|
Скачать 138.02 Kb.
|
Содержание
Отметка «5»Отметка «4» Отметка «3» Отметка «2» Практико-ориентированные задачи по химии |
Экзаменационные билеты по химии Государственная (итоговая) аттестация по химии выпускников общеобразовательных учреждений проводится в виде письменного или устного экзамена. Экзамен по химии за основную школу, независимо от формы его проведения, является экзаменом по выбору учащихся. Для проведения устного экзамена предлагается комплект примерных билетов, составленных с учетом требований следующих документов:
В соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования экзаменационные билеты ориентированы на проверку усвоения содержания ведущих разделов (тем) курса химии основной школы. К числу таких разделов относятся: периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома; химическая связь и строение вещества; классификация реакций и закономерности их протекания, электролитическая диссоциация веществ (кислот, щелочей) в водных растворах; методы познания веществ и химических явлений; экспериментальные основы химии; применение веществ. Объем содержания, проверяемый билетами, соотнесен с объемом учебного времени, отводимого на изучение химии в основной школе базисным учебным планом (по 2 часа в неделю в 8-9 классах). Это позволило определить максимально возможное число билетов в комплекте – 25. Уровень предъявления содержания учебного материала в экзаменационных билетах соотнесен с требованиями государственного стандарта к общеобразовательной подготовке выпускников основной школы. Каждый из билетов комплекта включает два вопроса: первый – теоретический, второй – практико-ориентированный. Теоретические вопросы билетов ориентированы на проверку сформированности у выпускников:
Практико-ориентированные вопросы представляют собой расчетные задачи или лабораторные опыты. Для экзамена рекомендованы лишь те лабораторные опыты, которые по своему содержанию отвечают требованиям стандарта и соответствуют перечню лабораторного оборудования для основной школы. Предлагаемые в билетах расчетные задачи и лабораторные опыты ориентированы на проверку сформированности практических умений: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; распознавать опытным путем изученные газы, растворы щелочей и солей, вычислять массовую долю вещества в растворе и т.д. Для подготовки к ответу выпускнику потребуется 20-30 минут, из которых 8-10 минут могут быть использованы для выполнения лабораторного опыта или расчетов. Критерии оценивания ответа выпускника Ответ выпускника на каждый вопрос оценивается по пятибалльной шкале. Общая оценка выводится на основе оценок, полученных по каждому их двух вопросов билета. При оценивании ответа можно руководствоваться следующими критериями, которые дают экзаменующему определенные ориентиры. ^ ставится, если:
^ ставится в случае правильного, но неполного ответа на первый вопрос, если в нем:
При ответе на второй вопрос использован правильный алгоритм выполнения химического эксперимента (или проведения расчетов), но при этом допущены незначительные погрешности при подготовке и проведении опытов или при вычислениях, которые не повлияли на конечный результат. ^ ставится, если:
^ ставится, если:
Билет № 1
Билет № 2
Билет № 3
Билет № 4
Билет № 5
Билет № 6
Билет № 7
Билет № 8
Билет № 9
Билет № 10
Билет № 11
Билет № 12
Билет № 13
Билет № 14
Билет № 15
Билет № 16
Билет № 17
Билет № 18
Билет № 19
Билет № 20
Билет № 21
Билет № 22
Билет № 23
Билет № 24
Билет № 25
^ Решите задачи для успешной сдачи экзаменов в 2010-2011 учебном году. (Т.В. Пошивай) Задача №1. В атмосфере на высоте 20-30 км находится слой озона О3 , защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не «озоновый экран» в атмосфере, то фотоны с большой энергией достигали бы поверхности Земли и уничтожали на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя Москвы в воздушном пространстве над городом (вплоть до верхней границы стратосферы) приходится по 150 моль озона. Сколько молекул О3, и какая масса озона приходится в среднем на одного москвича. Ответ: 7,2 кг озона, 9,03 ∙ 1025 молекул озона. Задача №2. В школьном химическом кабинете пролили на пол немного соляной кислоты, к концу урока она полностью испарилась. Хотя хлороводород сильно токсичен и при вдыхании оказывает раздражающее действие, ученики не почувствовали никакого постороннего запаха. Сколько молекул НСI оказалось в воздухе, если масса хлороводорода, перешедшего в газообразное состояние, равна 1г. Ответ: 1,65∙ 1022 молекул. Задача №3. Монооксид углерода (угарный газ) – опасный загрязнитель атмосферы. Он снижает способность гемоглобина крови к переносу кислорода, вызывает болезни сердечнососудистой системы, снижает активность работы мозга. Из-за неполного сжигания природного топлива ежегодно на Земле образуется 5∙ 108 т СО. Определить, какой объем (при н.у.) займет угарный газ, образующийся на нашей планете по этой причине Ответ: 4∙ 1014 л. Задача №4. В процессах фотосинтеза зеленые растения усваивают из воздуха газообразный оксид углерода, относительная плотность которого по водороду составляет 22. Какая формула этого оксида углерода? Ответ: СО2. Задача №5. При сжигании фосфора на воздухе образовалось вещество в составе, которого 43,7% фосфора и 56,3% кислорода. Это соединение фосфора легко возгоняется, т.е. переходит из твердого состояния в газообразное (без плавления), легко поглощает влагу из воздуха и образует едкий туман, раздражающий органы дыхания. Определите формулу продукта горения фосфора, если относительная плотность его паров по воздуху составляет 9,79. Ответ: Р4О10. Задача №6. Важнейшие составные части питания человека – белки, жиры и углеводы. Самые распространенные из углеводов – глюкоза («виноградный сахар») и сахароза (обычный сахар). Любопытно, что формула органического соединения из класса углеводов может быть представлена как Сх(Н2О)у. Рассчитайте массовые доли углерода, водорода и кислорода ( в пересчете на воду) в глюкозе С6 Н12О6 и сахарозе С12 Н22О11. Ответ: в глюкозе 40% углерода и 60% водорода и кислорода в пересчете на воду; в сахарозе 42,1 % углерода и 57,9% водорода и кислорода в пересчете на воду. Задача №7. Чтобы не ошибиться с выбором стирального порошка, опытные хозяйки определяют состав волокна, из которого состоит ткань. Для этого бывает достаточно поджечь нитку ткани. Если результат пробы на сгорание вызывает сомнение и надо до конца установить растительное (хлопок, лен) или животное (шелк, шерсть) происхождение ткани, трикотажа, ниток или пряжи, опускают волокно в стакан с горячим 10%-м раствором гидроксида натрия. При этом шерсть и натуральный шелк растворяются без остатка. Если в стакане появился осадок, волокно растительное (хлопок или лен). Рассчитайте массу гидроксида натрия для приготовления 250 мл 10% -ного раствора NaOH (плотность 1,11 г/мл). Ответ: m (NaOH) = 27, 75 г. Задача №8. Мыло или стиральный порошок должен содержать в своем составе поверхностно-активные вещества, например соли карбоновых кислот с общей формулой СН3(СН2)уСООNa. Их анионы содержат гидрофильную и гидрофобную части – карбоксильную группу СОО- и углеводородный радикал СН3(СН2)у - . Определите карбоновую кислоту, если молярная масса ее натриевой соли СН3(СН2)у СООNa, входящей в состав мыла, равна 306 г/моль. Ответ : у=16 (стеариновая кислота) Задача №9. Смесь для выведения с одежды жирных пятен готовят так: в 180 мл бензина растворяют 4мл этилового спирта и 12мл олеиновой кислоты, а потом при постоянном перемешивании к этой смеси добавляют еще 6 мл 25% -го водного раствора аммиака. Рассчитайте массовую долю аммиака в полученной смеси. Значение плотности: 0,75 г/мл (бензин), 0,79 г/мл (этиловый спирт), 0,87 г/мл (олеиновая кислота), 0,906 г/мл (раствор аммиака). Ответ: ω=0,88%. Задача №10. Медные и латунные предметы домашнего обихода на воздухе постепенно темнеют. Воздух – сложная смесь газов, где, кроме кислорода и азота, есть углекислый газ, пары воды и небольшая смесь сероводорова. Они вызывают образование на поверхности медных, латунных и бронзовых изделий оксида меди (II) и сульфида меди (II): 2 Сu + O2 = 2CuO; 2Cu +2H 2S + O2 =2CuS + 2H2 O Рассчитайте объем (при н.у.) сероводорода, который требуется для образования 1г сульфида меди (II). Ответ: V (Н2S) = 0,23 л. Задача №11. Препарат номер один в домашней аптечке – перманганат калия КMnO4 – марганцовка. В медицине применяют водные растворы перманганата калия разной концентрации. Для приготовления ожогов используют ярко-фиолетовые 2-5%-ные растворы КMnO4. Кристаллический перманганат калия, который почти всегда имеется в домашней аптечке, хорошо растворим, и из него легко приготовить раствор нужного состава. Рассчитайте массу перманганата калия и объем воды, которые потребуются для приготовления 100г 3%-го раствора КMnO4. Ответ: 3г КMnO4. и 97 мл воды. Задача №12. Практически в любой домашней аптечке есть водный раствор пероксида водорода. Пероксид водорода как лекарственное средство чаще всего используют в виде 3%-го водного раствора, который продается в аптеке. В медицине применяется также концентрированный 30%-ый раствор Н2О2 (пергидроль). Какой объем воды надо добавить к 5мл 30%-го раствора Н2О2, чтобы получить 3%-й раствор? Считать плотность растворов равными плотности воды. Ответ: V(Н2 О)=45мл. Задача №13. При отравлении кислотами применяют «жженую магнезию» - оксид магния, который превращает кислоты в соли, например: MgO + H2SO4 = MgSO4 + H2O Рассчитайте массу оксида магния, которая необходима для нейтрализации 10мл 2%-ной серной кислоты. Плотность такого раствора – 1, 014 г/мл. Ответ: m (MgO) =0,083 г. Задача №14. При отравлениях ляписом (нитратом серебра) желудок промывают 2%-м раствором поваренной соли (хлорида натрия); при этом образуется нерастворимый хлорид серебра, которая получится при реакции 0,1 г нитрата серебра с избытком хлорида натрия. Ответ: m (NaCI) = 0,034 г. Задача №15. Фторсодержащие добавки, которые вводят в профилактических целях в зубные пасты, замедляют образование и распространение бактериального налета на зубах – причина грозного кариеса. Определите массовую долю фтора в зубной пасте, содержащей 0.5% фторида олова SnF4 b 0,25% NaF. Ответ: ω (F) = 0,23%. Задача №16. Существуют средства, предотвращающие потоотделение самым радикальным образом – антиперспиранты. Они включают соли алюминия, которые служат для закупоривания потовыводящих каналов кожи; оксид цинка, реагент с подсушивающим и антимикробным действием; танин, образующий с белками кожи соединения, понижающие активность потовых желез, и бактерицидную добавку – разбавленный формалин. Рассчитайте массу формалину(40% -го водного раствора формальдегида), которую надо ввести в смесь при изготовлении 200 г антиперспиранта, если согласно рецептуре в нем должно содержаться 0,5% формальдегида HCHO. Ответ: m = 2,5 г. ![]() |