные несколько подозрительны, если не "извращены", остаются нетерпимыми к новому разнообразию типов семьи. Пока это не изменится, боль перехода останется весьма ощутимой. В экономической и социальной жизни люди не могут радоваться появлению более широкого выбора типа семьи, пока законы, налоговые кодексы, работа по улучшению быта, школьный распорядок, жилищ ный кодекс и даже архитектура останутся косвенным образом на стороне семьи Второй волны. Они мало учитывают специальные нужды работающей женщины, остающегося дома смотреть за детьми мужчины, или холостяков и старых дев (отвратительное выражение!), или людей в период между браками, или "общих семей", или одиноких вдов. Все эти группы в обществе Второй волны подвергались скрытой или явной дискриминации. Несмотря на хвалы, возносимые домашнему хозяйству, цивилизация Второй волны отказывала в достоинстве человеку, который им занимался. Ведение домашнего хозяйства - продуктивная, часто очень тяжелая работа, и она должна быть признана частью экономики. Чтобы гарантировать высокий статус ведения домашнего хозяйства (вне зависимости от того, занимается им женщина или мужчина, один человек или группа, работающая вместе), мы должны платить за него или придать ему экономическую ценность. Какие именно типы семей исчезнут и какие распространятся, будет зависеть в меньшей степени от речей с кафедр относительно "святости семьи", чем от решений, которые мы примем, учитывая технологию и работу. Поскольку множество сил воздействует на структуру семьи - коммуникационные модели, ценности, религиозные движения, демографические, даже экологические изменения - связь между типом семьи и организацией работы весьма сильна. Таким образом, как нуклеарную семью поддерживали строительство заводов и работа в офисе, так и любое движение с завода и из офиса будет оказывать сильное воздействие на семью. В Англии сегодня одну семью из десяти возглавляет один родитель, и каждый шестой из них - мужчина. Тип семьи с одним родителем журнал "New Society" называет "самой быстрорастущей по бедности группой". Основанная в Лондоне организация, Национальный совет для семей с одним родителем, возникла для защиты этой группы. В Германии жилищная ассоциация в Кельне создала специальный квартал домов для таких семей и обеспечила уход за детьми в дневное время, так что родители могут работать. И в Скандинавии был принят ряд законов о благосостоянии, чтобы поддержать такие семьи. Шведы, например, предоставляют семьям с одним родителем первоклассный уход за детьми и присматривают за ними в дневное время. В Норвегии и Швеции такие семьи часто имеют более высокий уровень жизни, чем типичные семьи(12). Спорные новые типы семьи возникли в период, который характеризуется высоким процентом повторных браков после развода. В книге "Шок будущего" я обозначил как "общие семьи" те, в которых две разведенные пары с детьми вновь вступают в браки, вводя детей от обоих браков (как и взрослых) в новый, расширенный тип семьи. Сейчас полагают, что 25% американских детей являются или скоро будут членами таких семей. Согласно Дейвидин Мейлис, такие семьи со "многими родителями" могут стать основной формой семьи будущего. "Мы вступаем в экономическую полигамию", - говорит Мейлис, имея в виду, что две объединенные семьи обычно передают друг другу деньги на содержание детей или на другие платежи. В технологически развитых странах сегодня можно увидеть потрясающее разнообразие типов семьи: гомосексуальные браки, коммуны, группы людей старшего возраста, живущих совместно, чтобы объединить траты (иногда их связывает и секс), племенные группы среди некоторых этнических меньшинств и другие типы сосуществуют, чего никогда не было прежде. Встречаются договорные браки, серийные браки, семейные группы и множество близких связей, в которых могут быть (и не быть) сексуальные отношения. Очевидно, что нужны новые правила семейных взаимоотношений, сочетающие как свободу в сексуальной сфере (включая возможность смены партнера), так и тщательную заботу о детях. Следует отметить, что история знает примеры устойчивых обществ, для которых характерна свобода сексуальных отношений. Например, в ряде традиционных обществ Микронезии (острова в Тихом океане) люди начинали сексуальную жизнь в подростковом возрасте (и хорошо умели предохраняться). К слову, в результате отсутствия комплексов девушки там испытывают оргазм практически в 100% случаев. Жены в этих обществах имеют право иметь секс с другими мужчинами в случае отъезда мужа. И все это никак не сказывалось на отношении к детям - их там очень любят и, в отличие от России, "социальные сироты" отсутствуют. Семья потеряла экономическую функцию и постепенно теряет функцию сексуальную (имеется ввиду потеря монополии на "законный" секс). Однако у семьи сохраняется главная функция - воспитание детей. Поэтому новая семейная мораль должна регулировать прежде всего не отношения между супругами, а отношение к детям, быть "ребенкоориентированной". Эта мораль уже получает широкое развитие. Большинство представителей среднего класса предпринимают нелегкие усилия по развитию своего ребенка (прежде всего интеллектуальному), получению им хорошего образования, а также обеспечению для него "счастливого детства". Физические наказания и зубрежка, которые были основными методами воспитания всего лишь несколько поколений назад, уходят в прошлое (следует отметить, что еще раньше, в доиндустриальных семьях отношение к детям было вообще чисто потребительским - как к лишним ртам либо как дополнительной рабочей силе). Как показывают исследования, сегодня каждый ребенок получает значительно больше родительского внимания, чем 50 или 100 лет назад. Это объясняется тем, что рабочий день родителей значительно сократился (включая работу по дому), а число детей уменьшилось. Изменяется модель взаимоотношений родителей и детей - от беспрекословного подчинения к дружеским, уважительным отношениям, когда ребенка чаще убеждают, чем приказывают ему. Иными словами, гуманизация отношений в Современном обществе затрагивает и семейную сферу. Новое отношение к детям, подразумевающее вложение в них значительных усилий и средств, широко распространяется в среде среднего класса. Таким образом, соответствующая тенденция - ориентация на детей - уже имеется, нужно лишь сделать эту тенденцию доминирующей. К сожалению, эта задача еще не стала осознанной общественной потребностью. Государственная помощь предназначена прежде всего самым бедным семьям с детьми. Государственная политика не ориентирована на стимуляцию рождения детей в тех семьях, которые способны вырастить наиболее эффективных членов общества. Иными словами, общество пытается стимулировать отмирающую (и в российских реалиях алкоголизирующуюся) традиционную многодетную семью, а не появление в Современной семье второго и третьего ребенка. Одна из проблем - затруднение контактов одного из родителей с детьми при разводе (даже чисто физически - поскольку родитель живет после развода в другом месте). С этой проблемой связана и другая: поскольку при разводе основная тяжесть по воспитанию и содержанию детей ложится, как правило, на женщину, то в условиях распространенности разводов это служит мощным аргументом (для женщины) против рождения детей. Один из методов решения этой проблемы - прекращение практики оставления ребенка исключительно с матерью, и переход к "равномерному распределению" детей между родителями. Если ребенок один, то необходимо оставлять его с тем родителем, который имеет больше возможностей по воспитанию и содержанию ребенка. Идеальным вариантом было бы внедрение модели "один взрослый - один ребенок". Т.е. долгом каждого взрослого является заведение не менее одного ребенка, перед которым взрослый несет полную ответственность и который переходит со взрослым в новую семью при разводах. Очевидно, это является и решением демографической проблемы, т.к. на каждого взрослого будет приходиться по ребенку и население тем самым будет воспроизводить себя. Понятно, что такая модель сможет полноценно действовать лишь после изобретения технологии не только "зачатия в пробирке", но и "выращивания в пробирке" (чтобы мужчина мог завести ребенка самостоятельно). Но уже сейчас государство может стимулировать развитие подобной модели следующим образом. Мы уже говорили выше о необходимости налогового стимулирования заведения детей. Один из вариантов такого стимулирования: при рождении первого ребенка он позволяет снять высокие налоги лишь с одного родителя, а второй ребенок снимает налоги со второго родителя. При разводе преимущественное право на ребенка имеет тот родитель, за которым ребенок "налогово закреплен". Поскольку мужчина, как правило, зарабатывает больше, то ребенка будут записывать на мужа (из соображений налоговой оптимизации). Тем самым у женщины будет стимул рожать второго ребенка - "ребенка для себя", т.к. в противном случае при разводе женщина остается без ребенка. Приложение 2. Методика определения темперамента А.Белова Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них. Методика А.Белова служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента. |