Утв. Минпросвещения СССР от 10 июля 1987 г. N 127 icon

Утв. Минпросвещения СССР от 10 июля 1987 г. N 127





Скачать 473.17 Kb.
НазваниеУтв. Минпросвещения СССР от 10 июля 1987 г. N 127
страница1/3
Дата19.05.2013
Размер473.17 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

Правила
техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ Министерства просвещения СССР
(утв. Минпросвещения СССР от 10 июля 1987 г. N 127)




1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила распространяются на кабинеты (лаборатории) химии общеобразовательных школ, школ-интернатов, вечерних (сменных) и спецшкол системы Министерства просвещения СССР.
За создание безопасных условий труда и обучения несет ответственность администрация школы, а за выполнение настоящих Правил - заведующий кабинетом и учитель химии.
1.2. Эксплуатация вновь организованных или реконструированных кабинетов (лабораторий) химии допускается при наличии акта-разрешения ( приложение 1) комиссии отдела народного образования.
1.3. Заведующий кабинетом, учитель химии обязаны:
обеспечить здоровые и безопасные условия труда и обучения, соблюдение санитарно-гигиенического режима и данных Правил, правильное использование спецодежды и средств индивидуальной защиты;
- разработать инструкцию по охране труда на основании Типовой ( приложение 2) и представить ее к утверждению в установленном порядке, а также к переутверждению один раз в три года;
- инструктировать лаборантов и практикантов на рабочем месте в соответствии с настоящими Правилами;
- проводить инструктажи учащихся по технике безопасности в соответствии с приложением 3;
- оформить в кабинете уголок техники безопасности, где сосредоточить инструкции, плакаты по безопасным приемам работы;
- перед началом работ проверять исправность оборудования, вентиляции, газовой сети, системы электрического питания. В случае обнаружения неисправностей, создающих опасность, работу в кабинете не проводить до их устранения;
- по окончании работы проверять выключение электроприборов, закрытие газовых и водопроводных кранов;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях, руководствуясь приложениями 4 и 5, при необходимости организовать специализированную медицинскую помощь;
- немедленно извещать руководство школы о каждом несчастном случае;
- организовать эвакуацию учащихся из помещения в случае возникновения пожара ( приложение 6), а также при неустранимой утечке газа.
1.4. В кабинете химии из внеурочных мероприятий разрешатся проводить только занятия химического кружка и факультатива по химии.
Запрещается использовать кабинеты химии в качестве классных комнат для занятий по другим предметам и групп продленного дня.
1.5. Пребывание учащихся в лаборантской запрещается, в помещении кабинета (лаборатории) разрешается только в присутствии учителя химии.
1.6. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета химии.
1.7. Запрещается: пробовать на вкус любые реактивы и растворы, пить и есть, класть продукты на рабочие столы в кабинете и лаборантской, принимать пищу в спецодежде.

2. Требования к помещениям кабинета (лаборатории) химии

2.1. Помещения кабинета (лаборатории) химии и лаборантской (препараторской) должны удовлетворять требованиям СНиП "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования", а также Номенклатуре типов зданий, составов и площади помещений детских дошкольных учреждений и общеобразовательных школ (помещение кабинета 66 м2; лаборантской в восьмилетней школе не менее 16 м2, в средней - 32 м2. В средних школах наполняемостью более 1668 учащихся должны быть два кабинета по 66 м; каждый).
2.2. Лаборантская располагается смежно с кабинетом (лабораторией) химии со стороны классной доски и имеет два выхода - один в кабинет, другой - в коридор, на лестницу, в рекреационное или иное смежное помещение. Двери из лаборантской и кабинета должны открываться по пути эвакуации.
2.3. Расстояние между передним рядом лабораторных столов и демонстрационным столом должно быть не менее 0,8 м.
2.4. Удаленность последнего места учащегося от классной доски не должна превышать 10 м.
2.5. В кабинете (лаборатории) химии и лаборантской должны быть установлены раковины с подводкой холодной и горячей воды.
2.6. Кабинет (лаборатория) химии и лаборантская обеспечиваются освещением, вентиляцией, водопроводом, канализацией, системой электроснабжения, первичными средствами пожаротушения и средствами индивидуальной защиты.
2.7. Лабораторные столы для учащихся в кабинете (лаборатории) химии в соответствии с Номенклатурой специализированной школьной мебели, выпускаемой предприятиями Минлеспрома СССР по заказу Минпроса СССР и ГОСТ 18314-73 "Столы ученические лабораторные", должны быть ростовых групп В, Г и Д в следующем соотношении: В - 15%, Г - 75%, Д - 10% и надежно прикрепляться к полу. Размеры столов: длина 1,2 м, ширина 0,45 - 0,5 м. Покрытие должно быть устойчиво к слабым растворам кислот и щелочей.
Демонстрационный стол учителя должен удовлетворять ГОСТ 18607-73 "Столы демонстрационные" и иметь химически стойкое покрытие.
Вытяжной шкаф изнутри должен быть облицован легко моющимся химически стойким покрытием.
Стулья кабинетов (лабораторий) химии должны быть со спинками и соответствовать ростовым группам столов.
2.8. Освещение кабинета химии должно соответствовать требованиям СНиП "Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования".
Поток солнечного света должен падать с левой стороны от учащихся, минимальная освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола не должна быть ниже 300 лк, вертикальной поверхности классной доски - 500 лк. Запрещается применение люминесцентных ламп и ламп накаливания без светорассеивающей арматуры.
По истечении гарантийного срока службы (для ламп накаливания - 1000, люминесцентных - 2500 - 3000 ч. горения) лампы необходимо заменить, не дожидаясь полного выхода их из строя. Смена ламп и очистка светильников производится только электриком. Очистка светильников производится в соответствии с Санитарными правилами по устройству и содержанию общеобразовательных школ не реже одного раза в три месяца.

Для обеспечения надлежащей естественной освещенности нельзя расставлять на подоконниках цветы, стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не реже двух раз в год. К этой работе в кабинетах (лабораториях) химии привлекать учащихся запрещается.
2.9. Питание электроприборов кабинета (лаборатории) химии должно осуществляться от щита с разделительными трансформаторами, подсоединенного к электрическому вводу через защитно-отключающее устройство (УЗОШ).
Все используемые демонстрационные и лабораторные электрические приборы должны отвечать требованиям Правил по технике электробезопасности при проведении занятий в учебных кабинетах (классах) общеобразовательных школ и практики школьников на промышленных объектах.
Запрещается использовать самодельные приборы и подавать на лабораторные столы напряжение переменного тока выше 42 В и постоянного тока выше 110 В.
Все токоведущие части электрических приборов должны быть надежно защищены от случайного прикосновения к ним.
2.10. Проверка состояния изоляции электрических сетей, электроприборов и электрооборудования, согласно Правилам устройства электроустановок (ПУЭ), организуется ежегодно директором или лицом, ответственным за электрохозяйство данной школы, с составлением акта.
2.11. Помещение кабинета (лаборатории) химии оборудуется вентиляцией и отоплением в соответствии с требованиями СНиП "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха". Состояние воздушной среды в помещениях определяется разделом V "Воздушно-тепловой режим" Санитарных правил по устройству и содержанию общеобразовательных школ: температура воздуха 17 - 20°С, относительная влажность 40 - 60 %.
Окна кабинета (лаборатории) и лаборантской должны быть оборудованы открывающимися с пола фрамугами (форточками) для проветривания. Площадь открывающихся проемов - не менее 1/50 площади пола.
Проветривание должно производиться только в отсутствие школьников.
2.12. Трубы горячей и холодной воды, подводимые к рабочим местам, окрашиваются масляной краской в голубой или синий цвет.
Один из водопроводных кранов в лаборантской или кабинете химии оборудуется съемным шлангом с насадкой для смыва с кожи едких веществ. На другом кране должна быть постоянно надета резиновая трубка с насадкой для промывания глаз.
Водопроводная сеть должна иметь общий вентиль на вводе в кабинет, а также вентиль перед разводкой на ряды лабораторных столов учащихся, к демонстрационному столу и в лаборантскую.
2.13. Пожарная безопасность в кабинете (лаборатории) химии организуется в соответствии с Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений.
2.14. Необходимый минимум первичных средств пожаротушения кабинетов химии включает:
- пенные огнетушители типа ОХП-10, ОХВП-10, порошковые огнетушители типа ОП-1 ("Момент-1"), "Спутник", "Момент-2", ОП-2Б, размещаемые непосредственно в кабинете и лаборантской. Место установки обозначается знаком 4.1 по ГОСТ 12.4.026-76 "ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности";
- закрывающийся крышкой ящик с сухим просеянным песком вместимостью 0,05 м3 укомплектованный совком вместимостью не менее 2 кг песка. Вместо ящика разрешается размещать песок в металлических сосудах вместимостью 4 - 6 кг;
- накидки из огнезащитной ткани размером 1,2 х 1,8 м и 0,5 х 0,5 м.
2.15. Загорания в кабинете (лаборатории) химии необходимо немедленно ликвидировать, при этом:
- ЛВЖ, ГЖ (легковоспламеняющиеся жидкости и горючие жидкости) и электропроводку следует гасить песком, огнезащищенной тканью, порошковыми огнетушителями;
- обесточенную электропроводку можно гасить водой;
- загорание в вытяжном шкафу ликвидируется первичными средствами пожаротушения вслед за отключением вентилятора.

3. Требования безопасности при работе в кабинете (лаборатории) химии

А. Требования безопасности при размещении и хранении химреактивов и оборудования

3.1. Приобретение реактивов сверх нормативов, предусмотренных Типовыми перечнями, запрещается. Излишки реактивов кабинета химии разрешается передавать в пределах данной школы в кабинеты биологии, физики и другие в соответствии с Типовыми перечнями для этих кабинетов. Передача реактивов сторонним организациям, а также уничтожение излишков реактивов осуществляется в зависимости от массы вещества и местных условий в соответствии с инструкцией Минпроса СССР.
3.2. Не допускается совместное хранение реактивов, отличающихся по химической природе ( приложение 8).
Распределение реактивов по группам хранения приведено в приложении 7.
3.3. Все реактивы в первичной таре должны храниться в лаборантской. Разрешается первичную тару размещать во вторичной таре. В кабинете допускается располагать реактивы VIII группы хранения и растворы, предназначенные для предстоящих лабораторных или практических работ, при условии, что шкафы запираются, а ключи от них находятся у заведующего кабинетом или учителя.
3.4. При наличии у реактива или раствора огнеопасных, ядовитых и взрывоопасных свойств на таре должна быть в случае утраты дополнительная (ниже основной) этикетка с надписью: "Огнеопасно" (красная), "Яд" (желтая), "Взрывоопасно" (голубая), "Беречь от воды" (зеленая). Допускается вместо этой символики пользоваться знаками, установленными ГОСТ 12.4.026-76 "ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности".
3.5. Хранить реактивы и растворы в таре без этикеток или с надписями на ней, сделанными карандашом по стеклу, запрещается; если этикетка утеряна, а идентифицировать содержимое не представляется возможным, оно подлежит уничтожению в соответствии с рекомендациями приложения 9.

3.6. Слабые растворы кислот и щелочей разрешается хранить в толстостенной стеклянной посуде в нижних секциях вытяжного шкафа или в специальном шкафу с естественной вентиляцией на химически стойких поддонах.
Запрещается хранить растворы щелочей в склянках с притертыми пробками, ЛВЖ и ГЖ - в сосудах из полимерных материалов.
Сосуды с ЛВЖ и ГЖ размещаются в переносном металлическом ящике с верхним расположением крышки. На дно насыпается песок слоем не менее 0,05 м или укладывается листовой асбест слоем 0,01 м. В крышке должно быть 6 отверстий диаметром 0,01 м. Ящик должен иметь сбоку металлические ручки. Он окрашивается светлой краской, на крышку снаружи наносится знак 2.1 по ГОСТ 12.4.026-76 "ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности". Устанавливается ящик не ближе двух метров от нагревательных устройств. Разрешается вместо этого ящика использовать любые прочные переносные металлические сосуды типа бачка, контейнера для транспортировки кинопленки и другие объемом около 10 л. В их крышке должны быть такие же отверстия, а стенки и дно изнутри изолированы асбестом.
Весь спирт, выдаваемый школе, должен размещаться вместе с ЛВЖ в кабинете химии.
Диэтиловый эфир не должен храниться более одного года с момента выпуска. Если этот срок прошел, следует подвергнуть эфир обработке в соответствии с рекомендациями приложения 10.
3.7. Реактивы группы 2 - 6 следует хранить в соответствии с приложением 7, то есть представителей одной группы нельзя располагать в непосредственной близости с таковыми, относящимися к другой группе. Реактивы 8-й группы разрешается размещать рядом с реактивами любой группы 2 - 6.
3.8. Реактивы 7-й группы, перечисленные ниже, хранятся отдельно в сейфе (надежно запирающемся металлическом ящике), ключи от которого должны быть у директора и заведующего кабинетом. На внутренней стороне дверцы сейфа приводится утвержденная приказом опись реактивов с указанием разрешенных для хранения максимальных масс или объемов.

Примечание. Здесь хранят: а) верхняя полка: бром, аммония дихромат, бария гидроксид, нитрат, оксид и хлорид, кали едкое, калия дихромат, роданид и хромат, кобальта сульфат, натрия сульфид девятиводный, натрия фторид, натр едкий, никеля сульфат, хрома (III) хлорид, свинца ацетат, серебра нитрат, цинка сульфат и хлорид, йод кристаллический; б) нижняя полка: хлористый метилен, хлороформ, дихлорэтан, гексахлорбензол, углерод четыреххлористый, фенол, анилин, анилин сернокислый, спирт изоамиловый.
3.9. Запрещается менять относительное расположение реактивов в сейфе на полках и перефасовывать из заводской тары реактивы и материалы, обозначенные в приложении 8 значками X и XX.
3.10. Реактивы 5-й группы хранения не следует изымать из заводской тары (металлического контейнера).
3.11. Растворы формалина с массовой долей вещества выше 5 % необходимо хранить вместе с ЛВЖ и ГЖ.
3.12. Щелочные металлы (II группа хранения) допускается размещать вместе с ЛВЖ и ГЖ. Слой консерванта над металлом должен быть не менее 0,01 м. Ампулы со щелочными металлами и кальцием хранятся во вторичной таре в запирающихся шкафах или сейфе.
3.13. Выдача учащимся реактивов для опытов производится в массах и объемах, не превышающих необходимые для данного эксперимента, а растворов - концентрацией не выше 5 %. На рабочих местах для постоянного размещения допускаются только реактивы и растворы набора типа НПР, согласованного с ЦК Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений и утвержденного Министерством просвещения СССР.
3.14. В канализацию запрещается выбрасывать реактивы, сливать их растворы, ЛВЖ и ГЖ. Их собирают для последующего обезвреживания в соответствии с приложением 11.
3.15. Разлитый водный раствор кислоты или щелочи засыпать сухим песком или сухой измельченной глиной. Совком переместить адсорбент от краев разлива к середине, собрать в полиэтиленовый мешочек, завязать плотно и выбросить с твердыми отходами кабинета. Место разлива обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.
3.16. При разливе ЛВЖ и других органических реактивов действовать в соответствии с рекомендациями приложения 12.
3.17. Обрезки щелочных металлов и кальция необходимо ликвидировать в тот же день, когда они получены, в соответствии с рекомендациями приложения 11.
3.18. Отработанные ЛВЖ и ГЖ разрешается хранить вместе с исходными реактивами до последующего сжигания в соответствии с рекомендациями приложения 11.
3.19. Приборы кабинета химии, в частности все электроприборы, следует размещать в кабинете в шкафах под замком, защищенными чехлами из полимерных материалов. Запрещается хранить любое оборудование на шкафах и в непосредственной близости от реактивов и растворов.

Б. Меры безопасности при работе с лабораторной посудой

3.20. При сборке приборов из стекла применять повышенные усилия запрещается.
3.21. Стеклянную трубку разрешается вставлять в отверстие пробки, смазанное глицерином или смоченное водой. Пробку следует держать в левой руке, а правой вставлять в нее трубку. При этом стекло следует проворачивать, а конец его не должен упираться в ладонь.
3.22. Обработка стекла производится в защитных очках. Разламывать трубки после надпила можно, только защитив руки какой-либо тканью. Использовать для этой цели полотенце запрещается. После разлома острые концы следует оплавить или обработать наждачной бумагой.
3.23. Осколки, образовавшиеся при резке или случайном повреждении стеклянного сосуда, необходимо немедленно убрать с помощью щетки и совка.
3.24. При мытье посуды щетками ("ершами") разрешается направлять дно сосуда только от себя или вниз.
3.25. Тонкостенную посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.

3.26. Для нагревания жидкостей разрешается использовать только тонкостенные сосуды.
Пробирки перед нагреванием запрещается наполнять жидкостью более чем на треть, горло сосудов следует направлять в сторону от работающих. В течение всего процесса нагревания запрещается наклоняться над сосудами и заглядывать в них.
Недопустимо нагревать сосуды выше уровня жидкости, а также пустые, с каплями влаги внутри.
3.27. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть весь предмет, а затем вести местный нагрев.

В. Требования безопасности при проведении химических опытов

3.28. Учащимся, которым по состоянию здоровья медицинскими органами запрещено работать с реактивами и растворами, администрация школы обязана обеспечить работу по индивидуальной программе.
3.29. Опыты, при которых возможно загрязнение атмосферы учебных помещений токсичными веществами (хлором, сероводородом, фосфином, оксидом углерода (II), бромом, бензолом, дихлорэтаном, диэтиловым эфиром, формалином, уксусной кислотой, аммиаком), необходимо проводить в исправном вытяжном шкафу или в приборах - замкнутых системах с адсорбцией или аспирацией выделяющихся веществ. В системы с аспирацией следует вводить устройство для контроля за наличием разрежения.
3.30. В качестве адсорбентов для газов и паров разрешается применять активированный уголь (кроме смеси хлора и водорода, которая на активированном угле реагирует со взрывом), водные растворы кислот и щелочей, натронную известь.
3.31. В системах с аспирацией без адсорбции собранные газы но# окончании эксперимента вытесняются из аспиратора с помощью напорной склянки в вытяжном шкафу или на открытом воздухе. Во время этой операции поджигать газ запрещается.
3.32. Приготавливать растворы из твердых щелочей и концентрированных кислот разрешается только учителю, используя фарфоровую лабораторную посуду (стаканы 5, 6 или 7, кружки 2 и 3 ГОСТ 9147-73 "Посуда лабораторная фарфоровая"). Сосуд следует наполовину заполнить холодной водой, а затем добавлять небольшими дозами вещество. Перед внесением очередной порции жидкость необходимо перемешать до растворения всего вещества. После остывания раствор добавлением воды довести до нужного объема.

Взамен ГОСТ 9147-73 постановлением Госстандарта СССР от 28 октября 1980 г. N 5174 с 1 января 1982 г. введен в действие ГОСТ 9147-80

3.33. Взятие навески твердой щелочи разрешается пластмассовой или фарфоровой ложечкой. Запрещается использовать металлические ложечки и насыпать щелочи из склянок через край. На весы необходимо поместить фарфоровую выпарительную чашу N 1. Бумагой для этой цели пользоваться запрещается.
3.34. Работа со щелочными металлами, кальцием, концентрированными кислотами и щелочами при подготовке и проведении опытов должна проводиться с применением спецодежды и средств индивидуальной защиты.
3.35. Резка лития и натрия и очистка металлов от оксидной пленки должны проводиться под слоем керосина в широком стеклянном сосуде типа чаши кристаллизационной.
3.36. Демонстрировать взаимодействие щелочных металлов и кальция с водой необходимо в химических стаканах типа ВН-600, наполненных не более чем на 0,05 м. В этом случае допускается демонстрация опыта без защитных экранов.
3.37. Переливание концентрированных кислот (уксусной, соляной, азотной, муравьиной), а также водного раствора аммиака и приготовление из них растворов должно производиться в вытяжном шкафу или на открытом воздухе. При этом обязательным является использование воронки, а также применение спецодежды и средств индивидуальной защиты. При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом.
3.38. Во время приготовления растворов жидкость большей плотности следует вливать в жидкость меньшей плотности.
3.39. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.
3.40. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху ("этикетку - в ладонь!"). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают краем той посуды, куда наливается жидкость.
3.41. Разборка приборов после эксперимента с использованием или образованием веществ 1, 2 и 3-го класса опасности производится в соответствии с указаниями по демонтажу ( приложение 14).

Г. Средства индивидуальной защиты при работе в кабинете (лаборатории) химии

3.42. При работе с токсичными и агрессивными веществами следует пользоваться средствами индивидуальной защиты. Администрация школы обязана обеспечить учителя химии и лаборанта спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (халат, очки, перчатки, фартук).
3.43. Учитель и лаборант для защиты глаз от брызг жидкостей и твердых частиц обязаны пользоваться очками типа ЗН или Г (ГОСТ 12.4.013-85 "ССБТ. Очки защитные"), полностью закрытыми, с непрямой вентиляцией.


3.44. По ГОСТ 12.4.029-76 "ССБТ. Одежда специальная. Фартуки" для учителя химии, лаборанта и учащихся при работе с реактивами обязателен халат из хлопчатобумажной ткани. Он должен застегиваться только спереди, манжеты рукавов должны быть на пуговицах. Длина халата - несколько ниже колен. Фартук должен быть изготовлен из химически стойкого материала.
3.45. По ГОСТ 12.4.020-75 "ССБТ. Средства защиты рук. Номенклатура показателей качества" в школьных условиях допускаются перчатки, защищающие от кислот и щелочей средней концентрации и органических растворителей.
3.46. При проведении лабораторных и практических работ, связанных с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием разъедающих растворов, учитель обязан заставить учащихся пользоваться защитными очками.

Приложение 1

Акт-разрешение
на проведение занятий в кабинете (лаборатории) химии

Мы, нижеподписавшиеся ________________________ представители районо,# райсэс, райкома профсоюза, директор школы, председатель профсоюзного комитета, заведующий кабинетом химии составили настоящий акт в том, что:

1. В кабинете (лаборатории) химии для учащихся организованы рабочие места, которые соответствуют нормам охраны труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии.
2. Завкабинетом, учителя химии, лаборанты и практиканты прошли обучение и проверку знаний по безопасной организации работы в данном кабинете химии.
3. Первичными средствами пожаротушения, спецодеждой, средствами индивидуальной защиты (халат, перчатки, очки, фартук), укомплектованной аптечкой, сейфом, металлическим контейнером для хранения ЛВЖ и ГЖ, вытяжным шкафом кабинет (лаборатория) химии укомплектован.
4. Вытяжной шкаф кабинета обеспечивает скорость движения воздуха в рабочем проеме шкафа не менее 1,0 м/с (при измерении анемометром).

Подписи:
Председатель комиссии___________________________________________________
Члены комиссии _________________________________________________________
_________________________________________________________
Дата составления акта __________________________________________________

Приложение 2

___________________________________
наименование предприятия (школы)

Утверждено Утверждаю
постановлением профсоюзного Директор
комитета
от "____"______________ 19___г. ___________________________________
личная подпись, фамилия, инициалы

Инструкция
по охране труда для учащихся при работе в кабинетах (лабораториях) химии средних общеобразовательных школ
(типовая)

1. Соблюдение требований настоящей Инструкции обязательно для учащихся, работающих в кабинете химии.
2. Допуск посторонних лиц в кабинет в момент проведения эксперимента разрешается только с ведома учителя химии.
3. Во время работы в кабинете учащиеся обязаны быть в халатах и пользоваться средствами индивидуальной защиты (по указанию учителя), поддерживать порядок на рабочем месте.
4. Прежде чем приступить к выполнению работы, необходимо изучить по учебнику или пособию порядок ее проведения. Следует соблюдать все указания учителя по безопасному обращению с реактивами и растворами, методами нагревания, наполнению сосудов и т.д.
5. Подготовленный к работе прибор необходимо показать учителю или лаборанту.
6. Запрещается проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные данной работой.
7. Запрещается прием пищи и напитков в кабинете химии.
8. Запрещается загромождать проходы портфелями, сумками.
9. При получении травмы (порезы, ожоги), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту.
10. Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.
11. Обо всех разливах жидкостей, а также о рассыпанных твердых реактивах нужно сообщить учителю или лаборанту. Самостоятельно убирать любые вещества запрещается.
12. Запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости, они должны сливаться в специальные сосуды на рабочих местах.
13. Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т.д. необходимо ставить в известность учителя или лаборанта. Устранять неисправности учащимся самостоятельно запрещается.
14. Запрещается оставлять без присмотра нагревательные приборы.
15. Уборка рабочих мест по окончании работы производится в соответствии с указаниями учителя.
16. По окончании практических и лабораторных работ учащиеся обязаны вымыть руки с мылом.
17. При возникновении в кабинете во время занятий аварийных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов) не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.

Инструкция составлена
завкабинетом химии _____________________________
(подпись)

Приложение 3

Указания
о проведении обучения и инструктажа по технике безопасности

1. Для воспитания чувства личной ответственности и сознательного отношения к правильным и безопасным методам работы в соответствии с п.6.6.4 Положения об организации работы по охране труда в учреждениях системы Министерства просвещения СССР необходимо проводить инструктирование с целью обучения учащихся, лаборанта и практикантов соблюдению требований безопасности и гигиены труда.
2. В соответствии с ГОСТ 12.0.004-79 "Организация обучения работающих безопасности труда" инструктаж подразделяется на:
вводный (на первом уроке химии); первичный на рабочем месте; повторный;
внеплановый (при нарушении учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме);
текущий (перед проведением лабораторных и практических работ).
3. Вводный инструктаж для учащихся проводит заведующий кабинетом или учитель химии. Он обязан ознакомить их с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности и гигиены труда, пожарной безопасности, опасными моментами, с которыми можно встретиться в процессе работы, и с соответствующими мерами предосторожности.
4. Инструктаж на рабочем месте дополняет вводный и имеет целью ознакомить учащихся, лаборанта или практикантов с организацией и содержанием рабочего места, с безопасными методами работы, с правилами пользования средствами индивидуальной защиты, с возможными опасными факторами при выполнении конкретной работы, с обязанностями работающего на своем рабочем месте, а также с правилами поведения при возникновении опасных ситуаций. Инструктаж должен сопровождаться показом безопасных приемов работы с последующей проверкой усвоения знаний.

5. Внеплановый инструктаж для лаборантов, практикантов и учащихся заведующий кабинетом или учитель химии проводит в случае грубого нарушения правил техники безопасности, следствием чего могло явиться травмирование нарушителя или работающих рядом. Этот вид инструктажа проводится также для каждого из перечисленных выше лиц, если он приступает к работе после получения травмы или перерыва продолжительностью более 60 дней.
6. По окончании инструктажа на рабочем месте учитель разрешает приступить к самостоятельной работе, предварительно убедившись в усвоении инструктажа.
Проведение инструктажа вводного для учащихся, первичного и повторного на рабочем месте и внепланового фиксируется в классном журнале (вводный инструктаж рекомендуется проводить в начале учебного года на первом уроке химии в каждом классе).
Инструктаж на рабочем месте первичный и повторный, а также внеплановый для лаборанта и студентов-практикантов, а также инструктаж при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий для учащихся проводит также учитель химии и регистрирует его в специальном журнале.
Инструктаж текущий перед лабораторными и практическими работами проводится учителем химии, но не регистрируется.

Приложение 4

Оказание первой медицинской помощи

Во всех случаях после оказания первой медицинской помощи следует обратиться в медицинское учреждение.
1. Отравление кислотами: выпить 4 - 5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же взвеси оксида магния в воде и снова вызвать рвоту. После этого сделать два промывания желудка чистой теплой водой. Общий объем жидкости не менее 6 л.
При попадании внутрь концентрированных кислот и при потере сознания запрещается вызывать искусственную рвоту, применять карбонаты и гидрокарбонаты как противоядие (вместо оксида магния). В этом случае необходимо вызвать врача.
2. Отравление щелочами: выпить 4 - 5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же водного раствора уксусной кислоты с массовой долей вещества 2 %. После этого сделать два промывания желудка чистой теплой водой.
3. Отравление фенолом: выпить 4 - 5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же розового раствора перманганата калия и снова вызвать рвоту. Третье промывание сделать водным раствором этанола с массовой долей вещества 5 % (объем не менее 1 л).
4. Отравление парами брома: дать нюхать с ватки нашатырный спирт (водный раствор аммиака с массовой долей вещества 10 %), затем промыть слизистые оболочки носа и горла водным раствором гидрокарбоната натрия с массовой долей вещества 2 %.
5. Отравление газами: чистый воздух и покой, в тяжелых случаях - кислород.
6. Ожоги: при любом ожоге запрещается пользоваться жирами для обработки обожженного участка. Запрещается также применять красящие вещества (растворы перманганата калия, бриллиантовой зелени, йодной настойки).
Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом и накладывают сухую стерильную повязку.
Во всех остальных случаях после охлаждения места ожога накладывают стерильную повязку и обращаются за медицинской помощью.
Иные виды поражения организма:
при попадании на кожу едкого вещества основная задача - как можно быстрее удалить его стряхиванием или снятием пинцетом, сухой бумагой или стеклянной палочкой;
при попадании на кожу растворов кислот или щелочей смывают их после стряхивания видимых капель широкой струей прохладной воды или душем. Запрещается обрабатывать пораженный участок увлажненным тампоном;
  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Утв. Минпросвещения СССР от 10 июля 1987 г. N 127 iconПриказ от 10 июля 1987 г. N 127 о введении в действие правил техники безопасности для кабинетов (лабораторий)

Утв. Минпросвещения СССР от 10 июля 1987 г. N 127 iconПравила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах (утв. Минпросвещения

Утв. Минпросвещения СССР от 10 июля 1987 г. N 127 iconПравила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах (утв. Минпросвещения

Утв. Минпросвещения СССР от 10 июля 1987 г. N 127 iconОсновные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих
Настоящие Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих...
Утв. Минпросвещения СССР от 10 июля 1987 г. N 127 iconМетодические рекомендации "Коклюш и паракоклюш" (Профилактика, клиника, диагностика) (утв. Минздравом

Утв. Минпросвещения СССР от 10 июля 1987 г. N 127 icon"организационные, профилактические и лечебные принципы оздоровления часто болеющих детей (методические

Утв. Минпросвещения СССР от 10 июля 1987 г. N 127 iconПриказ Минздрава СССР от 21 июля 1988 г. N 579 "Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов"

Утв. Минпросвещения СССР от 10 июля 1987 г. N 127 iconПриказ мз СССР от 29. 12. 1970 n 851 утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава СССР от 21.

Утв. Минпросвещения СССР от 10 июля 1987 г. N 127 iconПриказ Минздрава СССР от 21 июля 1988 г. N 579 "Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов"
В целях определения профессиональной компетентности, объема знаний, практических умений и навыков...
Утв. Минпросвещения СССР от 10 июля 1987 г. N 127 iconПриказ Минздрава СССР от 21 июля 1988 г. N 579 "Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов"
В целях определения профессиональной компетентности, объема знаний, практических умений и навыков...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы