Рабочая учебная программа по хирургическим болезням для специальности 060103 Педиатрия Всего часов 386 icon

Рабочая учебная программа по хирургическим болезням для специальности 060103 Педиатрия Всего часов 386





НазваниеРабочая учебная программа по хирургическим болезням для специальности 060103 Педиатрия Всего часов 386
страница1/4
Дата08.04.2013
Размер0.87 Mb.
ТипРабочая учебная программа
  1   2   3   4
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию


Кафедра хирургических болезней педиатрического и

стоматологического факультетов с курсом урологии


“Утверждаю”

проректор по учебной работе

доц. Ю.А. Филимонов

“___”__________200__ года


“Согласовано”

декан факультета

доц. Т.И. Некрасова

“___”__________200__ года


^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


По хирургическим болезням

для специальности 060103 – Педиатрия


Всего часов – 386

В том числе:

Лекций – 58

Практических занятий – 200

Самостоятельных занятий – 128


Отчетность – курсовой экзамен – 9 семестр.


г. Ставрополь, 200­_

Рабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной) учебной программы и государственного образовательного стандарта.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

“___” __________ 200__ года, протокол № ___.

Зав кафедрой, профессор________________________ К.С.Выродов.


Рабочая программа согласована с цикловой методической комиссией

“___” ___________ 200__ года.

Председатель ЦМК _________________________Н.В.Ткачева.



  1. ^ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дисциплина «хирургические болезни» является клинической дисциплиной и предназначена для решения задач по первичному обследованию больного с хирургической патологией, диагностики наиболее частых хирургических заболеваний, их лечения и профилактики.

Дисциплина изучается в объёме 386 часов с чтением лекций (58 часов), проведением практических (200 часов) и самостоятельных занятий (128 часов).

Рабочая программа составлена на основании типовой учебной программы по хирургическим болезням, 1997 года, с некоторыми ее изменениями. Так, в связи с необходимостью более детального изучения наиболее распространенных хирургических заболеваний, увеличено количество часов на изучение острого аппендицита, панкреатита, калькулезного холецистита, травм груди и живота, наружных грыж живота. В связи с этим из рабочей программы исключены разделы, касающиеся нагноительных заболеваний кожи и мягких тканей, врожденных и приобретенных пороков сердца, перикардитов, изучение которых производится смежными клиническими дисциплинами. По этой же причине урезано время, выделяемое на изучение онкологических заболеваний. Из них в программе оставлены лишь заболевания, осложнения которых являются жизнеугрожающими: рак желудка – кровотечение, рак толстой кишки – кишечная непроходимость и т.д.

В процессе обучения студентов основными формами являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа обучающегося. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы.

На лекции выносятся наиболее сложные вопросы теоретического курса.

Практические занятия со студентами проводятся на базе хирургического отделения городской клинической больницы и состоят из следующих этапов:

- проверка исходных знаний (с помощью контрольных вопросов и тестов);

- беседа по теме занятия;

- курация больных с их клиническим разбором;

- участие студентов в перевязках, присутствие на операциях;

- итоговый контроль знаний с использованием тестов и ситуационных задач.

В 9 семестре студенты пишут историю болезни, курируя больного в течение 3-х дней.

Работа студентов на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки образовательной деятельности студентов. По результатам учебной деятельности студенты в соответствии с набранными баллами, по решению кафедры, могут освобождаться от проведения итоговой аттестации с выставлением им соответствующей оценки.

На практическом занятии преподаватель обращает внимание на способность студента к клиническому мышлению, самостоятельности, осуществляет воспитательную работу, в т.ч. направленную на борьбу с курением, наркоманией, алкоголизмом.

Самостоятельная работа студентов проводится вне аудиторных часов, составляет 1/3 от общей трудоемкости дисциплины и включает в себя работу с литературой, подготовку рефератов, посещение дежурств.

По окончании 9 семестра студенты сдают курсовой экзамен. Экзамен проводится в три этапа: тестирование, проверка практических навыков, собеседование по билетам. Каждый билет включает три вопроса из различных разделов хирургических болезней.

Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, перечень практических навыков, экзаменационные материалы, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса.

Дисциплина согласовано изучается с базовыми дисциплинами и дисциплинами вышестоящего уровня. Предметом согласования является совместный протокол согласования.

Ряд студентов активно участвует в студенческом научном кружке. Впоследствии из таких студентов формируется резерв кадров кафедры, через интернатуру и ординатуру.


^ Базисными дисциплинами для хирургических болезней являются:

  • Анатомия человека – органы кровообращения, дыхания, пищеварения, эндокринная система.

  • Нормальная физиология – кровообращение, дыхание, пищеварение, эндокринная система.

  • Оперативная хирургия с топографической анатомией – все разделы.

  • Общая хирургия – все разделы.

  • Патологическая анатомия – структурные основы болезней и патологических процессов, частная патология органов шеи грудной, брюшной полостей, нижних конечностей.

  • Патологическая физиология – причины, основные механизмы развития и исходов типовых патофизиологических процессов. Патофизиологические особенности органов брюшной и грудной полостей.

  • Пропедевтика внутренних болезней, внутренние болезни – все разделы.
^

Знания хирургических болезней используются при изучении следующих дисциплин:


  • Внутренние болезни – болезни органов пищеварения, дыхания, кровообращения, эндокринной системы.

  • Челюстно-лицевая хирургия – гнойно-воспалительные заболевания полости рта.

  • Онкология – все разделы.

  • Эндокринология – заболевания щитовидной железы.

  • Детская хирургия – все разделы.

  • Травматология – травмы.

  • Гинекология – гнойно-воспалительные заболевания матки и придатков.

  • Реаниматология – лечение неотложных хирургических заболеваний.



^ 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Задачей изучения дисциплины «Хирургические болезни» является обучение студентов умению диагностировать хирургические болезни, определять выбор метода их лечения и профилактики в пределах обязанностей врача общей практики.

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

- патогенез и этиологию наиболее часто, встречающихся хирургических заболеваний;

- клиническую картину этих заболеваний и их осложнений;

-современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования хирургических больных;

- меры профилактики, способы лечения, показания к их применению;

- деонтологические аспекты в хирургии.

Уметь:

- собирать анамнез, проводить общеклиническое обследование больных с хирургическими заболеваниями и анализировать его данные;

- составить план применения и анализировать данные лабораторных и инструментальных методов исследования больного;

- сформулировать развернутый клинический диагноз, обосновать его на основе дифференциального диагноза;

- сформулировать показания к консервативному и оперативному лечению хирургического заболевания;

- выполнять наиболее распространенные врачебные манипуляции;

- оказывать первую врачебную помощь при острых хирургических заболеваниях.

Иметь представление:

- об организации в России специализированной помощи больным хирургическими заболеваниями;

- о диспансеризации больных, реабилитации после операций, оценке трудоспособности;

- о проводимых в нашей стране и за рубежом научных поисках, направленных на улучшение ранней диагностики и результатов лечения наиболее распространенных хирургических заболеваний.

Владеть:

- оценкой условий труда и их воздействия на здоровье человека;

- методами общеклинического обследования;

  • интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики;

  • алгоритмом развернутого клинического диагноза;

  • алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением к соответствующему врачу-специалисту;

  • выполнением основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях;

- алгоритмом выбора лекарственной терапии для оказания первой доврачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.

Обладать набором компетенций:

- способностью научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- владеть культурой мышления, знанием его общих законов, способностью в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты;

- строить лечение на основе доказательной медицины;

- способностью владеть компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовностью работать с информацией из различных источников, применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач;

- способностью и готовностью к логическому анализу различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики;

- способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях;

- готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции;

- способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно образовательные технологии;

- способностью и готовностью осуществлять гигиеническое воспитание населения, пациентов и членов их семей с целью формирования у них здорового образа жизни;

- способностью и готовностью устанавливать отклонения в здоровье пациента с учетом законов течения патологии по системам, областям и организму в целом; используя знания фундаментальных и клинических дисциплин;

- способностью соблюдать требования врачебной этики и деонтологии при общении с пациентами разных категорий, а также их родственниками и близкими.

^ 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Введение.

Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Порядок изучения дисциплины. Отчетность. Литература.


Раздел 1. ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА

Тема 1. Острый аппендицит.

Анатомо-физиологические сведения о слепой кишке и червеобразном отростке. Классификация. Патологоанатомические формы. Этиология, патогенез. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Особенности симптомов в зависимости от положения червеобразного отростка. Особенности течения острого аппендицита у детей, беременных, стариков.

^ Тема 2. Осложнения острого аппендицита.

Осложнения острого аппендицита (инфильтрат, периаппендикулярный абсцесс, межкишечный, поддиафрагмальный, тазовый абсцесс, пилефлебит). Клиника различных осложнений, их диагностика.

Хронический аппендицит. Классификация. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Показания и противопоказания к оперативному лечению.

Карциноид червеобразного отростка. Карциноидный синдром.

^ Тема 3. Лечение острого аппендицита и его осложнений.

Лечение острого аппендицита и его осложнений. Показания и противопоказания к аппендэктомии. Подготовка больных к операции, ведение послеоперационного периода. Результаты, осложнения оперативного лечения.

Значение санитарно-просветительной работы среди населения и организации скорой помощи в снижении осложнений и летальности при остром аппендиците.

^ Тема 4. Неопухолевые заболевания пищевода (химические ожоги и рубцовые сужения пищевода, повреждения).

Анатомо-физиологические сведения о пищеводе. Классификация заболеваний пищевода. Методы исследования (рентгеноскопия, рентгенография, эзофагоскопия, пневмомедиастинография, рентгенокинематография, радиоизотопная диагностика).

Врожденные пороки развития пищевода. Классификация, диагностика, лечение

Химические ожоги и рубцовые сужения пищевода. Патогенез. Клиника острого периода. Первая помощь и принципы лечения в остром периоде. Раннее и позднее бужирование.

Клиника рубцового сужения пищевода, локализация и формы сужения. Диагностика. Лечение бужированием, методы бужирования, показания к ним. Хирургическое лечение. Типы пластического замещения пищевода (пластика пищевода желудком, тонкой и толстой кишкой). Одномоментные и многоэтапные операции. Результаты оперативного лечения.

Инородные тела. Клиника, диагностика, лечение.

Повреждения пищевода. Классификация, клиника, диагностика, лечение.

^ Тема 5. Неопухолевые заболевания пищевода (ахалазия кардии, недостаточность кардии, дивертикулы пищевода).

Ахалазия кардии. Классификация. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Принципы лечения, кардиодилатация с помощью пневматического кардиодилататора. Техника. Показания к хирургическому лечению, принципы операции.

Недостаточность кардии и рефлюкс-эзофагит. Патогенез, клиника, диагностика и показания к оперативному лечению. Принципы оперативного лечения.

Дивертикулы пищевода. Классификация. Клиника, диагностика, лечение.

^ Тема 6. Осложнения язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки (пенетрация и перфорация).

Прободная язва. Классификация прободений язвы желудка и 12-ти перстной кишки, патологическая анатомия. Клиника (первичный шок, стадия мнимого благополучия и стадия разлитого перитонита). Дифференциальная диагностика. Оперативное лечение. "Прикрытые" перфорации, особенности хирургической тактики при них.

Пенетрация язвы желудка и 12-ти перстной кишки. Клиника, диагностика, классификация, лечение пенетрирующей язвы желудка и 12-ти перстной кишки.

^ Тема 7. Осложнения язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки (кровотечение, стеноз, малигнизация).

Классификация кровотечений. Патологическая анатомия. Патогенез нарушений гомеостаза. Клиника желудочно-кишечных кровотечений. Диагностика, дифференциальная диагностика. Классификация по степени тяжести кровопотери. Консервативное лечение кровоточащих язв, показания к переливанию крови, эндоскопические методы гемостаза. Оперативное лечение. Синдром Мэллори-Вейса.

Стадии пилородуоденального стеноза. Клиника. Водно-электролитные нарушения и нарушения КОС при язвенном стенозе. Принципы предоперационной подготовки. Методы операций.

Малигнизация язвы желудка. Клиника, методы диагностики, лечение.

^ Тема 8. Заболевания желудка и 12-ти перстной кишки (дивертикулы, гастроплегия, безоары, опухоли и др.).

Дивертикулы желудка и 12-ти перстной кишки. Классификация. Клиника, диагностика, осложнения, лечение.

Острое расширение желудка (гастроплегия). Этиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Лечение.

Безоары желудка и 12-ти перстной кишки. Классификация. Клиника. Диагностика. Лечение.

Доброкачественные опухоли желудка и 12-ти перстной кишки. Клиника, диагностика, лечение.

Синдром Золлингера-Эллисона. Этиология, патогенез, диагностика, клиника. Особенности хирургического лечения.

Симптоматические язвы. Гормональные язвы, лекарственные язвы. Диагностика. Лечение.

Рак желудка. Этиология, патогенез. Классификация. Клиника. «Синдром малых признаков». Осложнения. Диагностика. Виды операций.

^ Тема 9. Болезни оперированного желудка.

Классификация болезней оперированного желудка. Рецидив язвы, пептические язвы тощей кишки, желудочно-ободочный свищ, синдром приводящей петли, демпинг-синдром, постваготомический синдром и др. Причины возникновения, клинические проявления, методы диагностики. Показания к хирургическому лечению, методы реконструктивных операций.

^ Тема 10. Заболевания тонкой кишки.

Анатомо-физиологические сведения о тонкой кишке, классификация заболеваний.

Дивертикулы. Классификация, диагностика, осложнения. Хирургическое лечение. Дивертикул Меккеля. Диагностика, лечение.

Тонкокишечные свищи. Классификация, диагностика, лечение.

Опухоли тонкой кишки. Классификация, клиника, диагностика, лечение.

Болезнь Крона. Определение понятия, клиника, диагностика, лечение. Осложнения, их диагностика и лечение.

^ Тема 11. Неопухолевые заболевания ободочной кишки.

Анатомо-физиологические сведения об ободочной кишке. Классификация заболеваний. Методика обследования больных с заболеваниями ободочной кишки.

Пороки развития. Диагностика, лечение.

Болезнь Гиршпрунга. Этиология, патогенез. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Выбор метода хирургического лечения.

Хронический неспецифический язвенный колит. Этиология. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Методы консервативного и оперативного лечения. Осложнения, их диагностика и лечение.

Дивертикулы толстой кишки. Клиника, диагностика, показания к хирургическому лечению, виды операций. Осложнения: дивертикулиты, параколические абсцессы, перитонит, обструкция ободочной кишки, кровотечение. Клиника, диагностика, лечение.

Ишемический колит. Клиника, диагностика, лечение.

Кишечные свищи. Классификация, клиника, диагностика, лечение.

^ Тема 12. Опухоли ободочной кишки.

Доброкачественные опухоли и полипоз. Этиология, патогенез. Клиника, лечение.

Рак ободочной кишки. Предраковые заболевания. Облигатный и факультативный предрак. Классификация рака (по анатомическим формам и гистологическому строению), стадии процесса, клинической картины рака правой и левой половины ободочной кишки. Осложнения (непроходимость кишечника, перфорация, кровотечение). Диагностика, значение рентгеновского обследования, колоноскопия. Выбор метода хирургического лечения (определение объема оперативного вмешательства, одномоментные и многомоментные операции и показания к ним). Паллиативные операции (паллиативные резекции, обходные анастомозы, противоестественный задний проход, показания к ним).

^ Тема 13. Неопухолевые заболевания прямой кишки.

Анатомо-физиологические сведения о прямой кишке. Классификация заболеваний. Методика обследования больных с заболеваниями прямой кишки.

Врожденные пороки развития. Клиника. диагностика, лечение.

Геморрой. Определение понятия. Классификация. Этиология. Патогенез. Клиника геморроя и его осложнений. Консервативное лечение. Оперативное лечение геморроя. Выбор метода лечения. Предоперационная подготовка, ведение послеоперационного периода.

Трещина прямой кишки. Причины возникновения. Клиника, диагностика, лечение.

Выпадение прямой кишки. Клиника, диагностика, лечение.

Парапроктиты и параректальные свищи. Этиология, патогенез, классификация. Клиника, диагностика, лечение.

^ Тема 14. Опухоли прямой кишки.

Полипы прямой кишки и полипоз. Клиника, диагностика, лечение.

Рак прямой кишки. Заболеваемость. Факторы, способствующие развитию заболевания. Классификация (по анатомическим формам роста и гистологическому строению, локализации, стадии процесса). Клиника заболевания в зависимости от анатомической формы и локализации. Диагностика. Методы операции. Показания к сфинктеросохраняющим и комбинированным операциям при раке прямой кишки. Паллиативные операции. Предоперационная подготовка и послеоперационное ведение больных раком прямой кишки.


^ Тема 15. Динамическая кишечная непроходимость.

Определение понятия - кишечная непроходимость. Классификация (по происхождению, патогенезу, анатомической локализации, клиническому течению). Этиология, патогенез, классификация динамической непроходимости. Динамическая кишечная непроходимость как симптом острых заболеваний органов грудной, брюшной полостей и забрюшинного пространства, хронических интоксикаций. Клиника, дифференциальная диагностика. Принципы лечения.

^ Тема 16. Механическая кишечная непроходимость.

Классификация, этиология, патогенез механической кишечной непроходимости. Клиника, диагностика, лечение. Показания к резекции кишки. Предоперационная подготовка и ведение послеоперационного периода у больных с острой кишечной непроходимостью. Борьба с интоксикацией, парезом кишечника, гидроионными нарушениями, изменениями кислотно-основного состояния.


^ РАЗДЕЛ 2. ПЕРИТОНИТЫ

Тема 17. Перитонит.

Определение понятия. Анатомо-физиологичес-кие сведения о брюшине. Классификация перитонитов (по клиническому течению, локализации, характеру выпота, по характеру возбудителя, по стадии).

Патологоанатомические изменения при остром гнойном перитоните. Патогенез. Значение нарушения всасывания из брюшной полости, пареза кишечника, интоксикации, нарушения гидроионного равновесия и микроциркуляции в развитии клинической картины перитонита. Клиника, диагностика, дифференциальный диагноз. Роль лапароскопии. Этапы оперативного лечения.

Отграниченные перитониты (подпеченочный, поддиафрагмальный абсцесс, абсцесс Дугласова пространства, межкишечные абсцессы). Причины их возникновения, клиника, диагностика, лечение.

Гинекологические перитониты. Клиника. Диагностика. Лечение.

Туберкулезный перитонит. Классификация (по течению, по морфологическим формам). Клиника, диагностика и лечение различных форм.

^ Тема 18. Современные принципы лечения перитонита.

Современные принципы комплексного лечения. Особенности оперативного вмешательства, показания к дренированию и тампонаде брюшной полости, проведению запрограммированных лапаросанаций, роль антибиотиков в комплексном лечении, борьба с нарушениями гемодинамики и микроциркуляции, гидроионными нарушениями, интоксикацией и парезом кишечника в послеоперационном периоде. Экстракорпоральные методы детоксикации. Лапароскопические технологии в лечении перитонитов. Исходы лечения.


^ РАЗДЕЛ 3. ЗАБОЛЕВАНИЯ ПЕЧЕНИ, ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ И ЖЕЛЧНЫХ ПРОТОКОВ

Тема 19. Желчнокаменная болезнь, калькулезный холецистит. Анатомо-физиологические сведения о печени, желчном пузыре и желчных протоках.

Желчнокаменная болезнь. Эпидемиология, частота. Этиология и патогенез камнеобразования. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение.

Острый калькулезный холецистит. Этиология, патогенез. Классификация. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение.

Хронический калькулезный холецистит. Клиника, диагностика, лечение.

Рак желчного пузыря и желчевыводящих путей. Клиника, диагностика, лечение.

^ Тема 20. Осложнения острого холецистита.

Холедохолитиаз, стриктура дистального отдела холедоха, холангит, механическая желтуха, водянка и эмпиема желчного пузыря, перфорация желчного пузыря. Классификация, клиника, диагностика, диф.диагностика, лечение.

^ Тема 21. Постхолецистэктомический синдром.

Причины развития. Классификация. Методы диагностики. Пути профилактики. Варианты лечения.

Тема 22. Портальная гипертензия.

Классификация. Этиология и патогенез. Клиника и диагностика. Показания и противопоказания к хирургическому лечению портальной гипертензии. Принципы хирургического лечения. Кровотечение из расширенных вен пищевода и кардии. Дифференциальная диагностика. Первая врачебная помощь. Консервативное лечение. Методы медикаментозного и хирургического лечения (операция типа Таннера, прямые и непрямые портокавальные анастомозы, эндоскопические операции). Синдром Бадда-Киари. Клиника, диагностика, лечение.

^ Тема 23. Заболевания печени.

Доброкачественные опухоли печени. (Аденома, гемангиома, тератома). Клиника, диагностика, лечение.

Непаразитарные кисты и поликистоз печени. Клиника, диагностика, лечение.

Непаразитарные абсцессы печени. Клиника, диагностика, лечение.


^ РАЗДЕЛ 4. ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

Тема 24. Острый панкреатит.

Анатомо-физиологические сведения о поджелудочной железе. Определение понятия. Классификация панкреатитов. Острый панкреатит. Этиология и патогенез. Патологическая анатомия. Клиника. Значение лабораторных и инструментальных методов исследования (сонография, компьютерная томография) в диагностике заболевания. Дифференциальный диагноз. Лечение. Показания к хирургическому вмешательству. Исходы консервативного и хирургического лечения. Режим больных, перенесших острый панкреатит.

Тема 25. Осложнения острого панкреатита.

Классификация. Клиника, диагностика, виды оперативного лечения. Исходы.


^ РАЗДЕЛ 5. ЗАБОЛЕВАНИЯ БРЮШНОЙ СТЕНКИ И ДИАФРАГМЫ

Тема 26. Наружные грыжи живота.

Определение понятия. Элементы грыжи живота. Анатомические особенности скользящих грыж. Классификация грыж по происхождению, локализации, течению. Частота. Этиология (предрасполагающие факторы), патогенез. Общая симптоматика грыж. Диагностика. Грыжи детского возраста. Консервативное лечение пупочных грыж. Хирургическое лечение грыж белой линии живота, пупочной, бедренной, послеоперационной, паховой грыж. Особенности операции при врожденной грыже. Принципы операций. Противопоказания к операции. Подготовка больных к операции, ведение послеоперационного периода. Результаты оперативного лечения. Принципы лечения рецидивов грыж. Профилактика грыж.

^ Тема 27. Осложнения наружных грыж живота.

Воспаление, невправимость, копростаз, ущемление.

Воспаление грыжи. Причины. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.

Невправимость грыжи. Определение понятия. Клиника, диагностика, лечение.

Копростаз. Определение понятия. Клиника, диагностика, лечение.

Ущемленная грыжа. Определение понятия. Механизм калового и эластического ущемления. Патологоанатомические изменения в ущемленном органе. Виды ущемлений. Клиника ущемленной грыжи, диагностика, дифференциальная диагностика. Лечение ущемленных грыж. Особенности оперативной техники, определение жизнеспособности ущемленного органа, показания к выведению ущемленного органа наружу. Тактика при сомнительном диагнозе. Тактика при самопроизвольном и насильственном вправлении ущемленной грыжи. Мнимое вправление. Ложное ущемление.

^ Тема 28. Заболевания диафрагмы.

Грыжи пищеводного отверстия диафрагмы. Скользящие, параэзофагальные грыжи. Клиника, диагностика скользящих и параэзофагеальных грыж. Осложнения грыж. Консервативное лечение скользящих грыж. Показания к оперативному лечению. Принципы лечения параэзофагеальных грыж.

Диафрагмальные грыжи. Классификация. Травматические (ложные) грыжи диафрагмы. Нетравматические грыжи. Грыжи Ларрея, ретростернальные, грыжа Бохдалека. Клиника, диагностика, показания к оперативному лечению и методы оперативного вмешательства.

Релаксация диафрагмы. Клиника, диагностика. Показания к операции. Методы пластики диафрагмы при релаксации.


^ РАЗДЕЛ 6. СПАЕЧНАЯ БОЛЕЗНЬ

Тема 29. Спаечная болезнь брюшной полости.

Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.


^ РАЗДЕЛ 7. ЭХИНОКОККОВАЯ БОЛЕЗНЬ

Тема. 30. Эхинококковая болезнь.

Эхинококкоз и альвеококкоз печени. Эндемические районы в РФ. Морфологическая характеристика паразитов. Клиника, диагностика, роль серологической диагностики, дифференциальная диагностика, методы хирургического лечения.

Эхинококкоз и альвеококкоз легкого. Клиника, диагностика. Роль серологических методов. Хирургическое лечение.


^ РАЗДЕЛ 8. ЗАБРЮШИННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Тема 31. Патология забрюшинного пространства.

Анатомические данные о забрюшинном пространстве.

Повреждение тканей забрюшинного пространства: причины, виды осложнений. Клиника, диагностика, лечение.

Гнойно-воспалительные заболевания. Классификация, этиология. Клиника, диагностика, лечение.

Гормонально неактивные забрюшинные опухоли. Классификация, диагностика, лечение.

Гормонально активные опухоли (андростерома, кортикостерома, альдостерома, феохромоцитома). Патологическая анатомия. Клиника, диагностика, лечение.


РАЗДЕЛ 9^ . ШЕЯ, ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА, ПАРАЩИТОВИДНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ

Тема 32. Схема истории болезни. Заболевания шеи.

Схема истории болезни. Основные требования к истории болезни.

Срединные кисты и свищи шеи. Определение понятия, клиника, диагностика, лечение.

Боковые кисты и свищи шеи. Этиология, клиника, диагностика и лечение.

Повреждения органов шеи. Клиника, диагностика, первая помощь. Лечение.


^ Тема 33. Узловые и воспалительные заболевания щитовидной железы.

Анатомо-физиологические сведения о щитовидной железе. Классификация заболеваний. Методы исследования больных.

Эндемический зоб. Определение понятия. Классификация по степени увеличения, форме. Патологическая анатомия. Этиология (теория йодной недостаточности, значение струмогенных веществ, санитарно-гигиенических условий). Патогенез. Признаки зобной эндемии. Клиника, диагностика. Лечение. Показания к операции. Профилактика.

Спорадический зоб. Определение понятия. Классификация по степени увеличения щитовидной железы, форме. Клиника, диагностика, лечение.

Тиреоидиты и струмиты. Определение понятия. Этиология, патогенез. Клиника, диагностика, дифференциальный диагноз. Лечение консервативное и хирургическое. Ближайшие и отдаленные результаты. Тиреоидит Хашимото. Определение понятия. Этиология. Патогенез. Клиника, диагностика. Дифференциальный диагноз. Показания к медикаментозному и хирургическому лечению. Тиреоидит Риделя. Определение понятия. Клиника, диагностика, дифференциальный диагноз. Хирургическое лечение.

Рак щитовидной железы. Классификация гистологическая и клиническая. Клиника, диагностика, дифференциальный диагноз. Типы операций, показания к гемиструмэктомии, расширенной тиреоидэктомии. Исходы и отдаленные результаты. Профилактика.

  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая учебная программа по хирургическим болезням для специальности 060103 Педиатрия Всего часов 386 iconРабочая учебная программа по детским инфекционным болезням для специальности 060103 (040200) Педиатрия

Рабочая учебная программа по хирургическим болезням для специальности 060103 Педиатрия Всего часов 386 iconРабочая учебная программа по истории медицины для специальности 060103 «педиатрия» Всего часов 90

Рабочая учебная программа по хирургическим болезням для специальности 060103 Педиатрия Всего часов 386 iconРабочая учебная программа по патологической физиологии для специальности 060103 педиатрия Всего часов

Рабочая учебная программа по хирургическим болезням для специальности 060103 Педиатрия Всего часов 386 iconРабочая учебная программа по детским хирургическим болезням с ортопедией и травматологией и обшим

Рабочая учебная программа по хирургическим болезням для специальности 060103 Педиатрия Всего часов 386 iconРабочая учебная программа дисциплины акушерство и гинекология, детская гинекология для специальности

Рабочая учебная программа по хирургическим болезням для специальности 060103 Педиатрия Всего часов 386 iconРабочая учебная программа дисциплины общая хирургия, лучевая диагностика для специальности 060103.

Рабочая учебная программа по хирургическим болезням для специальности 060103 Педиатрия Всего часов 386 iconРабочая учебная программа по дисциплине: «судебная медицина» для специальности 060105 «стоматология»

Рабочая учебная программа по хирургическим болезням для специальности 060103 Педиатрия Всего часов 386 iconРабочая программа По детским болезням Для специальности 060103. 65 Педиатрия

Рабочая учебная программа по хирургическим болезням для специальности 060103 Педиатрия Всего часов 386 iconРабочая учебная программа по гистологии, эмбриологии, цитологии для специальности 060103 Педиатрия

Рабочая учебная программа по хирургическим болезням для специальности 060103 Педиатрия Всего часов 386 iconРабочая учебная программа дисциплины акушерство для специальности 060201. 65 стоматология Всего часов

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы