Экзаменационные билеты по химии icon

Экзаменационные билеты по химии





Скачать 138.02 Kb.
Название Экзаменационные билеты по химии
Дата 13.04.2013
Размер 138.02 Kb.
Тип Экзаменационные билеты
Экзаменационные билеты по химии


Государственная (итоговая) аттестация по химии выпускников общеобразовательных учреждений проводится в виде письменного или устного экзамена. Экзамен по химии за основную школу, независимо от формы его проведения, является экзаменом по выбору учащихся.

Для проведения устного экзамена предлагается комплект примерных билетов, составленных с учетом требований следующих документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Химия: Основное общее образование (приказ Минобразования России от 05 марта 2004 г. № 1089)

  2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Извлечение (приказ Минобразования России от 09 марта 2004 г. № 1312)

В соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования экзаменационные билеты ориентированы на проверку усвоения содержания ведущих разделов (тем) курса химии основной школы. К числу таких разделов относятся: периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома; химическая связь и строение вещества; классификация реакций и закономерности их протекания, электролитическая диссоциация веществ (кислот, щелочей) в водных растворах; методы познания веществ и химических явлений; экспериментальные основы химии; применение веществ.

Объем содержания, проверяемый билетами, соотнесен с объемом учебного времени, отводимого на изучение химии в основной школе базисным учебным планом (по 2 часа в неделю в 8-9 классах). Это позволило определить максимально возможное число билетов в комплекте – 25.

Уровень предъявления содержания учебного материала в экзаменационных билетах соотнесен с требованиями государственного стандарта к общеобразовательной подготовке выпускников основной школы.

Каждый из билетов комплекта включает два вопроса: первый – теоретический, второй – практико-ориентированный.


Теоретические вопросы билетов ориентированы на проверку сформированности у выпускников:

  • основных химических понятий: химический элемент, атом, молекула, химическая связь вещество, реакция, классификация веществ и реакций, электролит и неэлектролит, окислитель и восстановитель,

  • умений: характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе и строения их атомов; устанавливать связь между составом, строение и свойствами веществ; классифицировать вещества и химические реакции; характеризовать химические свойства основных классов неорганических соединений; объяснить сущность реакций ионного обмена и реакций окислительно-востановительных.

Практико-ориентированные вопросы представляют собой расчетные задачи или лабораторные опыты. Для экзамена рекомендованы лишь те лабораторные опыты, которые по своему содержанию отвечают требованиям стандарта и соответствуют перечню лабораторного оборудования для основной школы.

Предлагаемые в билетах расчетные задачи и лабораторные опыты ориентированы на проверку сформированности практических умений: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; распознавать опытным путем изученные газы, растворы щелочей и солей, вычислять массовую долю вещества в растворе и т.д.

Для подготовки к ответу выпускнику потребуется 20-30 минут, из которых 8-10 минут могут быть использованы для выполнения лабораторного опыта или расчетов.


Критерии оценивания ответа выпускника

Ответ выпускника на каждый вопрос оценивается по пятибалльной шкале. Общая оценка выводится на основе оценок, полученных по каждому их двух вопросов билета. При оценивании ответа можно руководствоваться следующими критериями, которые дают экзаменующему определенные ориентиры.

^ Отметка «5» ставится, если:

  • содержание ответа на первый вопрос представляет собой связный рассказ, в котором используются все необходимые понятия по данной теме, рассказывает сущность описываемых явлений и процессов; рассказ сопровождается правильной записью химических формул и уравнений; степень раскрытия понятий соответствует требованиям государственного образовательного стандарта для выпускников основной школы; в ответе отсутствуют химические ошибки;

  • содержание ответа на второй вопрос включает план выполнения опыта или решения расчетной задачи, запись формул и названий веществ, участвующих в реакции, уравнений химических реакций и условий их протекания, а так же результата решения расчетной задачи; при ответе должен быть продемонстрирован результат проведения опыта.

^ Отметка «4» ставится в случае правильного, но неполного ответа на первый вопрос, если в нем:

  • отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания;

  • присутствуют все понятия, составляющие основу содержания темы, но при их раскрытии допущены неточности или незначительные ошибки, которые свидетельствуют о недостаточном уровне овладения отдельными умениями (ошибки при составлении химических формул и уравнений, выделение признаков классификации при определении химических свойств веществ различных классов).

При ответе на второй вопрос использован правильный алгоритм выполнения химического эксперимента (или проведения расчетов), но при этом допущены незначительные погрешности при подготовке и проведении опытов или при вычислениях, которые не повлияли на конечный результат.

^ Отметка «3» ставится, если:

  • в ответе на первый вопрос отсутствуют некоторые понятия, которые необходимы для раскрытия сущности описываемого явления или процесса, нарушается логика изложения материала;

  • при решении расчетной задачи (или проведении опыта) допущены существенные ошибки, что привело к неверному результату, или опыт выполняется с дополнительной помощью, а объяснения его результатов отсутствует.

^ Отметка «2» ставится, если:

  • в ответе на первый вопрос практически отсутствуют понятия, которые необходимы для раскрытия содержания темы, а излагаются лишь отдельные его аспекты;

  • не решен расчетная задача или не выполнен предлагаемый опыт.


Билет № 1

    1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых периодов и главных подгрупп в зависимости от их порядкового (атомного) номера.

    2. Опыт. Проведение реакций, подтверждающих химические свойства хлороводородной кислоты.


Билет № 2

  1. Простые и сложные вещества: различие в их составе. Основные классы неорганических соединений: примеры соединений, различие в их составе.

  2. Задача. Вычисление массовой доли вещества, находящегося в растворе.


Билет № 3

  1. Строение атомов химических элементов. Состав атомного ядра. Строение электронных атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д. И. Менделеева.

  2. Задача. Вычисление количества вещества одного из продуктов реакции, если известна масса исходного вещества.


Билет № 4

  1. Металлы: положение этих химических элементов в периодической системе, строение их атомов (на примере атомов натрия, магния, алюминия). Характерные физические свойства металлов. Химические свойства металлов: взаимодействие с кислородом, водой, кислотами.

  2. Опыт. Получение и собирание кислорода. Доказательство наличия кислорода в сосуде.


Билет № 5

  1. Неметаллы: положение этих химических элементов в периодической системе, строение их атомов (на примере атомов хлора, кислорода, азота). Отличие физических свойств металлов. Реакции неметаллов с простыми веществами: металлами, водородом, кислородом.

  2. Задача. Вычисление объема полученного газа, если известна масса исходного вещества.


Билет № 6

  1. Виды химической связи: ковалентная (полярная и не полярная), ионная; их сходство и различие. Типы кристаллических решеток. Примеры веществ с различными типами решеток.

  2. Опыт. Получение и собирание аммиака.


Билет № 7

  1. Взаимосвязь между классами неорганических соединений: возможность получения одних веществ из других (примеры реакций).

  2. Задача. Вычисление количества веществ (или объема) газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества (или объемом) другого газа.


Билет № 8

  1. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; выделению или поглощению энергии; изменению степени окисления химических элементов. Примеры реакций различных типов.

  2. Опыт. Проведение реакций, подтверждающих качественный состав предложенной соли, например сульфат меди (II).


Билет № 9

  1. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель (на примере двух реакций).

  2. Задача. Вычисление массы продукта реакции, если для его получения взят раствор с определенной массовой долей (%) исходного вещества.


Билет № 10

  1. Реакции ионного обмена, условия их протекания до конца (на примере двух реакций). Отличие реакции иного обмена от реакций окислительно-восстановительных.

  2. Задача. Вычисление массовой доли (%) химического элемента в вещества.


Билет № 11

  1. Кислоты в свете представлений об электролитической диссоциации. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями (на примере хлороводородной кислоты).

  2. Опыт. Выделение поваренной соли из ее смеси с речным песком.


Билет № 12

  1. Амфотерные гидроксиды, их химические свойства: взаимодействие с кислотами, щелочами, разложение при нагревании (на примере гидроксила цинка).

  2. Опыт. Получение и собирание водорода. Доказательство наличия водорода в пробирке.


Билет № 13

  1. Щелочи в свете представлений об электролитической диссоциации. Химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами, солями (на примере гидроксида натрия или гидроксида кальция).

  2. Задача. Вычисление массы исходного вещества, если известно количество вещества одного из продуктов реакции.


Билет № 14

  1. Водород: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, получение и применение.

  2. Задача. Вычисление количества вещества (или объема) газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества (или объемом) другого газа.


Билет № 15

  1. Вода: ее состав, строение молекулы, физические свойства. Химические свойства воды: разложение, отношение к натрию, оксидам кальция, оксиду серы (VI).

  2. Опыт: Распознавание соли угольной кислоты среди трех предложенных солей.


Билет № 16

  1. Сера: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома. Физические и химические свойства серы. Оксиды серы, их химические свойства.

  2. Опыт. Проведение реакций, подтверждающих свойства гидроксида кальция.


Билет № 17

  1. Оксиды: их классификация и химические свойства (взаимодействие с водой, кислотами и щелочами).

  2. Задача. Вычисление массы продукта реакции, если известно количество вещества одного из исходных веществ.


Билет № 18

  1. Углерод: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома. Алмаз. Графит. Оксиды углерода, их принадлежность к подклассам оксидов. Угольная кислота и ее соли.

  2. Опят. Распознавание раствора соли хлороводородной кислоты среди трех предложенных растворов.


Билет № 19

  1. Кальций: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома, физические свойства. Химические свойства кальция: взаимодействие с кислородом, водой, кислотами.

  2. Задача. Вычисление количества вещества продукта реакции, если известна масса одного из исходных веществ.


Билет № 20

  1. Железо: положение этого химического элемента в периодической системе. Химические свойства железа: взаимодействие с серой, хлороводородной кислотой, растворами солей. Оксиды и гидроксиды железа.

  2. Опыт. Распознавание среди трех предложенных веществ кислоты и щелочи.


Билет № 21

  1. Серная кислота, ее химические свойства в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями).

  2. Получение и собирание углекислого газа. Доказательство наличия этого газа в сосуде.


Билет № 22

  1. Натрий: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома, физические свойства. Химические свойства натрия: взаимодействие с неметаллами и водой.

  2. Опыт. Осуществление превращения: соль основание оксид металла.


Билет № 23

  1. Круговорот химических элементов в природе (на примере углерода или азота). Роль живых существ, в круговороте химических элементов.

  2. Задача. Вычисление объема газа, вступившего в реакцию, если известна масса одного из продуктов реакции.


Билет № 24

  1. Аммиак: состав молекулы, химическая связь в молекуле. Физические и химические свойства аммиака.

  2. Опыт. Распознавание раствора соли серной кислоты среди трех предложенных растворов солей.


Билет № 25

  1. Источники химического загрязнения воздуха. Пагубные последствия химического загрязнения воздуха. Меры предупреждения химических загрязнений воздуха.

  2. Задача. Вычисление объема газа, необходимого для реакции с определенным количеством другого вещества.



^ Практико-ориентированные задачи по химии


Решите задачи для успешной сдачи экзаменов в 2010-2011 учебном году.

(Т.В. Пошивай)


Задача №1. В атмосфере на высоте 20-30 км находится слой озона О3 , защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не «озоновый экран» в атмосфере, то фотоны с большой энергией достигали бы поверхности Земли и уничтожали на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя Москвы в воздушном пространстве над городом (вплоть до верхней границы стратосферы) приходится по 150 моль озона. Сколько молекул О3, и какая масса озона приходится в среднем на одного москвича.

Ответ: 7,2 кг озона, 9,03 ∙ 1025 молекул озона.


Задача №2. В школьном химическом кабинете пролили на пол немного соляной кислоты, к концу урока она полностью испарилась. Хотя хлороводород сильно токсичен и при вдыхании оказывает раздражающее действие, ученики не почувствовали никакого постороннего запаха. Сколько молекул НСI оказалось в воздухе, если масса хлороводорода, перешедшего в газообразное состояние, равна 1г.

Ответ: 1,65∙ 1022 молекул.


Задача №3. Монооксид углерода (угарный газ) – опасный загрязнитель атмосферы. Он снижает способность гемоглобина крови к переносу кислорода, вызывает болезни сердечнососудистой системы, снижает активность работы мозга. Из-за неполного сжигания природного топлива ежегодно на Земле образуется 5∙ 108 т СО. Определить, какой объем (при н.у.) займет угарный газ, образующийся на нашей планете по этой причине

Ответ: 4∙ 1014 л.


Задача №4. В процессах фотосинтеза зеленые растения усваивают из воздуха газообразный оксид углерода, относительная плотность которого по водороду составляет 22. Какая формула этого оксида углерода?

Ответ: СО2.


Задача №5. При сжигании фосфора на воздухе образовалось вещество в составе, которого 43,7% фосфора и 56,3% кислорода. Это соединение фосфора легко возгоняется, т.е. переходит из твердого состояния в газообразное (без плавления), легко поглощает влагу из воздуха и образует едкий туман, раздражающий органы дыхания. Определите формулу продукта горения фосфора, если относительная плотность его паров по воздуху составляет 9,79.

Ответ: Р4О10.


Задача №6. Важнейшие составные части питания человека – белки, жиры и углеводы. Самые распространенные из углеводов – глюкоза («виноградный сахар») и сахароза (обычный сахар). Любопытно, что формула органического соединения из класса углеводов может быть представлена как Сх(Н2О)у. Рассчитайте массовые доли углерода, водорода и кислорода ( в пересчете на воду) в глюкозе С6 Н12О6 и сахарозе С12 Н22О11.

Ответ: в глюкозе 40% углерода и 60% водорода и кислорода в пересчете на воду; в сахарозе 42,1 % углерода и 57,9% водорода и кислорода в пересчете на воду.


Задача №7. Чтобы не ошибиться с выбором стирального порошка, опытные хозяйки определяют состав волокна, из которого состоит ткань. Для этого бывает достаточно поджечь нитку ткани. Если результат пробы на сгорание вызывает сомнение и надо до конца установить растительное (хлопок, лен) или животное (шелк, шерсть) происхождение ткани, трикотажа, ниток или пряжи, опускают волокно в стакан с горячим 10%-м раствором гидроксида натрия. При этом шерсть и натуральный шелк растворяются без остатка. Если в стакане появился осадок, волокно растительное (хлопок или лен). Рассчитайте массу гидроксида натрия для приготовления 250 мл 10% -ного раствора NaOH (плотность 1,11 г/мл).

Ответ: m (NaOH) = 27, 75 г.


Задача №8. Мыло или стиральный порошок должен содержать в своем составе поверхностно-активные вещества, например соли карбоновых кислот с общей формулой СН3(СН2)уСООNa. Их анионы содержат гидрофильную и гидрофобную части – карбоксильную группу СОО- и углеводородный радикал СН3(СН2)у - . Определите карбоновую кислоту, если молярная масса ее натриевой соли СН3(СН2)у СООNa, входящей в состав мыла, равна 306 г/моль.

Ответ : у=16 (стеариновая кислота)


Задача №9. Смесь для выведения с одежды жирных пятен готовят так: в 180 мл бензина растворяют 4мл этилового спирта и 12мл олеиновой кислоты, а потом при постоянном перемешивании к этой смеси добавляют еще 6 мл 25% -го водного раствора аммиака. Рассчитайте массовую долю аммиака в полученной смеси. Значение плотности: 0,75 г/мл (бензин), 0,79 г/мл (этиловый спирт), 0,87 г/мл (олеиновая кислота), 0,906 г/мл (раствор аммиака).

Ответ: ω=0,88%.


Задача №10. Медные и латунные предметы домашнего обихода на воздухе постепенно темнеют. Воздух – сложная смесь газов, где, кроме кислорода и азота, есть углекислый газ, пары воды и небольшая смесь сероводорова. Они вызывают образование на поверхности медных, латунных и бронзовых изделий оксида меди (II) и сульфида меди (II):

2 Сu + O2 = 2CuO;

2Cu +2H 2S + O2 =2CuS + 2H2 O

Рассчитайте объем (при н.у.) сероводорода, который требуется для образования 1г сульфида меди (II).

Ответ: V (Н2S) = 0,23 л.


Задача №11.

Препарат номер один в домашней аптечке – перманганат калия КMnO4 – марганцовка. В медицине применяют водные растворы перманганата калия разной концентрации. Для приготовления ожогов используют ярко-фиолетовые 2-5%-ные растворы КMnO4. Кристаллический перманганат калия, который почти всегда имеется в домашней аптечке, хорошо растворим, и из него легко приготовить раствор нужного состава. Рассчитайте массу перманганата калия и объем воды, которые потребуются для приготовления 100г 3%-го раствора КMnO4.

Ответ: 3г КMnO4. и 97 мл воды.


Задача №12. Практически в любой домашней аптечке есть водный раствор пероксида водорода. Пероксид водорода как лекарственное средство чаще всего используют в виде 3%-го водного раствора, который продается в аптеке. В медицине применяется также концентрированный 30%-ый раствор Н2О2 (пергидроль). Какой объем воды надо добавить к 5мл 30%-го раствора Н2О2, чтобы получить 3%-й раствор? Считать плотность растворов равными плотности воды.

Ответ: V(Н2 О)=45мл.


Задача №13. При отравлении кислотами применяют «жженую магнезию» - оксид магния, который превращает кислоты в соли, например:

MgO + H2SO4 = MgSO4 + H2O

Рассчитайте массу оксида магния, которая необходима для нейтрализации 10мл 2%-ной серной кислоты. Плотность такого раствора – 1, 014 г/мл.

Ответ: m (MgO) =0,083 г.


Задача №14. При отравлениях ляписом (нитратом серебра) желудок промывают 2%-м раствором поваренной соли (хлорида натрия); при этом образуется нерастворимый хлорид серебра, которая получится при реакции 0,1 г нитрата серебра с избытком хлорида натрия.

Ответ: m (NaCI) = 0,034 г.


Задача №15. Фторсодержащие добавки, которые вводят в профилактических целях в зубные пасты, замедляют образование и распространение бактериального налета на зубах – причина грозного кариеса. Определите массовую долю фтора в зубной пасте, содержащей 0.5% фторида олова SnF4 b 0,25% NaF.

Ответ: ω (F) = 0,23%.


Задача №16. Существуют средства, предотвращающие потоотделение самым радикальным образом – антиперспиранты. Они включают соли алюминия, которые служат для закупоривания потовыводящих каналов кожи; оксид цинка, реагент с подсушивающим и антимикробным действием; танин, образующий с белками кожи соединения, понижающие активность потовых желез, и бактерицидную добавку – разбавленный формалин. Рассчитайте массу формалину(40% -го водного раствора формальдегида), которую надо ввести в смесь при изготовлении 200 г антиперспиранта, если согласно рецептуре в нем должно содержаться 0,5% формальдегида HCHO.

Ответ: m = 2,5 г.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Экзаменационные билеты по химии icon Ответы на экзаменационные билеты билет №1 9 «А», №25 9 «Б»

Экзаменационные билеты по химии icon Экзаменационные билеты для госэкзамена

Экзаменационные билеты по химии icon Экзаменационные билеты по охране труда

Экзаменационные билеты по химии icon Экзаменационные билеты по основам безопасности

Экзаменационные билеты по химии icon Экзаменационные билеты за курс школы бу

Экзаменационные билеты по химии icon Стр из Экзаменационные билеты по охране труда

Экзаменационные билеты по химии icon Экзаменационные билеты факультет среднего профессионального образования

Экзаменационные билеты по химии icon Экзаменационные билеты факультет среднего профессионального образования

Экзаменационные билеты по химии icon Экзаменационные билеты по предмету «Культура безопасности жизнедеятельности»

Экзаменационные билеты по химии icon Экзаменационные билеты Школы водного туризма Базового уровня

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы