|
Скачать 222.96 Kb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Использование коллективных форм работы учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании» ![]()
^ 1. Описание системы работы по реализации выбранной части программы Наша школа на протяжении семи лет является Лауреатом областного конкурса «Разговор о правильном питании». Школьный оздоровительный лагерь семь раз является победителем областного конкурса «Летний лагерь – территория здоровья» среди сельских общеобразовательных учреждений. Одним из слагаемых успеха считаем эффективную реализацию программы «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья» для детей младшего школьного возраста и «Формула правильного питания» для воспитанников среднего возраста в лагере. ^
"Радуга здоровья". Что это? Кому адресовано? И почему «радуга»? Это не учебник, не собрание дидактических игр. Это результат поисков и размышлений, попытка сделать жизнь школьника безопасной, а вопросы культуры здорового питания заметно расширить. Для выполнения данной стратегии я применила семицветную радугу. Постаралась систематизировать опыт оздоровительной деятельности по формированию правильного питания в лагере по семи основным направлениям. Методический ресурс: Рабочая тетрадь М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева «Две недели в лагере здоровья» Тема «Из чего состоит наша пища?» Оборудование: мультимедийное оборудование, маршрутные листы, бесцветная радуга, Аттестаты здоровья, фломастеры, ватманы.
^ : дети 8 – 10 лет, родители, воспитатели, вожатые, волонтёры, работники столовой, больницы, районного Центра гигиены. Самым главным условием реализации программы мы считаем принцип интеграции – все кружки и творческие объединения, детская общественная организация «Муравейка» в лагере также активно реализовывали данную программу. ^
2. Привлечение внимания родителей, педагогов и общественности к вопросам правильного питания школьников. Задачи образовательные:
Задачи развивающие:
Задачи воспитательные:
Новизна программы прослеживается в разнообразии коллективных форм деятельности ребёнка. Мы выбрали форму кругосветки – в течение недели воспитанники познают, клеят, сочиняют, пробуют. А заканчивается наша «радуга» субботним шествием по селу «Здоровому питанию – да! Да! Да!» Несмотря на большой успех нашего лагеря и победы на областном уровне, мы впервые применили такую массовую форму, и у нас всё получилось! Этапы технологии ^
^
^
^
5. Проведение кругосветки:
6. Подведение итогов. Коллективный анализ дела:
7. Ближайшее последствие:
С программой "Радуга здоровья" я вместе с волонтёрским отрядом участвовала в районном социальном проекте «Отдыхай и познавай» в реабилитационном центре, детских садах и детском отделении райбольницы. Эту программу мы провели и в учебное время для тех детей, кто не был летом в лагере. Кругосветка "Радуга здоровья" апробирована и востребована в школе и летнем лагере. ^ Гиппократ: Дорогие ребята! Уважаемые родители! Я – Бог Здоровья - приветствую вас на познавательно – оздоровительной кругосветке «Радуга здоровья». Почему здоровья – понятно. А вот почему радуга? Радуга: Потому, что у меня 7 цветов, 7 отрядов принимают участие в нашей программе, 7 необычных станций будут открыты для вас в нашем лагере. Посмотрите, ребята, - перед вами бледная и бесцветная радуга. Сегодня мы начнём её украшать радужными витаминами здоровья. (На ватмане простым карандашом нарисованы очертания радуги). Выходят семь ведущих станций (в лавровых венках, через плечо накинуты цветные шторы). 1. Чтобы получить витамины красного цвета – вам следует побывать на нашей станции «Здоровейкино» 2. Чтобы заработать витамины оранжевого цвета – вам предстоит отправиться к нам на станцию «Аппетиткино» 3. Витамины жёлтого цвета – будем выдавать мы - на станции «Улыбкино» 4. Чтобы получить витамины зелёного цвета – вам следует побывать у нас на станции «Вреднулькино» 5. Станция ««Витаминкино» - здесь у нас выдают витамины голубого цвета. 6. Чтобы заработать витамины синего цвета – мы вас приглашаем на станцию «Сказочкино» 7. И фиолетовые витамины – вы имеете возможность заработать у нас на станции «Зоркино» Радуга: Очень важное условие: каждый отряд, побывав на станции, может «заработать» максимальное количество «витаминов здоровья». Для этого вы должны активно участвовать в программе. На каждой станции вы побудите 30 минут. За день посетите 2 станции. Наша кругосветка будет проходить в течение этой недели. Гиппократ: А ведущие станций оценят активность вашего отряда, сплочённость вашего отряда, ваше умение делить ответственность в отряде - витаминами (несъедобными!): 7 витаминов – отлично! 6 - замечательно! 5 - надо поактивнее! 4 – хорошо! 3 - так себе! 1- 2 – пассивно. Радуга: В конце программы, когда все отряды пройдут все станции, мы вновь здесь встречаемся. Для того, чтобы рассудить, кто же «заработал» витаминов больше всего? Мы вместе увидим и убедимся, как сияет у нас «радуга здоровья» своим разноцветьем. Гиппократ: Новых знаний вам, успешной всем кругосветки, ярких впечатлений и крепкого здоровья! ^ «Радуга здоровья»
1. Станция «Здоровейкино» Девиз: «Здоровье – это здорово!» Участвуя в работе данной станции, участники лагеря зарабатывали витамины красного цвета. Ведущие – 2 скомороха. Руководитель станции: врач Никитин Юрий Владимирович. 1.Здравствуйте! Друзья, вы знаете, что моднее, чем самая красивая шляпка или крутой автомобиль? Что ценится настолько дорого, что его не купишь ни за какие деньги? 2. Его мы с вами ежедневно желаем друг другу, говоря при встрече! 1.Верно, речь идёт о здоровье! 2. Ещё Сократ заметил «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто». Хотите многого достичь в жизни - готовьтесь справляться с большими нагрузками и стрессами, а для этого необходимы и закалка, и спортивные занятия, и правильное питание. ^ А сейчас проверим, как вы относитесь к своему здоровью и своему питанию. Раскройте ладонь, растопырьте пальцы. Если согласны с первым ответом А – то пальцы остаются раскрытыми. Если вам больше подходит второй ответ Б – загибайте любой палец. 1. Какой перерыв вы летом делаете между приёмами пищи? А. 3 – 4 часа. Б. 1 – 2 часа. Б. 2. Как часто вы посещаете стоматолога? А. 1 раз в год. Б. Когда заболят зубы. 3. Какое блюдо вы бы охотнее съели? А. Рыбу с овощным гарниром. Б. Бутерброд с колбасой. 4. Каким вы чаще бываете? А. Улыбчивым и весёлым. Б. Грустным и раздражительным. 5. Как часто вы «общаетесь» с компьютером? А. 1 раз в день. Б. Полдня. Итоги теста: А сейчас посмотрите на свою руку.
Те, у кого все или почти все пальцы разжаты – поднимите руки вверх и помашите нам! Ваши здоровые привычки и навыки помогут вам справиться с любыми нагрузками и стрессами. Молодцы! Ведущие и руководитель станции раздают отрядам красные витамины. ^ Обращайте больше внимания на ваше питание! Согласно нашей «Радуге здоровья» оранжевый цвет – это цвет аппетита. Он говорит сам за себя: «Я – очень вкусный, очень аппетитный!» Участвуя в данных познавательно – питательных мероприятиях, участники лагеря зарабатывали витамины оранжевого цвета. Карлсон: Здравствуйте, ребята, я вас приветствую на станции «Аппетиткино». ^ Пригласим на день рожденья мы любимца детворы, Приготовим угощенье для стола и для игры. Вспомнить только всем нам нужно,что любит Карлсон на обед. Отвечайте громко, дружно только «да» иль только «нет». Любит Карлсон на обед съесть большой кулёк конфет? Любит Карлсон или нет вкусный тортик на обед? Будет Карлсон на обед есть свой собственный берет? Любит Карлсон для леченья кушать банками варенье? Любит Карлсон на обед отведать чипсиков пакет? Любит Карлсон на обед гору плюшек или нет? ^ 3. Станция «Улыбкино» Девиз: «Сам себе я помогу – здоровы зубы сохраню!» Согласно нашей «Радуге здоровья» жёлтый цвет – это цвет солнышка. Участвуя в данной станции, участники лагеря зарабатывали витамины жёлтого цвета. Ведущие:Баба Яга, Зубная Щётка, Айболитовна, Неболейка. Руководитель: медицинская сестра стоматологического кабинета Егорова Т.В. - Постарайтесь дать ответ: «Чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими людьми, не отдавая этого?» (Улыбка) Ну – ка, взрослые и дети, улыбнитесь поскорей, Чтобы стало на планете и светлей, и теплей. - Когда человек улыбается, что больше всего привлекает? (Зубы). Баба Яга (ест конфету и вдруг хватается за щеку) Ай – ай – ай! Ай, болит! Айболитовна: Кто – то меня звал? Хоть и больно ей лечиться, Хоть врача она боится, всех зубов почти лишилась – Ничему не научилась! От пирожных и конфет не оттащишь, нет, нет, нет! Баба Яга: Помогите! Зубная щётка: Запомни, бабушка: сладкое разрушает зубы – из зубов исчезает фосфор и кальций. А чтобы пополнить запасы фосфора и кальция, нужно есть рыбу, творог и другие молочные продукты. Неболейка: А вам, ребята, нужно ещё знать, что есть надо не только мягкую, но и твёрдую пищу. Грызть, например, морковку, яблоки и другие фрукты и овощи. Это укрепит наши дёсны. ^ 4.Станция «Вреднулькино» Девиз: «В природе всё разумно» Золотое правило здоровьесбережения: Живите с природой в ладу! Согласно нашей «Радуге здоровья» зелёный цвет – это цвет спокойствия, цвет леса. Он говорит сам за себя: «Будь бережен с природой» Участвуя в данных профилактических мероприятиях, участники лагеря зарабатывали витамины зелёного цвета. ^ каждый отряд выпустил плакат об экологически чистых продуктах и вредных добавках, консервантах. Форма проведения станции: шествие вокруг лагеря, размещение плакатов на магазинах. Мы перед вами, и скажем прямо, готовили тему «Антиреклама». Проектом этим мы заняты в школе в нашем клубе - «Дневном дозоре»! Упаковки классные, цветные – праздные Рекламу нам дают на вкусности разные: Вот жвачки, вот конфеты. Но что это? Что это? «Е – 110» - особо опасен! «Е – 129» - тоже ужасен! А это консерванты для детского питания «Е – 220» - будут страдания! Покупайте лупы и везде смотрите! Ничего вредного не берите!!! Послушайте нас, взрослые и дети! Мы за своё питание в ответе! А потому всем нам нужно знать, что можно? Что нужно? А чего нельзя покупать!!! ^ Ведущие и руководитель станции оценивают активность и раздают отрядам зелёные витамины. 5. Станция «Витаминкино» Участвуя в деятельности данной станции, участники лагеря зарабатывали витамины голубого цвета. Ведущие – витамины А, В, С, D, педагог дополнительного образования Чернышова Зинаида Николаевна и старожил нашего села, прабабушка Милькевич Мария Дмитриевна. Руководитель: врач – бактериолог Корочистова Марина Эдуардовна. ^ D и Телепузики (родители). Ведущий: Здравствуйте, кто вы такие? Витамины: Мы - витамины А, В, С, D и живем в продуктах питания. Телепузики: Питание! Наше самое любимое слово. Мы уже проголодались. Ведущий: Телепузики, вы опять за свое. И когда вы уже насытитесь? Витамины, скажите им, а в каких продуктах вы живете? И для чего вы нужны? Витамин А: Я живу в сливочном масле, молоке, яйцах, икре, помидорах, абрикосах. Витамин В: А я вот тоже влияю на зрение, и еще если бы не было меня, вы не были бы такими шустрыми, веселыми, как сейчас. Ведущий: А в каких продуктах ты есть? Витамин В: Я живу в горохе, фасоли, яйце, мясе, печени, зерне, яблоках. Витамин С: А вот без меня у людей болели бы десны и выпадали зубы. Я живу в чесноке, картофеле, луке, клюкве, шиповнике, черной смородине. Витамины: Чтобы были вы красивы, чтобы были не плаксивы, чтобы громче песни пелись, нужно сильно стать здоровым! Витамины всем нужны, все они для вас важны! Витамины: А сейчас отряд делим на три группы. Каждой группе задание: выполнить коллаж «Что для чего?» У вас на столе силуэты человека. Вы внимательно послушайте наши рекомендации и прикрепите необходимые продукты для определённого «своего» внутреннего органа. Оборудование – журналы «Приусадебное хозяйство», ножницы, клей. ^ Техника изготовления– коллаж. Ведущий - Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие. Витаминки: Запомните, ребятки:
Прабабушка Маша: Запомните, ребятки, на какой земле живёшь – та земля тебя и накормит, и напоит, и вылечит. Я забочусь о своём организме смолоду – того и вам желаю! Я много ем капусты. Издавна меня бабушка приучила к этому, приговаривая «Капуста – подать не жалко, и на столе не пусто». Я не верю тем пакетикам чая, которые продаются в магазине. Держитесь подальше от химии. Я сама завариваю чай с мятой, смородиной, малиновым листом, морковью.
^ – ребята вырезают из журналов и прикрепляют необходимые продукты для определённого «своего» внутреннего органа. Ведущие и руководитель станции анализируют коллаж, оценивают активность и правильность размещения продуктов и раздают отрядам голубые витамины. ^ : сказкотерапия. Место проведения: библиотека. Оформление: книжная выставка и презентация «Герои «съедобных сказок». Выставка «Разносолы». Гости: бабушки и дедушки. Девиз: «Когда солнышко сияет – телевизор отдыхает» Участвуя в работе нашей станции, участники зарабатывали витамины синего цвета. - Здравствуйте, юные читатели! Сегодня мы определим лучшего знатока сказок из «вкусных» книжек. Дети участвуют в викторине «По страницам вкусных книг», отгадывают литературные съедобные загадки, кроссворд «Аппетитный». 7. Станция «Зоркино» Девиз: «Береги глаза смолоду!» Ведущие: волонтёрский отряд Руководитель: врач – окулист Ермакова Нина Владимировна. Метод: инсценирование. Волонтёр: Помни истину простую – Лучше видит только тот, Кто жуёт морковь сырую или пьёт морковный сок. Дети под руководством окулиста выясняют полезные для глаз продукты и сочиняют про них частушки. ^ Итог кругосветки «Радуга здоровья» Все отряды собрались в актовом зале на итоговую линейку. Командиры приклеивают свои заработанные «витамины здоровья» на бесцветную радугу. Наша ^ «засияла» всеми семью цветами! Все – участники, гости, воспитатели дружно поют гимн лагеря «Радуга здоровья». Все отряды и каждый участник познавательно – оздоровительной программы награждается «Аттестатом здоровья». ^ : Вы сегодня все молодцы! Сегодня суббота – у нас много родителей, гостей. Всех приглашаем на шествие по нашему селу «Здоровому питанию – да! Да! Да!» Каждый отряд во время проведения программы «Радуга здоровья» изготовлял плакаты, сочинял кричалки. Дети берут всё оборудование и отправляются организованно по центральной улице села. Наша программа закончилась шествием по селу. Яркая колонна из 280 детей и родителей привлекала внимание односельчан. Впереди шли Гиппократ и Радуга. За ними 7 королев Здоровья – руководителей 7 станций. Полны сил, бодры, здоровы, Разумное питание – всему у нас основа! Болеть не будем никогда! Питанью правильному – УРА! ^ Трехкомпонентная модель по формированию культуры правильного питания Коллективные формы: КВН Викторина Поход Соревнования «Витаминная радуга» Конкурс стенгазет Уроки этикета Урок – практикум Урок - исследование Акция «Забей на…» Экскурсия Кросс «По родному краю» Встречи с молчановскими спортсменами Коллективные формы: Кругосветка «Радуга здоровья» Шествие по селу Викторина «Витамины – лекари, местные аптекари» Линейка Спартакиада Коллаж «Картофельное шоу» Игровая программа Хит – парад овощей Программа «Сибирские дары» Конкурс «Частушки – здоровушки» Задача: формирование культуры правильного питания. Задача: привлечение родителей к реализации программы. Задача: поддержка резервов организма во время летнего отдыха ^ Школа Летний лагерь Родители Коллективные формы: Конкурс рецептов «Рецепт на бис!» Фотовыставка Выставка «Разносолы» Выставка «Чудеса на грядке» Семейный проект Праздник «Пока все дома» Конкурс семейных кроссвордов «Неразлучные друзья – взрослые и дети» Выставка «Русская кухня» «Кулинарный глобус» «Неразлучные друзья – взрослые и дети» Родители стали первыми моими помощниками в реализации данной программы. В рабочие дни они массово не могли участвовать в наших КТД. Двадцать три человека в течение недели были экспертами и ведущими станций. Руководители кругосветки – все наши родители! Итог программы пришёлся на субботу – в шествии по селу с детьми шли мамы и папы, бабушки и дедушки. Потому что всех волнует здоровье детей! Мы все дружно скандировали: «В жирной пище мало толку – ешьте свёклу и морковку! Знайте, овощи и фрукты – это лучшие продукты!» В ходе программы «"Радуга здоровья" прошло несколько семейных интересных конкурсов.Например, в конкурсе «Частушки – здоровушки» уверенно победила семья Визер: «У меня фигурка тонка и высокий каблучок. Я не буду есть котлеты - мне пожарьте кабачок!» Особенно массовым получился конкурс «Рецептик на бис». Из 63 семей победила семья Швец с рецептом «Сибирские пельмешки без спешки» с грибной начинкой и «Клюквенник» семьи Медведевых. А какую наваристую уху из нескольких видов рыб предложила нам семья Куличенко! В фотовыставке «От улыбки хмурый день светлей», которую организовали стоматологи, победила самая красивая улыбка второклассницы Женечки Зайцевой с подписью: «Предпочти конфетам фрукты – очень важные продукты. И тогда улыбки свет сохранишь на много лет!» В конкурсе «Грибные приметки» победила прабабушка Маша Милькевич, которая своей правнучке «собрала» 28 примет: «Овёс созрел, а у берёзок зажелтели первые листья – пора опят». На втором месте семья Войвойчук – они в стихах сложили приметы: «Только ты не поддавайся – и пониже наклоняйся! Раз поганки здесь растут – значит, белый тоже тут». ^ «Я в отпуске, поэтому побывала вместе с дочкой – пятиклассницей на всех станциях кругосветки. Казалось бы, все эти прописные истины про питание я говорю и дома, но как приятно видеть, с каким интересом дети слушали специалистов! Самое главное - всё очень увлекательно, а не назидательно! Здоровье надо беречь с детства. ^ «Наш лагерь семь раз является победителем областного конкурса «Летний лагерь – территория здоровья». Очень важно, что «Разговор о правильном питании» стал неотъемлемым направлением в лагере. И в этом году "Радуга здоровья" вновь привлекла внимание односельчан!» ^ Самым главным слагаемым успеха реализации программы мы считаем принцип интеграции – все кружки и творческие объединения, детская организация в лагере также активно реализовывали данную программу. Я ещё раз убедилась, что интегрирование повышает эффективность познавательной деятельности детей. В ходе "Радуга здоровья" мы постарались привлечь внимание всех участников образовательного процесса к вопросам правильного питания. Главными нашими партнёрами стали медики, педагоги дополнительного образования, родители. О ходе кругосветки мы рассказывали на страницах районных газет «Молчановские вести» и «Знамя». Мы провели такую же кругосветку и в учебное время для тех, кто не посещал лагерь. Главные наши «виновники» кругосветки – дети в рефлексии отмечали про своё совершенствование: «Я научился работать в команде», «Я стал увереннее», «Я буду заботиться о своём желудке», «Теперь я знаю - нужен мне он – мой рацион!» На вопрос «Надо ли продолжение «Радуги здоровья»? 216 ребятишек (93 %) ответили: «Конечно!» В конце сезона, как обычно, мы проводим рейтинг событий в лагере «На все 100». Примечательно то, что среди десяти предложенных в анкете общелагерных КТД у всех 233 детей на первом месте – наша "Радуга здоровья"! Значит, всё получилось! Перечень использованных источников информации:
|