Приложение 5 исследовательская работа «Изучение здоровья школьников по состоянию опорно-двигательного аппарата» icon

Приложение 5 исследовательская работа «Изучение здоровья школьников по состоянию опорно-двигательного аппарата»





Скачать 120.73 Kb.
Название Приложение 5 исследовательская работа «Изучение здоровья школьников по состоянию опорно-двигательного аппарата»
Дата 05.05.2013
Размер 120.73 Kb.
Тип Исследовательская работа

Приложение 5

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


« Изучение здоровья школьников по состоянию опорно-двигательного аппарата»

СОДЕРЖАНИЕ

1 Актуализация исследования


2 Теоретическое обоснование проблемы

3 Методика выполнения работы

4 Результаты исследования

5 Анализ полученных результатов

6 Вывод

7 Рекомендации

8 Приложения

1.Актуализация исследования

Древнее изречение « В здоровом теле - здоровый дух» произносится столь часто, что не всегда вызывает желание глубоко задуматься над ним. А ведь здоровье- это бесценный дар, который преподносит человеку природа. А мы часто растрачиваем этот попусту именно в школьные годы.

Медицинское обслуживание школьных учреждений возложено на врачей поликлиник и медицинских сестер, но ,увы, их внимания недостаточно. Вот уже на протяжении 4 лет в нашей школе работает научное общество «Антропогенная среда и здоровье человека», членами которого являемся и мы. Сотрудников этого общества давно уже волнует проблема сохранения здоровья школьников. Нашими коллегами были проделаны целый ряд исследовательских работ посвященных этой теме: «Изучение здоровья школьников по антропометрическим показателям», «Изучение здоровья школьников по состоянию кардиореспираторной системы» и др… И в этом году мы провели исследование опорно-двигательного аппарата с целью выяснения состояния здоровья наших учеников. Ведь от состояния здоровья школьников зависит и успеваемость. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

  1. Выяснить насколько зависит здоровье школьников от состояния опорно-двигательного аппарата.

  2. Проконсультироваться у врачей хирургов о методиках определения сколиоза и плоскостопия.

  3. Освоить методику медицинского осмотра.

  4. Провести осмотр учеников на наличие сколиоза и плоскостопия.

  5. Обработать полученные данные и сделать анализ результатов

^ 2.Теоретическое обследование проблемы
  1. Осанка является основой опорно-двигательного аппарата. Правильная осанка способствует нормальному функционированию двигательного аппарата, и всего организма человека.


  2. Как же физиологически определяется правильная осанка? При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот потянут. ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая. Подчеркнем, что при правильной осанке хорошо развиты мышцы. Развитие мускулатуры влияет на формирование скелета.

  3. При нарушении осанки происходит изменение костного скелета, ухудшается деятельность органов кровообращения, дыхания, кровообращения и др…

  4. Одно из нарушений осанки – искривление позвоночника во фронтальной плоскости (боковые искривления), которые носят названия- «сколиоз», который может быть врожденным и приобретенным. Причиной первого может быть врожденный дефект развития позвоночника. Но 95% сколиозов считаются приобретенными.

Какие могут быть причины приобретенного сколиоза? К нарушению осанки приводят некоторые заболевания рахит, ожирение, гипотрофия, инфекционные болезни, плоскостопие.

Нарушению осанки способствует нерациональное или, точнее, неполноценное питание, недостаточное содержание в пище белка, минеральных солей, витаминов, неравномерное распределение нагрузки.

К такой неравномерной нагрузке может привести мебель, несоответствующая пропорциям тела, неудобная одежда и обувь, ежедневная длительная езда на велосипеде, продолжающиеся в течение нескольких часов прыжки на одной ноге, при игре « в классы», неправильная поза при рисовании, вышивании, игре на музыкальных инструментах.

Подчеркиваем, что речь идет о постоянной, систематической неравномерной нагрузке. В этом отношении весьма отрицательную роль играет ношение изо дня в день в одной и той же руке или на одном и том же плече сумки, большое количество учебников в школьном портфеле.

Существует даже такая на первый взгляд, неожиданная связь: понижение слуха на одно ухо и плохая осанка. Человек, желая получше слышать, все время склоняется или поворачивается к говорящему. Или «любимая» поза, поджав ногу при просмотре телевизора. Все это входит в привычку и приводит к нарушению осанки.

Но самое важное - неправильная посадка за ученическим столом, а также привычки повседневной жизни: манера стоять, сидеть, ходить и т.д.

Чем раньше формируется сколиоз, тем больше времени для его прогрессирования, тем хуже переход. В период полового созревания (при отсутствии лечения) развитие сколиоза ускоряется в 4-5 раз. Т. е. сколиоз представляет собой сложное и тяжёлое заболевание, связанное не только с искривлением позвоночника и позвонков, но и сопровождающееся значительными морфофукциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, органов грудной клетки, брюшной полости и половых органов.

Поэтому изучение сколиоза необходимо для быстрейшего выявления и устранения этого заболевания.

Стопа выполняет опорную и рессорную функции, опираясь на площадь опоры пяточной и головками костей. Кости стопы, соединяясь с помощью суставов и мощных связок, образуют выпуклые сверху дуги – поперечный и продольный своды стопы. При ослаблении мышц и сухожилий своды стопы опускаются и развивается плоскостопие. При плоскостопии длительные физические нагрузки на нижние конечности (ходьба, бег, прыжки, подвижные спортивные игры и т.д.)ведут к болевым ощущениям в стопах.

Плоскостопие бывает врождённое и приобретённое, последнее – значительно проще. Приобретённое плоскостопие в свою очередь может быть статическим, паралитическим и травматическим. Наиболее часто встречается статическое плоскостопие, которое развивается постепенно от ряда причин: избыточная масса тела, ношение чрезмерных тяжестей, ношение обуви на твёрдой, лишённой эластичности подошве и совсем без каблука.

^ 3.Методика выполнения работы

Определяют расположение складок по линии талии (при искривлении позвоночного столба в области поясничных позвонков складка со стороны искривления выражена больше и определяется, как высокий бок), степень развития мышц спины (при сколиозе продольные мышцы на стороне изменённой осанки развиты больше и более упруги, образуют мышечный валик), положение остистых отростков позвонков относительно задней срединной линии. Для обнаружения смещения этой линии исследователь пальцем проводит по позвоночнику и определяет его форму по линии проявляющегося белого или красного дермографизма.

При просмотре спереди определяют положение ключиц, рёбер, форму грудной клетки, в частности, наличие асимметрии в виде рёберного выпукания или рёберного горба.

Перечисленные выше признаки сколиоза при перемене положения тела ребёнка могут исчезать, что характеризует начальную его стадию. Чтобы убедится в этом, ребёнок должен приподняться на носках с поднятыми и сведёнными (переплетёнными) вместе пальцами рук. Если при этом углы лопаток не устанавливаются на одной линии, это означает, что уже развилось искривление позвоночного столба (сколиоз). Для определения боковых искривлений позвоночника можно также использовать модифицированный вариант ростомера. У обследуемого на коже дермографическим карандашом или синькой отмечают линию расположения остистых отростков позвонков в положении привычной осанки. Затем, поставив обследуемого спиной к ростомеру, на уровне затылочного бугра, пятого шейного, седьмого грудного и четвёртого поясничного позвонков с помощью вставляемой в отверстие ростометра планки, конец которой смочен раствором синьки, наносят на кожу спины точки. Через эти точки проводится прямая линия, отклонения от неё линии остистых отростков позвоночника и характеризует степень искривления позвоночника.

В зависимости от направления дуги искривления позвоночника различают правосторонние и левосторонние сколиозы, а в зависимости от локализации и протяжённости искривления – шейный, грудной, поясничный и тотальный сколиозы: методически правильно проведённое обследование позволяет выявить и определить степень и вид сколиоза.

Принято выделять 4 степени сколиоза по В.Д. Чаклину: 1 – деформация с углом искривления до 1750; 2 – до 1550; 3 – до 1000; 4 – тяжёлое искривление, угол которого приближается к прямому, т.е. менее 1000.

При 1 степени имеется функциональное нарушение, нефиксированный дефект, исчезающий при активном напряжении мускулатуры. 2 степень характеризуется стойким искривлением, не исчезающим при напряжении мускулатуры; резко выражены деформации позвоночника и грудной клетки нет. При 3 степени наблюдаются резко выраженные фиксированные искривления позвоночника и деформация грудной клетки.


^ 4. Методика определения плоскостопия

Осмотр стопы проводят во время ходьбы босиком по полу в разных направлениях и стояния на коленях на стуле (лицом к его спинке) при свободно свисающих стопах. Обращают внимание на внутренние края стоп и степень уплощения продольного свода (нормальный, повышенный, плоский). При плоскостопии отмечается удлинение стоп, расширение их в средней части, увеличение длины перешейка. На внутренней сторонней перешейка образуется компенсаторный мышечный валик, легко определяющийся при пальпации, уплощения продольного свода, некоторая выпуклость линии наружного края стопы, пронация пятки- отход её снаружи к от средней линии. Кроме того, при осмотре следует обращать внимание на состояние поперечного свода, деформация пальцев (молотообразные пальцы).

Для диагностики состояния отделов стопы необходимо снять отпечаток её подошвенной части пионтограмму. Для чего берётся водный раствор какого-нибудь красителя ( например, 1% спиртовой раствор бриллиантового зелёного ) и смазывается им поверхность подошвы обследуемого. Затем испытуемому предлагается обеими ногами плотно встать на чистый лист бумаги размером не менее 30*40 см. вес тела должен быть равномерно распределён на обе стопы, следы стоп при этом чётко отпечатываются на бумаге. После этого проводят оценку плантограмм*)'. мы по методу А. Ярапова-Яроленда.

Для этого на отпечаток наносят две линии: АВ, соединяющую середину пятки с серединой основания большого пальца, и АС, соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Если внутренний изгиб контура отпечатка стопы заходит за линию АС или располагается на её уровне -- стопа нормальная; если он находится между линиями АВ и АС - стопа уплощена (плоскостопие 1-ой степени); если не доходит до линии АВ -- плоскостопие 2-ой и 3-ей степени. Полученную плантограмму можно оценить по рисунку.

^ 5 Анализ результатов исследования

Медицинскому осмотру подверглись учащиеся 5-11 классов. В исследовании приняли участие 472 человека. Из них нарушение осанки мы обнаружили у 10,8 % школьников. На первый взгляд это небольшая цифра , однако, это означает, что изменение осанки имеет каждый девятый ученик нашей школы, а это уже внушительно. Искривление позвоночника мы выявили визуально и методом пальпации, и как ни странно, эти же школьники с выявленным сколиозом жаловались на боли в спине . Это подтвердили результаты опроса : на плохое самочувствие и боли в спине жаловались 13,1%. С помощью специальных методик нам удалось определить и степень сколиоза. Из 10,8% выявленных сколиозов-9,7%- 1-ой степени. Это означает , что большая часть детей имеют небольшие изменения, которые можно устранить с помощью специальных упражнений и других методик, а вот остальные 5 человек (3 человека-2-ая стадия , 2 человека-3-я стадия) имеют сильные искривления позвоночника и срочно нуждаются в консультации и лечении детского хирурга. Причём обрабатывая результаты исследования мы обнаружили ,что наибольшее число сколиозов имеют учащиеся 9-ых классов и их число составило 25%, в остальных параллелях эта цифра колеблется в пределах от 10% до!4%. Вероятно это действительно связано с подростковым периодом, ведь в период полового созревания изменения позвоночника встречаются в 4-5 раз чаще. Параллельно с изучением сколиозов нам удалось выявить и изменения стопы, ведь наличие плоскостопия является одной из многих причин искривления позвоночного столба. Мы обнаружили наличие плоскостопия у 8,4% школьников, и самое интересное , что чаще всего плоскостопие мы обнаружили у тех школьников у которых есть сколиоз . Из этого числа наличие плоскостопий 5,5% имеют плоскостопие 1-ой степени. Это значит, что у этих детей есть шанс избавиться от плоскостопия самостоятельно с помощью специальных упражнений, а вот остальным 3-ём% придётся обращаться за консультацией к врачу и заняться более серьёзным лечением.

6 Вывод.

В результате проделанной исследовательской работы мы выяснили, что опорно-двигательный аппарат наших школьников 5-11 классов находится не в лучшем состоянии и для изменения создавшегося положения необходимо провести большую работу с целью укрепления нашего здоровья.

Следует учесть .что мы- члены ученического научного общества, а не доктора- специалисты и поэтому предложить кардинальных методов лечения плоскостопия и сколиоза не можем. Мы не можем изменить мебель во всех кабинетах нашей школы , мы не можем изменить образ жизни и питание каждого ребёнка, что тоже очень сильно влияет на состояние здоровья учеников, но всё же кое что в наших силах.

7 Рекомендации

  1. Довести результаты исследований до школьников, учеников, родителей.

  2. Рекомендовать классным руководителям провести информационные часы, посвящённые сколиозу и плоскостопию и методам профилактики и их коррекции.

  3. Выпустить информационный бюллетень для школьников о результатах исследовательской работы и рекомендациям и по профилактике сколиоза и плоскостопия.

  4. Всем физрукам и старостам классов оказать посильную помощь учителям предметникам в проведении физминуток на каждом уроке.

  5. Членам научного общества «Антропогенная среда и здоровье человека» оказать посильную помощь учителям в проведении подвижных перемен.

  6. Обратиться к родителям учащихся с выявленными сколиозами 2-ой и 3-ей степени, плоскостопием 2-ой степени с рекомендациями обратить внимание на здоровье их детей и срочной консультацией у детского хирурга.

  7. Оказать посильную помощь в проведении общешкольного родительского лектория: «Предупреждение сколиоза и плоскостопия»



ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Рекомендации школьникам по профилактике и коррекции плоскостопия.

  1. Обрати внимание на свою обувь! Она должна иметь гибкую подошву и небольшой каблучок (1,5-2 см.). Девочкам не рекомендуется носить слишком высокий каблук! Возможно поперечное плоскостопие и искривление позвоночника!

  2. Обратить внимание на свое питание! Твоя пища должна быть богата белками и витаминами!

  3. Ходи босиком по неровной , но мягкой поверхности: песок, мягкий грунт, эластичный ворс ковровых покрытий.

4 Сделай привычкой ежедневные теплые ножные ванночки (10-15мин)1 37С.В воду добавь морскую соль,настой ромашки,шалфея,мыльную пену.

5 Ежедневно выполняй гимнастику для ног(10-15 раз):
- перекаты с пятки на носок

-повороты стопы носками внутрь так,чтобы большие пальцы коснулись друг друга,затем разведите их так ,чтобы соприкоснулись пятки

-круговые движения стопами внутрь и наружу ,приподнимите внутренние края стоп,прижимая наружные к полу и потопайте ими

-захват и поднятие стопами карандаша,палочки;сгибание и разгибание пальцев ног;подтягивание ими ножного коврика или полотенца

-перекатывание стопами скалки или мяча;

-стоя энергично подавливайте пальцами ног на пол;

6 Ежедневно выполняй массаж ног:

-поглаживание и растирание ладонями ,размешание и поколачивание мышц кончиками пальцев;

-подошву стопы поглаживайте и растирайте тыльной стороной согнутых пальцев руки от пальцев ноги к пятке;

-голень массируйте в направлении от голеностопного сустава к коленному по внутренней поверхности

7 Рекомендуем терапевтические корре гирующие стельки,изготовленные по меткам ваших стоп с учетом их анатомии.


Приложение 2

Рекомендации школьникам по профилактике и коррекции сколиоза

1. Не носи больших тяжестей! Вес переносимых предметов распределяй равномерно на обе руки. Не советуем носить портфели в руке, дипломаты или сумки, а рекомендуем сумки и рюкзаки носить за спиной!

2. Обрати внимание на свою осанку на уроках при выполнении письменных работ. Наиболее целесообразна прямая посадка с легким наклоном корпуса вперед. Плечи должны располагаться параллельно краю крышки стола, руки симметрично, туловище на 5-6 см от края стола. Высота сиденья равна длине голени со стопой + 2-3 см на каблук. Все суставы согнуты под прямым углом. Сиденье должно иметь спинку.

З.Избавься от любимой позы- сиденья за столом подложив ногу и т.д.

4.Регулярно выполняй следующие упражнения:

  • Представь себе, что с неба спущена проволока, которую зацепили за вашу голову и за которую вас тянут вверх. Теперь приведите свою осанку в соответствие с этой тягой. Подайте таз вперед и втяните живот, вы почувствуете, что ваша поясница стала более плоской и длинной.

  • Представьте ,что в передней поверхности шеи у вас третий глаз. Чтобы он ясно видел дорогу перед собой, вам придется поднять голову, развернуть плечи и чуть вздернуть подбородок, при этом ваша шея станет прямее и длиннее. Такая осанка пусть станет вашей привычкой.

  • Ходите, держа палку на плечах за спиной. Плечи должны быть при этом расслаблены, опущены, ни в коем случае не напряжены руки закинуты за палку, кисти рук свисают.

• Полезно сидеть с палкой на плечах перед телевизором в течение 10-15 минут ежедневно.

Японский метод лечения сколиоза:

  • лягте на жесткую ровную постель лицом в вверх, обе руки сложите под шеей, скрепив запястья. Не отрывая ступней от кровати, пальцы ног тяните к носу, пятки вперед. В этой позе раскачивайтесь, вибрируйте всем телом, словно рыбка, извивающаяся в воде. Упражнение проделывать утром и вечером 1-2 минуты.

  • лягте опять на твердую постель, положите под шею жесткий валик-подушечку. Руки и ноги вытяните вверх под прямым углом к туловищу и 1 минуту мелко­мелко потряхивайте, вибрируйте конечностями. Постепенно увеличивайте время до двух минут.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Приложение 5 исследовательская работа «Изучение здоровья школьников по состоянию опорно-двигательного аппарата» icon Профилактическая работа по предупреждению заболеваемости учащихся Профилактика возникновения нарушений

Приложение 5 исследовательская работа «Изучение здоровья школьников по состоянию опорно-двигательного аппарата» icon Заболевания опорно-двигательного аппарата

Приложение 5 исследовательская работа «Изучение здоровья школьников по состоянию опорно-двигательного аппарата» icon 1. Заболевания опорно-двигательного аппарата

Приложение 5 исследовательская работа «Изучение здоровья школьников по состоянию опорно-двигательного аппарата» icon −Заболевания опорно-двигательного аппарата

Приложение 5 исследовательская работа «Изучение здоровья школьников по состоянию опорно-двигательного аппарата» icon ''Болезни опорно-двигательного аппарата''

Приложение 5 исследовательская работа «Изучение здоровья школьников по состоянию опорно-двигательного аппарата» icon Анатомия опорно-двигательного аппарата

Приложение 5 исследовательская работа «Изучение здоровья школьников по состоянию опорно-двигательного аппарата» icon +Заболевания опорно-двигательного аппарата

Приложение 5 исследовательская работа «Изучение здоровья школьников по состоянию опорно-двигательного аппарата» icon Профилактика опорно-двигательного аппарата

Приложение 5 исследовательская работа «Изучение здоровья школьников по состоянию опорно-двигательного аппарата» icon Заболевания опорно-двигательного аппарата

Приложение 5 исследовательская работа «Изучение здоровья школьников по состоянию опорно-двигательного аппарата» icon −Заболевания опорно-двигательного аппарата

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы