|
Скачать 1.1 Mb.
|
Программы курсов Кольцов М.И. «Криминалистика» Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина" Учебно-тематический план курса Криминалистика Специальность 030501 «юриспруденция» Тамбов 2008 г. Составитель: к.ю.н., доцент Кольцов М.И. Учебно-тематический план курса по «Криминалистике» соответствует государственному образовательному и внутривузовскому стандартам по специальности 030501 «юриспруденция» и содержит необходимые сведения для изучения курса. Учебно-тематический план курса утвержден на заседании кафедры «Уголовного права и процесса» протокол № ___ от __________2008 г. Заведующий кафедрой ________________________ Ф.И.О. Учебно-тематический план курса утвержден на заседании Ученого совета института права протокол № _____от ________________________2008 г.
2. Тематический план курса по дисциплине «Криминалистика»
Тема 1. Предмет, система, задачи науки криминалистики и ее роль в раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений (семинар) Время – 2 часа План: 1. Предмет и понятие науки криминалистики. 2. Система криминалистики. Место криминалистики в системе научных знаний и проблемы ее взаимосвязи и преемственности с другими науками и учебными дисциплинами. 3. Понятие и классификация методов криминалистики. Общие и специальные методы криминалистики. 4. Задачи криминалистики в обеспечении деятельности органов внутренних дел по раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений на современном этапе. Дополнительные вопросы:
Тема 2. Криминалистическая идентификация и диагностика (семинар) Время – 2 часа План: 1. Понятие, сущность и задачи криминалистической идентификации. 2. Объекты криминалистической идентификации. 3. Субъекты криминалистической идентификации. 4. Стадии криминалистической идентификации. 5. Значение криминалистической идентификации в борьбе с преступностью. 6. Понятие криминалистической диагностики, ее задачи и значение для раскрытия и расследования преступления. Дополнительные вопросы:
Тема 6. Криминалистическая габитоскопия (практическое) Время – 2 часа ПЛАН
Задание для самостоятельной работы к занятию: Дать краткие ответы на поставленные вопросы. Дополнительные вопросы: 1. Какие признаки человека называются анатомическими. 2. Какие признаки человека называются функциональными. 3. Какова последовательность описания внешности человека по методу "словесного портрета". 4. Что такое "субъективный портрет". 5. Какие методы изобразительного воспроизведения внешности человека используются при допросе очевидцев. 6. Какие объекты могут выступать в роли отождествляющих при идентификации человека по признакам внешности. Задания по выполнению практических работ 1. По методу "словесного портрета" сделать полное описание внешности человека, изображенного на представленной фотографии. 2. По методу "словесного портрета" описать с натуры (в виде розыскной ориентировки) на отдельном листе внешность одного из присутствующих на занятии слушателей. 3. По одному или двум из этих описаний произвести "Узнавание". 4. По представленным комплектам фотографий определить одних и тех же лиц, сфотографированных с интервалом в 5-10 лет. Указать на совпадающие элементы внешности, по которым произведено "опознание". 5. Ознакомиться с методикой составления композиционных портретов. ^ 1. Сфотографировать человека погрудно по правилам опознавательной (сигналетической) съемки (правый профиль, анфас). 2. Изготовить фотоснимки в 1/7 натуральной величины (расстояние на снимке анфас между центрами зрачков глаз должно быть равно 1 см), наклеить их на фототаблицу. 3. Составить на это лицо описание в виде розыскной ориентировки, описав отобразившиеся на снимке признаки внешности, включая особые и броские приметы. ^ Содержание задания: Аналогичное предыдущему, за исключением объекта съемки. ^ (практическое) Время — 2 часа. ПЛАН
Цели занятия: • дидактическая: формирование умения криминалистического анализа исходной и другой информации, полученной в ходе расследования, оценки следственной ситуации, выдвижения версий и путей их проверки, планирования расследования; • методическая: проверка способности студентов к практической реализации полученных знаний; воспитательная: на основе личного опыта студентов убедить их в возможности активного использования теоретических знаний в практической деятельности. Метод проведения занятия: • групповые упражнения. Материальное обеспечение занятия: • дидактические материалы: - планшеты со схемами анализа исходной информации и выдвижения следственных версий, образцами планов расследования; - раздаточные материалы с информацией для каждого слушателя. Организация работы по подготовке к практическому занятию: • ознакомление студентов с основной и дополнительной литературой, а также анализом передового опыта работы (см. следственные бюллетени); • концентрация внимания на следующих аспектах темы: - процесс построения версий (требования, предъявляемые к выдвинутым версиям, логические приемы их построения); - процесс проверки версий (выведение логических следствий, планирование проверки версий, оценка полученных результатов), - техника планирования, формы планов по преступлениям, совершенным организованными преступными сообществами (примерная структура и форма письменного плана содержится в методических указаниях по данной теме). Распределение учебного времени 1. Вступительная часть занятия – 5 мин. 2. Анализ исходной информации по вводным, обоснование и выдвижение версий – 20 мин. 3. Составление плана расследования – 60 мин. 4. Заключительная часть занятия – 5 мин. Порядок проведения практического занятия 1. Вступительная часть занятия Во вступительном слове необходимо обратить внимание студентов на то, что: • способность следователей и оперативных работников получать и анализировать информацию о криминальном событии составляет основу их успешной профессиональной деятельности; • умение разобраться в исходной информации, дать ей уголовно-правовую, уголовно-процессуальную и криминалистическую характеристику дает возможность: - реально оценить сложившуюся следственную ситуацию; - выдвинуть версии о наличии криминального события или его отсутствии; - выдвинуть частные версии, объясняющие отдельные обстоятельства таких событий; - на основе анализа и практических действий проверить выдвинутые версии; • задачей практического занятия является выработка у студентов умения планировать расследование, т.е. продемонстрировать умение выбрать пути и способы наиболее целесообразной организации работы. 2. Анализ исходной информации по вводным, обоснование и выдвижение версий Каждому студенту раздаются вводные, содержащие исходную и дополнительную информацию, для ознакомления и решения вопросов, указанных в конце вводных. Вводная 1 В дежурную часть ОВД на Казанском вокзале обратился бригадир поезда Москва - Ростов, который сообщил о том, что проводник 10 вагона Слепцов В.И подозревает, что один из его пассажиров везет в своем багаже оружие. Это подозрение возникло на основании случайно услышанного разговора между этим пассажиром и провожавшим его мужчиной. По билету этот пассажир значился Грушиным Иваном и предъявил паспорт на это имя. Под благовидным предлогом выяснили через Слепцова, кто еще следует с ним в купе и чей багаж там находится, на что Грушин ответил, что багаж его, с ним должен был ехать брат, но заболел, поэтому он поедет до Ростова один, что это его устраивает, т.к. он храпит. После этого работники милиции предъявили документы и осмотрели багаж. При осмотре у Грушина были изъяты два автомата Калашникова. Его доставили в ОВД, но он категорически отказался давать какие-либо пояснения по поводу обнаруженного у него оружия. Грушин И. был задержан в порядке ст. 122 УПК РСФСР, произведен его личный обыск, в ходе которого были изъяты документы на имя Грушина, деньги в сумме 2 тысяч долларов и 2 млн. рублей, записная книжка. В паспорте значилось, что Грушин прописан по адресу: г. Москва, ул. Речная, д. 13, кв. 2, и имеется штамп о регистрации брака с Новиковой Раисой Петровной. При освидетельствовании Грушина и осмотре его одежды повреждений и следов применения огнестрельного оружия обнаружено не было. Задание студентам: 1. Проанализировать исходную информацию. 2. После оценки исходной информации построить общие и частные версии. 3. Составить план первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Примерное кафедральное решение по вводной 1 Общая следственная версия: имеет место преступление - незаконная перевозка оружия (ст. 222 УК РФ). ^ • а) по субъекту преступления: - Грушин Иван причастен только к транспортировке и хранению оружия; - Грушин Иван причастен к хищению или приобретению оружия один, без сообщников; - Грушин Иван действовал совместно с мужчиной, его провожавшим; - имеется преступная группировка, в которую Грушин входит; • б) по изъятому оружию: - похищено в какой-либо воинской части; - похищено в одной из "горячих точек"; - похищено с завода - изготовителя; - применялось при совершении преступлений; - приобретено нелегально в Москве или другом регионе; - собрано из запчастей, похищенных с оружейных заводов. 3. Составление плана расследования Примерный план расследования по уголовному делу №_____по ст. _____УК РФ Общие версии: 1. - 2. - Частные версии: а. - б.- в. - г. – д.-
Вводная 2 В результате проведенных следственных действий и оперативных мероприятий установлена дополнительная информация. Иван Грушин не судим, характеризуется положительно, женат, имеет двоих детей. Его жена нигде не работает. Сам Грушин имеет среднее специальное образование, но постоянной работы найти не может. Его временно взял к себе в фирму брат Грушин Владимир. Чем занимаются братья, жена Грушина не знает, но эта работа - единственный источник существования семьи. Грушин Владимир ранее служил в одной из воинских частей в Сибири, потом появился в Москве, семьи у него нет. Где он проживает в Москве, она не знает. Проверкой по учетам установлено, что изъятые у Грушина Ивана автоматы значатся как утраченные год назад при неизвестных обстоятельствах в в / ч 77103 в Новосибирской области. Заключение баллистической экспертизы еще не поступило, а дактилоскопической экспертизой установлено, что на стволах автоматов имеются отпечатки пальцев Грушина Ивана и двух других лиц. Грушин за это время показания при допросах давать отказывался, в камере говорил только, что "влип", не вступая в другие разговоры. Проводник Слепцов В.И. пояснил, что запомнил в лицо мужчину, принесшего с Грушиным оружие в вагон и дававшего инструкции, как его спрятать и как никого не пускать в купе. Слепцов категорически отказывался участвовать в опознании этого лица в случае его установления, т.к. боялся мести. По приметам, описанным Слепцовым, указанный мужчина был похож на Грушина Владимира. Задание студентам: 1. Проанализировать дополнительную информацию. Выдвинуть версии. 2. Составить план дополнительных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Примерное кафедральное решение по вводной 2 Дополнительные версии: в) мужчина, провожавший Грушина Ивана на вокзале - его брат Грушин Владимир; г) Грушин Владимир служил в в/ч 77103, где было утрачено оружие, обнаруженное у Грушина Ивана. ^
Вводная 3 После внимательного изучения следователем записной книжки, изъятой у Грушина Ивана, проведенных следственных мероприятий и судебно-баллистической экспертизы установлено: • на имя Грушина Владимира по подложным документам зарегистрирована фирма, которая фактически не работала (телефон фирмы имелся в записной книжке Грушина); • проверкой по учетам установлено, что Грушин В. ранее не судим. Из телетайпа, принятого из в/ч 77103 следует, что по факту утраты двух автоматов Калашникова возбуждалось уголовное дело, которое приостановлено ст. 195 п. 3 УПК РСФСР. В качестве подозреваемого по делу проходил Грушин Владимир, но оснований для привлечения его к уголовной ответственности добыто не было. Вскоре после этого Гришин В. уволился и уехал к родственникам. Экспертизой установлено, что именно из одного из изъятых автоматов три месяца назад в Москве был расстрелян коммерсант, ранее судимый Храмов, на месте гибели которого были изъяты гильзы и пули. По оперативным данным, Грушин В. входил в преступную группировку, занимавшуюся вымогательством, которая держала под контролем торговые точки, расположенные в Коптевском районе, где располагался магазин потерпевшего Храмова. Эта группа разрабатывалась на причастность к убийству, но достаточных улик собрано не было. Из УУР УВД Новосибирска были получены материалы, фотокарточки и дактокарты Грушина, местонахождение которого в данный момент не установлено. Задание студентам: 1. Выдвинуть дополнительные версии. 2. Составить план дополнительных мероприятий. Примерное кафедральное решение по вводной 3 Дополнительные версии: д) Грушин Владимир причастен к похищению автоматов из в/ч 77103; е) Грушин В. занимался вымогательством и причастен к убийству Храмова, или предоставил (сбыл) похищенные автоматы группировке, организовавшей убийство Храмова. ^
Вводная 4 Дактилоскопической экспертизой установлено наличие отпечатков пальцев Грушина Владимира на обоих автоматах. Проводник по фотокарточке опознал Грушина Владимира, как мужчину, сопровождавшего Грушина Ивана и багаж на поезд Москва - Ростов. Следователь, предъявив последовательно Грушину Ивану имеющиеся доказательства, разъяснил ему, что он подозревается в соучастии в хищении оружия и убийстве. После этого Грушин И. дал показания, в ходе которых пояснил, что он не причастен ни к хищению оружия, ни к убийству, но подозревает, что это сделал его брат и неизвестные ему люди, с которыми брат имеет совместный бизнес. Брат - Владимир жил вне Москвы и прибыл в Москву четыре месяца назад, снял квартиру, сказал, что открывает свое дело и, узнав, что у него (Ивана) нет работы, пригласил к себе, пообещал большие "бабки", нужно только уметь молчать. Ему не понравилась компания брата, но работы другой не было. По поручению брата он приводил в порядок, чистил и смазывал автоматы, изъятые у него в поезде. Брат говорил, что оружие ему "отдали", когда он увольнялся в запас, а чистит его просто, чтобы в случае чего успеть защититься. Хранилось оружие у Владимира, но по какому адресу он не знает. Через несколько дней после этого Владимир по пьянке рассказал, что они с "Псом" (видимо, это кличка) "замочили" одного непослушного и что об этом упоминалось в криминальной хронике по телевидению. Накануне по телевидению сообщалось об убийстве Храмова. Других подробностей он не знает, но через три месяца после этого признания брат Владимир приказал ему срочно собираться в Ростов, отвезти "Псу" автомат. Адрес и фамилия "Пса" были записаны на бумажке и лежали у него в кармане, когда его задержали работники милиции, но т.к. его на месте не обыскали, то он бумажку выбросил из кармана по пути в милицию. Адрес, записанный там не помнит, а фамилия "Пса" - Сафаров, имя - Ренат, между собой они не знакомы. Свою непричастность к убийству Храмова Грушин Иван готов подтвердить документально. В день, когда по телевидению передавали хронику об убийстве Храмова, к нему дважды вызывали скорую помощь в связи с приступами холецистита, он из дома не выходил, за ним ухаживала жена и двое детей. В Новосибирск по месту работы и жительства брата никогда не ездил. Задание студентам: 1. Проанализировать информацию. 2. Выдвинуть дополнительные версии. 3. Составить дополнительный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Примерное кафедральное решение по вводной 4 Дополнительные версии: ж) к убийству Храмова причастен Ренат Сафаров по кличке "Пес"; з) преступная группа и сам Сафаров находятся в Ростове. После получения каждой вводной студенты работают самостоятельно, но преподаватель должен быть готов дать консультацию по возникшим вопросам, поэтому сам должен хорошо знать вводные, иметь свои вариан- ты решения тактических и организационных вопросов, связанных с планированием. После составления плана по каждой вводной идет групповое обсуждение. Следует особенно поощрять нетрадиционные, нестандартные пути, предложенные студентами. При обсуждении планов расследования, следует учитывать, что методика расследования еще не изучалась студентами и они нуждаются в помощи преподавателя. 4. Заключительная часть занятия В завершении занятия преподаватель: • подводит его итоги; • отмечает степень достижения поставленных целей, подготовленность и активность группы, сильные и слабые стороны выступлений студентов; • объявляет оценки; • отвечает на возникшие у студентов вопросы; • определяет задание к следующему занятию и дает рекомендации студентам по организации их самостоятельной работы. |